Научная статья на тему 'Конкуренция на фармацевтическом рынке: аналитический обзор за 2003-2004 годы'

Конкуренция на фармацевтическом рынке: аналитический обзор за 2003-2004 годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
998
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМРЫНОК / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР / ДИНАМИКА ПРОЦЕСОВ / ДИСТРИБЪЮТОРСКИЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серебрякова Елена

Целью исследования стало выявление динамики процессов, происходящих на фармацевтическом рынке и установление влияния различных факторов на развитие конкуренции на данном рынке. В наши задачи входили определение динамики количества субъектов фармацевтического рынка, оценка влияния на обеспечение населения лекарствами изменения цен и порядка установления торговых надбавок на них. В исследовании приняли участие 74 территориальных органа ФАС России (далее УФАС России).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкуренция на фармацевтическом рынке: аналитический обзор за 2003-2004 годы»

КОНЪЮНКТУРА СПРОСА

Елена СЕРЕБРЯКОВА, Федеральная антимонопольная служба

Конкуренция на фармрынке:

|2004 ГОДЫ

АНАЛИТИЧЕСКИМ ОБЗОР ЗА 2003-

Целью исследования стало выявление динамики процессов, происходящих на фармацевтическом рынке, и установление влияния различных факторов на развитие конкуренции на данном рынке. В наши задачи входили определение динамики количества субъектов фармацевтического рынка, оценка влияния на обеспечение населения лекарствами изменения цен и порядка установления торговых надбавок на них. В исследовании приняли участие 74 территориальных органа ФАС России (далее УФАС России).

ДИСТРИБЬЮТОРСКИЙ СЕКТОР

В настоящее время, по данным 63 УФАС России, на рынке услуг оптовой торговли функционирует немногим более 2 000 предприятий. Это почти вдвое меньше, чем в 2002 г. Из них только 10% — предприятия муниципальной и государственной форм собственности. В большинстве регионов таких предприятий 1—2. Что касается количества предприятий оптовой торговли негосударственной формы собственности, то их количество в различных регионах колеблется от 3-х (в Республике Хакасия) до 220 (в С.-Петербурге).

Следует отметить, что среди оптовых предприятий негосударственной формы собственности наблюдается тенденция к сокращению их количества. Если в 2002 г. данные об уменьшении количества этих предприятий поступило от 64% регионов России, то в 2004 г. — от 72%. Наибольшее сокращение численности негосударственных оптовых предприятий произошло в Самарской, Свердловской, Калининградской, Кемеровской областях, Ставропольском крае и других регионах. По предприятиям муниципальной и государственной форм собственности в большинстве регионов (65%) количество предприятий оптовой торговли в 2004 г. по сравнению с 2002 г. осталось без изменений.

Среди причин сокращения количества предприятий оптовой торговли основное место занимает уход с рынка в ходе конкурентной борьбы, что отмечено 51% УФАС России, на втором месте —

нехватка средств для осуществления деятельности (29%) и на третьем — другие (12,6%), в частности жесткие лицензионные требования, укрупнение предприятий и т.д.

Тем не менее, процесс укрупнения предприятий оптовой торговли лекарственными средствами, начатый в 2002 г., продолжился и в 2003—2004 гг., произошло вытеснение мелких нерентабельных предприятий крупными дистрибьюторами. Преимущества крупных дистрибьюторов очевидны (наличие широкого ассортимента лекарственных средств, хорошо оборудованные складские помещения, более высокое сервисное обслуживание, более низкие издержки обращения, высокая оборачиваемость товара и т.д.). По-прежнему в большинстве регионов значительные позиции удерживают крупные национальные дистрибьюторы. К ним относятся ЗАО ЦВ «ПРОТЕК», ЗАО «СИА Интернейшнл Лтд.», ЗАО «Шрея Корпорэйшнл», ЗАО НПК «Катрен», ЗАО «Аптека-Холдинг», ЗАО «Роста». Так, ЗАО ЦВ «ПРОТЕК» имеет свои представительства и филиалы в 77% регионов (в 2002 г. — в 70%). Кроме увеличения охвата территории в регионах увеличивается и влияние на рынок данной компании. В среднем доля этой компании составляет порядка 24,6%, что на 2,2% выше, чем в 2002 г., и на 4,2% выше, чем в 2001 г. В 2004 г. в 13% регионов (в 2002 г. — в 11%) эта компания имеет долю более 35% (в частности, в Кировской, Курской, Мурманской, Самарской, Тамбовской, Улья-

The purpose of the survey was to investigate the dynamics of the processes taking place at the pharmaceutical market and the influence of different factors on competition. The author followed the dynamics of the number of pharmaceutical market entities, estimated the influence of price changes and the way trade mark-ups were established on provision the people with medicinal agents. The survey includes the characteristics of distributor and retail segments of the market. The survey embrace 74 territorial agencies of Federal Antimonopoly Service in Russia.

Elena SEREBRYAKOVA, Federal Antimonopoly Service. Competition at pharmaceutical market: analytical survey 2003-2004.

новской областях и других регионах России).

ЗАО «СИА Интернейшнл» охватывает своим присутствием 59% регионов (в 2002 г. — 54% регионов). В то же время, несмотря на рост охвата территории, доля компании на фармацевтическом рынке в 2004 г. по сравнению с 2002 г. несколько снизилась и в среднем составила 18,5% (в 2002 г. — 20,4%). Более 35% рынка данная компания имеет в Архангельской, Ярославской областях, Хабаровском крае.

ЗАО «Шрея Корпорэйшнл» свою деятельность осуществляет почти в 36% регионов (в 2002 г. — в 33%). При этом ее доля на рынке постепенно снижается (в среднем она составила 13,1% (в 2002 г. — 15,7%). Наибольшую долю (70%) на рынке эта компания имеет в Пензенской области.

Усилило свои рыночные позиции ЗАО «Аптека-Холдинг». Если в 2002 г. эта компания присутствовала в 14% регионов, то в 2004 г. уже в 20% регионов.

24 КОНКУРЕНЦИЯ НА ФАРМРЫНКЕ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗА 2003-2004 ГОДЫ

РЕМЕШШМ 2006 февраль

В большей степени увеличили свое присутствие на фармацевтическом рынке ЗАО НПК «Катрен» и ЗАО «РОСТА». Эти компании осуществляют свою деятельность соответственно в 21,5 и 20% регионов (средняя доля в этих регионах составляет 13,5 и 16% соответственно). Наибольшую долю на фармацевтическом рынке ЗАО НПК «Катрен» имеет в Сахалинской области — 40%, в Республике Саха (Якутия) — 24%, Новосибирской области — 21%, а ЗАО «РОСТА» — в Ивановской области — 30%, Читинской области — 35% и в Республике Хакасия — 36%. Необходимо отметить, что в 2003 г. компания «Катрен» вошла в группу национальных дистрибьюторов и постепенно наращивает свою долю на фармацевтическом рынке. Доля ЗАО НПК «Катрен» в 2004 г. на фармацевтическом рынке России составила 5,7%.

В число дистрибьюторов, составляющих конкуренцию национальным дистрибьюторам, входит также ЗАО «РОСТА», которое образовалось в конце 2002 г. в результате объединения трех фармацевтических дистрибьюторов России: новосибирского ЗАО «РоссибФармация», московского ЗАО «АртроМед» и санкт-петербургского ЗАО «ФармТамда 77».

В настоящее время 6 крупнейших российских фармацевтических дистрибьюторов (ЗАО ЦВ «ПРОТЕК», ЗАО «СИА Ин-тернейшнл», ЗАО «Шрея Корпорэйшнл», ЗАО «Аптека-Холдинг», ЗАО «Катрен», ЗАО «РОСТА») дают примерно 42—45% оборота рынка, в 2000 г. этот показатель составлял порядка 30—33% (вместо ЗАО «Катрен» и ЗАО «РОСТА» на рынке существенное место занимали ЗАО «Инва-корп Фарма» и ЗАО «РоссибФармация»). По-прежнему в большинстве регионов значительную долю на фармрынке имеет ГУП (ОАО) «Фармация». Если в 2002 г. ГУП «Фармация» имело определенную рыночную власть в 51% регионов, то в 2004 г. — в 58,6% регионов (средняя доля его составляет порядка 23%). Из них в 17% регионов (в 2002 г. — в 14%) доля ГУП «Фармация» составляет более 35%, в частности, в Республике Алтай — 39%, в Кабардино-Балкарской Республике — 60%, в Карачаево-Черкесской Республике — 50,5%, в Курганской области — 70%, в Липецкой области — 78%, в Смоленской области — 51%.

Следует заметить, что в ряде регионов (примерно в 23%) ГУП «Фармация» внесены в региональный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке долю более 35%. Эти предприятия включены в упомянутый реестр в основном по оказанию услуг по реализации лекарственных средств, которые осуществляются в соответствии с законодательством только государственными унитарными предприятиями. В частности, к подобным лекарственным средствам относятся наркотические и психотропные препараты.

Характерной тенденцией для фармацевтического рынка является развитие рынка по олигопольному признаку, т.е. в регионах основное место в реализации лекарственных средств занимают 3—4 фирмы, на долю которых приходится более 50% продаж. Такая тенденция имеет место в 59% регионов России. При этом в олигополию входят как уже упомянутые крупные национальные дистрибьюторы, так и крупные региональные компании, в т.ч. ГУП «Фармация». Наиболее сильные олигопольные структуры сложились в следующих регионах: в Республике Адыгея (3 компании занимают 81% рынка), в Брянской области (3 компании занимают 92% рынка), в Волгоградской области (2 компании — 91%), в Республике Марий Эл (3 компании — 88,5%), в Ульяновской области (3 компании 91% ) и т.д.

В некоторых регионах крупные дистрибьюторы монополизировали рынок, т.е. совокупная доля их на фармацевтическом рынке составила 100%. Так, в Хабаровском крае ЗАО «СИА Интернейшнл», ЗАО «Хабаровская фармация», ЗАО «Шрея Корпорэйшнл», ЗАО ЦВ «ПРОТЕК», имеющие доли на рынке 40%, 30%, 20% и 10% соответственно, полностью заняли исследуемый рынок. Аналогичная ситуация имеет место в Калужской области, где ГУП «Калугфармация» и ЗАО «СИА Черноземье», имеющие доли на рынке 28,4 и 71,6% соответственно, оказались практически без конкурентов. На олигопольных фармацевтических рынках сами участники конкурируют между собой, а также с другими участниками рынка, о чем свидетельствует постоянное изменение их доли на рынке и соотношение участников рынка. Так, на-

пример, в Ивановской области в 2004 г. по сравнению с 2003 г. несколько снизились позиции ЗАО ЦВ «ПРОТЕК» с 38 до 25%. При этом усилились позиции ЗАО «РОСТА» с 17,6 до 30% и ЗАО «СИА Ин-тернейшнл» с 8 до 16%, в Тверской области в значительной степени увеличилась на фармацевтическом рынке доля ЗАО «Фарминторг №» с 26,6 до 34%» и особенно ЗАО ЦВ «ПРОТЕК» с 15,5 до 29,7%, в Республике Саха (Якутия) в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на фармацевтическом рынке увеличились доли ЗАО НПК «Катрен» с 20 до 24%, ЗАО «РОСТА» с 20,6 до 24,7% при одновременном снижении доли ГУП «Сахафармация» с 42,4 до 33%. Таким образом, процесс концентрации на оптовом фармацевтическом рынке продолжается. У каждого крупного дистрибьютора создана своя мощная инфраструктура: филиалы, представительства, склады, аптечная сеть, производство и т.д. Так, например, региональная структура ЗАО «Аптека-Холдинг» включает 20 филиалов и 25 представительств, ЗАО «СИА Интернейшнл» имеет 35 филиалов, 46 представительств и фармацевтическое производственное предприятие (Скопинский фармзавод), ЗАО ЦВ «ПРОТЕК» — 41 филиал и 29 представительств, ЗАО «Шрея Корпо-рэйшнл — 32 филиала и 10 представительств.

Следует заметить, что ряд крупных компаний (прежде всего национальных дистрибьюторов) проявляют интересы в различных смежных секторах рынка. Одни начинают развивать розничное направление деятельности, формируя собственную аптечную сеть, другие развивают производственное направление, третьи совмещают оба эти пути развития.

С целью создания наиболее устойчивого положения на фармацевтическом рынке, улучшения своего имиджа и обеспечения условий для повышения конкурентоспособности крупные фармацевтические компании участвуют в различных проектах. Так, например, компания «СИА Интернейшнл» является одним из инициаторов создания Ассоциации фармацевтических предприятий, объединяющей 87 аптек. Под эгидой компании в рамках АФП в Москве существует аптечная сеть «Фармир», в которую вхо-

дят 19 аптек. «СИА Интернейшнл — один из инициаторов создания профессионального объединения Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), объединяющего участников всех сегментов фармацевтического рынка.

Компания «Шрея Корпорэйшнл» более 2 лет активно участвует в программе Правительства Москвы по обеспечению лекарственными средствами декретированных групп населения.

Компания ЦВ «ПРОТЕК» разрабатывает и внедряет различные сервисы для еще более комфортной работы своих клиентов. Одним из таких сервисов стало программное обеспечение для аптек «еФар-ма». Через аптеки, в которых установлено это программное обеспечение, производится десятая часть всех отгрузок компании.

В то же время в ряде регионов ни одна из упомянутых компаний не имеет сколько-нибудь существенной доли на исследуемом рынке, например в Белгородской, Омской, Саратовской областях, Приморском крае, в Республике Татарстан и др. регионах. В этих регионах в основном действует ряд небольших региональных и межрегиональных фармацевтических компаний, которые составляют конкуренцию крупным национальным дистрибьюторам.

Кроме ГУП «Фармация» определенную конкуренцию частным оптовым предприятиям создают также другие ГУПы и ОАО, например ГУП «Аптечный склад» (база), которые вместе с региональными ГУПами «Фармация» имеют определенные доли в 74% регионов России. В частности, в Краснодарском крае ГУП «Краснодарская аптечная база» имеет долю на фармацевтическом рынке порядка 25%, в Челябинской области ОГУП «Областной аптечный склад» — 27%, в Ханты-Мансийском автономном округе — 30% и т.д.

Практика показывает, что средние дистрибьюторы имеют ряд преимуществ перед конкурентами в лице национальных дистрибьюторов — это и относительная простота сервиса, и более гибкие условия работы с аптеками и др. Ряд преимуществ они имеют и перед небольшими региональными компаниями: тот же сервис, но на качественно новом

уровне; немалый опыт работы на рынке; отработанные технологии. Развернувшаяся конкурентная борьба между оптовыми дистрибьюторами привела к тому, что многие из них стали создавать собственные розничные сети из аптечных учреждений.

Обследование показало, что в 74% регионов оптовые предприятия имеют собственные аптечные сети, в 62% регионов аптечные сети имеют ГУПы (ОАО) «Фармация» или «Аптечные склады». Наибольшее количество аптек эти предприятия имеют в Амурской области — 126 аптечных учреждений (аптеки, аптечные пункты, киоски) у ОАО «Амурфар-мация», в Республике Башкортостан — 374 аптечных учреждения у ГУП «Баш-фармация», в Брянской области — 250 аптечных учреждений у ГУП «Брянскфар-мация», в Челябинской области — 88 аптечных учреждений у ОГУП «Областной аптечный склад», в Липецкой области 105 аптечных учреждений у ОГУП «Ли-пецкфармация».

В тех регионах, где широко развита аптечная сеть ГУП «Фармация», доля его на фармацевтическом рынке, как правило, весьма значительна и положение более или менее устойчиво.

рОЗНИЧНЫЙ сектор

Обострение конкурентной борьбы в 2003—2004 гг. наблюдалось среди аптечных учреждений. Так, если в 2000—2001 гг. отмечался рост количества государственных и муниципальных аптечных учреждений (в 2001 г. тенденция роста наблюдалась в 44% регионов России), то в 2002 г. произошел спад. Только в 18% регионов было отмечено увеличение количества аптечных учреждений государственной и муниципальной форм собственности. В 2004 г. увеличение численности аптечных учреждений государственной и муниципальной форм собственности отмечался всего в 8,5% регионов и то незначительно (в частности, в Ульяновской, Саратовской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе и др. регионах).

За 2003—2004 гг. количество аптечных учреждений государственной и муниципальной форм собственности уменьшилось в 79% регионов примерно на 13% (в

2002 г. по сравнению с 2001 г. в 67% регионов количество аптечных учреждений указанных форм собственности сократилось примерно на 1020 единиц, или на 7,3%). Наиболее значительное сокращение количества упомянутых аптечных учреждений наблюдалось в 2004 г. в Алтайском крае, Республике Башкортостан, Кемеровской, Курской, Пензенской областях, Ставропольском крае. Наибольшее количество государственных и муниципальных аптечных учреждений имеет место в Республике Башкортостан (порядка 530 единиц), Иркутской области (615 единиц), Пензенской области (545 единиц), Ставропольском крае (620 единиц), Челябинской области (650 единиц).

В 9% регионов количество аптечных учреждений упомянутых форм собственности в 2004 г. осталось без изменений (в Республике Карелия, Краснодарском крае, Рязанской, Астраханской областях и других регионах).

Среди негосударственных аптечных учреждений продолжается тенденция увеличения их численности. В то же время количество регионов, где отмечалась данная тенденция, постепенно сокращается. Так, если в 2000—2001 гг. увеличение численности аптечных учреждений упомянутой формы собственности имело место в 85% регионов, в 2002 г. увеличение их количества наблюдалось в 70%, то в 2004 г. — в 50% регионов России. Наибольшее количество частных аптечных учреждений, а следовательно, и развитая конкурентная среда, отмечается во Владимирской области (порядка 830 единиц), Нижегородской области (845 единиц), Ставропольском крае (1020 единиц), Ростовской области (1080 единиц), Республике Татарстан (817 единиц). Сокращение численности негосударственных аптечных учреждений произошло в 47% регионов. Наиболее значимое сокращение (более чем на 150 единиц) наблюдалось в Алтайском крае, Кабардино-Балкарской Республике, Краснодарском и Ставропольском краях, Омской области.

При этом доля аптечных учреждений негосударственной формы собственности в общем количестве аптечных учреждений постоянно увеличивается. Если в 2001 г. она составила порядка 60%, в

26 КОНКУРЕНЦИЯ НА ФАРМРЫНКЕ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗА 2003-2004 ГОДЫ

РЕМЕШШМ 2006 февраль

2002 г. — 63%, то в 2004 г. — 65%. Наибольший рост численности аптечных учреждений негосударственной формы собственности наблюдался в Республике Башкортостан, Кемеровской области, Красноярском крае.

Наибольшая доля аптечных учреждений негосударственной формы собственности (порядка 94—98%) имеет место в Амурской, Астраханской, Владимирской, Воронежской областях. Наименьшая доля упомянутых аптечных учреждений (порядка 26—40%) наблюдается в Республике Бурятия, в Кировской, Липецкой, Орловской, Ульяновской областях.

Основные мотивы ухода с рынка государственных и муниципальных аптечных учреждений в 2004 г. распределились следующим образом: недостаток собственных оборотных средств, убыточность, банкротство — у 37,5% (в 2002 г.— 32,6%), не выдержали конкуренции — 32% (в 2002 г. — 26,5%), реорганизация в виде присоединения, укрупнение, приватизация — 32% (в 2002 г. — 39%), рост издержек обращения, арендной платы, накладных расходов и других платежей — 22% (в 2002 г. —

22,4%), низкая рентабельность — 19% (в 2002 г. — 28,6%), жесткие лицензионные требования, в т.ч. введение ОСТа — 27%. Сокращению количества аптечных учреждений способствовало в т.ч. издание приказа Минздравом России №80 от 04.03.2003 г. «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (с изменениями от 23.09.2003 г.) (далее ОСТ), которым установлены повышенные требования к размерам площадей. При этом производственные помещения аптек и аптечных пунктов с правом изготовления лекарственных средств увеличиваются на 25 кв. м. При получении или переоформлении лицензий на фармацевтическую деятельность аптечным учреждениям, не отвечающим требованиям стандарта, лицензионные комиссии отказывают в выдаче лицензий. Таким образом, многие аптечные учреждения не в состоянии выдержать требования стандарта, в результате жертвуют производственными отделами, ликвидируя их, что приво-

дит к постепенному исключению деятельности по изготовлению лекарственных средств из фармацевтической деятельности.

Высокие издержки имеют государственные и муниципальные аптечные учреждения, имеющие в своем ассортименте онкологические, противотуберкулезные и наркотические препараты, отпускаемые по льготным и бесплатным рецептам, а также имеющие в своей структуре производственные отделы, требующие дополнительного финансирования. Кроме того, причинами, сдерживающими развитие государственных аптек, явились следующее: аптеки, введенные в действие в 70—80-е гг. в соответствии со СНИПами, имеют большие площади и часто расположены в «малопроходимых» местах. Ежегодно растущие плата за аренду, тарифы по коммунальным платежам, необходимость ремонта и поддержания помещений, особенно производственных, в строгом соответствии с установленными нормативами требуют значительных финансовых средств, которых у государственных аптек не хватает. В результате сокращение аптечных учреждений произошло в значительной части за счет закрытия мелких киосков и аптечных пунктов, производственных аптек, ликвидации ряда сельских аптечных пунктов из-за их убыточности.

В последнее время в ряде регионов и крупных городах России усилилась тенденция создания крупных аптечных сетей, которые вытесняют государственные, муниципальные и частные одиночные аптеки. О наличии конкуренции со стороны сетевых аптек высказались 94% УФАС России.

В настоящее время самостоятельных аптечных сетей, по информации УФАС России, насчитывается более 500. В одних регионах их больше, в других меньше, а в среднем на регион приходится порядка 8 сетей, включающих в среднем 10 аптек.

Наибольшее количество самостоятельных аптечных сетей имеет место в Краснодарском крае (48), Республике Карелия (21), Пензенской (39), Саратовской (21), Ярославской (17), Смоленской (11), Томской (11), Владимирской (21), Новгородской (13), Ульяновской (21), Читинской (11 сетей) областях.

В ряде регионов небольшое количество аптечных сетей охватывает значительную часть аптек, которые составляют серьезную конкуренцию одиночным аптекам. Так, например, в Воронежской области сетевые аптеки составляют 63% от общей численности аптечных учреждений, в Хабаровском крае эта цифра составляет 60,7%, в Краснодарском крае 65%, в Пензенской области — 34% (вместе с аптечной сетью дистрибьюторов), во Владимирской области — 30%, в Республике Башкортостан — 77% (вместе с аптечной сетью дистрибьюторов), в Самарской области — 52% (вместе с аптечной сетью дистрибьюторов), в Сахалинской области — 87% (вместе с аптечной сетью дистрибьюторов).

При этом необходимо отметить, что сетевые аптеки имеют как государственные и муниципальные предприятия, так и негосударственные.

В одних регионах сетевые аптеки большей частью находятся в государственной и муниципальной собственности, в других — в частной собственности. Например, в Воронежской области имеют место две сети аптечных учреждений: одна принадлежит ГУП «Фармация» в количестве 235 аптечных учреждений, другая — ООО «АМП», имеющая сеть аптечных учреждений «Здоровый город» в количестве 9 единиц. В Кемеровской области также две сети: одна ГУП «Аптеки Кузбасса» включает 63 аптечных учреждения, другая ЗАО «Мир медицины» — 43 аптечных учреждения. В Омской области из 6 сетей, включающих 147 аптечных учреждений, только одна сеть ГУП «Омские лекарства» включает в себя 60 аптек.

В Москве лидером среди аптечных сетей является ЗАО «Аптека 36,6», имеющая в своем составе порядка 290 аптек (в Москве, С.-Петербурге, Н.Новгороде, Уфе, Казани, Саратове, Самаре, Мурманске, Воронеже и др.). Другая крупная аптечная сеть ООО «Ригла» имеет 54 аптеки в Москве и 36 — в крупных городах — С.-Петербурге, Саратове, Ростове, Екатеринбурге, Н.Новгороде и др.

В 28% регионов аптечные сети имеют только частные предприятия, в частности в Республике Адыгея, в Алтайском крае, в Белгородской, Калининградской, Кировской, Костромской, Новосибир-

ской, Рязанской областях и др. регионах. Если учесть, что наряду с аптечными сетями дистрибьюторов имеют место самостоятельные аптечные сети унитарных предприятий или различных обществ, т.е. вероятность деления рынка фармацевтических услуг по территориальному признаку. Об этом, в частности, свидетельствует наличие сети аптечных учреждений в различных районах или городах, которые в основном занимаются обслуживанием населения соответствующего района или города. Например, в Хабаровском крае ГУП «Фармация» Комсомольска-на Амуре имеет в составе 63 аптечных учреждения, которые обслуживают в основном население этого города. В Оренбургской области МУП «Фармация» г. Бузулука, имея в составе 17 аптечных учреждений, обслуживает в основном подавляющее большинство населения этого города.

В крупных городах сетевые аптеки занимают, как правило, основное место. Например, в Пензе сетевые аптеки занимают около 60% розничного фармацевтического рынка, государственные и муниципальные — 25% и частные одиночные -15%.

В тех регионах, где достаточно большое количество аптечных сетей, существует конкуренция и между сетями. Основными составляющими, обеспечивающими победу в конкурентной борьбе, являются: широкий ассортимент лекарственных средств, выгодное местоположение, высокое сервисное обслуживание при устойчивом финансовом положении. Поскольку функции государственных и муниципальных аптечных учреждений частным аптекам не переданы, то сокращение количества государственных и муниципальных аптечных учреждений имеет в большинстве случаев отрицательные последствия, которые негативным образом сказываются на обеспечении населения лекарственными средствами, об этом, в частности, высказались 75% УФАС России. 10% УФАС России считают, что последствий нет и 13% — нашли в этом процессе как отрицательные, так и положительные моменты. Наибольшее количество ответов об отрицательных последствиях сокращения численности государственных и муниципальных аптек (46%) содержат беспо-

койства по поводу уменьшения количества производственных аптек и отделов, изготавливающих лекарства по экстемпоральной рецептуре. Далее следуют ответы (40,5%) относительно сокращения количества государственных и муниципальных аптек, выполняющих социальные функции (отпуск лекарств по льготным рецептам), которые и осуществляются, главным образом, этими аптеками. На третьем месте (30%) по охвату территории стоят ответы о сокращении аптечных учреждений, реализующих наркотические и психотропные вещества. 20% УФАС России в качестве отрицательных последствий отметили сокращение аптечных учреждений в сельских, отдаленных районах, и уменьшение доступности лекарственного обеспечения из-за увеличения радиуса расположения аптек.

Кроме того, 17% УФАС России указали на то, что с сокращением численности государственных и муниципальных аптечных учреждений ослабнет контроль качества лекарственных средств и увеличится количество в продаже фальсифицированных лекарственных средств.

В качестве других отрицательных последствий отмечалось высвобождение квалифицированных фармацевтических работников государственных и муниципальных аптек и недостаточно высокий профессиональный уровень работников частных аптечных учреждений.

Среди положительных последствий сокращения численности государственных и муниципальных аптек отмечается улучшение сервисного обслуживания, расширение ассортимента лекарственных средств, снижение цен на лекарственные средства, улучшение финансового состояния оставшихся аптек. Одновременно с констатацией последствий ухода с рынка государственных и муниципальных аптечных учреждений УФАС России высказались о необходимости сохранения в упомянутом виде собственности аптечных учреждений прежде всего в каждом муниципальном образовании для выполнения социально значимых функций (65% ответов), для обеспечения потребностей рынка в наркотических и психотропных веществах (51% ответов), для внутриаптечно-

го изготовления лекарственных средств по экстемпоральной рецептуре (295 ответов), для обеспечения лекарственными средствами стационарных учреждений и ЛПУ (24% ответов).

Кроме того, в 17% ответов высказано мнение о необходимости наличия муниципальных аптечных учреждений в сельской местности и труднодоступных районах, поскольку для частного предпринимательства, в силу известных причин, эти области считаются невыгодными для вложения капитала.

О ПРОЦЕССАХ КОНЦЕНТРАЦИИ | НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

Уменьшение на фармацевтическом рынке количества предприятий оптовой торговли лекарственными средствами, обусловленное в первую очередь обострением конкурентной борьбы, сопровождается процессом укрупнения этих предприятий (концентрации). О наличии этого процесса в регионе высказались 52% УФАС России. 46,5% ответов территориальных органов ФАС России свидетельствуют о том, что процесс укрупнения оптовых предприятий в регионе не наблюдается. Как правило, на наличие упомянутого процесса указали те УФАС России, в регионах которых произошло значительное сокращение в 2003—2004 гг. количества оптовых предприятий по торговле лекарственными средствами, например в Самарской, Саратовской, Калининградской областях, С.-Петербурге и Ленинградской области и других регионах.

В некоторых регионах наблюдается стабильное положение отдельных фармацевтических компаний, имеющих на рынке основную долю. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе на рынке присутствуют всего три наиболее крупных дистрибьютора — ГУП «Аптечная база» (Сургут), ЗАО ЦВ «ПРОТЕК», ООО «Ас-бюро» (Екатеринбург), имеющих доли 30%, 33%, 37% соответственно. Основными причинами недостаточного развития конкуренции на исследуемом рынке являются экономические (сложные процессы лицензирования и сертификации лекарственных средств и др.), административные барьеры и другие факторы (высокие налоговые

28

РЕМЕШШМ

КОНКУРЕНЦИЯ НА ФАРМРЫНКЕ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗА 2003-2004 ГОДЫ

платежи, арендная плата, тарифы, низкая покупательная способность, удаленность территорий от транспортных магистралей, малочисленность населения на обслуживаемых территориях, отсутствие квалифицированных кадров и тд.).

В тех регионах, где произошло увеличение количества оптовых предприятий, процесс концентрации, естественно, не обнаружен.

В большей степени процесс концентрации на фармацевтическом рынке заметен среди аптечных учреждений, о чем утвердительно ответило 74% УФАС России. Этот процесс затронул как государственные (муниципальные) аптечные учреждения, так и частные.

Указанные ранее причины ухода аптечных учреждений с рынка, а также жесткая конкуренция со стороны сетевых аптек способствовали тому, что многие нерентабельные аптечные учреждения с целью выживания реорганизовывались в виде слияния или присоединения к рентабельным предприятиям. Особенно это характерно для муниципальных аптечных учреждений, напри-

мер, в Томской области сокращение количества муниципальных аптечных учреждений сопровождалось присоединением их к муниципальному учреждению «Томскфармация», в Тверской области ряд муниципальных аптек присоединились к муниципальной аптеке №1. В ряде регионов этот процесс регулируется соответствующими нормативными актами органов исполнительной власти. Так, Правительством С.-Петербурга было издано в апреле 2004 г. постановление «О реорганизации аптечных государственных унитарных предприятий С.-Петербурга». В соответствии с этим постановлением на базе 110 государственных аптек были созданы 4 государственных унитарных предприятия.

Характерным является то, что основная масса территориальных органов ФАС России (92,5%) оценивает процесс концентрации предприятий на фармацевтическом рынке как положительное явление, способствующее улучшению обеспечения населения лекарственными средствами. Основными факторами, характеризующими этот процесс с по-

ложительной точки зрения, являются: расширение ассортимента лекарственных средств (91% ответов), улучшение сервисного обслуживания (80,5% ответов), снижение цен на лекарственные средства (55% ответов). В качестве других факторов 9% УФАС России указали снижение издержек обращения, улучшение информированности населения о рынке лекарственных средств, улучшение контроля качества лекарственных средств, усиление прозрачности рынка и др.

В то же время в качестве основного фактора отрицательного влияния процесса концентрации предприятий на развитие рынка и обеспечение населения лекарственными средствами 22% УФАС России указали рост цен на лекарственные средства.

Представляется, что рост цен на лекарственные средства в соответствующих регионах при усилении концентрации на фармацевтическом рынке произошел вследствие снижения конкуренции и усиления рыночной власти сетевых аптек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.