Научная статья на тему 'Социальная адаптация студентов Тульского государственного университета (по результатам мониторинга)'

Социальная адаптация студентов Тульского государственного университета (по результатам мониторинга) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
395
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щербакова В. П.

На основе материала, полученного в ходе мониторинга, проведенного в 2002 -2007 гг., раскрываются основные тенденции социальной адаптации студентов в экономической, политической, образовательной, информационной сферах, рассматриваются особенности проведения досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация студентов Тульского государственного университета (по результатам мониторинга)»

8. Гончарова, Н. Некоторые проблемы высшего образования в условиях формирования рынка туда [Электронный ресурс]. /НХончарова .Режим доступ: http://region.ulsu.ru/books/drugoe_pole/part1ch6/

9. Черемошкина, Л. Мотивация труда: факторы влияния [Текст] / Л. Черемошкина// Человек и труд. -2004. - № 8. - С. 75 -79.

10. Максименко, А.А. Как российская молодежь намерена «делать» деньги [Текст] / А.А. Максименко// Социс. -2005. - № 7. - С. 131 - 133.

УДК. 316. 346. 32 -053.6 В. П. Щербакова (Тула, ТулГУ)

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА)

На основе материала, полученного в ходе мониторинга, проведенного в 2002 -2007 гг., раскрываются основные тенденции социальной адаптации студентов в экономической, политической, образовательной, информационной сферах, рассматриваются особенности проведения доссга.

Кардинальные преобразования социальной системы современного росийского общества, начавшиеся с середины 80 гг. в связи с переходом страны к рыночной экономике и построением демократических основ государственного устройства, вызвали глубинные изменения во всех социальных институтах и сферах деятельности. В связи с этим возрастает необходимость изучения социальной адаптации, окаывающей существенное влияние на все категории населения.

Особую значимость представляет в настоящее время проблема социальной адаптации студенческой молодежи как наиболее обраованного, мобильного, восприимчивого к общественным переменам сегмента российского общества. Исследование содеежания, форм проявления, стратегий социальной адаптации и механизмов осуществления адаптационных процессов в молодежной среде позволяет полнее и конкретнее представить приоритетные направления социальноэкономического и социокультурного равития нового поколения молодых россиян в переходный период развития нашего общества. При этом следует отметить многовариантность включения и в целом слабую подготовленность молодежи к происходящим трансформациям. Характер

адаптации молодежи к этим изменениям в значительной мере определяет особенности содержания и форм ее участия в происходящих переменах.

От изучения поставленной проблемы непосхедственно зависит и организация эффективной государственной молодежной политики, способствующей целенаправленной подготовке молодых людей к овладению нормами «цивилизованного» рыночного, демократического, высокоразвитою в культурном отношении, инновационного общества и оптимизации ж включения в социальные отношения, социализационные траектории. Без всестороннего и глубокого анализа адаптационных

процессов в различных сферах деятельности молодежи невозможно предложить систему эффективных мер по социокультурному развитию молодых людей, а также выработать стратегические и тактические установки и конкретные формы ее социальной зашиты. В рамках мониторинга, проводящегося в 1997-2007 гг., мы исследуем экономическую, политическую, социальную адаптации. Также изучается адаптация к учебному процессу в коне кете реформы образования, вторичная занятость, трудовые ожидания по окончании вуза, отдельные особенности проведения досуга.

Под социальной адаптацией как предметом нашего исследования мы понимаем сложный социально-психологический механизм, основными составляющими которого является комплекс личностно-деловых качеств, ценностные ориентации, установки. Эти компоненты функционируют в условиях некоторого изменяющегося континуума социетальных (на уровне общества в целом), социальных (на уровне социальных общностей, где живет и действует индивид, на уровне его ближайшего социального окружения), coцлально-пcиxoлоглчecклх (на уровне личности индивида.) стимуляторов и ограничителей адаптации. Социальная адаптация включает в себя также мотивационную сферу, потребности, интееесы, освоение новых социальных ролей.

Социальная адаптация во многом определяется тем, что в настоящее время изменилась роль традиционных и новых каналов социализации молодежи: семья становится более нестабильной,

коммерциализируютсс все звенья системы образования. Среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. Основу жизненных миров составляют стереотипы сознания и социальные представления, полученные в процессе первичной и вторичной социализации. На передовых и ответственных участках трансформации транзитивного общества должна находигьсс молодежь, которая через современные каналы социализации включена в инновационные процессы. Ее деятельность направляют, формируют и организовывают старшие поколения, органически сочетая активность

молодежи и ее стремление к инновациям с существующими культурными традициями общества.

Проблема социальной адаптации студентов осложняется и тем, что мы1 живем в обществе риска. Во многом пути регуляции риска определяются не только направленностью и эффективностью государственно-молодежной политики, основные мероприятия которой могли бы обеспечить сужение границ риска и регулирование его направленности, но и адаптационными ресурсами и стратегиями студенческой молодежи.

Рассмотрение экономической адаптации предусматривало оценку уровня жизни, материального благосостояния. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что значительна доля респондентов (45,6 %) оценивают свой уровень жизни как удовлетворительный; 34,9 % стрдeнтoв считают свой уровень жизни хорошим; низким - 16,4 %. В ходе исследования было выявлено, что по сравнению с 2005-2006 гг., ууовень жизни студентов повысился.

Половине респондентов уровень дохода позволяет откладывать сбережения без проблем, причём мужчин среди них больше (64,9 %), чем женщин (35,1 %) (в 2006 год по этому показателю женщин было больше -45,3 %, чем мужчин - 41,6 %). А 38,3 % опрошенных считают, что это возможно лишь при условии экономии, 10,5 % студентов уровень дохода семьи не позволяет откладывать cЛeтeжeния, т.к. все уходит на еду и предметы: первой необходимости. По ссавнению с предыдущим годом ситуация заметно улучшилась. Увеличилось число респондентов, у

которых доход позволяет откладывать сбережения (в 2006 - 39,9 %). А число респондентов, откладывающих cЛeтeжeния при условии экономии уменьшилось (в 2006 - 39,6 %). Прослеживаетст также тенденция уменьшения числа студентов, уровень дохода которых не позволяет откладывать сбережения (в 2006 - 15,6 %, в 2007 - 10,8 %). Рассмотрим, каким образом изменился доход респовденов в 2007 г. по сравнению с 2006 г. У большинства респонденов доход увеличился (37,6 %); у 35,6 % остался без изменения; а 8,1 % студентов считают, что их доход уменьшился. Эти данные говорят о некотором росте благосостояния семей студентов.

Измеряя «тип жилья» студентов, мы1 выяснил следующее: большинство респонденов имеют отдельную квартиру (71,1 %); в собственном доме живут 17,1 % респондентов; доля респондентов, проживающих совместно с родственниками составляет 8,4 %; в

общежитии проживают 2,3 %; 0,7 % респондентов арендуют жилую площадь; 0,3 % респовденов выбрал вариант ответа «другое». По сравнению с 2006 годом жилищное положение cтрдeдoв не изменилось существенно (отделню квартиру имели 73,8 %, в собственном доме жил 15,8%).

Изучение вторичной занятости студентов показало, что по сравнению с двумя предыдущими годами наметилась явная тенденция к увеличению числа студентов, совмещающих работу и учебу. В 2005 год процент подрабатывающих студентов составлл 23,3 %, в 2006 - 19,1 %, а в 2007г. уже 26,3 % студентов.

Следует указать на относительно сильную корреляционную связь (0,229) между степенью развитости таких качеств как «активность» и «энергичность» и вторичной занятости. Большинство студентов желают иметь дополнительный заработок (74,4 %), не желают совмещать работу и учебу 17,5 %.

Прослеживается ярка тенденция вторичной занятости студентов в непрофильной сфеее (77,7 %) (в 2006 г. - 59,4 %). Это вызвано, по крайней мере, двумя объективными причинами (недостатком рабочих мест в сферах возможного применения их специальности и низким уровнем заработной плты) и рядом субъективных (нежелание работодателей нанимать студентов и др.).

Определяющим критерием выбора работы: для студентов является возможность совмещения с учёбой (24,1 %), важную роль играет уровень заработанной паты: (20,2 %). Менее всего на выбоо работы: дл cтрдeутoв влияют возможность дальнейшего трудоустройства (1,8 %) и трудовой стаж (1,2 %).

Для большинства студентов (60,1 %) занятость не влияет на обучение, для 31,3 % - затрудняет этот процесс, а помогает работа лишь 8,7 % респондентов. По отношению к 2006 г. немного увеличилось число студентов, которым работа помогает (в 2006 г. - 7,4 %).

Основна мотивация совмещения работы: и учебы: для 20,7 % респондентов заключается в желании материальной независимости от родителей, иметь лишне «карманные» деньги хотя 14,5 %, для 5,6 % опрошенных основным мотивом совмещения работы: и учебы: является оказание помощи семье. Другие мотивы: вторичной занятости незначимы:. Так, только 1,5 % совмещают работт и учебу из-за необходимости оплачивать обучение или жилье, всего лишь для 0,3 % опрошенных главным мотивом является «желание не отставать от других».

Проблема социально-политического становления молодого человек, его включённости в общественные связи и отношения остаётся одной из самых важных проблем на протяжении всей истории человеческого общества. Значительна роль в политической социализации личности принадлежит информационному пространству, в рамках которого оказывается целенаправленное воздействие на формирование политической культтры: и политического мировоззрения молодого

поколения. Число молодых людей, постоянно интересующихся политикой,

превышает половину опрошенных (55,7 %), практически индифферентны: к политическим процессам - 44,3 %.

Изучение источников информации, с помощью которых студенты: следят за происходящими в стране событиями, покаывает, что с большим отрывом на первое место вышли программы: центрального телевидения -75, 3 %. Передачи местного телевидения также занимают одно из

лидирующих мест (35, 3 %). Третье место по популярности занимает Интернет. Метше всего респондентов узнают о политической обстановке в стране из бесед с коллегами, деловыми партнерами и из встгеч с руководителями - 3,7 и 1, 4 % соответственно.

В качестве одного из эмпирических индикатооов политической адаптации использовалось «членство в организациях» Анализ

принадлежности респондентов к какой-либо молодёжной организации позволил выяснить, что в ни состоит 8,4 % от общего числа респондентов. Их ни в организации «Наши» - 4,3 %, в «Единой Росси» -0,3 %; остальные - в досуговых и других организациях По гендерному признаку - в молодежных организациях - 69,7 % мужчин и 30,3 %

женщин.

Это говорит о том, что основные свободы: и ценности не так уж и чужды: современному молодому человеку. Отдень: всех факультетов одинаково высоко оценивают важные демократические ценности, меньше заостря внимание на радикальных сседствах борьбы: с властью. Важно рассмотреть то, как, по мнению респондентов, можно повлиять на равотие событий в стране.

Наиболее популяным окалось участие в выборах (примерно равное распределение по всем факультетам). Самым действенным его признал 58,8 % респондентов. Среди ни - 52,7 % мужчин и 47,3 % женщин. Вторым по популяности способом стало подписание коллективных писем - 17,2 % (из ни 58 % мужчин:). Вариант ответа «Не вижу никаких способов» вь:6лчли 10,3 % всех респондентов

Представляют интерес данные о том, какие формы участия в политической жизни респонденты: допускают для себя. Большинство опрашиваемых (35,4 %) затруднилось ответить на вопрос. Из тех, кто ответил, большинство выбрал «участие в рарешённых демонстрациях». (28,2 % от общего числа респондентов). Вообще, наибольшее количество процентов набрал конвенциональные формы: участия. Так, участвовать в митингах и пикетах согласны: 20,4 % респондентов, бастовать чуть меньше - 13,6 %. Не выполнять политические решения намерен: 13,3 % респондентов. Пассивна форма участия - отка покупать импортные товары: набрла 16,3 %. Мужчины: готовы: на более жесткие, даже противозаконные меры: длл решения политических проблем, тогда как

женщины в большинстве своем предпочитают решить дело мирным путем, не прибега к насилию.

Отметим, что другой важной тенденцией политической адаптации явлется ссабый уровень правовой культуры и несформилованность социальных практик. Так, 66,1 % полагают, что в ляле на власть затрудняется неумением отстаивать свои права и из-за отсутствия необходимых законов и организаций (32,2 % опрошенных)

Также наблюдается высока степень безраличия молодежи к

каким-либо политическим партиям. Респондентам было предложено давать три политические партии, которым они симпатизируют. Лидирует «Едина Росия», - . 21,8 %. Далее идёт партия ЛДПР (11 % от общего числа респондентов). Партии демократической направленности «СПС» и «Яблоко» набрал 2,3 и 1,3% соответственно. Заметно уменьшение числа респондентов, поддерживающих последнюю по сравнению с опросом прошлого года. Партию КПРФ предпочли 1,7 % респондентов.

Радикальные партии выбирают в основном мужчины, партии демократической направленности - женщины.

Чуть больше половин: молодь: людей - 59,4 % - относятся

безразлично ко всем партиям. Полученн:е данн:е в полной мере отражают положение вещей, при котооом молодёжь в большинстве своём аполитична и партиями в принципе не интересуется.

Результаты: исследования покали, что наиболее адаптированными к общественным переменам оказались мужчин:. Большинство мужчин (28,3 %) оценивают свою адаптивность как достаточно высокую. Потери и приобретения от реформ выступают как показатели регрессивного ил прогрессивного типов адаптации Интересно отметить тот факт, что молодые люди в качестве основного «приобретения» от рефоом получил свободу действий. По сравнению с 2002 годом в 2007 выросло число респондентов, которые одоббяют проводимые реформы: в стране, вместе с тем, немного увеличивается (на 3,1 %) количество опрошенн^,

негативно относящихся к проводимым реформам.

В 2007 год на пел вое место в ряду «потеть от реформ» вышел такой вариант ответа, как «ничего не потерял, даже приобрел что-то» (22 %), на втором месте - уверенность в завтъашнем дне (19 %). Нт третье место среди «потерь от реформ» студенты: поместил возможность приобрести жилье (13%)

Успех в жизни во многом зависит от личностн:х и деловых качеств человека. При анализе уровн равлтия личнотаых и деловых качеств студентов различн:х факультетов выявляется еледующа закономерность: по мнению сттденов, достаточно высоко у ни равита «активность и энергичность» (47,4 %). Такие качества, как «рационалзм» (57,4 %), «профессиональна квалификация» (56,0 %), «смелость и решительность» (51,2 %), «предприимчивость» (49,8 %), «адаптивность» (48,4 %), «умение

рисковать» (45,5 %) равиты средне. Низко равотым личностным качеством респондены счетают «находшвость, ловкость» (58,2 %).

Каковы же факторы достижения успеха? И мужчины, и женщины на первое место для достижения успеха в жизни ставя обраование. Также для мужчин важн1 способности и таган, связи с нужными людьми. Менее важными являются такие фактооы, как «галантиров анна личная безопасность» (2,4 %), «обание, красива внешность» (4,8 %); для женщин - это гарания личной безопасности (0,7 %), политика государства

(4,1 %).

Если сравнить данные исследования 2002 г. с данными, полученными в 2007 г., можно отметить, что иерархия факторов, влияющих на успех, несколько изменилась. А именно: на первом месте так и осталст уровень образования (2002 год - 76,5 %, а 2007 - 77,7 %), на втором месте в 2007 г. стоят способности и талант - 60,9 %, а 2002 г. -денга (56,4 %); на третьем месте в 2007 г. - денга (58,8 %), в 2002 г. -способности и таган.

Отношение студенов и лх родителей к университетскому обраованлю становится все более потребительским. В первую очередь принцип «цена-качество» превращается в ведущий в процессе выбора высшего учебного заведения будущим студентом и его родителями. Университет должен быть мегамаркетом потребления знания со всеми вытекающими последствиями.

Университет должен находиться на гребне технического и технологического процесса, предлага студентам новейшие достижения в организации учебного процесса и cтрдeнчecкoй жизни. Современное yнивeлcдтeтcкoe образование включается в процесс виртуализации, т.е. все больший вес приобретают программы дистанционного образования, телеконференции, обраование челез Инернет - сайты и прочее.

В условиях рабегания траекторий социализации, когда рацлональнш выбор классического типа невозможен, равиваются два противопоставленн1х процесса в подготовке специалстов -утилитаризм (специализация) и универсализм (гибкость). Риск ошибочной специализации, существовавшей всегда, в ситуации неопределенности становится несовместимым с рациональным выбором. Правильность выбола профессии выстрпает важнейшим условием жизненного самоопределения личности, одной из наиболее значимых стратегий адаптации, во многом предопределяющей успешную интеграцию в общество.

Анализ адаптации к учебной деятельности предполагал изучение «отношения студенов к учебе». Почти половина отмечает, что нынешние студенты учатся значительно ниже своих возможностей (47 %). Основным мотивом пocтррлeния в университет являетст стремление иметь в будущем интересную работу и высокую зарплатр, добиться успеха в жизни. Таким образом, значительное число студентов ориентируется на материальные ценности и карьерный рост. Треть студенов отметили необходимость получения высшего образования. Желание получить диплом является мотивом для четверти. Стоит также отметить, что 12,9 % опрошенных считают главным мотивом поступления в университет общение со сверстниками, а десятая часть респондентов выделяют «отсрочку от службы в армии»

Анализ факторов заинтересованности студентов в учебном процессе показал, что на первое место вышли наличие возможности получения хорошей работы (43,5 %), большая стипендия и профессионализм преподавателей (по 42 %), наличие возможности получения хорошей работы (32%) Важна и сама личность преподавателя (для 27 %) Заинтересованность преподавателей в успехах студентов отмечали в качестве важного фактора, формирующего интерес к учебной деятельности, 26 %.

Какие из форм профориентации наиболее действенны? Исследование переменной «источники знаннй о специальности» показало, что узнали о своей будущей специальности из рассказов родителей (12,9 %) и бесед преподавателей ТулГУ на Дне отккытых двелей - 13,9 %. Только 5,1 % отметили - «выступления» преподавателей в школе. Но

основывали свой выбор на советах друзей и знакомых - 21,5 %,

Менее четверти респонденов (21,8 %) выбрал специальность, потому что чувствовали к ней интелес и имели к ней склонность (16,4 %). Подчеркнем, что только 14,7 % опрошенных вь^али данную

специальность, потому что она престижна и востребована на рынке труда.

Насколько устойчив интерес и уверенность студентов в правильности выбора специальности? Более половины при условии зачисления в вуз без экзаменов все рано поступали бы на эту специальность (54,9 %). Это говоолт об их осознанности и

целенаправленном выборе. Однако 18,1 % опрошенных хотели бы поступить в ТулГУ на другую специальность.

Цeлecooблaзнo рассмотреть то, какие положительна и отрицательные аспекты рефоомы выделили опрошенные. Среди положительных аспектов реформы были представлены следующие: возможность для совершенствования образования одновременно сдать выпускные и встрпетельные экзамен:. Однако большинство респонденов указывают на то, что у рефоомы: образования нет никаких положительны: аспектов.

Среди отрицательных аспектов реформы образования выделяют следующие: введение ЕГЭ, увеличение коммерческих мест, сокращение бюджетных мест. Некоторые из опрошенных утверждают, что реформа имеет только отрицательные стороны.

Изучение информационных потребностей студентов в 2007 г., показало, что при сравнении результатов исследования с предыдущими годами выделить следующие тенденции.

Во-пеевых, значительно увеличилось число студентов, пользующихсс компьютером (с 76,2 % в 2002 г. до 96,6 % в 2007 г.) Это связано с ростом как доступности, так и необходимости применения компьютера в процессе учебы.

Во-вторых, возросло количество пользующихся компьютером дома -таких 73,4 % в 2007 г. по сравнению с 49 % - в 2002 г. Во многом за счет этого произошло снижение числа студентов, пользующихся компьютееом в университете.

В-третьих, изменилась структура использования студентами различных информационных технологий. Так, почти на 20 % увеличилось число пользователей Интернета, при этом популярность остальных сетей претерпела незначительные колебания.

В-четвеетых, показательным является изменение частоты использования Интернета как наиболее популярной инфолмационной сети. По сравнению с 2004 годом возроло количество обращающихсс к Интернету каждый день. Кроме того, вообще не осталось людей, котолые никогда не используют Интетнет, что говорит о почти полном охвате студенчества данным видом информационных технологий.

В-пятых, значительные изменения претерпели цели обращения к информационным технологиям. Если в 2002 г. респонденты по представленным целям использования информационных технологий распределялись равномерно, то, начина с 2004 г., выделяются самые популярные виды информации: рефетаты, развлекательна информация и обзорные статьи. Информация о бизнесе, наиболее востребованная в 2002 г., в 2007 г. выбирается студентами реже всего.

В-шестых, по сравнению с 2006 годом, когда женщины немного активнее, чем мужчины, использовали информационные технологии в процессе обучения, в 2007 год мужчины стали более актины.

Произошли существенные изменения в плане проведения досуга. Если в 2006 г. значительно увеличилась по сравнению с 2005 г. доля тех, кто ста читать художественную литературу, то в 20 07 г., в отличие от предыдущих лет, резко возросло число студентов, которые в досуговое время предпочитают смотреть телевизор (69,4 %) и видео (51 %). Это может быть связано с тем, что в период 2006-2007 гг. произошло качественное улучшение киноискусства в нашей стране. Однако 74 % опрошенных отметили, что наиболее популярным вариантом

использования досугового времени являются «встречи с друзьями», тогда как в 2006 г. доля ответивших подобным оббазом составляла 70 %, а в 2007 имела тенденцию к снижению - 61,1 %.

Длл определения жизненных планов необходимым является рассмотрение представлений о работе по окончании вуза. Специалистами себя видя 48,5 % опрошенных студентов. Почти половина довольна своей специальностью и связывают свое будущее с удачным трудоустройством. А 30 % опрошенных надеются получить работу именно по своей специально сти.

Основные выводы.

1 . В сфере экономической адаптации выявлены тенденции к повышению статуса студентов по сравнению с 2005 -2006 гг. Построение типологии адаптации по основанию «прогрессивность» показало следующее. По индикатолу «изменение уровн доходов» несколько большая долл респондентов (37 %) характелизуется гр)oгуeccивным типом адаптации ( их доход увеличился); более трети (35 %)) обнаруживают константный тип адаптации. Доход этой части опрошенных не изменился. Менее десятой части студентов относятся к регрессивному типу адаптации, о чем, соответственно, свидетельствует уменьшение их дохода. Другое измерение прогрессивности адаптации « тип жилья, напротив, показывает, что преобладает константна адаптация. (Колчество студентов, проживающих в отдельной квартире или собственном доме, существенно не изменилось.) Наблюдаются различия в пределах статистической погрешности.

2. Неотъемлемой составляющей экономической адаптации студенов является устойчивый конггомерат учебы и вторичной зантости. Количество студентов, совмещающих работу и учебу по сравнению с 2005 г., несколько возросло (с 23 до 26 %). Причем 3/ 4 студентов хотя иметь дополнительный заработок. Это явление в целом можно рассматривать как эффективную инновационную адаптационную стратегию. Однако такое инновационное поведение несет в себе не только позитивные черты. Дело в том, что вторичная зантость осуществляется преимущественно в непрофильной сфере. Количество студентов, работающих не по специальности, возросло с 59 % в 2005 г. до 77 % в 2007 г. При этом необходимость и желание подрабатывать осложнет учебный процесс более чем трети респондентов (31%), а значит, отрицательно влияет на качество профессиональной подготовки этой части студентов.

3. Поллтическа адаптация дaрaктeризлeтcя тем, что более половины (55 %) студентов можно отнести к активному типу (они интересуются политикой). Тем не менее, значительна часть (44 %) обнаруживает пассивный тип адаптации (не интересуется полтикой). Последние могут рассматриваться как адаптанты с низким уровнем гражданской зрелости. Молодежные организации не являются массовым каналом политической

социализации. Только 8 % студентов состоит в них. Политические предпочтения студенов отражают общероссийские тенденции последнего электорального цикла. Более четверти обследованной молодежи симпатизируют «Единой России» В то же время 59 % безразлично относятст к паатиям. Это показывает,что политические ллделы в качестве адресной группы не делают «ставку на молодежь» Значимыми причинами слабой инеграции в политическую жизнь общества являются неумение отстаивать свои права и отсутствие необходимых законов.

4. Основными «приобретениями от реформ» являетст свобода действий. В качестве «потерь от реформ» выступают прежде всего «уверенность в завтрашнем дне» и «возможность приобрести жилье». В ряду факторов успеха на первое место помещается образование. В целом иерархия факторов, от которых зависит успех в жизни, претерпела нeкoтoуыe изменения. Оббазование как ценность и стимуляор социальной адаптации по сравнению с 2002 г не измединоеь в своей значимости - оно вышло на пелвое место, на второе место в 2007 г. респонденты поместил способности и талант (в 2006 г. деньги). Мелканильность стрденов несколько снизилась (в 2007 г. денга как фактор успеха студенческая молодежь поместила на третье место). Уровень развития адаптивных качеств студентов достаточно высок, что свидетельствует об их значительном инновационном потенциале.

5. Исследование адаптации к учебной деятельности показало, что творческий потенциал стрдентов не используется в должной меле. Значительная доля студентов (47 %) учатся ниже своих возможностей. Заинтелесованность стрденческой молодежи в учебном процессе можно повысить, оказывая им помощь в трудоустройстве, повышая стипендию и за счет роста профессионализма преподавателей. Надо подчеркнуть и незначительную роль последних в осуществлении профориентации. В данном конексте наиболее влияельным агеном социализации являются сверстники, оказывая влитие на выбор специальности. Обучение в унивелситете происходит длл определенной доли с параллельной работой В настоящее влемя существует рассогласованность между реальной моделью образования и общественными потребностями в количестве выпускаемых специалистов, наборе предлагаемых специальностей, качестве подготовки.

6. В духовной сфере происходит трaнcфoумaцдя информационной культууы. Процесс компьютеризации проявляется в том, что подавляющее большинство студентов уже не мысля себя без компьютера. Но обращение к Интернету все в большей мере диетуетст «добыванием» рефелатов и поиском развлекательной инфоомации. Аудиовизуальная культууа проявляется и в том, что увеличивается колчество студентов, проводящих досуг за просмотром телевизора. Друзья, сверстник являются наиболее значимым после СМИ институтом, влияющим на

социальную адаптацию стрдентов. Данные мониторинга свидетельствуют в целом о благоприятных тенденциях в адаптации студентов, но в то же время адаптационный процесс из-за неравных стартовых возможностей молодежи отричается сложностью и противоречивостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.