0
Подготовка воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни
В.А. Подкопаева,
заместитель директора по социальной работе казённого образовательного учреждения Воронежской области «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Социально-экономические и политические преобразования во всех сферах общественной жизни нашей страны, в том числе и образовании, обострили социальные отношения между людьми, породили тенденции, оказывающие влияние на процесс социализации подрастающего поколения. А рост уровня технократизации общества ставит перед каждым жителем нашей страны всё новые и новые задачи. И они, в первую очередь, касаются духовного развития подрастающего поколения, сохранения его физического и нравственного здоровья. Сегодня очевидна необходимость обновления теории и практики управления процессом социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, обеспечение психолого-педагогической и медико-социальной поддержки этого процесса.
• права ребёнка • дети-сироты • социализация детей-сирот • интеграция в общество • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
• формы устройства детей-сирот
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка, дети, временно или постоянно лишённые семейного окружения, или дети, которые не могут оставаться в таком окружении, имеют право на помощь и защиту, предоставляемые государством.
По официальным данным Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ, с 2009 по 2012 год в Российской Федерации было выявлено более 400 тыс. детей, лишённых родительского попечения: в 2009 г. — около 115 тыс. несовершеннолетних; в 2010 г. — 102 тыс.; в 2011 г. — 90 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Воронежской области: в 2009 г. — около 11 тыс. детей, в 2010 г. — около 9 тыс. чел., в 2011 г. — 7 тыс. чел.
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
Число воспитанников школы-интерната № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2009 г. составляло 250 человек, в 2010 г. — 221, в 2011 г. — 189, в 2012 г. — 172.
Таким образом, следует отметить, что за три года существенно снизилось число детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель. Основной причиной сокращения числа воспитанников учреждений интернатного типа является развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ре- Основной причиной со-бёнка П.А. Астахов отметил, что «несмотря на достиг- кращения числа в0спи-нутые положительные результаты рапортовать об ус-
танников учреждений
пехах в этой важнейшей сфере государственной
интернатного типа яв-
деятельности пока ещё рано. Об этом свидетельствует остающаяся недопустимо высокой численность си- ляется развитие се-рот в России» [1]. По его мнению, «наша основная мейных форм устрой-цель — устройство детей в семьи, при этом необходи- ства детей-сирот мо развивать институт приёмной семьи, чтобы избав- и детей, оставшихся ляться от детских сиротских учреждений». бе3 попе4ения рс>ди-
Сегодня, действительно, государство берёт курс на де- телей■ институционализацию интернатных учреждений и стремится устраивать детей в семьи. Существует ряд оснований для такой политики:
— экономическое (дороговизна содержания сиротских учреждений);
— политическое (деинституционализация благоприятствует имиджу страны);
— социальное (государство стремится перестроить социальную политику в направлении оптимизации использования ресурсов семьи) и т.д.
Уполномоченный при Президенте РФ П.А. Астахов приводит данные по России в целом (с 2009 г. по 2012 год):
— на 35% сократилось число детей-сирот, выявляемых в течение года (со 127 тыс. до 82,2 тыс. детей);
— более чем на 24% — количество образовательных учреждений для детей-сирот (с 1770 до 1344 учреждений);
— более чем на 35% — численность детей, находящихся в этих учреждениях (со 123 тыс. до 79,9 тыс. детей);
— на 25% — число детей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, состоящих на учёте в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (со 177 тыс. до 132,8 тыс. детей);
— почти на 64% — число детей, передаваемых на усыновление иностранным гражданам (с 9,4 тыс. до 3,4 тыс. детей).
В.А. Подкопаева. Подготовка воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни
Тем не менее, в России более 100 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в сиротских учреждениях. Ежегодно более 15% воспитанников таких учреждений начинают самостоятельную жизнь. При этом установлено, что эта группа молодёжи является социально дезадаптированной: по исследованиям НИИ детства Российского детского фонда через год после выхода из детского дома каждый третий воспитанник становится бомжем, каждый пятый — преступником, каждый десятый — совершает самоубийство. Именно это делает проблему социальной адаптации в обществе воспитанников учреждений для детей-сирот особенно актуальной.
Острота этой проблемы обусловливает необходимость разработки социально-педагогической системы социализации детей-сирот не только на государственном и региональном уровнях, но и на уровне учреждений для детей этой категории. Именно поэтому сегодня актуальны вопросы финансового, правового, психолого-педагогического, кадрового обеспечения системы социализации детей, оставшихся без попечения родителей.
Процесс социализации «Интернаты должны проявлять больше заинтересованности в судьбе выпускников. И лучше, если это будет прописано на законодательном уровне», — говорит Уполномоченный по правам ребёнка при
детей-сирот и детей, оставшихся без попе-
/-к чения родителей, вос- губернаторе Воронежской области И.Н. Попова [2]. х-к
питывающихся вдет-
питывающихся в детских домах
процесс институциональных особенностей
Главной целью государственной социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без и школах-интернатах,
попечения родителей, является обеспечение их соци-
имеет свои особеннос-
ализации, социально- психологической реабилитации ти вследствие сочета- и успешной интеграции в общество. ния влияния на этот
Процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, имеет свои осо-интернатных учреж- бенности вследствие сочетания влияния на этот про-дений и психолого-пе- цесс институциональных особенностей интернатных дагогических особенно- учреждений и психолого-педагогических особеннос-стей самих детей. тей самих детей.
Трудности социализации детей-сирот связаны с редукцией, обеднением основных источников социализации:
• у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путём подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо такой опыт носит негативный асоциальный характер;
• жёсткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в учреждениях интернатного типа, делают невозможным усвоение ребёнком всей гаммы социаль-
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
но-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребёнка формируется особая ролевая позиция — позиция сироты, не имеющая поддержки и одобрения в обществе;
• ранний детский опыт ребёнка-сироты несёт на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьёзнейших феноменов сиротства — «утрату базового доверия к миру», который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;
• затруднён процесс саморегуляции, который соотносится с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль, что обусловлено спецификой организации жизни ребёнка в учреждении для детей-сирот, где функция контроля полностью удерживается воспитателями;
• несоответствие уровня притязаний («хочу») воспитанников интерната уровню собственных устремлений и возможностей («могу»);
• зачастую завышены притязания в сфере образования («буду учиться в университете, академии и т.д.»), социального продвижения, материального благополучия («на зарплату в 8 — 9 тысяч рублей я жить не смогу и не буду»);
• высокий уровень социальных и потребительских притязаний, не подкреплённый столь же высокими профессиональными устремлениями (выпускники считают, что всё то, что они имели в интернате — квартиры, питание, одежда, оздоровление, отдых, различные формы контроля и поддержки, они не могут не иметь, выйдя в самостоятельную жизнь);
• у многих выпускников желание больше зарабатывать не сочетается с психологической готовностью к более квалифицированному труду, требующему больше физических и интеллектуальных затрат («хочу получать больше, а работать меньше»);
• чрезмерный оптимизм выпускников по поводу процесса осуществления жизненных планов («кто-то должен решить за меня все мои проблемы»).
Таким образом, социализация детей-сирот, их адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество протекают с ещё большими трудностями, чем у их сверстников из благополучных семей. Учёные отмечают, что дети-сироты являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждений.
Для решения проблем социализации воспитанников интернатных учреждений необходимы изменения как в социальной политике государства, так и в содержании деятельности интернатных учреждений.
В.А. Подкопаева. Подготовка воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни
В КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основная цель воспитательной работы — подготовка наших детей к будущей самостоятельной жизни. Для реализации этой цели в школе-интернате создана особая образовательная среда, которая способствует развитию личности каждого ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных способностей и возможностей. Особое внимание уделяется реализации программы социализации и интеграции воспитанников школы-интерната в общество. Программа состоит из двух направлений:
1■ Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни■ Данным направлением предусматривается формирование навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, общих житейских умений и навыков, освоение бытового труда, труда в домашнем хозяйстве, привитие чувства самоуважения, волевой организации личности, подготовка к будущей профессиональной деятельности.
2■ Постинтернатное сопровождение — процесс профессионального взаимодействия специалистов разного профиля с ребёнком и его социальным окружением с целью создания оптимальных условий для его адаптации и социализации.
Постинтернатное сопровождение строится на основе единства таких направлений деятельности:
1. Социально-педагогическая диагностика и поддержка выпускников, психолого-педагогическое консультирование, социально-профилактическая работа.
2. Социализация воспитанников путём туризма и краеведения. 20 воспитанников школы-интерната уже получили сертификаты о прохождении начального этапа обучения в Школе юных экскурсоводов при Воронежском областном краеведческом музее (директор Елена Анатольевна Вычерова). И ещё 9 воспитанников среднего и старшего школьного возраста получили сертификаты о прохождении второго этапа обучения. По словам заведующей экскурсионным отделом музея Екатерины Васильевны Пилюгиной, которая и вела занятия столь необычной школы, «ребята с честью выдержали все предложенные им испытания, успешно провели экскурсию по экспозиции музея и оставили приятное впечатление у экскурсионной группы их сверстников, пришедшей на зачётное занятие».
3. Воспитание трудовых навыков, которые в дальнейшем позволят детям успешно реализовать себя в выбранной профессии, а также создавать и поддерживать порядок, чистоту и уют в своей квартире. Это предусматривает программа «Дорогу осилит идущий», включающая деятельность различных производственно-адаптационных участков, позволяющих воспитанникам приобрести и развить в дальнейшем социально-бытовые и трудовые навыки. Принцип реализации программы — формирование личности находится в прямой за-
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
висимости от характера её деятельности и участия в общественных и трудовых отношениях.
4. Семейное воспитание, в условиях которого у детей формируются качества будущего семьянина — терпение, умение уступать, доброжелательность, аккуратность, чистоплотность и другие. Кроме того, данное направление деятельности способствует формированию коммуникативных навыков, умению устанавливать межличностные контакты, необходимые во всех жизненных сферах. С этой целью проводится системная работа педагогического коллектива школы-интерната, включающая следующие виды деятельности:
— проведение психологических консультаций для детей разного возраста;
— помощь в общении со взрослыми и сверстниками;
— формирование мотивов и желания жить в кровной, изменённой в положительную сторону семье;
— работа по осознанию ценностей семьи;
— повышение социальной компетентности воспитанников, связанной с семейной жизнью;
— формирование психологической готовности воспитанников к семейной жизни;
— проведение реабилитационных программ с детьми по восстановлению социальных связей с семьёй;
— воспитание гражданской позиции законопослушных граждан, которые будут стремиться приносить пользу людям, своему городу, владеть необходимыми правовыми знаниями.
Цель программы по совершенствованию социально-правовой грамотности воспитанников школы-интерната — разработка системы оказания им реальной помощи как в период нахождения в учреждении, так и в период начала их самостоятельной жизни; воспитание юридически грамотной, психологически подготовленной личности с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.
Велика при этом и роль профориентационной деятельности, посредством которой педагоги учат детей учиться, овладевать знаниями, развивать собственный интеллект, необходимый для получения образования и желаемой профессии. В соответствии с поставленными целями разработан план взаимодействия социально-психологической службы по профессиональному самоопределению воспитанников КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», включающий организацию встреч, круглых столов, выездных мероприятий с представителями учебных заведений начального, среднего и высшего профессионально-
В.А. Подкопаева. Подготовка воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни
го образования, взаимодействие с ресурсным центром «Кадры» по вопросу проведения цикла мероприятий, направленных на изучение индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников и реализация их на рынке востребованных профессий Воронежской области, взаимодействие с компанией «Проект— ПРО» и благотворительным фондом «Краски детства», обеспечивающим первичное ознакомление с миром профессий, позволяющим попробовать себя в той или иной сфере деятельности. Кроме того, планируется заключение договора с общественной организацией «Объединённая держава», к сфере деятельности которой относятся вопросы обучения несовершеннолетних выпускников рабочим специальностям с последующим кураторством.
Уделяется внимание и функционированию Центра постинтернатной адаптации для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками интернатных учреждений Воронежской области. С начала работы центра (1.03 2012 г.) за различной консультационной помощью обратилось 17 выпускников. Четырём выпускникам было необходимо временное проживание с одновременной помощью в решении различного рода проблем: восстановление утраченных документов, сбор документов, необходимых для принятия на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, помощь в трудоустройстве. Сегодня в социальной гостинице проживают три выпускника, со всеми заключён договор о постинтернатном сопровождении, все ознакомлены с правилами проживания в социальной гостинице, техникой безопасности, на каждого выпускника составлен план индивидуального сопровождения.
Кроме того, в стенах интерната дети получают навыки здорового образа жизни, чему способствует внедрение здоровьеформирую-щих технологий в учебно-воспитательный процесс, что в дальнейшем поможет им организовывать свой досуг и следить за состоянием своего здоровья.
Таким образом, каждый ребёнок, проживая в нашем учреждении, может в полной мере реализовать свой творческий и личностный потенциал и стать полноценной личностью, готовой к самостоятельной жизни.
Анализируя характер социализации выпускников школы-интерната № 1 за 20 лет, мы получили следующую картину. За 20 лет из стен школы-интерната выпущено 535 выпускников: из них окончили 11 классов — 285 чел., 9 классов — 250 чел. Адаптированы к самостоятельной жизни 374 выпускника, что составляет 72,5% от общего количества выпускников. Конечно, уровень адаптации самый различный, но основные критерии — создание семьи, получение образования любого уровня, трудоустройство и т.д. Конечно, не все выпускники смогли трудоустроиться по специальности по следующим причинам: требования работодателей к стажу и опыту работы, трудности с подбором места работы на современном рынке труда,
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
низкая заработная плата. Также следует отметить, что 33 выпускника (6,5%) адаптированы успешно (имеют два высших образования, свой бизнес и реализовались как специалисты и т.д.). О 64 выпускниках нет сведений. Не все наши выпускники смогли адаптироваться к самостоятельной жизни (121 выпускник): находились (находятся) в местах лишения свободы — 34 чел. (6,6%), лишены родительских прав в отношении своих детей — 15 чел. (3%), ведут асоциальный образ жизни — 48 чел. (9,5%), умерли — 21 чел. (5%).
Деятельность администрации и педагогического коллектива КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит системный и целенаправленный характер, что подтверждается показателями адаптации выпускников в сравнении с общероссийскими (каждый третий воспитанник становится бомжем, каждый пятый — преступником, каждый десятый совершает самоубийство). Но мы видим в работе коллектива учреждения педагогические ресурсы, которые могут получить более эффективное применение, что не замедлит, на наш взгляд, сказаться и на улучшении показателей нашей работы.
Следует также отметить, что сегодня необходима единая система отслеживания жизнеустройства бывших воспитанников в учреждениях разной ведомственной принадлежности. Имеющаяся информация неполная и несистемная, источник её получения — чаще всего сами выпускники. Более подробные сведения в образовательных учреждениях есть лишь о первичном устройстве молодых людей. Затем они попадают под патронат отделов опеки, и в этом случае их судьба отслеживается только при обращении за помощью. Государственная статистика также не даёт исчерпывающей информации: можно лишь узнать, сколько человек ежегодно выбывает из детских домов, поступает в учреждения начального, среднего и высшего образования, трудоустраивается. Если выпускник попал в трудную жизненную ситуацию и за помощью не обратился, он легко может пополнить маргинальные слои общества. Но нельзя не признать, что единственно естественной средой для социализации и полноценного воспита- Литература ния ребёнка, человека, личности является
семья. Если нет возможности сохранить 1 Астахов ПА Падел Стахов обознэтил приоритеты государственной политики в сфере защиты
для ребёнка кровную семью, необходима
прав детей // Уполномоченный при Президенте система замещающих семей, в кот°рых Российской Федерации по правам ребёнка [Элек-дети, оставшиеся без попечения родите- тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rfde-лей, смогут впитать в себя все её культур- ti.ru/display.php?id = 5898
ные ценности, семейные традиции, что- 2. Попова И.Н. // «Российская газета — Неделя» — бы став взрослыми, создать собственные Центральная Р^шя № 5647 (271) ог 1 дегабря
2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
семьи по образу и подобию своей заме-
http://m.rg.ru/2011/12/01/reg-cfo/detki.html
щающей семьи.