Научная статья на тему 'Социальные проблемы женщин Алтайского края и пути их решения в 50-х годах XX - начале XXI века'

Социальные проблемы женщин Алтайского края и пути их решения в 50-х годах XX - начале XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
207
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Морева Е. Н.

Описаны особенности вовлечения женщин в общественно-политическую работу края и страны, рассказывается о наиболее выдающихся женщинах края исследуемого периода, о ситуации в органах местной власти, сложившейся на современном этапе развития, а также представлены результаты мониторингового исследования по вопросам участия женщин в общественно-политической жизни края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные проблемы женщин Алтайского края и пути их решения в 50-х годах XX - начале XXI века»

Е. Н. Морева

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕНЩИН АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В 50-х ГОДАХ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Женщины при любой социально-экономической формации являются носителями огромных производственно-творческих возможностей. Социальные проблемы женщин — хранительниц семейного очага всегда будут связаны с вопросами социального обеспечения и поддержки материнства и семьи государством. Но нельзя забывать о том, что трудовая, общественно-политическая деятельность — это возможность как самореализации, так и получения общественного признания, а женщины-руководители всегда лучше понимают проблемы женщин-работниц, деятельность женщин-политиков зачастую направлена на решение традиционно женских проблем.

Советский этап эволюции государственной политики по вовлечению женщин в сферу управления охватывает 1917—1986 гг. — период социалистического строительства в России. Взяв в 1917 г. власть, большевики провозгласили освобождение женщин и для реализации этого лозунга создали соответствующую юридическую базу. Нельзя отрицать, что в первые годы советской власти был накоплен большой организационный опыт, позволивший в кратчайшие сроки решить многие принципиальные вопросы положения женщин. Права женщин были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г. Они стали обладать пассивным и активным избирательным правом, получили доступ к государственной службе.

В деятельности государственных, партийных и общественных организаций той поры существовал специальный механизм для работы с женщинами — женские советы, работа в которых велась под руководством женотделов.

Надо признать, что в 20-х гг. задача привлечения женщин к общественной жизни, участия их в политической деятельности решалась быстрыми темпами. Предложения, высказанные женщинами на делегатских собраниях, встречали идейную поддержку и с целью реализации быстро переводились в плоскость государственных действий. Женщин не только призывали к общественной деятельности, но и создавали механизм, позволяющий включиться в нее. В этом была большая заслуга и женотделов.

С 1930 г. «женский вопрос» стал считаться решенным, и он исчез из политики партии, ее организационных структур и из научных дискуссий. Забота о «политической роли женщины в обществе» проявлялась в системе квот участия женщин в представительных органах власти. В 1980—1985 гг. доля женщин в Верховном Совете РФ составляла 35 %, в Верховном Совете СССР — 32,8 %, в Верховных Советах союзных республик — 36,2 %, автономных республик — 40,3 %1.

Эти квоты не отражали истинного положения женщин в политической жизни страны, хотя нельзя не признать, что на низовом, локальном уровне женщины были достаточно активны и их представительство в местных органах власти было высоким. Это общемировая тенденция. Некоторые западные политические аналитики даже полагают, что женщины считают местный уровень участия более приемлемым для себя идеологически и политически, чем центральную власть. Очевидно, это объясняется тем, что на местном уровне решаются конкретные практические задачи, связанные с

© Морева Е. Н., 2007

1 Шевцова О. Н., Лыткина (Морева) Е. Н. Социальное самочувствие и ценностные ориентации женщин города Барнаула // Сб. науч. тр. гуманитарного факультета АлтГТУ. Барнаул, 2002. С. 24.

жизненными интересами женщин региона, а также более отчетливо видны результаты работы женщин-депутатов.

С 30-х гг. в нормативных актах устанавливается, что женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Что же это значило на практике?

До конца 30-х гг. количество женщин — депутатов местных Советов было незначительным. Так, в 1922 г., несмотря на призывы партии, они составляли 11 % депутатов городских Советов и 1 % депутатов сельских Советов2. В 1937 г. начала внедряться неофициальная партийная разнарядка на участие женщин в выборных органах власти всех уровней. Среди депутатов Верховного Совета СССР того периода они составляли 30 %, местных Советов — около 40 %.

В годы Великой Отечественной войны по понятным причинам женщины составляли значительную долю занятых на производстве и в сельском хозяйстве, кроме того, велико было их число и в местных органах власти.

Конституцией СССР 1936 г., помимо всего прочего, закреплялась руководящая роль Коммунистической партии во всех сферах жизни. С этого времени официально общественная жизнь сливается с партийной, и путь не только женщин, но и мужчин в органы власти, пусть даже и на уровне сел и городов, лежал через партийные коридоры.

Необходимо также отметить, что участие женщин в общественно-политической жизни края и страны определялось их трудовыми заслугами. Для того чтобы стать кандидатом в депутаты в Совет любого уровня, женщина должна была либо быть стахановкой, либо иметь награды. Крайне редко можно встретить упоминание о женщинах — депутатах местных Советов, являвшихся домохозяйками, да и те были отмечены медалями или званием «Мать-героиня».

К началу 50-х гг. множество женщин, преодолевая гендерные стереотипы, овладевало традиционно «мужскими» специальностями. Вот, например, как об этом пишет официальный орган печати краевого Совета рабочих депутатов «Алтайская правда»: «...больше 40 % женщин занято у нас в промышленности, на транспорте и в строительстве. Женщины быстро освоили технику индустриального труда, овладели профессией токаря, наладчика, слесаря-монтажника, электросварщика, машиниста. Женщины встали к управлению более сложными и технически совершенными машинами и агрегатами. Широкий доступ для женщин к среднему и высшему образованию обеспечил быстрый рост кадров женской интеллигенции. Из года в год растет количество женщин-специалистов, работающих в области техники, науки и культуры. Многие из них с гордостью носят высокое звание Героя Социалистического Труда, Героя Советского Союза, лауреата Сталинской премии.

В промышленности Алтая, на транспорте и на стройках плодотворно трудятся многие тысячи советских женщин. Только за последние пять послевоенных лет 385 женщин награждены орденами и медалями. Всего в крае за этот период награждено 57 629 женщин»3.

Кроме того, приводятся такие цифры по сельскому хозяйству на 1952 г.: в машинно-тракторных станциях края 389 женщин работают агрономами, 1374 — трактористками, 267 — водят самоходные и прицепные комбайны. 18 тружениц удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда4.

2 Шевцова О. Н. Социальные проблемы женщин Западной Сибири и пути их решения (1926 —1929 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 1999. С. 50.

3 Алтайская правда. 1950. № 37. С. 2.

4 Там же. 1952. № 42. С. 2.

Как уже говорилось, органы власти отмечали наградами многодетных матерей. Даже в самом начале 50-х гг., во время активного восстановления промышленности и сельского хозяйства, многим многодетным матерям правительство оказывало помощь.

Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 февраля и 3 марта 1950 г. были награждены орденами и медалями 569 многодетных матерей, проживавших в Алтайском крае.

Почетного звания «Мать-героиня» в Алтайском крае к этому времени была удостоена 541 многодетная мать. Орденом «Материнская слава» I ст. — 11 многодетных матерей, орденом «Материнская слава» II ст. — 32 многодетные матери, орденом «Материнская слава» III ст. — 67 многодетных матерей, медалью «Медаль материнства» I ст. — 166 многодетных матерей, медалью «Медаль материнства» II ст. — 293 многодетные матери5.

К 1952 г. эти цифры значительно возросли: 644 женщины на Алтае были удостоены высокого звания «Мать-героиня», 14 355 женщин награждены орденом «Материнская слава» и 38 683 женщины — «Медалью материнства»6.

Мы не случайно приводим эти данные. Для женщин всегда актуальна проблема разделения социальных ролей: для того чтобы заниматься активной общественно-политической работой, ей необходимо уравновесить трудовую деятельность и семейную жизнь. Поэтому без конструктивной помощи государства в виде пособий, яслей, детских садов и других мер у женщин просто не найдется времени на что-то помимо работы и семьи, да и о трудовой деятельности женщин при отсутствии детских учреждений говорить не приходится.

Еще в 1936 г. ЦИК и СНК СССР установили для многодетных матерей, имеющих 7 и более детей, денежное государственное пособие на воспитание детей. Размеры этого пособия были определены в сумме от 2 до 3 тыс. р. ежегодно.

Следующей мерой по улучшению положения женщин явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"».

Если раньше матерям, имеющим 3, 4, 5 и 6 детей, пособие не назначалось, то теперь такие матери пользовались правом на государственное пособие. Матери, имевшей 2 детей, при рождении третьего ребенка предоставлялось право на получение единовременного пособия в сумме 200 р. При рождении четвертого ребенка ей выплачивалось в течение пяти лет 2570 р. Общая сумма пособия на пятого ребенка составляла 3730 р. и на шестого — 4380 р.

Кроме многодетных матерей помощь оказывалась и одиноким. Пособие одиноким матерям выплачивалось до 12-летнего возраста ребенка.

Свыше 77 тыс. многодетных и одиноких матерей в крае в 1950 г. получали государственное пособие. С момента выхода Указа им было выплачено 196 млн р.

В соответствии с постановлением правительства в нашем крае в начале 50-х гг. были открыты десятки родильных домов, 8 домов ребенка, 106 женских и детских консультаций. При каждой консультации имелась молочная кухня. Работало 157 яслей, 97 детских домов, 5 лечебных детских учреждений, 297 детских садов. В летнее время развертывалась широкая сеть детских площадок и колхозных яслей.

Однако меры по освобождению времени женщин для общественной работы были приняты в основном в городах. На селе ситуация зачастую была совершенно иной.

5 Там же. 1950. № 110. С. 1.

6 Там же. 1952. № 39. С. 1.

Отсутствие детских садов и яслей либо неприемлемые условия содержания в них не оставляли женщинам возможности не только для общественной работы, но даже и для основной трудовой деятельности. В редакцию «Алтайской правды», например, приходило много писем, подобных этому: «Государство не жалеет средств на строительство детских учреждений, чтобы дать возможность матери заниматься общественно-полезным трудом. Однако в Крутихинском районе плохо заботятся о матерях. В районном центре нет ни одного детского сада, а также детских яслей. Нам, многодетным матерям, хочется работать, но мы не имеем возможности отлучиться от своих детей и вынуждены сидеть дома». Писали жалобы не только женщины, но и мужчины-активисты. В августе 1950 г., например, В. Борков написал письмо под названием «Беспорядки в детских яслях»: «В горячие дни уборки урожая многие колхозы Тальменского района испытывают острый недостаток в рабочей силе. Тем не менее здесь мало заботятся о том, чтобы высвободить для работы в поле одиноких и кормящих матерей. Это можно сделать путем организации колхозных детских яслей. Однако во многих колхозах района детских яслей или совсем нет, или в них такой беспорядок, что матери не решаются оставлять там своих детей.

...Колхозницы вправе требовать, чтобы их дети были окружены должным вниманием»7. И таких писем в редакцию поступало очень много.

Женщин — передовичек сельского хозяйства было мало, в большинстве своем женщины не обеспечивали себя даже установленным минимумом трудодней.

Необходимо отметить, что Коммунистическая партия активно выдвигала передовых способных женщин на руководящие посты советской и партийной работы, на посты директоров предприятий.

К 1950 г. 277 советских женщин были депутатами Верховного Совета СССР. Свыше 1700 женщин — депутатами Верховных Советов союзных и автономных республик. Но в течение многих лет это количество оставалось почти неизменным, т. к. для советской демократии традиционно складывалось переизбрание депутатов из года в год.

Около полумиллиона женщин были депутатами местных Советов. В одном лишь Барнауле 278 женщин были избраны депутатами краевого, городского и районных Советов. Это были лучшие работницы, передовые крестьянки, видные деятельницы науки, просвещения и искусства.

Помимо выдвижения в кандидаты в депутаты Советов всех уровней, у женщин — передовичек и активных общественниц были и другие возможности общественно-политической деятельности. Так, их выдвигали и избирали в избирательные комиссии и народные судьи и народные заседатели.

Анализ документов показывает, что в этих представительных органах количество женщин составляло в разные годы в разных районах от 40 до 60 %. Но при этом заметна следующая тенденция: в Барнауле и других крупных городах края количество женщин, например, в районных и окружных избирательных комиссиях заметно меньше, чем в отдаленных районах края.

Эта тенденция прослеживается с начала 50-х до второй половины 80-х гг., что может говорить, скорее всего, не о том, что в городах женщины были менее общественно активны (наоборот — о чем свидетельствует большое число женщин — политических агитаторов и женщин, добившихся заметных успехов в партийной карьере: они были и секретарями горкомов КПСС, и парторгами крупных предприятий, и т. п.), а о том, что в отдаленных районах края руководству их легче было заметить и отметить.

06 этом говорит также и то, что в сельском хозяйстве чаще, чем в промышленности, женщины — передовички производства выдвигались на руководящую работу: много было звеньевых, бригадиров, старших агрономов и животноводов, даже председателей колхозов

7 Там же. 1950. № 198. С. 2.

и местных партийных ячеек. Встречались, конечно, и в городе женщины — мастера, начальники цехов, смен и бригад, но их процент был несоизмеримо меньше. Очень ярко демонстрирует эту картину ситуация, сложившаяся на традиционно женском производстве — Барнаульском меланжевом комбинате: при подавляющем большинстве женщин-работниц (более 85 %) руководство, в основном, осуществляли мужчины.

Однако следует отдать должное: много выдающихся женщин работали на Барнаульском меланжевом комбинате. Стоит обратить внимание на династию Вешняковых, трудившихся здесь со второй половины 40-х до конца 80-х гг.: основательница династии Валентина Георгиевна — начальник прядильного производства, Екатерина Ивановна — мастер чесального цеха, Валерия Константиновна — нормировщица, Нина Михайловна — валяльщица, Нина Ивановна — воспитатель детского сада № 16, Зинаида Михайловна — мастер ткацкого производства, Клавдия Михайловна — старший мастер тростильно-крутильного цеха.

Их трудовые успехи были отмечены на различных уровнях. В. Г. Вешнякова, например, в 1950 г. закончила курсы Института усовершенствования руководящих и инженерно-технических работников и возглавила прядильное производство. Ее трудовые достижения были отмечены медалью «За доблестный труд», в 1961 г. она была награждена значком «Отличник социалистического соревнования РСФСР».

Помимо очевидных трудовых успехов эта женская ткацкая династия славится и своей общественной активностью. Немало свидетельств тому хранится в фондах Алтайского государственного краеведческого музея. Та же В. Г. Вешнякова в 1970 г. была делегирована на Вторую партийную конференцию Барнаульского меланжевого комбината, на Пятнадцатую партийную конференцию Октябрьского района г. Барнаула. В мае 1972 г. ей были вручены почетный адрес и мандат на торжественное собрание, посвященное 40-летию партийной организации Барнаульского ордена Красного Знамени меланжевого комбината. В этом же 1972 г. «за достигнутые успехи в коммунистическом воспитании трудящихся» ее фотография была помещена на городской Галерее Славы. А в следующем году ей был вручен диплом почета, которым ее наградили «за многолетний доблестный труд, большую общественную работу, воспитание молодого поколения».

Успехи К. М. Вешняковой, также закончившей курсы института усовершенствования руководящих и инженерно-технических работников, были отмечены почетными грамотами: в 1967 г., например, она была награждена почетной грамотой от управления легкой промышленности Алтайского Совнархоза за разработку комплекса мероприятий по повышению производительности мотальных и тростильных машин. Кроме того, она, являясь ветераном партии, получила не одну почетную грамоту за активную общественную работу: в 1960 г. от Барнаульского горкома КПСС — «За активное участие в агитационно-пропагандистской работе в связи с девяностолетием со дня рождения В. И. Ленина», в 1963 г. от Октябрьского райкома КПСС — за активное участие в пропагандистской работе по итогам 1962/63 учебного года, в 1972 г. от комитета ВЛКСМ меланжевого комбината — за большую помощь в подготовке и проведении Ленинского зачета и др.

В 1972 г. Алтайский крайком КПСС учредил премию имени рабочей династии текстильщиков Вешняковых.

Р. П. Елниива, помощник мастера прядильного производства, была депутатом Верховного Совета СССР шестого созыва.

З. В. Воротникова, будучи в 1960 г. бригадиром планочниц Барнаульского меланжевого комбината, была членом Центрального комитета профсоюза рабочих текстильной и легкой промышленности, делегатом XXII съезда КПСС, кроме того, в декабре 1961 г. была избрана делегатом Всесоюзного совещания в Москве ударников

коммунистического труда. Она неоднократно избиралась членом Алтайского крайкома КПСС. Но и здесь активная общественная работа и признание — лишь дополнение к трудовым успехам: ее бригаде одной из первых в крае было присвоено звание «Бригада коммунистического труда», а сама она была кавалером ордена Ленина.

А. С. Нечунаева, будучи лучшей прядильщицей, в 1971 г. была награждена за работу в восьмой пятилетке орденом Ленина. За досрочное выполнение планов девятой пятилетки Октябрьский крайком КПСС и исполком районного Совета депутатов трудящихся наградил ее дипломом. Почетными грамотами за многолетний и безупречный труд не раз награждала ее и дирекция Барнаульского меланжевого комбината.

Естественно, все это давало ей возможность реализоваться и в общественной жизни: коллектив не раз выдвигал ее в состав участковых избирательных комиссий, она активно участвовала в организации партийных мероприятий.

Нельзя не упомянуть и еще одну работницу Барнаульского меланжевого комбината

— М. П. Лазакович. Только в 1987 г. она закончила Барнаульский текстильный техникум, но к этому времени достигла выдающихся успехов в работе на комбинате. В мае 1982 г. Министерством легкой промышленности СССР и ЦК профсоюза рабочих текстильной и легкой промышленности она была награждена призом имени Евдокии и Марии Виноградовых (инициаторов стахановского движения в текстильной промышленности) за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании, за достижение наивысших результатов в труде в одиннадцатой пятилетке. А в 1986 г. была уже (первой в Алтайском крае) полным кавалером орденов Трудовой славы. В Алтайском краеведческом музее хранятся подлинники ее орденских книжек.

Конечно же, такие выдающиеся трудовые достижения не могли не сопровождаться и активной общественно-политической деятельностью, М. П. Лазакович была членом КПСС с 1968 г., депутатом Алтайского краевого Совета народных депутатов семнадцатого — восемнадцатого созывов, а в мае 1988 г. была избрана делегатом XIX Всесоюзной конференции КПСС от Алтайской краевой партийной организации.

Баранаульский котельный завод также славится женщинами-активистками, среди которых назовем Р. Н. Шабунину (Кружинину). Накануне войны она поступила в ремесленное училище при Невском машиностроительном заводе им. Ленина. В 1942 г. с первой партией оборудования эвакуировалась в Барнаул. Участвовала в строительстве завода. С 1942 г. работала фрезеровщицей первого построенного на заводе цеха — арматурного. С 1951 г. была нормировщицей. В 1983 г. ушла на пенсию. К 40-летнему юбилею предприятия администрацией Барнаульского котельного завода была награждена почетной грамотой за долголетнюю и безупречную работу.

Она всегда была активной общественницей. В 1955 г. — стала членом КПСС, а позднее — секретарем партийной организации арматурного цеха Барнаульского котельного завода.

Первым секретарем парткома Барнаульского котельного завода также была женщина

— А. С. Салдашова.

Еще одно крупное промышленное предприятие, славящееся трудовыми и общественными достижениями, — это Барнаульский хлопчатобумажный комбинат. Там в 50—80-е гг. работала А. Е. Бахтина. Она начала трудовую деятельность в 1956 г. С 1961 г.

— ткач ткацкого производства на ХБК. С 1964 г. — ударник коммунистического труда. Награждена орденом Трудового Красного Знамени, юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование

100-летия со дня рождения В. И. Ленина».

К 250-летию Барнаула в связи с выполнением за 1975—1980 гг. двух пятилетних заданий была награждена почетной грамотой от администрации, парткома, профкома,

комитета ВЛКСМ комбината, почетной грамотой Алтайского крайкома КПСС, крайисполкома и крайсовпрофа. Также были получены поздравления от краевого и городского комитетов КПСС.

Когда в 1972 г. крайком КПСС, крайисполком и крайсовпроф учредили краевое соревнование за премии имени знатных людей и трудовых династий Алтайского края, победителем по итогам работы за 1972 г. и лауреатом премии знатной династии текстильщиков Вешняковых стала А. Е. Бахтина.

Она отличилась и на общественно-политическом поприще: с 1974 г. была членом КПСС, в 1982 г. — делегатом XVII съезда профсоюзов СССР.

Было в истории ХБК еще несколько выдающихся работниц, на биографиях которых необходимо остановиться.

Среди них — Т. М. Журавлева, ткачиха, с 1973 г. — член КПСС, ударник коммунистического труда. Ее трудовые успехи неоднократно были отмечены руководством. В 1972 г. Министерством легкой промышленности РСФСР и ЦК профсоюза рабочих текстильной и легкой промышленности она была награждена почетной грамотой «за успешное выполнение социалистических обязательств по экономии сырья и материалов». В том же году за достигнутые успехи в соцсоревновании ее фотография была помещена на городской Галерее Славы. За досрочное выполнение социалистических обязательств девятой пятилетки награждена дипломом Октябрьского райкома КПСС и исполкома районного Совета депутатов трудящихся. По решению Министерства текстильной промышленности РСФСР и ЦК профсоюза рабочих текстильной и легкой промышленности она неоднократно (в 1973 и 1974 гг., в частности) становилась победителем социалистического соревнования. Награждена орденом Ленина, медалью «За трудовую доблесть».

Тамара Марковна была одной из самых активных женщин, участвовавших в общественно-политической жизни Барнаула и всей страны: в 1971 г. она была избрана депутатом Верховного Совета РСФСР, в 1975 г. — депутатом Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся, в 1976 г. — депутатом Октябрьского районного Совета рабочих депутатов. В феврале 1976 г. делегирована на XXV съезд КПСС, в декабре 1976 г. — на Восемнадцатую Алтайскую краевую конференцию КПСС от партийной организации Октябрьского района, в 1980 г. была членом бюро крайкома КПСС. В 1984 г. ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ей неоднократно вручались почетные грамоты и благодарности краевого и городского комитетов КПСС, крайисполкома и крайсовпрофа за активную общественную работу. В январе 1980 г. в крае была учреждена премия ее имени. В 1974 г. она как шеф-наставник получила почетную грамоту «за активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи», в 1975 г. — «за трудовые успехи и активное участие в общественно-политической жизни комбината в международном году женщины».

Следует отметить и Р. А. Прокопьеву — передовую ткачиху ХБК, с 1979 г. члена КПСС. В 1982 г. она выполнила два годовых задания, за что получила почетные грамоты от администрации комбината и Барнаульского горкома партии и была направлена делегатом на XIX съезд ВЛКСМ.

Работница ХБК Г. Ф. Васильева также была депутатом Верховного Совета РСФСР. Ударник коммунистического труда, в 1975 г. она была награждена медалью «За трудовую доблесть», орденом Трудового Красного Знамени, а также знаком «Ударник девятой пятилетки».

В конце 80-х на ХБК была заметна деятельность Д. С. Мироновой, ткачихи. Она неоднократно награждалась почетными грамотами Алтайского крайкома КПСС,

крайисполкома, крайсовпрофа за большие успехи в краевом соцсоревновании и активную работу по воспитанию молодых рабочих.

В 1987 г. она получила приглашение Министерства текстильной промышленности РСФСР и ЦК профсоюза рабочих текстильной и легкой промышленности принять участие в деловой встрече делегатов XVIII съезда профсоюзов СССР с руководителями министерства и ЦК профсоюзов.

Можно было бы еще много говорить о выдающихся советских труженицах — активных участницах общественно-политической жизни страны, города и края, мы остановились лишь на самых известных.

В сельском хозяйстве, как и в промышленности, на общественно-политическую работу выдвигали женщин, достигших определенных успехов в работе. Это, например, председатель колхоза «Путь Сталина» Локтевского района Т. И. Ткачева, член ВКП(б) с 1941 г., член райкома ВКП(б) и депутат Ново-Михайловского сельского и Локтевского районного Советов депутатов трудящихся в 50-х гг. Или заместитель начальника ГорноАлтайского областного управления сельского хозяйства С. И. Гриб. Для того чтобы стать кандидатом в депутаты и быть избранной в Верховный Совет СССР или РСФСР, женщина-колхозница должна была не только занимать какой-нибудь руководящий пост (например, старший агроном или заведующий зоофермой), но и иметь награды за трудовые заслуги — ордена или медали либо быть ударником коммунистического труда или даже Героем Социалистического Труда, хотя обычно одна награда всегда сопровождала другую.

В 1960 г. процент женщин в представительных органах власти колебался от 27 в Верховном Совете СССР до 41 в районных Советах депутатов трудящихся. Подобное процентное соотношение держалось вплоть до 1989 г.

Следующий этап участия женщин в выборных органах власти начался в 1987 г., в период так называемой перестройки, и завершился к моменту распада СССР, образования самостоятельного Российского государства.

Он характеризуется отменой квотной системы представительства женщин в местных Советах. Первые выборы без квот в стране в 1989 и 1990 гг. разрушили миф о решении «женского вопроса» в СССР и о политической роли женщины в обществе. Женщины полностью проиграли выборы. Это произошло прежде всего по причине их низкой политической активности и организованности, но и показало отношение общества к женщине-политику.

Вообще, при анализе динамики представленности женщин в высших законодательных органах власти страны следует иметь в виду, что все выборы (начиная с 1989 г.) проводились по разным законам о выборах. Так, выборы народных депутатов СССР 1989 г. снизили представленность женщин по сравнению с 1984 г. с 33 % до 15,6 %. Эти выборы, проходившие по модифицированному Закону «О выборах народных депутатов СССР» (от 1 декабря 1988 г.), еще включали квоту в 70 человек (всего по системе представительства общественных организаций было избрано 750 депутатов) от Комитета советских женщин и проводились фактически по системе ступенчатого выдвижения по территориальным и национально-территориальным округам.

Выборы народных депутатов РСФСР 1990 г., проходившие по Закону «О выборах народных депутатов РСФСР» (от 27 октября 1989 г.), привели к снижению представленности женщин до 5,6 %. Они проводились по мажоритарной системе (по национально-территориальным и территориальным округам), и система представительства общественных организаций уже не использовалась.

Период российской государственности (1991—1999 гг.) отличается углублением гендерной асимметрии в сфере политики и управления.

Участие женщин России в политике и власти в перестроечный и постперестроечный периоды прошло несколько этапов развития8.

В период реформ, которые всем своим грузом рухнули на женские плечи, в период ломки старого общественного уклада женщина должна занимать достойное место во власти, она должна смягчать жесткость политических преобразований. Женщина консервативна по своей природе, она везде ищет прочных оснований; только на прочном фундаменте может развиваться новое демократическое общество. Именно женщина может помочь сделать переходный период более мягким.

В демократическом государстве главную роль играют устройство и система власти, сила власти, контроль со стороны власти и контроль граждан за властью. Демократические способы властвования означают, что власть осуществляется при участии в принятии решений их исполнителей. Политическое участие раскрывает механизмы осознания и представления властно значимых интересов. Оно характеризует все действия отдельных лиц и групп граждан, стремящихся повлиять на содержание и характер политических решений органов и институтов государственной власти в общенациональном масштабе или на местном уровне.

Актуализируют сознательное политическое участие ограничения каких-то слоев населения в выражении своих интересов и прав на политическое участие или необходимость реорганизации и развития самих этих прав. В этих условиях важным проявлением политического участия становится постоянная политическая деятельность, в том числе профессиональная работа в сфере политических отношений.

Развитие политического участия в современных формах предполагает реализацию политических свобод — прав на определенный вид свободного поведения, на убеждения, на выбор линии поведения. Это сочетается с правом каждой социальной группы на собственное культурное пространство, на его признание и уважение к нему. Именно с этим связана недопустимость стандартных методов принятия политических решений. Этим актуализируется гендерный подход к анализу политического участия.

Участие в политике женщин, связанных с самими основами жизни, включая рождение, воспитание, формы хозяйственной деятельности и духовной жизни, сопряжено с восстановлением механизма соединения мужчин и женщин на всех уровнях социальной жизнедеятельности, во всех сферах общественной жизни. Реальная картина взаимосвязи мужчин и женщин как политических субъектов сегодня не рассматривается феминизмом. Не может она быть воспринятой и как взаимодополнение, как точное распределение сфер компетенции и деятельности в политике. Речь идет о реализации самоопределения женщины как равноправного члена общества и восстановлении в должной степени женского достоинства.

В политике должен быть оценен опыт не пола, а рода, соотнесенного с культурно-психологическими характеристиками, признана несводимость двух начал — мужского и женского — друг к другу, равенство прав на различия, на специфику при обсуждении и решении любых социально значимых вопросов9.

Что же мы видим на практике в органах управления в Алтайском крае? В краевом Совете народных депутатов, состоящем из 61 депутата, работают лишь 6 женщин, из них трое — врачи (Н. А. Быкова, Л. И. Кравцова и И. В. Солнцева), две женщины имеют высшее экономическое образование (Н. П. Данилова и Н. Г. Рудакова), Е. А. Абрамова — незаконченное высшее образование. Таким образом, в краевом органе законодательной власти не набирается и 10 % женщин. Немаловажно отметить и то, какие должности в

8 Римашевская Н. М. Гендерные аспекты социально-экономических трансформаций в России. М., 2001. С. 18.

9 Там же. С. 22.

Совете занимают эти женщины. Е. А. Абрамова — заместитель председателя Комитета по местному самоуправлению; И. В. Солнцева — председатель Комитета по охране здоровья и социальной защите населения; Н. П. Данилова — председатель Комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике. Мы видим, что хоть некоторые из них являются председателями комитетов КСНД или заместителями председателей, комитеты эти не ключевые, самые важные посты председателей и заместителей (например, Комитета по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности, Комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике) занимают мужчины.

В органах исполнительной власти ситуация и того хуже: женщины работают лишь в низшем эшелоне управления; председателем только одного комитета (по строительству и архитектуре) из 38 комитетов, управлений, отделов и департаментов является женщина — главный архитектор края Н. Я. Клюк и только одна женщина занимает должность заместителя председателя комитета по социальной защите населения.

Подобная картина наблюдается и в структурах городских властей. Например, в Барнаульской городской думе из 35 депутатов — 5 женщин, что составляет чуть больше 14 %, в Бийской городской думе ситуация немного лучше, из 21 депутата — 5 женщин. А в Славгороде вообще 1 женщина в составе городской думы из 20 человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исполнительная власть городов Алтайского края также не стремится преодолеть гендерную асимметрию. Ни одна женщина не занимает должность заместителя главы администрации г. Барнаула. В других городах почти во всех городских администрациях, кроме Рубцовска, Камня-на-Оби и Заринска, хотя бы одна женщина является заместителем главы администрации; город Яровое вообще выбивается из общей тенденции: и глава городской администрации, и его заместители — женщины.

Нельзя обойти вниманием и деятельность руководителя Алтайского краевого отделения Союза женщин России Н. С. Ремневой, которая до 2004 г. работала начальником отдела социальных и семейно-демографических проблем администрации Алтайского края.

В ноябре 2003 г. по ее инициативе в Барнауле состоялось первое заседание Общественной женской палаты при главе администрации края. Такая структура была образована в августе. В ее состав вошли представители общественных формирований и государственные служащие, чья деятельность направлена на оказание помощи семье, женщинам и детям. На первом заседании глава администрации Алтайского края А. Суриков наметил основные направления совместной работы власти и женских НКО по реализации социальной политики в крае в интересах семьи, материнства, отцовства, детства. Помимо этого, представители женской палаты обсудили проведение мероприятий по поддержке семей, взявших на воспитание детей-сирот, по вопросам планирования семьи, пропаганды здорового образа жизни, профилактики «подросткового материнства». Председателем женской палаты была избрана Н. Ремнева.

В 2000 г. на Алтае функционировали 33 женские организации, одной из главных задач которых являлось оказание помощи органам власти в реализации государственных и региональных социальных программ, ориентированных на женщину, детей и семью. В настоящее время на Алтае идет разработка программы «Семья — женщина — дети», развитие которой поможет решить ряд проблем: продвижение женщин в руководящие органы власти, решение проблемы женской безработицы (от 58 % до 70 % безработных женщин в различных районах Алтайского края).

С 1987 г. Алтайское отделение Союза женщин России, которым сейчас руководит Н. С. Ремнева, существовало как краевой Совет женщин. В 1992 г. оно стало представлять часть единой организации — Союза женщин России.

В состав краевой организации входят районные и городские отделения Союза женщин России (до 60 коллективных членов). Общая численность — около 30 тыс. человек, но эта цифра неточная, т. к. членство в организации неформальное. Возглавляет организацию президиум в составе 35 человек. Краевое отделение Союза женщин России работает в тесном контакте (неформальном) с целым рядом других женских объединений: Союзом матерей, Союзом многодетных матерей, Союзом матерей воинов-афганцев, клубом «Боевые подруги», Комитетом солдатских матерей, ассоциацией матерей «Спасем детей от наркотиков».

Основная цель деятельности Алтайского отделения Союза женщин России — улучшение положения женщин в стране, проведение в жизнь принципа равных прав и свобод и равных возможностей для мужчин и женщин, как это предусмотрено Конституцией Российской Федерации и международно-правовыми обязательствами России.

Прежде всего следует ответить на вопрос, в какой мере низкая степень участия женщин на уровне принятия решений в масштабах общества является наследием прошлого и в какой мере ее истоки следует искать в нынешней непростой действительности. Несомненно, что здесь действует комплекс разных по своему характеру, источникам и времени происхождения факторов.

Самым главным и, несомненно, самым трудноустраняемым препятствием полноправного участия женщин в принятии решений, как на местном, так и на общегосударственном уроне, остаются гендерные стереотипы в общественном сознании, которые как никакие другие трудно поддаются трансформации.

В общественном сознании существует глубокая асимметрия в критериях оценки женщин и мужчин как руководителей, политических деятелей. С одной стороны, как правило, с трудом воспринимается способность женщин к лидерству, самостоятельности, объективности, масштабности мышления, политическому маневру. Эти качества считаются мужскими.

Прямых правовых актов, ограничивающих доступ женщин к структурам власти, конституционно зафиксированных, в России нет. В то же время есть ряд косвенных актов, которые путем предоставления различных трудовых льгот, связанных прежде всего с родительством и сориентированных только на одного родителя — мать, предписывают именно женщине совмещать семейные функции с работой в общественном производстве. В силу этого женщина рассматривается как работник, имеющий массу «льгот», следовательно, «ненадежный» кандидат для продвижения в структурах управления.

Помимо социально-экономических факторов, в движение приводится также социально-культурная норма, которая регулирует поведение человека в определенных условиях. Ее основу составляют ограничения и запреты, с помощью которых общество стандартизирует поведение своих членов. Кроме того, в ней содержатся положительные предписания, указывающие, как можно и должно вести себя, соблюдение которых в большой мере обеспечивается внутренними психологическими установками. «Поведенческий репертуар» и установки лидера — производные от соционормативной культуры общества. А она сегодня не включает, а отторгает женщину и настроена на мужчину.

Был проведен региональный социологический мониторинг, респондентам был задан вопрос: «Как Вы относитесь к женщинам-политикам?» Ответы распределились так: «положительно» — 59 %; «отрицательно» — 25 %; «затрудняюсь ответить» — 16 %.

Немаловажно, как сами женщины рассматривают необходимость участия в управлении. Материалы мониторингового исследования, проводимого в 1997, 2000, 2002 и 2004 гг. в Алтайском крае, позволили выявить некоторые тенденции в отношении женщин к общественно-политической деятельности.

Мониторинговое исследование зафиксировало резкий рост активности женщин в общественно-политической жизни с 1997 по 2000 г.: в 1997 г. женщин, рассматривающих одной из мер улучшения положения женщин свое участие в управлении трудовыми коллективами, было 11,2 %, в 2000 г. — уже 22,2 %; женщин, согласных с мнением о том, что женское движение способно защитить интересы женщин, соответственно 10 % и 87 %; женщин, согласных с необходимостью участия женщин в общественно-политической деятельности, соответственно 21,7 % и 48,1 %. Необходимо также указать и количество участвующих в общественно-политической жизни женщин, которое в 2000 г. составило 64,8 %10.

В 2000—2004 гг. отношение женщин к этому вопросу очень изменилось: они стали более пассивны. Значительно снизился процент женщин, считающих, что общественно-политической деятельностью необходимо заниматься: с 64,8 % до 20,2 %; да и вообще по всем пунктам, связанным с участием в общественно-политической деятельности, показатели уменьшились в среднем на 10—15 %. Зато заметно возросли показатели по таким положениям, как: «не хватает времени заниматься политикой и общественной деятельностью» — с 7,1 % в 2000 г. до 22,6 % в 2004 г.; «нет связи с организациями» — с 12,9 % до 21,7 %; «не думала об этом» — с 4,4 % до 16,6 %. На наш взгляд, появление такой тенденции связано с тем, что жизнь женщин стала более стабильной. Они стараются больше времени уделять семье, работе, личным проблемам, чем заниматься общественно-политической деятельностью, не приносящей практических плодов.

Женщины выдвигают законодательные инициативы, которые близки интересам женщин и которые на практике часто предаются забвению в «мужском» парламенте. Следовательно, через женщин-законодателей вопросы легче ставятся на повестку дня парламентов — происходит трансформация женских интересов в политические курсы. В результате доступ женщин через женщин к законотворческим органам облегчается, что способствует ликвидации определенных препятствий на пути женщин в высший законодательный орган и в большую политику вообще.

Таким образом, женщины нужны во власти, поскольку они объективно выступают как катализаторы перемен. Иными словами, женщины должны идти во властные структуры, поскольку их приход туда — объективно необходимое условие для улучшения статуса женского населения в обществе в целом, а значит, каждой отдельно взятой женщины.

10 Шевцова О. Н., Лыткина (Морева) Е. Н. Указ. соч. С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.