УДК 070
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
О.В. Барсукова
Кафедра «Связи с общественностью», ФГБОУ ВПО «ТГТУ»; оЬапикоуа@таИ. ги
Представлена членом редколлегии профессором В. И. Коноваловым
Ключевые слова и фразы: аудиовизуальный образ; влияние телевидения; детская психология; дошкольный возраст; защита сознания; клиповое мышление; манипулирование сознанием; медиаобразование; мультипликационные фильмы; навыки телепросмотров; нравственное развитие.
Аннотация: Изучена степень влияния современного телевидения на формирование личности ребенка, его психологическое состояние. Уделяется внимание проблеме преобладания на экране сцен насилия, особенно в зарубежных мультипликационных фильмах и их взаимосвязь с различными поведенческими аномалиями. Приводится сравнительный анализ зарубежной и отечественной мультипродукции. Оценивается влияние современных мультипликационных фильмов на развитие речи детей дошкольного возраста. Рассматриваются последствия зависимости ребенка от телевидения, наносящей ущерб его нравственному и физическому здоровью.
В последние десять лет объем телевещания в мире увеличился в сотни раз. Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ постоянно обостряется. Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыков восприятия информации, умение верно понимать значение аудиовизуальных образов и, в итоге, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них. В связи с этим особую значимость приобретает интенсивность дальнейшего развития процесса медиаобразования.
Детство - очень краткий, но очень важный период в развитии личности. Многие ученые (А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, Л.К. Семенова, Д.Н. Крылов и др.) получили большое количество данных, показывающих, что дошкольные годы -время интенсивного физического и духовного развития человека. Дошкольное детство - период накопления в мозгу сенсорных эталонов. Усваивая ненастоящие, нарисованные образы, ребенок теряет возможность построить правильные представления о действительности. К концу дошкольного периода заканчивается правильное формирование «первого абриса детского мировоззрения» [5, с. 75]. В дошкольном возрасте у детей формируется осознание нравственных требований и умение подчинять свои желания этим требованиям. Важным представляется то, что собственных нравственных убеждений у ребенка в этом возрасте еще нет, он руководствуется, в основном, нравственными установками и моралью окружающих его людей.
Нельзя не отметить, что в настоящее время на формирование личности ребенка большое влияние оказывает телевидение. Многочисленные исследования показывают, что под воздействием компьютерных игр, развлекательных игровых программ, телевидения у дошкольников формируется клиповое мышление, в результате которого снижается уровень критического сознания, происходят изменения в восприятии окружающего мира, в системе морально-этических ценностей, а также в способности к анализу и синтезу информации. Психолого-педагогические исследования показывают, что при клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных фактов. Эмоциональная сфера ребенка привыкает к тому, что эти факты, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и ребенку постоянно требуются новые впечатления. Для ребенка необходимо получать впечатления, но не менее необходимо их тщательно перерабатывать. Очевидно, что в таком стремительном процессе ребенок становится менее восприимчивым в эмоциональном плане. Обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что ребенок не может длительное время сосредоточиваться на какой-либо информации и у него снижена способность к ее анализу. Клиповое мышление вырабатывается при длительном потреблении «низкосортной, поверхностной» информации в мозаичном и препарированном виде через компьютерные средства и телевидение [12, с. 35]. Клиповое мышление часто называют мышлением сиюминутного восприятия. Ребенку на осмысление какой-либо ситуации дается 2-3 мин, и ему тут же необходимо все забыть, поскольку начинается новый поток информации. При клиповом мышлении происходит ослабление чувства сопереживания, ответственности; такого вида мышление мешает ребенку быть целостным, искажает ядро его личности.
Первые два года жизни ребенка как доречевую стадию развития охарактеризовал Л.С. Выготский. После двух лет линии мышления и речи начинают развиваться совместно, наблюдается синергия этих процессов. Многочисленные исследования психологов доказывают, что активное использование телевидения и компьютерных игр, развлекательных программ, которое не контролируется взрослыми и не соответствует требованиям стандартов в области обучения и воспитания детей дошкольного возраста, будет способствовать смещению психического развития дошкольника в обратном направлении, то есть в доречевую стадию. Речевое мышление, в свою очередь, будет запаздывать в становлении, поскольку при просмотре телепередач и в компьютерных играх ребенку нет необходимости использовать ни внешнюю, ни внутреннюю речь. На речь и на мышление ребенка влияют и поверхностность восприятия, и снижение ценности отдельных впечатлений.
Мы проанализировали влияние просмотров современных мультфильмов на речь детей. Более 90 % детей дошкольного возраста (6 лет) любят смотреть мультфильмы. Среди любимых мультфильмов дети часто называют такие, как «Лун-тик», «Черепашки Ниндзя», «Чип и Дейл», «Ледниковый период», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Смешарики», «Винкс», «Том и Джерри», «Винни Пух», «Ну, погоди!», «Шрек», «Тачки», «Простоквашино». Следует отметить, что во многих современных мультфильмах присутствует стилистически сниженная лексика, употребляются такие слова, которые не должны использоваться в речи не только детей, но и взрослых людей. Однако дети быстрее всего «схватывают» именно такие слова и употребляют их в речи. Причем, по словам педагога-логопеда одного из дошкольных учреждений г. Тамбова, где мы проводили исследование, те дети, речь которых не достаточно хорошо развита, эти слова говорят практически без погрешностей. Опасность состоит в том, что дети повторяют такие слова в повседневной жизни, считая это нормой, вводят их в постоянную речь, сужая, тем самым, свой кругозор и лексикон. Парадокс состоит еще и в том, что на детей, как выяснилось, негативно влияют не только взрослые передачи, но и передачи, созданные специально для детей. Педагог-логопед данного детского
учреждения отметил, что за последние годы увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. На слух же они воспринимают ее плохо. Ощущаются и проблемы детей в общении друг с другом. Одна из причин, по которой это происходит, кроется, вероятно, в том, что дети подолгу сидят у телевизора и не нуждаются в том, чтобы задействовать механизмы активной речи. Они, в основном, только слушают. Кроме того, то, что ребенок смотрит по телевизору, не побуждает его развивать собственную фантазию, творчество. Поэтому и речь детей становится скудной, порой им трудно выразить свои мысли. Дети, употребляя лексику мультипликационных фильмов, перенимают и поведение героев, не в состоянии критически его осмысливать.
Кроме того, отношения между героями, как правило, проецируются на окружающую жизнь. К сожалению, многие родители сегодня уделяют детям все меньше внимания, полагая, что за них это сделает телевизор. Когда же ребенок занят просмотром, например тех же мультфильмов, он словно отключается от всего происходящего вокруг (что собственно и нужно порой его родителям), не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра сериалов или мультфильмов, в которых, как уже отмечалось, мало пользы и примеров для подражания, ребенок может проявлять агрессивность, либо упрямство, либо его могут преследовать страхи. Во время нашего исследования и бесед с родителями, многие из них отмечали появление у детей таких безотчетных страхов, особенно в вечернее время, причина которых, по их словам, необъяснима. В силу гибкости и недостаточной сформированности психика ребенка отражает все происходящие события, а потом перерабатывает эти события не всегда в положительную сторону. Если в одной из серий очередного мультфильма появляется злобный монстр, пусть даже на одну минутку, психика подсознательно запечатлевает его. А потом, при обработке, выдает это изображение снова. Безграничная фантазия, реакция психики и в итоге - ночной кошмар, особенно у чересчур впечатлительных малышей. Зачастую у ребенка дошкольного возраста причудливо смешивается фантазия и реальность. Некоторые родители говорили, что дети сами хотят смотреть мультфильмы. Но взрослые и должны различать, что благо для детей, а что - нет.
Существует ли разница между западной и отечественной продукцией? Нормы морали и нравственности имеют различия. Старые отечественные мультфильмы более мягкие, добродушные, позитивные, педагогические. «Приключения кота Леопольда», «Кто сказал «Мяу?», «Котенок по имени «Гав», «Домовенок Кузя» -отличный выбор для просмотра! В подобных мультфильмах существуют и отрицательные персонажи, которые, как правило, перевоспитываются. Оказывается отрицательными они стали потому, что их никто не любил, не дружил с ними, не сочувствовал им. Очень важно, что в отечественных мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. В выборе мультфильма необходимо быть осторожнее, чем в выборе книги, так как зрительные образы воздействуют на ребенка, чей внутренний мир и эстетические вкусы только формируются, гораздо сильнее. То есть в этом возрасте и фильмы, и мультфильмы для ребенка не только времяпровождение, но и средство воспитания. По мнению детского психолога И.Я. Медведевой, за различием в отечественной и американской мультипродукции - глубокие расхождения в картине мира [4, с. 88]. Часто мир в этих мультфильмах погряз во зле, которое, как правило, уничтожается физически, что непривычно для нашего образа действия в сказках, где со злом пытались бороться другим способом: перехитрить, например. Их героями часто являются монстры и мутанты с отсутствием мимики, которые обедняют эмоциональный мир ребенка. В них нет души, одни только силуэты дерущихся людей. В американских мультфильмах почти всегда в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, погоня, то есть элементы насилия и агрессивности. Дети чаще всего смотрят низкосортную продукцию о механических монстрах, вампирах, всемогущих роботах, привидениях, отказываясь, порой, от игры.
Доктор медицинских наук Е. Глушкова считает, что чем больше дети смотрят телепередачи, тем больше устают, а чем больше устают, тем больше тянет их к телевизору. Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. В детстве закладывается фундамент, закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использовать ребенок на протяжении жизни [4, с. 90].
Нельзя не коснуться кратко и того, что глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчиков подсознательно формируется идеал женщины. Критерием является не столько внешность, сколько поведение героев мультфильмов. Психологи (В. Абраменков, А. Богатырева и др.) просмотрели множество лент западного кинематографа и пришли к выводу, что образ женщины, наделенный ранее романтикой и загадочностью, окрашивается в них реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются ранее традиционные для женщин качества - целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность. Также отчетливо можно проследить цинизм, порой жестокость у некоторых героев к своей семье, родителям, братьям, сестрам [2, с. 29]. Во многих мультфильмах ими наделяется главный герой, причем положительный персонаж. Незаметно эти качества впитываются детским сознанием, вызывая желание этим героям подражать.
Конечно, нельзя сказать, что все западные мультфильмы плохие, а отечественные - все хорошие. Как среди тех, так и среди других есть положительные и отрицательные моменты, которые оказывают влияние на детей. Например «Золушка», «101 далматинец», «Король Лев», «Бемби», «Балто», другие прекрасные анимационные фильмы киностудии Уолта Диснея несут в себе доброе начало, это классика, которая неизменно вызывает самые теплые чувства!
Сравнивая во время нашего исследования ответы детей на вопросы анкеты, можно отметить, что более старшие дети - младшие школьники, отвечая на вопрос о главных ценностях жизни, отвечали, в основном: семья, любовь, родители, душа, здоровье, один школьник назвал самым главным радость, один ребенок ответил - Бог, один назвал учебу, один - книги, знания, один сказал, что самое главное - футбол, еще один школьник назвал самым главным в жизни мороженое. Дошкольники отвечали следующим образом: чтобы было интересно, любовь, свобода действий (!), Бог, мама, папа, счастье, здоровье, дружба, игра. Один ребенок ответил, что для него главное в жизни - срочно научиться читать, другой -стать похожим на папу. Единичными были такие ответы детей - стать мамой, хочу денег, главное - много мультиков, дом, моя собака, компьютер, хочу много знать, многому научиться, смотреть телек. То есть дети постарше уже более четко могут сформулировать свои основные приоритеты, которые склоняются в сторону семьи, в то время, как дошкольники хотят самым главным назвать многое, вплоть до куклы Барби или персонажа любимого мультфильма. Анкетирование среди дошкольников показало, что большинство смотрят мультипликационные фильмы. Около 90 % детей очень часто любят смотреть мультфильмы, лишь 2 % детей не смотрят и не любят мультфильмы.
Необходимо добавить, анализируя программу телепередач, было установлено, что 79 % мультфильмов, идущих на телевизионных каналах, - это мультфильмы зарубежного производства и всего 20 % - мультфильмы российской киноиндустрии. Как правило, практически все зарубежные мультфильмы, что уже отмечалось, не ориентированы на российскую культуру, не адаптированы к менталитету нашего народа, а зачастую элементарно пошлы. В рамках нашего исследования, в ходе беседы, был проведен опрос воспитанников подготовительной группы детского сада (50 детей), где использовалась методика незаконченных предложений, что позволило выявить эмоциональное состояние детей после просмотра телевизионных передач. Детям было предложено пять незаконченных предложений: «Когда я смотрю “наши” мультфильмы ..., а когда зарубежные ...»; «После просмотра программы новостей я почувствовал...»; «Когда я посмотрел боевик или
фильм ужасов, то ...». В ходе опроса были получены следующие результаты: большинство детей испытывают интерес к мультфильмам как отечественным, так и зарубежным и, как выяснилось, дети с охотой смотрят как те, так и другие мультики. Дети отметили, что «наши» мультики веселые, добрые, смешные, интересные, в них есть смысл, в них добро побеждает зло. Они отмечали, что очень волнуются и переживают за героев именно наших мультиков, в то время, как мультфильмы «про роботов и монстров» смотрят чисто механически, не особенно беспокоясь за судьбу героев. Зарубежные мультфильмы, по мнению детей, красочные, вызывают бодрость, веселье, хорошее настроение, желание посмотреть их еще раз. Им нравятся спецэффекты, сюжеты с драками, «крутыми» словами, ругательствами. Действующие герои этих мультфильмов нарочито грубы и вульгарны, и мы наблюдали подобное поведение у детей. Лишь 5 % опрошенных детей именно по этим мотивам не смотрят данные мультфильмы, предпочитая им программы и мультфильмы, не культивирующие образы насилия и примитивизма.
Было интересно узнать отношение детей к новостным программам, те чувства, которые они переживают после просмотра. Поэтому мы задавали вопросы в виде неоконченных предложений и на эту тему. Опрос показал, что более 80 % опрошенных детей не смотрят новости, так как им это неинтересно, эта передача не для детей. Из тех, кто смотрит программу «Время», больше половины испытывают жалость, тревогу, страх, грусть от увиденного на экране. Приведем лишь некоторые высказывания детей: «Мне становится очень страшно, когда слышу про землетрясения, наводнения, авиакатастрофы», «Я долго не могла уснуть, потому что мне жалко людей, которых взорвали в Домодедово», «Я чувствую, что мне хочется плакать, когда передают о несчастных случаях, террористических актах и пожарах», «После просмотра программы “Время” мне бывает очень страшно, потому что убивают, взрывают людей. Очень жалко людей», «Я представляю, что все это происходит со мной или моими близкими, и мне становится страшно. Я даже плачу от этого и боюсь, когда папа уезжает». В целом отношение дошкольников к фильмам ужасов и боевикам отрицательное. Более половины детей 51,1 % не любят их смотреть, потому что «они страшные, в них показывают убийства людей, возникает опасение за свою жизнь и жизнь близких». У тех, которые все же смотрят эти фильмы, негативная информация не исчезает бесследно, а откладывается в памяти в форме ярких зрительных образов (и дети подолгу не могут заснуть), в форме поведения (растет количество агрессии в отношениях детей). Об этом свидетельствуют их высказывания: «Когда я посмотрел боевик, мне захотелось показать, какой я крутой и подраться с кем-нибудь, поэтому я взял в садик пистолет»; «Мне захотелось напугать бабушку или сестру. Было интересно, как они испугаются и закричат. Я спрятался в темной ванной и ждал, когда кто-нибудь зайдет, чтобы закричать»; «А я хотел напугать кота. Я привязал к нему папин молоток. Он кричал». «Кто кричал - папа, кот или молоток?», - спросила воспитатель. - «Все кричали. А мне было весело». «Мне хочется стать таким же смелым как герой боевика, всех победить». На вопрос, «Кого - всех?» ребенок ответить не смог.
Хочется отметить, что в этом возрасте ребенку вовсе не нужно задумываться о несправедливости и жестокости, о терроризме и катастрофах. Ребенок должен познавать мир, учиться отличать хорошее от плохого, добро от зла, и никакие страхи не должны мешать ему в этом. К сожалению, как оказывается, дети больше смотрят развлекательные, а не развивающие программы. «Жестокие игры», «Давай поженимся», «Большие гонки». Среди сериалов также называются «Воронины», «Папины дочки», «Букины», «Универ», «Интерны». Лишь некоторые дети (единицы) называли программу «Галилео», «Сам себе режиссер», сказка «Мороз-ко» и т.п. Это связано с тем, что родители, как уже отмечалось, не руководят детьми, не формируют их телевизионные вкусы. К сожалению, они практически никогда не обсуждают с детьми просмотренные программы, считают, что диктор
или ведущий и так все хорошо объяснил. К тому же, серьезные программы требуют от ребенка напряжения мысли, сосредоточения, способности думать, а это не всегда нравится детям, поэтому они сами чаще выбирают яркие, интересные и легкие для просмотра программы.
Телевидение способствует приятному совместному времяпрепровождению ребенка с другими членами семьи. Дети говорят, что любят, когда вся семья собирается у телевизора. Можно сразу обменяться мнениями. «Тогда даже страшный фильм - не страшный», - говорят дети. Телевидение информирует детей о различных интересных событиях, природных явлениях, животном мире, других странах. Это самые популярные ответы. Дети говорят также, что можно не выходя из дома получать информацию, чтобы не было скучно. А один ответ дошкольника на вопрос, зачем вообще нужен телевизор, звучит обезоруживающе просто: «Чтобы смотреть». Качественные телевизионные передачи оказывают положительное воздействие на процессы воспитания детей - дают знания о важных духовных ценностях, исторических уроках и т.д. Просмотр передач помогает детям научиться разбираться в различных жанрах искусства. Тем более что в небольших городах телепередачи - единственная возможность увидеть лучшие программы для детей, посмотреть концерт мировых знаменитостей. Просмотр документальных познавательных фильмов, особенно специально для детей, открывает для ребенка мир. Это понимают и педагоги, и родители, а иногда и сами дети. Отвечая на вопрос, зачем нужно телевидение, чем оно полезно, они отвечают: «чтобы узнавать много нового, как живут другие страны». Ребенок может часами увлечено смотреть мультфильмы, потому что в них присутствует все для того, чтобы заменить ему живое общение.
Итак, подводя итог, можно сказать, что мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. С одной стороны, они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение. С другой стороны, необходимо регулировать частоту просмотра дошкольниками различных западных и отечественных мультфильмов. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. Неконтролируемое потребление некачественной и несоответствующей возрасту медиаинформации препятствует формированию речи и артикуляции, не дает детям стимулов, необходимых для формирования двигательных навыков и органов чувств. Это может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а значит, пострадают творческие способности и сама формирующаяся личность. Следовательно, возникает необходимость обучать детей дошкольного возраста грамотному общению с современными средствами медиаинформации, умению выделять важную, ценную информацию, распознавать низкосортный информационный материал, быть грамотным в мире медиа. К сожалению, в нашей стране недостаточно уделяется внимания медиаграмотности дошкольников, тогда как, к примеру, в Британской Колумбии и еще четырех западных провинциях Канады медиаобразование интегрировано в программу детского сада. Там это уже система. Преподаватели учат детей ориентироваться в СМИ, объясняют, что такое качественное СМИ, какие издания предназначены для детей, для взрослых, что такое официальное издание... И они уже сами принимают решение, каким изданиям можно верить [13, с. 108].
Дошкольникам приходится сталкиваться с большим потоком информации и, конечно, детям трудно самостоятельно критически оценить ту или иную информацию. Поэтому обучение медиаграмотности детей дошкольного возраста должно
стать приоритетным направлением в образовательной политике нашего государства. Ведь именно от медиаграмотности современных дошкольников во многом будет зависеть будущее нашей нации. Значимой является позиция Б. С. Гершун-ского, который ставит грамотность на начальную элементарную ступень в системе конечных результатов образования. Его общепедагогическая схема результатов образования имеет следующий вид: «грамотность - образованность - компетентность - культура - менталитет» [8, с. 159]. Данная система, по мнению А.В. Федорова, дает четкую картину видения результатов медиаобразовательной деятельности. Предполагается, что поочередно от возраста к возрасту доминирование какой-либо стороны желаемого результата в итоге даст возможность достигнуть общего целостного результата [11, с. 18].
В каждой семье есть телевизор, и каждый ребенок имеет к нему доступ, порой бесконтрольный. Сформировать культуру увиденного, чтобы это увиденное на телеэкране не нанесло вред нравственности ребенка - вот основная задача. И как раз в этом большую помощь может оказать медиаобразование. Тогда и влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей ребенка будет в большей степени положительным, чем в настоящее время. Безусловно, медиаобразование не решит все педагогические и нравственные проблемы, но хорошо организованная работа по данному направлению будет способствовать достижению важнейшей цели - формированию всесторонне развитой духовнонравственной личности.
Список литературы
1. Адабашьян, А. Телесериал - это зрелище облегченного типа / А. Адабашьян // Искусство кино. - 1996. - № 1. - С. 70-75.
2. Абраменкова, В. Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А. Богатырева // Воспитание школьников. - 2006. - № 6. - С. 28-31.
3. Вартанов, А. Детей жалко / А. Вартанов // Журналист. - 2008. - № 5. -С. 39-40.
4. Глушкова, Е. Телевидение и здоровье детей / Е. Глушкова // Дошк. вос-притание. - 1989. - № 4. - С. 88-91.
5. Гришеева, Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольников / Н.П. Гришеева // Начал. шк. - 2001. - № 8. - С. 75-88.
6. Дебилизация против прорыва [Электронный ресурс] // Лит. газ. - 2006. -№ 41. - Режим доступа : http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg412006/Polosy/-2_3.htm. - Загл. с экрана.
7. Дридзе, Т. А телезрителя забыли / Т. Дридзе, Т. Адамьянц // Журналист. -1998. - № 3. - С. 53-54.
8. Ермаков, Д. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся / Д. Ермаков // Народ. образование. - 2010. - № 6. - С. 158-163.
9. Качкаева, А.Г. У выгребной ямы телевидения может и не быть дна / А.Г. Качкаева // Журналист. - 2008. - № 5. - С. 43-44.
10. Тхагазитов, Р. Всепроникающее око телевидения [Электронный ресурс] / Р. Тхагазитов // Форум о влиянии телевидения на культуру, мораль и быт общества... - Режим доступа : http://www.elbrusoid.org/phorum/index.php?action=-vthread&forum=2&topic=4680. - Загл. с экрана.
11. Федоров, А.В. Классификация показателей развития медиаграмотности аудитории / А.В. Федоров // Образовательные технологии XXI века / Ред. С.И. Гудилина, К.М. Тихомирова, Д.Т. Рудакова. - М., 2006. - С. 18-26.
12. Хомский, Н.П. Язык и мышление : учеб. пособие / Н.П. Хомский. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1972. - 256 с.
13. Челышева, И.В. Медиаобразование в начальной школе / И.В. Челышева // Медиаобразование. - 2005. - № 2. - С. 107-108.
Media Eduсation as the Factor of Child Development in the Conditions of Information Space Transformation
O.V. Barsukova
Department “PublicRelations”, TSTU; [email protected]
Key words and phrases: audio-visual image; cartoons; children's psychology; clip thinking; impact of television; media education; mind control; moral development; preschool age; protection of the mind; television viewing skills.
Abstract: The aim of this research is to study the degree of influence of modern television on the development of children’s personality and their mental health. The prevalence of violence on the screen, especially in foreign cartoon films and their relationship with various behavioral abnormalities is focused. The comparative analysis of foreign and domestic cartoons is provided. The attention to the impact of modern cartoons, speech and language development in preschool children is drawn. The authors examine the effect of the children’s dependence on television, which damages their mental and physical health.
Mediaausbildung als Faktor der Entwicklung der Personlichkeit des Kindes
in den Bedingungen der Transformation des Informationsraumes
Zusammenfassung: Es ist den Einflufigrad des modernen Fernsehens auf die Formierung der Personlichkeit des Kindes und seinen psychologischen Zustand erlernt. Es wird die Aufmerksamkeit dem Problem des Vorherrschens am Bildschirm der Gewalttatszenen besonders in den auslandischen Zeichentrickfilmen geschenkt. Es wird die Vergleichanalyse der auslandischen und vaterlandischen Zeichentrickfilmproduktion angefuhrt. Es wird auch die Aufmerksamkeit der Einflufi der modernen Zeichentrickfilme auf die Entwicklung des Sprechens der vorschulischen Kinder geschenkt. Es werden die Folgen der Abhangigkeit des Kindes vom Fernsehen, die den Schaden seiner moralischen und physischen Gesundheit zufugen, betrachtet.
Mediaeducation comme facteur du developpement de la personnalite de l’enfant dans les conditions de la transformation de l’espace informatique
Resume: Est etudie le degre de l’influence de la television moderne sur la formation de la personnalite de l’enfant, son etat psychologique. Est accordee de l’attention au probleme de la predominance des scenes de violence a l’ecran, en particulier dans les dessins animes etrangers ainsi qu’au lien avec les differentes anomalies de comportement. Est donnee une analyse comparative de la production d’animation russe et etrangere. L’attention est pretee a l’influence des dessins animes contemporains sur le developpement du langage de l’enfant de l’age prescolaire. Sont examinees les consequences de la dependance de l’enfant de la television ce qui nuit a sa sante morale et physique.
Автор: Барсукова Ольга Владимировна - ассистент кафедры «Связи с общественностью», ФГБОУ ВПО «ТГТУ».
Рецензент: Шестерина Алла Михайловна - доктор филологических наук, профессор кафедры «Связи с общественностью», ФГБОУ ВПО «ТГТУ», заведующая кафедрой «Тележурналистика», ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», г. Воронеж.