Научная статья на тему 'Управление коммуникацией при организации учебного процесса'

Управление коммуникацией при организации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЕЙ / ИНТЕРЕС / ДЕЛОВАЯ ИГРА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хиркова Е. В.

Рассмотрены особенности построения процесса коммуникации при организации учебных занятий по социологии. Иллюстрируются элементы методического комплекса преподавания дисциплины как примеры моделирования восприятия научной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление коммуникацией при организации учебного процесса»

The image of Soviet Russia 1945 - 1991 both negative and positive played a significant role in the political disputes of the USA. Thus it is worth while to analyze American publicism devoted to the Soviet theme from the point of view of inevitable distortions of Russian image, the way the other culture perceived and transformed the images into forms of various stereotypes, some of which are well preserved till nowadays influencing public opinion as well as the character of political, economical and cultural interrelations.

Получено 2.02.2009 г.

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316

Е. В. Хиркова, аспирант, (4872) 33-24-18, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Рассмотрены особенности построения процесса коммуникации при организации учебных занятий по сооиологии. Иллюстрируются элементы методического комплекса преподавания дисциплины как примеры моделияования восприятия научной информации.

Ключевые слова: коммуникация, управление коммуникацией, интeлес, деловая игаа, учебный процесс.

В условия формирования информационного общества в России гуманитарные дисциплины, и в первую очередь социология, приобретают особую роль. Это связано с расширением сфер социального проектирования и прогнозирования и возможностью гибкого построения процесса коммуникации при изучении социологических наук.

Термин «коммуникация» в настоящее время имеет два основных понимания: 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным обраом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем). В социологическом энциклопедическом словаре коммуникация определяется как акт общения между людьми посредством

передачи символов, целью которого является взаимопонимание. Поэтому коммуникацию часто понимают как некую сеть, котора связывает вместе всех чченов ооганизации [1, с. 18-19]. Особое внимание роли процесса коммуникации начало уделяться в рамках школы «человечески отношений» и далее продолжило свое раветие в теооии управления «человеческими ресурсами» (равитая «человеческого капитала») [2, с. 130].

Рассматривая построение учебного процесса по социологической дисциплине (например, социологи для "неспециалистов" - студентов технического профиля) как коммуникационный процесс, можно выделить все его основные составляющие: коммуникатора (преподаватель), реципиента (студенческа гут), сообщение (социальна проблема), канал (воздушный), шум (фaктoры, искажающие смысл сообщения).

Основу любой деловой коммуникации составляет информация. Ее можно назвать главным инструментом менеджера [3, с. 347]. С формированием и развитием инфoрмaцрoнного общества весьма актуальным ста-новитет вопрос об управлении коммуникацией как непрерывном потоке информации. В менеджменте под управлением коммуникацией понимается процесс выработки и реализации управленческих решений в ситуации, когда управляющее воздействие носит неявный, косвенный характер, и объект управления представляетс определяема субъектом управления информация о сеттаци (информационна каатина), ориентируясь на которую этот объект как бы самост^елно выбирает линию своего поведения.

Если говорить о коммуникации в учебном процессе, одной из основных задач, стоящих пееед преподавателем высшей школы, является создание условий для максимльного восприятия и запоминания транслируемой информации. Основными задачами регулирования коммуникационных потоков в учебном процессе являются: информирование студентов; организация поведения (формирование правил и корректировка поведения); установление и поддержка взаимосвязей между коммуникатором и реципиентом.

С позиции интeгуaтивнo-кoнвeргeнциoнльнoгo подхода под «управлением коммуникацией» в учебном процессе понимаетст упорядоченное инфоомационное воздействие со стороны преподавателя на группу студентов в целях оптимизации коммуникационного процесса и, как следствие, повышение эффектности восприятия информации.

Сложность состоит в том, что в сознании студентов технического профиля создался некий барьер стереотипов, который можно выразить фрлой: "это не моя наука, значит, мне она не нужна". В связи с этим преподавателю социологии важно выстроить такую схему учебного процесса, при которой возникнет интерес к науке, оптимизируется процесс восприятия информации, появится осознание необходимости получаемой информации, и, соответственно, цель учебного заняия будет достигнута.

Для реализации такой схемы учебного процесса необходимо сочетать теорию и практику науки. Имеетст в виду не просто иллюстрирование теоретических положений конкретными примерами из жизни, а предоставление возможности самим студентам «примерить» ту или иную социль-ную роль и проанализировать свои действия с точки зрения теории социологии.

Например, на первом семинарском занятии по социологии студентам можно предложить рассуждения на тему «Что такое общество и ваше место в нем». Вопрос одновременно простой и сложный. Именно по ответам можно наглядно прoрллюcтрирoвaть основные понятия социологи, базисные элементы социальной жизни, социальные процессы и явления.

Пример 1. Ответ студента: «Общество - это нека система, которая равиваетст во влемени и объединяет в себя раных людей - по возрасту, профессии, уровню обраования, доходам и т.д. Сейчас я являюсь студентом, но хочу получить высшее обраование, чтобы занять достойное место в обществе». Комментарий преподавателя с точки зрения теории может выгллдеть следующим обраом. В данном ответе были упомянуты важнейшие понятия и процессы, кoтoрыe изучает социология: 1) социльный статус (когда имеетст в виду объединение «раных» людей - каждый человек занимает определенную ячейку в обществе - и то, что в настоощее время вы имеете социльный статус студента), 2) социльные изменения (когда говорится о том, что общество - это нека система, котора рави-вается во времени), 3) социльна мобильность - понятие, обозначающее изменение положения в соци льной структуре, процесс, который возможен благодаля накоплению социльного капитала и ресурсов - высшего образования, связей, опыта работы и т.д.

Пример 2. Один из студентов в процессе ответа на вопрос с дел л следующий комментарий: «Общество - это птичья ста, и каждл птица стремится лететь там, где ей лучше. Одни птицы затевают драку за хорошую пищу, другие предпочитают уйти в сторону. Стаей управляет вожак. Но при этом она настолько болыла, что нeкoтoрыe птицы могут отбиться от стаи. Другие предпочитают беспрекословно следовать за вожаком, словно бесконечно доверяют ему».

Пример является своего рода социологической ллегорией. Комментарий с точки зрения социологии может выглядеть следующим обраом. Стая - это некл масса, то есть общность. При переводе данного примера на общество, можно говорить о понятии «социльна общность» - скопление людей, объединенных раличной степенью социльной связи. Социальна общность является одной из баисных категорий социльной жизни. Длее, у стаи есть «вожак». Соответственно и в обществе есть управляющие и управляемые, то есть здесь говоритст о таких важнейших понятиях социологии как «социльное взаимодействие», «социльна иерархия», «социльное управление». Смысл «работы» вожака - обеспечить

наиболее безопасный путь для стаи и удовлетворение потребностей (например, в пище). Анлогачно дело обстоит с обществом - существует государственный аппарат, призванный обеспечить cyвeчeнртeт страны, безопасность граждан и стимулировать общественное равити.

Существует некл общественна цель - то, к чему общество стре-митст в своем рувитии (например, основной целью стратегии равити России до 2020 года обозначено раБотие человеческого капитала). Одни члены общества принимают этт цель и следуют ей тип адаптации - конформизм (когда социльные цели общества и способы их достижения при-нимаютст полностью), другие предпочитают «отбиться» и найти иной путь (типы адаптации - инновация (принимаются социльные цели, но не способы их достижения), рeтуртизм (отрицание и целей, и любых средств -анархизм, наркомания, бродяжничество), бунт (отказ и от целей, и от средств с одновлеменной заменой их новыми целями и новыми средствами

- политический телроризм, борьба за свободу, революционность, радикализм).

Фрта «каждл птица стремится лететь там, где ей лучше» наггядно иллюстрирует, что, вступл в социльное взаимодействие, люди примеряют на себя ртличные социальные роли, накапливают ресурсы для того, чтобы благодауя процесс социльной мобильности занять достойное положение в общественной структуре. Для одних «лететь там, где лучше» -это получить высшее обруование и найти престижную работу, для других

- создать семью, для третьих - найти предпринимательскую нишу.

Таким обраом, выстраивание коммуникации по принципу двусторонней связи и перевод ответов студентов с обыденного языка на язык социологической теории способствует лучшему запоминанию и осознанию социологических понятий. Своеобразными «бонусами» для социологии в этом случае является осознание практической значимости науки и рару-шение барьера стереотипов, о котором говорилось выше.

Соответственно здесь можно говорить о появлении интереса к социологической науке и управлении им. Под «управлением интересом» в учебном процессе можно понимать такой способ построения коммуникации, при котором максимали) эффективно решаются следующие задачи: минимизация шумов, прирост новых знаний, стремление анлизировать полученную информацию и иcпoчзoвaть ее.

В качестве примера управления интересом рассмотрим проведение деловой игры «Пресс-конференция». Суть деловой игры заключается в следующем. Из группы выбираетст три представителя - ньюсмейкеры, которые отвечают на вопросы оставшейся группы - журналистов. Выбирается основна тема «пресс-конфеленции», ньюсмейкеры делают месседж по представленной теме, затем отвечают на вопросы журнлистов. Вопросы жуунлистов содержат определенные «ловушки» - это агрессивная пози-

ция, запутывание, вопрос типа «или-или», вопрос не по теме и др., которые стимулируют применение того или иного метода коммуникации.

В данном случае управление коммуникацией является прерогативой ньюсмекелов. Роль преподавателя - это наблюдение затем, как cтудeнгы, примеряя те или иные социльные роли, регулируют процесс коммуникации. Чтобы достичь положительного эффекта игры, преподавателю необходим социльно-психолошческий прогноз коммуникативной ситуации, то есть той ситуации, в которой предстоит организация общения [4, с. 547]. При этом с помощью определения типа вопроса задаются коммуникативные установки - своеобраные программы поведения личности в процессе общения. Основные установки ньюсмейкеров - это вежливость, учтивость, умение быть компетентными и давать экспертные оценки, в то влемя как для журнлистов перечень коммуникативных установок рчнooбрчeн: от агрессии и возмущения до комплиментов.

В процессе ответов на вопросы задачей ньюсмейкелов является демонстрирование компетентности, что получается во многом благодаря знаниям, полученным ранее (понятия, цифры, факты, ссылки на мнение экспертов и др.) и проявлению творчества (юмор, умение перевести вопрос в другое русло, применение ллегорий и др.).

В результате проведения подобной деловой игры можно эффективно анлизировать как полученные знания по социологии (например, при рас-смот^ении базисных элементов соцлльной жизни), так и особенности применения ру у ичных коммуникативных техник [5, С. 407-408]:

- техника установления и поддержания эмоцион льного контакта с собеседником;

- техника преодоления барьеров коммуникации;

- техники активного слушания (выяснение, пелефразиуование, вербализация чувств, рувлтич мыслей, резюмирование);

- техники аргументации и контраргуменгацли (поиск противоречия, достижение последовательности мыслей, деление, о6рунор сравнение и др.);

- техника эффективной критики;

- техника разумных комплиментов.

Задача преподавателл - анализ игровой ситуации с группой. Ответы на вопросы «что больше запомнилось по теме и почему?», «кто из ньюсмейкеров был более убедительным?», «как сегодня строилось взаимодействие в группе?», «как вы считаете, почему cпeцилиcту технического профиля важно изучать социологию?» и др. позволяют «измерить» уровень проовленного интереса и выявить степень запоминания информации, то есть перехода ее в знание.

Знание - понятие более глубокое и широкое, чем просто данные илл информация. Под знанием в данном контексте рассматриваются: а) набор из полученных ранее опыта, ценностей, контекстной информации, экс-

пертных оценок, который инкорпорирует новый опыт в информацию; б) способность к инновациям, расположенность к caмocтoятeчнoй творческой деятельности. Знания возникают из информации путем сравнения; установления связей; оценки; определения области применения. Информация содержится в описаниях, ответах на вопросы (кто, что, где, когда, сколько). Знания передаются через ответы на вопросы «как». Понимание достигается объяснениями, ответами на вопрос «почему».

Использование техник коммуникативного взаимодействия в учебной практике является своеобруным интеллектульным инструментом. Успех коммуникации зависит от заинтересованности сторон и умения предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, от умения управлять вниманием, привлеку и поддерживу его.

Организацию учебного процесса наглядно можно описать с помощью теорий «Х» и «У» Д. Макгрегора [6, с. 157.]. Переводя суть его теорий на учебный процесс, можно отметить следующее. Построение занятия по социологии в рамках теории Х (построение занятия по принципу односторонней коммуникации, выполнение объемного теоретического задания и др.) имеет свое достоинство: авторитарное руководство учебным процессом обеспечивает выполнение большого объема заданий. Но пул этом трудно рассчитывать на проявление интереса к науке, творческую инициативу и переход информации в знание. Кроме того, укрепляется барьер стереотипов и уменьшается посещаемость занятий.

Построение занятия, основанное на концепции У (деловые игры, анлиз, применение коммуникативных техник и др.), имеет более рацио-нльную психологическую основу. Преподаватель создает условия для достижения cрaтeгичecкрх целей группы - удовлетворения проявленного интереса и прироста новых знаний о социльной реальности. Внешний управленческий контроль учебного процесса (силой статуса преподавателя) тане формируется в естественный групповой самоконтроль и самоорганизацию. Теория У предполагает, что студенты будут действовать эффективно, если удовлетворены не только своими баллами, но и местом, и ролью в учебном процессе. Их не нужно заставлять учиться, угрожая штафными балами. Они готовы активно сотудничать, проявля при этом инициативу и творчество, и, как следствие, повысить эффективность обучения.

Применение коммуникативных методов при организации учебного процесса способствует углублению навыков пocрoeния эффективного общения, наиболее качественной передаче информации, расширению видения возможностей социологической науки.

В заключение седует отметить, что эффективна коммуникация на-чинаетст со способности преподавателя так организовать учебное занятие и предоставить актульную информацию, чтобы у студентов возник интерес к науке и готовность получить новые знания. Одна древняя мудрость

гласит: «крупица информации дороже горы данных, крупица знаний дороже горы информации, ккупица понимания дороже горы знаний». Студенты учатся не просто понимать окружающую действительность, с помощью социологического воображения они формируют свое отношение к социальной реальности и учатся доказывать свое мнение относительно той или иной социальной проблемы. Это является важным приоритетом как с точки зрения восприятия социологической науки, так и с точки зрения рави-тия гражданского сознания молодежи.

Библиографический список

1. Красовский, А. Д. Организационное поведение/ А.Д. Красовский.

- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 511 с.

2. Управление персонаом/ под ред. Т. Ю. Баарова, Б. П. Еремина. -М.: ЮНИТИ, 2006. - 560 с.

3. Друкер, П. Ф. Практика менеджмента: пер. с англ./ П. Друкер. -М.: Издательский дом "Вильямс", 2001. - 398 с.

4. Маур, И. И. Корпоративный менеджмент/ И.И. Маур. - М.: Выспшя школа, 2003. - 1077 с.

5. Квин В. Прикладная психология/ В. Квин.- СПР: Издательство «Питер», 2000. - 528 с.

6. Управление персонаом/ общ. ред. А. И. Турчиова. - М.: Изд-во РАГС, 2002.- 488 с.

E. Khirkova

Management of communication process during structural arrangement of learning sessions

In this article we analyzed the peculiarities of communication process during structural arrangement of learning sessions on sociology, illustrated elements of teaching tutorial complex on the basis of examples of scientific information reception patterning.

Key words: communication, communication operation, interest, simulation exercise, academic activity.

Получено 20.02.2009 г.

УДК 316.346.32-053.6

В.П. Щербакова, канд. социол. наук, доц., (4872) 33-24-18, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

На эмпирической базе мониторинге ого исследования рассматриваются особенности адаптации студентов в образователъноо сфере деятельности, включающие мотивацию выбора специауъности, отношение к учебному процессс и реформе высшего оббазования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.