Научная статья на тему 'Рекомендации по организации эстетически ориентированного киноклуба для студентов'

Рекомендации по организации эстетически ориентированного киноклуба для студентов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
482
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КИНОКЛУБ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мурюкина Е. В.

В данной статье сформулированы основные рекомендации по организации и проведению занятий медиаклуба со студентами, направленных на эстетическое, нравственное развитие аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по организации эстетически ориентированного киноклуба для студентов»

Практика медиаобразования

Рекомендации по организации эстетически ориентированного киноклуба для студентов

Е.В. Мурюкина, кандидат педагогических наук, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал Ростовского государственного экономического университета)

Аннотация: В данной статье сформулированы основные рекомендации по организации и проведению занятий медиаклуба со студентами, направленных на эстетическое, нравственное развитие аудитории.

Ключевые слова: медиаобразование, киноклуб, студенты, культурно-образовательная среда, эстетическое, нравственное развитие аудитории.

Media Education Practice Recommendations on organization of aesthetically oriented club for the students

Dr. Elena Muryukina, Anton Chekhov Taganrog Institute, (branch of Rostov State University of Economics)

Abstract: This article provides basic guidelines for organizing and conducting practice of media club students, focused on aesthetic, moral development audience.

Keywords: media education, cinema club, students, cultural environment, aesthetic, moral, audience.

Практика проведения занятий медиаклуба со студентами позволяет нам сформулировать рекомендации по их организации, с целевой ориентацией на эстетическое, нравственное развитие аудитории.

1. В нашей стране накоплен уникальный опыт медиаобразования, который реализовывался в рамках системы эстетического воспитания, поэтому необходимо опираться на работы медиапедагогов нашей страны -

О.А. Баранова, С.Н. Пензина, Ю.М. Рабиновича, Р.Г. Рабиновича, Ю.Н. Усова, Г.А. Поличко, А.В. Федорова и др.

2. При включении в систему задач медиаобразования эстетического воспитания детей и молодежи особую роль необходимо уделять подбору репертуара. Здесь важно соблюдать равновесие между особенностями возрастного развития аудитории, их интересами, потребностями в области масс-медиа и медиатекстами, которые будут способствовать достижению поставленных задач - эстетическому, нравственному, духовному развитию аудитории. То есть медиатексты должны содержать в себе определенные нравственные проблемы, которые герои преодолевают.

С.Н. Пензин отмечал, что в кино есть жанры и целые направления, не нуждающиеся в посредниках. Условно в киноискусстве он выделял экстравертивные и интровертивные произведения: «первые показывают жизнь как бы взглядом постороннего, рассказывают о внешних событиях; им легче пробиться к зрителям, ибо их содержание и композиция привычнее. Иное дело интровертивные фильмы, раскрывающие внутренний мир, духовную жизнь героя (или, что еще труднее, - автора). На просмотре экстравертивного произведения зритель находится как бы в положении пассажира, перед которым в окне-экране проносятся картины чужой жизни. Пусть перед ним биографии людей, непонятных ему, проблемы, никак не пересекающиеся сего собственными, следит он за ними со своих привычных позиций. При встрече с интровертивным фильмом ему приходится расставаться с ролью постороннего наблюдателя. Рассматривать духовную, внутреннюю жизнь другого человека извне невозможно, ее ощущаешь, лишь встав на точку зрения этого «другого», как бы уподобившись ему.

Чтобы выработать у себя способность к такому «переключению», требуется минимум два условия. Первое: признавать и ценить духовный мир. Вводить юную личность в него - эстетическая задача. Второе: относиться как к величайшей ценности к жизни других людей, откликаться на их заботы. Это уже область морали. Только при слиянии эстетического воспитания с нравственным можно выработать у молодого человека гибкость и подвижность взгляда, необходимые для полноценного восприятия современного искусства» [Пензин, 1987, с. 7].

Безусловно, сегодня существуют попытки определиться с кинематографическими произведениями, которые будут полезны для изучения в школах и вузах. Так, в 2012 году Н.С. Михалков предложил изучать «100 лучших отечественных фильмов». Но зачастую подобные предложения не выходят за рамки теоретических дискуссий.

3. Организация просмотра медиатекста должны включать в себя следующие этапы: 1) подготовка к просмотру; 2) вдумчивое восприятие фильма; 3) разговор о фильме.

Особую роль в представленной структуре занимает первый этап, так как он представляет собой определенную установку на восприятие кинопроизведения. Отечественными медиапедагогами (О.А. Баранов, С.Н. Пензин, А.В. Федоров, Ю.М. Рабинович, Р.Г. Рабинович и др.) в этап подготовки к просмотру кинофильма включаются беседы; анализ кинофотоматериалов; знакомство с литературой; знакомство с участниками съемочной группы.

О.А. Баранов и С.Н. Пензин [Баранов, Пензин, 2005] предлагают ряд вопросов, предшествующих просмотру фильма:

- Сравнить фильм с книгой: что исчезло, что сохранилось?

- Какие эпизоды выигрышнее, ярче, что потускнело?

- Какими средствами и приемами пользуется постановщик картины?

- Удалось ли актерам раскрыть характер главных героев?

- Какие их качества, подчеркнутые в фильме, стали понятнее?

Второй этап предполагает просмотр, а третий разговор о фильме. Беседуя о просмотренном кинопроизведении можно опираться на следующие вопросы:

- Что понравилось в кино?

- Удалось ли авторам фильма донести аудитории содержание литературного произведения?

- Что нового дал фильм для понимания литературного произведения? [Баранов, Пензин, 2005, с. 93].

4. В качестве следующей рекомендации мы предлагаем использовать общую схему обсуждения медиатекста, которую разработали и практически апробировали О.А. Баранов и С.Н. Пензин [Баранов, Пензин, 2005]. Она включает в себя следующие компоненты:

- вступительное слово ведущего;

- коллективное «чтение» фильма (коммуникативный этап);

- обсуждение фильма, подведение итогов занятия.

Во вступительном слове представляется краткая информация о создателях фильма, их предыдущие работы, чтобы аудитория могла выйти за рамки конкретного произведения. Если есть необходимость, то остановиться на историческом или политическом аспекте событий, не касаясь художественных, нравственных и иных оценок авторской позиции, не пересказывая фабулу произведения), то есть установка на восприятие. Особого внимания требуют исторические фильмы. Ведущий должен дать понять аудитории, что художественный исторический фильм - это

80

вымышленная история поступков и мыслей изображенных в нем героев. Но наличие определенного соответствия между художественным образом и моделью реального мира обязательно.

Обсуждение фильмов, согласно технологии О.А. Баранова и С.Н. Пензина [Баранов, Пензин, 2005] начинается с относительно более простых для восприятия произведений массовой культуры со следующими этапами:

- выбор эпизодов, наиболее ярко выявляющих художественные закономерности построения всего фильма;

- анализ данных эпизодов;

- выявление авторской концепции и ее оценка аудиторией. Завершается обсуждение проблемным (то есть не содержащим

однозначного ответа) вопросом, определяющим степень усвоения аудиторией полученных умений анализа фильма.

Медиапедагоги отмечают, что главная особенность восприятия юношеской аудитории - отход от поэпизодности, фрагментарности. Основой содержания работы становятся «элементы художественной структуры фильма: композиционный строй эпизода и фильма в целом, диалектическая взаимосвязь художественного образа и понятия, объединенных развитием центральной мысли картины, принципы отбора выразительных средств создания образа человека на экране. Важно подвести учащихся к анализу художественной структуры не только через оценку композиции, но и через анализ актерского решения характера, а также через рассмотрение режиссерского замысла и его реализации, анализ элементов полифонического монтажного строя» [Пензин, 2005, с. 68].

В этом возрасте учащиеся выделяют только один или несколько эпизодов, эмоционально наиболее сильных по воздействию, и характеризуют на основе этого все кинопроизведение в целом. Это не означает, что эпизод осмысливается в отрыве от произведения, он может вобрать в себя всю совокупность впечатлений от произведения и даже обобщенное представление об увиденном, но только в свернутом виде, «однако между эпизодами неизбежно разрываются причинно-следственные связи, опускаются частности и детали, и произведение лишается в восприятии завершенной формы. Поэтому ведущим мотивом должны быть нравственный, воспитательный аспекты» [Баранов, Пензин, 2005, с. 25].

Важно, как показал многолетний опыт работы О.А. Баранова, С.Н. Пензина, Ю.Н. Усова и др. обращать внимание на процесс самостоятельной оценки фильма в двух планах - бытовом и философском, на определение внутреннего драматургического конфликта, который открывает перед учащимися динамику авторской мысли, столкновение идей, мировосприятия, развитие жизненных концепций. В результате перед студентами открывается

возможность выявить многоаспектность социальных, философских, нравственных проблем, затронутых художником.

О.А. Баранов и С.Н. Пензин пишут о том, что «ведущими темами при этом могут быть такие, как «герой и время», «личность и история», проблема ответственности за судьбы других людей, причастности к жизни мира, тема современной российской действительности» [Баранов, Пензин, 2005, с. 56]. Хочется отметить, что раскрытие этих тем в ходе медиаклуба для студентов будет способствовать их эстетическому, нравственному, патриотическому воспитанию.

5. Методика медиаобразования должна базироваться на реализации разнообразных творческих заданий, способов деятельности:

- дескриптивного (пересказ фабулы, перечисление событий медиатекста);

- классификационного (определение текста медиатекста в историческом и социокультурном контексте);

- аналитического (анализ структуры и языка медиатекста, авторских концепций и т.д.);

- личностного (описание отношений, переживаний, чувств, воспоминаний, ассоциаций, вызванных медиатекстом);

- объяснительно-оценочного (формирование суждений о медиатексте, о его достоинствах в соответствии с эстетическими, моральными и другими критериями).

6. Творческий подход медиапедагога. По мнению И.В. Вайсфельда, Г.А. Поличко, медиапедагогика в СССР и России носила авторский характер. Медиапедагогами становились люди увлеченные, искренне стремящиеся раскрыть эстетический, нравственный, духовный, патриотический потенциал, содержащийся в медиатекстах, прежде всего, кинематографических. Наш собственный практический опыт медиаобразования позволяет нам включить в рекомендации использование тренингов эмоционального раскрытия. Это один из положительных моментов любого медиаобразовательного занятия, который позволяет студентам чувствовать себя более комфортно, раскрепощено, проявить эмоции, творческую активность. Конечно, эти 15-минутки не обязательны, но их применение поможет:

- наладить благоприятный психологический климат между членами медиаклуба;

- вывести отношения между студентами и медиапедагогом на качественно новый уровень, где не прослеживается четкая субординация, отчего обе стороны чувствуют себя в одинаковой степени свободно и раскрепощено;

- выйти на позицию позитивного восприятия как собственно себя, своего «эго», так и окружающих людей;

- постараться уйти от установки «избегание неудач» в сторону установки на успех в отношении себя, своих ценностей и смыслов жизни;

- наконец, просто создать хорошее настроение в коллективе, что, безусловно, отразится на ходе проведения медиаобразовательного занятия.

Говоря о роли воспитания в образовательном процессе, Е.В. Бондаревская подчеркивает, что оно « помогает личности прожить свою историю, наполнить ее событиями, переживаниями, делами, творчеством ... Но жизненный путь личности - это не только события жизни, но и отношение к ним личности. В отношениях человек всегда имеет возможность проявить индивидуальность, свою личность. Воспитательный процесс - это и есть процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит. Индивидуально-личностная рефлексия - непременное свойство воспитательного процесса, которое проявляется в том, что человек время от времени ставит перед собою вопросы: Чем я был? Что я сделал? Чем я стал?» [Бондаревская, 2000, с. 189]. Итак, индивидуально-личностная рефлексия, как элемент воспитательного процесса может быть использована на занятиях медиаклуба со студентами. Можно говорить о том, что проведение 15-минутных тренингов является важной частью занятий, так как способствует самоопределению личности относительно коллектива, осознанию своей самости.

Методика проведения насколько проста, настолько и доступна: студенты садятся в круг, и преподаватель - не исключение. Выбор данной геометрической фигуры не является случайным - она создает благоприятную обстановку, а отсутствие в ней углов подсознательно положительно влияет на участников. Кроме того, между каждым, из находящихся в круге, легко устанавливается визуальный контакт, что очень важно для создания и поддержания атмосферы доверия и искренности внутри круга. После того как круг образован, ведущий предлагает просто улыбнуться соседу, использую цепную реакцию. Можно, конечно, сделать это одновременно, но мы выбрали «цепной» вариант, потому что при нем участник не только концентрируется на себе и своем соседе, но и видит с какими чувствами, эмоциями это делают его «коллеги», то есть КПД выше, чем при выполнении этого задания по первому варианту. Затем, можно спросить: «Какие улыбки вы увидели, и какие чувства, эмоции они выражали?» и получить разные ответы: от веселых до смешных, красивые, искренние и пр.

Студенты вузов часто интеллектуально перегружены, Для раскрепощения рекомендуется использовать тренинги эмоционального раскрытия, которые

будут способствовать «эмоциональному раскрытию» юношей и девушек, проявлению их самооценки, так как, по мнению В.А. Сухомлинского, Д.И. Фельдштейна, она оказывает влияние на развитие творческих способностей.

7. Для медиапедагогов важна обратная связь с аудиторией, поэтому можно порекомендовать проводить анкеты-пятиминутки со следующими вопросами:

1. Данное занятие медиаклуба было для меня... (оценить по 5-бальной шкале каждый пункт): а) интересным; б) креативным; в) информативным.

2. Информация, полученная на занятии медиаклуба... :

а) расширяет мой кругозор; б) не важна для меня; в) усиливает мои знания и умения.

3. Желание посетить следующее занятие медиаклуба: а) да; б) нет.

Нужно с вниманием отнестись к ответам на вопросы анкеты, так как благодаря им, можно получить следующую информацию:

а) о качестве, новизне (для студентов) проведенного занятия медиаклуба - 1-ый, 2-ой вопросы;

б) о степени полезности занятия медиаклуба для личности студента - 2-ой, 3-ий вопросы;

в) о желании студента и дальше посещать занятия медиаклуба.

8. Еще одной рекомендацией может стать опора при разработке тематического плана медиаклуба со студентами на региональный культурно-образовательный компонент. Актуальность данной проблемы очевидна многим медиапедагогам: Ю.Н. Усов разработал программу освоения культурного наследия на примере города Москвы, С.Н. Пензин использовал культурно-образовательный потенциал Воронежа и т.д. Союз медиаобразования с культурно-образовательным пространством своего города, региона позволяет решать множество задач. Одна из них, по мнению С.Н. Пензина, «связана с воспитанием уважительного отношения к «малой родине», что так высоко ценил Шукшин, - любовь и бережное отношение к родной при природе, к своему краю, гордость за достижения земляков, сострадание к тем из них, кто терпит нужду. Я убежден, что для медиапедагогики этот союз важен, ибо позволяет, опираясь на конкретные и близкие студенческой аудитории наглядные примеры, эффективнее развивать общеэстетическую культуру» [Пензин, 2005, с. 37].

Итак, мы представили рекомендации по организации эстетически ориентированного киноклуба для студентов. Они носят собирательный характер и представляют собой синтез из собственного медиаобразовательного опыта автора в работе со студентами и разработок советских/российских медиапедагогов, в систему задач которых был

включен эстетический компонент (С.Н. Пензин, О.А. Баранов, Ю.Н. Усов, Ю.М. Рабинович, Р.Г. Рабинович, И.В. Вайсфельд, А.В. Федоров и др.).

Литература

Баранов, О.А., Пензин, С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-т, 2005. 189 с.

Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. пед. ун-та, 2000. 352 с.

Пензин, С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 1987. 176 с.

Пензин, С.Н. ... Плюс краеведение и культурология // Медиаобразование. 2005. № 3. С.28-37.

References

Baranov, O.A., Penzin, S.N. The film in educational work with young students. Penzin.Tver, 2005. 189 р.

Bondarevskaya, E.V. Theory and practice of learner-centered education. Rostov, 2000. 352 p. Penzin, S.N. Cinema and aesthetic education: methodological problems. Voronezh, 1987. 176 p. Penzin, S.N. Plus the local history and cultural studies // Media Education. 2005. № 3, pp. 28-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.