Научная статья на тему 'Педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних'

Педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
405
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGY / THE INSPECTOR ON AFFAIRS OF MINORS / MINORS / DEVIANT BEHAVIOR / EDUCATION / EDUCATIONAL WORK / PREVENTIVE MAINTENANCE / ПЕДАГОГИКА / ИНСПЕКТОР ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Простакишина Юлия Александровна

Девиантное поведение явление амбивалентное, которое требует повышенного внимания не только стороны родителей, педагогов, социальных педагогов в школе и психологов, но и со стороны инспектора по делам несовершеннолетних к его проявлению в обществе. Эффективной профилактической работой девиантного поведения на общенаучном уровне будет в сочетании системного подхода с воспитательной работой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Простакишина Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social pedagogue (inspector for juvenile affairs) is the subject of the educational work of deviant adolescents

Deviant behavior is an ambivalent phenomenon, which requires increased attention not only from parents, teachers, social teachers at school and psychologists, but also from the inspector of juvenile Affairs to its manifestation in society. Effective preventive work of deviant behavior at the General scientific level will be combined with a systematic approach to educational work.

Текст научной работы на тему «Педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних»

@ Prostakishina Ju.A. 2018

THE SOCIAL PEDAGOGUE (INSPECTOR FOR JUVENILE AFFAIRS) IS THE SUBJECT OF THE EDUCATIONAL WORK OF DEVIANT

ADOLESCENTS

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Julia Alexandrovna Prostakishina, Юлия Александровна Простакишина,

adjunct faculty of training of scientific- pedagogical and адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических

scientific personnel of the Moscow University of the Ministry и научных кадров Московского университета

of the Interior of Russia named after V. Ya. Kikotya МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

Научный руководитель: Ирина Валентиновна Ульянова, профессор кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, доцент

Для цитирования: Простакишина Ю.А. Педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. 1/2018. С. 35-37.

Annotation. Deviant behavior is an ambivalent phenomenon, which requires increased attention not only from parents, teachers, social teachers at school and psychologists, but also from the inspector of juvenile Affairs to its manifestation in society. Effective preventive work of deviant behavior at the General scientific level will be combined with a systematic approach to educational work.

Key words: pedagogy, the inspector on Affairs of minors, minors, deviant behavior, education, educational work, preventive maintenance.

Аннотация. Девиантное поведение - явление амбивалентное, которое требует повышенного внимания не только стороны родителей, педагогов, социальных педагогов в школе и психологов, но и со стороны инспектора по делам несовершеннолетних к его проявлению в обществе. Эффективной профилактической работой девиант-ного поведения на общенаучном уровне будет в сочетании системного подхода с воспитательной работой.

Ключевые слова: педагогика, инспектор по делам несовершеннолетних, несовершеннолетний, девиантное поведение, воспитание, воспитательная работа, профилактика.

Девиантное поведение в последнее время приобретает массовость. Под девиантным поведением понимают ненормативное поведение, которое не соответствует общественным нормам. По мнению П.Д. Павленок девиантное поведение трактуется как «.. .поступок или деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам). Интерпретируется как исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам»1. Т.Б. Журавлева считает «.любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, кото-

рое не одобряется законом, - делинквентным»2. В отечественной науке, социальной педагогике, мы сталкиваемся с неопределённостью в понятийном уровне. Девиатное поведение зачастую называют и отклоняющимся поведением. Общее у данных терминов является правонарушения подростков.

Вопрос о профилактике девиантного поведения сегодня несомненно актуален. Каждое научное направление и организация в сфере культуры, здравоохранения и образования стремится внести свои идеи в целях эффективного предупреждения девиантного поведения молодежи. Девиантное поведение приобретает массовый характер в нашей стране. Участились случаи нападения учеников на своих одноклассников. Интернет коммуникации пестрят роликами о безжалостных избиениях подростками друг друга. Факты данного поведения

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTYVITIES

очевидно наводят на признание деградации культуры и нравственности. Не своевременная помощь подростку при девиантном поведении приводит к угасанию положительных эмоций и чувств, взгляды его будут направлены на гедонистические ценности. Д.И. Фельдштейн писал: «в пятилетний период с 2005 по 2009 г. Резко снизилось когнитивное развитие»3. Т.В. Обыденнова подчеркивает: «Обострение социальной и политической обстановки в нашей стране чрезвычайно негативно отразилось на положении несовершеннолетних. Кризисные явления во многих сферах государственного управления самым непосредственным образом сказались на состоянии правонарушений несовершеннолетних»4. И.В. Ульянова отмечает: «...постиндустриальное общество крайне агрессивно по отношению к человеку, ребенку (Г. Мар-кузе, Э. Тоффлер и др.), намеренно навязывает ему идеи неопределенности, ложных потребностей, разрушения традиций, готовности к манипуляциям и проч., а также рискованного, слабо контролируемого поведения, в связи с чем формируются различные аддикции - игровая, компьютерная, пищевая, следовательно, на сегодняшний день жиз-несберегающий ресурс необходимо раскрывать, прежде всего, в пространстве семьи и образовательной организации (т. е. в локальном пространстве гуманистической направленности)»5.

Несовершеннолетние, достигшие возраста 16 лет, являются субъектами административных правонарушений6.

Согласно статистическим данным7: за период с января по декабрь 2016 года (включительно) несовершеннолетними совершено правонарушений в Московской области - 1 052, и в г. Москва - 653; за период с января по декабрь 2017 года (включительно) несовершеннолетними совершено правонарушений в Московской области - 6659, и в г. Москва - 789.

Возникает один из вопросов: какие правонарушения наиболее «популярны» среди несовершеннолетних? По аналитико-статистическим данным в Московской области несовершеннолетние более склонны к правонарушениям в виде мелкого хищения (статья 7.27 КоАП РФ) - 441; в виде мелкого хулиганства (статья 20.1 КоАП РФ) - 472; наиболее распространенным видом правонарушения подростков является распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции - 3328 деяний.

По аналитическим данным, а следовательно, и по интересам детей, достаточно часто встречающимся составом правонарушений среди подростков являются: мелкое хищение (статья 7.27 КоАП РФ); мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП

РФ); управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ); потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (статья 20.20 КоАП РФ); нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (статья 20.22 КоАП РФ); безбилетный проезд (часть 1, часть1.1, статья 10.1 КоАП г. Москвы8; Федеральный закон «Устав Железнодорожного транспорта Российской Федерации»9);

Субъекты воспитательной работы с подростком в лице: родителей (законных представителей, опекунов, попечителей), педагогов, социального педагогов в школе, психолога в школе, должны принимать значительные меры для возможного недопущения совершения детьми правонарушений. Попадая в руки инспектора по делам несовершеннолетних (социального педагога) начинается водоворот профилактических и предупредительных мероприятий в отношении несовершеннолетнего (групп лиц), в целях наставления на социально-нравственный жизненный путь, в нормах социального общества. Инспектор по делам несовершеннолетних оказывает существенное влияние на подростка-правонарушителя посредством позитивной, обучающей, воспитывающей и развивающей педагогики. Например, одной из главных целей инспектора по делам несовершеннолетних является формирование у подростка мотивации (убеждения) о потребности в ликвидации «плохого» поведения, не вхожего в рамки социального общества и взрослого человека, путем воспитания и формирования у подростка представления о морали и нравственности (о добре и зле), о последствиях за свое поведение не только перед родителями (родственниками, друзьями, школой), но и перед обществом в целом, что несомненно требует особого такта и внимания. Инспектор по делам несовершеннолетних также должен нацеливать несовершеннолетнего на доброжелательность, отзывчивость, рефлексию, эмпатию, альтруизм, доверительность, искренность и другие чувства, способные воспитать здорового и чувственного гражданина нашей страны.

Т.В. Обыденнова считает: «Представляется, что одним из возможных способов решения этих

36

№ 1/2018

проблем может быть применение правоохранительными органами возможностей педагогической профилактики, сущность которой заключается в использовании педагогических средств в предупреждении преступлений»10.

Важно соизмерять меры воспитательного воздействия на несовершеннолетнего и приветствовать процесс перевоспитания, содействуя несовершеннолетнему в понимании и принятии чувства ответственности за свои поступки. Это детерминируется тем, что действия несовершеннолетних, несоответствующее общепринятым социальным нормам и ценностям, сильно связаны с процессом роста. Ожидание к лучшим переменам по мере взросления - как метод наблюдения особо важен при работе с подростками, поведение часто изменяется по мере взросления. Инспектор по делам несовершеннолетних в своей работе опирается на содействие не только родителей (законных представителей, опекунов, попечителей), педагогов, социального педагогов в школе, психолога в школе, но и волонтеров. По мнению И.В. Ульяновой «Особую ценность в профилактике девиантности, делинквентности, аддикций школьников приобретает, как показала наша практика, волонтерская деятельность старшеклассников, тьюторское движение студентов факультетов подготовки социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, когда близкие по возрасту, но более взрослые наставники делятся с учениками опытом преодоления собственных ошибок, отказа от асоциальных увлечений, радостью просоциальных достижений. Такая работа, в свою очередь, содействует формированию осознанной профессиональной позиции самих студентов, которые включаются в процессы самоанализа, самокоррекции, самовоспитания и самоперевоспитани»11.

1 Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа». М.: ИНФРА-М, 2010. С. 7.

2 Журавлева Т.Б. Делинквентное поведение несовершеннолетних как социально-психологическая проблема: методическое пособие. Казань: Отечество, 2011. С. 8.

3 Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Известия Российской академии образования. 2010. №2 (14). С. 9-10.

4 Обыденова Т.В. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними : автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 3.

5 Ульянова И.В., Попова Т.А. Актуальные направления профилактической и коррекционной работы со школьниками рискованного поведения // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 1; URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=27363 (дата обращения: 29.01.2018).

6 Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 декабря 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2001 г. // Российская газета. 2001. № 256. 31 дек.

7 URL: http: //www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/infraction/.html (дата обращения: 12.01.2018).

8 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» Закон г. Москвы от 21.11.2007 №45 // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2017. № 69. 12 дек.

9 Федеральный закон от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» принят Госсударственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 декабря 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 27 декабря 2002 г. // Российская газета. 2003. № 8. 18 янв.

10 О некоторых вопросах противодействия полиции административной деликтности несовершеннолетних / Т.В.Обыденнова // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию доктора юридических наук, профессора Виктора Васильевича Денисенко, 3 июня 2016 г., Новороссийск, 2016. С.318-324.

11 Ульянова И.В. Подготовка социальных педагогов: системно-содержательные профили социальной педагогики, классификация девиаций // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 5. С. 150-156; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36686 (дата обращения: 12.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.