Научная статья на тему 'Социальная адаптация студентов в сфере образования'

Социальная адаптация студентов в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
364
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ФАКТОРЫ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щербакова В. П.

На эмпирической базе мониторингового исследования рассматриваются особенности адаптации студентов в образовательной сфере деятельности, включающие мотивацию выбора специальности, отношение к учебному процессу и реформе высшего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация студентов в сфере образования»

гласит: «крупица информации дороже горы данных, крупица знаний дороже горы информации, ккупица понимания дороже горы знаний». Студенты учатся не просто понимать окружающую действительность, с помощью социологического воображения они формируют свое отношение к социальной реальности и учатся доказывать свое мнение относительно той или иной социальной проблемы. Это является важным приоритетом как с точки зрения восприятия социологической науки, так и с точки зрения рави-тия гражданского сознания молодежи.

Библиографический список

1. Красовский, А. Д. Организационное поведение/ А.Д. Красовский.

- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 511 с.

2. Управление персонаом/ под ред. Т. Ю. Баарова, Б. П. Еремина. -М.: ЮНИТИ, 2006. - 560 с.

3. Друкер, П. Ф. Практика менеджмента: пер. с англ./ П. Друкер. -М.: Издательский дом "Вильямс", 2001. - 398 с.

4. Маур, И. И. Корпоративный менеджмент/ И.И. Маур. - М.: Выспшя школа, 2003. - 1077 с.

5. Квин В. Прикладная психология/ В. Квин.- СПР: Издательство «Питер», 2000. - 528 с.

6. Управление персонаом/ общ. ред. А. И. Турчиова. - М.: Изд-во РАГС, 2002.- 488 с.

E. Khirkova

Management of communication process during structural arrangement of learning sessions

In this article we analyzed the peculiarities of communication process during structural arrangement of learning sessions on sociology, illustrated elements of teaching tutorial complex on the basis ofexamples ofscientific information reception patterning.

Key words: communication, communication operation, interest, simulation exercise, academic activity.

Получено 20.02.2009 г.

УДК 316.346.32-053.6

В.П. Щербакова, канд. социол. наук, доц., (4872) 33-24-18, forum@tsu.tula.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

На эмпирической базе мониторинге ого исследования рассматриваются особенности адаптации студентов в образователъноо сфере деятельности, включающие мотивацию выбора специауъности, отношение к учебному процессс и реформе высшего оббазования

Ключевые слова: социальная адаптация, адаптационный потенциал, мотивы получения образования, факторы жизненного успеха, инновационные образовательные технология

Исследование социальной адаптации в образовательной сфере деятельности представляет важность, так как это сложный процесс, на который оказывают влияние не только институциональные, но и системные факторы. Модернизация системы высшего образования происходит как в связи с трансформацией экономических и политических институтов и изменениями института образования, так и с входом российского общества в мировое европейское образовательное пространство.

В настоящее время проблема социальной адаптации студентов в образовательной сфере приобретает актуальность и вследствие расширения спектра социаизационных траекторий молодых людей, внедрения новых стандартов образования, переходом к инновационным образовательным технологиям, приобретающих большой территориальный масштаб и дифференцирующихся в зависимости от профиля вуза.

Под социальной адаптацией к образовательной деятельности мы понимаем осознанный выбор специальности, оптимальное и активное приспособление студентов к новым вузовским условиям обучения и воспитания посредством организации и самоорганизации деятельности, специально направленной на осуществление этого процесса.

Адаптация молодежи к образовательной сфере усложняется. С одной стоооны, молодому поколению необходимо приспособиться к традициям, а с другой стороны, - к новым образовательным технологиям, к двухуровневой системе подготовке, что создает часто значительные трудности в адаптивном процессе.

В то же время ценность высшего образования в соввеменном росийском обществе постоонно возрастает. Значительно расширился и комплекс мотивов получения высшего образования. Они складываются в более сложные мотивационные системы. Так, в связи с этим Е.М. Аврамова, А.А. Шабунова, Д. М. Логанов отмечают, что основными мотивами получения образования являются 1) знания; 2) деньга; 3) престиж;

Они выделяют четыре основных типа образовательных мотиваций: 1) интеллектуально-прагматический (получение знаний и конвертация их в высокие доходы - 29, 7 %; 2) преимущественно интеллектуальный (главный мотив - получение знаний ( 31,8 %); 3) преимущественно прагматический - главна цель получение в будущем высоких доходов - 22,1 %). 4) побочный - (внеобразовательные мотивы - способ уйти от проблемы (трудоустройства, призыва в армию или отодвинуть ее 16,4 %)[ 1].

Несмотря на многочисленные сложности, институт образования в любом, даже самом «деидеологизированном» социуме будет оставаться

индуктором смыслов, норм и ценностей. В идеале он должен готовить личность, максимально подходящую для того типа общества, в котором данный институт функционирует. В реальности всё может обстоять сложнее, особенно в периоды глубоких социальных тэансформаций, когда включаются механизмы социальной инерции, ноителями котооых могут являться «значимые другие» - ууителя и преподаватели, адаптированные к другому типу общества и вольно или невольно осуществляющие социализацию с ориентирами именно на него, как в частности, полагает О.А. Кармадонов [ 2 ].

Немаловажную роль в адаптации играют и психологические факторы. Внутренние механизмы социальной адаптации в настоящее время ис-следуетст при помощи такого интегрального покзателя, как адаптационный потенциал личности. В этом контексте Пал шина Т. О. обосн овала вывод, что личностный адаптационный потенциал включает в себя четыре компонента. Первые два - биопластический и биографический. Третий -психический, котооый обеспечивается скрытыми реальными возможностями человека, позволяющими отражать объективную реальность, сохранять целостность, caмocoвeлшeнствoвaтьcя и самообразовываться. Четвертый компонент - система личностной регуляции, дающая возможность достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, развиваться, совершенствоваться [3].

В коне кете методологии нашего исследования и операционализа-ции понятия «адаптация к образовательной сфеее» для нас важны третий и четвертый компоненты: психический - в связи с тем, что он раскрывает уровень самореализации cтудeутoв, проовляющейся в ходе освоения профессии; система личностной регуляции, - проявляющаяся во многом в оценке факторов жизнен ого успеха и мотивации целедостижения.

Изучение особенностей процесса социальной адаптации наиболее адекватно осуществлять с помощью мониторинговых исследований. На протяжении 1997-2008 гг. мы проводим мониторинг социальной адаптации студентов Тульского государственного университета. Для исследования мотивации получения высшего образования мы используем пеееменные «мотивы поступления в вуз» и «фактооы жизненного успеха». В качестве основных ккитериев адаптированности в учебной сфере деятельности мы применяем таке параметры, кк: «реализация возможностей в ходе учебного процесса», «интерес к обучению по специальности», «аспекты учебного процесса» (выступающие в качестве ограничителей или стимуляторов социальной адаптации в образовательной сфере), «удовлетворенность выбранной специальностью», возможность смены специальности в случае зачисления в вуз без экзаменов»

Результаты мониторингового исследования социальной адаптации студентов Тульского государственного университета к образовательной деятельности, проведенного в 2008 г., позволили выжить следующие тенденции.

Если ставнить распределения ответов о фактооах жизненного успеха 2002 г. с данными, полученными в 2008 г., можно отметить, что на первом месте так и осталст ууовень образования (2002 г. - 76,5 %, а 2008 г.- 84,3 %), на втором месте в 2008 г. стоят способности и талант - 62,7 %, а 2002 г. - деньги (56,4 %); на тетьем месте в 2008 г. - связи с нужными людьми (59,7 %), 2002 г. - способности и талант. Оценки фактооов жизненного успеха иллюстрирует табл. 1.

Таблица 1

Факторы достижения жизненного успеха

(в % и числл опрошенных)

Факторы жизненного успеха 2002 г. 2008 г.

1 2 3

Способности, талант 54,4 62,7

Образование 76,5 84,3

Помощь родителей, родственников, их общественное положение 21,5 26,0

Удача, везение, случай 38,3 34,3

Связи с нужными людьми 51,3 59,7

Деньги 56,4 45,7

Надежные друзья 32,6 29,7

Здоровье 52,1 52,0

Обаяние, красивая внешность 6,7 10,7

Гааа нгированная личная безопасность 2,7 2,3

Профессионализм 35,2 42,7

Политика государства 12 14,3

Другое 1,3 0,7

Большинство опрошенных (44,3 %) считают, что они учатся значительно ниже свои возможностей. Следующая группа (38,7 %) признается, что частично реализует свои возможности. В полной мере используют их лишь 8,7 %. А 7,7 % студентов заттудниись ответить, что говорит о неоднозначности адаптации, проявляющейся в том, что при высоком уровне

адаптивного потенциала наблюдается достаточно низка степень самореализации в процессе подготовки в будущей профессиональной деятельности. Это свидетельствует о недостаточной степени заинтересованности студентов в учебном процессе, либо об и разочаровании в нем.

Отношение студентов к учебе практически не зависит от пола и от возраста. Коэффициент корреляции по переменной отношение студентов к учебе в зависимости от пола равен 0,166, то есть связь является слабой, и в зависимости от возраста равен 0,033. Это говорит о том, что связь является очень слабой. На отношение студентов к учебе, возможно, влияют другие факторы.

Анализ переменной «интерес к обучению по специальности» показал, что более трети студентов удовлетворены: получаемой специальностью (37 %), а небольшому количеству опрошенных (3,4 %) учеба по специальности не нравится (5,3 %).

Коэффициент корреляции по переменной «yдoвлeтвoлeннocть студентов специальностью» в зависимости от факультета равен 0,166 (связь является слабой). Удовлетворенность студентов получаемой специальностью не зависит и от факультета, на котооом они учатся.

Заинтересованность студентов в учебном процессе можно проиллюстрировать табл. 2.

Таблица 2

Заинтересованность студентов в учебном процессе (2008 г.)

(в % от общего числа опрошенных)

Аспекты: учебного процесса В первую очередь Во вторую очееедь В третью очередь

Наличие учебно-методической литератур ы1 21,3 42 31,7

Обучение по индивидуальным планам 22 43,3 30,7

Заинтересованность преподавателя в успехах студентов 66 19 10,3

Профессионализм преподавателей 64 20,7 11

Восстановление распре деления пи трудоустройстве 35 40,7 19,7

Нличие возможности получения хооошей работы: 75 12 10

Больша стипендия 60,3 24 12

Личность преподавателя 35,3 36,7 21,3

Из табл. 2 видно, что студентами в первую очееедь выделяется «наличие возможности получения хорошей работы» - 75 %, на второе место студешы ставят «заинтересованность преподавателя в успехах студентов» (66 %) и «профессионализм преподавателей» (64 %). «Обучение по индивидуальным панам» попало в аспекты: второго очеееди - 43,3 %. В третью очередь по степени значимости сама болыла доля ответов выделилась по аспекту «нличие учебно-методической литературы» - 31,7 %. Такое распределение мнений отражает необходимость усиления воспитательной составляющей, выражающейст в неформльном подходе к оценке уровня знаний, повышения качества обблования, прежде всего путем совершенствования мастерства преподавателей в ходе оптимизации адаптации в сфере высшего обрлования.

Профессионлизм в настоящее время понимается как требование своевременности теоретических и практических знаний, имеет знания и навыки интегрированного обучения. Он подрлумевает в отличие от существующего традиционного формирование комплекса знаний за счет ине-грации совместных усилий студентов и преподавателя, тлант и навыки организации занятий по интегрированной интерактивной модели. Важно и интенсивное использование визуальных средств [4,с. 65-66]. Несмотря на достаточно низкую заинересованность студентов в учебном процессе подавляющее число студентов остаетст всрным выббанной специльности и вузу, что говорит об их достаточно успешной адаптации к современным релиям в среде образования и о подготовке в будущей профессионльной деятельности.

Будущие студенты: заранее узнают о предлагавмых ТулГУ специ-альносттх, интересуются условиями поступления, это также уклывает на осознанность и обдуманность их выбора

Основными источниками информации о специльности являются: беседы: преподавателей ТулГУ на Дне открытых двееей - 34 %, что уклы:-вает не только на необходимость данного мероприятия, но и на его продуктивность, и рассклы: друзей и знакомьк - 33,3 %.

Наименьшее число опрошенньк (3 %) указало, что источником информации о специальности для них являются реклама по радио. Это обусловлено тем, что нынешние радиостанции в основном носят рлвлека-

тельный характер, а другие не вызывают интереса у молодежи. Изучение мотивов выбора специальности показывает табл. 3.

Таблица 3

Мотивы выбора специальности

(в % от числа опрошенных)

Мотивы Процент опрошенных

1 2

Престиж 31,3

Есть к ней склонность 28,6

Есть инсртс к ней 52,2

Убедили учителя 1,7

Убедили преподаватели ТууГУ 8,1

Посоветов ли родители 28,3

Посоветов ли друзья 14,1

Она востребована на рынке труда 38,4

На нее легче пocтупить, чем на другие специльности 15,8

Мне было все равно 6,4

Перешел по предложеню приемной комиссии 8,1

Здесь уатся мои друзьь 7,7

Зафудняюсь ответить 4,4

Другое 5,1

Увєрєнность в выбранной специаьности можно объяснить еще и тем, что большинство студентов подходят к выбору профессии достаточно серьезно. Выбор специаьности определяетст в зависимости от интереса к ней (52,2 %), востребованности на рынке труда (38,4 %), престижности в обществе (31,3 %), учитывается также и склонность к будущей специаь-ности (28,6 %). Таким образом, у cтудeнтoв преобладают три основные типа мотивации: интеллектуальный, проявляющийст в сформированном, осознанном интересе и склонности к специаьности; прагматический, выражающийся в ориентации на специаьности, востребованные на рынке труда; статусный, характеризующийся установками на престижность специальности.

Отношение студентов разных факультетов к выбранной специальности мы измеряли с помощью переменной «возможность смены специаь-ности». Наименее удовлетворены выбранной специаьностью студенты естественнонаучного факультета - 66,7 %. Средний показатель удовлетворенности на технологическом факультете - 23 %. Наиболее удовлетворены выббанной специальностью на механико-математическом - 83,3 %, медицинском - 71,4 % факультетах и факультете экономики и пава -76,5 %.

Коэффициент корреляции по данной пєрємєнной в зависимости от пола равен 0,006. Это говорит о том, что фактически связь между укаан-ными переменными не наблюдается.

Рассматрива гендерное распре деление по переменной «возможность смены специаьности», мы определили, что подавляющее большинство мужчин (30 %) ответили отрицательно, положительно на этот вопрос ответили 13,3 %. Большинство женщин - 22,3 %, так же как и мужчин, на этот вопрос ответили отрицательно, а 7 % согласны сменить специаь-ность.

Динамика информированности студентов о реформе обраования покаывает, что наблюдается рост следующей тенденции: студенты знают о рефооме обраования лишь в общих чертах. Если в 2002 г. положительно ответили 33,7 % опрошенных, то в 2008 г. эта цифра увеличилась лишь до 35,7 %. Наблюдается оттицательна тенденция: увеличилось число тех, кто вообще не знает о реформе образования. В 2006 г. далл отрицательный ответ 9 % опрошенных, а в 2008 году - уже 31,3 %.

Среди положительных аспектов реформы были представлены следующие: возможность для совершенствования обраования, одновременно сдать выпускные и вcтупитeльныe экзамены. Однако большинство респондентов укаывают на то, что у реформы обраования нет никаких положительных аспектов.

Среди отрицательных аспектов реформы образования выделяют следующие: введение ЕГЭ, рост коррупции в среде преподавателей, увеличение коммерческих мест, сокращение бюджетных мест. Некоторые утверждают, что реформа имеет только отрицательные стоооны.

Основные выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Главной причиной того, что студенты учатся значительно ниже своих возможностей или лишь частично лх реаизуют, является недостаточна степень заинтересованности в учебном процессе. Для ее повышения важны следующие фактооы: возможность получения хорошей работы, болыла стипендия, а также профессионализм и личность преподавателя, применяющего инновационные технологии, обладающего навыками и умениями ведения занятий по интегрированной модели обучения, активного включения студенов в учебный процесс при помощи оогдеятельно-

стных игр, тренингов и ддугих форм повышения заинтересованности в обучении, постоянное использование визуальных средств.

2Амбивлентность, неоднозначность адаптации в обраовательной сфере деятельности является установившейст релией. Но, с одной стороны, повышается степень неуверенности в правильности выбора профессии, с другой - существует определенная категория студентов, котоол твердо уверена в своем выбоое. В целом студенты удовлетворены своей специальностью и не сменили бы ее пи зачислении в вуз без экзаменов.

ЗБольшинство студенов выбор будущей специальности основывают на советах друзей и знакомых и узнают о ней из рассказов родителей и бесед преподавателей ТулГУ на Дне открытых дверей. Для студенов характерны три основных типа мотивации получения высшего обраования (по иераахии), интеллектуаьнл, прагматическая и статусна. Преваи-рующими мотивами поступления в унивелситет является стремление иметь в будущем интелесню работт и высокую заработную плату, добиться успеха в жизни; необходимость высшего обраования и желание получить диплом.

4. Значительно число студентов не информированы о реформе образования. Среди ее положительных аспектов он выделяют одновременную сдачу выпускных и вступительных экзаменов, возможность для совершенствования образования; а среди отрицательных - введение ЕГЭ, рост коррупции в среде преподавателей и сокращение бюджетных мест.

Библиографический список

1. Аврамова, ЕМ.Студенты столицы и провинции: социаьные ресурсы, ожидания / Е.М. Аврамова, А.А. Шабунова, Д. М. Логинов // Социс. -2005. - № 9 - С. 98- 103.

2. Кармадонов, О.А. Социаьна адаптация в межпоколенческой перспективе: на примере института образования / О.А. Кармадонов //Социально -гуманитарное знание. - 2007.- № 6.

3. Паршина, Т.О. Структууна модель социаьно- психологической адаптации человека/ Т.О. Паршина // Социс. -2008. - № 7. - С. 100- 106.

4. Хиту, М. Инновационна обраовательная деятельность вуза: модель и субъект /М. Хиту, В. Е. Генин // Социс. - 2003. - № 10. - С. 61-66.

V. Shcherbakova

Social adaptation of students in the sphere of education

The peculiarities ofadaptation in the educational sphere ofactivities. including motivation for the choice of specialties, attitudes to learning process and to reform of upper education are viewed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.