УДК 339.3
развитие оптовых структур фармацевтического рынка южного федерального округа: логистический аспект
с. г. халатян,
аспирант кафедры коммерции и логистики E-mail: sevosarm@mail. ш ростовский государственный экономический университет
В статье проанализировано современное состояние и развитие оптовых структур фармацевтического рынка России. Представлена авторская схема функционирования дистрибьютора в цепочке поставок фармацевтических препаратов. Даны рекомендации по совершенствованию деятельности федеральных и региональных дистрибьюторов посредством различных инструментариев логистики.
Ключевые слова: дистрибьютор, фармацевтический рынок, оптовое звено, лекарственные средства, издержки, хранение, транспортировка, логистика.
Одним из фундаментальных факторов развития фармацевтической отрасли России является динамичное и эффективное функционирование оптовых структур в товаропроводящей цепочке лекарственных средств. Ключевыми игроками промежуточного звена между производителями и розничными организациями в фармацевтике являются дистрибьюторские компании.
Данный вопрос рассмотрим применительно к крупным национальным дистрибьюторам и региональным фармацевтическим оптовым компаниям. В отечественной научной литературе встречаются различные определения термина «дистрибьютор». В толковом бизнес-словаре под «дистрибьютором» понимается независимый посредник или один из цепочки посредников, который специализируется на доведении товаров или услуг, предлагаемых производителями, до потребителей [4]. Наиболее содержательное определение дается в современном экономическом словаре, в котором дистрибьютор определяется как фирма, предприниматель, осу-
ществляющие оптовую закупку и сбыт товаров определенного вида на региональных рынках. Обычно дистрибьюторы обладают преимущественным правом и возможностями приобретать и продавать оборудование, технические новинки, программное компьютерное обеспечение. Фирма может иметь собственного дистрибьютора по продаже своих товаров за рубежом, где он является на основе заключенного договора ее единственным представителем (генеральный дистрибьютор) [3].
Авторская схема функционирования дистрибьютора в товаропроводящей цепочке фармацевтических препаратов представлена на рисунке.
Таким образом, можно сделать вывод, что фармацевтический дистрибьютор — это промежуточное звено в товаропроводящей цепочке фармацевтической продукции между производителями, с одной стороны, и розничными структурами, мелкооптовыми компаниями и госпитальным сектором — с другой, фундаментальными задачами которого являются выстраивание договорных отношений с производителем, закупка и реализация лекарственных средств на максимально выгодных условиях с последующим оказанием маркетинговых и логистических услуг своим контрагентам.
Заводам-производителям, как и розничным структурам, представителями которых в основном являются аптечные организации, необходимы надежные партнеры в лице дистрибьюторских компаний. Наличие типичных проблемных зон характерно не только для мелкооптовых компаний, но и для крупных национальных дистрибьюторских организаций фармацевтического рынка. В преоб-
Направление материальных потоков Направление финансовых потоков
Схема работы дистрибьютора в товаропроводящей цепочке фармацевтических препаратов
ладающем большинстве случаев — это системные проблемы с дефицитом оборотных средств и контролем дебиторской задолженности и неэффективной реализацией возможностей и достижений современной логистики как неотъемлемой составляющей в процессе минимизации совокупных издержек оптовой компании.
Необходимо отметить, что одной из важнейших проблем, с которой в процессе своей деятельности сталкиваются фармацевтические компании России в целом, и ЮФО в частности, — это пристальное внимание к отрасли со стороны государственных органов. Активное внимание государственных органов и вмешательство в механизмы функционирования фармацевтической отрасли пока что порождают определенные сложности не только для фармацевтических бизнес-структур, но и для населения. Несмотря на наличие законодательной базы функционирования и организации оптовых фармацевтических организаций, нормативные положения в некоторых сегментах фармацевтического рынка практически не выполняются. Преобладающее большинство нормативно-правовых документов, направленных на улучшение условий жизнедеятельности населения посредством совершенствования системы лекарственного обеспечения, прямо или косвенно оказывают влияние на бизнес-структуры фармацевтической отрасли, в основном «усложняя им жизнь».
Дополнительные издержки, которые могут всплыть при исполнении и реализации новых законодательных документов для населения, всегда влекут за собой повышение цен на лекарственные средства или полное (частичное) исчезновение препаратов из розничной торговли. По мнению автора, предпринимаемые действия государственных
структур по регулированию и контролю фармацевтического рынка в целом, и оптового сектора в частности, по результатам воздействия должны иметьтолько положительные экстерналии. На сегодняшний день большинство нормативно-правовых актов в данной области не способствуют экономическому процветанию фармацевтических компаний, ограничивая ассортиментную и ценовую политику оптовых и розничных структур. Частые изменения в политике ценового регулирования со стороны государства в сегменте жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) могут вызвать резкое снижение доходности компаний и уменьшение долевого участия вторичной дистрибуции в товаропроводящей цепочке у крупнейших национальных дистрибьюторов, что проявится ограничением доступа населения к лекарственным средствам.
С точки зрения автора, одной из ключевых задач, стоящих перед государственными и бизнес- структурами фармацевтического рынка, является избавление от зависимости импорта лекарственных препаратов и импортных субстанций.
Проведенный анализ статистических данных позволяет констатировать, что на сегодняшний день фармацевтический рынок России остается зависимым от импорта, несмотря на рост доли отечественных препаратов на рынке за период 2009—2010 гг. более чем на 19 % (табл. 1). При этом, характерной особенностью отечественного фармацевтического рынка является экспорт импортных субстанций (дженериков), на основе которых российские производители осуществляют производственную деятельность. Отечественное производство субстанций находится в настоящее время в критическом состоянии и, как следствие, производители вынуждены использовать импортные субстанции для производства препаратов.
В России доминирующее положение занимают дистрибьюторы лекарственных средств, а не производители фармакологии. Ведущая роль в сегменте фармакологической дистрибуции принадлежит крупнейшим национальным компаниям. Также необходимо отметить, что преобладающее
большинство крупных фармацевтических дистри-
Таблица 1
Структура продаж лекарственных препаратов фармацевтическими дистрибьюторами России в 2009—2011 гг., %
Показатель 2009 2010 2011 (I кв.) Темпы отклонения, % (2010 г. к 2009 г.)
Доля импортных препаратов 69 63 62 91,3
Доля отечественных препаратов 31 37 38 119,3
Источник: составлено автором по данным ЦМИ «Фармэк
бьюторов имеют собственные аптечные сети. Сети имеют такие компании, как «СИА Интернейшнл», ЦВ «ПРОТЕК», НПК «Катрен», «РОСТА».
Деятельность данных крупных национальных дистрибьюторских компаний направлена в основном на снабжение своей разветвленной филиальной сети, а представительства этих дистрибьюторов осуществляют непосредственное взаимодействие с аптеками регионов.
Крупные национальные дистрибьюторы широко применяют средства маркетинговых коммуникаций для создания положительного имиджа в южном регионе России. Весь спектр действий по созданию и поддержанию безупречного имиджа направлен на формирование хороших взаимоотношений с общественностью и представительными органами власти региона.
Одним из важнейших действий в работе национального дистрибьютора на Юге России является стимулирование спроса на продукцию фармацевтической компании, посредством рекламной деятельности. Рекламная деятельность крупных оптовых компаний призвана укрепить взаимоотношения с существующими клиентами и нацелена на поиск новых покупателей с учетом создания соответствующего безупречного имиджа фирмы в глазах своих контрагентов.
Что касается ассортиментной политики оптовых фармацевтических компаний, она во многом зависит от специализации оптовой компании. Многие оптовые фармацевтические компании, в том числе и крупные национальные дистрибьюторы, имеют в ассортименте так называемые «брендовые товары». Некоторые препараты и лекарственные средства — не что иное, как хорошо разрекламированный брендовый товар. И действительно, отличительной особенностью отечественного фармацевтического рынка является наличие большого количества брендовых препаратов.
Брендовые препараты практически всегда стоят на аптечных полках, на самых видных местах. Следовательно, те лекарственные средства,
;рг». URL: http: www pharmexpert. ru.
которые наиболее активно продвигаются, они же в дальнейшем выписываются врачами и соответственно — продаются. Если рассматривать данный вопрос на примере простудных заболеваний, то здесь можно отметить наличие большого количества препаратов, являющихся бестселлерами и хорошо реализуемыми в аптечных учреждениях. Таким образом — структура потребления лекарственных средств в нашей стране определенно не соответствует в целом структуре заболеваемости и не исключено, что ключевое значение в структуре потребления лекарственных средств в России в определенной степени зависит от активной маркетинговой политики фармацевтических компаний.
Сегмент региональных дистрибьюторов состоит из огромного количества мелких компаний, созданных для участия в различных тендерах. Наибольший рост данного сегмента наблюдался после того, как государство делегировало полномочия по проведению госпрограмм по лекарственному обеспечению в регионы. Аптечные сети Южного федерального округа предъявляют жесткие требования по оптимизации ассортимента, ценообразованию и качеству сервиса, что продиктовано высокой конкурентной средой данного рынка.
Характерным для современного состояния оптового звена в фармацевтике юга России является экспансия крупными национальными дистрибьюторами данного сектора фармацевтического рынка. Такая тенденция в определенной степени способствует вытеснению небольших местных оптовых компаний. Данный процесс затрудняет деятельность региональных оптовых фармацевтических организаций, однако местные оптовые компании имеют возможность более оперативного реагирования на конъюнктурные изменения своего локального рынка, чем филиалы крупных национальных дистрибьюторов.
Экспансия крупными оптовыми компаниями, в том числе национальными дистрибьюторами, фармацевтического рынка юга объясняется привлекательностью данного сегмента. На взгляд автора,
Источник: составлено автором по данным ЦМИ «Фармэксперт». URL: http: www. pharmexpert. ru.
Таблица 2
Динамика показателей развития фармацевтического рынка Южного федерального округа в 2009—2010 гг., млн долл.
Показатель 2009 2010 Темпы отклонения, +/— Темпы отклонения, %
Объем фармрынка в ценах конечного потребления 1 635,82 1 881,2 245,38 115
Объем коммерческого розничного сектора фармрынка в ценах потребителя 1 200,77 1 403,86 203,09 116,91
Численность населения региона 22 968 435 23 360 726 392 291 101,7
на начало следующего года, чел.
фундаментальным критерием для компаний при выборе региона является платежеспособность населения южного региона.
Помимо этого, ЮФО привлекает большой численностью населения, наличием крупных городов и относительно стабильным экономическим положением и развитой инфраструктурой.
Рассмотрим динамику основных показателей развития фармацевтического рынка ЮФО (табл. 2).
Анализ развития фармацевтического рынка ЮФО за 2009—2010 гг., по данным ЦМИ «Фармэксперт», выявил положительную динамику основных показателей. Объем фармацевтического рынка в ценах конечного потребления вырос на 15 %, объем коммерческого розничного сектора фармрынка в ценах потребителя вырос на 17 %. Необходимо отметить, что численность населения ЮФО за этот же период возросла на 392 291 чел. Таким образом, рост численности населения как один из фундаментальных факторов, оказывающих влияние на тенденцию роста показателей фармацевтического рынка, играет ключевую роль в данном процессе.
По мнению автора, для дальнейшего роста показателей финансово-хозяйственной деятельности компаний оптового сектора фармацевтического рынка его участникам следует сосредоточиться на своевременном выделении проблемных зон в своей деятельности и предпринять действия по предотвращению риска возникновения или снижению уже имеющихся неблагоприятных последствий. В связи с этим компаниям оптового звена фармацевтического рынка ЮФО в процессе своей деятельности следует уделить первостепенное внимание способам минимизации логистических издержек.
Одним из необходимых логистических решений по минимизации издержек и повышению эффективности функционирования оптового предприятия в фармацевтической отрасли ЮФО является грамотная организация и управление товаропроводящей цепочкой.
Первоначально рассмотрим возможности использования современной логистики применительно к национальным дистрибьюторским компаниям. Перед крупными национальными дистрибьюторами стоит задача своевременного обеспечения поставок лекарственных препаратов в региональный филиал, что невозможно без использования единого информационного пространства для координации и коммуникации участников логистической цепи, способствующего оптимизации процессов управления товарными запасами филиальной сети. Создание информационной системы позволяет головному офису дистрибьютора получать данные материального учета по филиалам в регионах с обязательным слиянием данных потоков информации в единое целое. [2, с. 71]. В данном случае предлагается использование достижений логистики в сфере управления логистическими цепями на основе концепции SCM (Supply Chain Management) — управление логистическими цепями.
Существуют различные типы логистических систем, и в каждой из них логистические цепочки имеют свои отличительные характеристики. В рамках концепции SCM наиболее действенной применительно к деятельности дистрибьюторских организаций является ее использование в логистической сети закупок (Procurement Supply Networks), нацеленной исключительно на процессы транспортировки и хранения при формировании сети поставщиков ле-
карственных препаратов и розничных структур (клиентов) [1, с. 28]. Реализация данной концепции предполагает осуществление деятельности компании в тесном взаимодействии со своими контрагентами. Одной из фундаментальных особенностей концепции SCM является то, что при ее использовании осуществляется синхронизация процессов управления и планирования на основе единых информационных каналов. Данная концепция представляет собой эффективную информационно-технологическую систему, способную интегрировать процесс управления цепочкой поставок с внутренними процессами и информационными системами организации. Кроме того, концепция предполагает нахождение наиболее приемлемых способов обеспечения хранения и транспортирования, которые являются ключевыми задачами управления логистической цепи в логистической системе.
Реализация концепции позволит усовершенствовать и развить взаимодействия в логистической цепочке и синхронизировать поставки лекарственных препаратов благодаря совместному планированию поставок, прогнозированию спроса и восполнению запасов на региональных складах с учетом конъюнктурных особенностей региона. Таким образом, синергетический эффект во всей цепочке поставок будет максимальным. Появится возможность, во-первых, сравнивать плановые и фактические показатели товарооборачиваемости, давая возможность оценивать издержки логистических операций и отдельных звеньев цепочки поставок, а во-вторых, определять эффективность маршрутов, оптимизировать прохождение грузов по цепочке поставок и усовершенствовать систему управления запасами в региональных филиалах.
При наличии информационных коммуникаций, связывающих головной офис с каждым филиалом, эффективное предупреждение нежелательных явлений становится вполне заурядным событием, поскольку анализ деятельности ведется почти в режиме реального времени. Благодаря этому появляется возможность для своевременного отслеживания неправильной структуры товарного запаса [2, с. 71].
На взгляд автора, в работе региональных фармацевтических оптовых компаний логистика играет важнейшую роль в создании конкурентных преимуществ. Наиболее приоритетными направлениями здесь являются складская и транспортная логистика. Во-первых, ключевую роль в управлении
складским хозяйством играют непосредственно сами сотрудники склада. Они обязаны полностью отвечать за прием, хранение и отпуск лекарственных средств и товаров медицинского назначения и уметь грамотно организовать контроль качества на соответствие требованиям нормативно-правовой документации в сфере фармацевтики с целью исключения возможности поступления на склад и отправки потребителям не соответствующих установленным критериям препаратов.
Каждая оптовая фармацевтическая компания обязана иметь в своей структуре управления отдел сертификации, проверяющий наличие сопроводительных документов качества и их соответствие поступившему товару. Важно правильно организовать хранение продукции, в точном соответствии со всеми требованиями Минздравсоцразвития России, в зависимости от лекарственной формы, способа применения, требуемого температурного режима. К примеру, сахаропонижающие и иммунобиологические препараты — очень сложная группа лекарственных препаратов, требующая особого режима хранения, обязательного соблюдения режима холодовой цепи от поставщика и до конечного потребителя. Создание холодовой цепи имеет большое значение. В связи с этим следует предусмотреть специальные места хранения, оборудованные холодильными камерами и системой охлаждения, поддерживающей строго определенную температуру. Для того чтобы осуществлять постоянный температурный контроль, складские помещения необходимо оснастить датчиками температурного режима, режима влажности. Не менее пристального внимания требует процедура отпуска препаратов со склада. В обязательном порядке необходимо контролировать соответствие собранной партии по накладной, правильность организации доставки в зависимости от температурного режима.
Для того чтобы поставка в аптечные и госпитальные учреждения медицинских препаратов прошла в максимально короткие сроки и с минимальными издержками, региональным фармацевтическим оптовым предприятиям необходимо тщательно просчитывать маршрут вплоть до последних мелочей, составлять четкие графики с определением первоочередности погрузки товара в транспортное средство. Особое внимание следует уделить процедуре загрузки и отпуска товара. Для поставок на небольшие расстояния компания
должна располагать специальными контейнерами с хладоэлементами. Если же речь идет об удаленных поставках, то прежде чем допустить машину к процессу загрузки, ее следует полностью охладить до нужной температуры.
Таким образом, анализ состояния оптового звена фармацевтического рынка ЮФО показывает, что компании данного сегмента в процессе своей работы постоянно сталкиваются с такими проблемами, как повышенное влияние государства на данный рынок, проблемы с дебиторами, проблемы с неэффективным использованием логистики, с кризисными процессами в экономике в целом.
И все же следует подчеркнуть, что фармацевтика — важнейшая отрасль, функционирование которой невозможно без государственного контроля, контроля, способного реализовать интересы населения региона не в ущерб оптовым структурам фармацевтического рынка. На основании проведенного анализа автором сформулированы рекомендации по совершенствованию деятельности оптовых фармацевтических компаний, в том числе по улучшению работы крупных дистрибьюторов, при помощи различных инструментариев логистики, в целях повышения конкурентоспособности компаний и минимизации их совокупных издержек.
В заключение следует отметить, что улучшение качества жизни населения как одной из приоритетных задач нашего государства должно осуществляться не только в направлении повышения экономического благосостояния общества, но и в направлении оказания качественных медицинских услуг, доступного и качественного лекарственного обеспечения населения с целью сохранения его здоровья.
Список литературы
1. Иванов Д. А. Логистика. Стратегическая кооперация. М.: Изд-во «Вершина», 2006.
2. Пашутин C. Б. Эффективная дистрибьюция: организация и управление собственной филиальной сетью. М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2006.
3. РайзбергБ. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.
4. Российский фармацевтический рынок: итоги 2009 г. URL: http://www. pharmexpert. ru/images/ Annual_Report_2009_RUS_light2.pdf.
5. Российский фармацевтический рынок: итоги 2010 г. URL: http://www. pharmexpert. ru/upload/ files/Pharmexpert_2010_rus. pdf.
6. Уильямс С., Грэхэм Бетс, Барри Брайндли. Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА-М, 1998.