УДК 316.624
Линевич Татьяна Игоревна
Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: tanyalinevich1402@mail. ru Полевая Наталия Михайловна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: [email protected] Linevich Tatyana Igorevna Amur State University, Blagoveshchensk, Russia E-mail: [email protected] Polevaya Natalia Mihailovna Amur State University, Blagoveshchensk, Russia E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
SOCIAL CORRECTION AS A TECHNOLOGY OF SOCIAL WORK WITH MINORS
WITH DEVIANT BEHAVIOR
Аннотация. В статье рассматривается социальная коррекция несовершеннолетних с девиантным поведением. Проанализированы функции, методы, элементы коррекционного комплекса, применяемого в отношении несовершеннолетних с девиантным поведением.
Abstract. The article deals with the social correction of minors with deviant behavior. The functions, methods, and elements of the correctional complex applied to minors with deviant behavior are analyzed.
Ключевые слова: подростки девиантного поведения, технология социальной работы, социальная коррекция, девиантное поведение, девиация.
Key words: adolescents of deviant behavior, technology of social work, social correlation, deviant behavior, deviation.
Одной из самых популярных проблем нашего времени является девиантное поведение личности. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и выдвинуло эту проблему в центр внимания социальных работников, социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. По данным портала правовой статистики, за последний год число несовершеннолетних девиантов в России возросло на 500 тысяч. По информации УМВД России по Амурской области, за последние два года численность подростков с девиантным поведением увеличилась почти на 10%. На учете в уголовно-исполнительной инспекции сейчас состоит 9 тыс. человек.
Девиантное поведение - социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Причинами, способствующими появлению его у подростков, могут служить плохие условия проживания, а также низкий уро вень культуры или асоциальное поведение их родителей. Однако девиантные подростки встречаются и в благополучных семьях. Причины этого, по мнению экспертов, - отсутствие должного контроля и низкий уровень мотивации ребенка к учебе и другим полезным занятиям.
300
250
370
500
700
1200
тысяч чел.
2016 2017 2018 2019 2020 2021
Рис. 1. Количество проявлений девиаций среди подростков за последние 5 лет.
Основываясь на ведущих критериях девиантного поведения (вид нарушаемой нормы и нега тивность последствий отклоняющегося поведения), Е.В. Змановская разработала оригинальную клас сификацию, представленную в таблице. _Классификация типов девиантного поведения_
Асоциальное
Антисоциальное (делинквентное)
Аутодеструктивное
Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума. человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок меж-пичностного взаимодействия. Всё это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игро-манпей, иждивенчеством, алкоголизмом, наркоманией, бродяжничеством и т.п.
Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентное поведенческие штампы касаются более узких вопросов - имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие), напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами (в целом это противоправное поведение).
Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни.
Социальная работа и различные технологии, направленные на работу с несовершеннолетними с девиантным поведением, основываются непосредственно на правовом законодательстве РФ. Среди нормативно-правовых актов, касающихся вопросов защиты и помощи несовершеннолетним следует отметить следующие: Конституция РФ; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Международный документ «Конвенция о правах ребенка» от 26.01.1990; «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» (приняты 14.12.1990 резолюцией 45/112 на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
В соответствии с данными нормативно-правовыми актами подростковый возраст и детство стали рассматриваться как социальный феномен, отражающий роль, место и положение несовершеннолетних как социальной группы в государстве и обществе; провозглашена необходимость создания достаточных и справедливых условий для выживания и развития детей, для защиты прав каждого ребенка.
С целью предотвращения возникновения и развития девиаций среди подростков реализуются технологии коррекционной работы. Коррекционная работа с несовершеннолетними с девиантным поведением - социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориента-ций, установок и поведения личности, а через это - на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
Коррекционная работа включает следующие функции:
восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о добрых делах;
компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в интересующей его деятельности (в спорте, в труде, в творчестве и т.п.);
стимулирующую, направленную на активизацию позитивной общественно полезной деятельности подростка; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам;
корректирующую, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов (поощрение, убеждение, пример и т.д.).
Группы методов коррекции девиантного поведения несовершеннолетних представлены на
рис. 2.
Методы коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями: формирование сознания - взглядов, оценок, понятий, суждений; формирование эмоциональных чувств, стремлений, мотивов, идеалов; самовоспитание личности - самооценка, самоконтроль, самоорганизация;
формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности подростка, его привычек, отношения с окружающими; организация деятельности; общение;
самореализация и индивидуальная коррекция действий;
создание новой среды - новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, ситуации, среды.
Остановимся более подробно на характеристике основных элементов коррекционного комплекса.
1 элемент - диагностический. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции. Данный элемент подразумевает формулировку социально-психологической и педагогической проблемы, а также выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.
Первые способы обследования индивидов основываются на клинических симптомах, анамнезе и имеют скорее интуитивный характер: специалисты определяют прогноз посредством наблюдения и за счет профессионального опыта.
Второе поколение методик основано на статистике, т.е. выявляется связь между девиациями и конкретными фактами, которые можно измерить (уровень образования, доход семьи).
Методики третьего поколения учитывают не только реальные данные, но и динамические факторы, - например, взаимоотношения с ровесниками, школьную успеваемость. Еще одно достижение новых методик - оценка и учет потребностей индивида.
Рис. 2. Группы методов коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.
2 элемент - установочный. Цель - побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Суть данного элемента заключается в выборе определенных методов и технологий коррекци-онной работы. Специалисту необходимо установить контакт с несовершеннолетним. Подросток должен доверять специалисту, видеть в нем достаточно «умного» взрослого и быть уверенным, что ему помогут. Установочный элемент подразумевает проведение бесед с несовершеннолетним, а также демонстрацию и разъяснение позитивных образов поведения.
3 элемент - коррекционный. Цель - гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой определенными способами деятельности.
Для достижения поставленной цели специалисту необходимо организовывать ситуации, в которых подросток может достичь успехов, разрабатывать меры поощрения, вовлекать его в коллективные
виды деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала и самовыражения. Важным в данном случае является снижение требований к участнику взаимодействия до достижения им социальной и психологической адаптации. Специалист не должен требовать от несовершеннолетнего моментального желания участвовать в различных творческих, коллективных видах деятельность и т.п.
Таким образом, к социальной коррекции девиантного поведения подростков следует подходить комплексно, действовать с разных сторон, используя разнообразные формы и методы работы. Важна посредническая деятельность социального работника - подключение к коррекционной работе не только родителей, но и сотрудников полиции, врачей, общественности.
Как показывает опыт зарубежных стран, отличной формой коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями могут служить загородные лагеря, что в свою очередь поможет сгладить сложности учебного процесса в общеобразовательной средней школе, удовлетворит потребность в создании условий для восстановления здоровья, а также релаксации и организации рекреационной деятельности подростков группы риска.
Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.2004 № 170-ФЗ отдых детей и их оздоровление - это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований».
Главной целью подобных лагерей являлось бы укрепление здоровья и физического состояния подростков, развитие их эмоциональной сферы, понимание ими процессов жизни на природе, выработка активной жизненной позиции, эстетическое развитие личности, решение целого комплекса образовательных задач, связанных с развитием любознательности у молодых людей, стимулированием их творческих и познавательных интересов, расширением их кругозора, социальной адаптацией. Всё это способно занимать свободное время несовершеннолетних - так, чтобы у них не оставалось его для мыслей о различных антисоциальных поступках. Таким образом, создание новых, а главное - интересных для несовершеннолетних форм работы с ними делают коррекционную деятельность наиболее эффективной в достижении поставленных задач.
Поскольку проявление различных девиаций среди подростков - одна из острейших проблем сегодняшнего дня, необходимо принимать меры по их предупреждению. Для повышения эффективности работы с девиантными несовершеннолетними следует соблюдать такие условия как своевременное выявление неблагоприятной обстановки их семейного воспитания, оказание несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных жизненных условиях и уже начавшим совершать мелкие правонарушения, необходимой помощи, привлечение тех, кто совершил правонарушение, к ответственности и т.д.
Мероприятия по социальной коррекции подростков с девиантным поведением требуют специальной теоретической подготовки, владения знаниями в области психологии несовершеннолетних, основ уголовного правосудия и т.д. Конечно, лучше проводить воспитательные коррекционные меры нарушения поведения, чем меры правовой коррекции, которые обычно запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен.
1. Ветошкин, С.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. - М.: Российский гос. профессионально-пед. ун-т, 2018. - 215 с.
2. Львович, Ч.В. Основные методики социальной работы с несовершеннолетними дезадаптированными детьми и правонарушителями // Вестник Пермского ун-та. Серия «Философия. Психология. Социология». -2017. - № 4. - С. 32-33.
3. Мигелева, П.В. Содержание и методы работы социального педагога // Вестник психосоциальной и кор-рекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 3. - С. 18-31.
4. Перешеина, Н.В. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2016. - 192 с.
5. Статистика Генпрокуратуры: Россия тонет в волне жестокого криминала. - Режим доступа: http://www.mk.ru/social/2015/09/01/genrprokuratura-izzakrizisa-rossiyu-zakhlestnula-volna-prestupnosti. (дата обращения 15.05.2021).
6. Холостова, Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2015. - 278 с.