Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования программно-целевого управления в фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации'

Основные направления совершенствования программно-целевого управления в фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ЦЕЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ / ADMINISTRATIVE ACTIVITY / SOCIAL PROGRAMMING / TARGET COMPLEX PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычева Ольга Николаевна

В статье автор рассматривает основные направления повышения эффективности управленческой деятельности в области социального программирования, качества разработки и реализации целевых комплексных программ развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic directions of increasing the efficiency of administrative activity in the field of social programming, quality of working out and realization of target complex programs of development of the pharmaceutical and medical industry in the Russian Federation are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования программно-целевого управления в фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации»

Ольга СЫЧЕВА

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНОЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье автор рассматривает основные направления повышения эффективности управленческой деятельности в области социального программирования, качества разработки и реализации целевых комплексных программ развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации.

The basic directions of increasing the efficiency of administrative activity in the field of social programming, quality of working out and realization of target complex programs of development of the pharmaceutical and medical industries in the Russian Federation are considered in the article.

Ключевые слова:

управленческая деятельность, социальное программирование, целевые комплексные программы; administrative activity, social programming, target complex programs.

В современных условиях для повышения эффективности управленческой деятельности в области социального про -граммирования, качества разработки и реализации целевых комплексных программ развития фармацевтической и медицин ской промышленности Российской Федерации необходимо созда -ние программно - целевого управления, которое должно занять цен -тральное место в решении наиболее острых проблем социальной сферы российского общества.

Решение проблемы развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности можно решать в трех направле -ниях: инерционном, инвестиционном и инновационном.

1. Инерционный вариант основан на текущей государственной поддержке фармацевтической и медицинской промышленно -сти и в своей сущности соответствует характеристике проблемы. В нем отсутствуют масштабные целевые государственные вложе -ния в инновационное развитие отечественной фармацевтической и медицинской промышленности при сохранении активности международных компаний на отечественном рынке лекарственных препаратов и медицинских изделий. В долгосрочной перспективе в данном варианте спрос на инновационные высокоэффективные лекарственные средства и медицинские изделия будет полностью покрыт за счет импорта1.

Основным преимуществом инерционного варианта является эко -номия бюджетных ресурсов.

Рисками данного варианта являются исчерпание уже к 2017 г. научного и технологического потенциалов национальной фарма -цевтической и медицинской промышленности, критическое суже ние базы для их самостоятельного долгосрочного развития, зависи -мость от импорта и курса валют и, как следствие, нестабильность

1 См.: Иващенко А.А., Кравченко Д.В. Концепция инновационного развития отечественной фармацевтической отрасли // Ремедиум, 2008, № 5.

СЫЧЕВА

Ольга

Николаевна — ведущий советник отдела мониторинга государственных целевых программ Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений

pav-razov@yandex.ru

на потребительском рынке фармацевти -ческих и медицинских изделий1. В долго -срочной перспективе вследствие инерци -онного варианта развития инновационное фармацевтическое и медицинское произ -водство и связанная с ним прикладная наука практически прекратят свое суще -ствование. Таким образом, национальная безопасность в сфере здравоохранения и здоровья нации на основе инерционного варианта обеспечена не будет2.

2. В случае умеренного государственного инвестирования в развитие материальной базы фармацевтической и медицинской промышленности следует ожидать лока -лизации производства современных вос -произведенных лекарственных средств на территории Российской Федерации и стимулирования лицензионного сбороч -ного производства высокотехнологичной медицинской техники. Ряд предприятий фармацевтической и медицинской про -мышленности смогут перейти на более современный уровень производства сырья, готовых лекарственных форм и медицинских изделий, обеспечив тем самым частичное решение основной про блемы. Преимуществом инвестицион -ного варианта является увеличение доли импортозамещающей отечественной про -дукции на внутреннем рынке. Поскольку инновационного развития этот вариант, так же как инерционный, не предусма -тривает, потенциал самостоятельного раз вития фармацевтического производства и производства медицинских изделий в рамках данного варианта будет исчерпан ориентировочно к 2017 г. При этом пере -довые научные исследования и разработки отечественным предприятиям не потребу -ются. Таким образом, национальная фар -мацевтическая и медицинская промыш ленность будут постоянно нуждаться в нарастающей ресурсной государственной поддержке.

При реализации инвестиционного вари анта возникают риски:

— снижения надежности прогнозиро -вания бюджетных расходов в проблемной области в связи с возможными внутрен

1 См.: Толстопятенко М.А., Зиньковская Н.В.

Региональные аспекты формирования медикофармацевтического комплекса // Проблемы управления здравоохранением, 2009, № 1,

с. 18-22.

2 См.: Иващенко А.А., Кравченко Д.В. Указ.

соч.

ними и внешними изменениями макро экономических условий;

— зависимости от зарубежных техноло -гий;

— закупок и использования устаревших зарубежных технологий по производству фармацевтической и медицинской про -дукции.

Основным риском данного варианта является неэффективность использова ния бюджетных ресурсов в долгосрочной перспективе, поскольку кратковремен ный позитивный эффект от использова ния устаревших зарубежных технологий не приведет к созданию продуктов, обла -дающих комплексным инновационным потенциалом в долгосрочной перспек -тиве.

3. Инновационный вариант решения проблемы заключается в участии государ ства в стимулировании запуска полного инновационного цикла в фармацевтиче ской и медицинской промышленности с последующим нарастающим финанси рованием исследований и разработок за счет собственных средств предприятий. С целью реализации инновационного варианта разработана федеральная целе вая программа «Развитие фармацевтиче -ской и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»3.

Инновационная модель государствен -ного организационно финансового целе вого механизма позволит не только модер низировать производственные мощности предприятий на базе организационных и технологических инноваций, но и стиму лировать в Российской Федерации разра ботку и производство наукоемкой фарма цевтической и медицинской продукции, поднять уровень отечественной фарма цевтической и медицинской промышлен ности до мирового и успешно конкуриро -вать с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Технологическое перевооружение отече -ственных предприятий фармацевтической и медицинской промышленности будет производиться по двум направлениям:

1) в форме партнерства государства и частных российских предприятий фарма цевтической и медицинской промышлен ности;

2) за счет государственных капитальных

3 См.: Там же, с. 14—18.

вложений в отдельные государственные предприятия фармацевтической и меди цинской промышленности.

Финансирование в рамках Программы технологического перевооружения пред приятий фармацевтической и медицин ской промышленности в форме государ ственных капитальных вложений будет направлено на повышение качества госу дарственного сектора экономики.

Финансирование проектов мероприятий Программы, направленных на технологи ческое перевооружение предприятий фар мацевтической и медицинской промыш ленности, находящихся в частной форме собственности, обеспечит выпуск этими предприятиями конкурентоспособной импортозамещающей фармацевтической и медицинской продукции, что гаранти рует надлежащий уровень национальной безопасности в сфере здравоохранения1. Данные НИОКР будут финансироваться в равных долях государством и предприя тием, что позволит, во - первых, не исказить конкурентную среду и, во вторых, обеспе чит достижение наилучшего результата за счет распределения рисков.

Инновационный вариант построен на основе государственно частного партнер ства, в нем заложены стимулы для рацио нального сотрудничества частного биз -неса с государством в софинансировании исследований, разработок и инновацион ного производства отечественной фарма цевтической и медицинской продукции. Инновационный вариант предусматривает использование всех преимуществ первого и второго вариантов при одновременном снижении их рисков за счет повышения рыночной (негосударственной) состав -ляющей развития. Преимуществами дан ного варианта являются расширение круга инновационно активных компаний, рост экономической конкуренции, стимули рующей экономический рост, ценовая стабилизация на потребительском рынке, оптимизация механизмов координации исследований и разработок в фармацевти ческой и медицинской промышленности. В рамках инновационного варианта пред усматривается кооперация с зарубежными предприятиями, научными и образова тельными учреждениями, что положи тельно скажется на развитии отечествен

1 См.: Стратегия развития фармацевтической и медицинской промышленности в Российской Федерации до 2020 года // http://doc.google.com.

ной фармацевтической и медицинской промышленности. При этом значитель ный импульс к развитию в области фар мацевтической и медицинской промыш ленности получат российская прикладная наука, инженерия, образование.

При реализации инновационного вари анта прогнозируется:

— масштабный рост государственных и частных вложений в импортозамещаю щие НИОКР;

— масштабная технологическая модер -низация предприятий, производящих фармацевтическую и медицинскую про дукцию в соответствии с современными стандартами производства;

— возрастание инновационной актив ности предприятий фармацевтической и медицинской промышленности;

— использование передового зарубежно го научно технического и производ ственно технологического потенциалов;

— создание малых инновационных пред приятий и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров для развивающихся предприятий фармацевти ческой и медицинской промышленности.

В рамках инновационного варианта наи более успешные результаты НИОКР, полу ченные в ходе исполнения целевых научно технических программ, реализуемых Минпромторгом России, Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, программ президиума Российской акаде мии наук, Российской академии медицин ских наук будут внедряться в производство с целью их рыночной коммерциализа ции2. При этом обеспечивается отсутствие дублирования расходов федерального бюд -жета, т.к. результаты НИОКР, полученные в ходе реализации федеральных целевых программ и программ государственных академий, в подавляющем большинстве случаев не ставились на производство и не выводились на стадию рыночных продаж. Отдельными мероприятиями Программы предусмотрен также специальный научно технический мониторинг всех полученных за счет средств федерального бюджета раз -работок в профильных областях с целью информирования органов управления Программой, позволяющего избежать повторного финансирования научноисследовательской стадии проектов.

В рамках инновационного варианта

2 Там же.

реализации Программы будут осущест вляться научно исследовательские и опытно конструкторские разработки инновационных лекарственных средств, медицинской техники и изделий меди цинского назначения с учетом кластерной структуризации их последующего про изводства таким образом, чтобы поток проектов по этим направлениям финан сово обеспечивал функционирование научно исследовательских подразделений производственных компаний, научных институтов и образовательных центров в инновационно активных регионах и тех территориальных образованиях, где име ются условия для кооперации между при кладными научными исследованиями и промышленностью.

При реализации инновационного вари анта к решению проблемы будут привле каться государственные институты разви тия, включая ГК «Российская корпорация нанотехнологий», ОАО «Российская вен -чурная компания», Фонд содействия раз -витию малых форм предприятий в научно технической сфере и др.1

По экспертным оценкам реализация Программы в ее инновационном варианте позволит к 2020 г. довести долю отече -ственных инновационных лекарственных препаратов в номенклатуре отечествен ных лекарственных средств и медицин ских изделий, реализуемых на внутреннем рынке, соответственно до 60% и до 40% в денежном выражении и обеспечить рост экспорта продукции отечественной фар -

1 См.: Иващенко А.А., Кравченко Д.В. Указ. соч.

мацевтической и медицинской промыш ленности в 8 раз по сравнению с 2010 г.2

Основным риском инновационного варианта является возможность возник новения мировой макроэкономической нестабильности.

Таким образом, исследование пока -зало, что социальная политика России до недавнего времени была лишена стратегического содержания и носила преимущественно реактивный характер, а разработанные на ее основе целевые комплексные программы являлись сред ством временного снижения социальной напряженности в обществе. Решение проблемы развития отечественной фар мацевтической и медицинской промыш ленности может быть представлено в 3 вариантах: инерционном, инвестицион ном и инновационном. Первые два вари анта не предусматривают использование государством инструмента федеральной целевой программы. Третий, иннова ционный вариант рассчитан, исходя из прогноза использования программно целевого метода бюджетного планирова ния, обеспечивающего инновационное развитие фармацевтической и медицин ской промышленности с помощью феде ральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской про мышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую пер спективу».

2 См.: Стратегия развития фармацевтической и медицинской промышленности в Российской Федерации до 2020 года // http://doc.google.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.