ДЕТСКИЙ дом-ххт
Социальная поддержка выпускников детских домов
Влада Михайловна Волохатова,
директор московского санаторного детского дома № 17, кандидат исторических наук
О
• учреждение интернатного типа • дети-сироты • педагогическая реабилитация
• социальная адаптация • постинтернатное сопровождение • патронатный воспитатель
Деятельность учреждения интернатного типа по социально-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и развитию личности воспитанников — необходимое условие их дальнейшей успешной социализации и интеграции в общество.
В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентиры, принятые в обществе. Взаимодействуя со средой, он не только усваивает общественный опыт, но и преобразует его в собственную систему ценностей.
Сиротство накладывает свой отпечаток на жизнь ребёнка, а затем и взрослого человека. Самооценка у детей-сирот часто занижена, отсюда — пессимизм, неверие в справедливость, повышенная ранимость и обидчивость. Взрослая самостоятельная жизнь представляется им весьма проблематичной, а новые люди и отношения воспринимаются как чуждые и враждебные.
Социальные сироты, встречаясь с препятствиями на своём жизненном пути, часто прибегают к психологической защите в виде агрессии как усвоенному с раннего детства стереотипу поведения.
В жизненном и профессиональном самоопределении воспитанники детских домов испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием опыта решения житейских проблем, который другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители. Большинство выпускников интернатных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь. Как правило, они испы-
-е-
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
тывают трудности в общении с окружающими людьми, у них отсутствуют потребность и способность трудиться. Многим детям-сиротам присущи иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, а также неспособность к тёплым эмоциональным отношениям, обусловленная отсутствием личного опыта нормальной жизни в семье. Кроме того, низкий уровень сознания, сниженная активность препятствуют развитию их индивидуальности. Наконец, зачастую у детей-сирот отсутствует нравственный иммунитет к условиям той среды, из которой они вышли.
В связи с этим представляется целесообразным в работе с детьми-сиротами использовать как специальные методы обучения навыкам социальной компетентности, так и создавать для них ситуации, близкие к семейному воспитанию и взаимодействию, а также включать их в разнообразную творческую и социально значимую деятельность. Соблюдение этих условий, на наш взгляд, будет способствовать социализации воспитанников интернатных учреждений.
Для минимизации проблем, которые возникают в процессе социализации ребёнка-сироты, необходимы реабилитационные и коррек-ционные программы, восстанавливающие и одновременно формирующие его социальную и личностную идентичность. Социализация представляет собой тройственный союз процессов обучения, воспитания и социальной адаптации, т.е. способности ребёнка органично вписываться в эти процессы, присваивая социальный опыт, необходимый для успешного существования в микросоциуме (семье, школе, сообществе сверстников).
Перечислю показатели, которые, с нашей точки зрения, свидетельствуют об успешной социализации:
1. Достижение подростком такого уровня социальной компетентности, при котором он может самостоятельно планировать семейную жизнь, профессиональную карьеру, адекватную его интересам, возможностям, потребностям рынка труда, достигать намеченных планов.
2. Способность самостоятельно справляться с возникающими на его жизненном пути трудностями, а также понимание, где и от кого можно получить помощь в решении возникающих проблем.
3. Наличие чётких представлений о самом себе, своих возможностях и принятие себя во всём многообразии личностных проявлений.
4. Освоение таких видов социального опыта: ценностного (нравственные интересы, идеалы, убеждения); операционного (общетрудовые умения, навыки саморегуляции, развитие памяти, мышления, воображения, реалистичность жизненных планов); привычной ак-
Социальные сироты, встречаясь с препятствиями на своём жизненном пути, часто прибегают к психологической защите в виде агрессии как усвоенному с раннего детства стереотипу поведения.
В.М. Волохатова. Социальная поддержка выпускников детских домов
тивизации (оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений); сотрудничество (коммуникативные знания и умения, личностные притязания, умение разрешать конфликты, работать в коллективе).
К показателям социальной адаптированности также можно отнести: высокую мотивацию к обучению; соблюдение принятых в обществе норм поведения, т.е. способность к саморегуляции; наличие профессиональных навыков, жилья и денежных сбережений при выпуске из детского дома.
Вместе с тем практика показывает, что 18-летнему выпускнику детского дома необходимо дальнейшее сопровождение, так как он не имеет поддержки со стороны семьи, ему необходим значимый взрослый, который бы помогал решать возникающие жизненные проблемы, способствуя тем самым процессу постинтернатной адаптации.
Специалисты, включённые в деятельность по социальной адаптации детей-сирот, чётко понимают, что выпускники детских домов и школ-интернатов сегодня требуют куда большего внимания, чем дети, всё ещё находящиеся в сиротских учреждениях.
Жизненный опыт выпускников очень мал, часто полностью отсутствуют навыки самообслуживания, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют самостоятельно обустраивать свой быт, распоряжаться деньгами, оформлять необходимые документы, общаться с государственными организациями, самостоятельно организовывать досуг. Они не знают своих прав и не умеют их защищать, не могут принимать самостоятельные ответственные решения, ставить и добиваться поставленных целей.
Дети, которые долгое время находятся на полном государственном обеспечении, привыкают к тому, что проблемы любого характера, будь то обеспечение квартирой или организация питания, решаются сотрудниками учреждений без их участия. Поэтому так важно уже в учреждении с будущими выпускниками проводить работу по социализации, профилактике дезадаптации, по подготовке к самостоятельной жизни.
Многие педагогические коллективы сиротских учреждений вели и продолжают вести работу по подготовке детей-сирот к бесконфликтному вхождению в социум. В частности, педагогический коллектив детского дома № 23 в рамках государственной экспериментальной площадки по теме «Адаптивная модель бесконфликтной интеграции воспитанников сиротских учреждений в среду самостоятельной жизнедеятельности» разработал программу по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни. В настоящее время объединённым коллективом детских домов № 23 и № 17 проводится работа (также в рамках ГЭП) по теме «<Технологии формирования со-
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
циальных компетенций воспитанников и выпускников интернатных учреждений, нацеленные на подготовку их к самостоятельному жизнеустройству».
Благодаря этой работе дети показывают выше среднего и высокий уровни социальной адаптации по выходу из детского дома. Вместе с тем первое время (сроки определяются в зависимости от личностных качеств, так как у каждого ребёнка свой период адаптации в новых условиях) необходимо оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет без страха наладить взаимодействие с новой социальной средой, спроектировать соответствующую требованиям и возможностям жизненную стратегию с перспективами самостоятельного развития, создать новые позитивные социальные контакты как с новым окружением, например соседями, так и с государственными структурами.
Постинтернатное сопровождение — это процесс профессионального взаимодействия специалистов разного профиля с ребёнком и его социальным окружением для создания оптимальных условий его адаптации и социализации в обществе.
Один из видов постинтернатного сопровождения — постинтернатный патронат, который осуществляет патронатный воспитатель. Постинтернатный патронат может быть организован только с согласия выпускника (а необходимость в нём видят все воспитанники), который подписывает соответствующий договор, учитывающий его пожелание о прикреплении к нему конкретного патронат-ного воспитателя. Ведь дети, находящиеся в сиротских учреждениях, не склонны доверять новым для них людям. Они считают себя достаточно взрослыми, чтобы не прислушиваться к тем, чьё мнение для них не является авторитетным и с кем не налажены контакты. Поэтому сопровождение выпускника патронатным воспитателем, которого он не знает, провоцирует у него двойной стресс. Во-первых — это выход в самостоятельную жизнь, а во-вторых — взаимодействие с чужим для выпускника человеком, не входящим в круг его доверенных лиц, который к тому же пытается его контролировать.
Подготовка патронатных воспитателей для выпускников детских домов и школ-интернатов — это отдельная, серьёзная и очень сложная тема. На наш взгляд, этим вопросом должны заниматься специально обученные люди, прошедшие не один краткосрочный подготовительный курс, а курирующие детей в течение продолжительного времени (с момента попадания в сиротское учреждение), педагоги, которые знают детей и которых знают дети. Очевидно, что на эту роль в большей степени подходят сотрудники сиротских учрежде-
Постинтернатное сопровождение — это процесс профессионального взаимодействия специалистов разного профиля с ребёнком и его социальным окружением для создания оптимальных условий его адаптации и социализации в обществе.
В.М. Волохатова. Социальная поддержка выпускников детских домов
ний или же те, кто ранее, до их совершеннолетия, взял ребёнка на патронатное воспитание. В ином случае существует вероятность, что постинтернатный патронат не решит проблемы социальной адаптации детей.
Работа с выпускниками детского дома должна включать совместную деятельность педагогов с выпускниками и государственными органами:
• постановку на учёт в органы социальной защиты населения, постоянный трёхсторонний контакт;
• обеспечение жильём через Моссоцгарантию, если нет возможности вернуться на закреплённую площадь, оформление льгот по оплате жилой площади, организация при необходимости ремонтных работ и т.д.;
• организация поступления в средние и высшие учебные заведения, контроль над процессом обучения;
• профессиональная ориентация; помощь в трудоустройстве;
• консультирование по правовым вопросам.
Ещё один вариант постинтернатного сопровождения для совершеннолетних выпускников — создание постинтернатной группы на базе учреждения. Иногда выпускник сиротского учреждения осознаёт необходимость в патронате, но патронатный воспитатель по объективным причинам им не найден. Альтернативой в этом случае может стать постинтернатная группа. Выпускники в этих группах полностью защищены, так как находятся на полном государственном обеспечении. Воспитанники могут выбирать профессию и место для получения профессионального образования по собственным возможностям и желанию, независимо от наличия общежития и отсутствия вечерней формы обучения в учебном заведении. Перед ребёнком открывается больше возможностей в самоопределении и профессиональном становлении. Учитывая сложность совмещения учёбы и работы, ребёнок может обучаться и на дневном отделении учебного заведения, так как, оставаясь на государственном обеспечении, перед ним во всей своей остроте не стоит проблема зарабатывания денег. Кроме того, во время пребывания в учреждении он может без спешки найти себе подходящую работу. При этом сотрудники имеют возможность наблюдать за жизнью воспитанника и, в случае возникновения проблем, помогать ему в их решении.
РЕКЛАМА
Сельская ШКОЛА
РОССИИСКИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ
О
Повышение квалификации на рабочем месте
Журнал «Сельская школа» адресован читателям, которые больше всего нуждаются в профессиональной помощи — руководителям муниципальных органов управления, директорам и учителям сельской школы.
Проблематика статей довольно широка: особенности проведения современного урока в сельской школе (в том числе в малочисленной), подготовка сельских школьников к хозяйствованию на земле, психологическая помощь учителям и ученикам, педагогическое сопровождение школьников, заботы классного руководителя, труд директора и завуча.
Словом, журнал оказывает конкретную методическую помощь работникам образования на селе и даёт возможность повышать квалификацию на рабочем месте.
Периодичность — 6 выпусков в год.
-0"