Научная статья на тему 'Формирование медиаграмотности средствами экранных искусств'

Формирование медиаграмотности средствами экранных искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
954
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИООБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИАТЕКСТ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / АНИМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куценко Е. В.

В статье рассматриваются актуальность и необходимость формирования у школьников аудиовизуальной грамотности через изучение ключевых видов экранных искусств. Преподавание основ аудиовизуальной культуры для младших школьников следует начинать с изучения основ анимации, что способствует получению детьми новых форм познания, развивает и совершенствует мышление, художественно-эстетическое восприятие мира, помогает им в реализации творческого потенциала, освоения новых форм взаимодействия с миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование медиаграмотности средствами экранных искусств»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЭКРАННЫХ ИСКУССТВ

Е.В.Куценко,

вице-президент Ассоциации деятелей кинообразования и медиапедагогики Украины

Аннотация. В статье рассматриваются актуальность и необходимость формирования у школьников аудиовизуальной грамотности через изучение ключевых видов экранных искусств. Преподавание основ аудиовизуальной культуры для младших школьников следует начинать с изучения основ анимации, что способствует получению детьми новых форм познания, развивает и совершенствует мышление, художественно-эстетическое восприятие мира, помогает им в реализации творческого потенциала, освоения новых форм взаимодействия с миром.

Ключевые слова: медиообразование, медиаграмотность, аудиовизуальная культура, медиатекст, телевидение, изобразительные средства, анимация.

Forming media literacy of elementary school pupils through screen arts

Elena Kutsenko, Vice president of Ukrainian Association of film and media educators

Abstract. Article is dedicated to importance and urgency of media education for school children through learning the key screen arts. Teaching of bases of audiovisual culture for elementary school should start with the animation, because it helps children to get new forms of cognition; develop and improve their thinking, artistic and aesthetic perception; realize their creative potential; master new forms of interaction with world around.

Key words: media education, media literacy, audiovisual culture, media text, television, image making facilities, media language, animation.

Вторжение в нашу жизнь недоступного ранее потока аудиовизуальной информации (от массовой кино/теле/видеопродукции до электронных сетей), бурное развитие электронных технологий, появление обучающих программ в технологиях мультимедиа, широкое внедрение интерактивных систем обучения, повлекли за собой трансформацию культуры, смену одних ценностных систем на другие, по-

чти полное изменение сознания и мышления подрастающего поколения. Наши дети с первых минут своей сознательной жизни оказываются в самом эпицентре медиаполя - кино, телевидения, компьютера, рекламы, которые делают ситуацию информационного взрыва все более острой, даже экологически. Напичканные современными электронными приборами дома становятся опасными ловушками для

неокрепших умов, так как многие родители, занятые своими проблемами, переложили на электронных нянь - компьютер и телевизор, воспитание своих детей.

Плачевные результаты этой беспечности очевидны. Немецкий психиатр М.Шпитцер, который занимается исследованием причин нервных патологий у детей и подростков, пришел к выводу: «Те, кто в детстве много времени проводил перед телевизором, плохо обучаются чтению, менее креативны, воспринимают мир поверхностно, не умеют анализировать и мыслят стереотипами». Во всех своих научных докладах, а также в ставшей бестселлером книге «Осторожно -экран!», он не устает повторять, что «Телевидение делает человека толстым, глупым и жестоким». [Цит по: ОайегЬигд, 2007, р.43].

Как же не потеряться в этом мире, как научиться правильно ориентироваться в современных мас-смедиа, как не дать себя «оболванить», научиться отличать подлинное от фальшивого, не позволять собой манипулировать, учиться формировать собственное мнение?

Это задача медиапедагогики. Ключевые средства, которыми она оперирует, - аудиовизуальная массовая коммуникация, вот почему такие экранные искусства как кинематограф, телевидение, видео в наше время обретают особое значение в решении задач медиавос-питания и медиаобразования. Именно на примере экранных искусств мы можем наиболее ярко проследить, как происходит «перевод» в художественно-образную форму всего многообразия форм бытия человеческой культуры. 66

Становится своеобразной нормой знакомство с фольклором , музыкой, живописью, архитектурой через посредничество экрана; документальные теле/видеофильмы о выдающихся личностях, музейных коллекциях, национальных праздниках, памятниках культуры и истории, городах и странах, воспринимаются как источник информации об искусстве, «виртуальные путешествия», реализуемые через меди-атехнологии, предоставляют вроде бы невиданные ранее возможности - перемещаться куда угодно, путешествовать по «виртуальному миру» в регулируемом режиме просмотра. Одновременно сосуществуют самые различные гипотезы и прогнозы по поводу будущего; согласно одним предположениям, эпоха «визуальных образов» завершается, в соответствии с другими -нам предстоит пережить эпоху тотальной визуализации через экран. Кроме того, мы наблюдаем резкое снижение порогов восприятия аудиовизуальной информации. При этом мозаика впечатлений определяет одноплановость уровней восприятия и освоения информации в сознании ребенка. Если же говорить об эстетическом воспитании, о восприятии и освоении художественной информации, то здесь ситуация осложняется тем, что искусства экрана изначально реализуются через каналы массовой коммуникации. Каждый уровень информации существует сам по себе, их пересечения и взаимовлияния случайны и непреднамеренны; у ребенка может и не возникать потребности складывать из этой мозаики единую, целостную картину мира.

Обратим внимание на другое - восприятие информации через экран, начиная с 20-х годов XX века, формировалось через «искусство кино», то есть в нашем восприятии любая экранная информация немыслима вне эстетических, художественно-образных аспектов. К тому же, аудиовизуальные искусства апеллируют сразу к зрению и слуху, то есть говорят «на нескольких языках». Отсюда богатство возможностей художественного освоения ими мира, разнообразие присущих им способов образного отражения реальности.

Система аудиовизуальных средств - кино и телевидения функционирует, в основном, на сочетании художественных и внехудоже-ственных текстов, которые также в значительной степени эстетизиру-ются. Такое сочетание формирует долговременную память человека, его мировоззрение, развивает его эстетически, стимулирует креативность [Нечай, 1990, с.16].

Медиаграмотный ребенок или подросток может активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета. Он понимает язык экранных искусств, и, таким образом, более критически относится к выбору медийной продукции и не позволяет манипулировать своим сознанием.

История современного этапа медиаобразования начинает свой отсчет с 1959 года, когда известный канадский телекритик и медиапе-дагог Маршалл Маклюэн создал программу обучающего курса по основам аудиовизуальной грамотности для старших классов сред-

ней школы. Так началась новая веха в развитии сначала кинообразования, а затем - медиапеда-гогики. Эстафету подхватили многие европейские страны - Австрия, Германия, Великобритания, Франция, Швеция, Австралия и другие. В различных учреждениях Украины в 1960-е - 1970-е годы также активно развивалось кинообразование: разрабатывались программы по основам киноискусства для школ и педагогических институтов, по всей стране открывались кинофакультативы и детские, юношеские кино/фотостудии.

К 1990-м годам педагоги стали убеждаться, что опоры только на кинообразование в эпоху стремительно развивающейся медиатех-ники мало. Поэтому и появилась потребность в изучении различных средств массовой коммуникации -телевидения, Интернета, мультимедийных презентаций; в установлении значения их влияния на детей и подростков; чтобы научить подрастающее поколение критически осмысливать медиатексты, обезопаситься от манипуляции ими через медиа. Так вслед за западными странами в страны СНГ пришло медиаобразование.

Сегодня формированием основ медиаграмотности занимаются несколько украинских медиашкол:

- Ассоциация деятелей кинообразования и медиапедагогики Украины, созданная в 1988 году при Национальном Союзе кинематографистов Украины и объединяющая ученых, кинопедагогов, школьных учителей, работников культуры, руководителей детских и юношеских кино/фото/телестудий всех ре-

гионов страны. Ассоциацию основала и руководила ею до 1998 года Г Поликарпова. Она - автор первых обучающих программ по кинообразованию для учителей в Украине, - смогла добиться открытия второго высшего образования на базе кафедры киноведения Киевского национального института театрального искусства в 1991 году и до 1998 года более ста педагогов из разных регионов Украины получили специализацию «Киновед. Кинопедагог». Ученики и коллеги Г.Поликарповой - О.Мусиенко, И.Зуба-вина, И.Фоменко, И.Сидоркина, Е.Куценко, В.Дурнов, А.Кучма, В.Пог-ребатько и многие другие, активно занимаются внедрение медиаоб-разования в учебно-воспитательный процесс школ и внешкольных учебных заведений;

- Львовская школа «инъекционной модели» медиаобразова-ния, во главе которой стоят Б.По-тятинник и Н.Габор;

- Киевская школа медиадидак-тики, возглавляемая профессором Института высшего образования Национальной Академии педагогических наук Украины А.Онкович;

- Киевская школа медиапси-хологии, созданная на базе Института социальной и политической психологии Национальной Академии педагогических наук Украины, руководитель Л.Найденова (зам. директора института и руководитель лаборатории по медиаобра-зованию, открытой при Институте в 2002 году). Именно ей удалось добиться в 2011 году чтобы Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины объявило начало Всеукраинского экспе-

римента по внедрению медиаоб-разования в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ в восьми областях Украины, в городе Киеве и Автономной Республике Крым. Л.Найденова с коллегами разработали учебную программу «Медиакультура личности» для 10 - 11 классов и подготовили первое учебное пособие к этому курсу;

- Академия украинской прессы (президент В.Иванов, исполнительный директор О.Волошенюк), успешно занимающаяся организацией тренингов и семинаров по основам медиаграмотности для учителей и методистов учреждений последипломного педагогического образования, издающей учебные пособия (за два года были напечатаны 4 учебных пособия для школ и высших учебных заведений: «Медiаосвiта та медiа грамотнють: короткий огляд», «Медiаосвiта (на-вчальна програма)», «Медiаосвiта i медiаграмотнiсть», «Практична медiаосвiта: авторськ уроки»; проведены три медиашколы; ряд двухдневных семинаров в регионах Украины по практическому медиаоб-разованию). На сайте Академии открыта медиабиблиотека, где размещены разнообразные материалы для занятий в школах и высших учебных заведениях по формированию медиаграмотности.

Таким образом, украинское ме-диаобразование стремительно развивается, накоплен обширный и интересный опыт Однако, по сравнению с некоторыми зарубежными странами, где медиаобразование интегрировано в школьные предметы (в Австрии, Германии, Великоб-

ритании, Австралии и Канаде, например, изучение его начинается еще в дошкольном возрасте, а затем входит в программу обучения как отдельная школьная дисциплина), эта работа недостаточна и требует системного подхода. Особенно теперь, когда у детей и подростков появилась возможность практически бесконтрольного доступа к Интернету; телевизионные программы наполнены сценами насилия, жестокости и секса, при полном отсутствии детских и подростковых развивающих и обучающих передач; а подавляющее большинство компьютерных игр содержат элементы деструктивного характера: стимуляцию чувств страха, ужаса, отвращения, латентную рекламу и пропаганду наркотиков, модели физического и сексуального насилия, элементы расовой или иной дискриминации, ненормативную лексику эротические и порнографические стимулы. [Маркова, 2006, с. 4].

Преподавание основ аудиовизуальной культуры может стать базой для выработки у детей и подростков новых форм познания, развития и совершенствования мышления, коррекции эстетического восприятия, реализации творческого потенциала, освоения новых форм взаимодействия с миром, ценностного и профессионального ориентирования.

Реализация системы аудиовизуального образования школьников возможна при использовании деятельностных подходов, базирующихся на игровых и моделирующих процессах исследования, методиках педагогики диалога и сотрудничества.

Для эффективности как эмоционального, так и интеллектуального развития личности и формирования индивидуальности детей и подростков необходима сбалансированная система деятельности. Поэтому оптимальным для данной системы представляется сочетание таких типов деятельности, как эстетическое восприятие (с акцентом на переживание и рефлексию), интерпретация результатов восприятия и художественно-творческая деятельность, а также освоение знаний, стимулирующих остальные виды деятельности. [Усов, 2000, с. 50]

Экранные искусства стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они обладают большой силой эмоционального, нравственного, эстетического воздействия на подрастающее поколение. Для школьников, молодежи они не только средство времяпрепровождения, но и формирования личности. Именно поэтому экранные искусства можно и нужно использовать как эффективное средство воспитания и обучения, особенно в начальной школе.

Исходя из изложенного выше, мы разработали учебный курс по основам аудиовизуальной грамотности для начальной школы «Основы экранной грамотности. Анимационное кино», который уже прошел успешную апробацию в начальных классах общеобразовательных школ Автономной Республики Крым.

При разработке данной программы мы учитывали тот факт, что дети младшего школьного возраста воспринимают мир наивно-реалистически, и в первую очередь это от-

носится к экранным искусствам, обучение их экранной грамотности приобретает определенную важность. И здесь занятия детей видеотворчеством решают сразу несколько задач. Во-первых, медиаобразователь-ную, поскольку происходит знакомство с тем, как создаются и функционируют аудиовизуальные медиатек-сты (в данном случае анимационные фильмы, комиксы). Во-вторых, художественно-эстетическое и творческое развитие детей, и обобщение тех знаний, которые они получают в ходе изучения предметов художественно-эстетического цикла (литература, изобразительное искусство, музыка).

Таким образом, основная цель данного учебного курса гораздо шире, чем просто приобретение определенного уровня знаний. Обучение основам экранной или аудиовизуальной грамотности -это воспитание гармонически развитой личности, формирование его эстетической и духовной культуры, развитие креативного мышления, творческой активности. В ходе занятий по курсу экранной грамотности, дети приучаются дифференцировать реальный и виртуальный (экранный) мир, что важно для формирования медиакомпетент-ного зрителя, которым непросто манипулировать.

Для достижения этих целей мы определили следующие задачи: освоение выразительных средств экрана; рассмотрение экранных искусств в контексте других видов искусств; работа по анализу и обсуждению анимационных фильмов, комиксов; расширение зрительского опыта; совместная творческая деятельность.

В результате изучения курса дети должны знать: виды и жанры анимационных и игровых фильмов, телепередач; выразительные средства экрана; различие между экранным и литературным произведением, картиной; историю анимации и наиболее известных режиссеров-аниматоров. Уметь: работать в коллективе; выполнять несложные творческие работы; активно смотреть и слушать; выражать свои эмоции; анализировать использование выразительных средств кино для создания настроения в анимационном фильме; воспроизводить визуальный образ по его словесному описанию; создавать собственные несложные творческие видеоработы.

Шести/семилетние дети очень любознательны, подвижны, эмоциональны, любят фантазировать. Вот почему работа с учениками первых классов должна строиться, в первую очередь, на основе эмоционального освоения произведений экрана, формирования навыков выражения своего настроения, впечатления от просмотренного фильма. Основные формы работы на занятиях - беседа, творческие задания, игры. Работа должна быть спланирована так, чтобы активизировать развитие речи и мышления, представления и фантазии; помочь младшим школьникам усвоить закономерности функционирования простых и понятных для этого возраста, медиатекстов (рисунок, фотография, анимационный фильм, комикс) в мире медийных коммуникаций. Необходимо обращать внимание на пластическое и цветовое решение фильма; мимику

жесты, пластику героя как способ создания характера персонажа; авторское отношение к нему

Выполнение творческих работ развивает умение работать в коллективе; работа по анализу обсуждению фильмов воспитывает самостоятельность суждений; занятие рисованием, фотографированием, помогает воспринимать композицию кадра; словесный пересказ учит концентрировать внимание. Так стимулируется глубокое проникновение в образно-творческий строй фильма и делает учащихся соучастниками творческого процесса.

Использование различных игровых форм (конкурсы, викторины, игры-драматизации) воспитывает эмоциональную сферу ребенка, развивает интеллект, быстроту реакции.

Обязательной частью занятий являются также просмотры, которые расширяют зрительский опыт и помогают полнее понять изучаемый материал.

В процессе обучения детям даются самые первые представления о возможностях разных видов искусств: чтение сказки - сравнение ее с фильмом - создание авторского визуального образа на основе литературного произведения; прослушивание музыки и определение ее эмоционального настроения; рисование, лепка, аппликация дают представление о композиции, колористике, развивают пространственное мышление, способствуют развитию моторики. Очень важно, уже на этом этапе, начать знакомство детей с основными элементами киноязыка - кадр, план, ракурс, монтаж, звук, цвет, движение и т. д. Эти зна-

ния помогут сделать ребенку шаг к освоению «аудиовизуальной речи», что становится первой ступенькой освоения медиакультуры.

Занятия по изучению искусства кино направлены на формирование у детей умений восприятия экранных произведений, на развитие способности адекватно понимать экранный «текст», сопереживать и эмоционально откликаться на элементы формы и содержания, уметь оценивать эти произведения и аргументировать свою оценку [Баженова, 1992, с. 20].

Программа рассчитана на 35 занятий в учебный год. Продолжительность занятия соответствует возрастным нормам, принятым в начальной школе.

Сегодня медиаобразование выступает как компонент общекультурной подготовки человека в соответствии с социальным заказом современной цивилизации. И чем раньше начать эту работу, тем более ощутимыми окажутся результаты.

Литература

Академия украинской прессы: www.aup.com.ua

Баженова Л. М. В мире экранных искусств: Книга для учителей начальных классов, воспитателей и родителей. М., 1992.

Маркова Н.Е. Информационные технологии и их воздействие // Аналитическая справка для Общественной палаты РФ. http://venec-vl.ru/ соттМееМгкЛЗ

Медiакультура особистостг соцаль-но-пахолопчний пщхщ. Навчально-ме-тодичний поабник / за ред. Л.А.Найдьо-ново'1, О.Т.Баришпольця. К., 2009. 450 с Нечай О.Ф. Ракурсы. М., 1990. 118 с. Усов Ю.Н. Экранные искусства -новый вид мышления // Искусство и образование. 2000. № 3. С.48-69.

Gatterburg, A. Aliens im Kinderzimmer // Der Spiegel. 2007. № 20.

References

Bazhenova, L. (1992). In the world of screen arts. The manual for elementary school teachers, tutors and parents. Moscow.

Gatterburg, A. (2007). Aliens im Kinderzimmer // Der Spiegel. 2007. № 20.

Markova, N. Information technologies and their influence // Analytical information for Social Chamber of Russian Federation. http://venec-vl.ru/committee/drk/13

Media culture of personality: social and psychological approach. Manual under the guidance of L.Naydenova, A.Borishpolets. 2009, 450 p.

Nechai, O. (1990). Angles. 118 p. The Academy of Ukrainian Press: www.aup.com.ua

Usov, Y. (2000). Screen arts as the new form of thinking // Art and Education. 2000. № 3. p.48-69.

№ п/п Тема занятия и содержание Кол-во часов Примечание

1. Вводное занятие. Знакомство с миром экранных искусств. Как мы изучаем мир? Что помогает нам узнавать мир? Какие бывают фильмы и телепередачи? Брейн-штурм: средства массовой коммуникации - их роль в твоей жизни 1 Просмотр фрагментов фильмов-сказок, мультфильмов и детских телепередач

2. Знакомство с миром анимации. Какие виды анимационных фильмов знакомы детям? О чем они? Какие бывают мультфильмы? (веселые, грустные) Кто герои мультфильмов? Задание: подготовь рассказ о своем любимом мультфильме. 2 Домашнее задание: нарисуй героев своего любимого мультфильма и расскажи о них.

3. Урок-конференция «Мои любимые мультфильмы» 2 Видеопроекция

4. История анимационного кино. Как появились первые мультфильмы: кукольные, рисованные. Э. Коль, Э. Рейно, У. Мак-Кей. Творчество У. Диснея. 3 Просмотр и обсуждение фильмов У.Диснея, Э.Коля, У.Мак-Кея

5. Комиксы - истории в картинках. Комикс и фильм, сходство и различие. Структура комикса. Анализируем комикс - как показать движение? 2 Сборники комиксов

6. Рисуем комиксы. 2 Выставка работ

7. Учимся делать мультфильмы. Как рисунок ожил: Пальчиковое кино. Движущиеся картинки. 2 картинки-раскраски, движущиеся картинки

Приложение

Программа по медиаобразованию «Основы экранных искусств. Анимационное кино» (1 - 2 классы)

№ п/п Тема занятия и содержание Кол-во часов Примечание

8. Презентация работ: фестиваль пальчикового кино (и выставка готовых работ, мастерская) 2 болванки-заготовки

9. Читаем сказки - смотрим фильм. Сказка на экране. В чем сходство и различие фильма и литературного произведения. 4 Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»

10. Смотрим фильм - рисуем его героев. 2 «Ежик в тумане», реж. Ю. Норштейн

11. Характеристика героев. Что помогает нам понять их характер? Как они двигаются? Как они говорят? Что их окружает? Какого они цвета? Как изображены добрые и злые герои? 4 «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Капитошка», «Самый большой друг», «Клад»

12. Цвет в фильме. Цветовой круг восприятия. Цветотональный акцент. Выбор цвета для героев. Задание: смотрим фильм - анализируем выбор цвета. 3 «Чиполлино», «Как Петя Пяточ-кин слоников считал», «Тайна третьей планеты»

16. Читаем сказку/рассказ - Рисуем героев. Как могут выглядеть наши герои? 3 Сказка К. Ушин-ского «Пчелки на разведках»

17. Экскурсия в парк: цвет в живой природе. Учимся наблюдать. Задание: нарисуйте, что вы увидели 2 Собираем шишки, веточки, листочки и т.д. для занятий.

18. Работа с природным материалом. Создаем героев. 2

19. Мир в стереотипах - как нас заставляют во что-то верить (кино и жизнь). Нужны ли стереотипы в мультфильмах? Как нас воспитывают через стереотипы? Мультгерои и реальные люди - есть ли разница в понимании их характеристик? Задание: найдите в старых журналах образы «добрых» и «злых» героев. Создайте коллажи на заданную тему 3 «Золотой цыпленок», «38 попугаев», «Храбрый заяц», старые журналы, листы картона

20. Обсуждаем стереотипы. Задание: Посмотрите несколько современных фильмов-сказок, анимацию. Определите добрых и злых героев, заполните таблицу. Обсудите их. 2 «Шрек», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

21. Обсуждаем стереотипы. Творческая игра. Используя «болванку», создай доброго и злого героя. Обсудите проблему стереотипизации в реальной жизни. Приведите примеры из личного опыта. Подведите итог: Что значит «Встречать по одежке»? 2 «История пингвиненка Лоло», раздаточный материал, таблицы.

№ п/п Тема занятия и содержание Кол-во часов Примечание

22. Звук на экране. Как говорят герои мультфильмов? Что мы слышим в фильме? Какие звуки есть в фильме? Задание: просмотр и анализ фильмов. 2 «Записки пирата», «38 попугаев», «Ну, погоди!», «Жил-был пес»

23. Музыка в мультфильмах. Песня - обязательный атрибут мультфильма. Что рассказывают о героях их песенки? Роль музыки в фильме. Задание: просмотр и анализ фильмов. 2 «Пластилиновая ворона», «Все о казаках», «Мама для мамонтенка», «По дороге с облаками», «Песенка мышонка»

24. Настроение в фильме. Фильм веселый - фильм грустный. Какого они цвета? Какая музыка там звучит? 2 «Варежка», «Сказка сказок», «Бременские музыканты», «Дед Мороз и лето»

25. Творческая игра: слушаем музыку, создаем образы. Рисуем персонажей мультфильмов, сказок, картинки, создаем аппликации и коллажи. 2 Музыкальные фрагменты -классика, современная музыка, песни.

26. Творческая игра: слушаем фонограмму незнакомого мультфильма, пытаемся определить, где происходит действие, кто его герои, какой это фильм. 2 «Князь Владимир», «Осторожно, обезьянки!»

27. Командная игра «Музыка в мультфильмах». 1

28. Творческое задание: на один и тот же сюжет создаются веселые и грустные фильмы. (основные жанровые признаки) 2 Сказка «Теремок»

29. Как создаются фильмы. Сценарий. Как пишется сценарий 2

30. Конкурс на лучший сценарий мультфильма.

31. Создаем мультфильм сами. Рисуем героев к своему мультфильму. Подбираем звуковое оформление - музыку, песенки. Съемка и озвучивание фильма. 10

32. Создаем афишу к фильму. Учимся делать афишу к фильму, используя разнообразные техники - рисунок, коллаж, аппликацию. Задание: создание афиш к своим любимым мультфильмам 3

33. Выставка афиш к мультфильмам.

34. Командная игра «Путешествие в страну мультфильмов» 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого: 72

Фильмография

«Алеша Попович и Тугарин-Змей», реж. И. Максимов

«Белоснежка и 7 гномов», реж. У. Дисней «Бременские музыканты», реж. И. Ковальская

«Бэмби», реж. У. Дисней «Варежка», реж. Р.Качанов «Винни-Пух и все-все-все», реж. Ф.Хитрук

«Волк и теленок», реж. М. Каменецкий «Все о казаках», реж. Ю. Дахно «Гора самоцветов», худ. рук. А. Татарский

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч», реж. И. Максимов

«Ежик в тумане», реж. Ю. Норштейн «Жил-был пес», реж. Э. Назаров «Записки Пирата», реж. И. Пшеничная, А. Солин

«Золотой цыпленок», реж. Е.Баринова «Золушка», реж. У. Дисней «История пингвиненка Лоло», реж. К. Ёсида, Г. Сокольский. «Как Петя Пяточкин слоников считал», реж. А. Викен

«Капитошка», реж. Н.Гузеева, Б.Храневич «Князь Владимир», реж. Ю. Кулаков «Конек-горбунок», реж. Б.Бутаков «Крокодил Гена и Чебурашка», реж. Р. Качанов

«Мама для мамонтенка», реж. О. Чуркин «Мария, Мирабелла», реж. Й. Попес-ку-Гопо

«Микки-Маус», реж. У. Дисней «Ну, погоди», реж. В. Котеночкин «Пластилиновая ворона», реж. А. Татарский

«Приключения капитана Врунгеля», Д. Черкасский

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», реж. И. Иванов-Вано; «Сказка о царе Салтане», реж. И.Ива-нов-Вано,

«Сказка сказок», реж. Ю. Норштейн. «Тайна третьей планеты», реж. Р.Качанов «Фильм, фильм, фильм», реж. Ф. Хитрук «Цветик-семицветик», реж. М.Цеха-новский

«Чиполлино», реж. Т. Лисициан «Шрек», реж. Э. Адамсон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.