Научная статья на тему 'Рейтинг фармацевтических дистрибьюторов по итогам 2013 г'

Рейтинг фармацевтических дистрибьюторов по итогам 2013 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖНВЛП / ЛП / ВАЛОВЫЕ ПРОДАЖИ / ПРОТЕК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шульгина Ксения

Так получается, что с приближением кризиса вряд ли кто-то будет спорить, что тема кризиса в экономике не была на первых полосах газет в прошлом году на фармацевтическом рынке тревожные взоры фармацевтических компаний устремляются не на потребителей и аптеки, а на дистрибьюторов. Опыт предыдущих кризисных волн подтверждает обоснованность подобных опасений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рейтинг фармацевтических дистрибьюторов по итогам 2013 г»

Ксения ШУЛЬГИНА, IMS Health

Рейтинг фармацевтических дистрибьюторов

ПО ИТОГАМ 2013 г,

Так получается, что с приближением кризиса вряд ли кто-то будет спорить, что тема кризиса в экономике не была на первых полосах газет в прошлом году — на фармацевтическом рынке тревожные взоры фармацевтических компаний устремляются не на потребителей и аптеки, а на дистрибьюторов. Опыт предыдущих кризисных волн подтверждает обоснованность подобных опасений.

Несмотря на возрастающее внимание производителей, для дистрибьюторов 2013 г. не стал столь же насыщенным на события, как для сегмента фармацевтической розницы. Перехватив инициативу, аптечные сети являются основными поставщиками новостей для фармацевтического рынка, а также силой, во многом определяющей его дальнейшее развитие. Идет заметное «наращивание мускулов» не только по линии консолидации и экспансии: собственная логистика,

производство, дальнейшее развитие прямого сотрудничества с производителем — уже сейчас аптечный ретейл готов составить серьезную конкуренцию оптовому звену. При этом складывается впечатление, что абстрактный российский дистрибьютор уже давно понял, что в этом затяжном противостоянии на износ с аптечными сетями, чтобы не потерять свои позиции и оставаться конкурентоспособным, нужно проводить постоянную работу над повышением своей эффективности, ставя

во главу угла сокращение операционных издержек.

Диверсификация стала вторым направлением контрудара дистрибьюторов. Понимая значение угрозы, все крупные дистрибьюторы уже давно диверсифицировали свой бизнес, вложив значительные средства в развитие собственных аптечных сетей и производственных площадок. Отечественный дистрибьютор давно уже и сам производит, сам торгует, участвует в развитии собственной аптечной сети. В результате сложившийся высокий уровень конкуренции постепенно должен будет привести к значительным структурным преобразованиям. Развитие оптовой деятельности будет смещаться к концентрации дистрибьюторов на определенном сег-

1сунок Прирост объемов валовых и прямых продаж лекарственного и нелекарственного ассортимента дистрибьюторов России (RUB, USD и EUR), 2013/2012

15 12

13,12

11,54

Источник: IMS Health — рейтинг фармацевтических дистрибьюторов; на основании данных по мониторируемым компаниям

рисунок Долгосрочные показатели роста объемов валовых продаж фармдистрибьюторов, 2012—2013 гг.

20

15

10

"^О LT1

. ■! I . ■! I . ■! I .

| | — рост продаж относительно аналогичного

периода прошлого года, % (RUB) | | — рост продаж относительно аналогичного периода прошлого года, % (USD)

Источник: IMS Health — рейтинг фармацевтических дистрибьюторов; на основании данных по мониторируемым компаниям

%

9

%

6

5

3

0

0

таблицаЗначение пороговых показателей, 2013 г.

Показатель Национальные Межрегиональные Региональные

дистрибьюторы дистрибьюторы дистрибьюторы

Валовой объем продаж,

млн руб., в среднем за месяц > 4 тыс. > 400 > 90

в анализируемом периоде

Сеть филиалов/ дочерних компаний > 15 3—14 « 3

Количество федеральных

округов, в которых 6—8 < 6

компания имеет

сертифицированные склады

Источник: IMS Health — рейтинг фармацевтических дистрибьюторов;

на основании данных по мониторируемым компаниям

менте рынка, возможно основанной на группе препаратов или производителей. Сейчас остаются на плаву те игроки, кто занял свою определенную нишу в сбытовом или закупочном сегменте, в т. ч. на рынке госзакупок ЛС. По мнению участников рынка, сейчас участие в тендерах для дистрибьюторов становится все менее выгодным из-за снижения их объема, наряду с тем, что риск несвоевременной поставки растет. Так, к вопросу тендерных закупок, по одной из самых дорогих государствен-

ных программ «7 нозологий». В начале года широко обсуждалось возможное реформирование системы закупок ЛП по государственной программе «7 нозо-логий», которое согласно федеральному закону №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» ожидалось с 1 января 2014 г. Как планировалось, с начала нового года полномочия по закупке ЛП по дорогостоящим нозологиям перейдут в ведения регионов. Основные сомнения по поводу децентрализации программы разделились на опасения со сторо-

ны пациентских сообществ, связанные главным образом со своевременностью лекарственного обеспечения, и со стороны ФАС относительно неминуемого увеличения стоимости поставляемых по программе лекарств, а также возможные нарушения антимонопольного законодательства. Последний пункт антимонопольный орган связывал напрямую с увеличением количества проводимых тендеров по закупкам препаратов, числа региональных посредников. Видимо, принимая во внимание все потенциально возможные сложности, с которыми может столкнуться государство, внедрение реформы решили отсрочить еще на один год. Прежде всего реформа затронет интересы фармдист-рибьюторов, участвующих в поставках ЛС по программе «7 нозологий», в т. ч. крупнейших здесь игроков: «Империя Фарма», «Ирвин 2» и «Р-Фарм». В последнее время все больше смещение происходит в сторону работы с розничными клиентами, где дистрибьюторы могут рассчитывать на наибольший доход при относительно невысоких рисках, особенно по сравнению с сектором госзакупок.

рисунок Долгосрочные показатели роста объемов прямых продаж (аптеки и ЛПУ) фармдистрибьюторов, 2012—2013 гг.

30 25 20 15 10 5 0

22

22

| | — рост прямых продаж относительно

аналогичного периода прошлого года, % (RUB) | | — рост продаж относительно аналогичного периода прошлого года, % (USD)

Источник: IMS Health — рейтинг фармацевтических дистрибьюторов; на основании данных по мониторируемым компаниям

ф) Структура продаж дистрибьюторов в разбивке «импортные/локальные продукты» в стоимостном выражении (%), 2013 г.

68 32

Национальные

69 31

Межрегиональные

52 48

Региональные

1 1 1 1

0 20 40 60 80 100 | |— импортные Q — отечественные

Источник: IMS Health — рейтинг фармацевтических дистрибьюторов; на основании данных по мониторируемым компаниям

%

таблица ф^ Топ-25 импортеров-дистрибьюторов, 2013 г.

Рейтинг импорте-ров-дистрибьюторов Рейтинг импортеров Импортер-дистрибьютор Доля в объеме ввезенной продукции*, % Прирост объема ввезенной продукции (USD), 2013/2012 Распределение ввозимой продукции по категории отпуска ЛП, %

2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. Rx OTC

1 1 3 1 ЗАО «ЦВ «ПРОТЕК» 3,97 -12 65 35

2 2 9 9 ЗАО «КАТРЕН» 2,98 -4 66 34

3 6 17 17 ОАО«ФАРМИМЭКС» 2,13 1 100 -

4 4 18 14 ЗАО «СИА ИНТЕРНЕШНЛ ЛТД» 1,85 -31 53 47

5 5 19 16 ЗАО «РОСТА» 1,71 -26 59 41

6 3 24 13 ЗАО «Р-ФАРМ» 1,45 -50 100 -

7 8 25 30 ЗАО «ЕВРОСЕРВИС» 1,35 33 100 -

8 7 27 27 ООО «ОРИОЛА» 1,31 12 48 52

9 9 34 36 ООО «ПУЛЬС» 0,94 28 58 42

10 11 37 40 ООО «БИОТЭК» 0,73 10 99 1

11 15 48 64 ООО «МЕДИПАЛ-ОНКО» 0,51 104 99 1

12 13 49 45 ООО «ФАРМСТОР» 0,50 -18 100 -

13 12 53 43 ЗАО«НАЦИОНАЛЬНАЯ ДИСТРИБЬЮТОРСКАЯ КОМПАНИЯ» 0,48 -24 67 33

14 14 57 51 ЗАО «МЕДИНТОРГ» 0,42 -9 99 1

15 17 74 74 ЗАО «ИМПЕРИЯ-ФАРМА» 0,21 18 52 48

16 16 79 71 ООО «БСС» 0,18 -8 47 53

17 22 81 95 ООО«ФАРМКОМПЛЕКТ» 0,16 63 62 38

18 23 91 98 ЗАО«ПРОФИТМЕД» 0,11 22 51 49

19 18 92 79 ЗАО «БАЛТИМОР ФАК» 0,11 -28 44 56

20 19 100 80 ЗАО «ИНТЕРМЕДСЕРВИС» 0,09 -31 100 -

21 24 102 111 ЗАО «ДОМИНАНТА-СЕРВИС» 0,08 29 32 68

22 21 116 92 ООО«ИРВИН 2» 0,06 -46 100 -

23 31 132 170 ЗАО «СЕВЕРО-ЗАПАД» 0,04 132 92 8

24 30 133 146 «АЛЛЕРГЕН» 0,03 27 100 -

25 28 158 135 ЗАО «ПАРМА МЕДИКАЛ КО ЛТД» 0,02 -49 98 2

*Обшцй объем импорта скорректирован на величину завышенного объема продаж (учтены только таможенные режимы 40 и 42; товар, ввезенный в Россию через таможенный склад под режимами не для собственных клиентов (71, 96, 93, 94, 63), не учитывается); завышение связано с учетом ЛС, ввезенных под таможенный режим «Таможенный склад». Источник: IMS Health

рисунок Структура продаж дистрибьюторов в разбивке по категориям в стоимостном выражении (%, руб.), 2013 г.

На протяжении года мы наблюдали активные консолидационные процессы, происходящие на рынке фармретейла. В течение менее чем полугода ряд крупных аптечных сетей федерального и межрегионального значения объединились, способствовав таким образом появлению на рынке сетей с количественным составом, приближающимся к 1 тыс. Рост экспансии аптечных сетей, в свою очередь, еще более стимулирует и без того высококонкурентную среду среди фармдистрибьюторов. Все более распространенным является стремление сетей по налаживанию прямых контактов с производителями.

таблицаСовокупный рейтинг фармдистрибьюторов, 2013 г.

Рейтинг Геогра-фичес- Количество Прирост объема Отно-ситель-

внутри категории Компания Головной офис Наличие собственной аптечной сети кое покрытие (количество ФО)* филиалов/дочерних компаний продаж компании, 2013/ 2012, % (руб., включая НДС) ный объем валовых продаж**

Национальные

1 «Катрен» Новосибирск «Мелодия здоровья» (n > 200) 8 28 20,70 1,000

2 «ПРОТЕК» Москва «Ригла»(п > 200) 8 41 8,38 0,971

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 «СИА Интернейшнл ЛТД»*** Москва - 8 40 1,28 0,738

4 «РОСТА» Москва «Радуга»(п > 200) 7 28 14,34 0,684

5 Alliance Healthcare Rus Москва «Алфега Аптека»(п > 200) 7 21 28,41 0,457

6 «Р-Фарм» Москва - 6 14 0,12 0,450

7 «Пульс» Московская обл. «Аптека Форте»(50 < п) 8 16 38,03 0,361

8 Oriola Москва «Старый лекарь»(п > 200) 6 17 22,43 0,341

Межрегиональные

1 «Фармкомплект» Н. Новгород «Нижегородская

аптечная сеть» (50 < п < 200) 5 7 56,84 1,000

2 «БСС» С.-Петербург «Эдифарм»(50 < п) 2 7 22,14 0,619

3 «ПрофитМед» Москва - 2 5 42,37 0,514

4 «ЕВРОСЕРВИС» Москва «ЕВРОСЕРВИС» 5 5 14,62 0,495

5 «Империя-Фарма» С.-Петербург «Доктор Столетов»(50 < п) 7 7 -13,72 0,458

6 «БИОТЭК»***' **** Москва «БИОТЕК»(п > 200) 6 9 -35,91 0,372

7 «Медэкспорт» Омск «Фармакопейка»(50 < п) 1 6 86,05 0,335

8 «Ирвин 2» Москва - 1 - -27,86 0,315

9 «Фармимэкс» Москва «Медилон-Фармимэкс»(50 < п < 200) 6 4 -36,15 0,286

10 «Здравсервис» Тула - (50 < п < 200) 2 1 15,20 0,222

11 «Годовалов» Пермь «Аптека-Таймер»(50 < п < 200) 3 6 -13,39 0,215

12 «Интермедсервис» Москва - (50<п) 6 14 8,77 0,179

13 «Лекрус» Москва «Аптеки Лекрус»(50 < п < 200) 5 15 9,91 0,171

14 «Агроресурсы» Новосибирск «Моя аптека»(50 < п < 200) 3 5 11,94 0,161

15 «Северо-Запад» С.-Петербург Аптечная сеть холдинга

«Северо-Запад»(50 < п < 200) 2 8 -6,38 0,130

Региональные

1 «Витта компани» Москва «Диалог»(50 < п) 1 - 11,82 1,000

2 «Волгофарм» Волгоград «Волгофарм»(50 < п < 200) 1 - 12,36 0,837

3 «Фармацевт» Ростов-на-Дону «Фармацевт Плюс»(50 < п) 1 4 17,46 0,608

4 «Балтимор» Москва - 1 1 4,76 0,575

5 «Медсервис-Регион» Челябинск - 1 - 73,91 0,427

6 «Липецкфармация» Липецк «Липецкфармация»(50 < п < 200) 1 - 13,11 0,353

7 «Фарм-СКД» Самара «Волжская аптека» 1 - -61,97 0,350

8 «Авикон-Мед» Москва - 1 1 3,87 0,341

9 «Надежда-Фарм»*** Москва - 1 - 6,00 0,333

10 «Брянскфармация» Брянск «Брянскфармация» 1 -9,40 0,327

11 «Мединторг»*** Москва - 1 - -19,91 0,262

12 «Медикал-Лизинг-Консалтинг»*** Москва - 1 - -24,08 0,155

13 «Курганфармация» Курган «Курганфармация» 1 3,00 0,138

14 «Восток-Фарм» Ростов-на-Дону «Восток-Фарм»(50 < п) 1 1 36 0,118

Обозначения, принятые в таблице: 50 < n; 50 < n < 200; n > 200, где n - количество аптек.

* Количество ФО, в которых у дистрибьютора имеются сертифицированные склады. ** Относительно лидера группы. *** Экспертная оценка.

**** Данные предоставлены по ООО «БИОТЭК». Источник: IMS Health

В общемировом контексте развития модель дистрибуции включает в себя глобализацию бизнеса, диверсификацию, консолидацию, введение информационных технологий и дальнейшее развитие партнерских отношений с участниками рынка. Для российской фармдист-рибуции глобализация бизнеса, в отличие от западных дистрибьюторов, замещается концентрацией. Низкая маржинальность, высокая конкуренция со стороны набирающих мощь аптечных сетей, с одной стороны, и усиливающееся государственное регулирование — с другой — вот только часть факторов, которые не дают российским дистрибь-

юторам выйти на зарубежные рынки (исключением здесь стал дистрибьютор «Р-Фарм», открывший дочернее предприятие в Турции), таким образом, замещая глобализацию дистрибьюторского бизнеса все увеличивающейся концентрацией. Уже сейчас топ-15 дистрибьюторов занимают более чем 90% на рынке прямых поставок ЛС. Еще несколько лет такие национальные дистрибьюторы, как «ПРОТЕК», «СИА Интернейшнл», «Катрен», имели значительный отрыв по доле занимаемого рынка на региональном уровне, а сейчас с полной уверенностью можно сказать, что дистрибьюторы т. н. второго

эшелона по динамике роста во много раз превосходят националов, прирастая количественно, т. е. открывая новые филиалы и расширяя складские мощности.

В плане введения информационных технологий и развития партнерских отношений дистрибьютор «Катрен» выбивается из числа остальных оптовиков. В начале 2013 г. дистрибьютор выступил в качестве новатора, запустив интернет-сервис заказа лекарств, получивший активное развитие в регионах (уже более 7 тыс. аптек-партнеров). С начала года «Катрен» показывал высокую динамику, являясь лидером на рын-

таблица^Ф Топ-И5 дистрибьюторов по объему валовых продаж*, И013 г.

Рейтинг Дистрибьютор Статус дистрибьютора Относительный объем

валовых продаж** валовых продаж ЛП** прямых продаж ЛП** вторичных продаж**

И013 г. И01И г.

1 2 «Катрен» Национальный 1,000 1,000 1,000 0,203

2 1 «ПРОТЕК» Национальный 0,971 0,982 0,930 0,362

3 3 «СИА Интернейшнл»** Национальный 0,738 0,738 0,471 1,000

4 6 «РОСТА» Национальный 0,684 0,781 0,794 0,093

5 5 «Р-Фарм» Национальный 0,457 0,527 0,364 0,542

6 5 Alliance Healthcare Rus Национальный 0,450 0,460 0,480 0,030

7 8 «Пульс» Национальный 0,361 0,420 0,340 0,293

8 7 Oriola Национальный 0,341 0,369 0,377 0,045

9 9 «Фармкомплект» Межрегиональный 0,225 0,238 0,203 0,183

10 11 «БСС» Межрегиональный 0,139 0,142 0,148 0,009

11 15 «Профитмед» Межрегиональный 0,116 0,129 0,065 0,208

12 10 «ЕВРОСЕРВИС» Межрегиональный 0,111 0,126 0,098 0,102

13 13 «Империя Фарма» Межрегиональный 0,103 0,114 0,107 0,042

14 14 «БИОТЭК» Межрегиональный 0,084 0,094 0,090 0,028

15 22 «Медэкспорт» Межрегиональный 0,075 0,080 0,085 -

16 16 «Ирвин 2» Межрегиональный 0,071 0,083 - 0,240

17 12 «Фармимэкс» Межрегиональный 0,064 0,060 0,023 0,141

18 18 «Здравсервис» Межрегиональный 0,050 0,053 0,047 0,024

19 20 «Годовалов» Региональный 0,048 0,047 0,049 0,002

20 19 «Витта компани» Межрегиональный 0,048 0,020 0,006 0,113

21 21 «Интермедсервис» Региональный 0,040 0,047 0,040 0,027

22 17 «Волгофарм» Региональный 0,040 0,031 0,033 -

23 24 «Лекрус» Межрегиональный 0,038 0,043 0,028 0,051

24 26 «Агроресурсы» Межрегиональный 0,036 0,033 0,035 -

25 23 «Северо-Запад» Межрегиональный 0,029 0,031 0,020 0,040

* Строится на данных дистрибьюторов - объеме валовых продаж, суммирующем объем коммерческих продаж и выписки ЛС в ценах возмещения (отгрузок) по государственным программам. ** Относительно лидера рейтинга. *** Экспертная оценка. Источник: IMS Health

таблица Топ-15 дистрибьюторов по доле на рынке прямых поставок ЛП, % (включая льготное лекарственное обеспечение), 2013/2012

Рейтинг Дистрибьютор Доля на рынке прямых поставок ЛП, %

2013 г. 2012 г.

1 «Катрен» 16,74 13,41

2 «ПРОТЕК» 15,57 14,34

3 «РОСТА» 13,30 11,66

4 АШ^псе Healthcare Rus 8,03 8,23

5 «СИА Интернейшнл»* 7,89 8,31

6 Oriola 6,32 5,14

7 «Р-Фарм» 6,10 3,98

8 «Пульс» 5,69 3,84

9 «Фармкомплект» 3,39 1,91

10 «БСС» 2,49 2,03

11 «Империя Фарма» 1,79 2,14

12 «ЕВРОСЕРВИС» 1,64 1,34

13 «БИОТЭК»** 1,51 2,09

14 «Медэкспорт» 1,42 0,76

15 «Профитмед» 1,08 0,88

* Экспертная оценка. ** Данные предоставлены по ООО «БИОТЭК». Источник: IMS Health

ке прямых продаж ЛС, а к концу года вышел вперед и по общему объему валовых продаж, впервые за несколько лет обогнав лидера рынка «ПРОТЕК». Для последнего, несмотря на активное развитие розничного дивизиона (более

1 тыс. аптек) и производства (компания «Сотекс» занимает 4-е место среди российских производителей ЛС), дистрибуция в последнее время является больным местом. За последний квартал прибыль по дистрибьюторскому направлению составила -0,5%, а продемонстрированная «ЦВ «ПРОТЕК» динамика LFL-показателей стала худшей за последние

2 года.

Ситуация с дистрибьютором «СИА Ин-тернейншл», постепенно теряющим долю рынка прямых продаж ЛС, большинство экспертов и даже конкурентов трактуют как неоднозначную. С одной стороны, это продажа 80% акций кипрской компании «Серенгейт Эдвайзорс Лими-тед» и почти явная подготовка к продаже бизнеса. С другой стороны, это планомерное проведение политики горизонтальной интеграции и по-прежнему поддержание достаточно эффективной работы с крупными партнерами. Так или иначе, уже в ближайшем будущем тройка лидеров по аналогии с фармретейлом рискует значительно измениться.

Вплотную к тройке лидеров уже подошел национальный фармдистрибью-тор «РОСТА» (+14% прироста), в последнее время сконцентрировавшийся на развитии в смежных сегментах в Северо-Западном регионе, где завершил строительство крупного завода в Санкт-Петербурге. На заводе уже осуществлен запуск производства лекарств компании Roche и Actavis. Также в результате сделки по слиянию в состав группы компаний «РОСТА» была включена аптечная сеть «Первая помощь», одна из лидирующих аптечных сетей розничного рынка СевероЗападного региона. Таким образом, дистрибьютор интегрирует деятельность производственного и розничного дивизионов, формируя устойчивый вертикальный бизнес. Все это также свидетельствует об уже обозначенной тенденции нацеленности дистрибьюторов к консолидации закупочной, маркетинговой и логистической деятельности для снижения затрат и увеличения эффективности бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013 г., похоже, стал последним после кризиса 2008—2009 гг. годом относительного спокойствия с точки зрения стабильности валютного курса. Начало

2014 г. принесло в эту сферу такую турбулентность, которая хотя бы по уже состоявшимся рекордам курса и скорости падения рубля не сравнится с предыдущим кризисом. Опасность для дистрибьюторов вполне очевидна: валютные долги на фоне фиксированных цен по ЖНВЛП не создают благоприятных предпосылок для преодоления временных трудностей с валютным курсом.

©

АНАЛИЗ РЫНКОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.