5. Дьченко, Ю. Г. Особенности курса «Основы формообразования» в процессе подготовки дизайнеров: в сб.: Непрерывное дизайнерское образование. Материалы IV Учебно-методической конференции. [Текст]/Ю.Г. Дьяченко. - М.: МВХПУ (б. Строгановское), 1992. - С. 37-45.
6. Камышный, Н.Н. Основы1 художественного конструирования [Текст]/Н.Н. Камышный. - М., 1970.
7. Квасов, А.С. Пластмассы:, технология и художественное конструирование из них [Текст]/ А.С. Квасов. - М.: Высшая школа, 19767.
8. Ковешников, А. И. Композиция в пропедевтическом курсе дизайна [Текст]/ А.И. Кавешников. - М.: «Прометей», МПГУ, 1991.
S. Koroleva
Designing Goals in Higher Education
The purposes of design creativity ‘Most important tasks’ and specific technologies in design of environment, their realization in the modern higher school. Structure of environment as base of differentiation of problems design. Integrated approach and a composition -general categories creativity.
Получено 20.02.2009 г.
УДК 378.091.2.013.77:519.2
М.И. Лахатова, ассист., (4872) 33-24-42,
[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Рассмотрены методические и психолого-педагогические аспекты применения педагогического взаимодействия «преподаватель-студент» в учебном процессе вуза. Предлагается примерный план поведения лабораторных и практических занятий по курсу общей физики для инженерных специальностей ТулГУ.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, физический практикум.
Сегодня наука развитых стран составляет неотъемлемую часть единого взаимоувязанного комплекса «промышленность - инновации - образование - наука». Прообраз такого комплекса оформился в России в начале XIX века, а к началу XX столетия Россия стала одной из лидирующих держав мира. Всему миру известны физиологи И.М. Сеченов и И.П.Павло в, химии Д.И. Менделеев и А.М. Бутлеров, математики
Н.И.Лобачевский и П.Л. Чебышев, физики А.Г. Столетов и А.Ф. Иоффе,
философы П.А. Флоренский и Н.А. Бердяев, естествоиспытатели и инженеры Н.Е. Жуковский, А.Н.Крылов, С.П.Тимошенко,
Н.И.Сикорский.Поскольку массовые суперкомпьютерные технологии станут основным «технологическим ооужием» в завоевании мирового рынка в XXI столетии, промышленная политика России должна пред сматривать создание национальных системообразующих компаний-отраслей, способных развивать эти технологии. Основна задача инновационной компоненты - реализация целевых проектов в приоритетных областтх: информационные технологии, машиностроение и энергетика. Данные проекты должны стать основой долгосрочной промышленной политики Росии, поскольку они призваны обеспечить в долгосрочной перспективе экономическое лидерство нашей станы на мировом рынке [1-20].
Большое внимание в настоящее время уделяетст интенсификации учебного процесса и качеству обраования. Понятие качества обраования относится как к оценке профессиональных свойств выпускника высшего учебного заведения, так и к процессу функционирования обраовательной системы. Качество образовательного процесса определяется качеством содержания оббаования, качеством рeлизуeмых обраовательных технологий и кадровым потенциалом структурных подраделений учебных заведе-ний[21].
Педагогический обраовательный процесс представляет собой движение от целей обраования к его результатам. Любой процесс - это последовательна смена одного состояния другим. В педагогической деятельности эта последовательная смена является результатом педагогического взаимодействия участников оббаовательного процесса. Таким об-раом, образование как процесс есть специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования. Этот процесс целеустремлен как на yдoвлeтвoрeниe потребностей общества в формировании личности с социально одобряемыми качествами, так и на удовлетворение самой личности в ее равитии и самооавитии.
Существенной характеристикой педагогического (оббаовательно-го) процесса является именно взаимодействие, а не воздействие педагогов на воспитанников. Педагогическое взаимодействие - преднамеренный контакт (разной продолжительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях[22]. Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим, и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей спосоуности к деяттьности. Самый простой вариант обучения состоит в общении учителя (носителя профессиональной деятельности) и ученик, устремленного к воспроизведе-
нию деятельности своего учителя, учитель же квалифицирует деятельность ученика как правильную или неправильную. В этом случае проявляется непосседственность, нерасчлененность учебного процесса.
Одним из направлений объективизации деятельности является ее объективное описание в определенных (ясных и отчетливых для данного социального контекста) знаковых cтeдcтвах, позволяющих по такому описанию воспроизвести деятельность любому члену социальной общности, знающему такой язык описания. Учебные знания возникают в тех условиях, когда деятельность не пееедается непосседственно, и тогда они выполняют функцию опосредования передачи (трансляции) деятельности[23].
Педагогическое взаимодействие реализуетсс при условии целенаправленного педагогического влияния и активного восприятия и усвоения воспитанником разнообразных форм социокультурного опыта.
Активность воспитанника проявляется в непосредственных и опосредованных ответных влияниях на педагога и на самого себя. Образование понимаетст не только как процесс, но и как результат этого процесса, выраженный в различных уровнях образованности личности[23].
Одним из важнейших факторов успешного обучения в вузе будущих профессионалов является личностная и социально-психологическая адаптация. Это не просто приспособление лшнтеш к социальной среде, а действенное стремление к установлению с ней оптимальных взаимоотношений. В процессе адаптации происходят изменения во внутреннем мире личности. Изменяются привычные представления о содержании предстоощей деятельности, об особенностях новой социальной микросреды. Адаптация характеризуется состоянием психологического равновесия личности с собой, окружающим миром и сседой, определяемым чувством внутренней удовлетворенности, покоя и ууавновешенности. Понимание адаптации как состояние общества (системы) в равновесии (Спиноза, Гиббс, Кон и др.) предполагает, что адаптация не только включает в себя процесс приспособления личности к новой социальной среде, но и оказывает обратное воздействие - приспособление среды к потребностям, интересам и установкам индивидуума. Такое взаимодействие требует усвоения прогрессивных тенденций в педагогическом сознании преподавателя и применения рациональных педагогических действий в процессе обучения.
В оббазовательном процессе участвуют преподаватели и стдены. От характера и взаимодействия зависит результат обучения. Обобщённый психологический портрет студентов очень изменчив. Наблюдается тенденция к увеличению инфoлмирoвaннocти, мобильности, практичности современного первокурсника и, вместе с тем, снижение уровня теоритическй подготовки и сфоомированности логического мышления, ухудшение волевых качеств, заметный разрыв между адаптационными возможносттми вчерашних школьников и требованиями к студентам в высшей школе. Современные пеевокурсники не умеют учитьст:
- низка самоценность знаний по физике для многих студентов;
- отсутствие методик представления учебного материала, при которых знание по физике были бы усвоены как можно большим количеством обучающихся;
- преодоление формализма знаний по физике, фоомирование корректных физических моделей природных явлений. Формальные подходы к моделям физических явлений, искаженные знания и неверные представления свойственны многим студентам.
Дидактические причины названных проблем заключаются в несоответствии уровня сложности предлагаемого учебного материла уровню сфоомированности мышления cтлдeутoв-пepвoкyрcикoв, резки контраст фоом и методов обучения в школе и вузе, отсутствие у студентов мотивации к изучению физики. Для повышения эффективности обучения физике необходимо определить ценностные ориентиры для студентов в учебном материале. Необходимо учиться и преподавателям, систематически обновлять арсенал технологи учебного процесса и совелшенствовать систему отношений с обучаемыми, и, тем самым, уменьшать влияние консерватизма. Перспективным является пелеход к такой организации взаимодействия преподавателя и студента, при котооой акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента [24].
Автором была применена следующа методика проведения занятия:
1.Совместный анлиз исходной ситуации.
2. Определение совместных (преподавателя и студента) целей обучения.
3.Планирование работы (для преподавателя и для студента).
4.Отбор учебного материала.
5.Выполнение учебных операций, организация учебной работы (процесс обучения).
6.Конгтоль и коррекция процесса работы.
7.Анлиз и оценка результатов обучения.
Можно склать, что оотимаьтш способ проектирования и организации обрловательного процесса в практикуме по физике, при которюм:
- основной акцент действий преподавателя выводится на активную познавательную деятельность обучаемых;
- преподаватель высыпает в роли педагога - организатора и режиссера обучения, готового предложить студентам максимльно необходимый комплект сседств обучения, а не только передает учебную информацию;
- учебна информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не только пеледает учебную информацию;
- обучаемый является субъектом деятельности наряду с преподавателем, а его личностное рлвитие выступает как один из главных образов.
С учетом вышеизложенного предлагается использовать следующий план проведения занятия.
Процесс усвоения знаний с точки зрения психолого-
педагогического анализа включает три составляющих: предметную, логическую и психологическую. Предметные знания по физике включают в себя знания физических явлений, методов ж наблюдения, физических законов, физических теолий, методик проведения физических экспериментов. Логическая составляюща содетжит логические операции и приёмы логического мышления. Психологическа составляюща поддлумевает умение планировать свою учебную деятельность, контролировать её ход, вносить коррективы и оценивать конечный результат.
Основное внимание на кафедрах физики уделяетст предметным знаниям. Логической и психологической составляющим формирования знаний в учебном процессе не уделяется должного внимания, они складываются стихийно и поэтому имеют у большинства студентов плохие характеристики. Между тем, недостаточна логическа подготовка, а также неумение планировать и кoнтлoлирoвaть свою деятельность являются широко распространёнными причинами ошибок и неудач при решении как учебных, так и профессионльных задач.
Учёба в вузе - это ряд последовательных этапов профессионльно-го самоопределения. Важным сседством достижения этой цели является увеличение доли самостоятельной работы студентов. От лекции к лекции студента необходимо стимулировать ууться, задавать конкретные задания для самостоятельного выполнения с полным конфолем реззльтатов работы. Таким обрлом, можно сфолмулировать ууебные умения и глубокие осмысленные задания, т. е. повысить качество обучения. Учебный процесс связывает многообрлные психические состояния и свойства с целенаправленной деятельностью, выбором решений и методов действий. Логически организованный учебный процесс формирует знания на основе причинности, позволяет направленно видеть ход решения педагогических задач, воспринимать знания в связях и отношениях их понятий, определений, закономерностей. Можно адаптировать методику проведения занятий в условия каждой конкклгной дисциплины и формы обучения с учетом рл-ных видов педагогического взаимодействия для повышения качества учебного процесса, в котором преподаватель стремиться к различным формам дилога со студентами, направляя на дилог друг с другом. Работа студентов при изучении курса физики в лаборатолиях физического практикума является основным из элементов учебного процесса. Преследуя цель повышения качества подготовки cпeцрлиcтoв, требуется наряду с сообще-
нием определенны профаммных сведений активно осуществлять управление процессом получения и освоения знаний студентами. Предполагается, что высокий ууовень знаний студентов совпадает с высокой долей контактов преподавателя со студентами, инициированных самим преподавателем. В последние годы в связи с достижениями психологии общения акцент смещается на проектирование способов учебного дилога: дилог между преподавателем и студентом, студентов друг с другом, фупт1 ст-дентов и преподавателя. Ди лог призван улучшать усвоение, влить на мотивационную сферу познавательной деятельности учащихся и на контрольно-оценочную сферу.
Педагогическое взаимодействие являетст универсльной характеристикой педагогического процесса. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь «педагогическа деятельность - деятельность воспитанника», однако исходным, является отношение «воспитанник - объект усвоения». Педагогические задачи могут быть решены и решаютст только посредством повышения активности учащихся под руководством педагога. Для решения поставленных задач были разработаны алгоритмы проведения лабораторных занятий и семинарским (практических) занятий по физике (таблица)[26].
Примерный план проведения лабораторного или семинарского занятия по физике
Пункты пана Стлдeнт Преподаватель Обоснование
Этикетна беседа Приветствует студентов, настраивает позитивно, отвечает на вопросы Адаптация
Подготовка к выполнению эксперимента Ознакомление с методикой выполнения работы, лаборатол-ным оборудованием, краткой теоретической справкой, получение допуска к выполнению работы Проверка предварительных знаний студента, знание порядка выполнения работы, постановка целей эксперимента, допуска до работы Совместный анлиз исходной cлтлaцри, определение совместных целей обучения, планирование работы. На этом этапе преподавателю необходимо стремиться повысить внyтлeннюю
Пункты пана Стлдeyг Преподаватель Обоснование
мотивацию. проведение диагностики
Проведение эксперимента Выполняет эксперимент самостоятельно, в любой момент может обратиться к преподавателю с вопросами Следит за выполнением работы, помогает в разумной мере, стремиться к самостоятельности проведения эксперимента. Следит за физическм со-стоонием студента, соблюдением техник безопасности Выполнение учебных операций, формирование внешней мотивации
Обработка результатов эксперимента По заданной методике проводит расчеты, если необходимо строит графики Дает необходимые указания для работы дома (список дополнительной литературы и т.п.) Всяческ поощряет заинтересо ванных студентов (задавших интересные вопросы) Выполнение учебных операций и олга-низация учебной работы. формирование интереса
Защита Включает в себя предъявленный оформленный отчет, знание методики выполнения эксперимента, и готовность дать полную теоретическую справку по заданной теме Сравниает полученный результат, колректирует изложение теолети-ческого материала, помогает сделать прав ильный рacлeтв случае ошибки, стараетст позитивно настло-итьст, задает вопросы. Вместе со студеном анлигирует полученные результаты Контроль качества знаний и коррекция процесса обучения. Проведение диагностики, отбор учебного материла
Выводы Стлден делает Указывает на сла- Формирование
Пункты плана Стлден Преподаватель Обоснование
выводы по работе. бые места, советует уделить внимание на про белы в знаниях или навыках. Отмечает положительные моменты внутренней мотивации у студента.
Этикетное прощание Прощается с преподавателем. Прощается со студентом, дает напутствие по дль-нейшей работе дома, о распределении самостоятельной работы, о гигиене умственного труда Адаптация
Самостоятельная работа дома Работа с ра-личными источниками ин-фолмации, выбор необходимых источни ков информации, устранение недочетов, указанных преподавателем. Проведение диагностики, выводы, в соответствии с выводами - под-бол необходимых источников информации, в дль-нейшем рекомендованных стлден-там, и т.д. Формирование собственного у (у педагога и у студентов) когнитивного взгляда на мотивацию в изучении предмета. Отбор учебного мателила
Смысл образования состоит в том, чтобы познакомить молодого человек с лучшей частью человеческого наследия. Но, поскольку большая часть наследия выражена в словах, оно действенно только тогда, когда эти слова реализуются в личности учителя или в практической жизни и устройстве общества. На человека может повлиять только воплощенна вдет; идея же, оставшася только словесной, меняет только слова[27].
Формирование содержания образования в настоощее время должно опираться на последние достижения психологии. В общем и целом образование предполагает своими целями - научению мыслить и обретению четкой гражданской позиции, хотелось бы отметить еще навык - умению самостоятельно работать.
Выводы. Рассмотление позиции преподавателя и стлдентов в педагогическом взаимодействии позволяет говорить об универсальности этого вида учебного дилога для осознанного саморазвития людей, находящихся
на принципиально различных уровнях и временных этапах собственного психологического развития.
Пространство педагогического взаимодействия включает в себя как деятельностные, так и духовные связи; как нормативные, так и индивидуализированные. Это позволяет изменять границы взаимодействия педагога и студентов, объединенных не только совместной деятельностью, но и обоюдозначимыми духовными связями, смыслами и ценностями, отношениями взаимопонимания и взаимопомощи.
Библиографический список
1. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа[Текст]/Н.А. Бердяев/ сост. П.В. Алексеев; вступ. ст. А.Г. Мысливченко // Республика, 1994. -479 с.
2. Бердяев, Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и на-циoнльнocти[Тeкcт]/Н.А. Бердяев/ предисл. Л. Полякова. -М.: Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.
3. Сеченов, И.М. Психология поведения: Избранные психологические труды[Текст]/И.М. Сеченов/ Академия пед. и соц. наук. Моск. психолого- социльный ин-т; Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж: НПО «МО ДЭК», 1995. -320с.
4. Сеченов, И.М. Элементы мысли[Текст]/И.М.Сеченов. - Спб. и др.: Пигер, 2001. - 416с. - (Психология-классика)
5. Павлов, И.П. Рефлекс свободы [Текст]/И.П. Павлов. - Спб. :Питер, 2001. - 432 с.
6. Павлов, И.П. Лекция о работе больших полушауий головного мозга[Текст]/И.П. Павлов. - М. ;Л. :ГОСИЗДАТ, 1927. - 371с.
7. Менделеев, Д.И. Границ познанию предвидеть невозможно: Сборник [Текст]/ Д.И. Менделеев/ сост., вступ. ст. и коммент. Ю.И.Соловьева. - М.: Сов. Россия, 1991. - 589 с.
8. Менделеев, Д.И. Основы химии[Текст]/Д.И. Менделеев.- 13-е изд. (5-е посмеетное). - М.; Л.:Госхимиздат. в 2 т. - 1947. - 703с.,622с.: ил.
9. Бутлеров А.М. Сочинения/АН СССР [Текст]/ А.М. Бутлеров. -М.: Изд. АН СССР. -Т.1.: Теоретические и экспериментальные работы по химии. - 1953.-639с.
10. Бутлеров, А.М. Лекции органической химии [Текст] / А.М. Бутлеров/ сост. О.Д. Стерлигов; отв. ред., всуч!. ст. и коммент. В.М.Потапов, ОДСтерлетов. - М.: Наука, 1990. - 624с.
11. Лобачевский, Н.С.Полное собрание сочинений[Текст]/ Н.С. Лобачевский. - М.: - Л.: Гостехиздат. 1946.- Т.1.-4.
12. Чебышев П.Л. Полное собрание сочинений [Текст]/ П.Л.Чебышев; АН СССР. - М.; Л: Изд. АН СССР. - Т.2: Математический анлиз. - 1947. - 520 с.
13. Иоффе, А.Н. О физике и физиках: Статьи, выступления, письма [Текст] /А.Н. Иоффе.- Л.: Наука, 1985. - 544 с.
14. Иоффе, А.Н. Основные представления современной физики [Текст]/ А.Н. Иоффе.- М.; Л.: Гос.изд.техн. - теор. лет., 1949. - 368с.
15. Столетов, А.Г. Общедоступные лекции и речи [Текст]/ А.Г. Столетов/ сост. К.А.Тимирязев. - М.: Тип. Русского и печатного издат. дела, 1902.- 260 с.
16. Жуковский, Н.Е. Полное собрание сочинений [Текст]/ Н.Е. Жуковский/ Центр. Аэродинамический институт им. Н.Е. Жуковского. - М.: Глав. Ред. авиацион. лит., 1937.
17. Тимошенко С.П. Механика материаов: учебник для ву-зов[Текст]/С.П.Тимошенко, Д.Гере.- 2-е изд., стер.- СПб.: Лань, 20 02.- 672 с.
18.. Флоренский, П.А. Христианство и культура [Текст]// П.А. Флоренский; Вступ.ст. и примеч. А.С. Филюненко.- М.:АСТ:Фолио, 2001.-672с.
19. Крылов, А.Н. Собрание трудов А.Н. Крылова [Текст] / А.Н. Крылов. М.; Л.: Акад. наук СССР, 1951, Т. 1.Ч.1 Воспоминания и мемуарные очелки, 303 с.
20. Лобачевский, Н.И. Полное собрание сочинений. Т.4. Сочинения по агебре. Алгебра или вычисление конечных. Понижение степени в двучленном уравнении, когда покозатель без единици делится на 8. [Текст]/ Н.И. Лобачевский// гл. ред. Каган В.Ф.- М.;Л.: Гостехиздат, 1948г.
21. Огурцов, А.П. Обраы образования. Западна философия обра-зования.ХХ век [Текст]/ А.П. Огурцов, В.В. Платонов. Спб., 2004.
22. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др.; Под.ред. Л.П.Крившенко.- М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. - 432 с.
23. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология. Сел. «Учебник и учебные пособия» [Текст]/ Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
— 544 с.
24. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учеб.-метод. пособие [Текст]/ С.И. Архангельский. - М.: Высш. школа, 1980.- 386с.
25. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего обраования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве-дений[Текст]/ С.Д. Смирнов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- 304 с.
26. Лахатова, М.И. Реаизация методов и форм педагогического взаимодействия «преподаватель-студент» на примере физического практи-
кума для студентов младших курсов технических специальностей [Текст]/М. И. Лахатова // «Педагогическое мастерство: проблемы, поиски, решения»: сб. материаов преподавателей и аспирантов Тул. гос. унта, получивших диплом «Преподаватель высшей школы». - Тула: Издательство ТулГУ, 2007. - Вып. 3. - С. 76-82
27. Фромм, Э. Душа человека: перевод[Текст]/ Э. Фромм. - М.: Республика, 1992. - 430с
28. Лахатова, М.И. Инновации в образовательном процессе вуза при обучении студентов младших курсов [Текст] /М.И.Лахатова, Т.С. Устинова// «Глобальный научный потенциал»: сб. тез.док. 3-й науч.-практ. Конф.-23-24 апреля2007г. Тамбов. - С.177-177.
M.I. Lakhatova
Methodological Aspects of Managing Pedagogical Interaction «Teacher-Student» in the Process of Studying at University
Annotation: Methodic andpsychological-aspects applying of pedagogical interaction «teacher-student» in teaching process of higher school is analyzed in the article. Approaching plan offulfillment of laboratory and practical lessons on the course of common physics for engineering specialties of Tula state university is proposed.
Получено 20.03.2009 г.
УДК 378.121
М.Е. Павловска, ассист. ,(4872) 27-05-08, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
Изучаются проблемы духовности, духовно-нравственноо сферы личности; предлагаются классификации наиболее значимых ценностей в гуманитарных науках.
Ключевые слова: высшее образование, воспитанне, восситательный процесс, нравственность, духовность, дух, ценность, норма, ценностные ориентации.
Изменения, происходящие в России в последние десятилетия, делают необходимым проведение анаша воспитательной деятельности среди молодежи, в том числе и среди студентов классических вузов.
Пеяед преподавателями высшей школы всегда стояли важнейшие задачи по обучению и воспитанию специлистов. В наши дни вопрос об ответствен ости за нравственное совершенствование и профессионлизм выпускников является весьма актульным.