Научная статья на тему 'Актуальные аспекты фармацевтической деятельности на современном этапе'

Актуальные аспекты фармацевтической деятельности на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
998
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты фармацевтической деятельности на современном этапе»

УАК 615.1:614.2

актуальные аспекты фармацевтической деятельности

НА СОВРЕМЕННОМ ЭтАПЕ

С.В. Кононова, д. фарм. н., декан фармацевтического факультета ГОУ ВПО НижГМА Росздрава, председатель Фармацевтического совета ПФО, Н.Н. Соколова, к. фарм. н., руководитель Территориального управления Росздравнадзора по Нижегородской области

Закон РФ «О лекарственных средствах» в 1998 году опре -делил рамки, сущность, основные закономерности фар -мацевтической деятельности, которая составляет основу фармацевтического пространства, цели, задачи и права его субъектов и функциональную роль объектов.

Субъекты и объекты обеспечивают функционирование фармацевтического рынка за счет своего единства в реали -зации социальной, медицинской, информационной, произ -водственной, экономической, интеллектуальной, коммуни -кативной и других задач рынка.

Механизм, обеспечивающий это единство и в определен -ной степени «слаженность» субъектов и объектов, заложен в их равновесном (резонансном) взаимодействии. Что же необходимо, чтобы этот механизм работал и обеспечивал устойчивость фармацевтического рынка? На первый взгляд совсем немного - конструкция фармацевтического рынка как фармацевтического пространства должна соответство -вать действующим нормам, правилам и принципам оказа -ния фармацевтической помощи: доступности, эффективно -сти, безопасности, своевременности.

В рамках общепринятых сегодня подходов главной структурной единицей фармацевтического пространства является система: «фармацевтическая организация - потребитель фармацевтических товаров и услуг», состоящая из многих составляющих, организованных в единое пространство общественными и экономическими законами развития фар мацевтического рынка (спроса, предложения, равновесия), а также социальными тенденциями и закономерностями (состояние здоровья, культура, национальные особенности и т. д.). В связи с чем, устойчивость фармацевтического про странства зависит от единых норм отношений внутри этой системы и за ее пределами.

Такая организация фармацевтического пространства содер -жит все необходимые и достаточные условия единства, в кото -ром заложена устойчивость деятельности всех его участников на основе таких их качеств, как правомочность, подвижность (развитие, реструктуризация), уравновешенность.

Каждый субъект фармацевтического пространства обла -дает определенными правами, подразумевающими одно -временно и обязанности. Из чего следует, что каждый субъ -ект, взявший на себя право осуществлять фармацевтическую деятельность, обязан действовать в строгом соответствии с тем, что предполагает это право, действуя по объективным нормам, претендуя на право быть ответственной организа -цией, ответственным коллективом.

Именно здесь и кроется главная проблема фармацевтиче -ской помощи, которая становится все более актуальной и может характеризовать многие фармацевтические организа -ции, как несостоятельные, не способные обеспечить выпол -нение взятого на себя права по осуществлению фармацевти ческой деятельности. Проблема эта год от года, период от периода (возьмем пятилетний период) все углубляется и приобретает для России размеры «вселенской» катастрофы: эффективность фармацевтического рынка оценивается толь -ко объемами продаж или, в лучшем случае, реализацией фармацевтических товаров и услуг и не оценивается его результативность с точки зрения состояния здоровья населе -ния. В результате чего эффективность со знаком плюс транс формируется в результативность со знаком минус:

• средний показатель безрецептурного отпуска лекарственных средств из аптечных организаций достиг 86%, а в некоторых аптеках и аптечных пунктах 99%;

• полностью разрушены связи в системе «врач-паци -ент-фармацевт»;

• по оценкам экспертов (специалистов и потребителей) уровень профессионального информационного носительст-ва в 81% случаев оценивается скорее как отрицательный;

• по результатам социальных исследований доверие потребителей к фармацевтическим товарам и услугам пада ет (72% против 94% в 2000 году);

• нарушение условий хранения товаров отмечаются почти во всех фармацевтических организациях (99,6%);

• зачастую несоизмеримы и необъективны силы воздействия систем одна на другую (рис. 1).

а)

б)

Рис. 1. Взаимодействие систем.

Фармацевтическое пространство как система находится в постоянном движении за счет активного реагирования на происходящее вокруг: изменение ситуаций, факторов влия -ния, возникновение новых факторов воздействия и новых

ГТК

ЗЙТЙШ?

взаимосвязей и т. д. В этом случае мы можем рассматривать такое качество фармацевтического пространства, как подвижность системы, в котором заложено немало положи тельных и отрицательных моментов. И это следующий акту -

альный аспект фармации сегодня.

Каждый субъект реагирует на происходящие изменения в зависимости от собственных целей развития, имеющихся средств и способов. Зачастую это реагирование не совпадает с социально-экономическими изменениями в стране: или опережает, допуская просчеты, что ведет иногда к уходу с рыночной арены; или реагирует по ситуации, что может при -вести к просчетам и ошибкам; или опаздывает, что важно при возникновении непонятной ситуации на рынке (пример с ДЛО). Однако дозированное их единство обеспечивает субъекту рынка объективное реагирование на происходя щие события. Пример подвижности фармацевтического рынка мы можем рассматривать не только в росте и убыли аптечных организаций в конкретном временном отрезке, но и в его реструктуризации путем формирования сетевых организаций в форме юридического лица. Так, в Нижего -родской области количество юридических лиц и индивиду альных предпринимателей в розничном секторе фармацев -тического рынка в 2006 году в сравнении с 2005 годом сократилось на 2% при росте аптечных организаций в 1%. При этом рост сетевых организаций составил 4%. С точки зрения экономики, сетевое объединение аптечных органи -заций - явление положительное и процесс активно нараста -ет в современных условиях. На новом витке объединения -объединение мелких сетевых структур в более крупные. С другой точки зрения, ослабляются персонифицированные функции руководителей аптечных организаций в структуре сетей, ограничиваются права руководителя в распоряжении и рациональном использовании материальных, финансо -вых, кадровых, информационных, интеллектуальных ресур -сов. Что в свою очередь, прямо и косвенно, влияет на устой -чивость протекания рыночных процессов, которая детерми -нируется соотношением их с внешней средой рынка.

Так, по данным профессора И.Г. Комиссинской (Курский ГМУ), такой мотивационный стимул в необходимости повыше -ния квалификации, как повышение качества результатов про -фессиональной деятельности и соблюдение правил НТД, в аптечных сетях у руководителей аптечными организациями и специалистов ниже, чем в самостоятельных организациях. При этом и руководители, и специалисты сетевых аптек в большей степени считают, что им достаточно прохождения курсов повы шения квалификации один раз в пять лет, тогда как работники самостоятельных аптек считают этого недостаточным.

Оценивая сложившуюся ситуацию, можно отметить, что фармацевтический рынок набрал силу, переходит на новый уровень развития, где еще в большей степени требуется объ ективная оценка обстоятельств, от которых зависит результа -тивность его деятельности, требований участников рынка друг к другу, договоренностей друг с другом, правил и общих

фармацевтических действий. Иными словами, сегодня, как никогда, условия определяют единство прав-обязанностей каждого партнера: единые нормы функционирования, еди -

ный способ (равновесное взаимодействие), многообразие связей (экономические, юридические, финансовые, корпо -ративные и т. д.), свобода выбора связей для достижения оптимального результата: усиление позиций «слабых» фар -мацевтических организаций при объединении в сети; усиле ние позиций «сильных» фармацевтических организаций, обеспечивающих новые формы деятельности.

Развитие более совершенных методов взаимодействия партнеров на фармацевтическом рынке и профессиональ но-творческого потенциала трудовых ресурсов осуществля ется по общему алгоритму (рис. 2).

IV уровень: оценка результативности, ошибок взаимодействия, их коррекция;

III уровень: организация процесса взаимодействия;

II уровень: прогнозирование результативности и степени риска взаимодействия с партнерами;

I уровень: анализ, оценка и расчет возможностей участников рынка.

Рис. 2. Алгоритм осуществления равновесного взаимодействия партнеров на фармацевтическом рынке.

IV уровень алгоритма является, на первый взгляд, теоре -тической деятельностью. Да. Но эта деятельность является

механизмом развития продуктивной практической деятель -ности. Многие руководители фармацевтических организа -ций недооценивают этого, тем самым, подвергая опасности (юридической и финансовой) свою собственную организа -цию и разрушая устойчивость фармацевтического простран ства, усугубляя проблемы организационных изменений на фармацевтическом рынке.

Эта проблема во многом связана с тем, что необъективно анализируются и оцениваются организационные функции и процессы, которые направлены на реализацию целей каж дой организации и фармацевтического пространства в целом. Причина кроется в неумении (а может быть и в неже -лании) изменить механизм формирования и развития сознания специалистов, занятых не только в фармацевтиче -ских организациях, но и организациях, «творящих» нормы, правила, нормативы. Изменения, по нашему мнению, должны касаться переосмысления своей деятельности, взаимо -действия в системе отношений через:

• актуализацию ценностных ориентиров специалистов при вхождении в проблемную ситуацию;

• использование этих ценностей в процессе способа дея -тельности;

• осознание правовых нормативных ограничений для раз -решения противоречий;

• использование новых принципов, идей в разрешении ситуаций;

• реорганизацию личного опыта для предотвращения или

своевременного разрешения проблемной ситуации.

Постижение изложенного выше возможно при реализа -ции еще одного актуального направления - соответствия компетентностей специалиста современному уровню разви -тия фармацевтического пространства запросам потребите -лей фармацевтических товаров и услуг, резонансным нор -мам взаимодействия специалиста, включенного в общую фармацевтическую деятельность и выступающего по отно -шению к другому внешней средой - условием саморазвития и самоорганизации.

Фармацевтическое пространство многомерно, и в каждом его направлении кроются новые возможности, новые степени свободы деятельности. И одоление этих возможностей, пости -жение степени свободы возможно только для лиц, владеющих закономерностями, нормами, правилами этого пространства - имеющими достаточный уровень знаний (осознания), уме -ний и навыков (способностей), обеспечивающих удовлетво -рение потребностей специалиста, что может рассматриваться только в их функциональном единстве (рис. 3).

Рис. 3. Функциональное единство параметров.

Эти параметры преобразуются в деятельность специалис -та, которая в свою очередь может быть представлена следу -ющим алгоритмом: рефлексия =>цели => средства и спо -собы => результат => рефлексия и т. д.

Изменения в профессиональном уровне, как правило, актуализируют индивидуальные потребности, потребности во взаимодействии, формат целей.

По нашим исследованиям потребность во взаимодействии после курса обучения специалистов увеличивается с 70-75% до 85-90%.

Эти изменения немедленно сказываются на результатив ности способностей специалистов (рост объемов реализа ции товаров и услуг, использование здоровьесберегающих технологий и др.).

Кроме того, регулярное погружение специалистов в обучающий процесс (курсы повышения квалификации, семинары, конференции, внутрифирменное обучение) позволяет им: оперативно выявлять ошибки свои и парт -неров, находить причины и определять пути их устране ния. 93% от числа участвующих в социологическом иссле -довании специалистов отметили в анкетах, что после прохождения курса обучения стали: более объективно осознавать качество реализации целей фармацевтичес кой деятельности (97%), выявлять затруднения и преоб -разовывать их в цели последующей деятельности (87%), развивать способности: коммуникативные (92%), иссле -довательские (88%), исполнительские (96%), рефлек -сивные (92%).

Таким образом, на современном этапе наиболее акту -альными аспектами фармацевтического пространства являются:

• разорванность связей между правами и обязанностями фармацевтических организаций;

• реорганизация и передел фармацевтического рынка;

• укрупнение субъектов рынка;

• субъективность отдельных правовых норм, правил, нор -мативов;

• отсутствие объективных и оптимальных правил развития рынка;

• уровень компетенции и компетентности специалистов фармацевтического пространства;

• снижение степени лояльности потребителей к фарма -цевтическим товарам и услугам.

По нашему мнению, деятельность фармацевтичес -кого сообщества в современных условиях должна быть направлена на смягчение одной группы рассмо -тренных аспектов, устранение другой и развитие тре -тьей, с учетом мнений и объективной потребности носителей интересов системы лекарственного обращения. гтч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.