Научная статья на тему 'Региональная экспансия аптечных сетей'

Региональная экспансия аптечных сетей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПАНИЯ / АПТЕЧНЫЕ СЕТИ / АПТЕКИ / ФАРМАРКЕТИНГ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нильва И. Е.

Сетевая аптечная торговля является одним из наиболее активно растущих секторов российского фармацевтического рынка. Быстрый региональный рост крупных игроков через поглощения и «органический» рост являются ключевой тенденцией развития аптечного сектора. Региональная экспансия аптечных сетей пока еще имеет недолгую историю, однако ее продолжение ведет к принципиальным изменениям структуры всего российского фармацевтического ритейла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная экспансия аптечных сетей»

И.Е.НИЛЬВА, к.ф.н., руководитель Инспектората РААС

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ

Сетевая аптечная торговля является одним из наиболее активно растущих секторов российского фармацевтического рынка. Быстрый региональный рост крупных игроков через поглощения и «органический» рост являются ключевой тенденцией развития аптечного сектора. Региональная экспансия аптечных сетей пока еще имеет недолгую историю, однако ее продолжение ведет к принципиальным изменениям структуры всего российского фармацевтического ритейла.

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

Большинство аптечных сетей, которые в настоящее время занимают заметные позиции на национальном и региональных рынках, ранее были связаны с дистрибьюторским бизнесом. Первая волна активизации дистрибьюторских компаний на розничном рынке относится еще к 1994—1996 гг. и связана с открытием аптечных киосков. Предпосылкой этого процесса был рост конкуренции в секторе оптовой торговли за розничные каналы сбыта. Развитие собственной мелкой розницы в местах с наиболее высокой проходимостью населения не требовало каких-либо значительных инвестиций и позволяло дистрибьюторским компаниям эффективно наращивать обороты и получать высокую прибыль.

По мере роста конкуренции в секторе дистрибьюции и роста капитала дистрибьюторских компаний, формировалась тенденция все более активного их продвижения в смежные секторы отрасли — аптечную торговлю и фар-

мацевтическое производство. Привлекательность аптечного сектора особенно возросла на фоне высоких темпов роста розничной торговли, достигнутых в 1997 г. и начале 1998 г., и относительно низкого уровня конкуренции по сравнению с оптовой торговлей (превалировали государственные аптеки). Именно в этот период были приняты стратегические решения относительно развития большинства розничных сетей аптек, которые ныне являются лидерами аптечного бизнеса (табл. 1). Центрами развития аптечного сетевого бизнеса становятся Москва, С.-Петербург и Самара.

С началом развития частных аптечных сетей конкуренция на розничном рынке усилилась. Последствия финансового кризиса 1998 г., приведшие к значи-

SglSESI

The expansion of pharmacies network to regions leads to fundamental change of the retail segment of Russian pharmaceutical market.

In the long-term prospect we will have 4 pharmacies networks of national level, covering one third of the whole pharmaceutical market and 7 to 8 networks, oriented at large regional pharmaceutical markets. The total lot of those actors of the market would comprise almost half of the pharmaceutical retail.

I.E. NILVA, PhD in Pharmacology, the head of Russian Association of Pharmacies Network inspectorate. Expansion of pharmacies network to regions.

тельному сужению рынка, способствовали еще большему нарастанию конкуренции, в результате которой позиции государственных аптек были значительно потеснены. В 2001 г. в развитых регионах акценты в конкурентной борьбе переместились с противостояния между государственными и частными аптеками в частный сектор рынка. На фоне расширения розничного рынка и сохранения его привлекательности для малого и среднего бизнеса продолжился выход на рынок новых игроков. Ослабление позиций государственных аптек привело к их сближению с дистрибьюторскими компаниями и действующими аптечными сетями. В этот период начали развиваться вертикальные и горизонтальные маркетинговые системы, в которых независимые государственные аптеки объединялись вокруг крупного дистрибьютора («СоюзФарма» и «Ассоциация фармацевтических предприятий») или частной аптечной сети, сохраняя при этом юридическую самостоятельность, но теряя хозяйственную. В то же время с 2002—2003 гг. в целом ряде регионов начался процесс консолидации государственных аптек путем создания крупных аптечных объединений, что помешало существованию отдельных аптек в рамках горизонтальных и вертикальных маркетинговых систем.

К 2003 г. частный сектор стал превалировать на большинстве региональных рынков, а в крупных городах по отношению к государственному сектору он занял доминирующие позиции (на-

ТАБЛИЦА 1 | Ведущие российские аптечные сети

Сеть аптек Начало развития сети Начало регионального роста Региональный рост через поглощения Франчайзинг/ партнерские аптеки Участие в программе ДЛО (организация аптек при ЛПУ) Финансирование роста

«36,6» (Москва) 1998 г. 2004 г. да нет нет Внешнее: • 2003 г. — IPO* ОАО «3б,б», 14,4 млн. долл.; • 2005 г. — синдицированный кредит, 1 млрд. руб. и 50 млн. долл.; • 200б г. — IPO ОАО «Верофарм», 140 млн. долл.

«Ригла» (Москва) 2001 г. 2003 г. да да Стратегическое направление Внутреннее

«О3» (Москва) 2004 г. на базе сетей 1СЫ и «Чудо доктор» 2004 г. да да нет Внутреннее

«Доктор Столетов» (Москва) 2002 г. (с 90-х годов «Эркафарм») 2004 г. да нет нет Внутреннее

«Старый лекарь» (Москва) 1999-2000 гг. 2005-200б гг. МО нет нет нет Внутреннее

«Биотэк» (Москва) 2001 г. 2001 г. да нет Стратегическое направление Внутренне

«Натур Продукт» (С.-Петер- бург» 1997 г. 2000 г. да нет нет Вешнее заемное: • 2003 г. — вексельная программа • 200б г. — облигационный займ 1 млрд. руб.

«Фармакор» (С.-Петер- бург) 1997 г. 2005-200б гг. нет нет нет Внутреннее

«Первая помощь» (С.-Петер- бург) 2005-200б гг. Москва нет с 2006 г. планы нет Внутреннее

«Имплозия» (Самара) 1997—1998 гг. 2000 г. ограниченно партнерские аптеки в 8 Приволжских регионах и Москве нет Внешнее заемное: • 2005 г. вексельная программа • 200б г. облигационный займ 300 млн. руб.

* Initial Public Offering - первичное публичное размещение акций. Источник: данные компаний и прочие открытые источники информации.

пример, в С.-Петербурге доля государственных аптек в общем объеме продаж в 2003 г. сократилась до 10—15%). К этому времени не осталось сомнения в том, что сетевая торговля является наиболее перспективным направлением развития розницы. Это обусловлено и эффектом масштаба, достигаемым сетями, и внедрением ими ГГ-техноло-гий, и возможностями проведения широкой рекламы и развития сетевых брэндов.

Характерным направлением развития сетевой торговли стала диверсификация ассортимента и предоставляемых услуг. В товарообороте аптечных сетей начался быстрый рост доли нелекарственного ассортимента. Этому способствовало развитие открытой формы торговли, пионером которой на российском рынке стала сеть «36,6». В Москве «36,6» и целый ряд других компаний, развивавших сети фарммарке-тов, изначально ориентировались на

целевые группы потребителей с относительно высокими доходами. В других регионах большинство сетей развивали прежде всего традиционный формат розничной торговли и делали ставку на массового потребителя, стремящегося приобретать лекарства по относительно низким ценам.

В 2002—2003 гг. большинство сетей продолжало развиваться в основном в рамках своих регионов. Перечень компаний, имеющих аптеки в нескольких

субъектах РФ, в этот период был еще невелик и ограничивался сетями «Аптеки 1Ш» (Москва и С.-Петербург), «Имплозия» и «Натур Продукт». Региональная экспансия ведущих аптечных сетей началась в конце 2003—2004 гг. (табл. 1).

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ МОСКОВСКИХ СЕТЕЙ

Активное освоение региональных рынков московскими компаниями связано, прежде всего, с деятельностью крупнейшей российской сети «36,6», которая в 2004 г. начала активный выход в регионы. Начало региональной экспансии было обусловлено стратегическими планами компании по созданию национальной аптечной сети, представленной во всех ключевых российских регионах. Если в 2003 г. в составе «36,6» были еще только 63 аптеки, расположенные в Москве, то по итогам 2004 г. их число выросло в 4 раза (табл. 2). Около 2/3 новых аптек появились в составе сети за счет поглощения трех региональных сетей, а 1/3 была открыта самой компанией. Столь масштабный рост стал возможен в результате проведенного в конце 2003 г. 1РО ОАО «36,6» и привлечения 14,4 млн.

долл. акционерного капитала. В 2005 г. число новых аптек в сети выросло еще больше, однако в этот период, в отличие от 2004 г., ведущая роль в региональном развитии отводилась «органическому» росту, а не поглощениям. Для финансирования роста сети в 2005 г. был привлечен синдицированный кредит (1 млрд. руб. и 50 млн. долл.). Кроме того, финансовой группе «Тройка Диалог» были проданы 19,9% акций компании «Верофарм», входящей в холдинг «36,6» (35 млн. долл.). В 2006 г. приоритетным механизмом роста компании опять, как и в 2004 г., стали поглощения региональных игроков (открытие новых аптек планируется только в Москве), а финансирование роста вновь было обеспечено за счет 1РО — на этот раз компании ОАО «Верофарм» (всего в результате размещения 49,99% акций было привлечено 140 млн. долл., из которых 56 млн. долл. пришлось на долю «Тройки Диалог» и 84 млн. долл. — «36,6»). Всего к концу I полугодия 2006 г. в состав сети входило 536 аптек в 66 городах в 21 регионе РФ. Очевидно, что быстрое экстенсивное развитие стало возможным в результате активного привлечения внешних источников финансирования (акционерного и долгового капитала). Следую-

щим шагом, который «36,6» планирует совершить в этом направлении, является размещение облигационного займа в размере 3 млрд. руб. За исключением «36,6», все другие московские сети развивались преимущественно за счет внутреннего финансирования.

Вторая по значимости сеть «Ригла», дочерняя компания крупнейшего российского дистрибьютора «ЦВ «ПРОТЕК», созданная в 2001 г., начала активный региональный рост в конце 2003 г. с покупки местной сети аптек в Ростове-на-Дону. Далее сеть развивалась в основном за счет органического роста, который активизировался в 2005 г., когда компания начала открывать социальные аптеки при ЛПУ, обслуживающие население по программе ДЛО. Это направление развития «Риглы» — закономерно, поскольку «ЦВ «ПРОТЕК» является одним из основных поставщиков льготных лекарств на федеральном уровне. По аналогичному пути пошел и другой крупный партнер программы — компания «Биотэк», для которой обслуживание льготного рынка является стратегическим направлением развития. По итогам 2005 г., в составе сети «Ригла» было 360 аптек в 20 регионах, из них 240 — ориентированных на коммерческий сектор рынка и

таблица г| Рост аптечной сети «36,6» (Москва)

Год 2004 2005 2006 (I квартал Всего

Поглощения Город/сеть Число аптек Город/сеть Число аптек Город/сеть Число аптек

Уфа «Леко» 72 С.-Петербург, «Апельсин» 2 Пермь «Фармакон-Центр» 37

Н.Новгород «Нижегородский аптечный дом» (НАД) 41 С.-Петербург, «Таблетка» 2 Н.Новгород, «Диагностические системы» 18

Ульяновск «Я+» 9 Самара, «Неболит» 13

Саров, «Доктор Зеленкин» 5

Новосибирск, «Аптечный торговый дом» (АТД) 4

Волгоград, «Добрый сосед» 14

Дмитров, «Мега стиль» 9

Пермь, «Чаша здоровья» 20

Всего поглощения 122 69 52 243

«Органический» рост 61 149 18 228

Всего поглощения и «органический» рост 183 218 70 471

Источник: данные компании.

120 — социальных аптек. В 2006 г. в «Ригле» планируется увеличить число фарммаркетов до 310, а социальных аптек — до 260. «Ригла», как и «36,6», планирует расширить свою сеть к 2008 г. до 1000 аптек и достичь таким образом национального уровня.

Еще одна крупная московская сеть «О3», созданная в 2004 г. на базе сетей «Аптеки 1С№> и «Чудо Доктор» и входящая в холдинг «Алькор и Ко», для регионального развития использовала, в частности, механизм франчайзинга. Однако общее число аптек в сети за

последние годы не только не увеличилось, но и сократилось, поскольку в Москве часть из них была или закрыта, или перепрофилирована в парфюмерно-косметические магазины сети «Л’Этуаль», также входящей в «Алькор и Ко». По состоянию на июнь 2006 г. сеть

насчитывала 134 аптеки (из них 117 с открытой формой торговли). В конце июня в прессе появилось сообщение о том, что сеть «О3» выставлена на продажу, а холдинг «Алькор и Ко» собирается сфокусироваться на парфюмернокосметическом рынке.

Крупная московская сеть дистрибьюторской компании «Эркафарм», с

2002 г. действующая под брэндом «Доктор Столетов», до 2004 г. активно осваивала местный рынок. Региональная экспансия компании началась в

2004 г. с покупки краснодарской сети «Доктор W» с сотней аптек в нескольких соседних регионах. По состоянию на 2006 г. в состав сети входило около 300 торговых точек, из которых примерно 2/3 были локализованы в Москве. Прочие крупные сети московского происхождения до последнего времени активного выхода в регионы (за пределы Московской области), по имеющимся данным, не демонстрировали. В частности, сеть «Старый лекарь», дочерняя компания дистрибьютора «Морон», лишь в 2006 г. планирует активно осваивать Подмосковье, открывая собственные аптеки и реализуя франчайзинговую программу. По состоянию на середину 2006 г. в сеть входило 78 аптек традиционного формата. Объявле-

но, что часть из них, имеющая достаточные площади, до конца года будет переоборудована в точки с открытой формой торговли.

РАЗВИТИЕ КРУПНЫХ | РЕГИОНАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Наиболее крупные аптечные сети, имевшие в 2005 г. показатели товарооборота около 60 млн. долл. и выше, были созданы, помимо Москвы, только в С.-Петербурге и Самаре.

В С.-Петербурге крупнейшей сетью является «Фармакор», в состав которой в начале 2006 г. входило около 200 аптек

традиционного формата. Объем продаж сети в 2005 г. превысил 100 млн. долл., что позволило ей разделить «Риглой» второе и третье места в рейтинге по товарообороту после российского лидера — «36,6» (201 млн. доллв (табл. 2). Компания, развиваясь почти исключительно за счет собственнойв прибыли, занимает порядка 40% питерского рынка. Она одной из первых организовала сеть социальных отделов на базе своих аптек, предоставляя скидки социально уязвимым группам населения. До последнего времени «Фармакор» имел ограниченное число аптек на сопредельных с С.-Петербургом территориях. Активный региональный выход с открытием 60 аптек Пскове, Великом Новгороде, Вологде Карелии планируется осуществить 2006 г. Компания ориентируется на рынки, где она потенциально сможет занять более 20%. Москва к числу ее стратегических рынков не относится. Другая петербургская сеть, «Натур Продукт», проникновение в регионы начала значительно раньше — на рубеже нового тысячелетия. В настоящее время эта компания является одним из лидеров среди российских сетей по количеству охваченных регионов, однако общее число аптек у нее не больше,

таблица з| Состав и товарооборот аптечной сети «Имплозия» (Самара)

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. II кв. 2006 г.

Товарооборот, млн. долл. 30 46 61 83

Число собственных аптек 66 79 110 147 155

Число партнерских аптек 42 49 70 96 116

Всего численность сети 108 128 180 243 271

Источник: данные компании.

чем у «Фармакора», а по объему продаж она значительно ему уступает. В 2004 г. «Натур Продукт», чье развитие ранее происходило за счет органического роста, вышел на московский рынок через приобретение сети «Народная аптека». В том же году путем приобретения локальных операторов компания вышла еще на несколько региональных рынков. Развитие компании происходило, в частности, за счет вексельной программы, стартовавшей в середине

2003 г. После замедления роста сети, который был отмечен в 2005 г., компания в 2006 г. планирует открыть 40—60 новых аптек, в т.ч. и в Москве. Достижение этих планов становится реальным после размещения в июне 2006 г. облигационного займа на сумму 1 млрд. руб. (дебютный выпуск облигаций на 275 млн. руб., зарегистрированный в

2004 г., был признан несостоявшимся). В мае компания приняла решение о смене названия своей аптечной сети — теперь она будет называться «Здоровые люди».

Сеть «Первая помощь», дочерняя компания дистрибьютора «Генезис», до последнего времени была сфокусирована на петербургском рынке, занимая на нем второе место после «Фармакора». С 2004 г. приоритетным форматом развития сети стали фарммаркеты. В 2006 г. компания начала также открывать социальные аптеки, целевой аудиторией которых являются низкодоходные группы населения. В конце

2005 г. компания вышла на московский рынок, который, наряду с петербургским, считает для себя приоритетным. В мае 2006 г. в состав «Первой помощи» входило 89 аптек, в т.ч. 6 фарммаркетов

в Москве и 39 в С.-Петербурге. До конца года число аптек планируется увеличить до 120. В дальнейшем компания собирается выйти и на другие высокодоходные региональные рынки, в т.ч. реализуя франчайзинговую программу (начатое в 2001 г. подключение самостоятельных аптек к работе сети «Первая помощь» было прервано в связи с начавшейся реорганизацией государственного сектора петербургского аптечного рынка).

Крупнейшие самарские сети «Имплозия» и «Вита», так же как и большинство других сетей, «выросли» из дистрибьюции, причем розничный бизнес, как и во многих других случаях, стал ведущим в этих компаниях. Сеть «Имплозия» во II квартале 2006 г. включала 155 собственных аптек и 116 аптек прочих юридических лиц, работающих с компанией по договору партнерства (франчайзинга) (табл. 3). Сеть представлена в 8 регионах Приволжского федерального округа, кроме того, у нее имеются аптеки-партнеры в Москве. Выход сети в новые регионы проводится преимущественно через партнерские аптеки, однако это не исключает покупку небольших сетей, отдельных аптек и объектов недвижимости. Для финансирования роста в середине

РИСУНОК 1

Региональное распределение аптек, входящих в состав 5 лидирующих московских сетей («36,6», «Ригла», «Доктор Столетов», «Биотэк», «Старый лекарь»)

2005 г. компания вышла на рынок публичных долговых заимствований, запустив вексельную программу. В 2006 г. планируется размещение облигационного займа на сумму 300 млн. руб., который будет направлен на финансирование экспансии компании предположительно еще в 7 российских регионов (Мордовия, Удмуртия, Кировская, Волгоградская, Челябинская, Свердловская области, Пермский край).

Сеть «Вита», занимающая значительную часть самарского рынка, в 2005 г. включала в свой состав 149 аптек. Это первая сеть в Самаре, открывшая аптеки самообслуживания. С 2005 г. в сети появились социальные аптеки «Вита — Доброе сердце». Как и «Имплозия», для выхода в регионы «Вита» использовала франчайзинг, однако на сегодняшний день ее региональное присутствие более ограниченное. В конце июня 2006 г. в СМИ появилась информация о том, что в компании «Вита», так же как и в другой приволжской сети «Эфедра» (Саратов), рассматривается вопрос о проведении закрытого тендера по их продаже.

ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА

Экстенсивное развитие аптечных сетей, увеличение их оборотов и рост

концентрации являются на сегодняшний день основными тенденциями развития российского аптечного сектора. По мере насыщения и роста конкуренции на рынках наиболее экономически развитых городов начинается продвижение местных сетей в другие регионы. Однако масштабное региональное развитие демонстрирует ограниченное число игроков. В первую очередь, это московские сети, стратегически нацеленные на создание бизнеса национального масштаба

и имеющие возможность привлекать для этого необходимые ресурсы.

Рост большинства сетей обеспечивается в основном внутренним финансированием. Однако для решения масштабных задач внутренних источников становится недостаточно — и компании выходят на рынок капитала. Большинство ограничивается долговыми заимствованиями, при этом примеры размещения среднесрочных облигационных займов еще единичны и относятся только к середине 2006 г. При-

РИСУНОК 2

Региональное распределение аптек, входящих в состав 11 лидирующих по товарообороту российских аптечных сетей («36,6»,

«Ригла», «Доктор Столетов», «Биотэк», «Старый лекарь», «Фармакор», «Натур Продукт», «Первая помощь», «Имплозия», «Вита»)

влечение акционерного капитала на фондовом рынке реализовала только ОАО «36,6». Используемые компанией финансовые инструменты позволяют осуществлять наиболее значительные инвестиции и определяют быстрый экстенсивный рост. Проведенное в

2006 г. IPO ОАО «Верофарм», как и планируемое размещение крупного облигационного займа, создало финансовые предпосылки для принципиального увеличения охвата и проникновения в регионы сети «36,6».

Поглощения являются наиболее эффективным механизмом быстрого регионального роста, активизации которого можно ожидать в 2006 г. Об этом свидетельствуют и заявленные планы лидирующих компаний, и привлечение ими значительных внешних финансовых ресурсов, и появляющиеся в прессе сообщения о готовности целого ряда крупных сетей к продаже своего бизнеса. Если не в 2006 г., то в ближайшие годы можно ожидать выхода через поглощения на российский ап-

14

главная тема: развитие аптечного сетевого бизнеса

РИСУНОК 3

Распределение аптек, входящих в состав 11 лидирующих

по товарообороту российских аптечных сетей («36,6», «Ригла», «Доктор

Столетов», «Биотэк», «Старый лекарь», «Фармакор», «Натур Продукт»,

«Первая помощь», «Имплозия», «Вита»), по федеральным округам РФ

1 — Дальневосточный ФО, 1,20%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 — Приволжский ФО, 31,64%

3 — Северо-Западный ФО, 17,00%

4 — Сибирский ФО, 2,75%

5 — Уральский ФО, 1,59%

6 — Центральный ФО, 35,51%

7 — Южный ФО, 10,30%

РИСУНОК 4

Сравнительная характеристика лидирующих российских аптечных сетей (доля в розничном товарообороте, доля регионов присутствия, число аптек), 2005 г.

I

Примечание. Площадь круга пропорциональна числу аптек, входящих в сеть. Вертикальная и горизонтальная оси проведены в соответствии со средними для рассматриваемых сетей показателями доли в общем объеме розничного товарооборота и доли регионов присутствия (субъектов РФ).

7

P£M£ftllUM 2006 октябрь

течный рынок иностранных стратегических инвесторов. В частности, такие планы заявлены одним из лидеров европейской дистрибьюции и аптечной торговли компанией Alliance Unichem, которой в 2006 г. уже был куплен российский дистрибьютор «Аптека-Холдинг». Вероятность появления на российском рынке иностранных стратегических инвесторов возрастает по мере «созревания» российского ритейла и появления в его недрах крупных, привлекательных для вложений сетей. Самостоятельное функционирование этих компаний продолжится, по-видимому, до тех пор, пока они смогут динамично развиваться, превышая темпы роста всего сетевого сектора. Отрицательной стороной роста через поглощения является снижение текущих показателей прибыльности и финансовой устойчивости компаний. В то же время «органический» рост представляет собой более долгий и затратный путь развития. В 2005 г. программа ДЛО явилась стимулом «органического» роста тех сетей, которые связаны с дистрибьюторами-партнерами программы. Это новое стратегическое направление в сетевом бизнесе, которое получит свое дальнейшее развитие в 2006 г. Альтернативой поглощениям и «органическому» росту является франчайзинг, не требующий значительных инвестиций и связанный с относительно небольшими рисками при выходе на новые региональные рынки. До последнего времени активные партнерские отношения с независимыми аптеками использовала, пожалуй, только самарская сеть «Имплозия». Однако в 2006 г. планы по развитию франчайзинга у сетевых компаний явно активизировались.

В настоящее время рыночная конъюнктура для регионального роста сетевых компаний еще весьма благоприятна, поскольку конкуренция на большинстве местных рынков носит умеренный характер, рынки фрагментарны, а в целом ряде регионов лидирующие позиции в рознице все еще занимает государственный сектор. Присутствие крупных экстенсивно развивающихся сетей на большин-

стве местных рынков также еще мало выражено, поскольку реальная региональная экспансия началась всего несколько лет назад; прошло еще недостаточно времени для занятия лидирующих позиций путем «органического» роста, а примеров поглощения крупных локальных игроков пока не так много.

ИТОГИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ^^Н РОССИЙСКОГО РИТЕЙЛА

Анализ результатов регионального развития 5 ведущих московских сетей (по состоянию на конец 2005 г.) пока-

зал, что 35% всех входящих в их состав аптек сосредоточено в Москве (рис. 1). Из регионов наиболее освоенными являются Краснодарский край (112 аптек) и Ростовская область (102 аптеки), на долю которых вместе приходится почти 15% аптек. Всего 5 ведущих московских сетей представлено в 40 субъектах РФ. Однако 75% всех аптек сосредоточено в 10 из этих регионов, а более 90% — в 19-и.

Если подвести итоги регионального присутствия 11 сетей, лидирующих в РФ по оборотам (табл. 1), то выяснится, что они представлены в 48 субъектах РФ. Прежде всего, это Москва (527 аптек, 23%), а также С.-Петер-

РИСУНОК 5

(Характеристика регионального охвата и проникновения

лидирующих российских и американских аптечных сетей (доля от всех

регионов, индекс региональной концентрации численности аптек,

число аптек на млн. населения), 2005 г.

Примечание. Площадь круга пропорциональна числу аптек на млн. населения. Индекс региональной концентрации рассчитан по формуле Индекса Герфин-даля. Вертикальная и горизонтальная оси проведены в соответствии со средними для рассматриваемых российских сетей показателями индекса региональной концентрации и доли регионов присутствия (субъектов РФ).

"1

и

#->

■и

РИСУНОК 6

Характеристика лидирующих российских и американских аптечных сетей (доля от всех регионов, доля в розничном товарообороте, объем продаж на одну аптеку), 2005 г.

І

Примечание: Площадь круга пропорциональна объему продаж на одну аптеку. Вертикальная и горизонтальная оси проведены в соответствии со средними для рассматриваемых российских сетей показателями доли в общем объеме розничного товарооборота и доли регионов присутствия (субъектов РФ).

бург (344 аптеки, 15%) и Самарская область (220 аптек, 9%). К регионам с числом аптек более 100, помимо Краснодарского края (112 аптек) и Ростовской области (103 аптеки), относится также Башкортостан (106 аптек) (рис. 2). Лидирующие сети практически не представлены в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (рис. 3). Они еще не начали осваивать Тюменскую область, являющуюся одним из перспективных регионов с точки зрения численности населения и темпов экономического развития.

Индекс Герфиндаля, характеризующий региональное распределение ап-

тек, входящих в состав 11 сетей, составляет 0,45, что свидетельствует о высоком уровне региональной концентрации бизнеса лидирующих розничных компаний (рис. 4). У сетей, которые сконцентрированы в одном из регионов («Фармакор», «Первая помощь», «Старый лекарь»), индивидуальные индексы максимальны и приближаются к 1. Наиболее низкими показателями концентрации характеризуется «Ригла», для которой характерен не только широкий региональный охват, но и относительно равномерное распределение входящих в ее состав аптек по отдельным регионам. Показатели концентрации сети «36,6»

октябрь 2006 РШШІШМ

выше, чем у «Риглы», что свидетельствует о ее менее равномерном региональном распределении.

Характерно, что показатели региональной концентрации «Риглы» такие же, как и у одного из лидеров американского фармацевтического ритейла — сети Rite Aid (рис. 5). Однако по региональному охвату и численности аптек на 1 млн. населения ведущие российские сети еще отстают от лидеров американского рынка. Для достижения уровня развития национальных американских сетей региональный охват российских сетей «36,6» и «Ригла» должен быть расширен в 2—4 раза, а число аптек увеличено в 4—6 раз. Учитывая высокие темпы развития этих компаний и их амбициозные планы, достижение этого уровня в среднесрочной перспективе представляется вполне реальным. Что же касается доли в общем товарообороте на национальном розничном рынке лекарств, то можно считать, что «36,6» уже достаточно близко подошла к показателям компании Rite Aid (3,11% против 4,85%) (рис. 6). Однако по уровню товарооборота на одну аптеку «36,6» и Rite Aid различаются на порядок, что не удивительно, если иметь в виду столь разные показатели капитализации российского и американского рынка фармацевтического ритейла. Оценивая перспективы развития аптечного сектора РФ и ориентируясь на «модельный» американский рынок, можно предположить, что в долгосрочной перспективе на российском рынке будут представлены примерно 4 аптечные сети национального масштаба, охватывающие треть всего аптечного рынка, а также 7—8 сетей, ориентированных на крупные региональные рынки, которые вместе с национальными сетями будут составлять примерно половину всего ритейла. Кроме основных игроков в аптечном секторе будут представлены аптечные сети самого разного калибра. Сохранит свои позиции, по-видимому, и какая-то часть независимых аптек, прежде всего тех, что входят и еще войдут в состав маркетинговых систем.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.