Научная статья на тему 'Инновационная образовательная система как фактор развития общества'

Инновационная образовательная система как фактор развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вейс Т. П.

Рассматривается роль профессионального образования в формировании социальных институтов общества, в обеспечении его социальной стабильности, обосновывается необходимость институциональной перестройки системы образования на основе эффективного взаимодействия с рынком труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная образовательная система как фактор развития общества»

Библиографический список

1. Баклушинский, С.А. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» [Текст] / С.А. Баклушинский, Е.П. Белинскат // Этнос. Идентичность. Обраование. - М.: ЦСОРАО, 1997. - С. 72.

2. Вебер, М. Сословия и классы [Текст] / М. Вебер // Вестник Московского унивееситета. Сер. 18. Социологи и политологи. - 2003. -№4. - С. 144.

3. Радаев, В.В. Социология потребления: основные подходы: [Текст] / В.В. Радаев // Социологические исследования. - 2005. - №1. - С. 8.

4. Лейбенстайн, Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса [Текст] / Х. Лейбенстайн // Теория потребительского поведения и спроса / под ред. В.М. Гаьперина. - СПб.: Экономическая школа, 1993. - С. 304-325.

5. Веблен, Т. Теория прадного класса [Текст] / Т. Веблен / под ред. В.В. Мотылева. - М.: Прогресс, 1984. - С. 170.

6. Коломиец, В.П. Легитимация социальной стратификации средствами рекламы: [Текст] / В.П. Коломиец // Вестник Московского yнивeлcдтeта. Сер. 18. Социологи и политология. - 1998. - №1. - С. 65.

УДК 378.014

Т.П. Вейс ( Тула, ФГОУ СПО «Тул. гос. коммун.-строит. техникум»)

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Рассматривается роль профессионального образования в формировании социальных институтов общества, в обеспечения его социальной стабильности, обосновывается необходимость институциональной перестройки системы образования на основе эффективного взаимодействия с рынком труда.

Совершенствование профессионального образования становится одним из значимых факторов равития российского общества. Российской экономике требуются не только дополнительные инвестиции, но и инновационная политика государства в области профессионального обраования. Обеспечение реаьного приоритета профессионаьного обраования способно дать не отсроченный, а нем еденный и ощутимый социльно-экономичлский эффект.

Обраование выполняет ряд важных социальных функций, являясь одновременно средством освоения культтры:, равития способностей личности и одним из способов интеграции человека в социальную сферу. В настоящее время очевидна необходимость пересмотра целевых функций обраования как системы:, целей и задач ее отдельных сттпеней и звенев, переосмысления ттадиционных представителей о социальной сущности обраования, его взаимосвязи с другими видами и формами общественной практики, места и роли как социального института в жизни человека и общества.

Инновационную профессионально-обраовательную систему можно определить как динамическую, сложноинтефированную, преемственную, профессиональную, деятельную систему, функционально объединяющую:

- институциональную подсистему, сохраняющую преемственность традиций, культурных, национальных способностей, придающую образованию опережающий характер, накапливающую и реализующую совокупный инновационный потенциал, вырабатывающую собственные ориентиры: профессионализма;

- средовую подсистему, формирующую вектор равития обраования, осуществляющую гибкую адаптацию к социальной ситуации в стане и адекватную интеграцию в международную образовательную среду, обладающую способностью регулировать скорость структурных и функциональных изменений;

- подсистему личностно-профессионального равития, инициирующую реализацию инновационного потенциала субъектов обраования, укрепляющую у них способность к созданию уникального обраовательного и научного продукта [1].

Чтобы1 осуществить необходимый переход на инновационный путь развития, образовательному учреждению необходимо: определение

правильного приоритета равития инновационной прoфeccиoнаунo-обраовательной стеды1; формирование воли коллектива к творчеству, а также научного мировоззрения членов коллектива образовательного учреждения в ходе преобраования; повышение уровня профессиональной культууы1 сотрудников.

Длл обеспечения качественного обраования, его равной доступности для всех граждан необходима институциональная перестройка системы образования на основе ее эффективного взаимодействия с рынком туда. Для преодоления рарыва между содержанием, технологиями, уровнем кадрового потенциала, структурой и инфраcтрyктррoй обраовательной сферы1 и потребностями экономики необходимо создать механизмы:, ориентированные не только на внутренние социально-экономические потребности станы:, но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке туда.

Направление решения перечисленных задач содержится в «Концепции Фєдєрчльной целевой программы равития обраования на 2006-2010 годы», согласно которой главное преимущество любой высокоравитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом формируемым обраованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе. Поэтому роль обраования в решении задач социально-экономического равития России заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности, равитии инновационной сферы, изменении структуры экономик в пользу наукоемких отраслей, основанном на свободном развитии личности фоомировании кадровой элиты общества и трудовых ресурсов, способных воспроизводить и равивать материальный и интеллектуальный потенциал страны.

В качестве теоретико-методологического обоснования происходящих изменений ряд инновационных учреждений обраования раработали акмеологическую концепцию развития инновационной профессионально-образовательной среды. Концепция обосновывает привлечение новых наукоемких технологий, ориентированных на высокое качество образования и гибкость функционирования образовательных систем, основанных на совмещении философских, социологических, педагогических, управленчески знаний. Механизм равития представлен сочетанием взаимосвязанных моделей:

- развития инновационной пpoфeccиoнчьно-oбраoватeльнoй

системы;

- преобраования институциональных систем «лицей-колледж-

вуз»;

- преобраования педагогического руководства;

- повышения кваификции и аттестации педагогических кадров.

Акмеологический подход позволяет интегрировать компоненты

механизма равития инновационных пpoфeccиoнчьнo-oбраoватeльных систем от постановки целей до их достижения.

В модели инновационной прoфeccиoнчьнo-oбраoватeльнoй системы, создаваемой ооганизацией, необходимо учесть ключевые моменты, являющиеся фундаментом постоонного совершенствования:

- конккетные обязательства руководства и его активное участие в деятельности и р а вити системы;

- эффективное руководство и конкретные обязательства, демонстрируемые руководителями всех уровней;

- нацеленность на потебности субъектов профессионально-о браов ате льной с исте мы;

- объединенную деятельность по оптимизации строительных целей внути организации, за ее пределами и на всех ууовнях;

- созидание атмосферы:, способствующей новаторству и творчеству;

- нацеленность на процессы: стимулирования качества;

- работу с персоналом [3].

В инcтитyцлoнлизaцли региональных прoфeccиoнаунo-

обрловательных систем, наряду с политикой и действиями федеральных и региональных ооганов управления обрлованием, важна роль региональных общественных обрловательных объединеннй и ассоциаций, вузов и ССУЗов. В этом пане интересен от:т работы: Совета директоров ССУЗов Тверской области, возглавляемого А.Б. Корзиным. В системе Совета директоров действует Центр научных исследований, объединяющий преподавателей-исследователей и ряд ученых, представляющих высшую школу и работающих по тематике, актуальной для равития обрловательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях.

Актуальным для эффективного равития профессионально-обрловательной системы: является объединение ресурсов обрловательных учреждений и социльных партнерв. Участник Съезда Российского Союза промышленников и предпринимателей (апрель 2006 г.) зажили, что сегодня необходимо выстаивать взаимовыгодное партнерство системы: обраования и бизнеса. Для этого обрловательные учреждения должны: активно изучать прoфeccиoнльнь:e особенности бизнеса, поддерживать прямые контакты: с работодателями, уточнять их потебности в кадрах и в обучении, организовывать производственную практику, а в дльнейшем и трудоустройство выпускников с учетом интересов конкретных компаний. Бизнес, со своей стороны:, должен идти навстречу обрловательным учреждениям и всеми мелами способствовать достижению общей цели -удовлетворению потребности граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.

Система профессионального обраования призвана рлвиваться не только синхронно с экономикой гocлдaрcтвa, но и, в известном смысле, опережл ее, поскольку она готовит кадры: для будущего. Сoвуeмeннь:e процессы: мoдeтнизaцди российского образования происходят на фоне европейской интеграции в области образования. В Декларации Европейской комиссии и министров обрасват^ европейских стан по раветию сотудничства в области прoфeccиoнхьнoгo образования и обучения (ПОО) в Европе (Копенгаген, ноябрь 2002 г.) сформулированы: задачи как создания единого еврпейскош пространства в области ПОО, так и обеспечения прозрачности квалификации, признания компетенций и квалификаций, распространения и обмена информацией и развития

профориентации, обеспечения качества ПОО и разработки общих критериев и принципов его оценки.

Любое учебное заведение, сттемящееся быть инновационным, мобильным, выстаивает стратегию раветия в соответствии с общеевропейскими процессами, которая в дальнейшем приведет к модернизации учебного заведения как эффективной и востребованной части системы непрерывного образования, отвечающей требованиям личности и общества.

Для достижения этой цели необходимы:

- отаботка механизма подготовки специалистов «под закл» работодателя с гарантированным тудоултойством выпускников;

- участие в процессе рлработки прoфeccиoнхьных стандартов и обрловательных стандартов на ж основе;

- внедрение непрерывных вариативных oбрлoвaтeуных таекторий, в тм числе технологий открытого образования;

- релизация в сотУД™честве с работодателями и рeгдoнхьными технопарками проеетов по созданию учебно-научно-производственных комплексов по выcoкoтexнoлoгичecклм направлениям подготовки;

- окаание обрловательных услуг для студентов европейских ста;

- создание многопрофильного, многофункционльного регаонльного учебного комплекса в соответствии с потебностями региона.

Успех создания и развития интегрированного комплекса профессионльного обраования как примера инновационного профессионального обучения, в конечном итоге, зависит от сформированного научно-педагогического коллектива, способного осуществлять инновационные процессы в атмосфере общественной значимости инноваций, востребованности и поддержки инициативы и творчества сотудников.

Новый соцдльный закл - формирование творческой, социално-адаптированной личности, готовой к продуктивной созидательной, профессиональной деятельности в условиях перехода к постиндустриальному информационному обществу - выдвигает требования к развитию системы многоуровневого непрерывного профессионального образования, развитие которой позволяет релизовывать социльны ожидания, в частности:

- более полное удовлетворение потебности граждан в получении качественного высшего, послевузовского и дополнительного профессионльного обраовандя;

- достижение современного качества профессионльного обраовандя и построение его на компетентностной основе;

- более высокий уровень индивидуализации профессионального обраования;

- высокую степень диверсификации образовательных маршрутов;

- соответствие обраования актуальным перспективным потребностям личности, общества и государства, повышение конкурентоспособности выпускников [4].

В условиях становления многоуровневого непрерывного обраования формирование базовых профессионаьных компетенций выступает в качестве приоритетной задач. В обобщенном виде «компетенция» рассматривается как способность применять знания, умения и личностные качества доя успешной деятельности в опре деленной области. Компетентностна модель ориентирована на обраовательный успех относительно конкретного студента, его готовности и способности к творческому, самостоятельному и ответственному действию в широком контексте профессионаьных, культурных, экономических и социаьных отношений. Переход к профессионаьной подготовке специалистов на основе компетентностной модели создаст необходимые условия для полноценной реаизации возможностей студентов, их самоопределения и caмoлавития и, тем самым, обеспечит их успешную адаптацию в социуме и будущей профессионаьной деятельности [2].

Таким обраом, равитие инновационного профессионаьного обраования становится основой равития российского общества, фактором его социаьной стабильности.

Для обеспечения качественного равития института образования, его равной доступности для всех граждан общества необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия обраования с рынком туда.

Акмеологическая концепция инновационной профессионально-обраовательной сседы является теоретико-методологическим

обоснованием происходящих изменений на основе привлечения новых наукоемких технологий, ориентированных на высокое качество образования, гибкость функционирования образовательных систем совмещения философских, педагогических, управленческих решений от постановки целей до их достижения.

В основе инновационного оббаования лежит система непрерывного профессионаьного оббазования, позволяющая реаизовывать социальные ожидания общества, в частности, более полное удовлетворение потребности граждан в получении качественного на компетентной основе с высокой степенью диверсификации обраовательных маршрутов.

Библиографический список

1. Абасов, З.А. Традиционное и инновационное в современном российском образовании [Текст]/ З.А.Абасов// Философские науки. -2005.

- № 9 - С. 101-114.

2. Байденко, В.И. Коммерции в профессиональном обраовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст]/ В.И. Байденко// Высшее обраование в России. - № 11. - 2004. - С.3-13.

3. Зверев, З.Ф. Акмеологические основы профессионаьного равития

личности [Текст]/ З.Ф.Зверев// Акмеология профессионаьного обраования: материаы III региональной научно-практической

конференции (14-15 марта 2006 г.). - Екатеринбург: Рос. гос. проф. пед. Университет, 2006. - 276 с.

4. Пономааенко Б.Т. Социаьные аспекты равития профессионаьного обраования [Текст]/ Б.Т.Пономарнко// Обраование и общество. -2007. - № 3. - С. 14-16.

УДК 316.776: 32 Е .Н. Г ого лева (Т ула, Т улГУ)

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИИ ОБЩЕСТВА:

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Показана значимость коммуникации в сфере управления. Рассмотрены подходы к определению коммуникации. Акцентировано внимание на категории «социальное взаимодействие» как ключевой характеристике коммуникации во властных структурах.

Проанализированы методологические принципы, лежащие в основе взаимоотношений между органами власти и населением.

Общество существует как целостна система, функционирующа в единстве всех составляющих ее подсистем и элементов. Важнейшей системой, обеспечивающей устойчивость социаьных процессов посредством регулирования взаимоотношений в обществе, является коммуникация.

Выделяя важную конструктивную роль коммуникации в становлении и развитии человеческой деятельности в функционировании социаьных систем, Т. Парсонс подчеркива, что «удивительная сложность систем человеческой деятельности невозможна без

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.