Научная статья на тему 'Осмысливание мультфильма как фактор развития способности к символическому опосредствованию в дошкольном возрасте'

Осмысливание мультфильма как фактор развития способности к символическому опосредствованию в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1040
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мартыненко М.Н.

Цель исследования: выявить значение степени погруженности ребенка дошкольного возраста в культуру анимационного кинематографа, качества ее осмысливания как фактора развития у него способности к символическому опосредствованию. Задачи исследования:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мартыненко М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осмысливание мультфильма как фактор развития способности к символическому опосредствованию в дошкольном возрасте»

Осмысливание мультфильма как фактор развития способности к символическому опосредствованию

в дошкольном возрасте

Мартыненко М. Н.,

студент 4-го курса психолого-педагогического факул ьтета кафедры психологии познания Российского Государственного Гуманитарного Университета,

Москва, Россия

Общая характеристика научной работы:

Цель исследования: выявить значение степени погруженности ребенка дошкольного возраста в культуру анимационного кинематографа, качества ее осмысливания как фактора развития у него способности к символическому опосредствованию.

Задачи исследования:

1) Подготовка и проведение блока методик для диагностики уровня общего психического развития испытуемых и уровня развития отдельных психических функций;

2) Разработка авторской методики, направленной на определение уровня включенности ребенка в культуру анимационного кинематографа;

3) Разработка шкалы оценки и интерпретации результатов авторской методики;

4) Подобор и демонстрация незнакомого для детей короткометражного анимационного фильма, доступного детям в плане понимания ;

5) Формирование комплекта рисунков, который будет предоставляться детям в качестве возможных символов «обозначающих» содержание фильма;

6) Анализ связи между исследуемыми факторами и уровнем развития способности к символическому опосредствованию;

7) Заключение и разработка практических рекомендаций для родителей и педагогов.

Научная новизна исследования: на данный момент исследование влияния

анимационной продукции на детское сознание очень актуально в научном психологическом сообществе. Но влияние данного фактора еще не рассматривалось в отношении развития способности ребенка к символическому опосредствованию.

Теоретическая значимость исследования: настоящая работа будет способствовать развитию научных представлений об особенностях детского сознания и о познавательном развитии ребенка.

Практическая значимость исследования: выводы и рекомендации могут быть полезны в разработке теоретических основ психолого-педагогического взаимодействия с дошкольником, проектов использования информационных технологий в дошкольном образовании, а также методических указаний в отношении организации процесса осмысления мультфильма ребенком. В качестве методологической основы исследования была выбрана теория деятельности.

Степень разработанности: данная проблематика еще недостаточно разработана, но имеется ряд научно-исследовательских трудов, посвященных вопросам просмотра детьми анимационной продукции. Такие исследователи как Лебедева Е.И., Таланова Н.Н., Сергиенко Е.А. [1] рассматривали способность понимания ситуаций социальных воздействий на примере телевизионной рекламы с развитием общих когнитивных способностей у детей 3-6 лет. Смирнова Е.О. [10] произвела психолого-педагогический анализ анимационной продукции для детей и подростков. Она отмечает, что мультфильмы просматриваемые детьми, по своему содержанию и художественным характеристикам зачастую совершенно не соответствовуют интересам и возможностям детей того или иного возраста. В частности включенность детей в культуру анимационного кинематографа рассматривается с позиции смежных дисциплин.

Например, по данным социологов (В.С.Собкин, К.В.Скобельцина, А.И.Иванова, 2013) [11], [12] просмотр мультфильмов в настоящее время стал наиболее распространенным занятием детей, начиная с раннего возраста, и от 20 до 40% всего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана телевизора или компьютера за просмотром мультфильмов.

Основное содержание:

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что чем более высок уровень включенности ребенка в культуру анимационного кинематографа, тем ниже уровень способности ребенка к символическому опосредствованию.

Исследование было проведено на базе ДОУ №2325 «Академия детства» г. Москвы. В исследовании приняло участие 50 детей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. По результатам мониторинга, проведенного с целью оценки социально-демографических характеристик, было установлено равенство испытуемых. С каждым испытуемым был проведен специально подобранный диагностический комплекс для определения уровня общего психического развития и некоторых психоневрологических особенностей испытуемого.

Диагностический инструментарий подбирался таким образом, чтобы с его помощью можно было правильно оценить величину всех факторов, необходимых для проведения исследования. Методики соответствуют возрастным особенностям испытуемых, целям, задачам и гипотезе исследования. Были проведены следующие диагностические методики:

1. «Цветные прогрессивные матрицы серии А, Ав, В» (Дж. К. Равена);

2. «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко);

3. «10 слов» (А.Р. Лурия);

4. «Knock and tap» (из сборника психоневрологических тестов NEPSY);

5. «Inhibition» (из сборника психоневрологических тестов NEPSY);

6. «Необычное дерево» (Н.Е. Веракса);

7. «Волшебный квадрат» (Н.Е. Веракса);

8. «Подбери картинку» ( А.Н. Веракса);

9. «Опросник на включенность ребенка в культуру анимационного кинематографа» (М.Н. Мартыненко) (приложение 1);

10. «О чем мультфильм?» (М.Н. Мартыненко) (приложение 2);

Оригинальные методики, разработанные М.Н. Мартыненко «Опросник на включенность ребенка в культуру анимационного кинематографа» и «О чем мультфильм?» разрабатывались в соответствии с общепринятыми положениями разработки психометрических методик. Процедура проведения данной методики следующая: детям демонстрируется незнакомый для них короткометражный анимационный фильм. Затем испытуемому предлагают рассмотреть картинки (приложение 2) и экспериментатор говорит: «Выбери, пожалуйста, ту картинку, которая лучше всего рассказывает о том, чему этот мультфильм хотел нас научить». Также экспериментатор просит ребенка объяснить свой выбор. На основании специально разработанной шкалы, ребенку присуждается определенный балл.

В исследовании независимой переменной является включенность ребенка в культуру анимационного кинематографа, а зависимой - уровень развития способности к символическому опосредствованию.

Под включенностью ребенка в культуру анимационного кинематографа подразумевается качество репрезентации анимационного кинематографа в детском сознании. Другими словами, степень знакомства ребенка с современными анимационными фильмами, их содержанием, персонажами, также способами осмысливания, использования содержаний данных фильмов в жизни.

Было выявлено 4 уровня репрезентации анимационного кинематографа в детском сознании. Основными критериями в выделении данных уровней являются: характер

представления ребенка об анимационном кино и степень «проживания» ребенком его содержания. Фрагментарный (отрывочный) уровень: ребенок имеет несистемные, разрозненные представления об анимационных фильмах и не знаком со способами их обработки и осмысливания. Систематический уровень: ребенок имеет представление об анимационных фильмах как о большой сфере; но оно не структурное. Затем идет структурный уровень, когда ребенок имеет представление о существовании различных жанров анимационного кино, как вида искусства. И самый высокий - деятельностный уровень, когда ребенок имеет структурное представление об анимационном кинематографе и использует содержание мультфильмов для обогащения сюжетов игр; обсуждает мультфильмы со сверстниками или взрослыми, представляет себе различные варианты, как можно изменить сюжет мультфильма и прочее.

Под способностью к символическому опосредствованию подразумевается способность ребенка подобрать или создать некоторую «обозначающую» единицу (символ) для конкретного содержания.

В результате исследования были выделены 3 уровня развития способности дошкольника к символическому опосредствованию. Ключевыми критериями в выделении данных уровней являются: соотношение «обозначающей единицы» с содержанием обозначаемого и степень ухода от внешних признаков «обозначаемого» к их внутренним, идейным характеристикам.

А - непродуктивное опосредствование. Ребенок выбирает картинку, которая не относится к сюжету или замыслу мультфильма. Обоснование выбора отсутствует или является неадекватным по отношению к заданию. Пример: "я выбираю тортик, потому что я люблю тортики".

В - поверхностное опосредствование. Выбор картинки, изображающей кого-либо из героев мультфильма. Обоснование краткое, не раскрывающее характера героя, его идей, стремлений. Пример: "я выбираю тучку, потому что это мультфильм о тучке и аисте".

С - качественное опосредствование. Выбор картинки, имеющей отношение к задумке мультфильма. Обоснование включает в себя какое-либо понятие, характеризующее отношения между героями (любовь, уважение, дружба, преданность). Пример: "я выбираю картинку с мальчиком и девочкой, потому что аист и тучка тоже друзья. Аист преданный друг, не оставил тучку одну".

Принадлежность ребенка к определенному уровню репрезентации анимационного кинематографа в его сознании определялась при помощи специально разработанной авторской методики «Опросник на включенность ребенка в культуру анимационного кинематографа» (М.Н. Мартыненко). Опросник состоит из двух частей. Первая часть количественная: уровень знакомства ребенка с анимационными фильмами (знание персонажей и их основных задач, представления о сюжетах современных мультфильмов и т.д.). Вторая часть качественная: уровень осмысливания ребенком анимационных фильмов (обдумывание характера героя, его поступков, перенесение сюжетов фильма в игру, рисование героев и т.д.).

При обработке полученных результатов и изучении графиков, была установлена интересная тенденция внутренних отношений качественного и количественного показателей степени включенности ребенка в культуру анимационного кинематографа: чем выше степень количественного ознакомления ребенка с культурой мультфильма, тем ниже его склонность к качественному анализу и осмыслению мультфильмов. О чем свидетельствует отрицательный коэффициент корреляции между данными показателями (Rx,y = -0.66909). Коэффициент погрешности в этом и дальнейших расчетах < 0.05.

Под осмысливанием ребенком анимационной продукции подразумевается качество репрезентации анимационного кинематографа в детском сознании. Было выявлено 4 уровня репрезентации анимационного кинематографа в детском сознании. Основными критериями в выделении данных уровней являются: характер представления ребенка об анимационном кино и степень «проживания» ребенком его содержания.

В результате исследования гипотеза была подтверждена: количество просмотренных мультфильмов - фактор, негативно сказывающийся на уровне развития способности к символическому опосредствованию, если при этом не производится качественный анализ содержания анимационной продукции ребенком. Фактор качественного анализа и осмысления анимационной продукции имеет положительный коэффициент корреляции с высоким уровнем развития способности к символическому опосредствованию. Также наблюдается тенденция снижения показателя уровня развития способности ребенка к символическому опосредствованию при повышении количественного показателя включенности ребенка в культуру анимационного кинематографа (интенсивного просмотра анимационной продукции).

Заключение:

В результате проведенного исследования гипотеза была подтверждена: количество просмотренных мультфильмов - фактор, негативно сказывающийся на уровне развития способности к символическому опосредствованию, если при этом ребенком не производится осмысливания и анализа мультфильма. Произведение качественного анализа и осмысления анимационной продукции имеет положительный коэффициент корреляции с высоким уровнем развития способности к символическому опосредствованию.

Также была установлена интересная тенденция внутренних отношений компонентов независимой переменной, то есть качественного и количественного показателей степени включенности ребенка в культуру анимационного кинематографа: чем выше степень количественного ознакомления ребенка с культурой мультфильма, тем ниже его склонность к качественному анализу и осмыслению мультфильмов. Таким образом, были установлены связи компонентов репрезентации культуры анимационного кино в детском сознании (количественных и качественных показателей) с уровнем развития способности к символическому опосредствованию.

Также были проведены дополнительные диагностические процедуры и корреляционные вычисления для доказательства значимости установленной в исследовании связи. Оказалось, что коэффициент корреляции между уровнем развития интеллекта и воображения по отношению к уровню развития способности к символическому опосредствованию недостаточно велик, чтобы иметь побочное воздействие в исследовании.

В качестве рекомендации предлагается проводить тщательный отбор анимационной продукции перед предоставлением ее ребенку. Основными критериями выбора того или иного анимационного фильма следует принимать: содержательный аспект продукции (ребенок должен понимать сюжет мультфильма, а герои должны быть ему близки и интересны); информационный аспект (информация, транслируемая в мультфильме должна быть созвучна его миру, ребенок должен понимать, о чем идет речь в мультфильме, а также ориентироваться в истинности и ложности данной информации); после просмотра мультфильма, взрослый может предлагать для рассмотрения ребенком разные вопросы относительно его содержания; нужно предлагать ребенку изображать в рисунке фрагменты из мультфильма, его героев, сам сюжет; нужно способствовать организации игры с элементами просмотренного сюжета, взятыми из мультфильма ролями и характеристиками для более глубокого и осмысленного анализа содержания ребенком мультфильма. Также можно предлагать ребенку придумывать альтернативные развития событий по сюжету мультфильма через выделение ключевых моментов. Все это способствует выделению ребенком существенных и несущественных характеристик персонажей и сюжета и обнаружения неочевидных для него связей.

Литература

1. Г.Н. Таланова Понимание дошкольниками телевизионной рекламы и социальных взаимодействий.

2. Аромштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства» мультфильмов в перераб. - СПб.: Питер, 2009.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008

4. Бурухина, А. Ф. Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми / А. Ф. Бурухина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 10.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский; Поколение, 2007.

6. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Лабиринт, 2010.

7. Лемиш, Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие

8. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство , 1976

9. Обухова Л.Ф. «Детская (возрастная) психология. Учебник для ВУЗов.

10. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Психологическая экспертиза мультфильмов для детей дошкольного возраста. Психолог в детском саду. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 2 (8)).

11. Собкин В.С. Мультфильм как средство социально-психологического и морально-нравственного развития ребенка. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.

12. Собкин В.С., Баженова Л.М., Франко Г.Ю., Шариков А.В. Использование телевидения в учебно-воспитательном процессе. / Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных научно-педагогических программ. Обзорная информация. Вып.3 (23). М., 1987.

13. Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М., 1992.

14. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Иванова А.И. Структура досуга

15. современного дошкольника: мнение родителей. - Социология

16. Соколова М.В, Мазурова М.В. Психологический анализ мультфильма.М.: Издательский центр «Академия»,2008.

Приложения

Приложение 1 Опросник на включенность ребенка в культуру анимационного кинематографа (М.Н. Мартыненко)

№ Вопрос

1 В каком мультике один из героев очень долго не мог раскрыть орех? (Ледниковый период)

2 К кому попал Кот Гром, когда его хозяева бросили его на улице? (к Волшебнику)

3 Кто не полюбил Кота Грома в новом доме? (кролик и крыса)

4 Кто был другом принцессы Анны в мультике «Холодное сердце» (Кристофер)

5 Зачем принцесса Анна с Кристофером отправились к Эльзе? (снять заклятье)

6 Продолжи название мультика «Как приручить ...» (дракона)

7 В каком мультике главный герой робот-мусорщик? (Валли)

8 В каком мультике у девочки были самые длинные волосы? (Рапунцель)

9 В каком мультике была принцесса Фиона? (Шрэк)

10 Кто главный герой в мультике «Турбо»? (улитка)

11 В каком мультике рыбка потерялась и долго

искала своих родителей? («В поисках Немо»)

12 Какого цвета был Мегамозг? (Синий)

13 В каком мультике было много миньонов? (Гадкий я 2)

14 Кто такие Майк и Салли? (Герои м\ф «Университет монстров»)

15 Из какого мультика молния МакКвин? («Тачки»)

16 Кто родился на луне и нечаянно свалился на Землю? (Лунтик)

17 В каком мультике был злодей Гаргамель? (Смурфики)

18 В каком мультике дом улетел на шариках? («Вверх»)

19 Играешь ли ты в героев мультфильма, после того, как посмотришь его?

20 Делаешь ли ты куклы героев мультфильмов?

21 Обсуждаешь ли ты мультики с друзьями?

22 Думаешь ли ты после просмотра, почему герой в каком-то важном моменте мультфильма поступил именно так?

23 Появляются ли у тебя идеи, как можно продолжить мультфильм или изменить его?

24 Рисуешь ли ты героев мультфильмов?

Итого положительных ответов:

Приложение 2 О чем мультфильм?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

(М.Н. Мартыненко)

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.