Научная статья на тему 'Факторы и перспективы развития региональных фармацевтических дистрибьюторов в современных условиях: логистический аспект'

Факторы и перспективы развития региональных фармацевтических дистрибьюторов в современных условиях: логистический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТРИБЬЮТОР / ЛОГИСТИКА / ФУНКЦИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / РЫНОК / РЕГИОН / ОПТОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ / ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / DISTRIBUTOR / LOGISTICS / FUNCTION / LOGISTIC OPERATOR / MARKET / REGION / WHOLESALE INTERMEDIARIES / TENDENCIES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT / DISTRIBUTION CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халатян С.Г.

В статье осуществлен комплексный анализ факторов, условий и перспектив развития фармацевтических дистрибьюторских компаний в современных условиях. Определены фундаментальные логистические функции фармацевтической дистрибьюторской компании. Обоснована целесообразность расширения функции фармацевтических дистрибьюторов посредством оказания широкого спектра полноценных качественных логистических услуг контрагентам.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article, the complex analysis of factors, conditions and prospects of development of pharmaceutical distribution companies in modern conditions is carries out. Fundamental logistic functions of pharmaceutical distribution company are defines. Expediency of expansion of function of pharmaceutical distributors, by means of rendering a wide range of full high-quality logistic services to contractors is proves.

Текст научной работы на тему «Факторы и перспективы развития региональных фармацевтических дистрибьюторов в современных условиях: логистический аспект»

С. Г. Халатян

ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ДИСТРИБЬЮТОРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье осуществлен комплексный анализ факторов, условий и перспектив развития фармацевтических дистрибьюторских компаний в современных условиях. Определены фундаментальные логистические функции фармацевтической дистрибьюторской компании. Обоснована целесообразность расширения функции фармацевтических дистрибьюторов посредством оказания широкого спектра полноценных качественных логистических услуг контрагентам.

Ключевые слова

Дистрибьютор, логистика, функция, логистический оператор, рынок, регион, оптовые посредники, тенденции и перспективы развития, распределительный центр.

S. G. Khalatyan

FACTORS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF REGIONAL PHARMACEUTICAL DISTRIBUTORS IN MODERN CONDITIONS: LOGISTIC ASPECT

Annotation

In article, the complex analysis of factors, conditions and prospects of development of pharmaceutical distribution companies in modern conditions is carries out. Fundamental logistic functions of pharmaceutical distribution company are defines. Expediency of expansion of function of pharmaceutical distributors, by means of rendering a wide range of full high-quality logistic services to contractors is proves.

Keywords

Distributor, logistics, function, logistic operator, market, region, wholesale intermediaries, tendencies and prospects of development, distribution center.

Основообразующая структура фармацевтического рынка России определенно находится на стадии преобразований, связанных не только с необходимостью трансформации фармацевтических дистрибьюторских компаний в оптовые распределительные центры фармацевтической продукции, но и с появлением и развитием сети «аптек оптовых цен», так называемых «дискаунтеров», которые станут фундаментальной проблемой для функционирования как аптек стандартного формата, так и предприятий оптового звена. В связи с этим актуальность и целесообразность разработки темы пред-

ставленного исследования очевидна. Его целью является идентификация факторов и перспектив развития региональных фармацевтических дистрибьюторов в современных условиях. Первоначально отметим тот факт, что аптечное бизнес-сообщество обеспокоено тем фактом, что на сегодняшний день некоторые крупные сети, например, «Ригла», уже создали и развивают сеть аптек «Будь здоров», где установлены низкие (оптовые) цены на лекарственные препараты, реализуемые населению. Появление и развитие аптек-дискаунтеров в регионах России может негативно отразиться на работе предприя-

тий оптового звена и дистрибьюторов, ибо в перспективе данные «новообразования» в распределительной системе лекарственных препаратов перейдут на прямые поставки и установят тесные взаимоотношения с фармацевтическими производителями, минуя дистрибьюторов как оптовых посредников. В такой ситуации рынком будут востребованы исключительно логистические функции дистрибьюторских компаний и их использование в качестве распределительного центра. Специалисты и ученые, исследующие тенденции развития фармацевтического рынка, отмечают, «что оптовое звено фармацевтического рынка Российской Федерации в период своего развития с 1992 по 2015 г. демонстрировало тенденцию к увеличению уровня концентрации на рынке и сокращению численности оптовых посредников на российском фармацевтическом рынке. Дистрибьюторские компании обеспечивают доступ иностранных производителей на фармацевтический рынок Российской Федерации, а также занимаются распространением ЛС отечественного производства» [1]. Таким образом, дальнейшее развитие дистрибьюторских компаний и неизбежность трансформационных процессов в фармацевтической цепочке поставок очевидна, ибо комплекс различных социальных, экономических, рыночных и нерыночных, административно-правовых, международно-интеграционных факторов, воздействуя на механизмы функционирования цепочки поставок фармацевтической продукции, предопределяют изменения в данной системе. На современном этапе имеет место «повышение численности производителей лекарственных средств, которые выбрали стратегию на модернизацию производственных мощностей и переход на стандарты GMP» [1].

Фундаментальными факторами в определении вектора трансформации выступают развивающиеся процессы интеграции, концентрации и диверсификации на рынке фармацевтической продукции.

Данные процессы основываются на изменениях во взаимоотношениях между участниками цепочки поставок и задают преобразованиям стабильный характер, повышая ее социальную значимость в системе распределения фармацевтической продукции. «Ускорение научно-технического прогресса, значительное усиление роли инновационной компоненты в фармацевтической отрасли все больше влияют на преобразования в системе распределения фармацевтической продукции. Посредством трансформации данная система выйдет на иной уровень функционирования, который ранее не был столь доступным и возможным для нее, изменив одновременно с этим свою организацию» [3]. Процесс трансформации функции крупных дистрибьюторских компаний предполагает постепенное формирование целостности системы распределения посредством преодоления возникающих барьеров. Процесс трансформации фармацевтических дистрибьюторских компаний в специализированных фармацевтических логистических операторов должен осуществляться постепенно и плавно, не предполагая бифуркаций. Данная трансформация должна представлять собой «процесс саморазвития логистической системы распределения фармацевтической продукции, источник которого заключен в самой системе. Речь идет о том, что у фармацевтических дистрибьюторских компаний отсутствует необходимость в кардинальных преобразованиях всей своей деятельности: дистрибьютор не выходит на данный рынок впервые, у него уже имеется своя система работы в цепочке поставок фармацевтической продукции. Кроме того, наличие опыта в прогнозировании конъюнктурных показателей развития рынка, опыта управления товарными запасами, наличия собственной транспортно-складской инфраструктуры и иные факторы предопределяют безболезненность трансформационных процессов в дистрибьюторском сегменте» [2].

Принимая во внимание тот факт, что большинство крупных дистрибьюторов работают в основном с аптечными сетями, представляется, что преобразование сложившейся цепочки поставки, где произойдет элиминация (исключение) дистрибьюторской организации, соответственно и ее наценка на препараты, данная наценка может быть исключена из конечной розничной цены препаратов, или же, при сохраняющейся ценовой политике, может обратиться в дополнительную прибыль фармацевтического производителя или аптечной сети, что может подвигнуть производителей направить данные дополнительные ресурсы на инновационную деятельность, кроме того, часть высвободившейся прибыли будет распределена в цепочке поставок, с учетом привлечения трансформированного дистрибьютора в качестве специализированного логистического оператора. Однако отказ от функций дистрибуции является нецелесообразным для фармацевтических дистрибьюторских компаний ЮФО.

С нашей точки зрения, «наиболее адекватно эффективным изменением в функциональном аспекте представляется расширение функций дистрибьюторов, в частности возможности качественного обновления логистической инфраструктуры обеспечения надежных поставок фармацевтической продукции в аптечные организации как ЮФО, так и аптечные и больничные учреждения других регионов России. Трансформация функций фармацевтических дистрибьюторов в специализированных фармацевтических логистических операторов на основе аккумулирования ими, полного цикла логистического сопровождения процесса товародвижения продукции от фармацевтического производителя до аптечных организаций» [3].

Важно отметить, что на сегодняшний день на отечественном рынке количество специализированных фармацев-

тических логистических операторов очень незначительно, а существующие региональные логистические центры не способны удовлетворять потребности фармацевтического рынка по условиям хранения и оказания полного комплекса логистических и сопутствующих услуг. В данном случае трансформированная дистрибьюторская компания будет осуществлять полный цикл по логистическому сопровождению продукции от фармацевтического производителя до аптечных организаций.

Рассмотрим перечень оказываемых услуг своим клиентам, трансформированными региональными дистрибьюторами, с расширенными логистическими функциями в таблице 1.

Таким образом, «фармацевтические дистрибьюторские компании с расширенными функциями будут осуществлять не только комплексную опе-рационно-логистическую деятельность, но и разрабатывать оптимальные логистические схемы движения материальных и сопутствующих потоков от фармацевтического производителя до аптечной организации. Кроме того, данный региональный дистрибьютор сможет интегрировать множество логистических функций с консультационными-правовыми услугами, способствующими эффективному содействию клиентам в осуществлении внешнеторговых операций» [3]. Несомненно, в процессе осуществления своей деятельности между фармацевтическим дистрибьютором и производителем возникают различного рода конфликты и противоречия интересов. Несмотря на то что целью функционирования обеих структур является максимальное удовлетворение спроса, нельзя забывать о том, что они стремятся извлечь и максимальную прибыль при минимальных затратах, что в свою очередь приводит на отвлечение от сосредоточенной работы на своих основных компетенциях.

Таблица 1 — Перечень оказываемых расширенных услуг региональными дистрибьюторами [2]

№ п/п Виды услуг Выполняемые операции

1 Правовые услуги Документооборот. Консультации и непосредственное осуществление внешнеэкономических операций. Оформление, в том числе таможенное, внешнеторговых сделок. Решение правовых вопросов с государственными структурами и страховыми организациями. Работа с рекламациями

2 Маркетинговые услуги Комплексное изучение конъюнктуры рынка. Анализ результатов деятельности контрагентов. Информационное обеспечение процессов товародвижения

3 Логистические услуги Управление складскими операциями. Хранение препаратов с учетом международных стандартов. Ответственное хранение. Комплектование необходимого ассортимента в соответствии с заявкой аптеки. Обеспечение дополнительной защитной упаковки. Нанесение необходимой маркировки. Погрузочно-разгрузочные работы. Выполнение функций реверсивной логистики. Управление запасами, в том числе планирование, моделирование и оптимизация. Выполнение функций физического распределения препаратов. Транс-портно-экспедиционные услуги, в том числе осуществление перевозок и всех необходимых манипуляций с грузом при транспортировке для обеспечения холодовой цепи

4 Иные услуги Сертификационный контроль. Выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов взаимоотношений в цепи поставок. Формирование единого ассортиментного перечня производителей. Принятие мер по устранению причин отклонений от запланированного изменения результатов работы в планировании и распределении ресурсов. Интегрирование интересов всех участников распределительной системы (в т. ч. установление договорных взаимоотношений с иными логистическими посредниками) и последующее управление всей цепочкой поставок фармпродукции на основе интегрированных информационных технологий

«При расширении функций работы дистрибьютора в качестве специализированного фармацевтического логистического оператора он уже будет нацелен как на выполнение функции дистрибуции, соответственно будет осуществлять комплекс мероприятий и функций, способствующих продажам фармацевтического производителя, так и на повышение уровня логистического обслуживания организаций розничного сегмента. При расширении и концентрации функций на логистической составляющей фармацевтическому дистрибьютору важно учитывать, что отсутствует необходимость создания но-

вой структуры взаимодействия аптечных организаций и производителя в части осуществления заявок (заказов) на поставку препаратов в необходимом количестве и в нужное время. При наличии дистрибьютора заявка передается данной компании посредством телекоммуникационной связи (интернет, телефон). После трансформации аптечное учреждение не будет заключать соответствующие договоры с производителями, заявки будет принимать также дистрибьютор. Этим объясняется нецелесообразность отказа и элиминации дистрибьюторских компаний из цепочки поставок фармацевтической продук-

ции» [3]. При полном отказе фармацевтического дистрибьютора от функции продвижения и дистрибуции необходимо создание новой структуры взаимодействия аптечных организаций и производителя в части осуществления заявок (заказов) на поставку препаратов в необходимом количестве и в нужное время, что представляется нецелесообразным. «При наличии дистрибьютора заявка передается данной компании посредством телекоммуникационной связи (интернет, телефон)» [3].

Все функции по логистическому обеспечению деятельности между производителем и аптекой будут переданы фармацевтическому дистрибьютору.

Учитывая, что одна аптека работает с несколькими производителями, а один производитель с несколькими аптеками, поставки будут осуществляться производителем непосредственно также дистрибьютору на хранение, переукомплектование и распределение препаратов по региону в соответствии с заявками аптечных организаций, сформировав тем самым единый интегрированный центр заказов. На рисунке 1 представлена авторская схема, на которой отражены направления движения различных экономических потоков в цепочке поставок фармацевтической продукции с участием фармацевтического логистического оператора.

Условные обозначения:

-► — информационные потоки относительно выполнения заказов;

---► — передача заказа (заявки);

..........► — движение материальных потоков;

----► — движение финансовых потоков (оплата за заказы).

Рисунок 1 — Направления движения экономических потоков в цепи поставок фармацевтической продукции [3]

Таким образом, «посредством создания единого информационного пространства, где осуществляется движение информационных потоков относительно заказа, фармацевтический дистрибьютор с расширенными логистическими функциями выступает интегрирующим звеном в осуществлении централизованного заказа и централизованной поставки фармацевтических препаратов с возможностью непрерывного контроля цепочки поставок, с целью выявления некачественной продукции» [3]. Вполне очевидно, что крупные фармацевтические производители будут все больше прилагать максимальные усилия для установления длительных договорных отношений с региональными дистрибьюторами, которые могут предложить расширенный перечень логистических услуг.

Проведенный в статье эмпирический анализ факторов и тенденций развития фармацевтического рынка России в целом и дистрибьюторского сегмента цепочки поставок в ЮФО в частности позволяет констатировать, что «развитие дистрибьюторского сегмента фармацевтической отрасли России во многом зависит от грамотно спланированной и выстроенной дистрибьюторской сетевой структуры цепочки поставок фармацевтической продукции и последующего эффективного и рационального управления сетью филиалов, с учетом логистических принципов» [3]. Таким образом, трансформационные процессы в цепи поставок фармацевтической продукции, которые проявляются ужесточением конкуренции на фармацевтическом рынке, появлением аптек-дискаунтеров, переходом аптечных сетей на прямые поставки с фармацевтическими производителями, сокращением количества региональных оптовых компаний, диктуют необходимость усиления значимости логистических функций, осуществляемых фармацевтическими дистрибьюторскими компания-

ми, и концентрации на оказании логистических услуг, тем самым выполняя не только функции дистрибуции фармацевтической продукции, но и функции специализированного фармацевтического логистического оператора, что приведет к преодолению инерционных аспектов сопротивления переменам и способствует становлению и дальнейшему развитию всего фармацевтического рынка России в инновационном направлении — что и будет являться предметом дальнейшего исследования.

Библиографический список

1. Евстратов, А. В. Фармацевтический рынок Российской Федерации: основные структурные параметры развития в 2001-2013 гг. [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. — 2015. — № 2 (50). — Режим доступа : http://sovman.ru/all-num bers/archive-2015/february2015/item/340-the-pharmaceutical-market-of-the-russian-federation-the-main-structural-parameters-of-development-in-the-years-2001 -2013.html (дата обращения: 01.11.2015).

2. Халатян, С. Г. Трансформация цепей поставок в логистической системе дистрибуции фармацевтической продукции (на примере ЮФО) : автореф. дисс. к. э. н. — Ростов н/Д, 2013. — С. 12-20.

3. Бесплатная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://netess.ru/3ekonomika/431878-1-trans formaciya-cepey-postavok-logisticheskoy-sisteme-distribucii-farmacevticheskoy-produkcii-na-primere-yufo.php.

Bibliographic list

1. Evstratov, A. V. Pharmaceutical market of Russian Federation the main structural parameters of development in the years 2001-2013 // Modern technologies of management. — 2015. — № 2 (50). — Mode of access : http://sovman.ru/ all-numbers/archive-2015/february2015/

item/340-the-pharmaceutical-market-of-the-russian-federation-the-main-structural-parameters-of-development-in-the-years-2001-2013.html (date of access: 01.11.2015).

2. Khalatyan, S. G. Transformation of chains of deliveries in logistic system of distribution of pharmaceutical production (on example of Southern Federal District) :

thesis of candidate of econ. sciences. — Rostov-on-Don, 2013. — P. 12-20.

3. Free library [Electronic resource], — Mode of access : http://netess.ru/3ekono mika/431878-1 -transformaciya-cepey-postavok-logisticheskoy-sisteme-distribucii-farmacevticheskoy-produkcii-na-primere-yufo. php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.