ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК: ОПТОВОЕ ЗВЕНО
Б.И. Соколов,
профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента
экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук; bisokolov@yandex.ru
А.А. Лин.
заведующий кафедрой экономики и управления Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,
доктор фармацевтических наук, профессор;
М.Е. Терехов,
аспирант кафедры экономики и управления Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии В статье проанализированы роль и структура оптового звена российского фармацевтического рынка, степень его консолидации, определены тенденции и проблемы его развития.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, фармацевтические дистрибьюторы, консолидация на оптовом фармацевтическом рынке, конкуренция на оптовом фармацевтическом рынке, вертикальная интеграция на фармацевтическом рынке
УДК 615.1/.4; ББК 52.8
В предшествующих статьях были проанализированы структурные особенности отечественного фармацевтического рынка и сектор производства лекарств [1-4]. Настоящая статья начинает рассмотрение товаропроводящей сети фармацевтического рынка, которая состоит из двух звеньев: (1) оптовая торговля (дистрибьюция) и (2) розничная торговля, представленная аптечным сектором фармацевтического рынка. Субъекты товаропроводящей сети осуществляют фармацевтическую деятельность, которая нормативно определяется, как «деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов» и обязаны иметь соответствующие лицензии [5].
Цель данной статьи состоит в том, чтобы раскрыть роль, структуру, состояние, тенденции и проблемы развития оптового звена на фармацевтическом рынке России.
Цепочка реализации лекарственных препаратов, как и большинства потребительских товаров, включает в себя следующие звенья: производитель — дистрибьютор — розничный продавец (аптека) или больница — потребитель. Каждая аптека для отдельно взятой компании-производителя — невыгодный покупатель из-за маленького объема поставок. В свою очередь розничные продавцы не имеют возможности изучить все прайс-листы ком-паний-производителей в поисках нужного ассортимента, цен и условий поставки, да и нет гарантии, что препарат окажется в наличии, а если и окажется, то трансакционные издержки и затраты на его доставку могут оказаться неподъемными для одной аптеки. Вместе с тем имеются примеры прямых контрактов
между крупными аптечными сетями и компаниями производителями (Аптечная сеть «Невис», г. Санкт-Петербург), но это скорее исключение, чем правило.
Основные функции фармацевтической дистрибьюции состоят в том, чтобы: а) проанализировать потребности коммерческого аптечного рынка, госпитального сектора и госзаказ; б) найти соответствующие компании-производители и заключить с ними договора поставок; в) закупить необходимое количество лекарственных препаратов и, в случае необходимости, обеспечить растаможивание; г) обеспечить надлежащие условия хранения; д) сделать соответствующее предложение аптекам, медицинским организациям и заключить с ними договоры; е) участвовать в конкурсах, аукционах и котировках на площадках госзакупок; ж) скомплектовать заказы для отдельных клиентов; з) своевременно доставить лекарственные препараты в должном объеме и с соблюдением особых условий хранения и транспортировки. Таким образом, главной задачей фармацевтического дистрибьютора является согласование интересов производителей, субъектов коммерческого розничного сектора, медицинских организаций и государства.
Дистрибьюторы работают на всех трех секторах российского фармацевтического рынка: 1) коммерческий розничный сегмент; 2) госпитальный сегмент; 3) рынок государственных закупок1, структура которого представлена на рис. 1.
Данные рис. 1 свидетельствует о том, что розничный сектор играет ведущую роль на рынке лекарств по сравнению с госпитальным, поскольку на его долю приходится более 72% всех продаж.
■ Госпитальный сектор Государтсвенные закупки Аптечный сегмент Рис. 1. Структура фармацевтического рынка в 2011 г., %
Рассчитано по: [7, с. 58, 65, 71].
Количество действующих фармацевтических дистрибьюторов в России оценивается по-разному. По состоянию на 01.10.2009 г. по данным Росздравнадзора имели лицензию на фармацевтическую деятельность по оптовой реализации лекарственных средств 2918 предприятий. ЦМИ «Фармэксперт» полагает, что на российском рынке работают 1120 дистрибьюторских компаний, а в компании «ПРОТЕК», одном из крупнейших дистрибьюторов России, считают, что примерно 1000 компаний. Другие эксперты оценивают этот показатель в 500-700 компаний, уточняя, что на практике огромное количество выданных лицензий не используется. В частности, не занимаются дистрибьюторской деятельностью крупные региональные аптечные сети, имеющие в своей структуре центральные склады, получившие лицензию на осуществление оптовой торговли. Реально функционирующих фармацевтических дистрибьюторов, по их мнению, порядка 100, что вполне согласуется с мировыми показателями: в Великобритании работают 10 дистрибьюторских компаний, в США — 40, в Испании и Италии — 60-100 [6, с. 5].
История развития отечественной дистрибьюции на отечественном фармацевтическом рынке насчитывает чуть более двух десятилетий. Фармацевтические дистрибьюторы организовывали свой бизнес с чистого листа. Их бизнес изначально строился как полностью частный, основанный на предпринимательских решениях с учетом условий формирующегося фармацевтического рынка России. Менталитет руководителей фармацевтических дистрибьюторских компаний был свободен от шор «советского лекарственного обеспечения», чего нельзя сказать об аптечных работниках того времени. С учетом опыта западных фармацевтических дистрибьюторов, методом проб и ошибок отечественные дистрибьюторы смогли выйти на нынешний высокий уровень, сравнимый с уровнем западных коллег, а в чем-то и превзошли их. Вне всяких сомнений, этому становлению помогла ситуация 90-х годов прошлого века, когда дистрибьюторский бизнес обеспечивал чистую прибыль в десятки процентов. Уже к середине 10-х годов XXI века, в стране сформировался развитый дистрибьюторский бизнес, эффективно администрируемый и достаточно транспарентный. Перечень услуг российских фармацевтических дистрибьюторов практически совпадает с таковым, предоставляемым иностранными компаниями, но востребованность дополнительных услуг в России значительно выше, так как инфраструктура (транспорт, связь, компьютеризация, автоматизация производства), особенно в российских регионах, значительно уступает западноевропейской и американской. Например, в Западной Европе дистрибьюторы, как и в России, предлагают одинаковые продукты и услуги на рынке. Каждый дистрибьютор в развитых странах обслуживает определенное количество аптек, причем практически полностью, тогда как в России у каждой аптеки несколько основных поставщиков. В основном, доля одной дистрибьюторской компании в продажах аптеки не превышает 20-25%. Причинами таких различий являются как более широкий ассортимент западного поставщика, так и его более частое снабжение аптек, причем очень малыми количествами препаратов. Поэтому в зарубежных аптеках не предусмотрены ни складские площади, ни товарные запасы, позволяющие аптеке автономно продержаться несколько недель. В России, наоборот, аптеки в основном снабжаются гораздо реже, менее регулярно и преимущественно большими партиями препаратов, особенно те из них, что расположены в глубинке. Даже ведущие дистрибьюторы не могут поставить в аптеку все необходимые препараты. В целом, ассортимент дистрибьютора не превышает 70% потребности аптеки. Дефектура в прайс-листе2 имеется даже у самого успешного 268
дистрибьютора в России, это во многом обусловлено отсутствием нужных препаратов у компании-производителя. Маржинальный доход отечественных фармацевтических дистрибьюторов, в среднем равный 15%, значительно выше, чем у зарубежных, но величина чистой прибыли приблизительно такая же, около 1,5-2,5% (без учета «карманных» оптовиков). Это связано с тем, что средняя цена упаковки лекарственного препарата в России почти в разы ниже, чем в странах Запада. В результате, российский дистрибьютор при таком же объеме продаж, как на Западе, имеет существенно более высокие операционные расходы, значительная часть которых, как известно, зависит именно от числа перерабатываемых упаковок лекарственных препаратов.
На оптовом фармацевтическом рынке дистрибьюторы делятся на национальных дистрибьюторов, межрегиональных и региональных. Иногда дополнительно выделяют специализированных и нишевых дистрибьюторов. В 2011 г. товарооборот фармацевтических дистрибьюторов составил 499,22 млрд руб. или 16,98 млрд долл. в оптовых ценах [8]. Данные, представленные рис. 2, наглядно демонстрируют, что в товарообороте фармацевтических дистрибьюторов преобладают импортные лекарственные препараты (67%).
Отечественные
i Импорные
Рис 2. Структура продаж фармацевтических дистрибьюторов в разбивке «импортные/отечественные продукты» в стоимостном выражении (%), 2011 г.
Источник: [8, с. 56].
Сведения о рейтинговой оценке крупнейших фармацевтических дистрибьюторах представлены в таблице 1.
Таблица 1.
ТОП-10 дистрибьюторов на фармацевтическом рынке России в 2011 г.
Рейтинг 2011 г. Дистрибьютор Объем, млрд руб.* Доля (%) Прирост стоимостного объема (%)
1 СИА Интернейшнл 113,5 17,00 17,20
2 Протек 105 15,70 3,60
3 Катрен 88,4 13,20 18,40
4 РОСТА 70,1 10,50 9,50
5 Alliance Healthcare 51,1 7,60 -3,60
6 Р-Фарм 46,9 7,00 35,90
7 Oriola 26,2 3,90 12,70
8 Биотэк 20 3,00 50,00
9 Империя-фарма 16,1 2,40 22,00
10 Пульс 15,2 2,30 13,40
*Примечание: объемы продаж приведены в закупочных ценах аптек с НДС.
Источник: [9, с. 67].
Статистические данные табл. 1 показывают, что лидерами дистрибьюторского звена по итогам 2011 г. являются СИА Интернейш-нл, Протек, Катрен. В представленном ТОП-10 дистрибьюторов на фармацевтическом рынке 6 участников являются национальными дистрибьюторами СИА Интернейшнл, Протек, Катрен, РОСТА ,Alliance Healthcare и Биотэк, а 3 — межрегиональные и 1 — специализированная — Р-Фарм. На долю национальных дистрибьюторов приходится 67% оптового рынка лекарств.
Как следует из данных рис. 3, национальные, межрегиональные и региональные дистрибьюторы имеют в целом схожую структуру товарооборота. Обращает на себя внимание то, что у региональных дистрибьюторов доля рецептурных препаратов ниже, чем безрецептурных.
Рецептурные препараты ■ Безрецептурные препараты
Сопутствующие товары, парафацевтика ■ Изделия медицинского назначения
Рис. 3. Структура продаж фармацевтических дистрибьюторов в разбивке по категориям в стоимостном выражении (%), 2011 г.
Источник: [8, с. 56].
Данные, представленные на рис. 4, свидетельствуют о том, что отрасль достигла высокого уровня консолидации, так на долю ТОП-10 дистрибьюторов приходится 83% оптового товарооборота. Для сравнения аналогичную долю в Европейском Союзе занимают 3 компании, в США — 3 компании, в Японии 3-4 компании [7]. Причинами высокой степени консолидации в оптовом звене фармацевтического рынка являются конкурентные преимущества крупных дистрибьюторов (эффект масштаба): наличие значительных, по сравнению с другими, оборотных средств; большие размеры закупок, позволяющие иметь кумулятивные скидки от компаний-производителей; наличие разветвленной логистической структуры (распределительные центры, сети складов, парк автотранспорта, отлаженные механизмы управления поставками, использование современных информационных технологий); предпочтение по сравнению с мелкими оптовиками отдаваемое зарубежными и отечественными компаниями-производителями лекарственных средств, вследствие более оперативного и качественного сервиса с учетом географических факторов России; большая привлекательность по сравнению с мелкими оптовиками для организаций розничного сектора фармацевтического рынка в силу широты и глубины предлагаемого ассортимента.
ТОПЗ ТОП5 ТОП10
Рис. 4. Концентрация в дистрибьюторском сегменте фармацевтического рынка (доли ТОП 3, ТОП 5 и ТОП 10)
Источник: [9, с. 66].
Наряду с высокой степенью консолидации в сфере оптовой торговли лекарствами, наблюдается жесткая конкуренция, результатом которой пал один из крупнейших дистрибьюторов ШРЕЯ КОРПОРЭЙШНЛ. (В 2010 г. входил в ТОП-10 по итогам 2009 г., а в 2011 г. был признан банкротом). Другой крупный дистрибьютор ГЕНЕЗИС был объявлен банкротом еще в декабре 2008 г. Впоследствии в 2011 г. активы петербургского фармацевтического дистрибьютора в ходе банкротства достались ЗАО «Фарма Кэпитал». Новый инвестор собирается вернуть бизнес на прежние позиции в фармацевтической дистрибьюции.
В последние годы появилась тенденция к усилению позиций оптовиков «второго» эшелона, которые начинают создавать разветвленную сеть аптечных складов. В качестве примера можно привести дистрибьюторов ФК ПУЛЬС, ИМПЕРИЯ-ФАРМА. Крупные межрегиональные дистрибьюторы для развития филиальной
сети привлекают дополнительные инвестиции. В ответ на это национальные фармацевтические дистрибьюторы активизировали работу по повышению уровня сервиса. Можно констатировать, что имеется некое противостояние национальных и межрегиональных фармацевтических дистрибьюторов, жертвами которых скорее всего, станут многочисленные региональные игроки, испытывающие сразу двойное давление со стороны конкурентов [8, с. 50].
Исчезающим кластером эксперты называют региональных дистрибьюторов, постепенно уходящих с рынка, примером может служить екатеринбургская компания «AC-Бюро», некогда входящая в Топ-20 фармацевтических дистрибьюторов. Сравнительно небольшие объемы закупок не позволяют «регионалам» рассчитывать на серьезные скидки и, как следствие, конкурировать с национальными дистрибьюторами. Процесс ухода региональных игроков с оптового рынка и перехода в розничный сектор начался еще лет 15 назад. Например, когда-то вполне успешный башкирский фармацевтический дистрибьютор «Леко» (вместе с компанией «Медицинский магазин» входил в компанию «Лемм»), решил, что дистрибьюторский бизнес становится невыгоден. Компания начала открывать аптеки, фактически перестала заниматься дистрибьюцией и перешла на снабжение собственной розницы. Подобная история произошла несколько лет назад и с самарской компанией «Вита». Сегодня под этим брэндом успешно работает крупная аптечная сеть, а 15 лет назад это была оптовая компания. Среди оставшихся на рынке «регионалов» более или менее уверенно сегодня себя чувствуют компании, имеющие поддержку в местных администрациях, а также те, кто занимается оптовыми поставками в районах, где не представлены национальные дистрибьюторы ввиду экономической нецелесообразности [6, с. 6].
Почти все крупные национальные фармацевтические дистрибьюторы сегодня имеют собственные аптечные сети, поскольку вертикальная интеграция всегда полезна дистрибьютору, который создаёт себе гарантируемого покупателя. «СИА Интернейшнл» владеют сетью под собственным брендом, кроме того «СИА Интернейшнл» через кипрскую компанию Akada Establishment Limited, владеет 25 % долей в ОАО «Аптечная сеть 36,6», которую приобрела в счёт погашения части долга в размере до 1,6 миллиарда рублей (из общей суммы долга в 3,2 миллиарда рублей). «ЦВ «ПРОТЕК» владеет сетью «Ригла» (в 2011 году количество точек реализации — 695, объём продаж — 14,5 млрд руб.), НПК «Катрен» — сетью «Мелодия здоровья» (в 2011 году количество точек реализации — 238, объём продаж — 3,7 млрд руб.), ЗАО «РОСТА» — сетью «Радуга» (в 2011 году количество точек реализации — 514, объём продаж — 6,3 млрд руб.) [9].
Крупные фармацевтические дистрибьюторы обзавелись собственными производствами лекарственных средств. Так «СИА Интернейшнл» через дочернюю компанию — «СИА Интернейшнл АФС» — контролирует 4 крупных завода по производству сырья и фармацевтических субстанций: ОАО «Биохимик» (г. Саранск), ОАО «Синтез» (г. Курган), ЗАО «Биоком» (г. Ставрополь), ЗАО «Усолье-Сибирский химфармзавод» (г. Усолье, Иркутская область). «ЦВ «ПРОТЕК» контролирует производственную фирму «ФармФирма Сотекс». НПК «Катрен» имеет дочернюю компанию «Катрен, ЗАО НПК производство лекарственных препаратов». ЗАО «РОСТА» запускает производство лекарств в дочерней компании «Радуга продакшн».
Фармацевтические дистрибьюторы являются крупными игроками на рынке госзакупок для госпитального сектора и по государственным программам льготного лекарственного обеспечения населения, а именно «Обеспечение населения лекарственными средствами» и «7 нозологий». В первую очередь это специализированные дистрибьюторы, в т. ч. такие компании, как «Р-Фарм», «Евросервис», «Интер-медсервис». Деятельность этих компаний ограничивается выполнением госзаказов, полученных в результате участия в конкурсах, торгах и котировках, прежде всего федеральных, а также снабжением больниц специализированным ассортиментом, с которым почти не работают другие дистрибьюторы, — онкологическими препаратами, инсулинами, госпитальными антибиотиками и т.д. Существует кластер нишевых региональных дистрибьюторов, состоящий из огромного количества частных компаний, учреждённых для участия в получении государственных
заказов по лекарственному обеспечению. Расширение данного сегмента наблюдалось после того, как федеральный центр делегировал полномочия по реализации государственных программ льготного лекарственного обеспечения населения в субъекты РФ. В этой связи появились мелкие посреднические структуры, ставшие монооператорами государственных программ льготного лекарственного обеспечения населения в конкретных российских регионах. Только в 2005-2006 гг. на фармрынок пришло около 250 новых участников, получивших официальные лицензии. В отличие от других участников дистрибьюторского рынка, нишевые игроки практически не занимаются логистикой, сосредоточив свои усилия на проведении финансовых операций [6, с. 5].
В настоящее время главными организационно-экономическими проблемами фармацевтических дистрибьюторов является действие регулятора и дебиторская задолженность розничного коммерческого сектора. Известно, что фармацевтический рынок является одним из самых «зарегулированных» государством во всех развитых странах мира. В наибольшей степени интересы фармацевтических дистрибьюторов задевают меры государственного ценообразования на лекарственные препараты. Новое законодательное пространство лекарственного обращения предусматривает на федеральном уровне государственную регистрацию предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), а на уровне субъектов РФ — установление предельных оптовых и розничных торговых надбавок на ЖНВЛП. Фармацевтические дистрибьюторы в наибольшей степени по сравнению с другими субъектами товаропроводящей сети ощутили на себе влияние ограничения оптовых торговых надбавок на ЖНВЛП, доля которых в общем объеме рынка приближается к 50%, а для ряда специализированных дистрибьюторов и вовсе может составлять 100% оборота.
Другой важной проблемой отечественных фармацевтических дистрибьюторов является недостаточно эффективная работа коммерческого розничного сектора, который не в состоянии обеспечить своевременность платежей за поставку. Нарушая финансовую
дисциплину, задерживая оплату за поставленные лекарственные препараты, он вынуждает фармацевтических дистрибьюторов брать кредиты банков, чтобы вовремя рассчитаться с производителями, естественно, это негативно сказывается на показателях финансовой эффективности их деятельности.
В 2002 г. ведущими дистрибьюторами создана саморегулиру-емая организация «Союз профессиональных фармацевтических организаций» (СПФО), основной целью которой было провозглашено содействие развитию цивилизованного фармацевтического рынка в России и защита прав и общих интересов участников фармацевтического рынка. Важным направлением деятельности СПФО является анализ российского законодательства в сравнении с законодательством других стран, экспертиза проектов и подзаконных актов, разрабатываемых в фармацевтической сфере, обжалование нормативных актов, а также действий должностных лиц, нарушающих законные права и интересы участников фармацевтического рынка. СПФО работает в направлении принятия национальных стандартов оптовой и розничной торговли лекарственными средствами. СПФО разработал собственные методы борьбы с незаконным оборотом лекарств на рынке. В 2003 г. была принята программа добровольного декларирования происхождения лекарственных средств («Знак качество СПФО»), способствующую повышению «прозрачности» российского фармацевтического рынка. Суть программы заключается в том, что её участники гарантируют подлинность происхождения и качество реализуемых ими лекарств по всей товаропроводящей цепочке.
Проведенный анализ оптового сектора фармацевтического рынка показал, что он является важным сектором в сфере лекарственного обращения. Его характерными особенностями являются — высокая консолидация отрасли, не исключающая жесткой конкуренции и существование такой специализированной ниши как рынок госзакупок лекарственных препаратов. В перспективе крупные национальные фармацевтические дистрибьюторы останутся лидерами отрасли, осуществляющими вертикальную интеграцию дистрибьюции, фармацевтического производства и аптечного сектора.
Литература
1. Лин А.А., Соколова С.В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности. Статья 1, ч. 1. // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 2. — С. 372-376.
2. Лин А.А., Соколова С.В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности. Статья 1, ч. 2. // Проблемы современной экономики. — 2012. № 3. — С. 322-326.
3. Соколов Б. И., Лин А. А., Орлов А. С. Фармацевтический рынок: структурные особенности в России // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 336-341.
4. Соколов Б. И., Лин А. А., Слепнев Д. М. Фармацевтический рынок: производство лекарственных средств // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 1.
5. Федеральный закон РФ № 61-ФЗ об обращении лекарственных средств от 12 апреля 2010 года (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 № 192-ФЗ, от 11.10.2010 № 271-ФЗ, от 29.11.2010 № 313-ФЗ).
6. Широкова И. Логика развития фармдистрибьюции //Ремедиум. — 2010. — № 6. — С. 5-10.
7. Российский фармацевтический рынок. Итоги 2011 г. Ремедиум. Специальный выпуск.
8. Годовой отчет ЦМИ «Фармэксперт» за 2011 г.
9. DSM Group. Фармацевтический рынок России в 2011 г
1 В настоящей статье под этим понимается товародвижение лекарственных препаратов, закупаемых за счет средств федерального и регионального бюджетов, а так же средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования по двум государственным программам: «Обеспечение необходимыми лекарственными средствами», «7 нозологий».
2 Дефектура прайс-листа — это отсутствие определённых позиций (лекарственных препаратов) в прайс-листе.