Научная статья на тему 'Прогресс аптечных сетей как фактор развития саморегулирования'

Прогресс аптечных сетей как фактор развития саморегулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНЫЕ СЕТИ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ФАКТОР РАЗВИТИЯ / АПТЕЧНЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нильва И. Е.

Российская экономика достигла достаточно высокого уровня развития. Об этом свидетельствует появление влиятельных экономических структур, ставших центрами объединения субъектов рынка. Важным мотивом для их образования явилась возрастающая конкуренция, требующая обеспечения равных условий для ведения бизнеса и создания внутриотраслевых стандартов качества. Вопросы саморегулирования являются жизненно важными для всего российского фармацевтического рынка, однако аптечный сектор особенно заинтересован в их решении в силу большого числа представленных субъектов и объективной сложности процессов координации их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогресс аптечных сетей как фактор развития саморегулирования»

ЭКОНОМИКА И МАРКЕТИНГ: КОНЪЮНКТУРА СПРОСА

май 2006

И.Е.НИЛЬВА, к.ф.н., руководитель Инспектората Российской ассоциации аптечных сетей

Прогресс аптечных сетей

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ саморегулирования'

Российская экономика достигла достаточно высокого уровня развития. Об этом свидетельствует появление влиятельных экономических структур, ставших центрами объединения субъектов рынка. Важным мотивом для их образования явилась возрастающая конкуренция, требующая обеспечения равных условий для ведения бизнеса и создания внутриотраслевых стандартов качества. Вопросы саморегулирования являются жизненно важными для всего российского фармацевтического рынка, однако аптечный сектор особенно заинтересован в их решении в силу большого числа представленных субъектов и объективной сложности процессов координации их деятельности.

КОНЦЕНТРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА АПТЕЧНОМ РЫНКЕ

За счет высоких темпов роста доходов населения ритейл стал одной из наиболее активно развивающихся отраслей российской экономики. Аптечные продажи ЛС развиваются быстрее, чем ритейл непродовольственных товаров в целом (рис. 1). Особенно высокая динамика достигнута в 2005 г. в связи с началом реализации программы ДЛО. В отличие от ритейла FMCG (Fast moving consumer goods — продукты питания и быстрообращаемые непродовольственные товары), где процессы слияний и поглощений пока еще не активны, в аптечном секторе они достигли высокого уровня. Если в 2004 г. на долю сетей на рынке FMCG прихо-

дилось 15,6% всех продаж, то в аптечном секторе — 25% (рис. 2). Аптечная розница также опередила FMCG по времени первого IPO, которое ОАО «36,6» провела в начале 2003 г. Однако региональная экспансия и продолжающееся расширение сетевой торговли являются общими тенденциями для обоих секторов. 2004 г. ознаменовался первым и пока единственным объединением аптечного и парфюмерно-косметического бизнеса. Речь идет об образовании холдинга «Алькор и Ко», куда вошли парфюмерные магазины под марками «Л’Этуаль» и «Sephora», а также аптечные сети «ICN» и «Чудо-Доктор», в настоящее время работающие под торговой маркой «03». Образование холдинга, наряду с прочим, свидетельствует о возрастающей роли ап-

■Illfll

Russian economics has reached a rather high level of development by now. This is evidenced by uprise of authoritative economic formations, which became the point of market entities aggregating. The uprise was encouraged by growing competition, demanding intrasectoral quality standards and equal conditions for businesses. The self-regulation issue is of vital importance for Russian pharmaceutical market in the whole, but the pharmacies are especially interested in it, because of many entities in this segment of the market and because coordination of their activities is rather complex.

I.E. NIL’VA, PhD in Pharmacology, the head of the Inspectorate of Russian Pharmacy Networks Association. Pharmacy network progress as a factor of self-regulation development.

течных сетей, имеющих формат открытой торговли, на рынке товаров для красоты и здоровья. В 2005 г. активное региональное развитие через поглощение локальных игроков проводила аптечная сеть «36,6», где число аптек к концу года приблизилось к 500. Наиболее крупным ее приобретением в 2005 г. была сеть «Пермские аптеки», состоящая из 37 аптек. В 2004—

РИСУНОК 1

| Темпы роста аптечной торговли

2001 2002 2003 2004 2005

Щ — Обороты розничной торговли непродовольственными товарами □ — Темпы роста аптечной торговли

Источник: Росстат РФ, RMBC

%

РИСУНОК 2

| Доля сетевого бизнеса

I в общей структуре розничных продаж

% 25

20 15 10 5 О

20

18

8,0

4,5 ■

■ 1

25

2002 2003

2004

Щ — Доля торговых сетей на розничном рынке FMCG Q — Доля аптечных сетей в розничном товарообороте

Источник: РБК, РААС

Анализ экстенсивного развития аптечных сетей (I половина 2005 г.)

0

1

о

си

о

и

Примечание: Экстенсивное развитие оценивалось по двум критериям - числу аптек (ось Х) и числу охваченных регионов (ось У). «Карта» распределения сетей разделена вертикальной и горизонтальной линиями, соответствующими средним показателям числа аптек и регионов для анализируемых сетей. Сети, демонстрирующие наиболее активный экстенсивный рост, сосредоточены в правом верхнем квадранте.

Источник: Анализ проведен по данным РААС

ча (Москва) осква) ркутск) :ква) катеринбург) зь (Москва) Новая аптека (Хабаровск) осква) щь (С.-Петербург) фа) £ Союзфарма (Москва) кая аптечная сеть (Н.Новгород) атов) ґ "5 Натур Продукт (С.-Петербург) |^""| 03 (Москва) ' О Аптеки 36,6 (Москва) Ригла (Москва) Биотэк (Москва) Ї ■ * „ „ 1- Имплозия (Самара) Докт°р Столетов (Москва) І 1 'ТІ О £ £ 1? "э -о о !*• 2 * г а

ціїі*! Саі * | а з 11 1 і і ! 1 ГО <^"3 3 -ф ит<&ми ^ сп •оомо во с О 1 м и ІГ Л 1

■ ■ ІК

РИСУНОК 3

2005 гг. практически все крупные сети проводили региональную экспансию. В расширении сферы влияния компаний, помимо механизма поглощений, имел значение органический рост и развитие франчайзинга.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ

По состоянию на первую половину 2005 г. лидером по числу аптек являлась сеть «36,6», однако по региональному охвату ее опережали «Натур Продукт» и «03» (рис. 3). Выраженным экстенсивным развитием характеризовались также сети «Ригла», «Доктор Столетов», «Биотэк» и «Имплозия». Остальные компании по показателю экстенсивного роста им уступали. Это касается и петербургских сетей «Фар-макор» и «Первая помощь»1, которые оказываются в числе лидеров по интенсивному росту (рис. 4). На долю обеих компаний приходится более половины всего аптечного рынка С.-Петербурга. Кроме питерских компаний, в составе лидеров по интенсивному росту фигурирует также сеть «Старый лекарь»2, представленная только в Москве и лидирующая по уровню продаж в пересчете на одну аптеку. Учитывая увеличивающиеся масштабы бизнеса, в т. ч. широкую географию охвата, чрезвычайно актуальным для сетей является совершенствование бизнес- и 1Т-процессов, позволяющее снизить издержки и получить преимущества, связанные с эффектом масштаба. В то же время становится очевидной тенденция к дифференциации. С одной стороны, дифференциация проявляется в разных подходах к маркетингу внутри одной сети для разных сегментов аптек (расположенных в местах с высокой проходимостью и в спальных районах)3. С другой стороны, она связана с приданием сетям отличительных качеств с целью завоевания лояльности потребителей. Здесь, помимо стратегии брэндинга и ре-

1 В начале 2006 г. сеть «Первая помощь» открыла 2 аптеки в Москве.

2 Сеть «Старый лекарь» в 2006 г. открыла 2 аптеки в Подмосковье.

3 А.Славич-Приступа Аптечные сети: дефицит стратегии развития. - Российские аптеки,

2004, №6.

брэндинга, которому подвергаются поглощенные сети, компаниями проводятся действия, направленные на дифференциацию и диверсификацию ассортимента и расширение перечня дополнительных услуг. Возможности для разнообразных маркетинговых ходов предоставляет, прежде всего, парафар-мацевтический ассортимент, развитие которого в сетевой торговле приобрело особенно широкие масштабы.

ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛО

Особое влияние на аптечный рынок оказал старт программы ДЛО, сместившей акценты в рознице в сторону муниципальных аптечных организаций. По прогнозам экспертов, реализация программы ДЛО и принципиальное расширение перечня возмещаемых лекарств вызовет выделение двух различных секторов, один из которых будет обслуживать возмещаемый рынок, другой — осуществлять свободную торговлю ЛС. Уже в 2006 г. существенно расширится участие в программе ДЛО частных сетей. Прежде всего, ими станут отдельные структурные образования, развивающиеся под эгидой

дистрибьюторов — партнеров программы. Именно по этому пути, формируя вертикально интегрированный фармхолдинг, идет компания «Биотэк». Началу реализации программы ДЛО предшествовало объединение муниципальных аптек в большинстве развитых регионов. Оно, с одной стороны, помогло «встраиванию» аптек в новую государственную программу, с другой — способствовало повышению их привлекательности в качестве объекта инвестиций для бизнеса. Знаковым событием конца 2005 г. стало объединение около 250 муниципальных аптек Москвы в ГУП «Столичные аптеки».

Развитие частных аптечных сетей в отдельных городах и регионах, а также объединение муниципальных аптек практически во всех крупных и средних городах РФ привело к образованию локальных сетевых операторов, уступающих по конкурентоспособности крупнейшим игрокам. Это создало предпосылки для дальнейшего развития розничного сектора и сетевых компаний, которое будет проходить путем поглощения региональных игроков.

ЭКОНОМИКА И МАРКЕТИНГ: КОНЪЮНКТУРА СПРОСА

39

РИСУНОК 4

Анализ интенсивного развития аптечных сетей (I половина 2005 г.)

2 Союзф. с=

03

4*0

Нова (Ха ■«О Натур Проду

Фармир(Мос ЗЕМ фарм

(Моск

Авиценна (Ирку

Аптеки 36,6 іарма (Москва) . .

(Москва)

ва)0

■■ ■' Зд

авник

Gi

Ригла (Москва) я аптека

баровск) Им

О Биотэк

%

кт (С.-Петербург)

Доктор

Старый лекарь (Москва)

ква)

ва)

Первая помощь (С.-Петербург)

тск) (Москва)

Здравник (Екатеринбург^

0 Фармакор (С.-Петербург)

/рг)

та (Самара) плозия (Самара)

Москва) оз Аптека (Москва) Столетов (Москва)

Фармленд (Уфа)

Ф

Нижегородская аптечная сеть (Н.Новгород) і * \ ш Эфедра (Саратов)

»

■№

■»

Количество аптек на 1 регион

Примечание: Результаты интенсивного развития оценивались по числу аптек в пересчете на один регион (ось Х) и по объему продаж в пересчете на одну аптеку (ось У). «Карта» распределения сетей разделена вертикальной и горизонтальной линиями, соответствующими средним показателям для анализируемых сетей. Сети, демонстрирующие наиболее выраженный интенсивный рост, сосредоточены в правом верхнем квадранте.

Источник: Анализ проведен по данным РААС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АПТЕЧНОГО СЕКТОРА ■

Говоря о перспективах развития аптечного сектора, помимо активизации роста за счет слияний и поглощений, можно прогнозировать завершение (в общих чертах) этапа региональной экспансии. К 2008—2009 гг. сетевые компании должны быть представлены во всех ключевых с точки зрения их стратегических целей регионах. Это соответствует и объективной логике развития событий, и заявленным планам основных игроков.

По мнению экспертов, будут созданы 3—5 национальных сетевых компаний. На их роль в настоящее время претендуют, прежде всего, «36,6», а также «Ригла», как активно развивающаяся дочерняя компания национального дистрибьютора ЦВ «ПРОТЕК». Кроме того, амбиции национальной аптечной сети имеет, несомненно, «Натур Продукт», уже сейчас демонстрирующий максимальный региональный охват. В целом, с точки зрения прохождения эволюционных этапов, аптечный сектор, по-видимому, и дальше будет опережать розничный рынок FMCG.

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

КАК АЛЬТЕРНАТИВА ГОСРЕГУЛИРОВАНИЮ

В последние годы во многих отраслях российской экономики активизировалась деятельность отраслевых общественных организаций. Предпосылками к этому послужили рост экономики и возрастание конкуренции, а также усиление роли государства в регулировании бизнеса и необходимость отстаивания интересов отрасли во властных структурах.

Заинтересованность во взаимном сотрудничестве государства и бизнеса через отраслевые общественные организации возрастает и в связи с перспективой вступления России в ВТО и необходимостью разработки стандартов отраслевой деятельности, гармонизированных с международными нормами.

В связи с тем, что фармацевтика является одной из наиболее регулируемых отраслей российской экономики, развитие механизмов саморегулирования здесь особенно актуально. Помимо Ассоциации международных фармацевтических производителей (АІРМ), образованной еще в 1994 г., в последние

годы на фармацевтическом рынке появились такие влиятельные отраслевые общественные организации, как Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП), Союз профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), Российская ассоциация аптечных сетей (РААС) и пр. Основное отличие этих ассоциаций от общественных организаций более ранней генерации заключается в том, что они не только лоббируют интересы определенных сил влияния во властных структурах, но и вырабатывают механизмы саморегулирования отрасли, т.е. развиваются в направлении создания саморегулируемых организаций СРО4.

САМООРГАНИЗАЦИЯ НА АПТЕЧНОМ РЫНКЕ

Образование в августе 2003 г. РААС явилось результатом того, что аптечные сети стали играть на розничном рынке ведущую роль. Актуальность создания РААС в качестве представителя отрасли во властных структурах определяется тем, что началась активная законодательная деятельность, затрагивающая жизненные интересы аптечных организаций, (прежде всего, разработка Технического регламента по безопасности ЛС). При этом отрасль встала перед необходимостью гармонизации требований к фармацевтической деятельности с международными стандартами и разработки правил надлежащей аптечной практики.

Кроме того, направления деятельности отраслевых общественных организаций обусловлены необходимостью борьбы с широким распространением фальсифицированной продукции и с недобросовестной конкуренцией. Противодействие распространению фальсификатов со стороны производителей, дистрибьюторов и розничных торговцев, стремящихся защитить свои интересы от недобросовестной конкуренции, становится эффективным, если они выступают в качест-

4 Хайкин В.Л. Проблемы саморегулирования фармацевтического рынка России. - Ремедиум. -2005.- №8. - С. 6-11. Филиппова И., Широкова И. Объединения в сообщества. - Ремедиум. -

2005. - №8. - С. 12-16.

РИСУНОК 5

| Динамика получения лицензий

Г~1 — Всего получено лицензий

— Среднее количество лицензий в месяц

14

12

10

8

б

4

2

о

Источник: Инспекторат РААС

ЕЩЕ РАЗ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

В Москве 25—26 апреля прошло совещание ректоров и деканов медико-профилактических факультетов образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию с участием экспертов Всемирной организации здравоохранения. В ходе совещания было подчеркнуто, что сейчас делается попытка объединить российский опыт в подготовке специалистов с опытом развитых стран. Высшее российское медицинское образование подразумевает некий консерватизм. Мнение собравшихся на совещании было единодушным в том, что пришло время для принятия решительных мер в реформировании системы высшей медицинской школы России в соответствии с меняющимися принципами работы системы здравоохранения и глобальными процессами, происходящими в области высшего образования. Вместе с тем следует сохранить в высших медицинских образовательных учреждениях систему подготовки кадров медико-профилактического профиля по программе «специалист» со сроком обучения 6 лет, пересмотреть перечень врачебных специальностей по направлению «медико-профилактическое дело», порядок обучения в интернатуре и ординатуре с учетом профессиональной компетенции специалиста. На совещании были выработаны рекомендации Министерству здравоохранения и социального развития РФ.

Соб. инф.

ОТМЕНА СЕРТИФИКАЦИИ ЛЕКАРСТВ ОТЛОЖЕНА ДО СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА

Премьер-министр России Михаил Фрадков подписал распоряжение, согласно которому Правительство отложит до 1 января 2007 г. отмену обязательной сертификации лекарственных средств. Ранее отмена была запланирована на 1 мая 2006 г. В соответствии с распоряжением с 1 января также будет отменена обязательная сертификация парфюмерной продукции.

Соб. инф.

ве организованной силы. Создание в РФ влиятельных отраслевых организаций — AIPM, АРФП и РААС — делает борьбу с фальсификатами действительно реальной.

Построение эффективной системы саморегулирования является стратегической целью РААС. В октябре 2004 г. на общем собрании членов ассоциации было принято решение о начале внедрения Надлежащей аптечной практики (GPP) и подписан Меморандум о принципах, стандартах и обязательствах участников РААС по соблюдению надлежащей аптечной практики. В результате был создан механизм самоконтроля посредством внедрения системы инспектирования качества, которую возглавляет Инспекторат РААС.

В начале 2005 г. была проведена аккредитация Инспектората и подписано соглашение с Росздравнадзором о сотрудничестве в области соблюдения надлежащей аптечной практики и контроля соответствия членов РААС лицензионным требованиям. Одной из форм контролирующей функции Инспектората является проверка пакета документов, подаваемых в Росздрав-надзор для лицензирования фармацевтической деятельности. За время работы Инспекторату удалось добиться либерализации и ускорения процесса лицензирования (рис. 5).

РААС принимает активное участие в разработке Технического регламента по безопасности ЛС и национального стандарта надлежащей аптечной прак-

тики, входит в состав координационных советов Минздравсоцразвития по противодействию распространению недоброкачественных и фальсифицированных ЛС и по совершенствованию порядка розничной торговли ЛС на территории РФ. РААС тесно сотрудничает с другими влиятельными российскими отраслевыми общественными организациями. Быстро расширяются международные связи. Подписаны соглашения о сотрудничестве с Ассоциацией аптечных сетей Великобритании (The Company Chemists Association, PAGB, The Royal Pharmaceutical Society) и Национальной ассоциацией аптечных сетей США (NACDS).

По состоянию на начало 2006 г. в состав РААС входили 22 сети, охватывающие 2100 аптек в 50 городах РФ. Консолидированный оборот участников РААС в 2005 г. составил более 900 млн. долл., что на 29% больше, чем в 2004 г. Состав РААС быстро расширяется, и влияние ассоциации в отрасли продолжает усиливаться.

РААС встала на путь создания саморе-гулируемой организации. Причем она является первой среди всех других общественных отраслевых организаций, кому реально делегированы экспертные функции в области лицензирования фармацевтической деятельности. Наиболее важные положения, которых придерживается РААС, отражены в итоговых документах И Всероссийского съезда фармацевтических работников.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.