Научная статья на тему 'Региональные аспекты государственной политики по социальной защите материнства и детства в России'

Региональные аспекты государственной политики по социальной защите материнства и детства в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1697
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ / SOCIAL SECURITY OF FAMILY / FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фролкин Павел Петрович, Мауталиев Ринат Вячеславович

В статье авторы изучают содержание и тенденции развития системы социальной защиты населения РФ в 1990-х-2000-х гг., рассматривают основные направления модернизации семейной политики, защиты материнства и детства. Констатируются проблемы и достижения отдельных регионов страны в данном направлении социальной защиты населения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the authors examines the content and trends of developing the system of social security of population in Russian Federation in 1990-2000s as well as the basic directions of modernization of the family policy, protection of motherhood and childhood. The problems and achievements of certain regions of the country in the given direction of social security of population are stated.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты государственной политики по социальной защите материнства и детства в России»

Политические процессы и практики

Повел ФРОЛКИН, Ринат МАУТАЛИЕВ

региональные аспекты государственной политики социальной защиты материнства и детства в России

В статье авторы изучают содержание и тенденции развития системы социальной защиты населения РФ в 1990-х-2000-х гг., рассматривают основные направления модернизации семейной политики, защиты материнства и детства. Констатируются проблемы и достижения отдельных регионов страны в данном направлении социальной защиты населения.

In this article the authors examine the content and trends of developing the system of social security of population in Russian Federation in 1990-2000s, as well as the basic directions of modernization of the family policy, protection of motherhood and childhood. The problems and achievements of certain regions of the country in the given direction of social security of population are stated.

Ключевые слова:

социальная защита семьи, зарубежный и отечественный опыт; social security of family, foreign and domestic experience.

ФРОЛКИН

Павел

Петрович — д.и.н., профессор; профессор кафедры экономической и политической истории России СГСЭУ

Frolkinpp@yandex.ru

МАУТАЛИЕВ

Ринат

Вячеславович — аспирант кафедры экономической и политической истории России СГСЭУ

Одним из основных направлений государственной социаль -ной политики выступает политика по укреплению семьи, социальной защите коренных прав матерей и детей. В настоящее время основные моменты социальной защиты семьи являются предметом бурных научных и общественных дискуссий. Российские ученые констатируют, что в современном обществе происходит падение престижа семейных ценностей, социального потенциала семьи, увеличение числа разводов, снижение рождае мости и т.д. Однако дискуссии по данной теме осложняет отсутствие единой концепции социальной политики в данной сфере, что уси -ливает необходимость ее теоретической разработки. Например, система пособий на детей в России недостаточно эффективна, по -скольку в качестве базы для пособий используется не прожиточный минимум, а минимальная заработная плата. Доля этих пособий не превышает 5—10% затрат семьи на ребенка. Эффективная государ -ственная политика должна быть направлена на устранение тех при -чин, которые порождают негативные аспекты в жизнедеятельности семьи. Роль выразителя интересов общества при этом выполняет государство, однако его роль в защите семьи многими ставится под сомнение. Все это делает политику по социальной защите семьи ареной постоянных дебатов. Наиболее спорными являются вопросы о мерах, которые следует принимать государству, чтобы повысить рождаемость. Левые политические силы используют демографиче -скую проблему для обвинения правительства в проведении «анти -народной политики». В частности, они считают необходимым резко увеличить государственную помощь при рождении ребенка. Противники этой точки зрения приводят данные, показывающие, что уровень рождаемости в стране не зависит от социальных выплат: например, в Швеции социальные выплаты намного больше, чем в США, однако при этом рождаемость там меньше. Еще более пока -зательно сравнение с развивающимися странами, где социальные выплаты почти отсутствуют, а рождаемость огромна1.

В области семейной политики, социальной защиты материн -

1 Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический доклад. — М., 2001, с. 166.

ства и детства во многих регионах России накоплен богатый отечественный опыт, который требует изучения, системати зации и тиражирования. Отметим, что основой современной политики соци альной защиты семьи и детства в РФ стали нормы международного права. Первый официальный международный документ, который включал всемирный план действий в данной области, был принят на конференции в Бухаресте в 1974 г. Дальнейшее развитие он получил в Мехико в 1984 г., а затем в Каире в 1994 г.1 Там была принята новая программа дей -ствий, которая включала фундаменталь -ные принципы деятельности государства в области защиты семьи2. Ключевая роль государства в социальной защите семьи, материнства и детства подчеркивалась в документах ООН, которая призвала своих членов «...больше внимания уде -лять содействию семьям в выполнении ими своих функций»3. Проведение госу -дарственной семейной политики в РФ заключается в разработке такой поли тики в законодательстве и нормативных документах правительства, реализации программы социальной защиты семьи, а также наличии государственных органов, руководящих проведением подобной политики4.

Решение серьезных социальных проблем может осуществляться лишь при наличии эффективно действующей системы ока зания помощи семьям, а также отдель ным категориям населения — женщинам -матерям, детям и т.д. Особенности исто -рического развития России в 1990 е гг. стали причиной того, что семейная поли тика рассматривалась в нашей стране как социальная защита семей от нищеты, от снижения ее благосостояния.

Комплексная государственная полити ка РФ начала формироваться в 1990 -х гг.,

1 Приложение к докладу Специального комитета полного состава 24- ой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Нью- Йорк; ООН, 2000.

2 Доклад Международной конференции по народонаселению и развитию. Каир, 5—13 сент. 1994 г. ООН, 1994, с. 7

3 Европейский форум по вопросам народонаселения. 12—14 янв. 2004 г., Женева. Резюме и краткий отчет о работе форума.

4 Дармодехин С.В. Концепция государственной

семейной политики // Мониторинг социально-

экономического потенциала семей. — М., 1998,

вып. 4, с. 29-50.

когда общество осознало острую необхо -димость государственных целевых про грамм в отношении семьи, материнства и детства. Законодательные основы семей -ной политики в нашей стране были зало жены в Семейном кодексе Российской Федерации5. В 1993-2010 гг. в РФ было принято более 200 нормативно - правовых актов, направленных на защиту семьи и детей. К настоящему времени вопросы социальной защиты семьи отражены в более чем 140 законодательных и право вых актах6.

В нулевых годах органы власти РФ начали проводить более эффективную политику по социальной защите материн ства и детства, целью которой являлось преодоление демографического кризиса. Руководство страны обозначило про блемы семьи и детства как важнейшие в социальной политике. Так, президент РФ В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию от 8 июля 2008 г. одной из самых острых проблем совре менной России назвал снижение чис ленности населения. В сентябре 2010 г. Правительство РФ утвердило Концепцию демографического развития России на период до 2015 года, в которой разрабо -тана система мер по стабилизации положе ния семьи и демографической ситуации в стране7. Все названные факты обозначали поворот верховной власти страны к вопро -сам семейной политики и демографии.

За последние десятилетия происходит резкая дифференциация доходов семей. Россия относится к странам с наиболее высоким уровнем экономического нера -венства. Широкое распространение бед ности является основным индикатором социального неблагополучия российских семей. У тех семей, которые не смогли адаптироваться к новым условиям, про исходит резкое падение уровня жизни и самочувствия. Большинство бедных в России - это семьи с детьми трудоспособ ных работающих супругов. Здесь лидируют

5 Семейный кодекс Российской Федерации; Кодекс о браке и семье РСФСР : офиц. тексты по состоянию на 1 янв. 1997 г. — М., 1997.

6 См.: Сборник федеральных конституционных законов, 1995, вып. 7—12; Антология социальной работы. — М., т. 3; Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992—1995. Вып. 1—10, и др.

См.: Сборник федеральных конституционных законов, 1995, вып. 7—12, и др.

7 О мерах демографической политики в регио нах России. — М., 2010, с. 25—40.

семьи безработных одиноких матерей1. Другая форма бедности связана с мини мумом материальной обеспеченности. Бедность — это удел многодетных семей. Бедные семьи среди семей с двумя детьми составляют половину, с тремя детьми — 85%, с четырьмя — 90%. При этом в мно -годетных семьях воспитываются 20% всех детей2. Вызывает крайнюю тревогу потеря относительно высокого социального ста туса семьей интеллигенции: учителей, врачей, ученых, служащих.

Важной мерой последнего времени по социальной поддержке семьи стал феде ральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имею щих детей», получивший название «Закон о материнском капитале», который всту пил в силу с 1 января 2007 г. В соответствии с ним каждая женщина, родившая второго, а также последующего ребенка, получает право на государственную поддержку в размере 250 тыс. руб. Материнский капи тал — это форма государственной под держки семей, которая с 2007 г. оказыва ется при рождении (усыновлении) вто -рого, третьего или последующего ребенка, имеющего российское гражданство3. В.В. Путин объявил, что материнский капитал в 2009 г. будет переиндексиро ван и составит 313 тыс. руб. Материнский капитал получат только 1 раз те родители, чей ребенок родился в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. Материнский капитал может быть потрачен только на следующие цели: получение образования ребенком; улучшение жилищных условий; формирование накопительной части трудовой пенсии матери. Воспользоваться деньгами матери смогут только через три года после рождения ребенка4.

Среди стран Европы своеобразным эта лоном стала семейная политика Франции, где поощряется рождение третьего и чет

1 Панкратьева Н. В. Экономическое положение многодетных семей и проблемы их социальной защиты // Семья в России, 1997, № 1.

2 Ржаницина Л.С. О бедности в России: причины, состав, профилактика семей // Семья в России, 1997, № 1, с. 91; № 3, с. 9.

3 См: Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256 - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (принят ГД ФС РФ 22.12.2006 г.); http://www.kadis.ru

4 См: Там же.

вертого ребенка5. Проведение такой поли тики в свое время позволило Франции остановить процесс депопуляции в стране6. Российские демографы, выступающие за более активную семейную политику, счи -тают, что названная политика Франции принесла несомненный эффект.

В настоящее время российская семья перестала обеспечивать расширенное вос производство населения. Поэтому ком -плексная программа семейной и демогра фической политики должна быть направ лена на устранение тех причин, которые порождают негативные аспекты в выпол нении ее функций. Региональная соци альная политика призвана обеспечить защиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для ее функционирования. В ситуации кризиса важнейшая задача региональной политики состоит в реализации дополни тельных мер поддержки семей. Создаются соответствующие целевые программы и концепции социальной политики7.

Анализ более 50 региональных программ показал, что все они направлены на поддержку нуждающихся категорий семей, им оказывается дополнительная адресная поддержка. Во многих регионах приоритетной является социальная под держка беременных женщин и женщин, имеющих детей. Социальная поддержка оказывается в форме продажи товаров широкого потребления и предоставле ния различных коммунальных, бытовых, транспортных и других услуг по льготным ценам8. Распространение получили ком -пенсационные выплаты семьям с детьми, не посещающими дошкольные учрежде ния. В Саратовской обл. компенсация на дошкольные учреждения выдается семьям безработных в объеме 70% минимальной зарплаты. Во многих регионах осущест вляется помощь студенческим семьям. В Белгородской обл. обязательно выделе ние им отдельных комнат в студенческих общежитиях. В Тамбовской обл. семьям студентов, имеющим ребенка, предостав ляется денежное пособие в размере 50%

5 Доклад о тенденциях демографического раз -вития Российской Федерации (региональный аспект). — М. : Права человека, 2002, с. 22.

6 Там же.

7 См.: Социально - экономическое положение России в 2000 году. - М., 2001.

8 О мерах демографической политики в регионах России. - М., 2006, с. 25-40.

минимальной зарплаты, в Новгородской — 2 минимальных зарплат. Организуются различные формы надомного труда, курсы профессионального обучения для много детных матерей, безработных (Калужская, Орловская, Пензенская обл.)1.

Осуществляется поддержка региональ ными органами власти предпринима тельской деятельности семей, содействие в организации производственной дея тельности, создании малых предприя тий (Белгородская, Пензенская обл.), а также принимаются меры по улучшению жилищных условий семей. Это льготы по оплате жилья, жилищно коммунальных услуг, выделение ссуд, субсидий много детным семьям на строительство жилья (Белгородская, Кемеровская, Орловская обл.). Усилия региональных властей

1 Доклад о тенденциях демографического раз вития Российской Федерации (региональный аспект). — М., 2007, с. 23—24.

направлены на повышение конкуренто способности женщин, молодежи, инвали дов, создание рабочих мест для социально незащищенных категорий населения, со здание новых моделей занятости, позво ляющих совмещать профессиональные и семейные функции (Белгородская обл.). Организуются различные формы надо много труда, курсы профессионального обучения для многодетных матерей, без работных родителей. В Калужской обл. предоставляются льготы по налогообло -жению и кредитованию предприятиям и фермерским хозяйствам, созданным семейными детскими домами, многодет ными семьями.

Однако, несмотря на принимаемые на региональном уровне меры, в настоящее время необходимы более развернутые программы в области социальной защиты семей, материнства и детства на общего сударственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.