Научная статья на тему 'Формирование государственной политики в области управления демографическими процессами: основные подходы и приоритетные направления'

Формирование государственной политики в области управления демографическими процессами: основные подходы и приоритетные направления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
807
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лысенко Т. П.

Исследуются вопросы формирования и реализации государственной демографической политики, анализируются различные подходы к ее проведению, рассматриваются проблемы состояния и научной разработанности демографической политики. Важное место отводится региональной демографической политике как функции органов власти и управления, перспективам ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование государственной политики в области управления демографическими процессами: основные подходы и приоритетные направления»

использования правящими элитами определенных политических технологий, таких, как высокий уровень доверия к Президент, функционирование партии власти, компромисс социальных и либеральных консерваторов, включенность в процессы «партизации» системы государственной бюрократии.

Вместе с тем, консолидация демократии традиционно базируется на иных принципах - децентрализации, конкурентности, плюрализма, несоблюдение которых придает интеграционным процессам управляемый, контолируемый, бюрократический хааактер. Достигнутый в постсоветский период уровень консолидации, тем не менее, отажает особенности российского общества, которое не готово ни к ценностному, ни к поведенческому консенсусу по повод демократии. Не соответствуют ему и качество элит, и степень функциональности политической инфраcрyктрры, и слабое развитие демократических инстдтртoв в целом. Режимная консолидация сегодня рассмативается действующей властью в качестве основной альтернативы угрозам внутенней и внешней десуверенизации, а также реставрации политического влияния радикально левых или радикально правых си, деятельность которых может быть направлена на разрушение созданной политической системы. Однако основная проблема ее воспроизводства заключается в характере политического режима, актуальность которого для российского политического пространства в ближайшие десять лет подтверждается результатами электорального цикла 2007 - 2008 гг.

УДК 614:314.17(470.312)

Т.П. Лысенко (Тула, Департамент социального развития Тульской области)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИУПРАВЛЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Исследуются вопросы формирования и реализации государственной демографической политик, анализируются различные подходы к ее проведению, рассматриваются проблемы состояния и научной ртработанности демографической политики. Важное место отводится региональной демографической политике как функции органов власти и управления, перспективам ее развития.

В современной России демографические процессы оказывают существенное влияние как на государственную политику, так и на международные отношения. Устойчивый характер депопуляции в большинстве регионов России, нарастающее постарение населения,

сокращение его численности обострили внимание общественности и властных структур к демографическим проблемам. В связи с этим Президент России В.В. Путин в ежегодных Послания Федеральному Собранию Российской Федерации в качестве приоритетных среди всего комплекса проблем, с которыми столкнулась наша страна, выдели задачи оздоровления демографической ситуации.

Стратегическими задачами в демографической сфере на всю обозримую перспективу остается сохранение и создание условий для наращивания демографического потенциала страны. Отсюда необходимым является обеспечение уровня рождаемости, хотя бы для простого замещения поколений родителей поколениями ж детей. Этот уровень должен гарантировать если не рост, то хотя бы стабильное возобновление численности населения.

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и граждан Российской Федерации по обеспечению условий для устойчивого демоггафического развития страны 9 октября 2007 года (№1351) принят Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на пееиод до 2025 года», котооый рекомендует фєдєллпьньім ооганам государственной власти, ооганам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований руководствоваться положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года при решении задач в области народонаселения [1].

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миггации, сохханение здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стэане.

Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка достішого жильь, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на пееиод до 2025 года являются:

- сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

- сокращение уровня мателинской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровьь детей и подростков;

- сохранение и укрепление здоровьь населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и фоомирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, сттадающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

- повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателл рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовнонравственных традиций семейных отношений;

- привлечение мигрантов в соответствии с потребносттми демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Реализацию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предполагается осуществлять путем:

дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики с учетом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Феделации, направленных на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития;

включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;

учета задач демографической политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;

методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами;

постоянного монитооинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;

развития научных исследований в сфере народонаселения.

Источниками финансирования расходов на гocyдaтcтвeннyю поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федееапьный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотвооительных фондов и иные внебюджетные средства.

Наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для Российской Федерации в целом, имеютст значительные различия между регионами.

Демограф тес кя ситуация в Тульской области, как и в большинстве инуycриальных регионов, достаточно сложная. За последние 15 лет тенденция сокращения населения региона приобрела устойчивый характер. Среди субъектов Центального федерального округа Тульская область по численности населения занимает четвертое место. По оценке территориального органа федеральной службы государственной статистик, численность постоянного населения области на 1 января 2008 года составила 1565,5 тыс. человек(на01.01.2007 - 1580,5 тыс. человек). За год численность населения сократилась на 15,0 тыс. человек. Основная причина соккащения численности населения - его высока естественная убыль. Покзатель естественной убыли населения по ссавнению с 2005 годом снизился с -14,1 до -12,9 на 1000 населения, но он являетст одним из самых высоких в ЦФО (ЦФО -7,7; РФ -4,9).

Исходя из анализа показателей естественного движения населения и расчетных данных росстата, естественна убыль населения сохранится и на ближайший период. Для Тульской области характерным является неблагоприятная пллoвлзлаcтна стук^уа населения. Удельный вес возрастной группы старше рyдocпocoбнoгo (пенсионного) возраста составил 26,5 %, рyдocпocoбнoгo возраста - 60,0 % от общей численности населения. В Тульской области самое старое население стеди регионов Российской Федерации. Средний возраст жителей области за 1990 - 2006 годы вырос на 3,7 года и в 2007 году составил 43 года (РФ - 38, ЦФО - 40). Средний вoзлаcт женского населения области составил 47 лет, что на 8,6 года больше, чем у мужчин (по РФ, соответственно, 41,7 и 35,4 года). Это обусловлено более высокой смертностью мужчин, в первую очееедь в трудоспособном возрасте. Дльнейшее рлвитие получит процесс демографического старения населения, к начлу 2009 года доля лиц старше рyдocпocoбнoгo возраста достигнет 26,9 %. Ежегодно

уменьшается как численность детей в возрасте 0-15 лет, так и удельный вес этой возрастной группы в общей численности населения. На 1.01.2007 года в области проживло 209 тысяч детей в возрасте до 15 лет, их доля в общей численности населения составляла 13,3 % (в 1990 г.,

соответственно, 366,2 тыс. Человек и 19,7 %, для сравнения: РФ - 16,8%; ЦФО - 14,3 %).

Начина с 2003 года в Тульской области отмечаетст тенденция к стабилизации уровня рождаемоти. В 2007 году по сравнению с 2006 году поклатель рождаемости вырос с 8,0 до 8,3 родившихся на 1000 человек населения, однако, это самый низкий уровень рождаемости в ЦФО (РФ -11,3; ЦФО-9,7).

Повышение ууовня рождаемости в прошедшем году наблюдалось в 2 городских округах и15 муниципльных районах. Из них наибольшее повышение отмечено в поселке Новогуровском - на 2,6 промилле, в Каменском муниципльном районе - на 4,2 промилле, Куркинком - на 2,7, Арсеньевском - на 2,4, Заокском - на 1,9, Богородицком - на 1,4 промилле.

В 2007 году в области сохранилась тенденция снижения общего уровня смертности. Органами ЗАГС зaрeгиcрирoвaнo 32086 умерших, что на 1116 человек, или на 3,4 %, меньше по сравнению с 2006 годом. В расчете на 1000 человек населения уровень смертности составил 20,4 умерших на 1000 населения (у мужчин - 24,1; у женщин 18,3). Снижение уровня смертности населения наблюдлось в 15 муниципльных районах и в городе Туле. В 10 муниципальных районах и городских округах коэффициент смертности увеличился. Уровень смертности в Тульской области остается одним из самых высоких поклателей среди субъектов России.

Основными причинами смертности населения области являются болезни системы кковообращения - 58,4 % всех умерших, новообрлования

- 13,0 %. Высокой остается смертность от внешних причин (несчастные случаи, отавлся^ и тавмы) - 10,1 %. На протяжении последних десятилетий неблагополучную ситуацию со смертностью населения в области определяет динамика уметших в рабочих возрастах. Только за 2006-2006 годы смертность ту до способного населения увеличилась на 22 %. Средний возраст мужчин, умирающих от остого инфаркта миокарда, меньше 50 лет.

Смертность мужчин в рабочих возрастах в Тульской области в 3,9 рла выше смертности женщин: из каждых 10 тысяч мужчин этих возрастов в 2006 году умерло 162, из 10 тысяч женщин - 41. Высокя смертность мужчин объясняется большей степенью их восприимчивости к стрессам, злоупотреблением алкоголем и курением, работой на производствах повышенной опасности. При сохранении в Тульской области в дльнейшем современною ууовня смелтности в рyдocпocoбных возрастах, из числа юношей, достигших 16 лет, доживет до 60 лет только 48 % (в целом по ЦФО - 58 %, по России - 57 %).

Высокий уровень смертности негативно отажается на показателя ожидаемой продолжительности жизни населения, которая составила у мужчин в 2006 году 57,4 года, у женщин - 71,7 года (по ЦФО, соответственно, - 61,2 и 73,2; по РФ - 60,4 и 73,2). Рлрыв в покзателях для полов весьма значительный - 14,3 года. Согласно расчетным данным Росстата, прогнозируется увеличение уровня смелтности, что обусловлено неблагоприятной возрастной стуетурой населения [2].

Начиная с 2007 года, реализация демографической политики в Российской Федерации приобрела статус долгосрочной программной деяельности. Исходя из этого работа на регион льном уровне наполняется новым содержанием, отвечающим остоте задач, поставленных перед органами власти субъектов федерации.

Для улучшения демографической ситуации администрацией области принимаетст комплекс мер по снижению смертности, повышению рождаемости, оптимизации миграционных процессов, совершенствованию нормативной правовой блы, реггаментирующей вопросы

демографического рлвития.

Релизация демографической и семейной политики включает в себя многоуровневые компоненты, связанные с укреплением института семьи, подделжкой материнства и детства, профилактикой социльного сиротства и целым радом других направлений практической деяельности. Особого внимания в связи с этим тебует выстаивание механизмов эффективного межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления, негосударственных организациями с представителями делового сообщества.

В целях релизации феделального законодательства по стимулированию рождаемости и государственной поддержке семей, имеющих несовершеннолетних детей, органами исполнительной власти Тульской области решаются следующие задачи:

- неукоснительное выполнение всех положений по поддержке граждан в связи с рождением и воспитанием детей;

- обеспечение жильем молодых семей;

- создание условий для восстановления и рлвлтия сети дошкольных учреждений;

- организация патронажа детей, оставшихся без попечения родителей, устройство их в опекунские или приемные семьи.

Одной из приоритетных задач государственной поддержки семей с детьми является окзание государственной социльной помощи в целях профилактики социального неблагополучия, вывод семей на экономически независимый уровень.

Меры федерльного характера, способствующие улучшению демографической сеттации в Тульской области, дополнены действующим региональным законодательством.

Одним из основных механизмов улучшения демографической ситуации на реглонльном и муниципльном уровня лтается целевое использование материальных ресурсов в рамках реализации целевых программ, а также предоставление госудааственных гааантий и соцлаьной поддержки в сфере соцлаьной защиты населения Тульской области.

Регионльна система фолмирования и реаизации

демографической политики определена Концепцией управления демографическими процессами в Тульской области на период до 2010 года, утвержденной постановлением администации Тульской области от 21 ноября 2005 года № 820. Действует Закон Тульской области «О реализации государственной семейной и демографической политики в Тульской области» [3].

Координационным органом, созданным в целях обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти Тульской области, органов местного самоуправления Тульской области и общественных объединений в области улучшения положения семьи и детей, а также для формирования и реализации демографической политики, является межведомственная комиссия по вопросам семьи, детей и демографической полотшсе пи губернаторе Тульской области.

В конце 2007 года Тульской областной Думой утверждены два областных закона, внесенные в региональный законодательный орган губернатором области В.Д. Дудкой: Закон Тульской области от 27 декабря 2007 года №2 963-ЗТО «Об Областной целевой программе ш улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2008-2010 годы» и Закон Тульской области от 27 декабря 2007 года №2 956-ЗТО «О награде Тульской области - Почетный знак Тульской области «Материнская слава».

Им будут награждаться многодетные матери, имеющие пяерых и более детей, вносящие большой вклад в равитие и сохранение семейных традиций, способствующие укреплению статуса института семьи в обществе. Многодетной матери, награжденной Почетным знаком, устанавливаются следующие меры социальной поддержки: единовременное пособие в размере 50 000 рублей и ежемесяное пособие на каждого ребенка в размере 500 рублей [4].

Целью данных законов является повышение соцлаьного престижа семьи, в том числе многодетных семей, создание стимула для роста рождаемости в Тульской области. Областна цел ев а программа по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2008-2010 годы предусматривает комплекс мер, направленных на формирование здорового обраа жизни и здоровьесберегающего поведения молодежи, охрану здоровья населения, создание оптимальных условий для организации медицинской помощи и питания в общеобразовательных

учреждения. Общий объем финансирования мероприятий программы на 2008-2010 годы прeдycмaривaeт 30,45 млн. рублей, в том числе в 2008 году -12,616 млн рублей [5].

Реализация этих законов будет способствовать активному включению в выработку региональной политики в сфере демографии органов местного самоуправления. В большинстве муниципальных обраований области созданы межведомственные комиссии по вопросам семьи, детей и демографической политике.

Пристальное внимание традиционно уделяется социально незащищенным семьям - многодетным, неполным и семьям с детьми с ограниченными возможностями, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В органах соцлаьной защиты населения Тульской области на 1 января 2008 года на учете состоят 94 802 семьи, воспитывающие 128 622 ребенка.

Более 47000 семей (50 %) из числа состолщих на учете -малоимущие, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тульской области и нуждаются в соцлаьной поддержке государства.

В течение 2007 года все малоимущие семьи с детьми получили различные виды государственной социальной помощи. Общая сумма затраченных средств на окаание тадиционных видов помощи (денежна, вещева, продуктова, путевки в оздоровительные учреждения, подарки к прадничным датам, обеспечение овощами на зиму и др.) составила 81 181,62 тыс. рублей. Учитыва такой весомый вид соцлаьной поддержки семей с детьми, как компенсации на оплату жилья и коммунаьных услуг, обща сумма госудалственной соцлаьной помощи семьям с детьми в 2007 году составила более 100 млн рублей. Окаание адресной социальной поддержки малоимущим семьям с детьми является одним из приоритетных направлений в семейной политике.

Наряду с тадиционными формами подделжки семей с детьми органы социальной защиты населения области равивают систему адресной социальной поддержки, стремятся найти новые ее формы, оказать помощь всем семьям, нуждающимся в ней.

Исходя из статегических задач в области демографического равлтия, определенных федераьными олганами власти, на заседании межведомственной комиссии по вопросам семьи, детей и демографической политики при губернаторе Тульской области 12 декабря 2007 года принято решение о разработке проекта Концепции демографической политики Тульской области на период до 2025 года.

Исходя из специфики покаателей демографического равлтия Тульской области в целом, регионаьными органами власти определены приолитеты в с фете демографической политики:

- создание условий для демографического оздоровления;

- формирование предпосылок для последующей стабилизации и увеличения численности населения.

К числу наиболее приоритетных задач отнесены:

- повышение рождаемости и укрепление инститтта семьи;

- улучшение здоровья населения;

- снижение ууовня предотвратимой смертности;

- приведение миграционного баланса в соответствие с целями экономического и демографического равлтия области.

В соответствии с поставленными задачами в целях улучшения координации деяельности и межведомственного взаимодействия по улучшению демографической ситуации в муниципальных обраования рекомендовано обраовать координационный совещательный орган и определить должнотное лицо из числа руководителей олганов местного самоуправления, ответственное за формирование и реализацию комплекса мер, направленных на ууучшение демографической ситтации.

Органам местного самоуправления муниципальных обраований в своей деятельности рекомендовано ууитывать: направления и основные мерогфияия по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации на 2007-2010 годы, а также параметы их реализации, утвержденные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 23 мл 2007 г. № 19.

При планировании мероприятий по улучшению демографической ситуации в олганах исполнительной власти необходимо исходить из следующих принципов:

комплексности решения демографических задач, мероприяия в демографической сфере должны олватывать все направления: смертность, рождаемость, миграцию в и взаимосвязи;

концентрации на приоритетах: выбор в каждом из тех направлений наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов для их решения; cвoeвуeмeннoe реагирование на демографические тенденции текущего периода;

учета региональных особенностей демографического равлтия (город, село);

взаимодействия государственных органов власти с институтами гражданского общества;

координации действий законодательных и исполнительных органов власти на региональном и муниципальном уровнях, с территориальными органами феделальных органов госудатственной власти.

Мерогфияия и программы в сфере семейной и демографической политики должны быть конкретными, особое внимание в них необходимо уделить:

- равитию нормативной лавовой баы государственной поддержки семей, имеющих детей, в том числе семей, взявши на вc>cгфтaниe детей-cиyoт и детей, оставшихся без попечения родителей;

- развитию систем здравоохранения, дошкольного обраования, физической культуры и сполта, других социальных отаслей, деяельность которых направлена на улучшение демографической ситуации;

- проведению профилактических мeуoпyилгий, направленных на укрепление здоловья населения, особенно детей и подростков, снижение заболеваемости, в том числе профессиональных заболеваний, и травматизма от несчастных случаев на производстве;

- повышению доступности и качества медицинских услуг, услуг по социальной поддержке семей с детьми, дошкольного облаования и жилья для семей с детьми;

- пропаганде здорового образа жизни, снижению пoрeблeния алкоголя и табака, равитию отдыха и досуга, привлечению к заняиям физической культурой, ттризмом и спортом;

- реализации комплекса мер по содействию заняости женщин, имеющих малолетних детей, позволяющих обеспечить совмещение родительских и семейных обязанностей с профессиональной деяельностью, содержание и воспитание детей;

- регулированию миграционных процессов.

Мероплияля по улучшению демографической ситуации должны иметь конкретные сроки исполнения и ответственных за ж исполнение: в них необходимо определить целевые показатели демографического равитая и объемы бюджетных расходов на проведение мероприятий, способствующих их достижению с ууетом регион ль ных и муниципальных бюджетов на 2008 год и на период до 2010 года.

Учитыва важную роль семьи в равитии государства и общества, Президентом Российской Федерации подписан 14 июня 2007 года Указ №761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи», в соответствии с которым 2008 год объялен Годом семьи. Этим Указом рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации раработать и осуществить соответствующие мероплияля в рамках проводимого Года семьи, уделив особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, укрепления авторитета семьи, баовых семейных ценностей [6].

В Тульской области в целях реализации Укаа были приняты распоряжение глбeрнaтoлa Тульской области от 1 октября 2007 № 1186-рг «О проведении в 2008 году в Тульской области Года семьи» и от 30 ноября 2007 года №2 1510 -рг «Об утвечждении Плана основных мероприятий по проведению в 2008 году в Тульской области Года семьи». Органам местного самоуправления Тульской области рекомендовано разработать и утвердить Планы основных мероприятий по проведению в 2008 году Года

семьи в муниципальных обраованиж. При составлении планов мероплияий прeдycмoрeть:

- олганизацию «голяих линий» на бае детских уччеждений социальной защиты населения по вопросам рарешения кризисных ситуаций в семье в случае плоовления насилия, а также возникновения проблем в воспитании детей;

- проведение в муниципальных общеобразовательных уччеждениях Печвого урока, посвященного Году семьи в Российской Федерации;

- организацию книжных выставок к Дню защиты детей «Здоровая мама - здоровый ребенок», «Экология материнства и детства», «Многодетна Семья-Я»; выставок детского творчества «Солнце, дети и семья»; фотоконкуусов «Моя семья»;

- организацию спортивных соревнований «Папа, мама, я -с порти вн л семья».

Решение задач по уккеллению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя также:

равитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в тудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного обраа семьи со стабильным зaрeгиcриуoвaнным браком супругов, имеющих нес коль клх детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и равлтия ребенка.

Комплекс данных мер позволяет выделить приoлутeты в решении демографических проблем исходя из демографических особенностей муниципальных образований и обеспечить обоснованное и системное воздействие органов местного самоуправления Тульской области на объекты управления с целью стабилизации демографической ситуации в Тульской области в целом, снижению темпов естественной убыли населения, сохранению трудового потенциала и решению приоритетных задач демографического равитая.

Библиографический список

1. Ука Президента РФ от 9 октября 20 07 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электонный ресурс]//Режим доступа: www.kremlin.ru

2. Демоггафическл ситуация в Тульской области. Инфолмационно-аналитические матечиалы [Текст]. - Тула: «Гриф и К», 2007.

3. Постановление администрации Тульской области от 21.11.2005 №820 // Вестник aдминиcрaцуи Тульской области. Официальное издание.

- Тула, 2006.

4. Закон Тульской области от 27 декабря ЗТО - № 956 «О награде Тульской области - Почетный знак Тульской области «Материнская слава».

5. Закон Тульской области от 27 декабря ЗТО - № 963 «Об областной целевой программе по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2008-2010 годы».

6. Указ Президента РФ от 14 июля 2007 № 756 «О проведении в Российской Федерации года семьи» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.kremlin.ru.

7. Архангельский, В.Н. Фактолы рождаемости [Текст] / В.Н. Архангельский. - М.: ТЕИС, 2006. -399. - С. 11.

УДК 323.3

Н.Л.Маркина, О.Е. Шумилова (Тула, ТулГУ)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЖЕНЩИН: ПОМЕХИ И ДЕФИЦИТЫ (ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)

Рассматриваются основные барьеры адаптации российских женщин в политической сфере: институциональные, социокультурные, социально-психологические. Анализируется взаимосвязь внешних и внутренних факторов, препятствующих изменению политического статуса пуедстжителей данной социально-демографической группы.

Политические прeoбрчoвaния, происходящие в нашей стане уже более двух десятилетий, имеют весьма неоднозначные последствия, которые получают как позитивные, так и негативные оценки. С одной стороны, налицо становление демократических институтов, таких как свободные и конкурентные выборы, институты политического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.