Научная статья на тему 'Занятие студенческого медиаклуба, посвященное дню Великой Победы в Великой отечественной войне'

Занятие студенческого медиаклуба, посвященное дню Великой Победы в Великой отечественной войне Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
256
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКЛУБ / КИНОКЛУБ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мурюкина Е. В.

К очередной годовщине Великой Победы страны над фашисткой Германией мы решили предложить студентам на занятии медиаклуба посмотреть и написать рецензию на фильм С.Бондарчука «Судьба человека» (1959).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Занятие студенческого медиаклуба, посвященное дню Великой Победы в Великой отечественной войне»

Практика медиаобразования

Занятие студенческого медиаклуба, посвященное Дню Великой Победы в Великой отечественной войне

Е.В.Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент

К очердной годовщине Великой Победы страны над фашисткой Германией мы решили предложить студентам на занятии медиаклуба посмотреть и написать рецензию на фильм С.Бондарчука «Судьба человека» (1959). Отметим, что на просмотр и обсуждение кинопроизведения пришли 31 человек. Также в рамках празднования Дня Победы мы со студентами -членами медиаклуба возложили венки к Вечному огню, памятнику Юным подпольщикам в г. Таганроге.

Мы поставили следующие цели перед данным занятием:

- развитие чувства патриотизма, гордости за свою страну, которая смогла победить в войне с фашизмом;

- получение специфических медиаобразовательных знаний (о творчестве режиссера Сергея Бондарчука, об анализе кинематографического произведения);

- приобщение к высоким образцам российского кинематографического искусства.

Задачи данного занятия медиаклуба предусматривали знакомство студентов с биографией, творчеством режиссера, актера Сергея Бондарчука, просмотр и рецензирование фильма «Судьба человека».

При организации занятия мы основывались на общей схеме обсуждения медиатекстов, представленной О.А.Барановым и С.Н.Пензиным в учебном пособии «Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью». Она включает в себя:

- «вступительное слово ведущего (его цель - дать краткую информацию о создателях фильма, напомнить их предшествующие работы, чтобы аудитория могла выйти за рамки конкретного произведения и обратиться к другим произведениям этих авторов, если в этом есть необходимость, остановиться на историческом или политическом аспекте событий, не касаясь художественных, нравственных или иных оценок авторской позиции, не пересказывая фабулу произведения), то есть установка на восприятие;

- коллективное «чтение» фильма (коммуникативный этап);

- обсуждение фильма, подведение итогов занятия» [Баранов, Пензин, 2005, с.83].

Итак, в начале занятия мы выступили со вступительным словом к аудитории, в котором рассказали о биографии, творчестве С.Ф.Бондарчука.

Мы отметили, что этот фильм стал режиссерским дебютом Сергея Федоровича. Так же мы рассказали участникам медиаклуба, что фильм «Судьба человека» стал призером многих кинематографических фестивалей.

Безусловно, это могло повлиять на оценку студентами фильма в целом, подразумевало некоторое «давление» на аудиторию. Но после просмотра фильма нами было запланированы его рецензирование, ответы на ряд вопросов. Один из вопросов мы сформулировали так: «Почему фильм получил призы на международных фестивалях?». Таким образом, вступительное слово способствовало усилению установок на восприятие, несло в себе информацию о ценности фильма, творческом вкладе режиссера и актеров и т. д.

После просмотра кинокартины мы предложили студентам написать рецензию. «Кинорецензия - это сложный жанр литературного творчества, поэтому нужно серьезно готовить студентов к ее написанию» [Баранов, Пензин, 2005, с.114]. Как показывает практика многих медиапедагогов -О.А.Баранова, С.Н.Пензина, Г.А.Поличко, Ю.Н.Усова, А.В.Федорова и др. школьники и студенты не обладают навыками рецензирования фильма. Они основываются, преимущественно, на знаниях и умениях, которые были получены ими на уроках литературы (при анализе литературных произведений).

Медиапедагоги предлагают на первых порах давать аудитории вопросник, чтобы облегчить поставленную перед студентами задачу прорецензировать кинопроизведение. Конечно, члены нашего медиаклуба за время занятий приобрели определенные умения оценки медиатекстов. Но нужно заметить, что практически на каждом занятии у нас появляются новые студенты, которые пришли впервые. И наша задача заинтересовать их, не отпугнув «сложными для них» заданиями.

Итак, мы предложили студентам в письменных индивидуальных работах ответить на следующие вопросы:

- Какие эпизоды в фильме «Судьба человека» Вам запомнились?

- Можете ли вы перечислить ключевые эпизоды фильма?

- Какие чувства у Вас вызвала кинокартина?

- Какова основная идея фильма?

- Почему фильм «Судьба человека» получил призы на международных фестивалях? *

Практически все рецензии получились развернутыми, мнение авторов было аргументировано, подкреплено примерами (эпизоды, кадры из фильма). Хотелось бы особо выделить работы: У.Афоничкиной, В.Васильченко, А.Гасанова, И.Гордиенко, О.Гурьевой, О.Каравайкиной, О. Кравченко, А.Кузьменко, Е.Левант, М. Левчун, А.Маналаки, А.Милаева, И.Молчановой, Д.Переяслова, О.Пузикова, И. Скудновой, А.Халидова, К.Шайдаровой.

Ответы на первый вопрос. Среди запомнившихся эпизодов участники медиаклуба основывались на эмоциональных переживаниях, которые вызвал

тот или иной момент фильма. Здесь нам хотелось бы привести примеры из работ студентов:

Инна М.: «Особенно ярким был эпизод неудачного побега, когда собаки начали рвать героя, а немецкие солдаты курили, стоя в стороне и умилялись этому зрелищу...»;

Ирина Г.: «Мне запомнился эпизод, когда в плену в концлагере главному герою немцы предлагают выпить стакан водки... За смелость Андрея Мюллер дает ему булку хлеба и масло, которую главный герой приносит в барак и говорит о том, что нужно разделить всем поровну...»;

Виктор В.: «Когда герой вернулся в Воронеж и шел по разрушенному практически до основания городу. Но вот на фоне руин ватага мальчишек бежит на речку - это символ новой жизни. В этот момент, засмотревшись на ребят, Андрей проваливается в глубокую лужу... Поднимает глаза и видит свой дом или точнее то, что от него ничего не осталось, только большая воронка и вещи. Герой понимает, что его семьи нет в живых.»;

Арсланбег Х.: «... Эпизод, когда главный герой встретил пьяного немецкого солдата и, забрав у него форму, оставил его в живых!!! Герой С.Бондарчука прошел всю войну.... И сам похоронил сына в чужой немецкой земле.»;

Ольга Г.: «... Когда во время первого побега герой останавливается в поле. Он очень голоден и жадно обрывает колоски и ест их. Он ложится в поле, поднимет глаза в небо и забывает обо всем: голоде, страхе и т.д. В этом проявляется характер наших людей, которые любят и умеют ценить обычные радости - небо, природу. Не зря кадры, снятые сверху, показывают насколько он органично «слился» с полем... Эпизод, в котором Андрей пытается помочь своему солагернику переносить камни. В тот момент, когда камни брошены в кучу, и заключенные останавливаются на короткий отдых, Андрей видит, как немецкий солдат так просто сбрасывает его товарища с обрыва... Похороны сына главного героя, залпы из всех орудий, обелиск в честь погибшего героя.»;

Кристина Ш.: «Мне очень запал в душу эпизод встречи «отца» и «сына». Пусть это был не настоящий его сын, но он очень был похож на его кровного погибшего сына. Трепетный крик радости мальчугана очень впечатлил и пробудил во мне чувство жалости, искренности и сочувствия.»;

Денис П.: «... Эпизод в котором малыш кинулся к Андрею на шею и закричал: «Папка, родненький, я знал, что ты меня найдешь!!!».

Мы приведи некоторые эпизоды, которые запомнились нашим студентам. Хочется отметить, что многие студенты описывали эпизоды встречи Андрея с Ванюшкой, жизни в плену, смерти родного сына героя в День Победы.

Ответы на второй вопрос. Хочется отметить, что большинство студентов-участников медиаклуба верно определили ключевые эпизоды фильма. Мы связываем это с тем обстоятельством, что в процессе посещения

занятий они смогли понять, что основополагающие эпизоды базируются не на развитии фабула медиатекста, а на развитии конфликта, в соответствии с которым развивается сюжет. То есть, чтобы выявить ключевые эпизоды студенты должны были самостоятельно определить конфликт.

Среди ключевых эпизодов они выделили:

- экспозицию, в которой режиссер показывает березки, поля, среднерусские домики, знакомит нас с главным героем, его «сыном» Ванюшкой, случайным собеседником, которому он рассказывает о своей жизни;

- прощание Андрея Соколова с женой на вокзале (при отправлении на фронт), где Ирина говорит ему «прощай», не надеясь на новую встречу, предчувствуя вечную разлуку... Андрей с негодованием отталкивает ее, о чем потом жалеет всю войну. Именно этот эпизод, по мнению студентов, стал завязкой фильма;

- далее студенты предлагают ряд эпизодов, где развивается конфликт: пленение героя, первый побег, «вызов к Мюллеру» в концлагере, второй побег, возвращение домой и известие о том, что жена и дочери погибли от взрыва бомбы;

- кульминационный эпизод в фильме - это смерть сына Андрея Соколова, которая совпала с Днем Победы Советского Союза над Германией. Личное горе на фоне великого праздника... Студенты доказывают свою точку зрения, приводя слова героя: «... И тут во мне словно что-то оборвалось...»;

- развязка: Андрей не смог жить больше в Воронеже и сменил место жительства на Урюпинск. Мы видим, что в чайной сидит человек, потерявший веру в жизнь, у него потухший взор, его «глаз ни за что не цепляется». Из разговора с Ванюшкой он узнает о том, что тот сирота. Встреча с мальчиком, решение усыновить его являются смыслообразующими для обоих героев.

- в качестве пролога режиссером использованы слова автора рассказа М.Шолохова, которые посвящены русскому народу.

Итак, в ходе проверки письменных работ мы отметили, что практически все студенты - участники медиаклуба смогли верно определить ключевые эпизоды фильма.

Ответы на третий вопрос. Приведем некоторые цитаты из письменных работ студентов:

Ольга Г.: «Этот фильм вызывает у меня гордость за нашу страну, за наших людей, которые не смотря ни на что остались людьми. Меня очень тронул эпизод, когда маленький мальчик называет Андрея «папкой». Этот момент очень эмоциональный (несмотря на то, что в нем минимальное количество слов) и остаться равнодушным просто не получается...»;

Оксана К.: «... восхищение героем фильма, а в его лице и всем народом...»;

Ольга К.: «Эмоции были разнообразные - иногда даже наворачивались слезы, возникало и чувство жалости, ужаса. И в конце, конечно же, чувство радости за двух героев.»;

Елена Л.: «Фильм заставляет сопереживать герою, «проживать его жизнь», вместе с ним. Мне кажется, такие фильмы учат нас быть добрее, не оставаться равнодушными»;

Арсланбег Х.: «Меня удивило то, как люди не теряли надежду на победу...»;

Очень важно, что в своих ответах участники медиаклуба говорят о чувствах, которые вызвал у них фильм не только по отношению к главному герою, но и обобщают полученную информацию, проецируя ее на весь российский народ, который принял на себя основной удар в борьбе с фашизмом. Таким образом, ответы студентов говорят о том, что они оценивают не просто фабулу медиатекста, а «очень близко подобрались» к сверхзадаче произведения, к анализу авторской позиции. Обобщив полученные ответы, мы выделили 2 основных вида чувств и эмоций:

- по отношению к главному герою - Андрею Соколову, студенты пишут о жалости, сострадании, сочувствии герою, сожалении, душевной боли, радости, восхищении его героизмом по отношению ко всем трудностям, которыми жизнь его «наградила»;

- по отношению к стране, народу: чувство гордости за страну, достоинства за наш народ, который пережил все ужасы войны, скорби по погибшим, патриотизма.

В ответе на четвертый вопрос студенты постарались определить основную идею фильма «Судьба человека»:

Ольга Г.: «Основная идея фильма - показать судьбу человека, который прошел через расставание с родными, войну, имел ранения, потерю только что нашедшегося сына. И после всего этого остался человеком, нашел в себе силы не только жить дальше, но и воспитывать ребенка, который из-за войны остался сиротой. А самое главное, то, что в этом фильме показывается обычный «русский мужик»!!! И этому мужику все под силу!»;

Олег П.: «Основная идея фильма заключается в том, чтобы показать зрителю дух русского человека, которого война оставила без дома, семьи, подвергала тяжким испытаниям. Но Соколов не сломался, продолжал жить, как и весь народ.»;

Инна М.: «... в лице Андрея Соколова показана судьба целого народа...»;

Анна К.: «Показать настоящего человека, его страдания, волю к жизни, стремление служить на славу Родине, несмотря на все выпавшие на его долю испытания. Режиссер хотел показать мужество, отвагу, героизм русского солдата - защитника Родины»;

Ольга К.: «В этом фильме показан сильный дух, мужественность, огромная сила воли, которой обладает русский человек! Вопреки всем

тяготам, он смог обрести счастье, которое воплотилось в лице мальчугана Ванюшки.»;

Марина Л.: «... Главная задача этого фильма на примере одного человека показать единую судьбу народа нашей страны во время и после войны.»;

Ульяна А.: «Несмотря на боль, невзгоды, обиды, лишения, русский человек остается человеком и может подарить счастье другим»;

Арсланбег: «Авторы хотели показать тяжелую судьбу человека во время войны. Как люди боролись против фашизма, хотели выжить, выстоять и победить в этой войне! Показать волю народа, его стойкость, которые привели людей нашей страны к Победе!»;

Виктор В.: «Главная идея фильма - показать мужество, храбрость, терпение, выдержку, волю к жизни и веру в Великую Победу в войне. Чтобы новые поколения гордились своими отцами, дедами, матерями!».

Как видно из студенческих работ, они сделали верный вывод о том, что Андрей Соколов своим мужеством, своей храбростью и непокоримой силой, человечностью и любовью символизирует идеал Человека и этим становится идентификационной фигурой целого народа.

В ответе на пятый вопрос, который мы адресовали студентам, они были практически единогласны в своих ответах:

Ульяна А.: «В фильме показан дух, сила русских. Несмотря ни на что они остаются мужчинами, отцами. На них держится Земля русская»;

Анастасий М.: «... фильм точно передает дух русского человека»;

Ольга Г.: «По моему мнению, фильм получил международные призы за отличную игру актеров, за жизненность, за работу режиссера. Также восхищает работа оператора.».

Итак, мы привели несколько ответов, которые отражают мнение большинства студентов. Заметим, что участники медиаклуба отразили не только художественную ценность фильма, но и обратили внимание на режиссерскую, операторскую работы, игру актеров.

Наше занятие по фильму «Судьба человека» имело продолжение, так как при следующей встрече мы в форме диалога обсудили со студентами особенности режиссерских приемов. Например, интересной показалась ребятам роль музыки в фильме. По их мнению, она часто являлась контрапунктом к изображению на экране.

Виктор В.: «Например, немецкий вальс, которым встречают заключенных концлагеря; эта же самая музыка звучит в концлагере, в то время как фашисты отбирают детей у матерей. Мы видим на экране огромные очереди в «бани», которые для многих людей стали местом смерти, но при этом слышим спокойную мелодию».

Олег П.: «Я считаю, что этим приемом режиссер хотел дать почувствовать зрителю весь ужас фашизма, отвержение ими всех человеческих норм и ценностей».

И эта же музыка появляется, когда герой оплакивает своих жену и дочерей по возвращению в Воронеж, вспомнили студенты. То есть эта мелодия используется режиссером рефреном. Мы объяснили ребятам, что такое прием рефрена. Они вспомнили, что этот прием в музыкальном сопровождении фильма используется режиссером еще, и привели пример. Сначала сцена знакомство Андрея и Ирины под пение частушек под гармонь, потом звуки этих частушек, когда герой вспоминает о семье. Или как меняется настроение, настрой пленных солдат, когда они запевают «Катюшу».

Обратили внимание студенты и на то, что герои объясняются не на литературном, а на разговорном языке. Это также делает героя картины ближе к зрителю.

В ходе проведения занятия медиаклуба мы выполнили поставленные задачи: интерес студентов к фильму «Судьба человека» очевиден, об этом говорят их письменные работы, цитаты из которых мы привели в статье. Рецензии наполнены эмоциями, чувствами, которых они не находят в современном развлекательном кинематографе. Поэтому такие занятия мы будем проводить и дальше, тем более, что потенциал отечественного кинематографа огромен и у нас есть шанс познакомить студентов с другими киношедеврами отечественного киноискусства.

Литература

Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. Тверь: изд-во Твер. гос. ун-та, 2005. 189 с.

* Награды фильма «Судьба человека» С.Бондарчука:

- большой приз на международном кинофестивале в Москве (1959),

- большие призы на X международном кинофестивале в Чехословакии, на кинофестивале в Минске (1960),

- призы на международном кинофестивале в Мельбурне, Сиднее и Канберре, Карловых Варах, Джорджтауне и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.