Научная статья на тему 'Трансформация функций высшего образования в современной России'

Трансформация функций высшего образования в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1238
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шашкова С. Н.

На основе данных социологических исследований рассматривается изменение функций высшего профессионального образования в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация функций высшего образования в современной России»

8. Луман, Н. Власть [Текст] / Н. Луман / Пер. с нем. АЮ.

Антоновского. - М.: Праксис, 2001. - 256 с.

9. Дридзе, Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и

социальной практики [Текст] / Т.М. Дридзе // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и

семосоциопсихологической парадигмах: в 2 кн./ отв. ред. Т.М. Дридзе. -М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000. Кн.1. - 156 с.

10. Демьянов, Е.А. Принципы организации социального

партнерства [Текст] / Е.А. Демьянов // Социология социального

партнеества: сб. науч. ст. / НИИ регионологии при Мордовском государственном университете; отв. ред. А.И. Сухарев. - Саранск, 1999. -С.134-138.

УДК 378:331.5

С.Н. Шашкова (Тула, ТулГУ)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

На основе данных социологических исследований рассматривается изменение функций высшего профессионального образования в современном российском обществе.

Исследователи отмечают, что на протяжении нескольких лет наблюдается увеличение доли тех, кто по окончании школы выбирает не одну, а две и более специальности. Сочетание прагматизма и весьма поверхностного представления о содержании и возможностях той или иной специальности своеобразным образом проявляются в профессиональном самоопределении старшеклассников. В ряде случаев сочетание профессий свидетельствует, скорее, о профессиональной неопределенности выпускника, а также о безразличии к самому процессу выбора. В этом случае основной целью является видимо, поступление просто в вуз доя получения диплома.

К сожалению, данные нашего опроса, проведенного в ТулГУ в 2006 г., подтвееждают этот тезис. (Опрос проводился среди стдентов -пятикурсников ТулГУ методом анкетирования. Всего опрошено 230 человек. Выборка случайная гнездовая, репрезентативная по полу и возрасту, ошибка выбооки не превышает 3%.) Мы обнаружили, что важнейшими мотивами, влияющими на решение о пocтяплeнии в вуз, являются мотивы самоценности высшего образования («стремление

получить диплом о высшем образовании» (44,8 %) и «желание получать впоследствии высокий доход» (44 %).

Такой мотив получения высшего образования как желание обрести профессию отмети лишь каждый третий (31,9 %), возможность получить знания значима только для 16,8 % студентов. Велика дооя так называемых «необразовательных» мотивов: желание родителей (9,9 %), возможность временно не работать (2,2 %), «сейчас неприлично не иметь высшего образования» (6 %); такой мотив как возможность избежать службы в алмии отметил каждый четвертый молодой человек (24,3 %).

43,1 % опрошенных полагают, что выбранная профессия даст им в будущем и доход, и социальный статус, еще 10,8 % думают, что вместе с профессией они приобретают только социальный статус.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать тот факт, что высшее образование прежде всего является инструментом реализации социальных, а не специально-профессиональных запросов. Иными словами, основной направленностью личности стидeнта являетст, прежде всего, социальное стремление найти место в жизни, а уж затем - стать кем-то в определенной сфере деятельности. Таким образом, социальная функция современного высшего образования превалирует в сознании современной молодежи над предметнопрофессиональной.

Следует отметить, что образование призвано выполнять ряд функций и, прежде всего, социального контроля за распределением индивидов по социальным слоям, стратам в соответствии с уровнем и качеством полученного образования (П. Сорокин) [1]. Эти функции должны обеспечивать стабильность и устойчивость социума. С другой стороны, образование призвано удовлетворяь запросы индивидов. Таке функции, как сервисная, социокультурная, прагматическая, и др. способствуют адаптации индивидов к быстроизменяющимся условиям жизни, социальной защите от возможных неудач на жизненном пути. Как отмечают Л. Гудков и Б. Дубин, «советские институциональные структуры выжтают лишь ценой снижения собственной эффективности или перекладывая значительную часть свои издержек на населене» [2]. Можно согласиться с мнением о том, что современная система образования, сохраняя традиции и одновременно воспринимая инновации, реализуя свои основные функции, в то же время обогащает последние новыми характеристиками и механизмами осуществления.

Се год ня мы можем констатировать, что ориентация на успех в жизни становится одной из ведущих жизненных стратеги студентов и вообще молодежи в современных рыночных условиях. В этом одно из проявлений инновационной функции образования. Речь идет не только об участии образования как социального института в процессе зарождения

новых социальных слоев, но и в производстве новых социокультурных образцов поведения, новой системы ценностей.

По данным социологического исследования, проведенного в ЦСППМ «Шанс» в 2005 г., молодежь Тульского региона cлдтаeт качественное образование и востребованную специальность важными факторами при достижении жизненного успеха. К тому же, чуть менее половины опрошенных (44,0 %) полагает, что высшее образование, скорее всего, являeтcя залогом получения хорошей работы.

Высшее образование стало восприниматься как нечто необходимое длл успеха в жизни. Более того, возникло понимание, что сейчас невозможно раз и навсегда выбрать жизненный путь, остановиться на приобретенных когда-то односторонних навыках, сохранять всю жизнь одно и то же рабочее место. Многих студентов уже не удовлетворяет образование, полученное в одном выбранном вузе.

Вузы в условиях становления рыночных отношений и трансформации общества все в большей мере оказываются связаны с рынком образовательных услуг, выполняя тем самым сервисную функцию и таким образом воздействуя на стратегии поведения молодежи, предлагая самый разнообразный спектр освоения специальностей от самых престижных до не пользующихся особой популярностью. В свою очередь жизненные сттатеги, установки молодых людей влияют на трансформации социальных функций образования и на механизм их осуществления.

Специализирующей функции системы высшего

профессионального образования все большую конкуренцию начинает составляь функция формальной социализации (для многих студенов сегодня «очень важно иметь диплом о высшем образовании»). Это есть не что иное как дефоомация образовательного поля (П. Бурдье) [3].

В ходе социологического исследования, проведенного под общим руководством Ю.А. Левады, рecпoндeды отмечали, что высшее образование дает такое важное благо, как «среду»: «Не столько образование, сколько круг общения, должен быть на должном уровне...» «Высшее образование нужно, чтобы на высшем уровне общаться с людьми. Образованные люди лучше дуг друга понимают» [4].

Непринадлежность к «среде» по сути равнозначна выпадению из социума. Неполучение высшего образования (особенно есси нет серьезного среднего специального) чревато социальными пороками: люди «опускаются», «перестают работать вообще», «спиваются) и т.п., т.е. восгфинимаютст обществом так, как раньше воспринимались те, кто не заканчивал школу. Поднялась планка новой нормы, а те, кто по тем ии итш причинам не дотягивается до нее, — «изгои».

Ориентация на профессии непосредственно подвержена влиянию престижа, т. е. места, которое та или иная профессия занимает в общественном сознании, а также влияния, уважения, которыми она пользуется в обществе. По сути дела это более или менее адекватное отражение объективных хатактеристик и перспектив развития той или иной профессии как в содержательном, так и в социальнопрофессиональном аспектах.

Сегодня престиж профессии в глазах молодежи определяется единственным критерием: высокой затаботной платой (83,6 %). Далее следует перспектива карьерного роста (59,5 %), котооый, как отмечают многие экспетты, у молодежи ассоциируется в основном с финансовым благополучием) оставля далеко позади такие фактооы, как возможность самореализации (21,1 %), твооческий и интересный

характер работы (18,1%) и высокую социальную значимость (17,2 %). Такой показатель как восттебованность на рынке труда, занимает лишь 3-е место - 45,3 % ответивших.

В ходе исследования выяснилась следующая особенность: престижными в глазах молодежи являютст те профессии, для которых необходимо получение высшего обраования (юрист, экономист, врач и т.д.). В то же время многие молодые люди начинают осознавать, что наиболее востребованными на рынке труда явллютст профессии, для которых не требуется столь высокий уровень образования (продавец, рхнoлaбoчий, слесарь, стгоитель).

Тем самым демонстрируется феномен разницы спроса на специалистов, порожденный общественным сознанием и потребностями экономики, описанный еще В.Н. Шубкиным [5].

Нaмeрeния, высказанные молодыми людьми накануне «вcтуплeния в жизнь», с одной стороны, и реальное распределение по рабочим местам и профессиям, с другой, находятся в обратном соотношении, если сопоставлять их с иераахией престижа профессий.

Как отмечают Л. Гудков и Б. Дубин, переход от старой пара-дагмы профессий и заняий (ввач — учитель — рабочий — военный) к новой (бизнесмен — менеджер — юрист) советшает все общество [6].

Высшее образование действительно превращается в своего рода социальную норму. Из социологических исследований известно о «демотивированности» современных студентов как беде очень многих вузов: «Поступив за большие деньги, он все равно ничего не делают, им ничего не надо» [7]. В ходе исследования выяснилось, что лишь 41,8 % респондентов считают, что знания, полученные в вузе, пригодятся им в жизни. Каждый пятый прибегал к «нелегальным» формам сдачи зачетов (19 %), еще 7,8 % хотели бы «заплатить и не учить», но не имели соответствующей возможности. Обращает на себя внимание также тот факт, что 15,9 % респондентов отказались

отвечать на вопрос о том, прибегали ли они к оплате «услуг» преподавателей.

Анализ мотивов поступления в вуз и выбора специальности во многом объсняет демотивилованность cтудeдтoв, отсутствие у них интeрeca к процессу обучения и к будущей специальности. За годы учебы в вузе он собираются приобрети не знания, а прежде всего диплом, который в последствии и собираются пуeдъддть на рынке труда в качестве своего основного аргумента.

В статье Н. Гончаровой отмечается именно эта черта: «В советском обществе... в общественном сознании, особенно у представителей старшего поколения, укоренилось мнение, что наличие диплома о высшем образовании автоматически обеспечивает высокое положение в обществе, хорошую должность, а главное -освобождает от тяжелого физического ттуда. Поэтому наша молодежь, преимущественно под давлением родителей, не имея четкой профессиональной олиентации и не определив зааанее свой жизненный путь, массово нацеливается на вуз, и, при условии прохождения конкурса, тут же приступает к учебе. К сожалению, распространен случайный выбор профессии, сседствием чего становятся слабые мотивации обучения, низкий уровень знаний, намерения в будущем сменить профессию. Этим обуславливается у нас высокий удельный вес работников с высшим образованием, занятых не своей специальностью» [8]. Актуальность данного тезиса сохраняетст и в наши дни.

Так, по данным социологического исследования «Молодежь на рынке труда», проведенного ЦСППМ «Шанс», 51,4 % опрошенных работают не по полученной специальности. Велика доля молодых людей, которые согласились бы получить новую специальность, более востребованную на рынке труда - 40,5 %.

В ходе социологического опроса, проведенного в ТулГУ, также выяснилось, что по специальности собираются работать чуть больше половины выпускников (56,9 %), причем в государственных структурах только - 23,3 %.

Представляет интетес анализ мотивов выбора специальности студентами. Ведущим мотивом, является соответствие интересам и способностям - 49,1 %. Данные исследования показывают, что при выборе специальности мало кто задумывается о востребованноти выбранной профессии на рыже труда - этот мотив отметили лишь 27,2 % респондентов. Возможно поэтому каждый десятый (9,5 %) пятикурсник после окончания вуза собирается продолжит образование.

Стремление иметь высокооплачиваемую работу сказывается не только на решении о получении высшео образования, но и на выболе специальноти (22,4 %). Следующие мотивы также свидетельствуют о неосознанном выборе

молодыми людьми своей будущей профессии. Так, 12,5 % опрошенных отмечают, что выбрать специальность, по которой они обучаются, их побудило желание родителей, еще 11,2 % просто не смогли поступит на желаемую специальность (что лишний раз подтверждает ценност самого высшего образования, а не профессиональных навыков и знаний, которые можно получить в вузе).

Представляется интереным проанализировать представления

молодежи о том, что, прежде всего, должно давать высшее образование человеку. Как видно из данных исследования, полученно образование не удовлетвоояет социальные ожидания стдштв. Кроме тго, заметен очень большой разрыв между тем, что молодые люда хоттт получить от высшего образования и чт они имеют в действительности.

Итак, в первую очередь студенты ждут от высшего образования высоко оплачиваем ой работы - 78,9 % респондентов, и только 8,6 % отметили, что имеют ее благодаря своему образованию.

Далее студены отмечают, что образование должно давать практические навыки - 73,3 %, в т время как наличие их у себя отметили только 28,4 % опрошенных. После распада Советского Союза проблема похождения студентами практики aктрaлдзирoвaлacь во многих вузах. Значимость этой проблемы зафиксировало и наше исследование.

Так, 63,3 % стдентов отметают, что он в тй или иной степени удовлетворны качеством полученного образования. Знаниями по

профессиональным дисциплинам удовлеторены 73,2 % опрошенных, в т время как 63,3 % репондентов отмечают, что он не удовлетворены качеством похождения практики.

На тетье место по значимости студенті поставиш теоретические знания по специальное™ (68,1 %), и это одна из немногих позиций, по которой наблюдается совпадение между идеальным представлением о преимуществах высшего образования и реальным положением вещей (66,4% отметили, чт обладают достаточными теоретическими знаниями).

Главное, что дало высшее образование выпускникам ТулГУ - эт умение находить нужную информацию - 68,1 %, диплом («корочку») - 62,1 %, развитие общей культуры и кругозооа - 60,8 % и умение «учиться» - 50 %. А эт как ра те самые качества, которых сегодня ждет работодател от сотудников.

Лишь 16,8 % выпускников отметили, что высшее обраованле дао им уверенность в завтгашнем дне, в то время как рассчитывал на это 64,2 % опрошенных.

Происходящая во время обучения в вузе пєрєоцєнкх ценностей связана, в частности, с вопросами будущего тудоустройства, отсюда сомнения в качестве получаемого обраованля, а еще в большей мере -отсутствие уверенности в том, что полученные знания могут пригодиться в стане, дающей oбуaзoвaние, но не способной обеспечить

своих выпускников работой, котолая позволила бы иметь приличное материальное вознаграждение и применять знания, навыки в профессиональной деятельности.

Большинство cтудeнтoв-пятикypcникoв ТулГУ (65,9 %) считают, что многие выпускники устраиваются работать не по специальности, полууенной в вузе, из-за того, что выбранная профессия приносит небольшой доход. Такие причины, как низкое качество образования и нeвocтяeбoвaннocть профессии отметил лишь каждый десятый опрошенный (9,9 и 13,8 % соответственно).

Ситуация осложняется еще и тем, что 48,7 % студентов-пятикурсников ничего не знают о деятельности структур, занимающлхся трудоустгойством молодежи, еще 14,2 % заттуднились ответить.

В то же вуемя более половины опрошенных - 55,2 % считают, что ттудоустройством выпускников должны заниматься вузы, 23,7 % полагают, что - это дело службы занятости, но при поиске работы на нее рассчитывают лишь 2,6 % опрошенных. 19,8 % считают, что для трудоустройства молодежи необходимо создать специальные олганы. (Хотт, как было отмечено выше, такие олганы уже существуют).

Следует также отметить, что каждый пятый респондент (19 %) думает, что трудоустройство - это личное дело выпускников. Сегодня большинство выпускников в поисках работы рассчитывает на свои собственные силы - 63,8 %, а также на помощь знакомых (28 %) и родственников (25,9 %). Примерно каждый третий считает, что в поисках работы большую роль играет такой фактор как везение и удача

- этот вариант ответа выбрал 31 % респондентов.

По данным исследования, три четверти (75,4 %) выпускников ТулГУ считают, что специальность, по которой они обучаются, востребована на рынке туда, но навать место своей будущей работы смогли только 50,8 % выпускников. Из тех, у кого уже есть работа или договоренность с работодателем 38,4 % при поиске работы использовали знакомства или связи, каждый третий (31 %) воспользовался средствами массовой

информации. Договорился с руководством предприятия, где проходил практику лишь каждый десяый (10,8 %), хотя, как нам представляется, это должен быть один из основных каналов трудоустройства выпускников.

Еще меньше выпускников обратилось в городскую и вузовскую службу занятости - по 1,7 % соответственно, что, на наш взгляд, связано с низким уровнем информированности о деяельности этих структуу.

Велика доля тех, кто ничего не предпринимал для того, чтобы найти работу - 23,7 %. Как отмечает Н.В. Гончарова, имеет место «отставание в социализации у студентов на территории бывшего СССР по сравнению со студентами в странах с развитой рыночной экономикой. Тот факт, что в наших вузах cтудeнты в основной массе пребывают долгое

время «в безмяежном состояии» и не задумывается над тем, чо студенческие годы существуют не для того, чтобы спокойно проводить время, но прежде всего, для получения знаний, нужных в посседующей практической работе - реззльтат влияния стереотипов, укоренившихся в сознании и студентов, и лх родителей еще в советский период».

Мотивационная сфера любого субъекта, включенного в трудовую деятельность, представляет собой систему мотивов, базирующихся на материальных, духовных и социальных потребностях (иераахия потребностей обобщена в известной «пирамиде Маслоу»). Чем выше уровень личностного равития человека, тем богаче его мотивационная сфера, сложнее переплетение материальных, духовных и социальных потребностей. Для подавляющего большинства наших сограждан доминирующим мотивом трудовой деятельности является

удовлетворение насущных баовых потребностей.

Так, большинство респондентов к основным мотивам поиска работы отнесли стремление к независимости и самостояельности и поиск средств к существованию (56 и 50,9 % соответственно); такой мотив, как самореализация, занимает лишь третье место (29,7 %).

Склонность воспринимать деньги как универсальное сседство регуляции жизнедеятельности негативным образом сказывается на удовлетворенности жизнью. Во всяком случае, в отличие от предыдущих поколений молодежь, социализирующаяся в наши дни, готова воспринимать деньги как единственное мерило жизненного успеха. Как отмечает Л.Черемошкина, значимость профессиональной деяельности оценивается в зависимости от ууовня доходов, которые выступают как условие удовлетворенности работой [9].

Связь уровня и качества жизни с характером профессиональной деятельности проявляетст уже при выболе вида деятельности. В нормальных условиях мотивация определенной профессиональной деятельности и равитие способностей индивида -

взaимooбycуoвливaющиe системные процессы. Если человек выбирает определенный вид занятий, он равивает соответствующие способности. И наоборот, человек, обладающий способностями к определенным занятиям, мотивирован к осуществлению данного вида деятельности. Итоги исследований последних лет, посвященные выбору профессии, свидетельствуют о том, что данная закономерность сегодня теряет свое значение [10].

Так 74,6 % студентов отметили, что в будущей работе для нлх наиболее значима возможность иметь высокие доходы, далее следует возможность кaхьeрнoгo роста (48,3 %). Соответствие специальности важно лишь длл каждого десятого (11,2 %), еще менее популярен такой критерий, как возможность принести пользу людям (7,8 %).

Таким образом, можно констатировать, что молодежь стремится в первую очередь удовлетворить свои материальные пoтяeбнocти. Такие идеалы как возможность видеть результаты своего труда, удовлетворенность от профессиональной самореализации имеют второстепенное значение в сознании современных молодых людей.

Что касается профессиональной деяельности, то деформация мотивационной сферы усиливает вероятность депрофессионализации и маргинализации рабочих и специалистов: противоестественно, когда профессионалы уходя в охранные и другие обслуживающие структуры, никак не связанные с профилем их подготовки. По большому счету подобные мотивационные тенденции создают угрозз дееспособности гocyдaхcтвa, мешают нормальному развитию социально-трудовых отношений.

Библиографический список

1. Сорокин, П.А. Социальна стратификация и мобильность [Текст] / П.А. Сорокин// Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992.

- С. 373 -424.

2. Гудков, Л. Институциональные дефициты как проблема постсоветского общества [Текст] / Л. Гудков, Б. Дубин// Монлтолинг общественного мнения. - 2003.- № 3. - С. 52.

3. Бурдье, П. Институционализированная форма культурного капитала [Текст] / Социология образования: теории, исследования, проблемы. Хрестоматия / сост. и ред. С.А. Ерофеев, В.П. Модестов, В.В. Фурсова. - Каань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004. - 168 с.

4. Дубин, Б.В. Доступность высшего обраования: социальные и инcтлтуциoнaльныe аспекты [Текст] / Б.В. Дубин [и др.]// Доступность высшего образования в России/ отв. ред. С.В. Шишкин; Независимый инcтлтут социальной политики. - М., 2004. - 500 с.

5. Константиневский, Д.Л. Динамика неравенства. Российская

молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере

обраования (от 60-х к 2000-му) [Текст] / под ред. В.Н. Шубкина.- М.: Эдиторилл УРСС, 1999. - 344 с.

6. Гудков, Л. «Нужные знакомства»: особенности социальной организации в условия институциональных дефицитов [Текст] / Л. Гудков, Б. Дубин// Мониторинг общественного мнения. - 2002. - № 3. -С. 24 -39.

7. Сорокина, Н.Д. Перемены в обраовании и динамика жизненных стратегий студентов/ [Текст] Н.Д. Сорокина// Социс. - 2003. - № 10. -

С. 55 -61.

8. Гончарова, Н. Некоторые проблемы высшего образования в условия формирования рынка туда [Электронный ресурс]./Н.Гoнчaчoвa.-Режим досттла: http://region.ulsu.ru/books/drugoe_pole/part1ch6/

9. Черемошкина, Л. Мотивация труда: факторы влияния [Текст] / Л. Черемошклна// Человек и труд. -2004. - № 8. - С. 75 - 79.

10. Максименко, А.А. Как российская молодежь намерена «делать» деньга [Текст] / А.А. Максименко// Социс. -2005. - № 7. - С. 131 - 133.

УДК. 316. 346. 32 -053.6 В. П. Щербакова (Тула, ТулГУ)

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА)

На основе материала, полученного в ходе мониторинга, проведенного в 2002 -2007 гг., раскрываются основные тенденции социальной адаптации студентов в экономической, политической, образовательной, информационной сферах, рассматриваются особенности проведения доссга.

Кардинальные преобразования социальной системы современного российского общества, начавшиеся с середины 80 гг. в связи с переходом страны к рыночной экономике и построением демократических основ государственного устройства, вызвали глубинные изменения во всех социальных институтах и сферах деятельности. В связи с этим возрастает необходимость изучения социальной адаптации, окаывающей существенное влияние на все категории населения.

Особую значимость представляет в настоящее вуемя проблема социальной адаптации студенческой молодежи как наиболее обраованного, мобильного, восприимчивого к общественным переменам сегмента российского общества. Исследование содержания, форм проявления, cтяaтeraй социальной адаптации и механизмов осуществления адаптационных процессов в молодежной среде позволяет полнее и конкуетнее представить приоритетные направления социальноэкономического и социокультурного равития нового поколения молодых россиян в переходный период развития нашего общества. При этом следует отметить многовариантность включения и в целом слабую подготовленность молодежи к происходящим трансформациям. Характер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.