Научная статья на тему 'Подготовка воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни'

Подготовка воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
579
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА РЕБЁНКА / ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / ИНТЕГРАЦИЯ В ОБЩЕСТВО / УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Подкопаева В. А.

Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах. Программа социализации и интеграции воспитанников в общество КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing children of institutions for orphans to live independently

Features of socialization of orphans and children left without parental care in children's homes and boarding schools. The program of socialization and integration of foster children into society «Center of psychology rehabilitation and correction, Boarding School № 1 for orphans and children without parental care».

Текст научной работы на тему «Подготовка воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни»

0

Подготовка воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни

В.А. Подкопаева,

заместитель директора по социальной работе казённого образовательного учреждения Воронежской области «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Социально-экономические и политические преобразования во всех сферах общественной жизни нашей страны, в том числе и образовании, обострили социальные отношения между людьми, породили тенденции, оказывающие влияние на процесс социализации подрастающего поколения. А рост уровня технократизации общества ставит перед каждым жителем нашей страны всё новые и новые задачи. И они, в первую очередь, касаются духовного развития подрастающего поколения, сохранения его физического и нравственного здоровья. Сегодня очевидна необходимость обновления теории и практики управления процессом социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, обеспечение психолого-педагогической и медико-социальной поддержки этого процесса.

• права ребёнка • дети-сироты • социализация детей-сирот • интеграция в общество • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

• формы устройства детей-сирот

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка, дети, временно или постоянно лишённые семейного окружения, или дети, которые не могут оставаться в таком окружении, имеют право на помощь и защиту, предоставляемые государством.

По официальным данным Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ, с 2009 по 2012 год в Российской Федерации было выявлено более 400 тыс. детей, лишённых родительского попечения: в 2009 г. — около 115 тыс. несовершеннолетних; в 2010 г. — 102 тыс.; в 2011 г. — 90 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Воронежской области: в 2009 г. — около 11 тыс. детей, в 2010 г. — около 9 тыс. чел., в 2011 г. — 7 тыс. чел.

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Число воспитанников школы-интерната № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2009 г. составляло 250 человек, в 2010 г. — 221, в 2011 г. — 189, в 2012 г. — 172.

Таким образом, следует отметить, что за три года существенно снизилось число детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель. Основной причиной сокращения числа воспитанников учреждений интернатного типа является развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ре- Основной причиной со-бёнка П.А. Астахов отметил, что «несмотря на достиг- кращения числа в0спи-нутые положительные результаты рапортовать об ус-

танников учреждений

пехах в этой важнейшей сфере государственной

интернатного типа яв-

деятельности пока ещё рано. Об этом свидетельствует остающаяся недопустимо высокой численность си- ляется развитие се-рот в России» [1]. По его мнению, «наша основная мейных форм устрой-цель — устройство детей в семьи, при этом необходи- ства детей-сирот мо развивать институт приёмной семьи, чтобы избав- и детей, оставшихся ляться от детских сиротских учреждений». бе3 попе4ения рс>ди-

Сегодня, действительно, государство берёт курс на де- телей■ институционализацию интернатных учреждений и стремится устраивать детей в семьи. Существует ряд оснований для такой политики:

— экономическое (дороговизна содержания сиротских учреждений);

— политическое (деинституционализация благоприятствует имиджу страны);

— социальное (государство стремится перестроить социальную политику в направлении оптимизации использования ресурсов семьи) и т.д.

Уполномоченный при Президенте РФ П.А. Астахов приводит данные по России в целом (с 2009 г. по 2012 год):

— на 35% сократилось число детей-сирот, выявляемых в течение года (со 127 тыс. до 82,2 тыс. детей);

— более чем на 24% — количество образовательных учреждений для детей-сирот (с 1770 до 1344 учреждений);

— более чем на 35% — численность детей, находящихся в этих учреждениях (со 123 тыс. до 79,9 тыс. детей);

— на 25% — число детей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, состоящих на учёте в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (со 177 тыс. до 132,8 тыс. детей);

— почти на 64% — число детей, передаваемых на усыновление иностранным гражданам (с 9,4 тыс. до 3,4 тыс. детей).

В.А. Подкопаева. Подготовка воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни

Тем не менее, в России более 100 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в сиротских учреждениях. Ежегодно более 15% воспитанников таких учреждений начинают самостоятельную жизнь. При этом установлено, что эта группа молодёжи является социально дезадаптированной: по исследованиям НИИ детства Российского детского фонда через год после выхода из детского дома каждый третий воспитанник становится бомжем, каждый пятый — преступником, каждый десятый — совершает самоубийство. Именно это делает проблему социальной адаптации в обществе воспитанников учреждений для детей-сирот особенно актуальной.

Острота этой проблемы обусловливает необходимость разработки социально-педагогической системы социализации детей-сирот не только на государственном и региональном уровнях, но и на уровне учреждений для детей этой категории. Именно поэтому сегодня актуальны вопросы финансового, правового, психолого-педагогического, кадрового обеспечения системы социализации детей, оставшихся без попечения родителей.

Процесс социализации «Интернаты должны проявлять больше заинтересованности в судьбе выпускников. И лучше, если это будет прописано на законодательном уровне», — говорит Уполномоченный по правам ребёнка при

детей-сирот и детей, оставшихся без попе-

/-к чения родителей, вос- губернаторе Воронежской области И.Н. Попова [2]. х-к

питывающихся вдет-

питывающихся в детских домах

процесс институциональных особенностей

Главной целью государственной социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без и школах-интернатах,

попечения родителей, является обеспечение их соци-

имеет свои особеннос-

ализации, социально- психологической реабилитации ти вследствие сочета- и успешной интеграции в общество. ния влияния на этот

Процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, имеет свои осо-интернатных учреж- бенности вследствие сочетания влияния на этот про-дений и психолого-пе- цесс институциональных особенностей интернатных дагогических особенно- учреждений и психолого-педагогических особеннос-стей самих детей. тей самих детей.

Трудности социализации детей-сирот связаны с редукцией, обеднением основных источников социализации:

• у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путём подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо такой опыт носит негативный асоциальный характер;

• жёсткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в учреждениях интернатного типа, делают невозможным усвоение ребёнком всей гаммы социаль-

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

но-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребёнка формируется особая ролевая позиция — позиция сироты, не имеющая поддержки и одобрения в обществе;

• ранний детский опыт ребёнка-сироты несёт на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьёзнейших феноменов сиротства — «утрату базового доверия к миру», который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;

• затруднён процесс саморегуляции, который соотносится с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль, что обусловлено спецификой организации жизни ребёнка в учреждении для детей-сирот, где функция контроля полностью удерживается воспитателями;

• несоответствие уровня притязаний («хочу») воспитанников интерната уровню собственных устремлений и возможностей («могу»);

• зачастую завышены притязания в сфере образования («буду учиться в университете, академии и т.д.»), социального продвижения, материального благополучия («на зарплату в 8 — 9 тысяч рублей я жить не смогу и не буду»);

• высокий уровень социальных и потребительских притязаний, не подкреплённый столь же высокими профессиональными устремлениями (выпускники считают, что всё то, что они имели в интернате — квартиры, питание, одежда, оздоровление, отдых, различные формы контроля и поддержки, они не могут не иметь, выйдя в самостоятельную жизнь);

• у многих выпускников желание больше зарабатывать не сочетается с психологической готовностью к более квалифицированному труду, требующему больше физических и интеллектуальных затрат («хочу получать больше, а работать меньше»);

• чрезмерный оптимизм выпускников по поводу процесса осуществления жизненных планов («кто-то должен решить за меня все мои проблемы»).

Таким образом, социализация детей-сирот, их адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество протекают с ещё большими трудностями, чем у их сверстников из благополучных семей. Учёные отмечают, что дети-сироты являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждений.

Для решения проблем социализации воспитанников интернатных учреждений необходимы изменения как в социальной политике государства, так и в содержании деятельности интернатных учреждений.

В.А. Подкопаева. Подготовка воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни

В КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основная цель воспитательной работы — подготовка наших детей к будущей самостоятельной жизни. Для реализации этой цели в школе-интернате создана особая образовательная среда, которая способствует развитию личности каждого ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных способностей и возможностей. Особое внимание уделяется реализации программы социализации и интеграции воспитанников школы-интерната в общество. Программа состоит из двух направлений:

1■ Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни■ Данным направлением предусматривается формирование навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, общих житейских умений и навыков, освоение бытового труда, труда в домашнем хозяйстве, привитие чувства самоуважения, волевой организации личности, подготовка к будущей профессиональной деятельности.

2■ Постинтернатное сопровождение — процесс профессионального взаимодействия специалистов разного профиля с ребёнком и его социальным окружением с целью создания оптимальных условий для его адаптации и социализации.

Постинтернатное сопровождение строится на основе единства таких направлений деятельности:

1. Социально-педагогическая диагностика и поддержка выпускников, психолого-педагогическое консультирование, социально-профилактическая работа.

2. Социализация воспитанников путём туризма и краеведения. 20 воспитанников школы-интерната уже получили сертификаты о прохождении начального этапа обучения в Школе юных экскурсоводов при Воронежском областном краеведческом музее (директор Елена Анатольевна Вычерова). И ещё 9 воспитанников среднего и старшего школьного возраста получили сертификаты о прохождении второго этапа обучения. По словам заведующей экскурсионным отделом музея Екатерины Васильевны Пилюгиной, которая и вела занятия столь необычной школы, «ребята с честью выдержали все предложенные им испытания, успешно провели экскурсию по экспозиции музея и оставили приятное впечатление у экскурсионной группы их сверстников, пришедшей на зачётное занятие».

3. Воспитание трудовых навыков, которые в дальнейшем позволят детям успешно реализовать себя в выбранной профессии, а также создавать и поддерживать порядок, чистоту и уют в своей квартире. Это предусматривает программа «Дорогу осилит идущий», включающая деятельность различных производственно-адаптационных участков, позволяющих воспитанникам приобрести и развить в дальнейшем социально-бытовые и трудовые навыки. Принцип реализации программы — формирование личности находится в прямой за-

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

висимости от характера её деятельности и участия в общественных и трудовых отношениях.

4. Семейное воспитание, в условиях которого у детей формируются качества будущего семьянина — терпение, умение уступать, доброжелательность, аккуратность, чистоплотность и другие. Кроме того, данное направление деятельности способствует формированию коммуникативных навыков, умению устанавливать межличностные контакты, необходимые во всех жизненных сферах. С этой целью проводится системная работа педагогического коллектива школы-интерната, включающая следующие виды деятельности:

— проведение психологических консультаций для детей разного возраста;

— помощь в общении со взрослыми и сверстниками;

— формирование мотивов и желания жить в кровной, изменённой в положительную сторону семье;

— работа по осознанию ценностей семьи;

— повышение социальной компетентности воспитанников, связанной с семейной жизнью;

— формирование психологической готовности воспитанников к семейной жизни;

— проведение реабилитационных программ с детьми по восстановлению социальных связей с семьёй;

— воспитание гражданской позиции законопослушных граждан, которые будут стремиться приносить пользу людям, своему городу, владеть необходимыми правовыми знаниями.

Цель программы по совершенствованию социально-правовой грамотности воспитанников школы-интерната — разработка системы оказания им реальной помощи как в период нахождения в учреждении, так и в период начала их самостоятельной жизни; воспитание юридически грамотной, психологически подготовленной личности с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.

Велика при этом и роль профориентационной деятельности, посредством которой педагоги учат детей учиться, овладевать знаниями, развивать собственный интеллект, необходимый для получения образования и желаемой профессии. В соответствии с поставленными целями разработан план взаимодействия социально-психологической службы по профессиональному самоопределению воспитанников КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», включающий организацию встреч, круглых столов, выездных мероприятий с представителями учебных заведений начального, среднего и высшего профессионально-

В.А. Подкопаева. Подготовка воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни

го образования, взаимодействие с ресурсным центром «Кадры» по вопросу проведения цикла мероприятий, направленных на изучение индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников и реализация их на рынке востребованных профессий Воронежской области, взаимодействие с компанией «Проект— ПРО» и благотворительным фондом «Краски детства», обеспечивающим первичное ознакомление с миром профессий, позволяющим попробовать себя в той или иной сфере деятельности. Кроме того, планируется заключение договора с общественной организацией «Объединённая держава», к сфере деятельности которой относятся вопросы обучения несовершеннолетних выпускников рабочим специальностям с последующим кураторством.

Уделяется внимание и функционированию Центра постинтернатной адаптации для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками интернатных учреждений Воронежской области. С начала работы центра (1.03 2012 г.) за различной консультационной помощью обратилось 17 выпускников. Четырём выпускникам было необходимо временное проживание с одновременной помощью в решении различного рода проблем: восстановление утраченных документов, сбор документов, необходимых для принятия на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, помощь в трудоустройстве. Сегодня в социальной гостинице проживают три выпускника, со всеми заключён договор о постинтернатном сопровождении, все ознакомлены с правилами проживания в социальной гостинице, техникой безопасности, на каждого выпускника составлен план индивидуального сопровождения.

Кроме того, в стенах интерната дети получают навыки здорового образа жизни, чему способствует внедрение здоровьеформирую-щих технологий в учебно-воспитательный процесс, что в дальнейшем поможет им организовывать свой досуг и следить за состоянием своего здоровья.

Таким образом, каждый ребёнок, проживая в нашем учреждении, может в полной мере реализовать свой творческий и личностный потенциал и стать полноценной личностью, готовой к самостоятельной жизни.

Анализируя характер социализации выпускников школы-интерната № 1 за 20 лет, мы получили следующую картину. За 20 лет из стен школы-интерната выпущено 535 выпускников: из них окончили 11 классов — 285 чел., 9 классов — 250 чел. Адаптированы к самостоятельной жизни 374 выпускника, что составляет 72,5% от общего количества выпускников. Конечно, уровень адаптации самый различный, но основные критерии — создание семьи, получение образования любого уровня, трудоустройство и т.д. Конечно, не все выпускники смогли трудоустроиться по специальности по следующим причинам: требования работодателей к стажу и опыту работы, трудности с подбором места работы на современном рынке труда,

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

низкая заработная плата. Также следует отметить, что 33 выпускника (6,5%) адаптированы успешно (имеют два высших образования, свой бизнес и реализовались как специалисты и т.д.). О 64 выпускниках нет сведений. Не все наши выпускники смогли адаптироваться к самостоятельной жизни (121 выпускник): находились (находятся) в местах лишения свободы — 34 чел. (6,6%), лишены родительских прав в отношении своих детей — 15 чел. (3%), ведут асоциальный образ жизни — 48 чел. (9,5%), умерли — 21 чел. (5%).

Деятельность администрации и педагогического коллектива КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит системный и целенаправленный характер, что подтверждается показателями адаптации выпускников в сравнении с общероссийскими (каждый третий воспитанник становится бомжем, каждый пятый — преступником, каждый десятый совершает самоубийство). Но мы видим в работе коллектива учреждения педагогические ресурсы, которые могут получить более эффективное применение, что не замедлит, на наш взгляд, сказаться и на улучшении показателей нашей работы.

Следует также отметить, что сегодня необходима единая система отслеживания жизнеустройства бывших воспитанников в учреждениях разной ведомственной принадлежности. Имеющаяся информация неполная и несистемная, источник её получения — чаще всего сами выпускники. Более подробные сведения в образовательных учреждениях есть лишь о первичном устройстве молодых людей. Затем они попадают под патронат отделов опеки, и в этом случае их судьба отслеживается только при обращении за помощью. Государственная статистика также не даёт исчерпывающей информации: можно лишь узнать, сколько человек ежегодно выбывает из детских домов, поступает в учреждения начального, среднего и высшего образования, трудоустраивается. Если выпускник попал в трудную жизненную ситуацию и за помощью не обратился, он легко может пополнить маргинальные слои общества. Но нельзя не признать, что единственно естественной средой для социализации и полноценного воспита- Литература ния ребёнка, человека, личности является

семья. Если нет возможности сохранить 1 Астахов ПА Падел Стахов обознэтил приоритеты государственной политики в сфере защиты

для ребёнка кровную семью, необходима

прав детей // Уполномоченный при Президенте система замещающих семей, в кот°рых Российской Федерации по правам ребёнка [Элек-дети, оставшиеся без попечения родите- тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rfde-лей, смогут впитать в себя все её культур- ti.ru/display.php?id = 5898

ные ценности, семейные традиции, что- 2. Попова И.Н. // «Российская газета — Неделя» — бы став взрослыми, создать собственные Центральная Р^шя № 5647 (271) ог 1 дегабря

2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

семьи по образу и подобию своей заме-

http://m.rg.ru/2011/12/01/reg-cfo/detki.html

щающей семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.