Научная статья на тему 'Социальная ответственность власти: саратовская область в свете президентского послания'

Социальная ответственность власти: саратовская область в свете президентского послания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / SOCIAL RESPONSIBILITY / REGION / SOCIAL POLICY / INVESTMENT / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радаев Валерий Васильевич

В статье раскрывается специфика реализации на региональном уровне задач, поставленных Владимиром Путиным в послании к Федеральному собранию РФ. Автор анализирует социально-экономические проблемы Саратовской обл. Значительное внимание уделяется вопросам социального планирования и инвестиционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Радаев Валерий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of realization of the targets outlined by the president Vladimir Putin at his message to the Federal Assembly of Russian Federation on regional level are discovered in the article. The author analyzes social and economic problems of the Saratov region. Significant attention is paid to the issues of social planning and investment policy.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность власти: саратовская область в свете президентского послания»

#

Позиция

Валерий РАДАЕВ

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЛАСТИ: САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В СВЕТЕ ПРЕЗИДЕНТСКОГО ПОСЛАНИЯ

В статье раскрывается специфика реализации на региональном уровне задач, поставленных Владимиром Путиным в послании к Федеральному собранию РФ. Автор анализирует социально-экономические проблемы Саратовской обл. Значительное внимание уделяется вопросам социального планирования и инвестиционной политики.

The specifics of realization of the targets outlined by the president Vladimir Putin in his message to the Federal Assembly of Russian Federation on regional level are discovered in the article. The author analyzes social and economic problems of the Saratov region. Significant attention is paid to the issues of social planning and investment policy.

Ключевые слова:

социальная ответственность, регион, социальная политика, инвестиции, региональная экономика; social responsibility, region, social policy, investment, regional economy.

РАДАЕВ

Валерий

Васильевич —

губернатор

Саратовской

области

PopovaNB@

saratov.gov.ru

Выступая в декабре 2012 г. с посланием Федеральному Собранию РФ, В.В. Путин сформулировал стратегию на долгосрочную перспективу развития страны и вместе с тем потребовал неу -коснительного выполнения конкретных задач, поставленных им в предвыборных выступлениях и статьях, а также в президентских указах, принятых вскоре после инаугурации. В данной статье хоте -лось бы обратиться ко второму аспекту послания: проанализировать на примере отдельного региона (Саратовской обл.), как решаются сегодня важнейшие социально - экономические проблемы.

Слушая президента, мне как главе региона было важно система тизировать весь спектр задач, поставленных Владимиром Путиным перед субъектами РФ. Они касаются эффективной реализации собственных программ в области демографии, пресечения межэт нических и религиозных конфликтов, отработки различных форм поддержки рынка жилья, создания и модернизации новых рабочих мест, повышения зарплат для всех категорий работников бюджет -ной сферы. В числе вопросов прямой ответственности регионов президент также назвал укрепление собственной налоговой базы, повышение качества работы управленческих команд при непре -менном условии, чтобы результаты этой работы были прозрачными и понятными для общества, внедрение новых форм обществен -ного контроля, в т.ч. направленных на предотвращение коррупции, устранение разрыва в развитии регионов, развитие их экономиче ской самостоятельности и конкурентоспособности.

Все эти федеральные тренды проецируются на региональный уро -вень и актуализируют задачи, заложенные в стратегическом плани ровании. Показательно, что в своем послании президент подчер -кнул: «Важнейший фактор подъема экономики — качество работы региональных управленческих команд».

Следует отметить, что нынешняя управленческая команда при -няла Саратовскую обл. в тяжелом состоянии. И проблема номер один для исполнительной власти, главный фактор, сдерживающий развитие региона, — это огромный объем госдолга, составляющий почти 36 млрд руб. Эта сумма равна 80% годового объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. В такой ситуации мы не могли себе позволить плыть по течению и лишь констатировать высокую концентрацию накопившихся проблем. Нам требовался прорыв, который заставит по - новому работать все составные части

единого механизма — политику, эконо -мику, социальную сферу, культуру. Для этого было принято решение разработать программу социально экономического развития области до 2015 г., которая позво -лит сконцентрировать ресурсы и макси мально оптимизировать свои действия.

Проект программы прошел широкое общественное и экспертное обсуждение, в ходе которого, случалось, звучали и разно полярные мнения. Есть те, кто усмотрел в базовом документе заведомо заниженные целевые ориентиры, кому то показалось, что правительство слишком оптими стично в своих прогнозах. Сама возможность подобной дискуссии лично для меня стала сигналом того, что программа живая. Не догма, ограничивающая маневры, не статичный, а динамичный документ, открытый для полемики, для дополне -ний и коррективов в силу неустойчивой мировой экономической конъюнктуры. В своих целях мы не склонны к утопиче -ским мечтам. Разрабатывая программу, на которую следует ориентироваться в тече ние нескольких лет, команда правитель -ства старалась быть максимально реали стичной. Мы провели детальный анализ социально-экономической ситуации в области, учитывали факторы, сдержи вающие развитие, и прежде всего — непо -мерный госдолг. При этом планка тем пов роста валового внутреннего продукта в области выше среднероссийской. По РФ это 103,4% в 2012 г. и 104,7% в 2015. Саратовская обл. уже в 2012 г. имеет рост в 106,1%.

В основе программы — новая концеп -ция, максимально учитывающая как госу дарственные задачи, так и возможности региона. Ставка сделана на ресурсно инвестиционное развитие, что предусматривает наиболее полное вовлечение в хо зяйственный оборот всех имеющихся на нашей территории ресурсов. Для успеш -ной реализации поставленных задач необ ходимо мобилизовать все имеющиеся в регионе конкурентные преимущества, такие как энергоизбыточность, запасы газа и нефти, большая площадь земель сельхозназначения, научный, культур ный, образовательный и технический потенциал, высококвалифицированные трудовые кадры, удобное географическое расположение и наличие главной водной артерии страны — Волги. В этих условиях от всех нас, власти и общества, требуется

планомерная системная работа и напря жение сил.

Ответ на вопрос, как мы будем доби -ваться необходимого экономического прорыва, лежит в плоскости инвестиций. И это направление для нас — безоговороч -ный приоритет. Президент России много кратно подчеркивал, что ключевым вопро сом государственной политики является создание не просто благоприятного, а в полном смысле лучшего, конкурентного инвестиционного климата. «Необходимо дать инвесторам ясный сигнал, — отметил в своем послании президент, — на каких территориях выгоднее, разумнее рабо -тать, создавать те или иные производства и на какую поддержку государства бизнес может и вправе рассчитывать в ближай шее время». В этой связи мы ставим задачу для Саратовской обл. — попасть в число 10 регионов страны с лучшим инвестицион ным климатом. Мы ставим амбициозные, но вполне реалистичные цели. К 2015 г. итогом экономического развития области станет рост валового регионального про дукта более чем в 1,5 раза. Объем инве -стиций в основной капитал увеличится со 100,7 млрд руб. в 2011 г. до 164,6 млрд руб. в 2015, т.е. возрастет в 1,6 раза. Добиться такого результата мы сможем только за счет комплексной работы с инвесторами.

По поводу всех возможных схем работы с инвесторами в современных условиях можно очень много и подробно расска зывать. Буквально на каждой встрече с партнерами, при подписании соглашений мы обосновываем свое видение их работы на территории региона с целью получить оптимальный результат. Частный бизнес должен быть привлечен во все муници -пальные районы. Не секрет, что у каждой территории есть своя «изюминка» и важно грамотно презентировать эти «точки роста» потенциальным инвесторам. Каждому району вслед за принятием областной программы до 2015 г. поручено разработать аналогичную собственную. Это даст чет -кие представления, куда, в какую отрасль экономики привести инвестора, чтобы его вложения не были сопряжены с рисками, а регион получил отдачу в виде налоговых отчислений, новых рабочих мест с высо кой заработной платой и дополнительных социальных обязательств партнеров.

Локомотивом развития региональ-ной экономики традиционно высту пает промышленный сектор. В настоя -

щем его перспективы осложняются вступлением России в ВТО. Эксперты Минэкономразвития области сделали прогнозные расчеты плюсов и возмож ных негативных последствий этого собы тия для региональной промышленности. Трудности могут испытывать отдельные предприятия — как сферы производства, так и сферы услуг, — но не экономика в целом. Как утверждают эксперты, от присоединения к ВТО выиграют такие ориентированные на экспорт сферы, как металлургия, часть химической промыш ленности, например производство мине ральных удобрений, отрасли топливно энергетического комплекса. Ну а минусы

— не ошибусь, если скажу, что в целом они повторят общероссийскую модель. Остроту проблем ощутят отрасли, кото рым будет сложно составить конкурен цию ведущим мировым производителям: производство электрооборудования и тех ники, отдельные виды АПК, а также легкая и текстильная промышленность.

Понятно, что результат вступления страны во Всемирную торговую органи зацию будет очевиден не в ближайшей перспективе, а через 5—10 лет, и главная задача, стоящая сейчас как перед феде ральной властью, так и региональной, — минимизировать возможные риски в этом процессе. Прежде всего, будем добиваться улучшения потребительских качеств про дукции и ее ассортимента за счет модер низации производств, внедрения ресур сосберегающих технологий, привлечения высококлассных специалистов. Особое внимание уделяется вопросу стандар тизации и сертификации производства и продукции, расширению экспорта, поиску новых путей выхода на зарубеж ные рынки.

Наша первостепенная задача в промыш ленности — обеспечить обновление основ -ных фондов, износ которых по отдель -ным отраслям достигает 70%. Переход на новый технологический уровень возможен за счет внедрения инновационных разра боток. Следующие звенья этой цепочки

— развитие производств, создание рабо -чих мест для высококвалифицированных специалистов, повышение оплаты труда и как итог — увеличение налоговых посту -плений от промышленности. Если вести речь о качественных преобразованиях, то это использование современных техноло -гий производства с учетом повышенных

экологических требований, задач энер -гоэффективности и выпуск конкуренто способной, востребованной продукции. В цифрах это выглядит так: к 2015 г. объем производства должен быть увеличен в 1,7 раза по сравнению с 2011 г. и достичь 400 млрд руб. Приоритет — инновационная продукция, выпуск которой возможен за счет создания непрерывного цикла — от этапа научных исследований до выхода в серийное производство. И здесь одина ково важны как крупные промышленные площадки, так и малые инновационные предприятия. Для решения этой задачи у нас есть все необходимые предпосылки. Саратов продолжает оставаться крупней шим научным центром РФ. Здесь работают десятки вузов, академических, отраслевых научно исследовательских институтов. Мы — одни из лидеров в стране в области нанотехнологий. Без наших разработок в области электроники невозможно пред ставить развитие отечественной косми ческой отрасли. При этом наблюдается отставание в решении прикладных задач на базе промышленного комплекса. Этот пробел нужно восполнять ускоренными темпами с учетом того, что современная экономика должна быть высокотехноло гичной и с инновационной направленно стью.

Если говорить о производственном потенциале, то будет продолжено кла -стерное развитие. Мы традиционно сильны своей химической промыш ленностью (масштабная модерниза -ция и расширение производств идет на саратовском нефтеперерабатывающем заводе «Саратоворгсинтез»), транспорт -ным машиностроением (ЗАО «Балаково Центролит» строит новый завод по выпуску стального литья для вагоностроения). Планируется значительная модерни зация Саратовской ГЭС, технологиче -ское усовершенствование энергоблоков Балаковской АЭС, несколько крупных инвестиционных проектов направлены на развитие нефтегазовых ресурсов. Подшипниковая отрасль, которая пред ставлена Саратовским подшипниковым заводом и совместным предприятием «ЕПК Бренко», готовится к конкуренции с западными производителями. В част ности, специалисты ЕПК ведут активную разработку международных и российских технических регламентов на подшипни ковую продукцию.

В числе отраслей, которые региону нужно подтянуть, можно отметить произ водство электрооборудования и техники, легкую и текстильную промышленность, отчасти — производство мебели. В целях выживания мебельным предприятиям области придется увеличить капитало вложения в развитие, заниматься обнов лением используемых технологий, чтобы соответствовать требованиям в условиях растущей конкуренции на рынке.

Что касается сельского хозяйства, то на сегодняшний день мы входим в десятку ведущих регионов страны по производ ству зерна, подсолнечника, молока, мяса и других основных видов сельскохозяй ственной продукции.Что же касается Приволжского федерального округа, то здесь область находится в тройке лидеров. Иначе и быть не может: Саратовская обл.

— аграрный регион, включающий 5 млн га пахотных земель. И даже тот неизбежный спад в АПК, который возник в результате нескольких лет аномальной жары и засухи, удалось преодолеть, не допустив массовых банкротств сельхозпредприятий и фермер -ских хозяйств. Результаты, достигнутые в этом году, позволили возобновить экспорт продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в другие регионы, в т.ч. в государства ближнего зарубежья. В этом, конечно, огромная заслуга сельхозтоваро производителей.

При этом не следует забывать, что сегодня сельское хозяйство — это при -влекательный для инвесторов сектор эко номики, имеющий огромный потенциал для производства конкурентоспособной продукции. В.В. Путин отметил: «Спрос на продовольствие стремительно растет во всем мире, особенно в развивающихся странах. А на долю России, как вы знаете, приходится более чем половина плодород ных земель планеты — 55%. В ближайшие четыре пять лет мы должны полностью обеспечить свою независимость по всем основным видам продовольствия, а затем Россия должна стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания. Это открывает для нас колоссальные новые возможности».

Продолжая тему ВТО, хочу сказать, что для сельского хозяйства Саратовской обл. в этой связи открываются как новые перспективы, так, конечно, создаются и дополнительные сложности. Поэтому нам необходимо осуществлять переход на

новый технологический уровень, обеспе чить создание современной инфраструк туры хранения, переработки и транспор тировки продукции и тем самым стимули ровать дальнейший рост конкурентоспо собности отечественных сельхозтоваро -производителей. Сегодня важно видеть в этом процессе не только опасности, но и перспективы. Для региональных сельхоз -товаропроизводителей открываются пер спективы выхода на рынок сбыта своей продукции в странах ВТО. Например, посевные площади под такие востребо -ванные в мировой промышленности куль туры, как нут и рапс, будут увеличиваться. По большому счету, практически все отрасли регионального сельского хозяй ства смогут предложить международному рынку конкурентоспособную, качествен ную продукцию. И здесь от нас требу -ется пересмотр многих позиций. Один из первых реальных шагов — новый подход к оказанию государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям. Аграрная наука не стоит на месте, и все свои дей ствия мы будем совершать, базируясь на богатейшем научном опыте. Совместно с нашими учеными разработан механизм дифференцированной государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей с учетом природно - климатических усло -вий конкретных зон. Многочисленные формы помощи будут заменены едиными субсидиями, и уже сам руководитель будет решать, на какие цели направить получен ные от государства средства.

В расчетах субсидий будут учитываться особенности климатических зон региона. Наша область расположена в нескольких климатических зонах, каждой из которых свойствен индивидуальный тип почв — от пустынно степных до черноземных. Все это отражается на затратах сельхозпро -изводителей. Принято решение поделить область на несколько микрозон, каждая из которых будет иметь свой коэффициент расчета субсидий. Это — рациональный и справедливый подход, позволяющий адекватно поддерживать наших аграриев. Например, земледелие в заволжских райо нах области менее рентабельно и более тру -доемко по сравнению с правобережными районами. Именно с учетом этого коэф фициента будет увеличена финансовая поддержка растениеводческих хозяйств засушливого Левобережья. Отработка подобной схемы позволит сконцентриро

вать усилия регионального Минсельхоза, руководства районов и предприятий, сельхозтоваропроизводителей на развитии оптимальных отраслей для данной зоны, т.е. заставит работать над развитием соб -ственных точек роста. Саратовский опыт зонального деления уже в скором времени может быть использован и на федераль ном уровне.

Экономические показатели важны не сами по себе, а как средство улучшения качества жизни людей, решения соци альных вопросов. Важнейший критерий успешности социально экономической политики четко сформулирован В.В. Путиным в послании Федеральному Собранию: «Чтобы Россия была суверен ной и сильной, нас должно быть больше». Он назвал начавшийся в последние годы рост населения России «нашим ключевым достижением». В данном отношении в Саратовской обл. также наметились пози тивные перемены. Например, регион стал лидером по реализации федеральной про граммы добровольного переселения соот ечественников, проживающих за рубежом. За 2 года действия проекта в Приволжский округ прибыло почти 3 тыс. переселен -цев, причем 2 459 из них — на территорию нашей области. Но главный вклад в улуч шение демографической ситуации — уве -личение рождаемости. За 2012 г. в области родилось более 28 тыс. детей. Это превы -шает прошлогодний показатель на 5,4%. Естественная убыль населения имеет минимальные за последние 6 лет значе -ния, продолжительность жизни горожан выросла в среднем с 68,9 до 70,2 лет.

Рост рождаемости требует скорейшего решения другой острой проблемы — обеспечения всех желающих местами в дошкольных учреждениях. У нас есть чет -кое понимание того, что мы должны сде лать в этом году, а что — в последующие. А главный ориентир — задача, сформулиро -ванная В.В. Путиным: за 3 года ликвиди -ровать очереди в детские сады. Работа по

введению дополнительных мест идет по 3 направлениям финансирования: за счет областной программы по развитию сети дошкольных учреждений, за счет феде -рального бюджетного кредита и за счет частного капитала. Первые итоги этой работы уже налицо: в нынешнем году про -блема очередей в детские сады полностью решена в 15 районах области. Еще в апреле мы поставили перед собой задачу: в тече ние года открыть в дошкольных учрежде ниях около 4 тыс. дополнительных мест. Сегодня можно смело сказать: нам это удалось. Проблемными, к сожалению, пока еще остаются крупнейшие города: в Саратове очередь составляет 8 тыс. детей, в Энгельсе — около 5 тыс. Исправление этой ситуации в перспективе мы видим. Задача, поставленная президентом страны, будет выполнена.

2012 г. стал знаковым для Саратовской обл. по многим направлениям. Дан старт крупным инвестиционным проектам, реа лизация которых определит развитие реги -она. Изменения очевидны, и их нельзя не замечать. Это придает саратовцам уверен ность в завтрашнем дне. А власть стара ется сделать все для того, чтобы подкре -пить ее реальными делами. Как уже отме -чалось, Саратовская обл. обладает немалыми конкурентными преимуществами. Ими надо пользоваться, чтобы оказаться в выигрыше, надо показывать людям наши возможности и предлагать программу дей -ствий.

Цели и задачи президентом поставлены: это рост экономики и инвестиций, создание новых рабочих мест, выход предприя -тий на производство инновационной про дукции, модернизация ключевых соци -альных сфер — образования и здравоохра -нения — и как главная цель — повышение качества жизни наших граждан. Уровень ответственности определен. И теперь, как сказал Владимир Путин, «мы должны вка -лывать во имя страны, города, региона и каждого гражданина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.