Тонаканян А.А. студент магистрант 1 курса факультет «Экономика, сервис и предпринимательство» научный руководитель: Бугаева М.В., к.э.н.
доцент
кафедра «Управление и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства
(филиал) ДГТУ Россия, г. Шахты СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ
МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Аннотация:
Статья посвящена мотивации персонала. В статье рассматриваются инструменты мотивации персоналом, которые способствуют успешному развитию организации. Рассматриваемым инструментом является социальная политика. Основными целями социальной политики организации являются повышение эффективности работы, создание условий социальной защищенности работников.
Ключевые слова: мотивация, управление персоналом, инструменты мотивации социальная политика, социальное партнерство, социальный пакет.
Tonakanyan A.A. master's student
1 course, faculty «Economics, service and entrepreneurship» The Institute of service sector and entrepreneurship (branch) DSTU
Russia, Shakhty Scientific supervisor: Bugaeva M. V. candidate of economic Sciences, associate Professor associate Professor of the chair «Management and entrepreneurship» The Institute of service sector and entrepreneurship (branch) DSTU
Russia, Shakhty
THE ENTERPRISE SOCIAL POLICY AS AN INSTRUMENT OF
STAFF MOTIVATION
Annotation: The article is devoted to motivating personnel. The article discusses the tools to motivate staff that contribute to the development of aspen organization. The instrument under consideration is social policy. The main persons of social policy of the organization are increase of efficiency of work, creation of conditions of social security of workers.
Keywords: motivate, personnel management, tools to motivate social policy, social partnership, social package.
Основной задачей организации в современном обществе является
формирование эффективной системы управления, где важную роль играет управление персоналом. Управление персоналом - это система, которая включает в себя все аспекты управления, тесно взаимосвязанные с мотивацией персонала. Для качественного управления организацией необходимо выбрать верную систему мотивации сотрудников. Мотивация сотрудника - это ряд мероприятий, направленных на подсознание человека, вызывающих желание эффективно работать и хорошо выполнять должностные обязанности. Важным для каждой компании является то, чтобы на ее предприятии работали верные и трудолюбивые сотрудники. Каждая компания использует для себя различные методы, часто методом проб, выбирает наиболее подходящий набор процедур для мотивации, так как не существует идеального набора, который бы подходил под конкретные условия той или иной компании.
Работодатели часто склоняются к материальным методам стимулирования, считая, что именно они могут оказать большее воздействие на работников. Как показывает практика многих компаний, не всегда только материальные методы стимулирования работников оказывают влияние на мотивацию. В таблице 1 представлены виды денежных и неденежных методов мотивации персонала [3, с.224].
Таблица 1 - Виды мотиваций персонала
Денежные Недежные
Заработная плата Медобслуживание, профессиональное
страхование, получение путёвок для оздоровления
Различные премии Организованное питание
Дивиденды сотрудникам при Социальные пакет
распределении прибыли компании
Доплаты, надбавки, компенсации, Компенсация части расходов работника,
возможность получить ссуду или льготный например, транспортных, на услуги связи, кредит аренду жилья, переезд и прочее
Качественная организация труда Улучшение условий труда
Не стоит уделять особое внимание денежным видам поощрения работников, так как именно они зачастую перестают давать отдачу. В организации работают разные сотрудники, у которых есть различные ценности, установки, и нередко случается так, что для них важнее какое место они занимают в предприятии, и какое значение имеют для него. Поэтому опыт многих владельцев предприятий демонстрирует то, что инструменты нематериальной мотивации эффективны и порой бывают лучше, чем материальные. Необходимо внедрять в практику управления методы нематериальной мотивации, хотя для компании слово «нематериальная» не означает «бесплатная». Непосредственно, можно обратиться к обычному примеру социальных льгот, поскольку сотрудник не получает на руки «живые» деньги, но пользуется ими, экономит, когда
компания в свою очередь тратит свои средства на эти льготы. Именно этим занимается социальная политика предприятия[2, с 58].
Под социальной политикой организации понимают определенные мероприятия, которые связаны с предоставлением работникам дополнительных льгот, услуг и других выплат социального характера. Социальная политика должна обеспечивать работнику возможность удовлетворения своих потребностей, интересов и ценностных ориентаций, это напрямую влияет на мотивацию ресурса управления. Итак, что же является основными целями социальной политики? Повышение эффективности работы, создание условий, обеспечивающих социальную защищенность работника, а также создание такого имиджа предприятия, который бы привлекал работников.
Как правило, социальная политика предприятия реализуется, через коллективный договор и локальные нормативные акты, тесно взаимодействующие на основе социального партнерства с профсоюзным комитетом работников организации.
Социальное партнерство — система отношений между представителями работников, работодателей и органов государственной власти, направленная на согласование интересов сторон трудового договора по вопросам регулирования трудовых отношений, а также по вопросам установления более высокого уровня социальных гарантий для трудящихся[1, с. 739].
Чем больше компания или предприятие предоставляет льгот и услуг, тем выше интерес работников организации, в её эффективной работе. Не маловажным является также существование социального пакета в организации, что позволяет сокращать текучесть кадров. Наличие этого пакета гарантирует работникам льготы, которые они вряд ли захотят потерять при увольнении. Социальный пакет включает в себя льготы, которые работодатель предоставляет дополнительно к, закрепленным трудовым законодательством, правам работающего.
Специалисты аналитического центра портала Rabota.ru провели опрос среди работающего населения на тему: «Какие элементы соц.пакета вам наиболее интересны?» В опросе приняли участие 3150 человека. По результатам данного опроса 18% участников (564 респондента) отдали предпочтение оплате больничного листа и отпуска по уходу за ребёнком. Это логично, так как по данному вопросу в компаниях возникает много спорных моментов. Но 14% респондентов (440 человек) считают, интересными элементами соц.пакета добровольное медицинское страхование работников или членов их семей, а также предоставление ипотечного кредита или частичную оплату жилья. В настоящее время «правильная» социальная политика привлекает работников и инвесторов, стимулирует рост корректности и положительного отношения персонала за счет обеспечения сотрудников дополнительными социальными гарантиями [3,с. 65].
В результате сделаем вывод: чтобы поднять интерес к компании и привлекать опытных, квалифицированных кадров необходимо совершенствовать соц.пакет, удовлетворяющий условиям и требованиям современной жизни, это поможет не только привлечь работников, но и удержать их, избегая «текучести» среди персонала.
Использованные источники:
1. Балашова Е. Е., Трифонов О. А. Инструменты мотивации персонала организации // Молодой ученый. — 2016. — №11. — URL https://moluch.ru/archive/115/30527/ (дата обращения: 16.02.2018).
2. Варданян И.С. Исследования системы управления мотивацией персонала // Управление персоналом. - 2013. - №15. - Государственная служба занятости [Электронный ресурс]. URL: http: //www.rabota.tomsk.ru/home/trudwork/socpartnerstvo .aspx
УДК 65.01