Учебные программы Программы занятий киноклуба для школьников
Е.В.Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент
В предыдущих выпусках номерах журнала «Медиаобразование» мы уже рассказывали о занятиях медиаклуба для студентов, организованного в Таганрогском государственном педагогическом институте на факультете социальной педагогики. Цель работы медиаклуба для студентов заключается в развитии нравственных основ личности, самостоятельного критического мышления, художественного восприятия, творческих спосiбностей,. При формулировании его цели, мы опирались на опыт медиапедагогов нашей страны -Л.М.Баженовой, Е.А.Бондаренко, Г.А.Поличко, Ю.Н.Усова, А.В.Федорова и др.
Сегодня патриотическое и нравственное воспитание начинает возвращаться в образовательную систему России. И.А.Ильин писал, что «патриотизм есть чувство любви к родине; и потому он, как и всякое чувство, а особенно чувство любви, уходит корнями в глубину человеческого бессознательного. Патриотизм - есть состояние
духовное...» [2, 221-222]. Философ убежден, что опытный воспитатель может пробудить в ребенке настоящий патриотизм. Для этого он должен «как бы вправить душу ребенка в духовный опыт его родины, вовлечь ее в него и приучить ее прибывать в нем и творчески расцветать в нем. Тогда патриотическое самоопределение осуществится свободно и непосредственно» [2, 223].
Кинопедагоги еще в 60-70 гг. выявили и активно использовали потенциальные возможности кинематографа для нравственного и патриотического воспитания. «Нравственное и патриотическое воспитание средствами медиаобразования — социокультурно обусловленный, интегративный процесс целенаправленного взаимодействия, с одной стороны, воспитателей и воспитаннике, с другой стороны, воспитанников с фильмом, который на основе формирования и развития в подрастающем человеке способности воспринимать и ценить прекрасное в жизни способствует активному творчеству школьника и формированию у него потребности в совершенствовании мира с учетом гуманистических идеалов, непреходящих человеческих ценностей и норм нравственного поведения» [1, 80].
Бурное развитие кинопедагогики относится к «первой
оттепели». В это время «отечественный экран переживал невиданный ренессанс, позволивший вполне справедливо считать кино не только мощным средством эстетического развития личности, но и фактором формирования национальной гордости, духовности, внутреннего мира личности» [6, 6]. Таким образом, педагоги-энтузиасты кинообразования считали необходимым с помощью кинематографического искусства развивать эстетические, нравственные идеалы зрителей. Если мы обратимся к целям практической деятельности, выдвигаемым кинопедагогами, то очевидно обращение к духовности, нравственности, любви к своей родине:
- Ю.Н.Усов: «Развить навыки художественно-творческой деятельности в области кино, телевидения, видео и использовать их в процессе освоения духовного пространства своего региона, края, республики с помощью экранных искусств на специальных учебных занятиях и во внеклассной работе» [8, 29];
- С.Н.Пензин: «Одна из задач связана с воспитанием уважительного отношения к «малой родине», любовь и бережное отношение к родной природе, к своему краю, гордость за достижения земляков, сострадание к тем, кто терпит нужду...» [5, 36];
- Франко Г.Ю.: «Цель занятий по экранной культуре -воспитать потребность в выстраивании и упорядочивании иерархии смыслов духовного, культурного мира. Занятия проводятся в контексте нравственного «самостроительства» личности, основывающегося на высоких идеалах отечественной культуры, издревле связанной с христианской, православной духовностью» [9, 166-167];
- Поличко Г. А.: «Приобщение современных молодых поколений к отечественной и мировой детской киноклассике. Формирование и развитие у детей навыков чтения экранного языка (кино, видео, ТВ), художественного вкуса, критического отношения к агрессии электронных СМИ. Восстановление культурных и профессиональных связей в области детского экранного творчества и детской кино педагогики между странами СНГ и Балтии» [4, 46].
Мы можем и дальше приводить цитаты кино/медиапедагогов, в которых будет отражена цель, заключающаяся в развитии духовности, нравственности, привитии чувства патриотизма несовершеннолетней аудитории.
В 2008 г. нами было проведено анкетирование кинодеятелей России, в котором приняли участие
В.Ю.Абдрашитов, Ф.С.Хитрук, А.Б.Джигарханян, Н.В.Мордюкова и др. Один из вопросов касался ценностей, которые они стараются отразить в своем творчестве: одними из популярных ответов стали «любовь к родине», «духовность», «справедливость» [3]. Итак, мы можем говорить о потенциях, которые заложены в творчестве деятелей кинематографа, направленных на развитие чувства патриотизма, нравственности аудитории. «Использовать» эти возможности можно в ходе кинообразовательной деятельности. Мы предлагаем воплотить ее через организацию киноклубов для школьников разных возрастов.
Программа занятий киноклуба для младших
школьников
Исходя из опыта работы студенческого медиаклуба, его результатов, мы сочли целесообразным и актуальным разработать программу занятий киноклуба для младших школьников. Представленная далее программа рассчитана на учебный год, не считая каникулярного времени.
Главная задача программы киноклуба для младших школьников видится нам в освоение духовного пространства своей страны, региона, края, с помощью экранных искусств.
Функции программы:
- обучающая - усвоение знаний младшеклассников об отечественном кинематографе, умение анализа кинопроизведений, способность применять эти знания в иных ситуациях, рассуждать логически;
- развивающая - развитие патриотических чувств учеников младших классов через изучение и анализ произведений отечественного кинематографического искусства. Одним из критериев отбора кинофильмов станет освещение в них особенностей менталитета, смысла жизни русского человека, его активной и осознанной гражданской позиции, нравственных исканий, убеждений;
- воспитательная - формирование нравственных идеалов, установок младшеклассников на занятиях киноклуба. Российский кинематограф всегда уделял особое внимание этим аспектам жизни человека, эти потенциальные возможности можно использовать в работе киноклуба;
Организационные формы киноклуба: внедрение занятий киноклуба во внеучебную и досуговую деятельность учеников младших классов.
Содержание занятий киноклуба представлено несколькими разделами (в соответсвии с психолого-
педагогическими особенностями развития личности младшего школьника, целями и задачами, которые мы поставили перед киноклубом).
1. Нравственно-патриотический потенциал сказок А.Роу;
2. Детские фильмы, снятые по мотивам литературных произведений: сказок, рассказов, повестей;
3. Детский отечественный кинематограф как средство нравственного воспитания, развития чувства патриотизма детей младших классов;
4. Нравственный потенциал отечественной мультипликации; развитие на ее основе чувства патриотизма детей;
5. Подведение итогов занятий киноклуба для младших школьников.
Методика киноклубных занятий основана на игровых формах деятельности. При определении основных методик проведения занятий, мы опирались на опыт медиапедагогов нашей страны, а также на психологические аспекты указанных форм работы.
Таблица 1. Тематический план занятий киноклуба для младших школьников
№ Раздел Тема занятия Вид деятельности Ч а с ы
1 1. Нравственно Образ Защитника в сказке «Кащей Бессмертный» (1944.) реж. А.Роу Просмотр сказки, выявление идеи, темы и сверхзадачи кинофильма (в игровой форме) 2
2 патриотиче ский потенциал Образ Родины-матери в сказке «Золотые Рога» (1972) реж. А.Роу Просмотр сказки, организация работы в минигруппах, предусматривающей ответ на вопрос: «Как изменяется образ Евдокии от начала фильма к концу» 2
3 сказок А.Роу Нравственные проблемы, которые поднимаются реж. А.Роу в сказках «Кот в сапогах» (1957) и «Морозко» (1964) Просмотр эпизодов сказок «Кот в сапогах» и «Морозко», организация и проведение викторины среди младшеклассников на тему: «Какие недостатки были у героев сказок и как они их преодолели». 2
4 Портрет младшего школьника в сказке «Королевство кривых зеркал» (1963) реж. А.Роу Просмотр сказки, организация и проведение дискуссии на тему: «Хорошие и плохие качества характера главной героини Оли». 2
5 Взрослые и дети в сказке «Варвара краса - длинная коса» (1969) реж. А.Роу Просмотр сказки. Обсуждение в игровой форме поведения взрослых и детей (в соответствие с нравственными идеалами: взрослые обманывают, подменяют детей и т.д.; дети честные, искренние и т.д.) 2
6 Определение самооценки детей, их основных нравственных установок, которые они используют в своей жизни Написание сочинений по темам (по выбору): «За что я ценю своих друзей»; «Мои достоинства и недостатки»; «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты» 1
7 Образ добра и зла в изученных сказках А.Роу Игра, направленная на выявление характеристик образа «зла» и «добра» с выявлением качеств, присущих положительным и отрицательным персонажам 2
8 2. Детские фильмы, снятые по мотивам «Золушка» (1947) реж. Н.Кошеверова как любимый детский персонаж (по мотивам сказки Ш.Пьеро) Просмотр сказки «Золушка», определение черт, качеств личности, которые вызывают у нас симпатию к персонажу. 2
9 литературн ых призведени Легко ли сегодня быть «Золушкой»? Написание письменных работ на тему «Какие качества Золушки актуальны сегодня и лично для Вас?» 1
10 й - сказок, рассказов, повестей Роль зависти и злобы в сказке «Сказка о царе Салтане»(1966) реж. А.Птушко (экранизация сказки А. Пушкина) Просмотр эпизодов сказки, дискуссия на тему: «Какие чувства руководили «плохими» персонажами» сказки? Обсуждение примеров «встречи» с этими чувствами из собственной жизни детей. 2
11 Дружба и справедливость как залог успеха на примере сказки «Айболит - 66» (1966) реж. Р.Быков (по мотивам сказки К.Чуковского) Просмотр сказки «Айболит - 66». Работа детей в парах, где они должны найти эпизоды в сказке, где чувства справедливости и дружбы «ярко выражены». 2
12 «Герои сказки и реальности - что их объединяет?». На материале сказки «Там на неведомых дорожках» (1982) реж. М.Юзовский (по мотивам сказки Э.Успенского) Просмотр сказки и организация игры с детьми, в ходе которой они должны определить «сказочные» и реальные чувства, черты характера героев сказки, выявить, что помогло в финале «одолеть врага» волшебные или реальные качества персонажей. 2
13 Многообразие персонажей с различными нравственными установками в сказке «Про Красную Шапочку» (1977) реж. Е.Грибов (по мотивам сказки Ш.Пьеро) Просмотр 1-й серии сказки «Про Красную Шапочку». Игра на тему: «Персонажи с какими качествами характера нам встречаются?» 2
14 Изучение факторов трансформации Просмотр 2-й серии сказки «Про Красную 2
«злых» персонажей Шапочку». Распределение ролей волков, Красной Шапочки и т.д., обсуждение того, почему их поведение во второй серии изменилось. Какие персонажи, факторы повлияли на «корректировку» их поведения.
15 Сказка «Про Красную Шапочку» как энциклопедия современной жизни Написание творческих работ на тему по выбору: «Почему режиссер перенес события сказки из давнего времени в «более современный?»; «Почему волков играли актеры, а не звери?»; «Самый злой и самый добрый персонажи». 2
16 Нравственный потенциал сказки «Приключения Буратино» (1975) реж. Л.Нечаев (экранизация сказки А.Толстого) Просмотр 1-й серии сказки «Приключение Буратино». Участники киноклуба делятся на 2 команды, одна определяет чувства, качества характера и т.д. героев сказки, а вторая отгадывает, кому эти качества принадлежат. 2
17 Главный герой Буратино -хорошие и плохие поступки Просмотр 2-й серии сказки. Разделение участников на 3 команды «взрослые», «дети». Команда должна дать оценку поведения Буратино со своей точки зрения, выявить где он себя вел неправильно. Совместно с педагогом должны поразмышлять о том, какие поступки Буратино совершил необдуманно, к каким последствиям они привели. Выявить, какие качества его характера помогли ему добиться своей цели. 2
18 Нравственные проблемы, раскрывающиеся в сказках «Старик Хоттабыч» (1956) реж. Г.Казанский по мотивам произведения Л. Лагина, «Сказка о потерянном времени» (1964) реж. А.Птушко по мотивам сказки Е.Шварца Просмотр ключевых эпизодов сказок «Старик Хоттабыч», «Сказка о потерянном времени». Организация игровой формы занятия, в которой ученики должны выявить основные проблемы героев, а также определить какие качества характера повлияли на развитие событий. 2
19 Способы разрешения участниками киноклуба нравственных проблем (на примере сказок «Старик Хоттабыч», «Сказка о потерянном времени») Разработка и проигрывание сценок на тему (узнаем способ решения нравственной проблемы): «Если бы я попал в сказку «Старик Хотаббыч»/«Сказку о потерянном времени», то я поступил бы следующим образом.....» 2
20 Проблема нравственного выбора в сказке «Новогодние приключения Вити и Маши» реж. И.Усов Просмотр сказки «Новогодние приключения Вити и Маши». Участники киноклуба делятся на 2 группы и определяют сходства и отличия Вити и Маши, их жизненных установок, качеств характера и т.д. в начале фильма и в конце. Далее коллективное обсуждение, в процессе которого ученики определяют идеи и сверхзадачу сказки. 2
21 Организация и проведение карнавала «Мой любимый сказочный персонаж» Творческая работа (совместно с родителями (для детей из сельских школ, школы для слабослышащих детей), воспитателями для детей из детских домов) выбрать сказочного персонажа, подготовить костюм, который должен выражать основные качества его характера. 2
22 3. Детский отечествен ный кинематогр аф как средство нравственн Самоценность детства на примере фильма «Приключения Толи Клюквина» реж. В.Эйсымонт по рассказу Н.Носова Просмотр кинофильма «Приключения Толи Клюквина». Определить с учениками ключевые эпизоды фильма. Творческая работа: нарисовать портрет Толи Клюквина. Затем устраивается обсуждение работ, в ходе которого учащиеся должны выявить какими качествами характера наделили «художники» 2
ого воспитания , развития чувства патриотизм а детей младших классов героя.
23 Школьная жизнь в фильме «Приключения Петрова и Васечкина» (1983) реж. Е.Немировская Просмотр 1-й серии. Письменная работа, в которой ребята должны дать характеристику главных героев фильма, основываясь на примерах (эпизодах фильма). 2
24 3. Детский отечествен ный кинематогр аф как средство нравственн ого воспитания , развития чувства патриотизм а детей младших классов Сходства и отличия проблем героев фильма «Приключения Петрова и Васечкина» и участников киноклуба Просмотр 2-й серии. Коллективное определение основных проблем героев, сравнение со своими. Это дает возможность сопоставить близость персонажей учащимся киноклуба, их чувству эмпатии, искренности 2
25 Роль взрослых в жизни детей в фильме «Каникулы Петрова и Васечкина обыкновенные и невероятные» (1984) реж. Е.Немировская Просмотр 1-й серии фильма. Определить роль взрослых в фильме. Письменный ответ на вопрос: Почему режиссер практически не показывает в фильме взрослых? 2
26 Какие проблемы нравственного выбора существуют в фильме «Каникулы Петрова и Васечкина обыкновенные и невероятные» Просмотр 2-й серии фильма до эпизода, где Петров и Васечкин решаются признаться в обмане девочкам. Обсуждение на тему как каждый из участников киноклуба мог бы решить эту проблему. Это позволит ученикам определить уровень своей ответственности, искренности и т. д. После обсуждения просмотр 2-й серии фильма до конца. Дискуссия об актуальности фильма и его героев в современном мире детей. 2
27 Зачем мы обманываем на примере фильма «Утро без отметок» (1983) реж. В.Мартынов. Просмотр фильма «Утро без отметок». Обсуждение мотивов поведения главного героя. Дискуссия на тему «Обман и его роль в жизни людей». провести аналогии с другими уже изученными кинематографическими произведениями, например, «Старик Хоттабыч» (обман с экзаменом, на футбольном матче и т.д.); «Приключение Толи Клюквина» (обман в больнице) и пр. 2
28 Проблемы мужского воспитания в фильме «Семеро солдатиков» реж. Э.Бочаров Просмотр фильма «Семеро солдатиков». Разделить участников киноклуба на 2 команды (используя гендерный подход). Девочки и мальчики выделяют те качества характера, которые им хотелось бы видеть в будущих мужчинах/самих себе. После выполнения задания, команды обмениваются мнением, выделяют наиболее важные, характерные черты будущего мужчины. 2
29 4. Нравственн ый потенциал советской мультипли кации Воспитательная функция мультфильмов. На примере «Цветик-семицветик» (1948), сценарист В.Катаев; «Элли в волшебной стране», «Королевство Бастинды» реж. К.Малянтович, Л.Арисов; «Нехороший мальчик» (2003) О. Ужинов; «Хочу стать отважным» (1981) пост. В.Курчевский Просмотр мультфильмов. Дети разбиваются на 5 команд, каждая из которых определяет нравственную проблему, которая решается в процессе развития сюжета мультфильма. Игра «Цветик-семицветик», где участники киноклуба должны придумать желания. Хорошо, ели большинство желаний будет носить не материальный, а духовный, нравственный аспект. 2
30 Актуальные нравственные Детям дает домашнее задание выбрать один 2
проблемы для участников киноклуба мультфильм, в котором содержится важная для личности ребенка нравственная проблема. На занятии мы смотрим мультфильмы, обсуждаем. Ученики должны дать оценку поведению того или иного героя, обосновать ее
31 5. Развитие чувства патриотизм а детей в отечествен ной мультипли кации Развитие любви к Родине на примере мультфильмов «Весенняя сказка» (1949) сценаристы Д.Тарасов, А.Тарасова; «Василиса Микулишна» реж. Р.Давыдов; «Русь изначальная» реж. Р.Давыдов; «Волшебное кольцо» Просмотр мультфильмов. Объяснение преподавателем логики подборки мультфильмов: 1-й фильм - любовь к родному (сельскому краю), которая существует даже у птиц, которые каждый год возвращаются в родные края; 2,3-й фильмы - былины, воплощенные в мультфильмы. Они рассказывают историю нашей страны, показывают подвиг как народа, так и людей; 4-й фильм - в долей иронии, юмора излагается сказка, представлено сравнение жизни, менталитета зарубежом и в нашей стране. Написание творческих работ на тему «Почему я люблю свою страну, край, город/село». 2
32 Родной край в кадре. С использованием эпизодов мультфильмов «Новогоднее путешествие» (1959) реж. П.Носов, «Весенняя сказка», «Путешествие в страну великанов» В.Длугач (1947). Ученики должны принести фотографии (домашний архив, фото в журналах, календарях и т.д.) родного края. На занятии показываются эпизоды из фильмов (природа родного края). Ведущим устраивается викторина, вопросы которой направлены на умножение знаний о своей стране, фактов, которыми мы должны гордиться. 2
33 6. Подведени е итогов Создание коллективного порт-фолио по итогам работы киноклуба Работа в минигруппах, каждой из которой поручатся задание по нахождению и организации материала для портфолио. 2
34 занятий киноклуба для младших школьнико в Подведение итогов работы киноклуба. Выставка творческих работ участников киноклуба (рисунков, отрывков сочинений, фотографий и т.д.). 2
Итого 66
Программа занятий киноклуба для подростков Итак, цель проведения занятий киноклуба с подростками - развитие патриотизма, самостоятельного мышления, художественно-творческих способностей, формирование нравственных основ развития личности. Для достижения цели мы базируемся на лучших произведениях кинематографа (исходя из опыта известных медиапедагогов России - О.А.Баранова, С.Н.Пензина, Ю.Н.Усова,
А.В.Федорова и др.), созданных российскими/советскими кинематографистами. Программа рассчитана на учебный год, не считая каникулярного времени.
Главная задача программы киноклуба для подростков заключается в их самоопределении через освоение духовного пространства своей страны, региона, края, с помощью экранных искусств. Функции программы:
- обучающая - усвоение знаний подростков об отечественном кинематографе, умение анализа кинопроизведений, способность применять эти знания в иных ситуациях, рассуждать логически;
- развивающая - развитие патриотических чувств учеников средних классов через изучение и анализ произведений отечественного кинематографического искусства. Одним из критериев отбора кинофильмов станет освещение в них особенностей менталитета, смысла жизни русского человека, его активной и осознанной гражданской позиции, нравственных исканий, убеждений, а также заложенный нравственно-патриотический потенциал;
- воспитательная - формирование нравственных идеалов, установок подростков на занятиях киноклуба. Российский кинематограф всегда уделял особое внимание
этим аспектам жизни человека, эти потенциальные возможности можно использовать в работе киноклуба.
Организационные формы киноклуба: внедрение занятий киноклуба во внеучебную и досуговую деятельность учеников подросткового возраста.
Содержание занятий киноклуба представлено несколькими разделами (в соответствии с психолого-педагогическими особенностями развития личности подростка, целями и задачами, которые мы поставили перед киноклубом): 1. Фильмы, созданные по мотивам былинных сказаний, сказки (как средство патриотического воспитания). 2. Фильмы о войне, подвигах людей, сражавшихся ради Победы. 3. Детский кинематограф 1970 -середины 1980-х годов ХХ века как средство нравственного воспитания личности. 4. Отношения между девушками и юношами, созданные кинематографистами и мультиплшаторами. 5. Нравственные проблемы, отраженные в отечественном кинематографе. 6. Подведение итогов киноклубных занятий с подростками.
Методика киноклубных занятий основана на игровых, творческих, проблемных формах деятельности. При определении основных методик проведения занятий, мы опирались на опыт медиапедагогов нашей страны, а
также на психологические аспекты указанных форм работы.
Таблица 1. Тематический план киноклуба для
подростков
№ Раздел Тема занятия Вид деятельности Ча сы
1 1. Фильмы, созданные по мотивам былинных сказаний, сказки (как Василий Буслаев как образ русского народа. Фильм «Василий Буслаев» (1982) реж. Г.Васильев. Просмотр фильма. Определение фабулы произведения. Дискуссия на тему: Почему былины и мифы стали популярны сегодня у режиссеров? После обсуждения совместно формируется ответ на вопрос: «Какова идея, сверхзадача фильма?». 2
2 средство патриотичес кого воспитания) В чем сила русского народа (на материале фильма «Илья Муромец») (1956). Просмотр фильма «Илья Муромец». В ходе работы в минигруппах подростки анализируют персонажей (богатырей), создают обобщенный образ. 2
3 Восприятие былин и сказок в кинематографическом изложении Написание сочинения на тему: «Какие чувства, эмоции пробудили во мне просмотр фильмов «Василий Буслаев» и «Илья Муромец»? К каким мыслям хотели призвать зрителя режиссеры?» 2
4 Образы зла, созданные в сказках А.Роу «Кащей Бессмертный» (1944) и «Золотые рога» (1972) Просмотр эпизодов фильмов «Кащей Бессмертный» и «Золотые рога». Определение ассоциативного ряда, который создавал режиссер. Какими приемами, эффектами, удалось создать образы «Родины-матери», воплощения зла. 2
5 Былинные сказания в отечественной мультипликации: «Василиса Микулишна» реж. Р.Давыдов; «Русь изначальная» реж. Р. Давыдов; Просмотр мультфильмов. Работа в группах: анализ сюжетной линии, возраста зрителя, смысловой нагрузки мультфильмов. Творческое задание: нарисовать наиболее заполнившийся эпизод просмотренных мультфильмов. 2
6 Былинные герои - наше прошлое или будущее? На основе просмотренных фильмов, сказок, мультфильмов участники киноклуба создают обобщенные образы мужчины и женщины, наделяя их определенными чертами характера, нравственными принципами, моральными устоями. Полученный результат соотносится с образами, создаваемыми современными российскими режиссерами. Проведенная работа поможет подросткам ответить на вопрос: «Существует ли сегодня образ героя, защитника Родины на отечественном экране?» 2
7 2. Фильмы о войне, подвигах людей, Этимология человеческих судеб в фильме «Они сражались за Родину» (1975) реж. С.Бондарчук Просмотр фильма «Они сражались за Родину». Написание сочинения (домашнее задание) на тему: «Понравившийся мне герой художественного фильма» 2
8 сражавшихс я ради Победы «Рядовой героизм» на Великой Отечественной войне. Зачитывание отрывков из сочинений подростков и их обсуждение. Проведение дискуссии на тему: «Война и ее последствия для страны и каждого человека» 2
9 Жизнь, перечеркнутая войной (на основе фильма «Судьба человека») (1959) реж. С.Бондарчук. Просмотр фильма «Судьба человека». Написание письменных работ (домашнее задание) на тему по выбору: - наиболее эмоциональные эпизоды фильма; - моменты, которые мне наиболее запомнились в фильме; - роль музыки в фильме: дополнение или противопоставление визуальным образам. 2
10 Женская судьба в военное время. На основе фильма «А зори здесь тихие» (1972) реж. С.Ростоцкий. Просмотр эпизодов из фильма «А зори здесь тихие». Работа парами над проблемой: сходства и различия героинь, их нравственные ценности, жизненные идеалы. 2
11 Смысл жизни человека на примере изученных фильмов о войне. Воспроизведение ключевых эпизодов фильмов. Дискуссия на тему: «В чем смысл жизни главных героев (в соответствие с развитием сюжетов)?». Затем подростки определяют и обосновывают свой смысл жизни. 2
12 Роль Родины в жизни участников киноклуба. Творческое задание, предусматривающее написание подростками эссе или оформление коллажей, рисунков по заданной теме. 2
13 3. Детский кинематогр аф 70 - сер. 80-х гг. ХХ в. как средство нравственно Образ мальчика-мужчины в фильме «Кортик» (1973) реж. В.Светлов. Просмотр фильма «Кортик». Использование методики «Суд над персонажами фильма»: подросткам «присваивают» роли героев, выбирают «экспертов». В процессе игры участники оценивают поступки персонажей, то есть дают нравственное обоснование поведения героев фильма. 2
14 го воспитания личности Развитие образов юношей в фильме «Бронзовая птица» (1974) реж. В.Светлов. Просмотр фильма «Бронзовая птица». Разделение группы на 2 подгруппы и определение основных характеристик главных героев, нравственная оценка их поступков. Сравнительная характеристика типажей. 2
15 Нравственные искания подростков в фильме «Приключения Электроника» (1 серия) реж. К.Бромберг. Просмотр 1-й серии фильма «Приключения Электроника». Определение нравственного конфликта главного героя; «технологического» (то есть желания «очеловечиться») робота в процессе коллективного обсуждения. 2
16 Система ожиданий при восприятии фильмов на примере фильма «Приключения Электроника» 2,3 серии реж. К.Бромберг. Просмотр 2-й серии фильма «Приключения Электроника». Написание письменных работ по теме: «Мои ожидания в отношении дальнейшего развития сюжета». 2
17 Роль дружбы в подростковом возрасте на примере фильма «Приключения Электроника» 2,3 серии реж. К.Бромберг. Просмотр 3-й серии фильма «Приключения Электроника». Дискуссия о роли дружбы в фильме и реальной жизни участников киноклуба. 2
18 Сравнительный образ подростка из будущего и подростка 80-х гг. на материале фильма «Гостья из будущего» (1977 г.) реж. П.Арсенов Просмотр эпизодов из фильма «Гостья из будущего», которые основаны на поступках, продиктованных нравственными убеждениями героев. Работа в минигруппах, предусматривающая описание нравственного «портрета» подростков будущего и уже прошлого. 2
19 Формирование портрета современного тдростка. Участники киноклуба, используя полученные знания, собственный опыт, в ходе коллективного обсуждения вырабатывают критерии, по которым нужно оценивать личность своего современника. Далее создается словесный портрет подростка. 2
20 4. Отношения между Любовь и дружба в мультипликационных фильмах: Просмотр мультфильмов. Организация и проведение дискуссии, включающей следующие вопросы: 2
девушками и юношами, созданные кинематогр афистами и мультиплик аторами «Летучий корабль» «Щелкунчик» «Золушка» «Бременские музыканты» Какие чувства легли в основу любви персонажей? Как выражена любовь в мультфильме? На чем основывается чувство любви между юношами и девушками? В чем (в мультфильмах) находит отражение чувства любви, дружбы?
21 Дружба как важный элемент нравственного развития личности на примере сказки «Кот в сапогах» (1957) реж. А.Роу Просмотр сказки «Кот в сапогах». Анализ изменения характера главных героев в процессе развития сюжета. Дискуссия на тему: «Как дружба влияет на развитие личности подростка в фильме?». 2
22 Нравственные установки героев сказки «Как Иванушка дурачок за чудом ходил» (1977) реж. Н.Кошеверова Просмотр сказки «Как Иванушка дурачок за чудом ходил». Работа в минигруппах: каждая из них определяет нравственные установки, характер своего персонажа. В соответствие с данными характеристиками героев подростки определяют логику поведения персонажа в предлагаемых сюжетом сказки условиях. 2
23 Нравственные ценности в сказке «Проданный смех» (1981) реж. Л.Нечаев Просмотр фильма «Проданный смех». Определение основного конфликта главного героя, его нравственный выбор между материальной выгодой и духовным спокойствием. 2
24 5. Нравственн ые проблемы, Проблема главных героев в фильме «Когда деревья были большими» (1961) реж. Л. Кулиджанов Просмотр фильма. Обсуждение истории жизни персонажей с участниками киноклуба. Написание сочинения на тему фильма. 2
25 отраженные в отечественн ом кинематогр афе Судьба подростка в фильмах «Никудышная» реж. Д.Асановой, «Чучело» реж. Р. Быкова Просмотр эпизодов фильмов. Организация и проведение дискуссии на тему: «Поведение героев с точки зрения моих нравственных установок» 2
26 Нравственные искания в фильмах А. Тарковского на примере фильма Андрей Рублев(1966) реж. А. Тарковский Просмотр эпизода «Колокол» из фильма А. Рублев. Определение с участниками киноклуба ключевых эпизодов, идеи, темы, сверхзадачи, которые А.Тарковский заложил в эпизод. 2
27 Сельская жизнь в картине В.Шукшина «Живет такой парень» (1964) реж. В.Шукшин Просмотр фильма «Живет такой парень». Обсуждение с подростками нравственно-психологических проблем современной деревни и деревни 60 гг. 2
28 6. Подведение Образ Родины Написание подростками творческих работ на тему «Моя Родина», подбор фотографий 2
29 итогов Нравственные установки подростков (участников киноклуба) В игровой форме подросткам предлагается «разработать» проблемные жизненные ситуации, для решения которых ученику нужно будет опираться на свои нравственные качества. 2
30 Создание коллективной видеопрезентации по итогам работы киноклуба Работа в минигруппах, каждой из которой поручатся задание по нахождению и организации материала для видеопрезентации 2
31 Анкетирование подростков, направленное на выявление нравственных установок, моральных устоев, а также чувства патриотизма 2
Итого 62
Программа занятий киноклуба для старшеклассников Цель программы занятий киноклуба: развитие
патриотизма, самостоятельного мышления, художественно-
творческих способностей, формирование нравственных основ, моральных устоев личности старшеклассника. Для достижения цели мы базируемся на лучших произведениях кинематографа (исходя из опыта известных медиапедагогов России -О.А.Баранова, С.Н.Пензина, Ю.Н.Усова, А.В.Фндорова и др.), созданных российскими/советскими кинематографистами.
Главная задача программы киноклуба для старшеклассников видится нам в освоение духовного пространства своей страны, региона, края, с помощью экранных искусств. Функции программы:
- обучающая - усвоение знаний старшеклассников об отечественном кинематографе, умение анализа кинопроизведений, способность применять эти знания в иных ситуациях, рассуждать логически;
- развивающая - развитие патриотических чувств учеников старших классов через изучение и анализ лучших произведений отечественного кинематографического искусства. Одним из критериев отбора кинофильмов станет освещение в них особенностей менталитета, смысла жизни русского человека, его активной и осознанной гражданской позиции, нравственных исканий, убеждений;
- воспитательная - использование потенциальных возможностей отечественного кинематографа в формировании мировоззрения старшеклассников, включающего нравственные идеалы, установки, моральные принципы, чувства ответственности, чувства долга перед Родиной и пр. учеников старших классов.
Организационные формы киноклуба: внедрение занятий киноклуба во внеучебную и досуговую деятельность учеников старших классов.
Содержание занятий киноклуба представлено следующими разделами (в соответсвии с психолого-педагогическими особенностями развития личности старшего школьника, целями и задачами, которые мы поставили перед киноклубом): 1. Фильмы о войне, людях войны. Человек и Родина. 2. Время первой любви в отечественном кинематографе. 3. «Страна березового ситца» - тема деревни в отечественном кинематографе. 4. Проблемы взрослых в отечественном кинематографе. 5. Нравственные проблемы, отраженные в авторском отечественном кинематографе. 6. Подведение итогов занятий киноклуба для старшеклассников.
Методика киноклубных занятий основана на проблемных, игровых формах деятельности. При определении основных методик проведения занятий, мы опирались на опыт медиапедагогов нашей страны, а также на психологические аспекты указанных форм работы. По мнению Г.К.Селевко [7], большинству игр «присущи 4 главные черты:
1) свободная развивающая деятельность, осуществляемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности (процедурное удовольствие);
2) творческий, а в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция (эмоциональное
напряжение);
4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Совокупность используемых форм деятельности «подчеркивают», на наш взгляд, как индивидуальность старшеклассника, так и выявляют для учеников преимущества групповых и коллективных работ; способствуют развитию самостоятельности и критичности мышления; активизируют творческие способности через «включение» в художественно-творческую деятельность; дают возможность интерпретировать и анализировать звукозрительную, пространственно-временную структуру повествования.
Также нам важны выводы психологов относительно коллективных и групповых форм деятельности. Так, данные, полученные за последние годы, показывают, что формирование мышления можно стимулировать групповыми видами интеллектуальной работы. Было замечено, что коллективная деятельность по решению задач способствует усилению познавательных функций людей, в частности, улучшению их восприятия и памяти. Аналогичные поиски в психологии мышления привели ученых к выводу о том, что групповая умственная работа может способствовать развитию индивидуального интеллекта. Благодаря использованию данных форм проведения занятий дивергентное мышление получает хорошие предпосылки для развития.
Тематический план представлен несколькими разделами (в соответсвии с психолого-педагогическими особенностями развития личности старшеклассника, его устремлениями, формированием своего мировоззрения, включающего систему нравственных идеалов, моральных устоев и т.д.), а также условиями проживания выбранных нами категорий школьников, целями и задачами, которые мы поставили перед киноклубами).
Таблица 3. Тематический план занятий киноклуба для старшеклассников (из детских домов, интерната, сельских школ, школы для слабослышащих детей)
№ Раздел Тема занятия Вид деятельности Час ы
1 Фильмы о войне, людях войны. Человек и Родина Человеческие судьбы в фильме «Они сражались за Родину» (1975) реж. С.Бондарчук. Просмотр фильма «Они сражались за Родину». Написание сочинения (домашнее задание) на тему: «Понравившийся мне герой художественного фильма». 2
«Рядовой героизм» в Великой Отечественной войне. Зачитывание отрывков из сочинений подростков и их обсуждение. Проведение дискуссии на тему: «Война и ее последствия для страны и каждого человека». 2
Жизнь, перечеркнутая войной (на основе фильма «Судьба человека») (1959) реж. С.Бондарчук. Просмотр фильма «Судьба человека». Написание письменных работ (домашнее задание) на тему по выбору: - наиболее эмоциональные эпизоды фильма; - моменты, которые мне наиболее запомнились в фильме; - роль музыки в фильме: дополнение или противопоставление визуальным образам. 2
Сравнительный анализ фильмов о солдатах, прошедших войну (на примере «Судьба человека» (1959) С.Бондарчука и «Пришел солдат с фронта» (1972) реж. Н.Губенко). Просмотр эпизодов фильма «Пришел солдат с фронта». Например, 1-го и последнего эпизодов. Коллективная работа участников киноклуба, направленная на изучение режиссерских приемов, с помощью которых передается драма, боль жизни и т.д. 2
Женская судьба в военное время. На основе фильма «А зори здесь тихие» (1972) реж. С. Ростоцкий. Просмотр эпизодов из фильма «А зори здесь тихие». Работа парами над проблемой: сходства и различия героинь, их нравственные ценности, жизненные идеалы. 2
Образы русских женщин в фильме «Живи и помни» (2008) А.Прошкина. Просмотр фильма «Живи и помни». Анализ женских образов, определение логики развития событий в соответствии с моральными, нравственными установками главной героини, других женщин. 2
Образ детства в фильмах о войне (1978) реж. Н.Губенко. Просмотр фильма старшеклассниками. Выявление сюжетной линии, определение 2
характеров главных героев.
Образ детства в фильмах о войне «Сволочи» (2005) реж. А.Атанесян. Просмотр фильма участниками киноклуба. Определение сюжетной линии, определение характеров главных героев. Работа в группах, направленная на сравнительный анализ фильмов «Подранки» и «Сволочи»: какие идеи, сверхзадачи ставили перед собой режиссеры, какие образы персонажей присутствуют, какие черты характера являются общими. 2
Смысл жизни человека на примере фильма «Остров» (2006) реж. П.Лунгин. Просмотр фильма-притчи «Остров». Дискуссия на тему: «В чем смысл жизни главного героя (в соответствие с развитием сюжета)?». 2
Смысл жизни старшеклассника. В творческой форме (рисунок, коллаж, написание эссе, видеосъемка сочинения и пр.) старшеклассники определяют свои приоритеты в жизни, смысловые нагрузки. 2
Образ Родины в жизни участников киноклуба. Написание сочинения старшеклассниками (темы по выбору): как я понимаю выражение «отдать долг отечеству»? Что для меня значит слово Родина? Патриотизм - понятие или чувство? 2
2 Время первой любви в отечестве нном кинематог рафе Взаимоотношения родителей и их «детей» в фильме «Вам и не снилось» (1980) реж. И.Фрэз. Просмотр фильма «Вам и не снилось». Определение главного конфликта кинопроизведения. Использование методики «Суд над персонажами фильма»: определение и вынесение обоснованной оценки героям фильма. 2
Чувство любви в фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979) реж. Н.Лебедев, Э.Ясан Просмотр фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Дискуссия с участниками киноклуба на тему «Чувство любви и его проявления». 2
Формула любви в фильме «Формула любви» (1984) реж. М. Захаров. Просмотр фильма «Формула любви». Коллективное обсуждение вопросов: Сформулирована ли автором формула любви. Если да, то в чем она заключается? Каковы главные компоненты любви, имеет ли она начало и конец? и т.д. 2
Нравственные искания молодых в фильме «Школьный вальс» (1978) реж. П.Любимов. Просмотр фильма «Школьный вальс». Определение нравственного конфликта в кинопроизведении. Обоснование своих поступков главными героями. Обсуждение актуальности для юношей и девушек данной темы сегодня 2
Всепобеждающая сила любви в фильме «Обыкновенное чудо» (1978) реж. М.Захаров. Просмотр фильма «Обыкновенное чудо». Написание письменных работ старшеклассниками на тему: «Чувства и мысли, которые вызвал у меня этот фильм. Совпадают ли они с идеей режиссера?» 2
Любовь, дружба, долг в фильме «Я шагаю по Москве» (1963) реж. Г.Данелия. Просмотр фильма. Выявление характеров героев, их линий поведения. Определение на каких принципах «построены» в фильме чувства любви, дружбы, долга (по отношению к стране) героев. 2
3 «Страна березовог о ситца» -тема деревни в отечестве нном кинематог рафе Нравственные основы в фильме «Печки-лавочки» (1972) реж. В. Шукшин. Просмотр фильма «Печки-лавочки». Определение старшеклассниками (работа в парах) цели жизни, нравственных основ главного героя И.Расторгуева. 2
Духовная драма в фильме «Калина красная» (1974) реж. В. Шукшин. Просмотр фильма «Калина красная». Написание письменных работ на тему (по выбору): Почему режиссер заложил именно такой трагичный финал в кинокартину? 2
Был ли у главного героя выбор? Как меняется поведение Е.Прокудина в течение фильма и почему?
Село и город в фильме «Трын-трава» (1982) реж. С.Никоненко. Просмотр фильма. Старшеклассники разбиваются на минигруппы, каждая из которых дает характеристику образа одного персонажа (его нравственные устремления, идеалы и т.д.). Далее коллективное обсуждение, определение логики развития событий, которой придерживался режиссер. 2
4 Проблем ы взрослых в отечестве нном кинематог рафе «Одиночество и мы» в фильме «100 дней после детства» (1975) реж. С. Соловьев. Просмотр фильма «100 дней после детства». Обсуждение с участниками киноклуба внутреннего мира ребенка и подростка на исходе детства. 2
Образ женщины в фильме «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1974) реж. Л.Марягин. Образ женщины в фильме «Мачеха» (1973) реж. О.Бондарев Просмотр фильмов. Анализ женского и мужского образов к кинофильме. Определение сходств и различий с современной женщиной, чертами характера, моральными принципами. 2
5 Нравстве нные проблемы отраженн ые в авторском отечестве нном кинематог рафе Литературные произведения в кинематографическом звучании «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1980) реж. Н.Михалков Просмотр фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». Написание творческих работ на тему «Как Н.Михалкову удалось выразить идеи, мысли, чувства А.П.Чехова?» 2
Проблема ответственности в фильме «Охота на лис» (1980) реж. В.Абдрашитов Просмотр фильма. Определение старшеклассниками одного из важных нравственных аспектов, а, именно, - проблемы ответственности. Работав минигруппах по определению событийного ряда фильма, в эпизодах которого наиболее ярко освещена эта проблема и пути ее решения. 2
Нравственные искания в фильмах А.Тарковского на примере фильма Андрей Рублев (1966) реж. А.Тарковский Просмотр эпизода «Колокол» из фильма А. Рублев. Определение с участниками киноклуба ключевых эпизодов, идеи, темы, сверхзадачи, которые А.Тарковский заложил в эпизод. 2
6 Подведен ие итогов занятий киноклуб а для старшекл ассников Нравственный потенциал отечественной мультипликации Старшеклассники к занятию киноклуба находят и приносят мультфильмы, которые, по их мнению, обладают высоким нравственным потенциалом для целевой аудитории. Просмотр мультфильмов, обсуждение нравственных проблем, которые заложены в медиатекст 2
Кинокомедии Л.Гайдая -национальное достояние России «Кавказская пленница» (1967) реж. Л.Гайдай. Просмотр фильма «Кавказская пленница». Анализ старшеклассниками феномена популярности кинокомедий Л.Гайдая, природы юмора, близкой каждому человеку и т.д. 2
Видеопрезентация Создание видеопрезентации по итогам работы киноклуба 2
Итого 56
Примечания
1. Баранов О. А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. Тверь. 2005.
2. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: АСТ, 2006. 365 с.
3. Мурюкина Е.В. Кинематографическое сообщество: цели киноискусства и кинообразования в России // Медиаобразование. 2009. № 1. С. 67-86.
4. Основы кинофестивального менеджмента. Учебное пособие / Под ред. Г.А.Поличко. М., 2003. 209 с.
5. Пензин С.Н. ...плюс краеведение и культурология // Медиаобразование. 2005. № 3. С. 28-37.
6. Поличко Г.А. Киноязык, объясненный студенту. М.: Русское слово, 2006. 201 с.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
8. Усов Ю.Н. Программа учебного курса «Основы экранной культуры» для 9-11 классов общеобразовательной школы // Основы экранной культуры. Цикл программ / Рук. Ю.Н.Усов. М., 1998.М. 2000. С. 29-45.
9. Франко Г.Ю. Искусство кино и отечественная культура / Программы дополнительного художественного образования детей. М.: Просвещение, 2005. С. 166-181.