Научная статья на тему 'Осмысливание мультфильма как фактор развития способности к символическому опосредствованию в дошкольном возрасте'

Осмысливание мультфильма как фактор развития способности к символическому опосредствованию в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
675
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИМАЦИОННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ / ВКЛЮЧЕННОСТЬ РЕБЕНКА В КУЛЬТУРУ / CHILD'S INCLUSION INTO CULTURE / СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ / SYMBOLIC MEDIATION / КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / COGNITIVE ABILITIES / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / DIAGNOSTIC SET / ANIMATED FILM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мартыненко Маргарита Николаевна

Статья посвящена исследованию, проведенному на базе ДОУ №2325 «Академия детства» г. Москвы с участием 50 детей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. Целью исследования было выявить значение степени погруженности ребенка дошкольного возраста в культуру анимационного кинематографа, качества ее осмысливания как фактора развития у него способности к символическому опосредствованию. Автор отмечает, что с каждым испытуемым был проведен специально подобранный диагностический комплекс для определения уровня общего психического развития и некоторых психоневрологических особенностей испытуемого. Методики соответствовали возрастным особенностям испытуемых, целям, задачам и гипотезе исследования. В исследовании автор использовал собственные методики, разработанные в соответствии с общепринятыми положениями психометрических методик. В результате исследования было выявлено 4 уровня репрезентации анимационного кинематографа в детском сознании, а также 3 уровня развития способности дошкольника к символическому опосредствованию. При обработке полученных результатов была установлена тенденция: чем выше степень количественного ознакомления ребенка с культурой мультфильма, тем ниже его склонность к качественному анализу и осмыслению мультфильмов. Отмечается, что количество просмотренных мультфильмов фактор, негативно сказывающийся на уровне развития способности к символическому опосредствованию. Даются рекомендации по тщательному отбору анимационной продукции перед предоставлением ее ребенку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мартыненко Маргарита Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Making Sense of a Cartoon as a Factor in Developing a Capability For Symbolic Mediation in Preschool Age

The article is devoted to a study conducted in preschool education №2325 called «Academy of Childhood” in Moscow involving participants from the group for 6-7 year old children (N=50.). The aim of the study was to identify the degree of absorption of a preschool child in the culture of animation, the quality of its comprehension as a factor in the development of its capacity for symbolic mediation. The author notes that each subject was given a set of specially selected diagnostic tests to determine his or her level of mental development and certain neuropsychiatric features. The methods were consistent with the subjects’ age specifics and the goals, objectives and hypothesis of the study. In her study, the author used her own technique, developed in accordance with standard provisions for psychometric methods. The study identified four levels of representation of the animated film in children’s minds, and 3 levels of preschool children’s abilities to symbolic mediation. When processing the results obtained the following trend was observed: the higher the degree of a child’s quantitative exposure to cartoon culture the lower is its propensity for qualitative analysis and comprehension of cartoons. It is noted that the number of cartoons seen is a factor that negatively affects the development level of the child’s capacity for symbolic mediation. Recommendations are given on proper selection of animated films before showing them to a child.

Текст научной работы на тему «Осмысливание мультфильма как фактор развития способности к символическому опосредствованию в дошкольном возрасте»

М. Н. Мартыненко

Осмысливание мультфильма как фактор развития способности к символическому опосредствованию в дошкольном возрасте

Мартыненко Маргарита Николаевна - лаборант кафедры психологии познания психолого-педагогического факультета Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ (г. Москва, Россия), Лауреат Всероссийского конкурса молодых ученых в области воспитания и обучения детей младшего возраста, проходившего в рамках IV Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» 2015 года

Статья посвящена исследованию, проведенному на базе ДОУ №2325 «Академия детства» г. Москвы с участием 50 детей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. Целью исследования было выявить значение степени погруженности ребенка дошкольного возраста в культуру анимационного кинематографа, качества ее осмысливания как фактора развития у него способности к символическому опосредствованию. Автор отмечает, что с каждым испытуемым был проведен специально подобранный диагностический комплекс для определения уровня общего психического развития и некоторых психоневрологических особенностей испытуемого. Методики соответствовали возрастным особенностям испытуемых, целям, задачам и гипотезе исследования. В исследовании автор использовал собственные методики, разработанные в соответствии с общепринятыми положениями психометрических методик. В результате исследования было выявлено 4 уровня репрезентации анимационного кинематографа в детском сознании, а также 3 уровня развития способности дошкольника к символическому опосредствованию. При обработке полученных результатов была установлена тенденция: чем выше степень количественного ознакомления ребенка с культурой мультфильма, тем ниже его склонность к качественному анализу и осмыслению мультфильмов. Отмечается, что количество просмотренных мультфильмов - фактор, негативно сказывающийся на уровне развития способности к символическому опосредствованию. Даются рекомендации по тщательному отбору анимационной продукции перед предоставлением ее ребенку.

Ключевые слова: анимационный кинематограф, включенность ребенка в культуру, символическое опосредствование, когнитивные способности, диагностический комплекс.

Making Sense of a Cartoon as a Factor in Developing a Capability For Symbolic Mediation in Preschool Age

Martynenko Margarita,

Laboratory Assistant, Department of Cognitive Psychology, Vygotsky Institute of Psychology, Russian State for the Humanities (Moscow, Russia)

The article is devoted to a study conducted in preschool education №2325 called «Academy of Childhood" in Moscow involving participants from the group for 6-7 year old children

(N=50.). The aim of the study was to identify the degree of absorption of a preschool child in the culture of animation, the quality of its comprehension as a factor in the development of its capacity for symbolic mediation. The author notes that each subject was given a set of specially selected diagnostic tests to determine his or her level of mental development and certain neuropsychiatric features. The methods were consistent with the subjects' age specifics and the goals, objectives and hypothesis of the study. In her study, the author used her own technique, developed in accordance with standard provisions for psychometric methods. The study identified four levels of representation of the animated film in children's minds, and 3 levels of preschool children's abilities to symbolic mediation. When processing the results obtained the following trend was observed: the higher the degree of a child's quantitative exposure to cartoon culture - the lower is its propensity for qualitative analysis and comprehension of cartoons. It is noted that the number of cartoons seen is a factor that negatively affects the development level of the child's capacity for symbolic mediation. Recommendations are given on proper selection of animated films before showing them to a child.

Keywords: animated film, child's inclusion into culture, symbolic mediation, cognitive abilities, diagnostic set.

Общая характеристика научной работы

Цель исследования: выявить значение степени погруженности ребенка дошкольного возраста в культуру анимационного кинематографа, качества ее осмысливания как фактора развития у него способности к символическому опосредствованию.

Задачи исследования:

1) Подготовка и проведение блока методик для диагностики уровня общего психического развития испытуемых и уровня развития отдельных психических функций.

2) Разработка авторской методики, направленной на определение уровня включенности ребенка в культуру анимационного кинематографа.

3) Разработка шкалы оценки и интерпретации результатов авторской методики.

4) Подбор и демонстрация незнакомого для детей короткометражного анимационного фильма, доступного детям в плане понимания.

5) Формирование комплекта рисунков, который будет предоставляться детям в качестве возможных символов, «обозначающих» содержание фильма.

6) Анализ связи между исследуемыми факторами и уровнем развития способности к символическому опосредствованию.

7) Заключение и разработка практических рекомендаций для родителей и педагогов.

Научная новизна исследования: на данный момент исследование влияния анимационной продукции на детское сознание очень актуально в научном психологическом сообществе. Но

влияние данного фактора еще не рассматривалось в отношении развития способности ребенка к символическому опосредствованию.

Теоретическая значимость исследования: настоящая работа будет способствовать развитию научных представлений об особенностях детского сознания и о познавательном развитии ребенка.

Практическая значимость исследования: выводы и рекомендации могут быть полезны в разработке теоретических основ психолого-педагогического взаимодействия с дошкольником, проектов использования информационных технологий в дошкольном образовании, а также методических указаний в отношении организации процесса осмысления мультфильма ребенком. В качестве методологической основы исследования была выбрана теория деятельности.

Степень разработанности: данная проблематика еще недостаточно разработана, но имеется ряд научно-исследовательских трудов, посвященных вопросам просмотра детьми анимационной продукции. Такие исследователи, как Лебедева Е.И., Таланова Г.Н., Сергиенко Е.А., рассматривали способность понимания ситуаций социальных воздействий на примере телевизионной рекламы с развитием общих когнитивных способностей у детей 3-6 лет. [Смирнова Е.О.] произвела психолого-педагогический анализ анимационной продукции для детей и подростков. Она отмечает, что мультфильмы, просматриваемые детьми, по своему содержанию и художественным характеристикам зачастую совершенно не соответствуют интересам и возможностям

детей того или иного возраста. В частности, включенность детей в культуру анимационного кинематографа рассматривается с позиции смежных дисциплин. Например, по данным социологов [В.С. Собкин, К.В. Скобельцина, А.И. Иванова, 2013] просмотр мультфильмов в настоящее время стал наиболее распространенным занятием детей, начиная с раннего возраста, и от 20 до 40% всего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана телевизора или компьютера за просмотром мультфильмов.

Основное содержание

Гипотеза исследования состояла в предположении, что чем более высок уровень включенности ребенка в культуру анимационного кинематографа, тем ниже уровень способности ребенка к символическому опосредствованию.

Исследование было проведено на базе ДОУ №2325 «Академия детства» г. Москвы. В исследовании приняли участие 50 детей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. По результатам мониторинга, проведенного с целью оценки социально-демографических характеристик, было установлено равенство испытуемых. С каждым испытуемым был проведен специально подобранный диагностический комплекс для определения уровня общего психического развития и некоторых психоневрологических особенностей испытуемого.

Диагностический инструментарий подбирался таким образом, чтобы с его помощью можно было правильно оценить величину всех факторов, необходимых для проведения исследования. Методики соответствовали возрастным особенностям испытуемых, целям, задачам и гипотезе исследования. Были проведены следующие диагностические методики:

1. «Цветные прогрессивные матрицы серии А, Ав, В» (Дж.К. Равена).

2. «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко).

3. «10 слов» (А.Р. Лурия).

4. «Knock and tap» (из сборника психоневрологических тестов NEPSY).

5. «Inhibition» (из сборника психоневрологических тестов NEPSY).

6. «Необычное дерево» (Н.Е. Веракса).

7. «Волшебный квадрат» (Н.Е. Веракса).

8. «Подбери картинку» (А.Н. Веракса).

9. «Опросник на включенность ребенка в культуру анимационного кинематографа» (М.Н. Мартыненко) (приложение 1).

10. «О чем мультфильм?» (М.Н. Мартыненко) (приложение 2).

Оригинальные методики М.Н. Мартыненко «Опросник на включенность ребенка в культуру анимационного кинематографа» и «О чем мультфильм?» разрабатывались в соответствии с общепринятыми положениями психометрических методик. Процедура проведения данной методики следующая: детям демонстрируется незнакомый для них короткометражный анимационный фильм. Затем испытуемому предлагают рассмотреть картинки (приложение 2), и экспериментатор говорит: «Выбери, пожалуйста, ту картинку, которая лучше всего рассказывает о том, чему этот мультфильм хотел нас научить». Также экспериментатор просит ребенка объяснить свой выбор. На основании специально разработанной шкалы, ребенку присуждается определенный балл.

В исследовании независимой переменной является включенность ребенка в культуру анимационного кинематографа, а зависимой -уровень развития способности к символическому опосредствованию.

Под включенностью ребенка в культуру анимационного кинематографа подразумевается качество репрезентации анимационного кинематографа в детском сознании. Другими словами, степень знакомства ребенка с современными анимационными фильмами, их содержанием, персонажами, также способами осмысливания, использования содержаний данных фильмов в жизни.

Было выявлено 4 уровня репрезентации анимационного кинематографа в детском сознании. Основными критериями в выделении данных уровней являются: характер представления ребенка об анимационном кино и степень «проживания» ребенком его содержания. Фрагментарный (отрывочный) уровень: ребенок имеет несистемные, разрозненные представления об анимационных фильмах и не знаком со способами их обработки и осмысливания. Систематический уровень: ребенок имеет представление об анимационных фильмах как о большой сфере; но оно не структурное. Затем идет структурный уровень, когда ребенок имеет представление о существовании различных жанров анимационного кино, как вида искусства. И самый высокий - деятельностью уровень, когда ребенок имеет структурное представление об анимационном кинематографе и использует содержание мультфильмов для обогащения сюжетов игр; обсуждает мультфильмы со сверстниками

или взрослыми, представляет себе различные варианты, как можно изменить сюжет мультфильма и прочее.

Под способностью к символическому опосредствованию подразумевается способность ребенка подобрать или создать некоторую «обозначающую» единицу (символ) для конкретного содержания.

В результате исследования были выделены 3 уровня развития способности дошкольника к символическому опосредствованию. Ключевыми критериями в выделении данных уровней являются: соотношение «обозначающей единицы» с содержанием обозначаемого и степень ухода от внешних признаков «обозначаемого» к их внутренним, идейным характеристикам.

А - непродуктивное опосредствование. Ребенок выбирает картинку, которая не относится к сюжету или замыслу мультфильма. Обоснование выбора отсутствует или является неадекватным по отношению к заданию. Пример: «Я выбираю тортик, потому что я люблю тортики».

В - поверхностное опосредствование. Выбор картинки, изображающей кого-либо из героев мультфильма. Обоснование краткое, не раскрывающее характера героя, его идей, стремлений. Пример: «Я выбираю тучку, потому что это мультфильм о тучке и аисте».

С - качественное опосредствование. Выбор картинки, имеющей отношение к задумке мультфильма. Обоснование включает в себя какое-либо понятие, характеризующее отношения между героями (любовь, уважение, дружба, преданность). Пример: «Я выбираю картинку с мальчиком и девочкой, потому что аист и тучка тоже друзья. Аист преданный друг, не оставил тучку одну».

Принадлежность ребенка к определенному уровню репрезентации анимационного кинематографа в его сознании определялась при помощи специально разработанной авторской методики «Опросник на включенность ребенка в культуру анимационного кинематографа» (М.Н. Мартыненко). Опросник состоит из двух частей. Первая часть количественная: уровень знакомства ребенка с анимационными фильмами (знание персонажей и их основных задач, представления о сюжетах современных мультфильмов и т.д.). Вторая часть качественная: уровень осмысливания ребенком анимационных фильмов (обдумывание характера героя, его поступков, перенесение сюжетов фильма в игру, рисование героев и т.д.).

При обработке полученных результатов и изучении графиков была установлена интересная тенденция внутренних отношений качественного и количественного показателей степени включенности ребенка в культуру анимационного кинематографа: чем выше степень количественного ознакомления ребенка с культурой мультфильма, тем ниже его склонность к качественному анализу и осмыслению мультфильмов. О чем свидетельствует отрицательный коэффициент корреляции между данными показателями ^ху = -0.66909). Коэффициент погрешности в этом и дальнейших расчетах < 0.05.

Под осмысливанием ребенком анимационной продукции подразумевается качество репрезентации анимационного кинематографа в детском сознании. Было выявлено 4 уровня репрезентации анимационного кинематографа в детском сознании. Основными критериями в выделении данных уровней являются: характер представления ребенка об анимационном кино и степень «проживания» ребенком его содержания.

В результате исследования гипотеза была подтверждена: количество просмотренных мультфильмов - фактор, негативно сказывающийся на уровне развития способности к символическому опосредствованию, если при этом не производится качественный анализ содержания анимационной продукции ребенком. Фактор качественного анализа и осмысления анимационной продукции имеет положительный коэффициент корреляции с высоким уровнем развития способности к символическому опосредствованию. Также наблюдается тенденция снижения показателя уровня развития способности ребенка к символическому опосредствованию при повышении количественного показателя включенности ребенка в культуру анимационного кинематографа (интенсивного просмотра анимационной продукции).

Заключение

В результате проведенного исследования гипотеза была подтверждена: количество просмотренных мультфильмов - фактор, негативно сказывающийся на уровне развития способности к символическому опосредствованию, если при этом ребенком не производится осмысливания и анализа мультфильма. Произведение качественного анализа и осмысления анимационной продукции имеет положительный коэффициент корреляции

с высоким уровнем развития способности к символическому опосредствованию.

Также была установлена тенденция внутренних отношений компонентов независимой переменной, то есть качественного и количественного показателей степени включенности ребенка в культуру анимационного кинематографа: чем выше степень количественного ознакомления ребенка с культурой мультфильма, тем ниже его склонность к качественному анализу и осмыслению мультфильмов. Таким образом, были установлены связи компонентов репрезентации культуры анимационного кино в детском сознании (количественных и качественных показателей) с уровнем развития способности к символическому опосредствованию.

Также были проведены дополнительные диагностические процедуры и корреляционные вычисления для доказательства значимости установленной в исследовании связи. Оказалось, что коэффициент корреляции между уровнем развития интеллекта и воображения по отношению к уровню развития способности к символическому опосредствованию недостаточно велик, чтобы иметь побочное воздействие в исследовании.

В качестве рекомендации предлагается проводить тщательный отбор анимационной продукции перед предоставлением ее ребенку. Основными критериями выбора того или иного анимационного фильма следует принимать: содержательный аспект продукции (ребенок должен понимать сюжет мультфильма, а герои должны быть ему близки и интересны); информационный аспект (информация, транслируемая в мультфильме, должна быть созвучна его миру, ребенок должен понимать, о чем идет речь в мультфильме, а также ориентироваться в истинности и ложности данной информации); после просмотра мультфильма взрослый может предлагать ребенку разные вопросы относительно его содержания; нужно предлагать ребенку изображать в рисунке фрагменты из мультфильма, его героев, сам сюжет; нужно способствовать организации игры с элементами просмотренного сюжета, взятыми из мультфильма ролями и характеристиками для более глубокого и осмысленного анализа содержания ребенком мультфильма. Также можно предлагать ребенку придумывать альтернативные развития событий по сюжету мультфильма через выделение ключевых моментов. Все это способствует выделению ребенком существенных и несущественных характеристик персонажей и сюжета и обнаружению неочевидных для него связей. ■

Литература

1. Таланова Г.Н. Понимание дошкольниками телевизионной рекламы и социальных взаимодействий.

2. Аромштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства» мультфильмов. -СПб.: Питер, 2009.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008.

4. Бурухина А.Ф. Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми / А.Ф. Бурухина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 10.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский; Поколение, 2007.

6. Выготский Л.С. Психология искусства.-М.: Лабиринт, 2010.

7. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие.

8. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство , 1976.

9. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник для вузов.

10. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Психологическая экспертиза мультфильмов для детей дошкольного возраста. Психолог в детском саду. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 2 (8)).

11. Собкин В.С. Мультфильм как средство социально-психологического и морально-нравственного развития ребенка. - М.: Астрель, 2008.

12. Собкин В.С., Баженова Л.М., Франко Г.Ю., Шариков А.В. Использование телевидения в учебно-воспитательном процессе. / Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных научно-педагогических программ. Обзорная информация. Вып. 3 (23). -М., 1987.

13. Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. - М., 1992.

14. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Иванова А.И. Структура досуга современного дошкольника: мнение родителей. - М.: Социология.

15. Соколова М.В, Мазурова М.В. Психологический анализ мультфильма. - М.: Академия,2008.

Статья поступила в редакцию 11.08.201 5 г.

Приложение 1. Опросник на включенность ребенка в культуру анимационного кинематографа

Вопрос

В каком мультике один из героев очень долго не мог раскрыть орех? («Ледниковый период»)

К кому попал Кот Гром, когда его хозяева бросили его на улице? (к Волшебнику)

Кто не полюбил Кота Грома в новом доме? (кролик и крыса)

Кто был другом принцессы Анны в мультике «Холодное сердце» (Кристофер)

Зачем принцесса Анна с Кристофером отправились к Эльзе? (снять заклятье)

Продолжи название муль-тика «Как приручить ...» (дракона)

В каком мультике главный герой робот-мусорщик? («Валли»)

В каком мультике у девочки были самые длинные волосы? («Рапунцель»)

В каком мультике была принцесса Фиона? («Шрэк»)

Кто главный герой в мультике «Турбо»? (улитка)

В каком мультике рыбка потерялась и долго искала своих родителей? («В поисках Немо»)

Какого цвета был Мегамозг? (Синий)

В каком мультике было много миньонов? («Гадкий Я»)

Кто такие Майк и Салли? (Герои м/ф «Университет монстров»)

Из какого мультика молния МакКвин? («Тачки»)

Кто родился на Луне и нечаянно свалился на Землю? (Лунтик)

В каком мультике был злодей Гаргамель? («Смурфики»)

В каком мультике дом улетел на шариках? («Вверх»)

Играешь ли ты в героев мультфильма, после того как посмотришь его?

Делаешь ли ты куклы героев мультфильмов?

Обсуждаешь ли ты муль-тики с друзьями?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Думаешь ли ты после просмотра, почему герой в каком-то важном моменте мультфильма поступил именно так?

Появляются ли у тебя идеи, как можно продолжить мультфильм или изменить его?

Рисуешь ли ты героев мультфильмов?

Итого положительных ответов:

Приложение 2. О чем мультфильм?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.