Е. П. Богочарова
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РЕГИОНА
Аннотация
В статье представлены методы управления цепями поставок фармацевтического рынка, обоснована необходимость разработки инструментария логистической оптимизации, раскрыты характеристики и тенденции, характерные для современного этапа развития фармрынка, охарактеризованы основные проблемы фармацевтической промышленности Южного федерального округа.
Ключевые слова
Логистическая система, фармацевтический рынок, рыночное взаимодействие, оптово-розничное звено.
E. P. Bogocharova
SUPPLY OF CHAIN MANAGEMENT OF PHARMACEUTICAL MARKET IN THE REGION
Аnnotation
Thisarticle presents themethodsof supply chain managementof the pharmaceutical market, the necessity ofdeveloping toolslogisticoptimization, disclosedcharacteristicsand trendsspecific tothe modern development ofthe pharmaceutical market, and describes the mainchallengesof the pharmaceutical industryof the SouthernFederal District.
Keywords
Logistics system, the pharmaceutical market, market interaction, wholesale and retailunit.
На основе аналитического исследования методов управления цепями поставок фармацевтического рынка следует отметить, что большинство представителей современного региона хоть и стараются оптимизировать путь движения продукции от производителей к потребителям, однако при этом практически не используют аналитические методы управления цепями поставок, опираясь в большинстве случаев на статистические методы. Из научно-прикладного инструментария используется инструментарий, не учитывающий реальных рыночных тенденций дальнейшего развития регионального оптового-розничного звена фармацевтического рынка региона. В основе таких
методов лежит анализ складской и бухгалтерской отчетности, который не является основательным, не дает возможности оценить потенциальные возможности, потребности рынка.
Проблема разработки современной теоретико-методической платформы управления цепями поставок фармацевтического рынка региона, направленной на формирование системы организационно-управленческих мероприятий по минимизации логистических издержек, является одной из приоритетной для развития логистики.
Стратегии управления цепями поставок многообразны, в большинстве из них тактика управления зависит от показателей планирования поставок, спро-
са, сочетания и аналитического исследования значительного количества рыночных показателей.
Так, региональная система управления цепями поставок оптово-розничного звена фармацевтического рынка региона имеет явные недостатки: исследования рынка и мониторинг системы управления цепями поставок не проводятся в региональной логистической системе в полной мере; как следствие, страдает информационная составляющая в цепях поставок фармпро-дукции; ограничены объемы производства препаратов отечественными производителями, так как условия их функционирования нестабильны.
Осуществление логистического информационного обеспечения, своеобразной поддержки, организации управляющего органа — информационного центра позволит решить все указанные проблемы по управлению цепями поставок в мезологистической системе фармрынкарегиона. Исследования предопределили необходимость разработки инструментария логистической оптимизации в трех основных направлениях: складировании, транспортировке, гру-зопереработке.
Создание необходимой инфраструктуры и управляющей логистической надстройки в процессе моделирования сетевой структуры цепей поставок и конфигурации логистических сетей фармацевтического рынка не влечет глобальных затрат, но при этом создает ряд определенных условий, устойчивых предпосылок активизаций конкурентных позиций отечественного производителя лекарственных препаратов. Алгоритм совершенствования системы моделирования сетевой структуры цепей поставок и конфигурации логистических сетей фармацевтического рынка можно представить следующим образом.
1. Развивать законодательно-правовую базу, что можно возложить на один из уже существующих и наиболее
эффективно и успешно действующих логистических центров региона. С помощью инновационных технологий, применимых в мезологистике, система управления запасами, подверженная мониторингу управляющей надстройки, проявит больше способностей к оптимизации потоковых процессов.
2. Совершенствовать систему гру-зопереработки и услуговый комплекс логистического сопровождения материального потока лекарственных препаратов (пакетирование, разукрупнение партий поставок). При этом следует иметь в виду, что комплексным сервисным предложением обладают лишь несколько рыночных игроков.
3. Сформировать более эффективную систему распределения фармрынка, которая предоставит региональным операторам реальные преимущества. Необходимо создание и использование логистического инструментария по оптимизации системы управления запасами на мезоуровне.
Несомненно, будущее развития фармацевтического рынка региона заключается в реализации комплекса мероприятий по активации производственных мощностей регионального фарм-рынка. Но данное научно-методическое направление лежит вне плоскости теоретико-прикладного инструментария современной логистики и находится в поле интересов исключительно медицины. Поэтому в рамках научного поиска потребуется найти иные возможности оптимизации цепей поставок фармацевтического рынка региона.
Следует охарактеризовать потребность регионального рынка лекарственных препаратов в складских мощностях и представить комплекс организационно-управленческих мероприятий, направленных на развитие рыночных возможностей складирования и грузоперера-ботки.
Характеризуя ситуацию, сложившуюся в рамках регионального фарм-
рынка ЮФО, следует отметить, что важным фактором его развития является повышение эффективности деятельности системы распределения оптово-розничного звена, оптимизация посреднических форм, участников каналов сбыта. Касательно производства следует отметить, что отечественное производство, как и любая высококвалифицированная сфера, часто не имеет возможности создавать самостоятельно логистическую систему распределения, поэтому серьезнейшими игроками на фармрынке являются именно дистрибьюторы, чей оборот во многих случаях превосходит обороты производителей.
Логистические звенья распределения — оптово-посреднические структуры — выполняют ряд важнейших функций на фармрынке, одна из которых — формирование ассортимента продукции. На рынке региона отмечается наличие как узкоспециализированных организаций, чей ассортимент состоит из 100-500 позиций, так и компаний, задачей которых является обеспечение аптечным и больничным ассортиментом населения (от 2000 и более 10000 наименований).
Следует отметить, что исходя из огромного ассортимента внутри номенклатуры продукции медицинского назначения и аптечного ассортимента, фармрынок не может обходиться без оптово-посреднических структур, которые обеспечивают концентрацию массы продукции различных заводов в одном месте, производят складскую обработку товара, дают возможность приобретения продукции более мелкими партиями, а также помогают производителям в их маркетинговых исследованиях и в акциях, направленных на продвижение продукции, осуществляют транспортировку и т. д.
Тенденции, характерные для современного этапа развития фармрынка, могут быть представлены следующим перечнем.
1. Планомерное вытеснение крупными игроками более мелких, концентрация доли рынка у национальных дистрибьюторов.
2. Государство способствует данному процессу, особенно через ужесточение процедур таможенной очистки товара, а также федеральной — через механизм обеспечения населения льготными лекарствами.
3. Крупные дистрибьюторы стремятся полностью контролировать весь процесс распределения товара, начиная с производства и кончая розничным потреблением, в связи с этим поглощаются старые и строятся новые заводы, развиваются подконтрольные национальным дистрибьюторам аптечные сети.
4. Образуется более узкая специализация дистрибьюторов в связи с невозможностью полноценной конкуренции, по всему ассортименту продукции; результатом становится появление так называемого вторичного рынка производителя. Узкоспециализированные посредники для того чтобы выбрать необходимый объем, по сути, формируют укрупненную партию за счет других оптовиков и распределяют продукцию по ценам, близким к тем, которые имеют национальные дистрибьюторы. Кроме того, фармацевтические оптовые структуры все больше участвуют в близких к ним отраслях, имея побочные товарные группы, которые распространяются по каналам распределения фармрынка, в результате чего фармацевтический капитал появляется на рынках косметики, минеральных вод и других товаров, которые являются дополнительными.
Фармацевтический рынок любой страны — это особое поле деятельности, так как данное направление является частью системы здравоохранения государства, то есть стратегически важным для государства направлением [1, 2]. Именно в связи с этой функцией фармрынка на нем действуют особые правила ведения бизнеса и доля госу-
дарственного участия крайне высока. Исходя из этого, задача бесперебойного снабжения населения медикаментами является приоритетной для участников рынка, а правильное и экономически обоснованное определение нормы запаса — это важнейший инструмент в руках коммерсанта на фармрынке, так как, с одной стороны, стоит необходимость минимизации издержек, а с другой, — полное и своевременное обеспечение медикаментами.
Для эффективного решения поставленных задач необходимо выстраивать четкую логистическую систему, способную бесперебойно обеспечивать население всеми необходимыми медикаментами. Очень важная роль здесь отводится складским комплексам, так как медикаменты могут утерять свои лечебные свойства при неправильном хранении, а ненадлежащая работа складской системы может привести к самым разным отрицательным последствиям, начиная от недополученной прибыли от неудовлетворенного спроса и заканчивая опасностью для человеческой жизни вследствие отсутствия необходимого для жизнедеятельности препарата.
В состав Южного федерального округавходят 6 субъектов Российской Федерации: Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области.
Территориально данный регион расположен на крайнем юге европейской зоны России и простирается на протяжении 420,9 тыс. кв. километров на южной части Восточно-Европейской равнины, северо-западе Прикаспийской низменности и западнойобласти Большого Кавказского хребта.
Главными особенностями Южного федерального округа являются:
- выдающееся в масштабах Евразии транспортно-географическое положение, обусловленное наличием Волго-
Каспийского пути из Северной и Центральной Европы в страны Средней, Юго-Западной и Южной Азии, а также наличием Транссибирско-Черноморского пути, связывающего страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Корея, Япония) со странами Средиземноморского бассейна. Уникальный транспортно-транзитный потенциал Южного федерального округа должен стать важнейшим фактором развития данного макрорегиона;
- наиболее благоприятные для проживания, отдыха и для сельского хозяйства природно-климатические условия и природно-ресурсный потенциал;
- достаточно мощный промыш-ленно-производственный потенциал, занимающий в некоторых отраслях агропромышленного комплекса, сельскохозяйственного машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, пищевой промышленности ведущие позиции в стране. При этом наблюдается положительный вектор структурного развития экономики: по обороту малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения Южный федеральный округ занимает 3-е место (после Северо-Западного и Приволжского федеральных округов);
- формирующийся спортивно-рекреационный и транспортно-инфраструктурный Сочинский олимпийский комплекс, который стал катализатором социально-экономического развития Краснодарского края (в перспективе, после окончания работ на олимпийских объектах его основные производственные звенья: трудоресурсное, строительное, технико-технологическое — могут и должны стать экономической базой развития инфраструктуры международных транспортных коридоров на всей территории округа) [4].
Рассматриваемый регион обладает высокой социально-экономической привлекательностью; по показателям плотности населения он занимает 3-е
место среди федеральных округов страны, по динамике численности населения — 2-е место (после Северо-Кавказского федерального округа), по масштабам, уровню и темпам развития санаторно-курортной сферы — 1-е место.
Следует отметить, что Южный федеральный округ, находясь в большей своей части в природно-привилегированных условияхв сравнении с другими регионами страны, играет важнейшую роль и обеспечивает значимую часть производства Российской Федерации. Как показывают данные статистических материалов, в ЮФО сосредоточена почти шестая часть всех посевных площадей страны, ряд значимых отраслей народного хозяйства региона.
Современный фармацевтический рынок России является одним из наиболее быстрорастущих в мире. Фармацевтическая отрасль Российской Федерации обеспечивает отечественное здравоохранение лекарственными средствами в среднем на 65-70 % (в натуральных показателях). Фармацевтическая промышленность Южного федерального округа уступает другим регионам по объему производства лекарственных средств, но в то же время представлена широким спектром предприятий, вы-пускающихразнообразную фармацевтическую продукцию. Предприятия отрасли сосредоточены в основном в Волгоградской, Ростовской, Астраханской областях и Краснодарском крае [4].
Основными проблемами фармацевтической промышленности Южного федерального округа являются:
- большая степень износа основных фондов;
- низкий уровень инноваций, используемых приразработке и производстве лекарственных средств;
- невозможность в полной мере обеспечивать население Южного федерального округа широкой номенклатурой современных лекарственных препаратов из-за недостатка на территории
округа предприятий, обеспечивающих полный цикл их производства;
- большая доля импортных лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций;
- рост цен на фармацевтические субстанции;
- низкая оплата труда квалифицированных специалистов фармацевтической промышленности в Южном федеральном округе (по сравнению со многими регионами России);
- низкий уровень оплаты труда преподавателей вузов, готовящих специалистов в области фармацевтической промышленности, а также неразвитая материально-техническая база вузов [3, 4].
Правительством России утверждена Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г.», анализируя которую следует отметить, что:
- объем потребления лекарственных препаратов на данном этапе производимых в Российской Федерации составляет не более 22 % рынка в денежном выражении;
- к сожалению, российские производители лекарственных средств не в состоянии конкурировать с крупнейшими мировыми фармацевтическими корпорациями в отношении разработки новейших инновационных препаратов; производители воспроизведенных лекарственных препаратов и сырья для их производства преимущественно из Китая и Индии;
- в результате происходит нарастание отставания или стагнации отечественной фармацевтической промышленности — такая ситуация сулит не лучшие перспективыобеспечения национальной безопасности, это неэффективно с экономической точки зрения.
О производстве субстанций необходимо отметить особо, что производство субстанций в России обеспечивает не более 22 %о потребности российской фарма-
цевтической промышленности,в то время, как доля Китая и Индии на российском рынке составляет около 70 %.
Важная роль в программе уделяется и патентной защите новых инновационных препаратов, которые будут разработаны в России. Для реализации обсуждаемой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» необходимо проведение в жизнь гигантского количества организационных, научных, технологических, производственных мероприятий и вложение в их осуществление значительных финансовых средств. Для преодоления создавшейся ситуации правительством намечены следующие цели [5]:
1) вывод на рынок инновационной продукции, выпускаемой отечественной фармацевтической промышленностью;
2) ускоренное формирование потенциала для разработки импортозамещающих и инновационных лекарственных средств;
3) производство отечественными предприятиями субстанций для производства готовых лекарственных препаратов.
Необходимо отметить, что в Ростовской области уже имеется положительный практический опыт реализации такого типа задач.
Библиографический список
1. Coyle, J. J. Logistics Management [îext] / J. J. Coyle, E. J. Bardi. — L. : Longman, 2002. — 320 p.
2. Gericke, J. Etappen biz zum 5PL [Text] / J. Gericke // LOGISTIC HEUTE. — 2003. — № 4. — P. 37.
3. Халын, В. Г. Инновационное управление складским хозяйством на принципах логистики в системе товаро-
движения [Текст] / В. Г. Халын // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2011. — № 34. — С. 74-82.
4. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г. : Распоряжение Правительства Российской Федерации [от 05.09.2011 № 1538-р]. — С. 5.
5. Страдомский, Б. В. Развитие инновационной фармацевтической промышленности на территории Ростовской области [Текст] / Б. В. Страдомский // Современная формация: проблемы и перспективы : сб. ст. обл. науч.-практ. конф. — Ростов н/Д, 2012. — С. 107.
Bibliographic list
1. Coyle, J. J. Logistics Management ^ext] / J. J. Coyle, E. J. Bardi. — L. : Longman, 2002. — 320 p.
2. Gericke, J. Etappen biz zum 5PL [Text] / J. Gericke // LOGISTIC HEUTE. — 2003. — № 4. — R. 37.
3. Halyn, V. G. Innovative Warehouse Management on the Principles of Logistics in the Distribution System ^ext] / V. G. Halyn // Vestnik of the Rostov State University of Economics (RINH). — 2011. — № 34. — P. 74-82.
4. Strategy for Socio-Economic Development of the Southern Federal District until 2020 : Order of the Government of the Russian Federation [from 05.09.2011 № 1538-p]. — P. 5.
5. Stradomsky, B. V. Development of Innovative Pharmaceutical Industry in the Rostov Region [Text] / B. V. Stra-domsky // Modern Formation: Problems and Prospects : Compilation of Regional Scientific-Practical Conference. — Rostov-on-Don, 2012. — P. 107.