Научная статья на тему 'Необходимость и направления государственной финансовой поддержки сельхозпредприятий российского АПК'

Необходимость и направления государственной финансовой поддержки сельхозпредприятий российского АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
522
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСПРОГРАММА / СУБСИДИИ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ БАНК / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / AGRICULTURAL PRODUCERS / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX (AIC) / FOOD SECURITY / STATE PROGRAM / SUBSIDIES / AUTHORIZED BANK / PREFERENTIAL LOANS / PROJECT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Виталий Сергеевич, Шишкина Дарья Александровна

В статье подчеркнута роль государственной финансовой поддержки российских сельхозпредприятий как необходимое условие развития кредитования. Проанализировано ресурсное обеспечение реализации Государственной программы развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. как на федеральном, так и региональном уровнях. Освещен порядок перевода госпрограммы с 2018 г. на проектное управление, рассмотрены четыре приоритетных проекта. Представлен новый механизм краткосрочного и инвестиционного кредитования сельхозтоваропроизводителей, значительно упростивший процедуру получения и погашения субсидированного кредита. Подчеркнуты трудности получения данного вида льгот для малого агробизнеса. Определены дальнейшие направления государственной финансовой поддержки сельхозпредприятий российского АПК, направленные на качественное обновление сферы аграрного производства, стабилизацию рынка продовольствия и сельскохозяйственной продукции и обеспечение продовольственной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article emphasizes the role of state financial support of Russian agricultural producers as a necessary condition for the development of agricultural lending. The authors analyze the implementation of the State program for the development of agriculture, regulation of the markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 both at the federal and regional levels; describe the procedure for changing the 2018 state program to project management; consider four priority projects; present a new mechanism for short-term and investment lending to agricultural producers that has greatly simplifi ed the procedure for obtaining and paying off a subsidized loan; and emphasize the diffi culty of obtaining this type of a subsidized loan for small agribusiness. The article identifies further forms of state financial support for agricultural enterprises of the Russian agro-industrial complex for the purpose of qualitative modernization of agricultural production, stabilization of the markets for food and agricultural products and ensuring national food security.

Текст научной работы на тему «Необходимость и направления государственной финансовой поддержки сельхозпредприятий российского АПК»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, КРЕДИТ

11П

Vitaly Sergeevich Bondarenko,

PhD in Economics,

head of Medium Business Client Relations, Saratov Regional Branch of JSC "Rosselkhozbank"

Daria Aleksandrovna Shishkina,

PhD in Economics,

associate professor of the department of banking, money and credit,

Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 338.439

Виталий Сергеевич Бондаренко,

кандидат экономических наук, начальник отдела по работе с клиентами среднего бизнеса, Саратовский региональный филиал АО «Россельхозбанк»

[email protected]

Дарья Александровна Шишкина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела, денег и кредита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected] 4ДФ

НЕОБХОДИМОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОГО АПК

В статье подчеркнута роль государственной финансовой поддержки российских сельхозпредприятий как необходимое условие развития кредитования. Проанализировано ресурсное обеспечение реализации Государственной программы развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. как на федеральном, так и региональном уровнях. Освещен порядок перевода госпрограммы с 2018 г. на проектное управление, рассмотрены четыре приоритетных проекта. Представлен новый механизм краткосрочного и инвестиционного кредитования сельхозтоваропроизводителей, значительно упростивший процедуру получения и погашения субсидированного кредита. Подчеркнуты трудности получения данного вида льгот для малого агробизнеса. Определены дальнейшие направления государственной финансовой поддержки сельхозпредприятий российского АПК, направленные на качественное обновление сферы аграрного производства, стабилизацию рынка продовольствия и сельскохозяйственной продукции и обеспечение продовольственной безопасности страны.

Ключевые слова: сельхозтоваропроизводители, агропромышленный комплекс (АПК), продовольственная безопасность, госпрограмма, субсидии, уполномоченный банк, льготное кредитование, проектное управление.

132 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦

NECESSITY AND DIRECTIONS OF STATE FINANCIAL SUPPORT FOR AGRICULTURAL ENTERPRISES OF THE RUSSIAN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The article emphasizes the role of state financial support of Russian agricultural producers as a necessary condition for the development of agricultural lending. The authors analyze the implementation of the State program for the development of agriculture, regulation of the markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 both at the federal and regional levels; describe the procedure for changing the 2018 state program to project management; consider four priority projects; present a new mechanism for short-term and investment lending to agricultural producers that has greatly simplified the procedure for obtaining and paying off a subsidized loan; and emphasize the difficulty of obtaining this type of a subsidized loan for small agribusiness. The article identifies further forms of state financial support for agricultural enterprises of the Russian agro-industrial complex for the purpose of qualitative modernization of agricultural production, stabilization of the markets for food and agricultural products and ensuring national food security.

Keywords: agricultural producers, agro-industrial complex (AIC), food security, state program, subsidies, authorized bank, preferential loans, project management.

В последние годы развитие агропромышленного производства в России входит в число важнейших задач аграрной политики государства. Подтверждение тому реализация в 2006-2007 гг. приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.», которые были профинансированы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов.

Сегодня основным нормативным документом, регламентирующим государственную финансовую поддержку российских сельхозтоваропроизводителей, является государственная программа развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [4]. Согласно госпрограмме предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации выполняется по следующим направлениям: компенсация затрат сельхозтоваро-

производителей в частичном объеме на уплату страховой премии; возмещение по кредитам и займам в частичном объеме; поддержка государством таких подотраслей, как животноводство, растениеводство, фермерство; государственное финансирование программ, направленных на поддержку и развитие социальной сферы села; внедрение инноваций в техническое обеспечение сельскохозяйственного назначения.

Проанализировав информацию о ресурсном обеспечении реализации программы, представленной на рис. 1, можно отметить, что объемы финансирования и распределения средств на государственную поддержку агропромышленного комплекса РФ в 2016 г. составили 280 033 млн руб., увеличившись на 0,06% по сравнению с 2015 г. В целом наблюдается положительная динамика увеличения объемов ресурсного обеспечения: к 2020 г. объем средств на государственную поддержку АПК должен составить 338 670 млн руб., увеличившись на 20,9% относительно 2016 г.

Рис. 1. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [4]

НБЫ1994-5094 ♦-

133 -♦

Общий итог субсидированных процентных ставок по кредитам составил в 2016 г. 88 219 млн руб., на начало 2020 г. показатель будет составлять 79 408 млн руб., сократившись на 11%. Наблюдается некоторое уменьшение доли субсидированных процентных ставок: в 2016 г. показатель составил 32%, а в планируемом 2020 г. составит 23%.

Структура внутренних затрат на развитие сельского хозяйства по основным сегментам представлена на рис. 2. Финансирование сельского хозяйства в 2020 г. составит 126,3%, в 2019 г. - 123,6% (% от показателя 2016 г.). Совокупные расходы федерального бюджета составили: в 2016 г. - 18 5027,4 млн руб., в 2017 г. - 212 061 млн руб., в планируемом 2020 г. показатель составит 234 686,5 руб.

Проводимые государством меры по поддержке сельского хозяйства приносят свои ощутимые результаты. Сегодня сельское хозяйство - это успешная отрасль, которая кормит страну и завоевывает международные рынки. Российский АПК за последние годы кардинально изменился, стал глобально конкурентоспособным и высокотехнологичным, одним из драйверов роста всей российской экономики.

По сравнению с 2000 г. объем выпуска сельхозпродукции вырос почти в два раза. Кратно увеличилось производство зерновых, сахарной свеклы, тепличных овощей, скота, птицы, производство продуктов питания удвоилось. По уточненным данным, урожай 2017 г. - 135,4 млн т, это ровно в два раза больше, чем в 2000 г.

По сравнению с 2000 г. экспорт сельхозпродукции и продуктов питания вырос в 16 раз, сегодня он на треть превышает доходы от экспорта вооружений и военной техники: 20,7 млрд руб. - это экспортная выручка АПК, а ОПК - 15,6 млрд. руб. Через четыре года планируется поставлять на мировые рынки больший объем продовольствия, чем ввозить в страну. Россия станет нетто-экспортером продовольствия [8].

Одним из важных пунктов государственной программы по развитию АПК на 2013-2020 гг. является финансовая господдержка фермеров и личных подсобных хозяйств. Будущее отечественного АПК, его перспективы связаны не только с развитием крупных агрохолдингов, но и малых форм хозяйствования на селе [2, с. 109]. Все более заметную роль на внутреннем рынке играют фермерские хозяйства. За 17 лет их доля в выпуске сельхозпродукции выросла в четыре раза, а объем производства увеличился на порядок. Например, сегодня доля сельскохозяйственной продукции, производимая фермерами и хозяйствами населения в Саратовской области, составляет более 50% [1]. В России сформировался целый класс фермеров. С помощью грантов за последние шесть лет созданы 18 000 фермерских хозяйств, поддержано 5000 семейных животноводческих ферм, 426 сельхозкооперативов [7].

Важной формой государственной финансовой поддержки предприятий аграрной сферы является субсидирование процентных ставок за кредит. С 1 января 2017 г. введен в действие новый механизм поддержки предприятий АПК - льготное краткосрочное и инвестиционное кредитование по ставке не более 5%. Новый механизм субсидирования значительно упростил процедуру получения и погашения кредита. Следует отметить, что прежний механизм субсидирования сельхоззаемщиков обладал рядом недостатков, прежде всего это длительность и многоэтапность получения субсидий [3, с. 114]. Теперь заемщик решает все вопросы напрямую с уполномоченным банком, вместо того чтобы согласовывать все вопросы с тремя разными ведомствами: коммерческим банком, выдающим кредит, региональным ведомством и Министерством сельского хозяйства. Одновременно возникли трудности с получением данного вида льгот для малого агробизнеса.

Рис. 2. Финансирование основных сегментов сельского хозяйства из федерального бюджета, млн руб. [4; 7]

134 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦

В настоящее время министерство сельского хозяйства заключает соглашение на получение субсидий с уполномоченным банком. Уполномоченным банком является российская кредитная организация с собственным капиталом не менее 20 млрд руб. и имеющая продуктовые линейки специализированных кредитных продуктов для предприятий АПК. В настоящее время в перечень таких банков входят 11 кредитных организаций: Сбербанк, Россельхозбанк, ВТБ, Внешэкономбанк, Газпромбанк, Альфа Банк, Банк «Открытие», ИшСге^Вапк, Росбанк, Промсвязьбанк, Райффай-зен Банк, а также дополнительно банки Республики Крым - банк ЧБРР и РНКБ. Перечень направлений и целей, на которые будут выдаваться кредиты, разработан Минсельхозом и определены для каждого вида заимствования, включая покупку техники и запчастей для работы в поле, страхование, покупку животных и удобрений.

С 2018 г. госпрограмма развития сельского хозяйства переводится на проектное управление. В настоящее время госпрограмма включает проектный раздел, состоящий из четырех приоритетных проектов, а также выделен процессный раздел, который включает ряд ведомственных целевых программ.

Необходимо отметить, что в России поддержка агропромышленного комплекса осуществляется также на региональном уровне. Так, в Саратовской области данный процесс регулируется в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы».

Основными целями государственной программы являются:

- проведение мер, направленных на увеличение объемов производства основных видов продукции АПК Саратовской области;

- разработка инновационных способов развития приоритетных направлений АПК региона, тем самым повысив конкурентоспособность продукции агропромышленного комплекса, производимой в Саратовской области;

- проведение мер, направленных на повышение финансовой стабильности сельхозтоваропроизводителей;

- обеспечение оптимальных социально-экономических условий для развития сельских территорий;

- развитие мелиорации сельскохозяйственных земель.

На реализацию данной государственной программы было выделено в совокупном объеме 51 286 271,6 тыс. руб.: на 2017 г. было выделено 7 968 450,2 тыс. руб.; на 2018 г. - 5 918 753,2 тыс.

руб. [6].

Динамика развития агропромышленного комплекса Саратовской области до 2020 г. будет зависеть от целой совокупности как положительных, так и отрицательных факторов. Значительное влияние окажут государственные меры, которые будут направлены на повышение устойчивости

агропромышленного производства и сельских районов, но, с другой стороны, сложная макроэкономическая ситуация остается стабильной в связи с последствиями кризиса и вступлением России в ВТО, что повышает вероятность риска для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

Согласно прогнозам государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы», можно выделить следующие тенденции развития АПК региона:

- увеличение объема инвестиций с целью повышения плодородия и развития мелиорации сельскохозяйственных земель;

- модернизация технической базы агропромышленного производства;

- разработка комплекса мер, направленных на предотвращение стагнации в подотрасли скотоводства;

- использование инновационных технологий в таких отраслях, как растениеводство, животноводство, пищевая промышленность, для создания наиболее оптимальных условий для сельхозтоваропроизводителей, экологизации процесса агропромышленного производства и повышения безопасности пищевых продуктов.

Таким образом, можно отметить увеличение объемов финансирования государственной поддержки АПК на региональном уровне, а также преобладание эффективных мер, направленных на развитие агропромышленной сферы в Саратовской области.

Основными задачами, направленными на создание целостно функционирующей системы государственной финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей РФ и повышения эффективности развития АПК, являются:

- обеспечение оптимальных условий для привлекательности сельскохозяйственного сектора за счет создания целостной инфраструктуры;

- увеличение масштабов финансовой поддержки на начальных стадиях деятельности сельхозтоваропроизводителя;

- модернизация экономико-правовых и управленческих механизмов, направленных на создание конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции;

- создание таких оптимальных условий, при которых будет соблюдаться равновесие между интересами государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию и привлечение частных инвесторов к финансированию высокотехнологичных и инвестиционно-привлекательных проектов;

- совершенствование системы налоговых льгот для стимулирования активности сельскохозяйственных предприятий с целью снижения налоговой нагрузки.

ISSN 1994-5094 ♦-

135 -♦

Так как важнейшей целью реализации политики Российской Федерации по поддержке сельскохозяйственного сектора должно быть создание благоприятных условий для производства продукции и ее эффективное продвижение на рынок, то можно определить дальнейшие направления государственной финансовой поддержки российских сельскохозяйственных производителей на федеральном уровне:

- создание организованной и четко функционирующей инфраструктуры для развития сельскохозяйственных производителей и реализации финансово-кредитной, налоговой, тарифной политики;

- проведение комплекса мер, направленных на формирование благоприятных условий использования государственных ресурсов, а также технологий в производственных целях;

- формирование упрощенной процедуры регистрации сельскохозяйственных производителей, сертификации их продукции.

- содействие внешнеэкономической деятельности сельскохозяйственных производителей;

- проведение обучения и повышение квалификации персонала для качественного управления сельскохозяйственной деятельностью.

Таким образом, разработанные и принимаемые государством экономические меры по поддержке сельского хозяйства будут способствовать значительному качественному обновлению сферы аграрного кредитования как в Российской Федерации в целом, так и в ее субъектах. Несомненно, при положительной динамике развития агропромышленной отрасли страны и усиленной государственной

поддержке российских сельхозтоваропроизводителей будут достигнуты такие важнейшие цели, как стабилизация рынка продовольствия и сельскохозяйственной продукции, обеспечение населения продуктами питания высокого качества и по доступным ценам и в итоге обеспечение продовольственной безопасности государства.

1. АО «Россельхозбанк»: Официальный сайт. URL: http://www.rshb.ru/

2. Всероссийский форум сельхозпроизводителей. Краснодар, 18.03.2018. URL: http:// kremlin.ru/events/president/ news/57035.

3. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». URL: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020.

4. Государственная программа Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы». URL: http:// minagro.saratov.gov.ru/gosprogram2013_2020.php.

5. Карпова Д.А. Банковское кредитование сельхозпредприятий: дис. ... канд. экон. наук / Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. Саратов, 2005.

6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: Официальный сайт. URL: http://www.gp.specagro.ru.

7. Официальный сайт государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/

8. Шишкина Д.А., Преображенский Б.А. Проблемы кредитования и необходимость государственной финансовой поддержки российских сельхозтоваропроизводителей // Факторы успеха. 2015. № 1 (4). С. 109-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.