Научная статья на тему 'Логистическая система оптового распределения фармацевтической продукции (на примере южного федерального округа)'

Логистическая система оптового распределения фармацевтической продукции (на примере южного федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1568
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ОПТОВОЕ ЗВЕНО / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / РЕВЕРСИВНАЯ ЛОГИСТИКА / ОТХОДЫ / СИСТЕМА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / СБЫТОВАЯ ЛОГИСТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халатян С.Г.

В статье проведен анализ теоретических аспектов функционирования логистических распределительных систем. Характеризуется деятельность некоторых крупных региональных оптовых компаний Южного федерального округа (ЮФО) в системе распределения фармацевтической продукции. Исследуются проблемы в данной системе. Представлена схема структуры логистической системы фармацевтической отрасли России. Выявлены проблемы в управлении отходами в фармацевтической отрасли. Предложены направления решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистическая система оптового распределения фармацевтической продукции (на примере южного федерального округа)»

43 (274) - 2012

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 339.3

логистическая система оптового распределения фармацевтической продукции (на примере южного федерального округа)

с. г. халатян,

аспирант кафедры коммерции и логистики, ассистент кафедры коммерции и логистики E-mail: sevosarm@mail. ш ростовский государственный экономический университет (ринХ)

В статье проведен анализ теоретических аспектов функционирования логистических распределительных систем. Характеризуется деятельность некоторых крупных региональных оптовых компаний Южного федерального округа (ЮФО) в системе распределения фармацевтической продукции. Исследуются проблемы в данной системе. Представлена схема структуры логистической системы фармацевтической отрасли России. Выявлены проблемы управления отходами в фармацевтической отрасли. Предложены направления решения данных проблем.

Ключевые слова: фармацевтическая отрасль, оптовое звено, фармацевтическая продукция, реверсивная логистика, отходы, система, распределение, сбытовая логистика.

Устойчивое развитие оптового звена фармацевтического рынка России во многом определяется:

— факторами, воздействие которых оптовые компании не могут контролировать;

— внутренними факторами, характерными для деятельности каждого предприятия;

— нацеленностью на полное и качественное удовлетворение потребностей конечных потре-

бителей (пациентов) посредством эффективного функционирования всей цепочки поставок (в том числе с соблюдением международных стандартов осуществления фармацевтической деятельности).

Актуальность темы исследования обусловливает необходимость повышения экономических показателей в деятельности оптовых предприятий фармацевтической отрасли посредством адаптации к изменяющимся условиям турбулентной макросреды.

В связи с этим проведен анализ теоретических аспектов функционирования логистических распределительных систем, и охарактеризована деятельность некоторых крупных региональных оптовых компаний Южного федерального округа (ЮФО) в системе распределения фармацевтической продукции (лекарственные препараты и изделия медицинского назначения). В результате выявлены определенные проблемы в данной системе. Основной целью исследований можно назвать поиск способов адаптации крупных фармацевтических оптовых компаний к условиям изменяющейся внешней среды (с учетом сохранения экологической безопасности окружающей среды на принципах реверсивной логистики).

Как справедливо отмечает профессор А. У. Аль-беков [1], «... использование вторичных материальных ресурсов — это императив, т. е. объективное требование хозяйственной деятельности человека». Оно, по его мнению, обусловлено следующими факторами:

1) необходимостью очищать производство (рабочие места) и потребление от отходов;

2) ограниченностью природных (следовательно — первичных) материальных ресурсов и их истощением в связи с увеличением объемов производства и потребления;

3) загрязнением окружающей среды, принимающим глобальные масштабы.

Сравнительный анализ различных работ отечественных и зарубежных ученых по тематике, касающейся логистических систем, позволяет констатировать тот факт, что теоретической и методологической основой построения большинства логистических систем являются фундаментальные положения не только общей теории систем, но и ряда других наук (например кибернетики).

В связи с этим крайне важно, по мнению автора, исследовать:

— характерные особенности функционирования фармацевтических посреднических структур в логистических системах в научном аспекте;

— систему распределения фармацевтической продукции непосредственно с логистических позиций путем элиминирования маркетинговой составляющей в распределении.

Преобладающее большинство ученых и специалистов в области логистики рассматривают логистическую систему как сложноорганизованную, с иерархическими чертами и ярко выраженными интегративными свойствами упорядоченную структуру [2].

В монографии В. В. Борисовой [3] исследуются логистические системы межрегионального товарообмена, которые характеризуются «.как совокупность связанных между собой и с внешней средой подсистем и элементов, обеспечивающих процесс функционирования межрегиональных связей, формирование которых направлено на достижение общесистемной цели путем управления межрегиональными материальными и связанными с ними финансовыми и информационными потоками, объединяемые часто понятием «экономический поток»».

Как показано в исследовании ученого, которое посвящено анализу проблем логистики межрегио-

нального товарообмена, структура логистической системы межрегионального товарообмена имеет свои характерные особенности. В частности, автор выделяет в составе макрологистической системы межрегионального товарообмена:

1) мезологистические подсистемы;

2) микрологистические подсистемы как объекты управления;

3) четыре функциональные подсистемы:

— институциональную;

— информационную;

— отраслевую;

— инвестиционную.

По мнению автора, для анализа деятельности посреднических структур в логистической системе распределения фармацевтической продукции и исследования всевозможных факторов, которые могут оказывать влияние на результативность логистических усилий, необходимо рассмотреть данный вопрос через призму научных данных.

Для этого следует обратиться к особенностям исследования факторов микро- и макросреды коммерческого посредничества, которые проведены в работе А. Г. Белоусова, Д. В. Стаханова, В. Н. Стаханова [4]. В рамках данного труда авторы обращают внимание на существенное значение оценки степени комплементарности микросреды в отношении с предприятием коммерческого посредничества. Учеными выделены в качестве основных элементов макросреды коммерческого посредничества:

— экономическая среда;

— технологическая среда;

— социальная среда;

— экологическая среда.

На взгляд автора, такая классификация является аналитически применимой и приемлемой также и в фармацевтической отрасли.

Итак, можно предложить следующую структуру логистической системы отечественной фармацевтической отрасли (см. рисунок).

Кроме того, в настоящее время существует большое количество исследований отечественных и зарубежных ученых, направленных на выявление многогранности категории «логистическая система». В связи с этим представляет определенный эмпирический интерес определение логистической системы, данное профессором В. И. Сергеевым [5]. Он определяет логистическую систему следующим образом: «.совокупность логистической сети и системы администрирования, формируемая

Управляемая

Микрологистическая система

Управляющая

Макрологистическая система

И

Подсистемы

Социальная

Этическая

Технологическая

Правовая

Экономическая

Экологическая

Мезологистическая

Элементы распределительной

системы фармацевтической продукции

Укрупненная структура логистической системы фармацевтической отрасли России

компанией для реализации своей логистическои стратегии (тактики)».

Декомпозируя систему на подсистемы, звенья и элементы, ученый подчеркивает, что «... выделение подсистем напрямую связано с функциональными сферами логистики и продиктовано соображениями повышения ступени управляемости логистическим процессом в закупках, производстве и распределении (дистрибьюции), а также логистической координации и интеграции». Данное утверждение является, на взгляд автора, релевантным, учитывая необходимость согласованного, системного участия звеньев логистической системы в управлении материальными и другими потоками при реализации целевой функции всей логистической системы в глобальном аспекте.

Таким образом, выполняя комплекс мероприятий и операций по достижению локальных целей в подсистеме или звене логистической системы, каждая подсистема неизбежно должна функционировать в соразмерности со всеми элементами и подсистемами для достижения глобальной цели всей логистической системы.

С точки зрения сбытовой логистики предлагается следующее определение логистической системы

распределения фармацевтической продукции: совокупность различных субъектов, осуществляющих множественные операции по трансформации и доведению материального потока от продуцента до потребителя, и функционирующих посредством взаимодействия с внешней средой.

Рассмотрим основных участников системы распределения лекарственных препаратов в Южном федеральном округе (ЮФО). В данном случае речь идет о сегменте оптового звена фармацевтического рынка ЮФО, который представлен множеством предприятий. В ЮФО наиболее активными участниками оптового сегмента являются:

— филиалы национальных дистрибьюторов;

— крупные региональные дистрибьюторы.

Одной из главных тенденций на отечественном фармацевтическом рынке стала экспансия региональных рынков национальными дистрибьюторами. Например, за последние пять лет региональное управление «Юг» ЗАО «Центр внедрения «Протек» расширило свое присутствие на рынке ЮФО. Закрепившись на рынках Ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской, Астраханской и Волгоградской областей, компания продолжает наращивать рыночную долю и разворачивает экспансию на рынки республик Северного Кавказа.

Участники рынка отмечают, что, несмотря на разнородность фармацевтического рынка регионов ЮФО, игрокам национального масштаба удается эффективно подстраиваться под потребности клиентов. Ростовский филиал активно использует в своей работе:

— программы электронного заказа, электронной передачи накладных;

— системы контроля за товарооборотом на складе клиента;

— системы формирования товарной дефектуры.

Как отмечают представители компании, информационные технологии помогают:

— упорядочить процессы и процедуры внутри компании;

— сократить расходы;

— увеличить объем информации о потребителях.

В то же время внедрение информационных технологий позволяет увеличить ценность продукта компании для потребителя. «Ассортиментный» портфель предприятия в Ростовской области состоит из лекарств импортного и отечественного производства:

— 85 % портфеля — готовые лекарственные средства;

— по 3 % — нефармацевтическая продукция и косметические товары;

— 4 % — БАД;

— 5 % отводится на эксклюзивную продукцию.

Особенность рынка Ставропольского края заключается в том, что многие клиенты компании работают в отдаленных населенных пунктах региона. С учетом такой географической специфики встает задача — организовать качественное выполнение заявок клиентов в максимально короткие сроки. Работу с клиентом в Ставропольском крае разделяют на этапы. Клиент может сделать заказ на тот или иной товар в системе электронного заказа либо по телефону. Торговые представители компании обрабатывают заявки и передают их на склад для сборки товара. В случае отсутствия препарата на

Рейтинги национальных и региональных фармацевтических дистрибьюторов за 2007—2010 гг.

Дистрибьютор Рейтинг**

2007 2008 2009 2010

Центр внедрения «Протек» 1 2 1 1

СИА «Интернейшнл Лтд» 2 1 2 2

НПК «Катрен» 3 3 3 3

Роста 4 4 4 4

Alliance Healthcare (Аптека-Холдинг) 6 5 5 5

Биотэк (группа компаний) 5 6 6 6

Р-Фарм 10 7 7 7

Интермедсервис 18 18 14 20

Фармацевт* 28 22 21 23

Волгофарм* 36 31 27 28

Восток-Фарм* 51 46 39 42

ООО «Донской Госпиталь» * 53 52 42 43

'Дистрибьюторы с главным офисом в Ростовской и Волгоградской областях.

**Строится на данных дистрибьюторов: объеме валовых продаж, суммирующем объем коммерческих продаж, и выписке в ценах возмещения (отгрузок) по государственным программам.

складе они сообщают об этом клиенту и потом уже вместе корректируют заявку [6].

Помимо компании «Центр внедрения» Протек» имеются и другие национальные дистрибьюторы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ЗАО «СИА Интернейшнл»;

— ЗАО «ЦВ «ПРОТЕК»;

— ЗАО НПК «Катрен»;

— компания «Alliance Healthcare»;

— компания «РОСТА» и др.

Они присутствуют на фармацевтическом рынке регионов ЮФО, осуществляя свою деятельность зачастую гораздо успешнее, нежели местные оптовые компании. Наиболее крупными локальными дистрибьюторами в ЮФО, по мнению автора, являются компании:

— ЗАО «Фармацевт» (г. Ростов-на-Дону);

— ООО «Донской Госпиталь» (г. Ростов-на-Дону);

— оптовая компания ООО «Восток-Фарм» (г. Ростов-на-Дону) — осуществляет только оптовую торговлю медикаментами;

— ООО «МедиаМед» (г. Ростов-на-Дону) — осуществляет комплексные поставки лекарственных средств, расходных материалов и медицинской техники импортных и отечественных производителей, обеспечивает аптечные и лечебные учреждения Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев;

— ГУП «Волгофарм» (г. Волгоград) — осуществляет оптовую и розничную торговлю фармацевтической продукцией и товарами медицинского назначения, в том числе через собственную сеть аптек.

Проанализируем рейтинги региональных оптовых компаний и национальных дистрибьюторов (см. таблицу).

Анализ данных таблицы показывает лидирование в рейтинге основных крупных национальных дистрибьюторов, входящих в ТОР-5 фармацевтических дистрибьюторов России. Примечателен факт роста рейтингов в 2007—2010 гг. следующих региональных оптовых компаний:

— Группа компаний «Фармацевт»;

— ООО «Восток-Фарм»;

— ГУП «Волгофарм»;

— ООО «Донской Госпиталь».

Рейтинги региональных оптовых фармацевтических компаний росли в связи с ростом объемов валовых продаж, суммирующих объем коммерческих продаж и выписок в ценах возмещения (отгрузок) по государственным программам.

Охарактеризуем деятельность некоторых крупных региональных оптовых компаний (дистрибьюторов).

Отметим, что ООО «Компания «Донской Госпиталь» работает на фармацевтическом рынке Юга России 17 лет. Все эти годы наряду с развитием сбытовых каналов компания тщательным образом занималась:

— формированием и оптимизацией организационно-штатной структуры компании и функциональной модели предприятия;

— отладкой бизнес-процессов;

— построением системы бюджетирования своей деятельности;

— внедрением логистической схемы доставки товара;

— автоматизацией товарного и бухгалтерского учета;

— регламентированием деятельности каждого сотрудника;

— переходом на адресную систему хранения и комплектации заказов;

— наращиванием клиентской базы и перечня поставщиков [8].

Следует подчеркнуть, что ныне компания имеет более 150 поставщиков на территории РФ и более 500 клиентов. Она ведет деятельность на территории Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского края, Волгограда и Волгоградской области, Республики Калмыкия. ООО «Компания «Донской Госпиталь» имеет представительства в Пятигорске и Краснодаре. Клиентами компании являются:

— муниципальные аптеки;

— сети частных аптек;

— лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ);

— больницы;

— санатории;

— оптовые компании.

Крайне важно отметить, что в настоящее время к ключевым логистическим функциям на уровне складской переработки на предприятиях фармацевтических дистрибьюторов можно отнести:

— непосредственный процесс приемки грузов на складе по качеству и количеству;

— обеспечение необходимых оптимальных режимов хранения препаратов и непрерывный процесс учета препаратов (инвентаризация);

— обработку грузов (в том числе паллетирова-ние, упаковывание, формирование партии и комп-

лектности) для доставки в соответствии с заказами клиентов.

Один из крупнейших в России холдингов, специализирующийся на производстве, оптовой и розничной реализации фармацевтической продукции, а также занимающийся серьезными научно-практическими изысканиями в области создания современных лекарственных препаратов, — группа компаний «БИОТЭК», которая также имеет дочерние и зависимые общества в ЮФО.

Компания представлена в Краснодарском крае (ООО «Фарма Юг») и Ставропольском крае (ООО «БиоФарм-Ставрополье»), в Волгоградской (ООО «ЦарицынМедФарм») и Ростовской (ОАО «Фармация», ООО «Ростов-Фарм») областях.

Крупным дистрибьютором фармацевтической продукции в ЮФО считается группа компаний «Фармацевт». Ее профильным портфелем являются:

— препараты для лечения диабета, туберкулеза, онкологических, неврологических и психических заболеваний;

— иммунобиологические препараты;

— лекарственные средства для обеспечения льготной категории граждан.

Номенклатура предприятия превышает 7 000 наименований лекарственных средств и изделий медицинского назначения отечественных и зарубежных производителей. В отличие от большинства фармацевтических компаний ЗАО «Фармацевт» не ограничилось одной специализированной нишей. Компания предприняла попытку расширить свои профессиональные горизонты. Ныне она занимает прочную позицию как минимум в трех основных направлениях фармацевтического бизнеса:

— производство;

— дистрибьюция;

— розничная реализация через аптеки ООО «Фармацевт Плюс».

Последние позиционируются как социальные, участвуют в программах льготного обеспечения граждан двух районов города Ростова-на-Дону и города Батайска. Во всех аптеках сети предоставляются скидки пенсионерам всех категорий. Сеть динамично развивается, планируется увеличение количества аптек [9].

Важно подчеркнуть, что ООО «Фармацевт» — один из российских производителей готовых лекарственных средств, который работает в соответствии с российским стандартом GMP. Компания участвует в реализации приоритетных федеральных

и региональных программ и проектов. В ЮФО она представлена в следующих городах: Волгоград, Краснодар, Астрахань, Ставрополь, Назрань, Махачкала и др.

Среди главных проблем, возникающих в системах распределения лекарственных средств по логистике фармацевтики, можно выделить следующие:

— ошибки в процессе учета и инвентаризации;

— изменение качества препаратов во время транспортировки;

— нарушение технологии хранения и грузопе-реработки дистрибьюторами;

— недостаточная прозрачность движения продукции и данных;

— проблемы в системе документооборота;

— большое количество контрафактной продукции;

— огромное число посредников;

— неясности в госрегулировании и др.

Итак, можно сформулировать вывод о том, что

становление современной системы распределения фармацевтической продукции невозможно без соблюдения и выполнения требований нормативных актов, регулирующих сферу фармацевтики.

Как утверждают эксперты: «Если рассматривать основные каналы сбыта дистрибьюторов, нужно отметить, что к прямым каналам сбыта относятся продажи в аптеках и аптечных сетях, а также в ЛПУ. Для этого канала основная проблема — в консолидации и повышении роли аптечных сетей. В этом случае дистрибьюторы вынуждены искать новые технологии и инновационные инструменты, позволяющие оптимизировать взаимодействие с этими каналами сбыта [5]. Что касается аптек и аптечных сетей — дистрибьютор решает развивать собственную аптечную сеть. Что касается ЛПУ — дистрибьютор, работая по местным и региональным программам, старается развивать партнерские отношения. Для многих компаний содержание филиалов (региональных представительств) сопровождается высокими расходами, что подвигает их к сотрудничеству с местными дистрибьюторами на основе заключения контрактов и поиску новых видов взаимодействия на региональном уровне. В вопросах опта сохраняется направление вторичной дистрибуции, использование интернет-торговли, существует возможность развития по технологии розницы» [7].

Важно учесть и то, что в фармацевтической сфере (как и во многих других видах деятельности) в тот или иной промежуток времени возникают

отрицательные последствия, материально воплощаемые в форме различных отходов. В целом можно выделить:

— отходы, обусловленные производственной деятельностью;

— отходы в процессе потребления фармацевтической продукции.

Проблемы управления коммерческим оборотом вторичных ресурсов или отходов беспокоят ученых на протяжении нескольких десятков лет. Если обратиться к истории, то можно выделить два таких метода:

— уничтожение отходов;

— их захоронение.

Однако реалии современного мира показали неприемлемость этих способов.

По мнению автора, все участники логистической системы распределения фармацевтической продукции должны:

— приложить максимальные усилия для минимизации вредного воздействия на окружающую среду реализуемой ими продукции;

— грамотно управлять вторичными ресурсами или отходами в процессе своей экономической деятельности.

Таким образом, на основе анализа трудов ученых, занимающихся исследованиями по данной тематике, с точки зрения автора, одним из способов эффективного решения вопроса с образующимися отходами в фармацевтической отрасли является реверсивная логистика (или логистика рециклинга).

Рассматривая данный вопрос через призму особенностей образования отходов в условиях фармации, по мнению автора, можно предложить следующее определение логистики рециклинга в фармацевтической отрасли: совокупность операций и процессов управления и мониторинга за движением потоков отходов и связанными с ними информационными и финансовыми потоками, направленных на защиту всей экологической системы, которые возникают как в процессе создания фармацевтической продукции, так и в процессе осуществления:

1) различных логистических операций в логистической системе распределения (в оптовой и розничной сферах):

— лекарственных средств;

— изделий медицинского назначения;

— лечебных косметических средств;

2) их непосредственного потребления конечными потребителями.

Вполне очевидно, что для эффективного функционирования всей системы распределения фармацевтической продукции в ЮФО необходимо решить проблемы по эффективному управлению отходами в фармацевтической отрасли. Это предполагает реализацию комплекса различных мероприятий по переработке и утилизации, что в свою очередь является довольно затратным, требующим значительных финансовых вложений. Создание оптимальной системы утилизации отходов фармацевтического производства невозможно без привлечения необходимых финансовых ресурсов. Без дополнительных капиталовложений будет трудно добиться уменьшения объемов отходов, их токсичности. Необходимость создания современной системы управления отходами и их утилизацией диктует потребность в специализированных полигонах для переработки отходов в ЮФО. В результате качественных преобразований, связанных с утилизацией и вторичной обработкой отходов фармацевтической отрасли, можно будет достичь повышения количественных показателей не только жизнедеятельности населения, но и деятельности коммерческих структур фармацевтического бизнеса путем создания положительного имиджа за счет усиления внимания к охране окружающей среды региона.

Список литературы

1. Альбеков А. У. Логистика в управлении коммерческим оборотом вторичных материальных ресурсов. СПб.: Изд. СПбГУЭФ. 1998.

2. Альбеков А. У. Проблемы логистики торговли средствами производства. Ростов н/Д.: РГЭА. 1998.

3. Борисова В. В. Проблемы логистики межрегионального товарообмена: монография. Ростов н/Д. 2001.

4. Белоусов А.Г., Стаханов Д. В., Стаханов В. Н. Коммерческая логистика. Серия «Учебники XXI века». Ростов н/Д.: «Феникс». 2001.

5. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под общей и научной редакцией профессора В. И. Сергеева. М.: ИНФРА-М. 2005.

6. «Протек» укрепляет южные границы // Фармацевтический вестник. 2007. № 33.

7. Факторы развития дистрибьюторского сектора // Московские аптеки. 2007. № 2.

8. URL: http://www. dongos. ru/.

9. URL: http://www. farmacevt. ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.