Научная статья на тему 'Перспективы развития государственного фармацевтического предприятия в современных условиях'

Перспективы развития государственного фармацевтического предприятия в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФАРМАЦИЯ / PHARMACY / СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / SOCIAL SIGNIFICANCE / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ETHNO-CULTURAL CHARACTERISTICS / НОРМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / NORMS OF THE LAW / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / STATE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балчугова Светлана Анатольевна

Деятельность государственного фармацевтического предприятия в современных условиях должна осуществляться с соблюдением всех норм законодательства, в соответствии с основными тенденциями развития фармацевтической отрасли и учетом региональных этнокультурных особенностей. Кроме того, необходимо учитывать социальную значимость фармации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балчугова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROSPECTS OF STATE PHARMACEUTICAL MANUFACTURER IN THE CURRENT CONDITIONS

The activities of the state pharmaceutical manufacturer in the modern conditions must be implemented in the context of observation of all norms of the law, in accordance with primary trends of pharmaceuticals industry development and regard of regional ethno-cultural characteristics. An additional point is that it's necessary to take into account the social significance of pharmacy.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития государственного фармацевтического предприятия в современных условиях»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

УДК 614.27, 615.1, 615.12

Светлана Анатольевна Балчугова

Директор государственного унитарного предприятия Республики Хакасия « Ресфар-мация», г. Абакан Тел.: 8 (961) 7420939, Эл. почта: svetabal@bk.ru

Деятельность государственного фармацевтического предприятия в современных условиях должна осуществляться с соблюдением всех норм законодательства, в соответствии с основными тенденциями развития фармацевтической отрасли и учетом региональных этнокультурных особенностей. Кроме того, необходимо учитывать социальную значимость фармации.

Ключевые слова: фармация, социальная значимость, этнокультурные особенности, нормы законодательства, государственное предприятие.

Svetlana A. Balchugova

Chief executive of State Unitary Enterprise of the Republic of Khakassia "Resfarmatsia", Abakan

Tel.: 8 (961) 7420939, E-mail: svetabal@bk.ru

DEVELOPMENT PROSPECTS OF STATE PHARMACEUTICAL MANUFACTURER IN THE CURRENT CONDITIONS

The activities of the state pharmaceutical manufacturer in the modern conditions must be implemented in the context of observation of all norms of the law, in accordance with primary trends of pharmaceuticals industry development and regard of regional ethno-cultural characteristics. An additional point is that it's necessary to take into account the social significance of pharmacy.

Keywords: pharmacy, social significance, ethno-cultural characteristics, norms of the law, state enterprise.

1. Введение

Цель исследования: разработать план оптимизации деятельности ГУП РХ «Рес-фармация» в современных условиях с учетом этнокультурного потенциала.

Объекты исследования:

• устав предприятия, бухгалтерская и финансовая отчетность;

• Гражданский кодекс и Федеральные Законы РФ;

• публикации по тематике организации фармацевтической помощи в регионах и трансформации форм собственности в государственном и муниципальном сегменте фармацевтического рынка.

Методы исследования: финансовый и управленческий анализ, SWOT-анализ.

Результат работы: план оптимизации деятельности.

В настоящее время основным направлением социальной политики в рыночных условиях является последовательное повышение уровня и качества жизни населения. Государство обеспечивает соблюдение основных социальных гарантий, в том числе доступность качественной и своевременной лекарственной помощи.

На наш взгляд, в организации фармацевтической помощи возрастает значимость создания региональных моделей управления лекарственным обеспечением. Это связано с тем, что каждый регион имеет реальные этнокультурные особенности в социально - экономической сфере развития. Субъекты РФ вправе самостоятельно принимать решения возникающих хозяйственно-экономических и административных вопросов.

Таким образом, элементы территориальной политики в рыночных условиях приводят к формированию различных моделей фармацевтического рынка в регионах. При разработке конкретной модели учитывается территориальное деление, приватизационная политика субъекта, наличие аптечных организаций различных форм собственности, уровень жизни населения, экономическая ситуация [7].

В республике Хакасия наблюдается рост количества частных аптек, формирование аптечных сетей, расширение деятельности фармацевтических дистрибьюторов, что ведет к усилению конкуренции. В связи с этим необходимо разработать региональную модель лекарственного обеспечения населения, определить место и функции государственного унитарного предприятия, учитывая интересы учредителя и Министерства Здравоохранения РХ. Далее оптимизировать управление ГУП РХ «Ресфармация» для повышения конкурентоспособности унитарного предприятия в изменяющихся условиях. Для того чтобы разработать план оптимизации деятельности унитарного предприятия, требуется анализ существующего опыта развития управления в различных регионах России. Необходим анализ потенциала этно-среды функционирования предприятия в разрезе правовых, экономических и этнических аспектов с анализом организационной структуры, финансово хозяйственной деятельности с определением потребности Республики Хакасия в данной организации. На основании проведенного анализа выявляются существующие проблемы и причины их возникновения с направлением путей развития предприятия [6].

2. Основные тенденции развития фармацевтического рынка в Российской Федерации

Основные тенденции, определяющие развитие отечественного фармацевтического рынка - это активный рост аптечных сетей, их продвижение в регионы. Включаются процессы слияния и поглощения с созданием вертикально интегрированных структур (производитель - дистрибьютор - аптечная сеть) это усиливает конкуренцию олигопольных сетей и уменьшает конкуренцию совершенности рынка

3. Правовые аспекты

На уровне регионов РФ активно происходит реорганизация фармацевтических государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений. Это обусловлено современными реформами здравоохранения и управления государственным имуществом [11].

Правовые основы реорганизации государственной и муниципальной собственности разработаны в ряде документов. Это «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации», которая принята Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 сентября 1999 г., Федеральный закон от 4 июля 2003 г N 95-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также Федеральный закон от 6 октября

2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с этими документами в собственности субъектов Российской Федерации останется имущество, которое необходимо для выполнения полномочий субъектов, а в собственности муниципальных образований - для выполнения полномочий муниципалитетов. Оказание лекарственной помощи населению не входит в эти полномочия, соответственно последует сокращение количе -ства аптечных государственных и муниципальных унитарных предприятий [7]. Механизмы реорганизации ГУП и МУП предусмотрены Гражданским Кодексом РФ [1] и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

4. Существующие модели, выполняемые функции

На российском фармацевтическом рынке наиболее активно проходит процесс слияния. Самые крупные и известные результаты по слиянию - это образование ГУП «Столичные аптеки» (при слиянии двух оптовых предприятий, аптечного склада и 233 юридических лиц). Путем слияния образовались «Аптеки Якутии», «Губернские аптеки» - Красноярск, «Аптеки Кузбасса», «Омское лекарство», 4 ГУПа в Санкт-Петербурге [8].

Реорганизация фармацевтических организаций в Московской области произошла путем присоединения. В

2004 г. было создано ГУП «Мособлфар-мация». По такому же пути произошла реорганизация аптек Республики Марий Эл, Удмуртии, Вологды, Твери, Новосибирска, Приморья[8].

В республике Хакасия к ГУП РХ «Ресфармация» были присоединены аптеки в поселке Копьево и Аскиз, аптечный пункт в Новомарьясово.

Создавая крупные государственные фармацевтические организации, субъекты РФ заинтересованы:

- в оказании качественной, стандартизированной, доступной лекарственной помощи населению, в том числе по федеральной и региональной программам;

- в повышении экономической эффективности деятельности ГУП;

- в оказании влияния на фармацевтический рынок региона.

Основные функции ГУП в различных территориях схожи. Это организация приема, хранения и отпуска лекарственных средств, закупаемых за счет федерального и регионального бюджетов (целевые программы, централизованные закупки по конкурсам и аукционам). При этом обеспечивается участие в программе необходимого лекарственного обеспечения. Кроме того, только государственные организации вправе осуществлять закуп, хранение, реализацию и уничтожение наркотических средств и психотропных веществ.

Таким образом, данные государственные предприятия выполняют социальные функции, которые являются затратными. И коммерческие частные организации не готовы взять на себя их выполнение.

Кроме того, возможна реорганизация ГУП и МУП в государственные учреждения и казенные предприятия. Однако данные преобразования могут быть невыгодны для государства. Потому что учреждение финансируется собственником, а имущество принадлежит на праве оперативного управления, что ограничивает его хозяйственную деятельность [9].

5. Экономические аспекты

Экономические аспекты укрупнения ГУП связаны с внешними факторами: конкуренция со стороны частных аптечных сетей и внутренними факторами: устаревшие технологии торговли и менеджмента без учета этнокультурного потенциала, отсутствие единого информационного пространства и нехватка программного обеспечения.

Изменения организационно-функциональной структуры унитарного предприятия позволяют обеспечить эффективный контроль финансово-хозяйственной деятельности, единообразие логистических операций, бухгалтерского и информационного сопровождения, ценообразования и снизить издержки обращения. Появляется воз-

_

можность снизить цены за счет централизации оптовых закупок и увеличения оборота, гарантировать качество лекарственных средств и предотвратить риск попадания фальсифицированных препаратов за счет осуществления централизованного входного контроля.

6. Структура ГУП РХ «Ресфарма-ция»

ГУП РХ «Ресфармация» является оптово-розничной структурой. Оно находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Хакасия.

Учредителем унитарного предприятия является Республика Хакасия в лице Государственного Комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.

В состав унитарного предприятия входит склад площадью 1400 кв. м., оборудованный всем необходимым для хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Имеется специальное хранилище для наркотических средств и психотропных веществ. Хранение термолабильных средств, иммунобиологических препаратов, в том числе вакцин, необходимых для выполнения национального прививочного календаря в республике, осуществляется в холодильных камерах объемом 63 куб. м. Имеется отдельно стоящее спирто хранилище.

Предприятие имеет автопарк из двух грузовых Газелей.

Розничная сеть состоит из аптек в поселках Аскиз и Копьево, аптечных пунктов в г. Абакане и поселке Ново-марьясово.

Территориальная расположенность сети не позволяет оптимизировать логистические процессы из за удаленности аптек от склада и друг от друга. Количественная структура сети не достаточна для проявления синергети-ческого эффекта.

7. Виды деятельности унитарного предприятия

Основные виды деятельности унитарного предприятия определены Уставом в установленном законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия порядке.

ГУП РХ «Ресфармация» является единственным оптовым аптечным складом на территории республики. Оно оснащено необходимым имуществом и выполняет социально-значимые функции. Ни одна частная структура в Хакасии не в состоянии оказывать в республике такой же объем и качество фар-

мацевтических услуг.

Анализ видов деятельности унитарного предприятия показал, что возможно их расширение, так как в Уставе предусмотрены сбор, заготовка, переработка и реализация лекарственного растительного сырья. В республике Хакасия имеются обширные ареалы лекарственных растений. Всего на территории края возможна заготовка лекарственного растительного сырья в промышленном масштабе около 50 видов растений [10].

8. Анализ финансово-хозяйственной деятельности за 2008, 2009, 2010 гг.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ГУП РХ «Ресфармация» показывает, что унитарное предприятие находилось в кризисном состоянии с 2006 г. Уже тогда отмечалось отсутствие собственных оборотных средств (коэф -фициент обеспеченности собственными оборотными средствами ниже нормы). Коэффициент соотношения заемных и собственных средств не соответствует нормам и показывает, что заемных средств больше, чем собственных. Показатели ликвидности характеризуют баланс как неликвидный, а унитарное предприятие как неплатежеспособное. Данная ситуация сохраняется по настоящее время (Таблица 1).

Для вывода унитарного предприятия из кризисной ситуации (по четырем показателям, таблица 1) необходимо расширить объем прибыльной деятельности, используя для этого возможности предприятия - штаты, складские помещения, розничную сеть и преимущество централизованной структуры - достаточно большие объемы закупок. Это позволяет вести ценовую конкуренцию с частными аптеками.

9. Оптимизация структуры унитарного предприятия

Структура унитарного предприятия является не рациональной, поэтому требуется увеличение сети по распределенному территориальному признаку или по выполняемым функциям (участие в программе обеспечения необходимыми лекарственными средствами), используя передвижные аптечные пункты.

Увеличение количества аптек в составе ГУПа возможно путем присоединения или открытия новых, учитывая территориальное расположение уже существующих, для оптимизации логистики.

10. Оптимизация оптовой деятельности

Изучение структуры унитарного предприятия показывает, что для увеличения собственной оптовой деятельности у ГУП есть все возможности. Оно готовится принять участие в аукционе на выполнение услуг по логистике в программе необходимого лекарственного обеспечения. Вознаграждение за получение и хранение товара на складе с дальнейшей доставкой до аптек составляет 10 %. В настоящее время эту функцию с соответствующей оплатой выполняет коммерческая организация ЗАО «Роста». Требуется конкурсная победа ГУП РХ «Ресфармация».

Унитарное предприятие осуществляет поставку в аптеки Республики Хакасии медикаментов по высокозатратным видам лечения. Вполне возможно объединение выполнения этих двух программ, что будет, с точки зрения логистики, оправдано.

ГУП принимает участие в аукционах и котировках на поставку медикаментов по заявкам лечебных учреждений.

11. Оптимизация розничной деятельности

Розничный товарооборот занимает

18 % в составе товарооборота. Соответственно для улучшения финансовых показателей необходимо расширять данный вид деятельности.

Анализ розничной сети по состоянию на 2008 г. показывает, что аптечные пункты предприятия в г. Абакане были расположены в выгодных локализациях - республиканская больница, отделенческая больница, городская поликлиника. В 2008 г. аптечные пункты были закрыты за исключением республиканской больницы.

Необходимо ввести эффективное управление розничной сетью, оптимизировать ассортиментную политику и управление товарными запасами. Для этого требуется внедрение автоматизации продаж и открытие закрытого пункта в городской поликлинике города Абакана, также открыть аптечные пункты в городах Черногорск и Саяногорск.

Унитарному предприятию принадлежат аптеки в поселках Аскиз и Копье-во, аптечный пункт в Новомарьясово. Данная территориальная структура сети является нерациональной, в связи с удаленностью и низким товарооборотом. Невозможно организовать эффективное управление.

За счет увеличения объемов деятельности произвести организационные изменения. С выделением розницы в самостоятельный проект со следующими функциями: передвижные аптечные пункты, маркетинг, управление ассортиментом, запасами, мониторинг остатков, логистика.

12. План оптимизации деятельности унитарного предприятия

Перед унитарным предприятием стоит задача реорганизации работы, повышения объемов деятельности, освоения неиспользованных резервов распределенного фармацевтического рынка республики и повышения при-

Таблица 1. Показатели финансово-хозяйственной деятельности

Наименование показателя Нормативное значение 2008 г. 2009 г. Отклонения 2009 / 2008 2010 г. Отклонения 2010 / 2008 Отклонения 2010 / 2009

Коэффициент абсолютной ликвидности ? 0,2 0,02 0,01 50% 0,02 100% 200%

Коэффициент текущей ликвидности = 2 0,88 0,94 107% 0,96 109% 102%

Коэффициент обеспеченности собственными средствами Min ? 0,1 Max 0,6 -0,8 0,14 0,06 43% 0,11 79% 183%

Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств 1:1 8,97 3,37 38% 2,50 28% 74%

Период оборота текущих активов, дней - 44,58 23,13 52% 33,15 74% 143%

Товарооборот, млн. руб. - 181 166 92% 172 95% 104%

34

быльности. Увеличить объемы деятельности, используя сильные стороны и возможности унитарного предприятия (вертикальную оптово- розничную сетевую структуру с передвижными аптечными пунктами, складские помещения, кадры, опыт работы, репутацию крупного игрока у поставщиков).

Выполнение поставленной задачи возможно при условии активного участия всех заинтересованных сторон, осуществления профессионального управления распределенной сетью, выработанного в ходе анализа существующих возможностей и недостатков.

Результатом данной работы стал план оптимизации деятельности предприятия по следующим направлениям:

1. Структура - увеличение сети по распределенному, передвижному в территориальном признаке и по выполняемым функциям - участие в программе обеспечения необходимыми лекарственными средствами. Возможно присоединение муниципальных аптек или открытие новых.

2. Оптовая деятельность:

• логистика по федеральным целевым программам;

• логистика по закупкам медикаментов Министерства Здравоохранения Республики Хакасия;

• логистика по Федеральной программе обеспечения необходимыми лекарственными средствами;

• логистика по региональной программе обеспечения необходимыми лекарственными средствами;

• увеличение собственного оптового отпуска за счет оптимизации ценообразования и ассортимента с участием в аукционах;

• оптимизация логистики.

2. Розничная деятельность:

• введение управления розничной сетью с передвижными аптечными пунктами по территориальному распределению;

• автоматизация продаж;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• оптимизация ассортиментной политики лекарственных средств, изделий медицинского назначения и парафар-мацевтической продукции;

• оптимизация управления товарными запасами;

• реализация лекарственных средств в медицинских организациях, в тех поселениях, где нет аптек через фельдшерско-акушерские пункты;

• оптимизация ценообразования.

3. Внедрение управленческого учета с бюджетированием с целью своев-

ременного контроля и анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия и принятия обоснованных управленческих решений за счет совершенство ва-ния оперативного учета и обновления программного обеспечения.

4. Организация пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации республики Хакасия.

5. Участие в региональных и республиканских выставках.

13. Заключение

Осуществление вышеперечисленных мероприятий совместно с учредите лем и Министерством здравоохранения РХ приведет к созданию региональной системы лекарственного обеспечения, учитывающей территориальное строение, экономическую ситуацию, социальные потребности, этнокультурные особенности республики Хакасия. Позволит ГУП РХ «Ресфармация» обеспечить прибыльность, конкурентоспособность и качество фармацевтических услуг, соблюдая при этом баланс между экономической выгодой и социальными нуждами республики.

Литература

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части I, II и III). М: «Издательство Элит». - 2005г. - С. 22.

2. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации [ Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сент. 1999 г. N 1024 (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2000 N 903). URL: http://infopravo.by.ru/fed1999/ch03/ akt15626.shtm (Дата обращения: 31.03.2011 г.)

3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ (со всеми изменениями к 5 апреля 2009 г.). Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (со всеми изменениями к 29 декабря 2010 г.). Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

5. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ (со всеми изменениями к 2 июля

_

2010 г.). Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

6. Глембоцкая Г. Т. Стратегическое моделирование фармацевтического бизнеса / Г. Т. Глембоцкая // Московские аптеки: газета [Электронный ресурс] . - 2006. - № 6. Режим доступа: http:/ /www.mosapteki.ru/modules/articles/ article.php?id=415

7. Косова И.В. Механизмы государственного регулирования управления собственностью аптечных организаций / И.В. Косова //Новая аптека. - 2005. - № 1. - С. 2,16.

8. Косова И.В. Стратегии трансформации собственности на фармрынке / И.В. Косова // Московские аптеки: газета [Электронный ресурс]. - 2006. -№10.Режим доступа http:// www.mosapteki.ru/modules/articles/ article.php?id=439

9. Косова И.В. Государственное регулирование управления собственностью аптечных организаций / И.В. Косова //Фармацевтический вестник. - 2007. - № 14. - С. 10.

10. Махов А. А. Зеленая аптека Лекарственные растения красноярского края. Под редакцией канд. фармацевтических наук С.Г. Макеенко /А. А. Махов// Красноярское книжное издательство. - 1975. - С. 9.

11. Спасибова Ю. В. Реорганизация муниципальных аптек республики Хакасия /Ю. В. Спасибова, И. В. Косова// Фармация. - 2007. - №7. - С. 15.

References

1. The Civil Code Of the Russian Federation (parts I, II and III). M: "The presidency of elites". - 2005. - P. 22.

2. The concept of state property management and privatization in the russian Federation [Electronic resource]: Resolution of the Government Of The Russian Federation of 9 sept. 1999. N 1024 (in red. Rf government resolution of29.11.2000 N 903). URL: http://infopravo.by.ru/fed1999/ ch03/akt15626.shtm (Date of access: 31.03.2011)

3. On general principles of organization of legislative (representative) and executive bodies of state power of the subjects of The Russian Federation: The federal law of July 4, 2003. N. 95-FZ (with all amendments to the April 5, 2009.). Access of the information-legal portal "Garant".

4. On general principles of organization of local self- government in the russian Federation: The federal law of 6 October 2003. N 131-FZ (with all amendments

to 29 December 2010.). Access of the information-legal portal "Garant".

5. On state and municipal unitary enterprises: Federal law of November 14, 2002. NO 161-FZ (with all amendments to 2 July 2010.). Access of the informationlegal portal "Garant".

6. Glembockaya G.T. Strategic modeling pharmaceutical business /G.T. Glembockaya // the Moscow pharmacies: newspaper [Electronic resource]. - 2006. - № 6. Mode of access: http://www.mosapteki.ru/ modules/articles/article.php?id=415

7.Kosova I.V The mechanisms of state regulation of property management of pharmaceutical institutions / I.V Kosova //the New pharmacy. - 2005. - № 1. -P. 16, 2.

8. Kosova I.VStrategy of ownership transformation in the pharmaceutical market / I.V. Kosova // the Moscow pharmacies: newspaper [Electronic resource]. -2006. - № 10. Mode of access: http:// www.mosapteki.ru/modules/articles/ article.php?id=439

9. Kosova I.V State regulation of prop-

erty management of pharmaceutical institutions / I.V. Kosova //Pharmaceutical journal. - 2007. - № 14. - p. 10.

10. Makhov A.A. The green pharmacy Medicinal plants of the krasnoyarsk territory. Edited by candidate of pharmaceutical sciences S.G. Makeenko /A. A. Makhov// Krasnoyarsk book publishing house. - 1975. - P 9.

11. Spasibova Y. V. Reorganization of municipal drugstores of the republic of Khakassia / Y. V Spasibova And I.V Kosova // Pharmacy. - 2007. - № 7. - p. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.