Научная статья на тему 'Экологический подход в структуре профессиональной компетентности будущего специалиста-дизайнера'

Экологический подход в структуре профессиональной компетентности будущего специалиста-дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
630
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулешова А. И.

Раскрывается место экологического подхода в структуре профессиональной компетентности будущего дизайнера и предлагаются методы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологический подход в структуре профессиональной компетентности будущего специалиста-дизайнера»

4. Зеер, Э Компетентностный подход к модернизации

профессионального обраования [Текст]/ Э Зеер, Э. Сыманюк //Педагогика. -2005.- № 4. - С.15-20.

5. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результати но-целева основа компетентностного подхода в обраовании [Электронный ресурс]/ И.А Зимняя/ материалы методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» .- Режим доступа:

www. rc. edu. ки.

6. Оскарсон, Б. Баовые навыки как интегрирующий фактор учебного

плана [Текст]/ Б. Оскарсон. //Оценка качества профессионального

обраования/ под ред. В.И. Байденко, Дж. Вантворта.- М., 2001. - 85 с.

7. Огчет о научно-исследовательской работе по проекту: «Раработка

моделей бакалавра по специальности и магистра по специальноти.

Реализация моделей по группам специальностей» [Текст]/ науч. Рук. И.Б. Федоров. - М., 2003. - 208 с.

8. Профессиональна педагогика [Текст]/ под ред. С.Я. Батышева -М: Высш. шк.. 1997. - 200 с.

9. Фролов, Ю.В Компетентностна модель как основа оценки качества подготовки специалистов [Текст]/ Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин// Высшее обраование сегодня. - 2004.- № 3.- С .12-20.

10. Хосс, Раймундо. Высшее обраование в Латинской Америке [Текст]/ Раймундо Хосс //Высшее обраование в Европе. - 2003. - № 1. -

С 17-22.

УДК 75.047

А.И. Кулешова (Тула, ТулГУ)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА-ДИЗАЙНЕРА

Раскрывается место экологического подхода в структуре профессиональной компетентности будущего дизайнера и предлагаются методы его развития.

В настоящее ввемя одной из задач профессионального обраования является формирование компетентного специаиста, готового к самосовершенствованию и самореализации, ориентированного на совершенствование общества.

Ученые исследуют различные аспекты феномена компетентности. Мы обратили внимание на точку зрения ученого Р.Х. Тугушева: «Компетентность как мастерство не столько в смысле исполнения, сколько

в смысле организации и системного понимания всех проблем, связанных с деятельностью, умение поставить задачи и способность организовать решение конкретных проблем, относящихст к виду деятельности, в которой данный человек компетентен» [7], которую и возьмем за основу, рассматривая сущность компетентности.

Одной из наиболее важных характееистик профессиональной компетентности наывают ее нравственную императивность. Рарушение природной среды в разнообразных формах превратилось в мировой процесс, последствия которого привели к необходимости кардинаьных изменений во многих областях человеческой деятельности. Многие современные философы, социолога, эколога, культурологи считают, что мы живем в эпоху смены цивилизаций: индустриаьна цивилизация сменяется новой, котора получила навание «постиндустриаьна эра», «информационна цивилизация», «экологическа цивилизация», «ноосфера». В этих устовиях в содержание понятия «профессионаьная компетенция» привносттся нравственные начала. Профессионаьно компетентный человек должен не только обладать суммой профессионаьных знаний, умений и навыков, не только соответствовать требованиям сферы своей профессиональной деятельности, но и предвидеть последствия этой деятельности, нести за нее личную о твет ств енн ость.

Таким обраом, профессионаьно компетентный дизайнее осознает возможности графического дизайна в решении экологических проблем, обладает установкой на их решение (мотивационно-потребностный компонент профессионаьной компетентности дизайнера).

Экологические проблемы находят отклик в творчестве дизайнеров в самых раных формах. Преодоление кризиса, связанного с экологическими, демографическими и военными проблемами, возможно только при условии изменения нашего мышления, пересмотра приoллтeтoв и ценностей. «Сдвиг парадигмы», т.е. фоомирование новых основ мировосприятия, означает переход к новому этапу бытия человека и природы. Человечеству необходимо перестроиться, откаатьст от привычных, унаследованных от прошлых поколений, стандартов в отношении к природе. Пеееход к экологическому мышлению означает утверждение экологического гуманизма в качестве основополагающей установки в деятельности человека. Озабоченность общества экологическими проблемами стала одной из причин формирования новой концепции в дизайне («средовой подход»), радикаьно пересматривающей средства, методы и ценности дизайна. Эта концепция предполагает включение дизайнееского проекта в реаьно существующий культурный контекст с учетом экологических фактооов.

Экологическа ориентация привела к утверждению новой системы ценностей в дизайне. Современное экологическое направление в дизайне

связано главным образом с этикой профессиональной деятельности, с изучением целей и задач дизайна в современном мире [4]. «Экологическое проектирование» не имеет четко обозначенных границ — экологическим может быть названо любое направление в дизайне, утверждающее принципы экологической этики и ориентирующееся на гармонизацию отношений человека с окружающим миром.

Важнейшее направление экологизации современною общества -экологизация потребления, связанна с сокращением избыточного количества продуктов дизайна, пересмотром материалов и технологий, сокращением потребления, формированием новой структуры потребностей. Это пересмотр материалов и технологий, создание новых материалов с новыми эксплуатационными свойствами, которые обладают способностью саморазлагаться, повторное использование сырья. В этом русле мелкосерийное производство, учитывающее конкретные потребности небольших груш людей; направление «мусооный дизайн», использующее для создания одежды промышленные отходы и бытовой мусоо (коллекции «Гринпис», включающие одежду из бутылочных пробок, банок из-под пива и т.п.); применение любых нетрадиционных материалов способствует поиску их новых возможностей, новых фоом и новых образов. Дизайн по определению не может не вредить природе, считает дизайнер Кате ль Геле бар, поскольку неразрывно связан с производством новых вещей и новых материалов, а оно влечет за собой загрязнение окружающей среды. Концепция Арт ДЭко в том, чтобы объединить дизайн и понятие «рецикл» — создавать одежду, не производя новых мaтeритлoв, а используя уже произведенные (коллекции красивой модной одежды из старых почтовых мешков, матрасов, использованных армейских одеял и парашютов, дополняя их аксессуарами

из автомобильных покрышек и испорченных дискет).

“Устойчивое” (sustainable) проектирование (также называемые "зеленый дизайн", "эко-дизайн" или "дизайн среды") - это искусство проектирования физических объектов и сооружений в соответствии с принципами экономической, социальной и экологической устойчивости.

“Устойчивый” графический дизайн рассматривает воздействие на окружающую среду продукции графического дизайна (напримее, упаковки, печатных мaтeриaлoв, публикаций и т.д.) на протяжении всего жизненного цикла, который включает сырье, преобразования, производство, перевозку, использование и распоряжение. Методы “устойчивого” графического дизайна включают уменьшение количества материалов, необходимых для производства, повторное использование сырья, печать с низким содбежанием ЛОС - крсок, производство и распространение с помощью методов, которые требуют наименьшего количества транспорта. Все варианты должны быть настолько ближе к точке производства продукта, насколько это возможно. Не особенно

экологично, если упаковка должна путешествовать несколько тысяч миль только для того, чтобы стать в будущем мусооом. Вот определение “устойчивой” упаковки в целом, уточняемое коалицией “устойчивой упаковки” (Sustainable Packaging Coalition):

- является ли полезной, безопасной и здооовой доя отдельных лиц и общества, в течение всего ее жизненного цикла;

- соответствует ли рыночным критериям эффективности и затат;

- произведена, транс потиров ана, переработана ли с использованием возобновляемых источников энергии;

- максимизирует ли использование материалов повторного использования;

- изготовлена ли с использованием экологически чистых технологий производства и передовой практики;

- являетсс ли изготовленной из материалов, здоровых во всех вероятных до конца жизни сценария;

- является ли физически направленной на оптимизацию мaтeриaлoв и энергии;

- эффективно ли утилизируется в биологическом и / или промышленном циклах [3].

Таким обраом, экологические факторы могут учитываться дизайнером при выбоое технологии и материала проектируемого продукта дизайна.

Концепция «экологи человека» направлена на экоравитие, органичный о6рх жизни, гуманизацию бытия современного человек. Экология человека на первый пан выдвигает проблему удовлетвооения духовных запросов личности, раскрытия его творческих возможностей. Концепция сотворчества потребителя и дизайнера - потребители завершают дизайнерский продукт. Использование игровых ээементов, юмора и иронии, проектирование положительных эмоций, стремление превратить сам процесс потребления в развлечение, в деятельность, котора является творческой, вызывает положительные эмоции, приносит радость.

Поняие «экологи культуры» ввел академик Д. С. Лихачев. Экология культууы предполагает сосуществование, диалог, многообраие национальных культур, раных художественных языков, сохранение региональных и национальных традиций. Экoлoгичеcкр-oриeнтирoвaнный дизайнер оббащается к тзадициям материальной и духовной культуры региона, стремясь воссоздать обраы человека, котооые соответствуют данной этнокультууной традиции (например, «неонордизм» в станах Скандинавии).

Традиции материальной культуры других нааодов привлекают современных дизайнеров ничуть не меньше, чем собственные. Плюрализм вкусов в современном мире означает и равноправие эстетических идеалов,

в том числе и представлений о красоте, всегда связанных с той или иной этнокультурной традицией.

Из вышесказанного следует, что знание “экологических“ направлений в дизайне (средовой подход, экологи культуры, экологическое проектирование, экологическая эстетика, экологизация производства, концепция «экологи человек», концепция сотворчества потребителя и дизайнера и т.д.) является элементом знаний о временных факторах, влияющих на дизайн, составляющих одну из особенностей когнитивного компонента профессиональной компетентности дизайнееа, частью совокупности общеидеологических, общефилософских, обще этических принципов, определяющих концепцию дизайн-деятельности специаиста и его социаьно-культурную позицию; социаьной ответственности дизайнера; “отражается” в категории «технологической формы» и материаа. Умение обращаться к направлениям и концепциям экологической эстетики является особенностью деятельностного компонента профессиональной компетентности дизайнера, а установка на решение экологических проблем средствами графическою дизайна - особенностью мотивационного компонента.

Равитие экологического подхода (мы условно объединили вышеперечисленные особенности профессиональной компетентности дизайнера понятием “экологический подход”) является одним из средств развития системного понимания всех проблем, связанных с профессиональной деятельностью дизайнера, а следовательно, его профессионаьной компетентности.

Необходимо отметить, что в дизайн-обраовании в раличных западных странах (Вeликoбллтaнии, Швеции, США) большое внимание уделяетсс равитию ответственности дизайнера за проблемы оккужающей среды, порожденные искусством и дизайном, т.е. развитию социльной компетентности дизайнера как вида его профессиональной компетентности (распространен термин «экологическа ответственность). Например, в английском Королевском колледже искусств (Royal College of Art) поошряетсс сотрудничество с экологическими изданиями и вообще работа, связанна с защитой окружающей среды.

Экологическое искусство в России пока менее популярно, чем во всем мире. Экологическа проблематика находит отражение в современном отечественном дизайн - обрловании: например, «методика преподавания на отделении «Арт-дизайн» в Российском гocядaрcтвeннoм гуманитарном университете (РГГУ) строится на осознании будущими дизайнерами необходимости интеграции науки, техники и искусства с целью движения человечества к достижению гармонии между социумом и биосферой» [5].

В то же время возникшая в современной проектной культуре

виртуально-средовая парадигма обладает большим творческим потенциалом в области экологии. Как отмечает известный теоретик дизайна С.И. Серов «...с экологией её роднит средовой, медийный характер. Многие её черты - сложна факттра, живописность, красочность, зрелищность, многослойность, фрагментарность, дробность, изменчивость, текучесть, кoнтeкcтртльнoсть, неопределенность, таинственность, непостижимость - сами по себе имеют экологический характер. Они связаны с установкой дизайнерского сознания на плюрализм, мирное сосуществование разнообразных точек зрения...» [6]. Стремление к “экочувствию”, “эко проектпрованин)”, “эко-действию” в реальной, визуальной и виртуальной сферах халактерно доя современной проектной культуры.

На наш взгляд, в Госудалственном обраовательном стандарте высшего профессионального обраования в области культуры и искусства (специальность 070601 «Дизайн» квалификации 01 «Дизайнер» (ггафический дизайн)) [1] знание об экологических факторах в графическом дизайне отражено недостаточно.

Поэтому фоомирование ответственности за проблемы оккужающей среды, порожденные искусством и дизайном, экологического подхода в дизайне явились одним из направлений развития профессиональной компетентности графического дизайнера в авторском курсе по выбору «Формирование профессиональной компетентности графического дизайнера».

Мы, опираясь на эту идею, на зaндиж oбъяcнди студентам пoндия «экологи культуры», «экологически дизайн», «экологическое проектирование», «экологическое фолмообраование», «экологически чистый объект».

Студенты обсуждали следующие вопросы: «Выявить пути,

которыми искусство связано с проблемами окружающей среды», «Достижима ли гармони между социумом и биосферой?», «Согласны ли Вы с утвсрждсним, что главнейшая цель дизайнерской деятельности -защита природы и культууы?», «Влиние пластика и пенопластовой коммерческой упаковки на окружающую среду и ответственность художниа за эти проблемы». В качестве задани для самостсогельной работы студены рaрaбaтывaлд концепцию экологически чистого объекта, который он изучли в данный момент в ходе освоени основной дисциплиы «Проектиование в графическом дизайне».

При освоени темы «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА как элемент знаний о временных факторах, влияющи на дизайн» студенты ознакомились с совокупностью общеидеологиеских, общефилософских, общеэтических принципов, определяющих концепцию дизайн-дeдeльнocти cпeцдхиcтa и его coцдхьнo-кyльтyлнyю пoзилю. Он изучили следующие вопросы: Зачем нам нужна жива природа?

Экологические проблемы и основные тенденци в дизайне. Средовой

подход. Экологиеское проектиование. Экологически дизайн. Экологическое формообразование, экологически чистый объект. Экологазаци производства. «Мусортш дизайн». Экологиеска эстетиа и равитие творческого пoтeнцлaa линости. Концещи сотворчества потребителя. Неотехно логически дизайн. Экологи культуры. Экологическа тема в современном графическом дизайне. Использование природных архетиов как оббаов гармони в рекламе. Использование позитивных и негативных образов. Экологическа проблематика в современном искусстве.

Кроме того, cтрдeды выполняли плакат (клаузуру), оттажающи отношение к волнующей их экологиеской проблеме. Мы aнхизирoвaлд плакаты в защиту экологии дизайнеров самых рлных стан мил, в том числе знаменитых отечественных дизайнеров (О. Векленко, Ю. Суркова), с целью пoнль и усвоить международный опыт осмыслени экологиески проблем и использовани его в собственной дeлeльнocти. Работы, объединенты такой «наиной» темой, пи просмотре в массе создают очень сильный дополниельный эффект - изумление тем, как таантливый человек может иди в иду а ль но рлыграть не самую свежую тему охраны окружающей среды. Было отмечено, что чем менее сполной окаывается поднимаемая тема, тем более сиьные авторе кие стедства необходимы для её «разыгрывания». Иногда вход идет использование уникальной авторской техник, иогда - особо циничное сюжетное построение. Благодаря знакомству с лучшими обрацами миового искусства плаката и гафии экологического направлени происходил не только расшиение профессионльного информационного простора студентов, но и воспиание экологиеской культууы.

Наше исследование покало, что экологиеский подход в стуктуре профессионльной компетентности дизайнера является:

- элеменом знани о временны фаетолах, влияющи на дизайн;

- частью совокупности общеидеологических, общефилософских, общеэтиеских приципов, определяющих концепцию дизайн-дeдeльнocти cпeцлaиcтaи его социльно-культурную пoзилю;

- социальной ответственности дизайнера;

- “отражается” в категории «технологической фолмы» и материла;

- рлвитием системного подхода к дизайн.

Поэтому рлвиие экологиеского подхода будущего дизайнера является одним из средств рлвити системного понимания всех проблем, связанных с прoфeccиoнхьнoй деятельностью, а следовательно, его профессионаьной компетентности.

Библиографический список

1. Государств енный обрловательный стандаат высшего

профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 070601 «Дизайн» [Текст].- М., 2003.

2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочни [Текст]/ Г.Б. Миерви [и др.]. - М.: Архитектура, 2004. - 288с.

3. ecopackaging.net [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

ecopackaging.net.

4. Ермиова, В.В. Моделирование и художественное оформление одежды. [Текст]/ В.В Ермиова, Д.Ю. Ермиова: учеб. пособие. - М.: ИЦ Академи, 2006.

5. Львовский, Ф.А. «Эко-арт-дизайн» — новая программа подготовки дизайнеров [Текст]/ Ф.А. Львовски. //Технологи строиельства. - 2004.- №2.- С. 116-119.

6. Серов, С.И. Вопросы экологии [Электонт1й ресурс]/ С.И. Серов.

- Режим доступа: www.kak.ru

7. Тугушев, Р.Х. К вопросу системной психодиагностики психологической компетентности субъектов профессиональной дeлeльнocти [Электронный ресурс]/ Р.Х. Тугушев.- Режим доступа: www.psycheva.ru.

УДК 378.147:378-057.175:371:398 И.В. Сопетченкова (Тула, ТулГУ)

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ»

На основе методических условии, преемственности целей, содержания, методов, средств, организационных форм и критериев сформирована модель педагогической подготовки студентов непрофильных специальностей.

Формирование модели педагогической подготовки возможно на основе выделенных дидактико-методических условий педагогической подготовки студентов непрофильных специальностей высшего профессионального образования, преемственности целей, содержания, методов, средств, организационных форм и крист ив, исхода из принцил лично стно-ориенировакнного обучения.

Модель подготовки преподавателл на основе идeгуaци дeлeльнocти выпекаю щи кафедр по специльностям высшего профессионаьного обрловани и кафедры обрловательных технологи и педагогики представляет собой рад взаимосвязанных целей и функций. К их числу можно отнести социальные, психологические, дидактические воспиательные цели в сочетании с обучающими, рлвивающими и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.