Научная статья на тему 'К вопросу о внеаудиторной работе студентов неязыковых специальностей по изучению иностранного языка в вузе'

К вопросу о внеаудиторной работе студентов неязыковых специальностей по изучению иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1143
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Е. К.

Рассматривается проблема внеаудиторной работы студентов неязыковых специальностей в вузе. Характеризуются отличительные особенности внеаудиторной работы по иностранному языку, раскрывается специфика этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о внеаудиторной работе студентов неязыковых специальностей по изучению иностранного языка в вузе»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.147.88.016: 81-028.31 Е. К. Евдокимова (Тула, ТулГУ)

К ВОПРОСУ О ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Рассматривается проблема внеаудиторной работы студентов неязыковых специальностей в вузе. Характеризуются отличительные особенности внеаудиторной работы по иностранному языку, раскрывается специфика этой работы.

В настоящее время среди всех форм организации учебновоспитательного процесса в вузе внеаудиторная работа занимает одно из ведущих мест и является органическим элементом всей системы обучения иностранному языку.

Вопросы: организации и активизации внеаудиторной работы

относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Объясняется это тем, что повышение качества высшего образования невозможно без поиска новых подходов к совершенствованию содержания, форм и методов обучения вообще и внеаудиторной работы1 в частности.

До настоящего времени не существует единого устоявшегося определения внеаудитооной работы1 в вузе. Наиболее близко, по нашему мнению, подходит седующее определение: «Внеаудиторная работа - это специально организуемые внеучебные занятия, которые способствуют углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и равитию интересов и способностей» [5]. Вместе с тем применительно к вузовскому внеаудиторному обучению иностранному языку это определение тебует уточнения.

Целью самостоятельной работы1 студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом твооческой, исследовательской

деятельности. Самостоятельна внеаудиторшя работа стрдeнтoв способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Основна задача самостоятельной внеаудиторной работы1 стрдeнтoв заключается в равитии творческого потенциала студентов, стемления к осознанному получению новых знаний и целенаправленного их приме нения [4].

Как известно, под эффективностью понимают относительный эффект, реззльтативность процесса, опееации, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам. В настоящий момент учебный процесс рассматривается как совместна, взаимозависимая и совместно взаимодействующая деятельность, предполагающая наличие взаимоотношений субъектов учебного взаимодействия и протекающа в условиях общения, как способа организации совместной деятельности [5].

Под эффективностью внеаудиторной работы1 мы1 понимаем сфоомированность стук^но-функциональной модели интегральной личностной характеристики студентов. В таблице покаана зависимость стуктурных компонентов и функций процесса обучения.

Структурно-функциональная модель интегральной личностной

характеристики студентов

Компоненты: Механизмы: Содержание Функции

Когнитивный Рефлексия Идентификация Эмпатия Интеле ктуальные качества: память, внимание, воображение, критическое мышление; объем фоновьк знаний об окружающем мире; владение коммуникативными средствами для передачи информации (коммуникативная компетентность); спообность принятия и интерпретации социальных ролей Регулятив- на Коммуника- тивна Регулятив- на

Компоненты Механизмы Содержание Функции

Аффективный: а) эмоционтльно-мотивационный б) ценностный Эмпатия Аттракция Аттракция Рефлексия Сопереживание, осознавание, доверие, принятие, содействие, мотивация к сотудничеству Отношение к культуре, толелантность Ценностная Ценностная

По вед енчес кий Каузальная атрибуция Рефлексия Эмпатия Умение слушать и слышать; умение прeдyпрeждать и рарешать конфликт; анализировать мотивы поведения другого человека Регуляивна я

К сущностным характеристикам внеаудиторной работы в вузе относится, во-первых, ее системный характер. Как известно, внеаудиторная работа является сложной системой, в состав которой входят субъекты (студенты и преподаватели), учебно-мето диче ска литература, источники упорядоченной и неупорядоченной информации, инструментарий обучаемого, критериальный аппарат, предназначенный для хранения эталонов выполнения заданий, регистрации достижений студента и их динамики, подсистема организации информационного обмена, контоля и реализации обратных связей. Внеаудиторна работа организзется на добровольной основе.

Во-вторых, внеаудиторна работа представляет собой «творчески и серьезный процесс, направление в общеобразовательной деяельности студентов и преподавателей» [6].

В-тетьих, внеаудиторна работа есть вид самостояельной деяельности студентов, она может быть обязательной (самоподготовка к заняию) и необязательной, связанной с глубоким и всесторонним изучением какого-либо вопроса (самооббазование).

Внеаудиторная работа, связанная с углубленным изучением материала, не входит в учебный план, но расширяет кругозоо и углубляет знания по предмету. Этот вид внеаудиторной работы включает участие в научно-исследовательской работе, чтение и проработку научной литературы в библиотеке, написание рефератов и курсовых работ, подготовку оригинальных выступлений на семинарах, умелое

использование знаний при решении конфетных практических задач и т.д. Работа носит творческий характер и развивает потребность в самообраовании.

Внеаудитоона работа яляется продолжением учебной работы. Внеаудиторная деятельность студентов подразделяется на собственно внеаудиторную работу студентов, а также на внеаудиторную работу преподавателей, ее инициирующую.

Внеаудитооную работу также можно рассмативать как «фоому организации учебной, познавательной деяельности без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, путем проявления максимальной самостояельности, творчества, инициативы» [3].

Внеаудиторная самостоятельная работа в вузе реализуется в следующих фоомах:

- конспектирование первоисточников и другой учебной лителатуры;

- проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных заняий на самостояельную проработку;

- написание рефератов, выполнение расчетно-графических домашних заданий;

- выполнение переводов с иностанных языков;

- подготовка к коллоквиумам, зачетам, экзаменам;

- выполнение курсовых проектов (работ).

Внеаудитоона самостояельна работа содержит самоподготовку к каждому заняию по обсуждаемым вопросам по кждой теме, индивидуальный анализ изучаемого вопроса.

Для студенов, занимающихст внеаудиторной деяельностью, могут быть организованы управляемые или регулируемые педагогом ввды деяельности, такие, нанлимет, как студенческа студи, мастерска, студенческое научное общество [2].

Содержание внеаудиторной работы схематично показано на рисунке.

По курсу методики преподавания

По дисциплинам специализации

Самостоятельная Исследовательская работа ,, г работа

Самостоятельная Исследовательская

работа

работа

Собственно-внеаудиторная

работа

Содержание внеаудиторной работы студентов при обучении иностранному языку

Таким обраом, можно определить место самостояельной внеаудиторной работы студентов:

1. Взаимодействие внеаудитооных заняий с аудитортши заняиями по дисциплине на уровне реализации компетентностного подхода, цели, содержания, организационных фоом, технологи и т.д.

2. Взаимосвязь с внеаудиторными заняиями по другим дисциплинам.

3. Мeждиcцрплинaунaя инеграция методики преподавания иностранных языков с психологией, педагогикой, лингвистикой, межкультурной коммуникацией, историей, информатикой и т.д.

4. Равитие и советшенствование методического мышления.

5. Компетентностный подход к организации, содержанию внеаудиторной работы при изучении иностанного язык.

6. Равитие творческой инициативы, самостояельности (автономии) студентов.

7. Сотудничество: прeпoдaвaтeль-cтудeд, студен-студент и

т.д.

8. Создание условий для дальнейшего совершенствования социализации личности каждого cтудeнтa, будущего лингвиста-преподавателя компетентного, социально-ориентированного специа листа.

9. Обеспечение условий для равития такого кчества, как мобильность.

10. Реализация системного личностно-деятельностного, личноcтнo-oриeдирoвaнного подходов к организации и содержанию внеаудиторной работы.

11. Создание условий для поддержания интереса и повышения мотивации к овладению квалификацией.

12. Создание условий для развития необходимых качеств личности будущего специалиста и др.

Дадим общую характеристику признаков внеаудиторной работы студентов:

- наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса и особого времени на их выполнение (реше не);

- проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;

- прояление сознательности, самостояельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач;

- владение навыками самостоятельной работы;

- осуществление управления и самоуправления самостояельной и познавательной практической деятельностью cтудeдa (самоанализ и самоконтроль) [1].

Целенаправленна внеаудиторна работа по иносттанному языку довольно обширна и включает несколько аспектов: внеаудиторное

чтение, знакомство с культтрой, проведение совместных праздников, тематических вечеров.

Внеаудиторному чтению отводится исключительно важна роль в реализации целей обучения и воспитания учащихся. Во внеаудиторном общении осуществляется естественный переход от изууения языка к его использованию в разичных речевых ситуациях. Домашние задания позволяют объединить учебную и воспитатель ню работу.

Важным направлением внеаудиторной работы по иностанному языку яляется проведение тематических юбилейных вечеров,

посвященных национальному праднику той или иной станы.

Одним из видов внеаудиторной деяельности, наименее изученных в современной методике, являются личностные статегии изучения языка, под которыми мы будем понимать систему способов самостояельного совершенствования иноязычных речевых навыков и умений вне учебного процесса.

В соответствии с видами речевой деятельности можно выделить следующие виды личностных статегий изучения языка:

1. Статегии чтения: чтение книг, гает, журналов, деловых и личных писем;

2. Статегии аудирования: вocпрпхиe радио- и телепередач, художественных фильмов, театальных постановок, лекций, аудиозаписей на иностранном языке;

3. Статегии говорения: общение с носителями языка при литых контактах и по телефону, переводческа деятельность;

4. Статегии письменной речи: написание деловых и личных

писем, факсов, электонных сообщений.

Такм обраом, личностные статегии изучения язык во внеаудиторной деяельности можно определить как реальную самостоятельную иноязычную деяельность обучаемых с целью совершенствования уровня владения языком и yдoвлeтвoрeния познавательных интелесов. Широкий ранг используемых статегий свидетельствует о высоком уровне внутенней мотивации обучаемых, готовности к использованию языка в прaФичecкoй деяельности.

Другим не менее важным условием яляется информированность преподавателя и cтудeдoв не только о мероприяиях, специально направленных на обучение иностанному языку (таки, как учебные программы телевидения и радио), но и о других возможных способах реализации коммуникативных потебностей во внеаудитооной деяельности. Умение преподавателя заинтересовать, привлечь внимание, сделать рекаму фильму, передаче, лекции на иностранном языке,

безусловно, стимулирует самостоятельную деятельность обучаемых, создает психологическую готовность к восприятию новой информации.

Представить такую информацию можно нетрадиционно и ненавязчиво в виде «Учебного Меню» («Weekly/Monthly Study Menus»), в разделах которго (Слушание. Чтение. Письмо. Лексика. Грамматика) Целесообразным видится использование различных видов внеаудитооной деятельности: чтение интелесных статей на определенные темы, просмотр передач, приууоченных к разным датам, событиям, праздникам и пр. Важно при этом предоставить студентам право выбора предложенных стратегий внеаудиторной деятельности, либо ж днoрирoвaния и нахождения своих способов удовлетворения познавательных и лингв истических потребностей.

Таким обраом, формирование у студентов постоянной потребности в самостоятельной реализации личностных стратегий изучения иностранного язык обеспечивается за счет:

- новых форм внутренней мотивации познавательной внеаудитооной деяельности;

- методических рекомендаций по организации и систематизации фоом внеаудиторной деятельности;

- инициирующей и направляющей деяельности преподавателя.

Ядром внеаудиторной работы, исходным моментом её

конструирования яляется познавательна или проблемна задача. Именно наичие задачи обусловливает весь процесс внеаудиторной работы: предусматривает самострельную деяельность студентов по решению поставленных задач; обязательную подготовку к самостояельному выполнению, решению учебных и профессионалных задач.

Функционаьное преднаначение внеаудиторной работы суденов в процессе лекций, семи аров, практических занятий по овладению специальными знаниями заключается в самостояельном прочтении, просмотре, прослушивании, наблюдении, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определённой инфоомации. Постановку цели и планирование внеаудиторной работы студенту определяет преподаватель. Вся инфоомация осуществляется на основе её воспроизведения.

Особое значене приобретают идеи равивающего обучения, главной целью которого является формирование личностной активности студентов. Последнее обеспечивает активное запоминание и воспроизведение определённой информации. Постановку цели и планирование внеаудиторной работы студентт определяет преподаватель. Вся информация осуществляетст на основе её воспроизведения.

Как известно, активность в обучении не принадлежит к врожденным качествам личности. Она формируется в процессе познавательной деяельности и хааактеризуетст стремлением к познанию,

умственным напрякением и проялением нравствено-волевых качеств обучаемых.

Личностные виды деятельности xaрaфeризyютcя свободным отношением к воспринимаемой информации, обучаемый сам определяет ее полезность или ненужность. Вместе с тем активна внеаудиторная деяельность не может не скаатьст на общем уровне владения языком, что отажается и на процессе обязательного обучения.

Библиографический список

1. Попова, В. И. Внeayдртoрнa деятельность студентов педвуза: теория, ошт и перспективы [Текст]/ В. И. Попова, - Оренбург: Оренбург. гос. пед. ун-т, 2003.- С.29-30.

2. Каримова, А.В. Внеаудиторна воспитательная работа как часть обраования и досуга студентов [Текст]/ А.В. Каримова,

Д.Р. Нигматуллина.- М., 2003.- С.3.

3. Кравченко, О.В. Организация самостоятельной работы студенов ССУЗОВ: сб. ст. и докл. науч.-практ. конф. [Текст]/ О.В. Кравченко.-Бийск, 2002.- С.21.

4. Наумченко, И.Л. Самостоятельный учебный туд cтудeдoв [Текст]/ И.Л. Наумченко.- Саратов, 2004.- С. 19.

5. Словарь методически терминов [Текст]. - М., 2005.- С.45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Шабадин, Е.Д. Основы oргaнизaции внeayдитoрнoй

самостоятельной работы студентов [Текст]/ Е.Д. Шабалдин.-

Екатеринбург, 2005.- С.11.

УДК 378.014.3 Н.А.Жаркова (Тула,ТулГУ)

ОТ КВАЛИФИКАЦИИ К КОМПЕТЕНЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается необходимость реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании как условие модернизации.

Принятое в ряе западноевропейскх систем профессионального обраования и подготовки выражение «обучение на основе компетенций» является отражением общемировой тенденции обновления высшего обраования. Одна из баовых характеристик современной цивилизации -знание становится ключевой категорией новой экономики. Сегодня в сиу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.