Научная статья на тему 'Основные направления, инструменты и технологии политики преодоления бедности сельского населения региона аграрной специализации'

Основные направления, инструменты и технологии политики преодоления бедности сельского населения региона аграрной специализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анисимова Мария Михайловна

Статья посвящена анализу социальной политики по преодолению бедности сельского населения, реализуемой в Алтайском крае, выявлению проблем, оценке ее эффективности. Представлены перспективные направления совершенствования социальной политики по преодолению бедности сельского населения в Алтайском крае как регионе аграрной специализации. (по результатам социологических исследований, проведенных в Алтайском крае 1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Анисимова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления, инструменты и технологии политики преодоления бедности сельского населения региона аграрной специализации»

УПРАВЛЕНИЕ

Одним из результатов рыночных преобразований в России явилось падение уровня и качества жизни населения. Проблема роста бедности стала актуальной с начала 90-х гг. ХХ в. для населения всех регионов страны. Несмотря на значительное снижение уровня бедности в 2000-е гг., проблема остается актуальной для жителей алтайского села.

В 2011 г. в рамках проекта «Сельская бедность в новой России: механизмы формирования и преодоления» НП «Центр социально-экономических исследований и региональной политики» под руководством д.с.н. А.М. Сергиен-ко и при участии автора в Алтайском крае проведены опрос 440 бедных сельских жителей, экспертные опросы 38 представителей органов местного самоуправления, 19 руководителей сельских предприятий, 10 руководителей сельских общественных организаций, а также актуальное интервью с 8 руководителями региональных органов власти. Одной из задач исследования являлось выявление перспективных направлений и технологий преодоления сельской бедности.

Кроме того, осуществлен вторичный анализ проведенных ранее указанным Центром исследований, а именно: экспертных опросов 59 представителей органов местного самоуправления, 80 директоров сельских предприятий Алтайского края по проекту «Проблемы и

Мария Михайловна Анисимова, аспирант ФГБОУ ВПО Сибирского института - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья посвящена анализу социальной политики по преодолению бедности сельского населения, реализуемой в Алтайском крае, выявлению проблем, оценке ее эффективности. Представлены перспективные направления совершенствования социальной политики по преодолению бедности сельского населения в Алтайском крае как регионе аграрной специализации.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА АГРАРНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ (по результатам

социологических исследований, проведенных в Алтайском крае1)

перспективы развития социальной сферы села» (2008 г.), 24 представителей органов местного самоуправления Алтайского края по проекту «Экономические поведение сельского населения как механизм формирования и преодоления бедности» (2004 г.). Исследования проведены под руководством А.М. Сергиен-ко.

Основные технологии органов государственной и местной власти по преодолению бедности сельского населения. Мировое сообщество уделяет серьезное внимание решению проблемы бедности: борьба с бедностью - это одно из важнейших направлений деятельности международных организаций. Данная проблема обозначена в международных нормативно-правовых актах. Так, согласно Европейской социальной хартии каждый имеет право на защиту от бедности и социального отторжения. Среди целей Декларации тысячелетия ООН2 ликвидация крайней нищеты и голода является целью № 1.

В России борьба с бедностью относится к важнейшим задачам. Власти осознают, что бедность несет угрозу национальной безопасности страны.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.3 обеспечение национальной безопасности включает в себя повышение качества жизни российских граждан, для чего силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества, в частности, содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения.

Властями признан тот факт, что бедность, концентрирующаяся на селе, тормозит процесс устойчивого развития сельских территорий. Согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 г. (проект Министерства сельского хозяйства РФ) целям государственной политики устойчивого сельского развития до 2020 г. соответствует снижение уровня бедности сельского населения в 2,3-2,5 раза - до 18-19%.

Одной из распространенных технологий борьбы с бедностью в России является программирование. На данный момент в нашей стране нет программы по борьбе с сельской бедностью, и в ближайшее время ее разработка не

' - я' ¿-»и • . .V |1к|

I 1 1 - * ■ ■ "

81

планируется. Большинство экспертов (руководителей региональных органов власти) не видят целесообразности в создании подобной программы, поскольку рассматриваемая проблема является комплексной, и многие реализуемые программы прямо или косвенно на нее воздействуют. По состоянию на 2009 г. в крае реализовывалось более двадцати краевых целевых программ, большая часть из которых включала в себя меры по борьбе с бедностью, помощи бедным. Любая программа, по мнению экспертов, не должна быть оторвана от производства, социального блока. Для решения проблемы сельской бедности нужно «создать нормальные экономические отношения государства в условиях рынка и агропромышленного комплекса» (председатель законодательного органа региона с 1996 по 2008 гг., министр сельского хозяйства РФ с 1994 по 1996 гг.). Однако есть мнение о необходимости создания подобной программы и предложения конкретных мероприятий, которые следует включить в нее: «... анализ причин возникновения бедности, изучение состояния сельского населения, мероприятия... направленные на создание условий для людей... для того, чтобы можно было эту бедность преодолеть» (начальник отдела органа социальной защиты в регионе). Указывающие на необходимость создания программы борьбы с сельской бедностью эксперты отмечают рациональность формирования подобных проектов на уровне муниципалитетов.

Основными инструментами и технологиями преодоления бедности (в том числе и сельской), реализуемыми государством, муниципальными органами управления, по мнению экспертов, являются адресная социальная помощь, индивидуальное социальное сопровождение, реализация социальных акций (например, «Соберем ребенка в школу»), улучшение жилищных условий, строительство жилья для сельской молодежи, газификация, выделение земли, поддержка сельских производителей, создание рабочих мест на селе, содействие самозанятости, выплата пособий, жилищно-коммунальных субсидий, ма-

териальной помощи, помощь в получении кредитов.

Остановимся подробнее на основном инструменте помощи сельским бедным: пособиях и их индексации. Выплата пособий нуждающимся категориям граждан призвана помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Примером государственной поддержки селян является ежемесячная денежная выплата гражданам, работающим и проживающим в сельской местности (законодательство устанавливает категории граждан, имеющих право на данную выплату4). Размер данной выплаты в крае составляет 10% прожиточного минимума.

Основной мерой, направленной на поддержку малообеспеченных семей (в том числе и сельских), проживающих на территории Алтайского края, имеющих детей, являются государственные социальные выплаты. Размер пособия на ребенка до 16 лет (на обучающегося в общеобразовательном учреждении -до 18 лет) невелик: в пределах 2% прожиточного минимума ребенка (здесь и далее - по состоянию на 4 квартал 2011 г., размер пособия индексируется)5. Одинокая мать получает пособие несколько большего размера, однако они также невелики - немногим более 6% прожиточного минимума ребенка; мать ребенка, отец которого находится на военной службе по призыву либо является курсантом военного образовательного учреждения, получает пособие, немногим превышающее 4% прожиточных минимума ребенка. При уклонении родителя от уплаты алиментов, а также в случае невозможности взыскания алиментов второй родитель получает пособие, немногим превышающее 3% прожиточного минимума ребенка4. Многодетные малообеспеченные семьи получают пособие порядка 13% прожиточного минимума ребенка на учащихся общеобразовательных учреждений детей и около 9% - на детей, не обучающихся в общеобразовательных учрежде-6

ниях .

Получение вышеперечисленных пособий не решает проблему бедности

вследствие маленьких размеров данных выплат.

В качестве мер поддержки многодетных семей, кроме вышеназванных, выделяются следующие.

Независимо от права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, родителям тройни (а в определенных законом случаях - опекунам), постоянно проживающим на территории Алтайского края, выплачивается единовременное пособие на воспитание детей в размере 150000 руб., а при рождении четверых и более детей сразу - 200 000 рублей7. Кроме того, установлены ежегодная денежная выплата на обеспечение детей одеждой при рождении одновременно троих и более детей (порядка половины прожиточного минимума ребенка), единовременная денежная выплата для подготовки к школе первоклассника из многодетной семьи (более чем на четверть превышает прожиточный минимум ребенка), ежегодная денежная выплата для подготовки к школе учащихся 2-11 классов из многодетных семей (около прожиточного минимума ребенка)8. Родители многодетных семей имеют право на получение регионального семейного капитала, который предоставляется гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Алтайского края, при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2011 г. Размер семейного капитала - 50000 руб9. Эта сумма выплачивается за счет средств краевого бюджета. Предполагается ежегодная индексация с учетом темпов роста инфляции.

Кроме социальной поддержки, на ситуацию с бедностью оказывают непосредственное влияние меры, направленные на борьбу с бедностью посредством поддержки тех, кто самостоятельно может преодолеть бедность (экономически активное население). Целью КЦП «Содействие занятости населения Алтайского края» является содействие трудоустройству незанятых граждан Алтайского края, в том числе социально незащищенных групп населения, защита их от безработицы. Программой

— ®

Ч

т

\11 .1

& %

УПРАВЛЕНИЕ

предусмотрена реализация следующих основных задач: обеспечение информирования населения и работодателей по вопросам занятости; повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда; содействие трудоустройству граждан, ищущих работу, и безработных, в том числе испытывающих трудности в поиске работы; социальная поддержка безработных граждан10. От реализации программы ожидаются такие результаты, как снижение средней продолжительности регистрируемой безработицы до 4,7 месяца; увеличение доли безработных граждан, участвующих в мероприятиях по содействию трудоустройству, до 34,7%; снижение к концу 2012 г. уровня официально зарегистрированной безработицы (по отношению к численности трудоспособного населения) до 3,3%. Основные мероприятия включают в себя профессиональное обучение, стажировку, содействие самозанятости, содействие трудоустройству незанятых инвалидов, организацию общественных работ и др.

Среди специфических программ, целевое действие которых распространяется исключительно на сельских жителей, можно выделить ФЦП «Социальное развитие села».

Мнения представителей региональных органов власти о действии данной программы, направленной на улучшение положения селян, разделяются. Встречаются как негативные оценки: «А мыто не особо видим, что это социальное развитие села... Социальное развитие я понимаю так: где-то открылась школа, где-то клуб отремонтировался. Ничего же этого нет» (депутат регионального органа законодательной власти), так и позитивные отзывы, например: «Многие ФАПы получили поддержку... Районные больницы получили оборудование» (заместитель начальника органа социальной защиты региона).

На решение проблемы сельской бедности влияют также проекты, конечной целью которых не является преодоление бедности, но косвенно этой проблемы они касаются. Одним из таких проектов является «Алтайское Приобье». Эксперты отмечают, что его реализация

будет способствовать сокращению сельской бедности посредством развития сельского хозяйства, социально ответственного сельского бизнеса, развития социальной инфраструктуры на селе. Однако есть и другое мнение относительно «Алтайского Приобья», не совпадающее с мнением большинства, о том, что данный проект - «ото PR-кампания, которую проводит Администрация Алтайского края» (председатель законодательного органа региона с 1996 по 2008 гг., министр сельского хозяйства с 1994 по 1996 гг.).

Проблемы политики преодоления бедности сельского населения региона аграрной специализации. Большинство экспертов (руководителей региональных органов власти) считают, что политика государства, направленная на решение проблемы сельской бедности, оторвана от проблем селян, не увязана с потребностями селян: «...Они [идеи и программы] не отработаны и составлены - такое ощущение, что вдали от тех жителей, которые там [в сельской местности] проживают» (начальник отдела органа социальной защиты региона).

Руководители региональных органов власти не сходятся во мнении относительно наличия или отсутствия проблем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при реализации политики преодоления сельской бедности. Часто встречаются мнения о наличии проблем, основными причинами чего является отсутствие финансовых ресурсов, кадрового обеспечения муниципалитетов для реализации задач, которые ставят региональные органы власти.

Объемы выделяемых средств на решение проблемы сельской бедности не позволяют кардинально решить проблему. Эксперты - руководители региональных органов власти - подчеркивают, что меры по поддержке существуют для оказания помощи, когда это остро необходимо, когда люди оказались в трудной жизненной ситуации: «Программы направлены на то, чтобы помочь гражданину самому встать на ноги, а не поддерживать его с периодичностью... »

(начальник отдела органа социальной защиты региона). Реализация мер, призванных повлиять на сельскую бедность (в частности, пособия по безработице, другие социальные пособия), вызывает оправданные опасения формирования иждивенческих настроений селян: сельских жителей демотивирует крайне низкий уровень зарплат, соизмеримый с размером пособия по безработице. Эксперты отмечают, что зачастую размер пособия по безработице выше, чем зарплата, которую бы платили работодатели: «Заработок... иногда меньше того пособия, которое выдается службами занятости, и человек просто отказывается от работы . этим самым мы воспитываем категорию людей-потребителей» (уполномоченный по правам человека в регионе).

Одной из проблем политики преодоления бедности является ограниченность мер социальной поддержки. Более половины сельских бедняков (55,5%) среди тех, кто хотя бы один раз обращался за помощью в органы социальной защиты, не сталкивались с проблемами при обращении в эти организации. Однако значительная часть респондентов, рассчитывая на помощь органов социальной защиты и обратившись к ним, указала на препятствия в решении проблем. Около трети (28,8%) отметили необходимость предоставлять одни и те же документы несколько раз, 17,8% указали, что пришлось долго ожидать в очередях. Реже сельские бедняки отмечали другие проблемы, такие, как невнимательное отношение социальных работников (7,5%); поставленные вопросы фактически не решаются (3,8%); предоставляемой помощи недостаточно (1,7%); прочие (опрос 2011 г.).

Факт существования проблем (специфических для сельской местности), связанных с получением сельскими бедняками помощи от специализированных государственных и муниципальных учреждений, подтверждают эксперты - руководители региональных органов власти. Например, отмечена удаленность места оформления пособия от места жительства, связанная с этим транспортная проблема: «Чтобы полу-

81

чить детские пособия 138 руб., сельскому жителю нужно 2-3 раза съездить, чтобы документы собрать. А чтобы съездить из деревни - ему нужно заплатить 150-200 руб. Абсурд» (депутат регионального органа законодательной власти, председатель региональной общественной организации).

Ситуация с сельской бедностью не изменится в ближайшие три года по причине неэффективной политики государственной власти и органов местного самоуправления (в частности, неэффективной политики занятости), оттока молодежи из села, пассивности селян, как считают около половины представителей органов местного самоуправления. Чуть более четверти экспертов считают, что положение ухудшится. Причины называют те же, добавляя банкротство сельскохозяйственных предприятий. Только около четверти представителей органов местного самоуправления считают, что положение селян в ближайшие три года улучшится, причиной чего является эффективная политика государственной власти и органов местного самоуправления, развитие сельского бизнеса.

Перспективные направления, технологии преодоления бедности сельского населения региона аграрной специализации. Для преодоления сельской бедности, по мнению руководителей и специалистов органов местного самоуправления, на федеральном уровне необходима эффективная политика занятости, поддержка сельского хозяйства (так считают большинство экспертов). Реже отмечали такие меры, как повышение заработной платы, контроль за ценообразованием, сокращение диспаритета цен, разработка программ по преодолению бедности. На региональном уровне в качестве основных экспертами отмечены те же меры, что и на федеральном уровне. Несколько реже представители органов местного самоуправления отмечают, что сельскую бедность помогут преодолеть такие меры региональных органов власти, как улучшение жилищных условий селян, развитие социальной сферы, поддержка молодежи. Самой эффективной мерой органов местного самоуправления по преодолению сель-

ской бедности представители муниципалитетов считают политику занятости, реже отмечают поддержку предпринимательства и сельского хозяйства.

Чаще всего из мер, которые следует реализовать на федеральном уровне для преодоления сельской бедности, руководители сельских предприятий отмечали совершенствование законодательной базы. Также распространено мнение об эффективности таких мер, как поддержка сельского хозяйства, сельского бизнеса, регулирование цен на сельхозпродукцию. Реже встречается мнение о необходимости помощи сельским молодым семьям. На региональном уровне руководители сельских предприятий отмечают в качестве потенциально эффективных мер создание рабочих мест, поддержку сельского бизнеса, немного реже - регулирование цен на сельхозпродукцию. На уровне муниципалитета, по мнению представителей сельского бизнеса, наиболее эффективными мерами преодоления сельской бедности могут стать создание рабочих мест, поддержка сельского хозяйства, сельского бизнеса. Также отмечают поддержку молодежи и информирование о программах развития села.

Руководители региональных органов власти в качестве основного механизма решения проблемы бедности видят создание эффективных рабочих мест: «Либо создаем рабочие места, либо доплачиваем до прожиточного минимума» (начальник отдела органа социальной защиты региона). По результатам экспертного интервью 2011 г., среди мнений и идей представителей органов местного самоуправления по вопросам преодоления сельской бедности следует отметить такие меры, как эффективная политика занятости, улучшение жилищных условий селян, повышение активности бедных, их мотивации к труду. Реже встречаются другие мнения: развитие образования и улучшение медицинского обслуживания на селе. Руководители общественных организаций, так же, как и представители органов местного самоуправления, считают, что для преодоления сельской бедности важно создавать рабочие места, реализовывать

мероприятия по содействию занятости. Кроме того, часто отмечается необходимость увеличения зарплат и социальных выплат. Реже встречается мнение о необходимости стимулирования мотивации к труду, борьбы с алкоголизмом, пресечения произвола чиновников, развитие сельского хозяйства, поддержка сельского бизнеса, поддержка молодежи. Представители сельского бизнеса считают, что для преодоления сельской бедности важна активность самих бедных, также достаточно часто распространено мнение о необходимости создавать рабочие места. Реже бизнесмены отмечают, что на сельскую бедность повлияет взаимодействие власти и бизнеса. Таким образом, эксперты видят решение проблемы сельской бедности как посредством реализации эффективной политики, направленной на преодоление бедности, так и через активность самих бедняков.

Методы повышения эффективности социальной поддержки сельских бедных. Многие категории бедных селян не в состоянии самостоятельно справиться с бедностью в силу разных причин: многодетность; когда в семье много иждивенцев и мало работников; инвалидность; болезнь и т.п. Решить проблему бедности таких людей можно посредством мер социальной защиты населения. Руководители молодежных общественных организаций в качестве методов повышения эффективности социальной поддержки бедной сельской молодежи, которые следует реализовы-вать на федеральном уроне, отмечают необходимость предоставления социальных гарантий, более стабильное финансирование в сфере образования молодежи, увеличение количества рабочих мест. На региональном уровне необходимо предоставление льгот на получение образования и улучшение материального положения молодежи, на местном - «увеличение количества рабочих мест, повышение заработных плат, более ускоренное получение квартир при рождении ребенка».

Для улучшения положения пенсионеров и ветеранов, по мнению большинства руководителей общественных организаций, занимающихся реше-

— ®

ч

fki

\ll .1

& t

УПРАВЛЕНИЕ

нием проблем пенсионеров и ветеранов, на федеральном уровне необходима эффективная ценовая политика, повышение трудовых и социальных пенсий. На региональном уровне по мнению экспертов - руководителей общественных организаций - необходима ценовая политика, соблюдение законов. Также было предложение «учесть опыт Новосибирской области по социальным доплатам детям войны». На местном уровне основными мерами эксперты считают выезд специалистов центральной районной больницы, улучшение жилищных условий пенсионеров, ветеранов.

По мнению руководителей женских общественных организаций, для улучшения положения бедных сельских женщин на федеральном уровне необходимо повышение размеров пособий, а также принятие законов, действие которых направлено на повышение уровня жизни многодетных семей. На региональном уровне и уровне местного самоуправления, по мнению руководителей общественных организаций, для сельских женщин необходимо создавать эффективные рабочие места с достойной оплатой труда.

Методы решения проблемы сельской бедности силами самих бедных. Анализ социологических данных показал следующее.

По мнению большинства представителей органов местного самоуправления, существенно улучшить материальное положение и преодолеть бедность селяне смогут, открыв свое дело (так думают больше половины экспертов). Помочь преодолеть бедность, по мнению представителей органов местного самоуправления, может также увеличение объемов работ в семейном хозяйстве (по мнению около половины экспертов). Нередко встречается мнение о необходимости поиска дополнительной работы (более четверти), смены работы, получения образования, повышения квалификации (более пятой части). Также эксперты - руководители и специалисты органов местного самоуправления - отмечают другие способы преодоления бедности селян: интенсификация труда, различные формы миграции (маятниковая, сезонная). Отмечались и другие меры преодоления бедности,

от самих селян не зависящие: селяне смогут преодолеть бедность при разумной экономической (ценовой и др.) политике Центра, при наличии рабочих мест смогут получать достойную зарплату. Отдельные эксперты в качестве элемента, который поможет преодолеть бедность, указывают мотивацию селян. Возможность преодоления сельской бедности руководители региональных органов власти видят в основном в расширении ЛПХ, создании КФХ.

Стимулы повышения мотивации бедных селян, их заинтересованности в труде. Одним из возможных вариантов решения проблемы бедности экономически активного сельского населения является повышение мотивации к труду сельских работников. Руководители региональных органов власти, по результатам глубинного интервью (2011 г.), отмечают, что для улучшения материального положения экономически активного бедного сельского населения селянам нужно больше работать, активизировать возможности (свои и окружающих). Стимулы, по мнению экспертов, должны быть как положительные, так и отрицательные. Отмечена проблема большей выгоды в получении пособия по безработице, чем работы, что отрицательно влияет на мотивацию труда. Повысить мотивацию бедных селян, способных работать, по мнению руководителей региональных органов власти, можно улучшением условий труда, нормированием объемов работ, соответствующей оплатой труда, моральным стимулированием.

Представители органов местного самоуправления считают, что для повышения активности бедных селян необходимо увеличить оплату труда, предоставлять льготы на приобретение скота, кормов, оказывать работникам помощь в обучении в вузах детей, в улучшении жилищных условий. Реже выделяют выдачу или лишение денежных премий, повышение доступности кредитов (потребительских, на ведение ЛПХ), улучшение условий досуга и отдыха работников.

Повысить заинтересованность бедных сельских жителей в труде, по мнению руководителей предприятий, можно следующим образом: повышение оплаты труда, денежные премии, льготы

на приобретение скота, кормов, дров и др., помощь в обучении в вузах детей работников. Реже эксперты выделяют такие положительные стимулы, как помощь работникам в улучшении жилищных условий, повышение доступности кредитов на ведение личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, улучшение условий отдыха и досуга работников (спортивные, культурные мероприятия). Отмечают также повышение доступности потребительских кредитов, увеличение закупочных цен на сельхозпродукцию.

Руководители общественных организаций, так же, как и остальные эксперты, отмечают, что для повышения мотивации бедняков необходимо повышение зарплаты. Более половины руководителей общественных организаций отмечают, что заинтересованность селян в труде повысит помощь в обучении в вузах детей работников, денежные премии, льготы на приобретение скота, кормов. Достаточно часто отмечают помощь в улучшении жилищных условий, условий отдыха и досуга работников, повышение доступности кредитов на ведение ЛПХ, КФХ. Реже руководители общественных организаций указывают, что заинтересованность бедных селян в труде повысит увеличение доступности потребительских кредитов.

В общем рейтинге положительных стимулов повышения мотивации бедных селян лидируют позиции: увеличение оплаты труда, льготы на приобретение скота, кормов и др., помощь в обучении в вузах детей работников предприятий. Средний уровень распространенности имеют такие меры, как помощь работникам в улучшении жилищных условий, денежные премии, повышение доступности кредитов (на развитие ЛПХ, КФХ, потребительских), улучшение условий отдыха и досуга работников (спортивные, культурные мероприятия).

В результате проведенного анализа на основе данных социологических исследований, нормативно-правовых документов Российской Федерации и Алтайского края выявлены основные перспективные направления и технологии политики преодоления бедности сельского населения региона аграрной специализации:

81

1. В сфере труда необходима ликвидация неэффективных, сохранение и создание эффективных рабочих мест на сельском рынке труда. Следует оказывать поддержку сельскому бизнесу, поскольку он, с одной стороны, эффективно участвует в решении проблем селян, с другой - предоставляет сельским жителям рабочие места. Для поддержки сельхозпредприятий необходима, в частности, эффективная ценовая политика (сокращение диспаритета цен). Кроме того, важно поощрять развитие ЛПХ, поскольку это является возможностью обеспечения домохозяйств качественными продуктами питания, а также возможностью получения дополнительного заработка.

2. В сфере доходов важно повышение зарплат и социальных выплат селянам. Среди бедняков немалая доля тех, в структуре доходов которых существенную роль играют социальные трансферты. Необходимо учесть, что выплата социальных трансфертов беднякам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (болезнь, безработица и прочее), а также не имеющим возможности своим трудом преодолеть бедность (инвалидность, серьезные проблемы со здоровьем, преклонный возраст), является эффективной с точки зрения преодоления бедности помощью. Однако эта мера должна быть направлена в первую очередь на тех, кто в силу разных причин не имеет возможности работать. В противном случае данная мера будет формировать иждивенческие настроения. Для преодоления бедности работающих людей необходима индексация оплаты труда.

3. Что касается социальной поддержки, то селяне должны быть застрахованы от социальных рисков. Важно, чтобы бедным была доступна информация о льготах, услугах, на которые они имеют право. Необходимо ликвидировать проблемы, с которыми весьма часто сталкиваются сельские жители при обращении в органы социальной поддержки и из-за которых доверие к этим органам и органам власти в целом в отношении возможности получения помощи и защиты падает. Кроме того, затраты времени, средств на получение льготы, услуги не должны быть соизмеримо больше объема получаемой помощи.

4. В сфере здравоохранения важно предоставить селянам возможность получения необходимой медицинской помощи, учитывая при этом, что проблема может возникнуть и в связи с транспортной удаленностью медицинских учреждений, где может быть оказана помощь, и в связи с нехваткой у селян финансовых средств (как на лечение, медикаменты, обследование, так и на транспортные расходы).

5. В сфере образования необходимо повысить уровень доступности профессиональной подготовки селян. Важно создавать условия для получения селянами образования, с которым потенциальные работники будут востребованы работодателями сельской местности. Имеет значение также повышение политической и правовой грамотности населения села, что поможет в активном участии в политической жизни, защите нарушенных прав, открытии и развитии собственного бизнеса и т.п.

6. В сфере социально-бытового обслуживания необходимо создание и поддержание социальной инфраструктуры села (здравоохранение, культура, социальное и бытовое обслуживание, улучшение состояния инженерных сетей и др.).

7. Также необходима эффективная молодежная политика, а именно: содействие получению качественного образования, трудоустройству, получению жилья, развитию малого бизнеса, организация детского и молодежного досуга.

8. В социокультурной сфере необходима профилактика таких деструктивных явлений, как пьянство, алкоголизм, наркомания, небрежное отношение к имуществу предприятий, на которых трудятся селяне (воровство и порча имущества работодателя). Поощрение развития социальных сетей имеет важное значение, поскольку взаимовыручка, взаимоподдержка селян являются эффективным механизмом преодоления бедности.

Указанные направления и механизмы политики преодоления бедности направлены на помощь бедным, которые не в состоянии самостоятельно преодолеть проблему, и мотивирование трудоспособных бедняков самостоятельно решить сложившуюся ситуацию. Реализация данных мер сделает жизнь в

селе более привлекательной и поможет сократить бедность.

1 Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект «Сельская бедность в России: современные тенденции, социальные механизмы формирования и преодоления», 2011-2013 гг., грант № 11-03-00667а). При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные Институтом общественного проектирования в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 300-рп.

2 Утверждена резолюцией 5 5/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г.

3 Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

4 Закон Алтайского края от 31.12.2004 г. № 77-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности».

5 Закон Алтайского края от 15.10.2004 г. № 34-ЗС «О ежемесячном пособии на ребенка».

6 Закон Алтайского края от 15.10.2004 г. № 34-ЗС «О ежемесячном пособии на ребенка».

7 Постановление Администрации Алтайского края от 15.09.2010 г. № 404 «Об утверждении краевой целевой программы «Демографическое развитие Алтайского края» на 2010-2015 годы», Постановление Администрации Алтайского края от 11.07.2011 г. № 376 «Об утверждении положений о порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям».

8 Постановление Администрации Алтайского края от 15.09.2010 г. № 404 «Об утверждении краевой целевой программы «Демографическое развитие Алтайского края» на 2010-2015 годы», Постановление Администрации Алтайского края от 11.07.2011 г. № 376 «Об утверждении положений о порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям».

9 Закон Алтайского края от 31.08.201 г. № 100-ЗС «О материнском (семейном) капитале в Алтайском крае».

10 Постановление Администрации Алтайского края от 11.05.2010 г. № 200 «Об утверждении краевой целевой программы «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2010-2012 годы».

— ®

Ч

т

\11 .1

& л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.