Владимир ГУСЕВ
РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА САРАТОВСКОЙ ОБЛ. В УСЛОВИЯХ КУРСА НА МОДЕРНИЗАЦИЮ
В статье говорится о необходимости развития регионального хозяйства и энергетического комплекса Саратовской обл. с учетом курса на модернизацию страны. В то же время это развитие должно осуществляться не в ущерб жителям Саратовской обл., с учетом социальных и экологических последствий в долговременной перспективе.
The article considers the necessity of developing regional economy and energy complex of the Saratov region in conditions of modernization. This development should be in line with interests of population of the Saratov region in regard to social and ecological consequences in the long-term perspective.
Ключевые слова:
топливно-энергетический комплекс, электростанция, мощность, инвестиционный проект, экология, альтернативная энергетика; fuel and power complex, power station, electric power, investment project, ecology, alternative energy.
Эффективное развитие российского топливно-энергетического комплекса представляется на современном этапе приоритетной стратегической задачей российского народного хозяйства. Топливно-энергетический комплекс (нефть, газ, уголь и атомная энергия) является одним из локомотивов экономического и социального развития Российской Федерации, стабильное функционирование которого позволяет эффективно решать многие государственные задачи, обеспечивать предприятия и население всеми видами энергии, наполнять государственный бюджет, обеспечивать энергетическую и экономическую безопасность российского государства.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (Концепция-2020) в разд. 1.3 «Целевые ориентиры» в качестве одной из глобальных целей указано лидерство России в поставках энергоресурсов на мировые рынки, превращение России в логистический узел глобальной энергетической инфраструктуры и ключевого участника выработки правил функционирования глобальных энергетических рынков. В Послании Президента РФ Медведева Д. А. Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. был провозглашен курс на модернизацию народного хозяйства, и в качестве одного из приоритетов модернизации обозначено повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели использования ресурсов1.
В то же время необходимо отметить, что как ведущие отрасли народного хозяйства, так и отрасли и предприятия энергетического комплекса не обошел стороной экономический кризис 1990-х гг. Подавляющее большинство используемых на сегодняшний день производственных и энергетических мощностей было создано в 1970-80-х гг., основные фонды ТЭК должным образом не обновлялись, происходят аварии в энергетической системе. Налицо необходимость строительства и ввода в эксплуатацию новых энергетических и производственных мощностей. С другой стороны, новое строительство крупных предприятий ТЭК (особенно мега-проекты) вызывает нарекания со стороны экономистов и экологов, многие проекты являются спорными с социальной точки зрения — напри-
1 Послание Президента Российской Федерации Медведева Д.А. Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года // www.kadis.ru
ГУСЕВ Владимир Владимирович — к.э.н., доцент кафедры антиаризисного иправления ПАГС им. П.А. Столыпина Р^^ип2и06@ aandex.ru
мер, проект строительства алюминиевого завода компанией «РУСАЛ» с одновременным строительством и вводом в эксплуатацию 5-го и 6-го энергоблоков Балаковской атомной электростанции (г. Балаково Саратовской обл.), проект строительства Богучанской ГЭС в Красноярском крае для дальнейшего развития Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО). Не последнюю роль сыграла здесь и проведенная реформа РАО «ЕЭС России», в ходе которой современные и прибыльные электростанции были проданы иностранным инвесторам, а устаревшие и убыточные электростанции остались в собственности российских акционеров. На подобную порочную практику реформирования в свое время указывали российские ученые, причем в ходе реформы РАО «ЕЭС России» сами иностранные инвесторы выступали с критикой действий А. Чубайса1. В то же время ситуация в стратегически важных отраслях народного хозяйства, обладающих опасными в техногенном отношении объектами, в т.ч. и в топливно-энергетическом комплексе, является уже не региональным, а общегосударственным делом. С одной стороны, огромные размеры территории РФ требуют развитой и мощной инфраструктуры — информатики, дорожно-транспортной сети, связи и энергетики, функционирующих в суровых географических условиях. С другой стороны, позиционирование Россией себя как «энергетической сверхдержавы» и энергетический кризис в отношениях между Россией и Украиной, в результате которого в заложниках ситуации оказались страны Западной Европы, вывели данную проблему на европейский и даже на мировой уровень.
Саратовская обл. занимает территорию 101,2 тыс. км и является одной из крупнейших в Приволжском федеральном округе. Численность населения — 2,6 млн чел. (по данным 2008 г.). В целом область небогатая, среднемесячная номинальная заработная плата работников составляет 12,6 тыс. руб., или 75% от среднероссийского уровня.
На территории области развиты прак-
1 Кагарлицкий Б.Ю. Происходит ли в России смена элит? // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / под общ. ред. Т.И. Заславской. - М. : МВШСЭН, 2001, с. 130.
тически все освоенные виды энергогенераций: атомная станция, гидроэлектростанция, а также комбинированные источники энергии - теплоэлектроцентрали. В Саратовской обл. ежегодно производится более 41 млрд кВт-ч электроэнергии. Из всей электрогенерации 72% приходится на Балаковскую атомную станцию, 13% — на тепловые станции (теплоэлектроцентрали), которых в области пять (3 ТЭЦ — в Саратове, 1 — в Энгельсе, 1 — в Балаково), примерно 15% — на Саратовскую гидроэлектростанцию, расположенную также в г. Балаково Саратовской обл. Другие производители электроэнергии в области практически отсутствуют, что позволяет сделать вывод о значительной монополизации рынка электроэнергии крупными генерирующими предприятиями.
При модернизации энергетического хозяйства и реализации инвестиционных проектов в энергетике как на федеральном, так и на региональном уровнях следует выделить два больших направления: 1) строительство современных высоковольтных электрических сетей большой пропускной способности; 2) наращивание действующих генерирующих мощностей в энергетике за счет ввода в эксплуатацию новых энергоблоков атомных станций.
По поводу первого направления можно отметить следующее. В марте 2008 г. правительство РФ утвердило Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики в стране до 2020 г., которая решает многие энергетические вопросы в регионах, в частности в Саратовской обл. Для поддержания должного резерва в дефицитной Правобережной части Саратовской энергосистемы министерством было предложено приведение мощностей Балаковского энергоузла к центру энергопотребления путем строительства высоковольтной линии электропередач Балаковская АЭС — Курдюм (населенный пункт на Волге под Саратовом) протяженностью 206,2 км, что позволит выдать мощность АЭС в Правобережную часть Саратовской обл. Ориентировочная стоимость строительства составит 5 млрд руб. Нарастание потребления при отсутствии ввода новых мощностей постепенно приводит к тому, что система начинает работать без надлежащих резервов пропускной способности сети. Как следствие, при наличии в целом в Саратовской обл., да и в целом в стране, резерва генерирую-
щей мощности отсутствует возможность его переброски в те регионы, где сильно выросло потребление. Именно по этой причине в Генеральную схему вошли также мероприятия по укреплению линий электропередач и выдаче энергетической мощности Балаковской АЭС за пределы региона — в Самарскую, Ульяновскую и Волгоградскую обл.
Важным направлением модернизации российского энергетического хозяйства является ввод в эксплуатацию новых генерирующих мощностей. Это направление вполне вписывается в общий вектор федеральной энергетической политики на глобальных рынках. Например, премьер-министр России В.В. Путин, находясь с официальным визитом в Японии, 12 мая 2009 г. заявил, что в Российской Федерации до 2020—2021 года будет построено и введено в эксплуатацию 28 новых энергоблоков на различных АЭС.
Данный вопрос в Саратовской обл. имеет большую предысторию, и именно по поводу ввода в действие новых энергоблоков Балаковской АЭС в настоящее время ведется ожесточенная дискуссия. В Российской Федерации и Саратовской обл., в т.ч. в крупных бизнес-структурах и региональных органах власти, имеются конкретные силы, которые были бы заинтересованы в реализации столь крупномасштабного проекта, как строительство 5-го и 6-го энергоблоков АЭС. В апреле 2005 г. губернатором Саратовской обл. был назначен бывший руководитель Балаковской АЭС П.Л. Ипатов, который пришел к власти при огромном кредите доверия со стороны населения. Однако спустя пять лет после прихода губернатора Ипатова и несмотря на его переназначение на второй срок, в марте 2010 г. область по-прежнему была и остается аграрной. Политическая нестабильность, коррупционные скандалы (осуждение бывших министров областного правительства Г. Джлавяна и А. Несмысленова, бывшего мэра г. Саратова Ю. Аксененко, убийство областного прокурора Е. Григорьева) только укрепляют нежелание федеральных министерств и государственных корпораций включать регион в свои инвестиционные программы. Шанс превратить область в регион-локомотив современной России появился в 2007 г., когда сразу два крупнейших предприятия российской металлургии — ОАО «РУСАЛ» и ОАО «Северсталь» — ре-
шили построить в Саратовской обл. свои предприятия. Сильной стороной данных проектов является создание рабочих мест, что очень актуально для такого города, как Балаково. Уже называлась предполагаемая цифра персонала алюминиевого завода — 4 тыс. чел., плюс еще две тысячи будут обслуживать 5-й и 6-й блоки АЭС в случае их достройки. То есть, проекты весьма амбициозны, и у них появились активные «лоббисты» — представители органов областной и муниципальной власти в Саратовской обл. во главе с действующим губернатором, а также руководство данных акционерных обществ.
Однако с самого начала реализация проектов стала сталкиваться с активным сопротивлением экологов и общественности Балаковского муниципального образования. Жители г. Балаково обеспокоены неблагоприятной экологической обстановкой, повышенной заболеваемостью в городе и районе онкологическими и легочными заболеваниями. В настоящее время ряд депутатов Законодательного собрания БМР, экологи и общественники проводят акцию по сбору подписей под обращением к президенту РФ Медведеву Д. А. с целью проведения референдума о возможности запрета строительства заводов; собрано уже более 29 тыс. подписей. Основной мотив протеста населения и экологов — страх перед неблагоприятной экологической обстановкой и возможностью техногенной катастрофы. В апреле 2009 г. в Российской Федерации был опубликован список 38 наиболее загрязненных городов, в который вошли 6 городов Приволжского федерального округа, в том числе Пермь и Соликамск Пермского края, Новокуйбышевск и Сызрань Самарской обл., Саратов и Балаково Саратовской обл.
Кроме того, при проектировании возможного строительства 5-го и 6-го энергоблоков АЭС, которое привязывается к строительству заводов, необходимо учесть новый для области фактор — сейсмический аспект проблемы. В условиях сейсмического риска наращивать нагрузку на окружающую среду вряд ли представляется целесообразным. Многие начинают говорить о «синдроме» Чернобыля. Директор Центра политической конъюнктуры К.В. Симонов утверждает, что «еще одна авария в любом регионе мира, сопоставимая с Чернобылем, поставит
крест на атомной энергетике». Несколько лет назад в Балаково и Саратове была паника, вызванная слухами об аварии на атомной станции, и население в спешном порядке принялось скупать в аптеках йодсодержащие препараты. Эта ситуация красноречиво показывает, что жители области относятся к атомной станции с недоверием.
5-й и 6-й энергоблоки в Саратовской обл. все равно придется строить в связи с плановым выводом из эксплуатации 1-го и 2-го энергоблоков (2015 и 2017 гг.). Но мероприятия по модернизации этих блоков, прописанные в программе «Росатома», позволят продлить срок службы каждого из них как минимум на 10—15 лет (экспертная оценка работника атомной станции); 1-й и 2-й энергоблоки после модернизации выработают свой ресурс только в 2030 и 2032 гг. соответственно. Но что практически придется делать с выработавшими свой ресурс энергоблоками, какие затраты потребуются на их консервацию, с какими еще трудностями предстоит столкнуться при их выводе из эксплуатации — пока в Саратовской обл. себе этого точно никто не представляет. По мнению заместителя губернатора А. Жандарова, население области должно волноваться не о металлургических предприятиях, а об уже действующих грязных производствах, например о саратовском нефтеперерабатывающем заводе и табачной фабрике1. А пока в Балаково в связи с тяжелой ситуацией в
1 Газета «Недели в Саратове», 16 февраля 2009 года, № 5 (93), с. 9; www.gazned.ru
отношении онкологических заболеваний региональным министерством здравоохранения будет открыт первый в области хоспис для безнадежных больных, которым требуется круглосуточный медицинский уход.
На наш взгляд, развивать энергокомплекс необходимо, но не в авральном режиме. По поводу энергоблоков — строительство ихдолжно осуществляться в плановом порядке, в процессе вывода из эксплуатации 1 -го и 2-го энергоблоков Балаковской АЭС, т.е. не ранее чем через пять лет, к 2015—2017 гг. Металлургические же предприятия целесообразно вообще размещать не в Балаково, а в районах Заволжья Саратовской обл. (Озинский, Новоузенский, Алгайский р-ны), в местах с низкой плотностью населения и неразвитым аграрным сектором, благо такой не пригодной к использованию территории (солончаков и полупустынь) в Заволжье достаточно, и даже добавилось из-за выхода из строя систем мелиорации. Если же предприятия РУСАЛа и Северстали все-таки будут построены в Балаково, область получит ситуацию, когда люди превратятся в заложников экологических проблем и «мирного атома», когда в разы увеличится возможность техногенной катастрофы. Реализация в энергетике Саратовской обл. данных инвестиционных проектов требует тщательной независимой общественной и экологической экспертизы, общественных слушаний по этому поводу, оценки последствий принимаемых инвестиционных решений на федеральном и региональном уровнях.