Научная статья на тему 'Направления развития интегрированной логистической системы фармацевтического рынка региона'

Направления развития интегрированной логистической системы фармацевтического рынка региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ОПТОВО-РОЗНИЧНОЕ ЗВЕНО / РЫНОЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PHARMACEUTICAL LOGISTICS MARKET / LOGISTICS SYSTEM / A WHOLESALE AND RETAIL UNIT / MARKET INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богочарова Е. П.

В статье представлены логистические системы распределения на фармрынке, охарактеризованы участники логистических сбытовых каналов, выявлены роль и значимость посреднических оптово-розничных структур, раскрыты характеристики рыночного и логистического взаимодействия элементов логистических систем распределения и охарактеризованы направления развития интегрированной логистической системы фармацевтического рынка региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the logistic distribution system in the pharmaceutical market, characterized by participants logistics sales channels, identified the role and importance of intermediary wholesale and retail structures are disclosed characteristics of the market and the interaction of elements of logistics distribution and logistics systems are characterized by the direction of the development of an integrated logistics system of the pharmaceutical market in the region.

Текст научной работы на тему «Направления развития интегрированной логистической системы фармацевтического рынка региона»

Е. П. Богочарова

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РЕГИОНА

Аннотация

В статье представлены логистические системы распределения на фармрынке, охарактеризованы участники логистических сбытовых каналов, выявлены роль и значимость посреднических оптово-розничных структур, раскрыты характеристики рыночного и логистического взаимодействия элементов логистических систем распределения и охарактеризованы направления развития интегрированной логистической системы фармацевтического рынка региона.

Ключевые слова

Логистика фармацевтического рынка, логистическая система, оптово-розничное звено, рыночное взаимодействие.

E. P. Bogocharova

DIRECTION OF DEVELOPMENT OF AN INTEGRATED LOGISTICS SYSTEM PHARMACEUTICAL MARKET IN THE REGION

Annotation

The article presents the logistic distribution system in the pharmaceutical market, characterized by participants logistics sales channels, identified the role and importance of intermediary wholesale and retail structures are disclosed characteristics of the market and the interaction of elements of logistics distribution and logistics systems are characterized by the direction of the development of an integrated logistics system of the pharmaceutical market in the region.

Keywords

Pharmaceutical logistics market, logistics system, a wholesale and retail unit, market interaction.

Характеризуя ситуацию, сложившуюся в рамках регионального фармацевтического рынка ЮФО, следует отметить, что важными факторами его развития являются повышение эффективности деятельности системы распределения оптового-розничного звена и оптимизация посреднических форм, участников каналов сбыта. Касательно производства следует отметить, что отечественное производство, как и любая высококвалифицированная сфера, часто не имеет возможности создавать самостоятельно логистическую систему распределения, поэтому серьезнейшими игроками на фармацевтическом рынке являются именно дистрибуторы, чей оборот во многих случаях превосходит обороты производителей.

Логистические звенья распределения — оптово-посреднические структуры — выполняют ряд важнейших функций на фармацевтическом рынке, одной из которых является формирование ассортимента продукции. На рынке региона отмечается присутствие как узкоспециализированных организаций, чей ассортимент состоит из 100500 позиций, так и компаний, задачей которых является обеспечение аптечным и больничным ассортиментом населения (от 2000 и более 10000 наименований).

Следует отметить, что исходя из огромного ассортимента внутри номенклатуры продукции медицинского назначения и аптечного ассортимента, фармацевтический рынок не может обходиться без оптово-посреднических структур, которые обеспечивают концентрацию массы продукции различных заводов в одном месте, производят складскую обработку товара, дают возможность приобретения продукции более мелкими партиями, а также помогают производителям в их маркетинговых исследованиях и в акциях, направленных на продвижение продукции, осуществляют транспортировку и т. д.

Как отмечается различными исследователями фармацевтического рынка [3, 4], можно выделить национальных, межрегиональных, региональных, локальных дистрибуторов. Классифицируются компании в зависимости от оборота и степени их присутствия в других регионах (наличие филиалов и дочерних компаний), а также от широты их ассортимента. На практике у национальных дистрибуторов ассортимент насчитывает более 4000 позиций, у межрегиональных — не менее 1000 позиций. При этом необходимо учитывать, что каждая группа позиций требует определенных условий хранения, транспортировки; реализация данного товара сопряжена с наличием информации о его фармакологическом действии.

Также следует охарактеризовать оптово-посреднические предприятия по организационно-правовой форме организации юридических лиц, самых распространенных и наиболее востребованных в рамках нашей страны и ее регионов: это либо общество с ограниченной ответственностью, либо акционерное общество, при этом почти всегда закрытое, вследствие чего данные организации плохо взаимодействуют с Российским Центральном Банком, их закрытость отрицательно влияет на их инвестиционную привлекательность.

Самыми распространенными на рынке являются посреднические операции от своего имени и за свой счет, но на практике они называются не дилерскими, а дистрибуторскими. Широко распространена разновидность комиссионных операций — консигнация, которая представляет собой нечто среднее компромиссное сочетание консигнаций с консигнационным складом. Различия значимого в этих понятиях нет, ведь консигнация одинаково выгодна как производителям, так и оптово-посредническим структурам, функционирующим на фармацевтическом рынке. Оптовики не могут себе позволить иметь запасы малоизвестных препаратов, не пользующихся спросом, как правило, в силу их новизны или специфичности фармацевтического применения. Однако поддержание определенного уровня широты ассортимента не позволяет им игнорировать такие лекарственные средства.

Именно консигнация способна нейтрализовать эту проблему, так как с одной стороны, наполняет ассортимент оптовика, а с другой стороны, позволяет новому товару использовать уже структурированные и оптимизированные ранее каналы распределения.

При этом консигнация позволяет оптовикам постоянно иметь необходимые запасы медикаментов, что обеспечивает их бесперебойную работу.

На современном фармацевтическом рынке российских регионов оптово-посреднические организации предлагают очень большой спектр дополнительных услуг, помимо того что держат в наличии необходимый ассортимент на складе, а также осуществляют рассортировку партий и предпродажную подготовку. На дистрибуторском фармацевтическом рынке очень хорошо отлажена доставка товара конечному потребителю, при этом партия отпуска не имеет значения. Кроме того, сводятся к минимуму риски непоставки или недопоставки товара путем страхования грузов.

Еще одним важным фактором является развитая система товарного кредита и широкое предоставление информационных услуг. Все крупные и средние игроки рынка предлагают строить коммуникации с ними посредством электронных программ заказа, действующих через Интернет и телефонную связь. Данные программы зачастую представляют собой справочно-информационную систему с наличием информации о назначении товара, сроке его годности, количестве на ближайшем складе, наличии сертификатов и многое другое.

Оптово-посреднические структуры достаточно развиты и в ценообразовании, так как используются всевозможные индивидуальные скидки и наценки, в зависимости от объемов продаж, местоположения, кредитной истории, маркетинговых решений и т. д.

В логистических системах фармацевтического рынка современные дистрибуторы лекарственных препаратов используют весь комплекс доступных средств, чтобы удержать свои рыночные позиции, так как очень высока конкуренция, но кроме клиентов частных форм собственности, далеко не последнюю роль играет клиент-государство. Его потребление крайне высоко в связи с его социальной функцией. Следует отметить, что эта часть рыночного пространства все еще остается замкнутой и закрытой, и для работы на нем зачастую приходится максимизировать предпринимательскую активность.

Если необходимо держать широкий ассортимент предлагаемой продукции, а иных каналов нет, также происходят встречные операции, чаще всего бартерные. Так, представители фармацевтического рынка могут просто поменяться между собой, сменить эксклюзивные права на продажу медикаментов определенного поставщика, на исключительное право или просто самые низкие цены другого поставщика.

Также закупщиком, конструирующим и управляющим звеном логистического фармрынка, выступает РосРезерв. Это государственная структура, в обязанности которой входит создание и поддержание необходимого количества запасов на случаи непредвиденных обстоятельств (война, землетрясение, наводнение и т. д.). Кроме медикаментов в запасах находятся также продукты питания, автомобили и др. Суть контракта на освежение состоит в том, что оптовая структура поставляет согласно спецификации новый товар, а получает товар с ограниченным сроком годности, но по низким ценам. Выполняя такие операции, логистические звенья, выступающие интеграторами в данном взаимодействии, получают весомую прибыль.

Тенденции, характерные для современного этапа развития фармацевтического рынка, могут быть представлены следующим перечнем.

1. Планомерное вытеснение крупными игроками более мелких, концентрация доли рынка у национальных дистрибуторов.

2. Государство способствует данному процессу, особенно через ужесточение процедур таможенной очистки товара, а также федеральной — через механизм обеспечения населения льготными лекарствами.

3. Крупные дистрибуторы стремятся полностью контролировать весь процесс распределения товара, начиная с производства и кончая розничным потреблением, в связи с этим поглощаются старые и строятся новые заводы, развиваются подконтрольные национальным дистрибуторам аптечные сети.

4. Образуется более узкая специализация дистрибуторов — в связи с невозможностью конкуренции полноценно, по всему ассортименту продукции. Результатом становится появление так называемого вторичного рынка производителя. Узкоспециализированные посредники для того чтобы выбрать необходимый объем, по сути, формируют укрупненную партию за счет других оптовиков и распределяют продукцию по ценам, близким к тем, которые имеют национальные дистрибуторы. Кроме того, фармацевтические оптовые структуры все больше участвуют в близких к ним отраслях, имея побочные товарные группы, которые распространяются по каналам распределения фармацевтического рынка, в результате чего фармацевтический капитал появляется на рынках «косметики, минеральных вод» и других товаров, которые являются дополнительными.

В процессе вливания региональных мезологистических систем в макрологистическую систему открывается возможность решения многих организационно-экономических проблем [2]:

достигается более высокая степень расширения и развития сферы снабженческих, сервисных и производственных услуг на фармацевтическом рынке;

обеспечивается установление жесткого контроля за качеством фармацевтической продукции;

обеспечивается формирование обоснованной ценовой политики в региональной логистической системе и в макрологистической системе в целом, что позволит снизить цену фармацевтической продукции там, где она искусственно завышена;

создание единого информационного логистического пространства на макроуровне, информационно-аналитических центров, функционирование которых необходимо в каждом регионе, и банка данных о спросе и предложении, котировке цен, предоставляемых услугах и другой информации, без которых невозможно осуществлять взаимосвязь и взаимодействие участников логистической системы;

- сбор и анализ текущей информации о спросе и предложениях на лекарственные средства по региональным логистическим и макрологистическим системам в целом и принятие оперативных решений по удовлетворению возникающего, как правило, срочного заказа;

разработка и утверждение правовых актов, связанных с формированием рыночной среды в макрологистической системе, то есть единых правил торговли и обслуживания потребителей логистической системы, которые должны быть обязательны к выполнению регламентных работ при продаже фармацевтической продукции, исключающей произвольное толкование ценовой политики, принятой в системе; разработка законопроектов, направленных на государственное вмешательство в рыночные процессы с целью их регулирования при определенных создавшихся на рынке условиях. При отлаженной работе макрологистической системы на фармацевтическом рынке перечисленные задачи могут изменяться и дополняться [2].

«В зависимости от улучшения, стабилизации или ухудшения экономического состояния страны в целом должны приниматься решения, адекватные новым задачам:

1) интегрированная система должна развиваться в рациональном сочетании механизмов рыночного и государственного регулирования, способствующих стабилизации и росту экономических потенциалов фармацевтического рынка страны. Фактор государственного регулирования и поддержки рыночных отношений имеет принципиальное значение в развитии и понимании актуальности логистики фармацевтического бизнеса;

2) увеличение товарооборота. Следовательно, улучшение обеспечения лекарственными средствами за счет придания мобильности запасам и их

накопления на базах логистической системы в разумных пределах, что достигается в результате хорошо отлаженной маркетинговой службы и четкого взаимодействия организационных структур системы по принятой технологии товародвижения;

3) оптимизация товаропотоков крупнооптовых заказов и их размещение на специализированных складах оптовых баз, что приведет к минимизации транспортных издержек на единицу продукции и ускорению доставки потребителю. При этом структура издержек на половину состоит из складских и транспортных издержек. Поэтому важную роль в повышении конкурентоспособности играет минимизация затрат, связанных с хранением и доставкой медикаментов; в то же время необходимо в полном объеме выполнять все функции. Это невозможно без логистических операций по определению необходимой, оптимальной доли запасов, как на складе, так и в пути. Таким образом, проблема образования запасов и управление ими стратегически важна для оптово-посреднических фирм, функционирующих на фармацевтическом рынке» [5].

Фармацевтический рынок любой страны — это особое поле деятельности, так как данное направление является частью системы здравоохранения государства, то есть стратегически важным для государства направлением. Именно в связи с этой функцией фармацевтического рынка на нем действуют особые правила ведения бизнеса, и доля государственного участия крайне высока. Исходя из этого, задача бесперебойного снабжения населения медикаментами является приоритетной для участников рынка, а правильное и экономически обоснованное определение нормы запаса является важнейшим инструментом в руках коммерсанта на фармацевтическом рынке, так как, с одной стороны, стоит необходимость минимизации издержек, а с другой — полное и своевременное обеспечение медикаментами.

Для эффективного решения поставленных задач необходимо выстраивать четкую логистическую систему, способную бесперебойно обеспечивать население всеми необходимыми медикаментами. Важная роль здесь отводится складским комплексам, так как медикаменты могут утерять свои лечебные свойства при неправильном хранении, а ненадлежащая работа складской системы может привести к самым разным отрицательным последствиям, начиная от недополученной прибыли от неудовлетворенного спроса и заканчивая опасностью для человеческой жизни вследствие отсутствия необходимого для жизнедеятельности препарата.

С точки зрения логистики, основная работа по организации процесса товародвижения выполняется на складе. Именно на складе выполняются такие логистические операции, как количественная и качественная приемка товаров, складирование и хранение, управление запасами, сортировка и выбраковка, формирование партий отгрузки, обработка заказов и др. Для торгового предприятия склады осуществляют роль производственных цехов. С помощью склада товарные потоки получают необходимые траектории движения. Вследствие этого особое место в логистических исследованиях занимает анализ работы склада и состояние складского хозяйства.

Сеть распределения готовой фармацевтической продукции в целом не отличается от распределительных сетей на других отраслевых рынках, однако имеет ряд особенностей, связанных с особым характером фармацевтической продукции. В то же время отечественная фармацевтическая отрасль обладает некоторой спецификой по отношению к моделям, характерным для западных и других рынков фармацевтических препаратов. Это обусловлено, в первую очередь, историческим аспектом развития и становления отрасли во времена плановой социалистической экономики, а также относительной неразвитостью рынка в связи с небольшим периодом времени, прошедшим от перехода к рыночным капиталистическим отношениям, а также низким уровнем развития рынка страховых услуг в целом и страховой медицины в частности [1].

Отличительной особенностью фармацевтического производства является высокая социальная ответственность, и возможность брака или некачественного продукта на выходе из производственной цепи должна быть сведена к минимуму. Именно поэтому на заводах в обязательном порядке вводится «посерийный» контроль. Он предполагает собой однородность качественного состава лекарственного средства в рамках одной серии, так как серия представляет собой переработанную сырьевую массу («замес» в фармакологии), которая впоследствии будет расфасована, разлита и т. д.

В случае обнаружения фальсифицированного или некачественного товара из обращения изымается вся серия произведенной продукции. Это должно обеспечивать надежность и снижение рисков. Но на коммерческой деятельности это отражается усложнением ведения бизнес-процессов: каждая серия требует разрешительной документации, без которой невозможна реализация товара. К тому же производитель несет убытки при изъятии всей серии товара, несмотря на то что возможна фальсификация в серии, то есть подделка не будет иметь отношение ко всему товару данной серии.

Библиографический список

1. Coyle, J. J. Logistics Management [Text] / J. J. Coyle, E. J. Bardi. — L. : Longman, 2002. — 320 p.

2. Gericke, J. Etappen biz zum 5PL [Text] / J. Gericke // Logistic Heute. — 2003. — № 4. — Р. 37.

3. Халын, В. Г. Инновационное управление складским хозяйством на принципах логистики в системе товародвижения [Текст] / В. Г. Халын // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2011. — № 34. — С. 7482.

4. Сапач, В. А. Развитие инноваци-онной логистической системы как ус-ловие обеспечения функций региональ-ного управления [Текст] / В. А. Сапач // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2011. — № 34. — С. 44-50.

5. Сервис в логистике [Электронный ресурс] // Логистика — научный поиск. — Режим доступа : service. alogistica.ru/map.htm.

Bibliographic list

1. Coyle, J. J. Logistics Management [Text] / J. J. Coyle, E. J. Bardi. — L. : Longman, 2002. — 320 p.

2. Gericke, J. Etappen biz zum 5PL [Text] / J. Gericke // Logistic Heute. — 2003. — № 4. — P. 37.

3. Halyn, V. G. Innovative Warehouse Management on the Principles of Logistics in the Distribution System [Text] / V. G. Halyn // Vestnic of the Rostov State University of Economics (RINH). — 2011. — № 34. — P. 74-82.

4. Sapach, V. A. Development of Innovative Logistics System as a Condition for Regional Management Functions [Text] / V. A. Sapach // Vestnic of the Rostov State University of Economics (RINH). — 2011. — № 34. — P. 44-50.

5. Logistics Services [Electronic resource] // Scientific research. — URL : service.alogistica.ru/map.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.