ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА СРЕДСТВАМИ КИНЕМАТОГРАФИИ Кайзер О.М.1, Шишкова Л.Ю.2
Кайзер Ольга Михайловна - педагог-психолог высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 36III - IV видов, г. Озерск;
2Шишкова Людмила Юрьевна - педагог-психолог, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 38, г. Златоуст, Челябинская область
Аннотация: в статье анализируется инновационный опыт применения арт-терапевтической технологии для успешной социальной адаптации ребёнка и подростка. Указаны показатели для отбора средств кинематографии: короткометражных фильмов, мультипликации, музыкальных клипов и т.п. Технология хорошо зарекомендовала себя при работе в режиме деятельности дистанционно как с группой учащихся, так и индивидуально. Раскрыты аспекты применения психолого-педагогической технологии. Ключевые слова: арт-терапия, социальная адаптация, кино, средства кинематографии, подростки, самооценка.
В психолого-педагогической литературе принято понимать под социальной адаптацией процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способность к самоконтролю и самообслуживанию, а также формированию адекватных связей с окружающими.
«Социализация - это многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие и утверждение себя как субъекта социальной мировой культуры».
Необходимость поиска и внедрения эффективных средств, педагогических технологий, развивающих адекватные адаптивные возможности, обеспечивающие успешную адаптацию школьников в новых социальных условиях, в том числе в условиях образовательного пространства школы, является весьма актуальной. «Социализация индивида - это форма сбываемости культуры. Данный процесс может быть, как спонтанным, так и предсказуемым, т.е. структурированным различными технологиями социализации. К ним относят и обучение, и его возможный результат - образование» - считает Полынская И.С.
В любом школьном возрасте ребенку и подростку необходимо, чтобы у него сформировалось чувство уверенности в себе. В условиях постоянно меняющихся ситуаций важно помочь обучающимся адаптироваться к новым условиям, обязанностям, обстановке и коллективу.
Реалии сегодняшнего дня:
- снижение воспитательного потенциала семьи;
- развитие цифровых технологий;
- телевидение с второсортными художественными фильмами, скандальными шоу, политическими баталиями и обилием рекламы.
Всё вышеназванное сделало мышление ребенка и подростка мозаичным и фрагментарным, иначе говоря - «клиповым». Зачастую он (ребёнок) не понимает, «что такое хорошо, и что такое плохо», мало знает о настоящих человеческих ценностях, следовательно, плохо «вписывается» в социум, часто ощущает дискомфорт от контакта с ним.
Программа О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я», направленная на сохранение психического здоровья школьника, и, как следствие, - на его успешную адаптацию в среде
сверстников, изобилует различными формами работы на уроке. Мы годами успешно работали по этой программе, однако в 2015 году заметили, что школьники перестали во все уши слушать великолепные по своей сути сказки и рассказы, которые составляют основное ядро каждого занятия по Программе.
Тогда пришла идея частично заменить сказки мультфильмами (искусство является эффективнейшим способом социализации личности), но, как и прежде следовать правилу обязательного обсуждения увиденного. В тот момент нашему запросу отвечали только короткометражки от компании Р1ХАЯ, поскольку качество её продукции отвечало необходимым показателям:
- морально-нравственный аспект (соответствие требованиям Федерального закона № 436 - Ф3, этическая определённость событий и персонажей, возможность сопереживания главным персонажам);
- когнитивный аспект (когнитивная сложность сюжета: наличие внятной для ребёнка и подростка завязки, кульминации, соотношение количества сюжетных линий, временная и логическая последовательность событий; общий тематический контекст, возможность включенности личного опыта и т.п.);
качество и доступность понимания юмора;
- эмоциональный аспект (уровень сложности ключевых переживаний, степень их глубины, ситуативности или обобщённости, модальность общего эмоционального фона);
- модели поведения персонажей (узнаваемость персонажей, их психологический возраст, динамика внутренних изменений главного персонажа на протяжении фильма, содержание поступков персонажей, целенаправленность поведения, открытость мотивов их поступков, смыслов и ценностей и пр.);
- качество визуального образа.
Фильм оценивается не по отдельным критериям, а в целом, как единое произведение. Художественный образ обладает огромным развивающим потенциалом для обучающихся. И этот потенциал может реализоваться наилучшим способом в том случае, если произведение отвечает возрастным особенностям ребёнка.
Короткометражный фильм, будь то анимация, социальная реклама, клип- эта так называемая «малая форма» в кинематографии отлично воспринимается детьми. 7-10 минут... И целый мир эмоций, ощущений, перспектив! Участвуя в обсуждении просмотренного фильма, ребенок или подросток имеет возможность не только высказать свою точку зрения, основывается ли она на собственном опыте или на опыте друзей или родителей, но и поспорить, отстаивая свою позицию. То есть, каждый будет услышан. И каждый сам задумается про «хорошо» и «плохо».
В течение 2015 - 2017 гг. мы целенаправленно искали качественные короткометражки и тотчас запускали их в процесс. Таким образом, в нашем арсенале появились различные по жанрам короткометражки - клипы, притчи, видео социальной направленности и, конечно, мультфильмы. Сегодня, с развитием «короткого метра» в российской киноиндустрии, мы обладаем значительно большими возможностями отбора визуального материала для занятий. Не скроем, что порой в ущерб красочности и яркости, мы отдаем предпочтение высокой морали и нравственности (ведь именно этого не хватает нашему обществу сегодня). И - обсуждаем, обсуждаем, обсуждаем...
В ходе работы происходит «распаковка» различного рода подростковых проблем и как результат- изменяется самооценка подростка. Четыре года подряд мы констатируем к окончанию годового (полугодового) курса коррекцию уровней самооценки по методике Дембо-Рубинштейн с «низкого» и «очень высокого» до «адекватного» в среднем на 1520%. Диагностика самооценки у тех же учеников через 2-3 года остается на уровне «адекватная самооценка», что говорит об устойчивости результата.
В 2017 году Программа Социальной адаптации ребенка и подростка средствами кинематографии стала лауреатом III Регионального Форума практической психологии «Новые технологии - для новой школы - 2017» (г. Челябинск)
Аналогичную коррекцию уровней самооценки мы наблюдаем и в гораздо более короткие сроки в условиях детского оздоровительного лагеря. Это ещё более удивительно, ведь лагерная смена длится всего 18 дней. В 2019 году материалы психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха детей стали лауреатами III степени VI Всероссийского конкурса Программ летнего отдыха и оздоровления детей Министерства просвещения РФ (г. Москва)
Технология хорошо зарекомендовала себя при работе в режиме деятельности дистанционно как с группой учащихся, так и индивидуально.
При работе с родительской аудиторией использование визуального контента позволяет снять часто имеющийся барьер общения и сделать взаимодействие эффективным.
Применение технологии в практике коррекции отклоняющегося поведения подростков позволило нам стать участниками Всероссийской летней онлайн-школы «Ресурс- плюс» (г. Ижевск) 5-7 августа 2020 в качестве спикеров конференции.
7-10 минут.И возможность эффективного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. // Г.С. Абрамова. Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. // М.: Академия, 2001. 248 с.
3. Полынская И.Н. Социальная адаптация школьников средствами этнохудожественного образования // Фундаментальные исследования, 2014. № 9-2. С. 418-423.