Научная статья на тему 'Стимуляция изобразительного творчества учащихся в сфере дополнительного художественного образования с помощью анимационных и педагогических технологий'

Стимуляция изобразительного творчества учащихся в сфере дополнительного художественного образования с помощью анимационных и педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / АНИМАЦИОННАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ЖИВОПИСЬ НА СТЕКЛЕ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЕ АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО / CHILDREN'S-YOUTH'S ANIMATION CREATIVE WORK / CURRICULUM / ANIMATION COMPOSITION / PAINTING ON GLASS / ART-THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаблин Михаил Сергеевич

Разработана и внедрена авторская педагогическая технология «Анимационная композиция», для стимуляции изобразительного творчества детей в сфере дополнительного образования, способствующая повышению качества изобразительной деятельности и развитию личности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаблин Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors curriculum «Animation composition» is developed for introduction in the educational process of art educational institutions in sphere of an additional education which promotes increase of skills of the pupils academic graphic creativity, and also development of spatial thinking, the colouring and the form notion.

Текст научной работы на тему «Стимуляция изобразительного творчества учащихся в сфере дополнительного художественного образования с помощью анимационных и педагогических технологий»

удк 371.4 Шаблин Михаил Сергеевич

Кубанский государственный университет [email protected]

СТИМУЛЯЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ АНИМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Разработана и внедрена авторская педагогическая технология «Анимационная композиция», для стимуляции изобразительного творчества детей в сфере дополнительного образования, способствующая повышению качества изобразительной деятельности и развитию личности учащихся.

Ключевые слова: учебная программа, анимационная композиция, живопись на стекле, арт-терапия, детско-юношеское анимационное творчество.

Известны определенные трудности, связанные с преподаванием дисциплин, требующих академического подхода, таких как: рисунок, живопись, композиция. В большинстве случаев (по результатам анкетирования более 100 человек - 12 групп с 1 по 7 класс), 87% учащихся школьного возраста испытывают негативное отношение к натурному рисованию, отдавая предпочтение композиции на свободную тему. Кроме того, в современном мире компьютерных технологий, широкого развития средств массовой информации учащиеся все больше отдаляются от школы, предлагаемые знания все больше становятся для них чуждыми, сухими, скучными. По нашим опросам, 98% учащихся художественного отделения отметили, что использование развлекательных компьютерных программ, является для них неотъемлемым каждодневным занятием. Даже во время занятий ИЗО, многие учащиеся часто прибегают к использованию мобильных средств коммуникации для развлекательных целей. Компьютерные игры, Интернет, кино увлекают их куда больше, чем домашние задания по рисунку или живописи. Любой молодой, а также и более опытный педагог понимает, что сегодня нужно по-другому строить образовательный процесс, искать новые приемы работы, новые, интересные формы обучения, привлекая на свою сторону компьютерные технологии.

Весьма эффективно сделать это может детско-юношеское анимационное творчество - род художественной, игровой и педагогической деятельности, получивший распространение по мере развития кино и анимации. Анимационное творчество в системе дополнительного образования детей (ДОД) встречается очень редко. Оно существует на стыке профессиональной анимации и педагогики, но только совсем недавно появились возможности внедрения в образователь-

ный процесс технологических инноваций (видео, компьютерная графика, сетевая анимация и т. д.). Имеется весьма ограниченная практика применения анимационной педагогики (АП) как терапевтического средства для детей с нарушениями развития и детей инвалидов. АП имеет подробное описание в трудах Ю. Е. Красного, и получила дальнейшее развитие как арт-терапия [4].

В советский период АП, как правило, возникало на базе существующих изостудий, фотокружков и киносекций. Развитие происходило спонтанно, благодаря усилиям энтузиастов: их деятельность поощрялись государственными знаками отличия.

Одна из первых студий, всемирно известная «Флоричика» (FLORICICA), была создана В. И. Барбэ и И. И. Барбэ при Кишиневском дворце пионеров в 1967 году. В 1973-1974 гг., на ее базе проводился одноименный Всесоюзный фестиваль детского кино, включавший в себя анимационное творчество. Работы студийцев участвовали в нескольких международных фестивалях, показывались на Берлинском телевидении [11]. Полученный экспериментальный опыт педа-гогов-первопроходцев в области АП на много лет опередил свое время и был слишком нов для внедрения в педагогических училищах и ВУЗах.

Среди прочих студий такого рода, можно выделить: «Солнышко» (Азов, 1973); «Веснянка» (Днепропетровск, 1973); «Аистята» (Москва, 1989) [10].

Кризис 1990-х годов привёл к закрытию или маргинализации большинства детских анимационных студий, столкнувшихся с трудностью преодоления цифрового барьера. В России действуют на данный момент: «Школа анимационного искусства» (Москва, 1996. Руководитель Е. П. Баринова); «Солнышко» (Азов. Худ. руководитель

А. В. Цыбулин); «Перспектива» (Ярославль, организация международного детского фестиваля «Кино-клик»); «Да» (Санкт-Петербург); «Поиск» (Новосибирск); «Синий Кит» (Москва); «Бесконечные каникулы» (Москва) [11].

На семинаре повышения квалификации, прошедшем в ДШИ .№1 города Краснодара, в январе 2010 года поднимался вопрос об отсутствии интереса учащихся к стандартным учебным программам по изобразительным дисциплинам. Говорилось об отсутствии мотивации, и предлагались различные способы решения этой проблемы. Рисунок с натуры для детей становится не интересен, живописный натюрморт вызывает скуку и усталость. Таким образом, художественная практика, отодвигается для них на второй план, что негативно влияет на развитие их основных навыков изобразительного творчества.

Обобщая проблемы, которые были высказаны на семинаре, а также те, с которыми мы столкнулись за время педагогического эксперимента, можно выделить основные пункты.

1. Отсутствие должного культурно-нравственного воспитания молодежи в сфере современного художественного дополнительного образования.

2. Проявление агрессии молодого поколения в изобразительной деятельности.

3. Отсутствие у подрастающего поколения интереса к натурному рисованию.

Первые пункты во многом обусловлены тяжелой экономической обстановкой в стране, растущей безработицей, конкуренцией, тиражируемым по телевидению насилием и жестокостью - все это отравляет психику современного молодого человека и отражается во всех сферах его деятельности, в том числе и в его творчестве [11].

Чтобы качественно повлиять на решение этих проблем, на основе парадигмы современного образования - личностно ориентированной педагогики, нами была разработана педагогическая технология проведения пропедевтического курса, обучения основам мультипликации. Она рассчитана на 144 часа (2 учебных года) для учащихся от 7 до 17 лет.

В рамках нашей учебной программы разработана и активно применяется уникальная техника «живой живописи». Она совмещает в себе редкую технику «живописи на стекле», деликатно совмещенную с 3D графикой. Наша авторская техника анимации «живая живопись» позволяет достичь небывалого ранее реализма в анимации.

Специфичность темы анимационных технологий (АТ) вызывает особый интерес начинающих художников. Анкетирование показало, что более 90% учащихся художественных школ, а также студентов художественных учебных заведений хотели бы научиться создавать собственные мультфильмы, но не имеют технических средств и необходимых источников информации. Литература на эту тему является большой редкостью, а доступ в специализированные учебные заведения детям или любителям весьма ограничен. Все это убедительно свидетельствует об актуальности исследуемой проблемы.

Целью нашей педагогической технологии является культурно-нравственное воспитание детей в возрасте от 7 до 17 лет с помощью анимационных и педагогических технологий.

Основные задачи, которые мы решаем:

1. Воспитание человека художественно образованного, умеющего ценить и понимать искусство и самостоятельно создавать произведения, несущие красоту и радость.

2. Эффективное развитие художественного вкуса, чувства стиля.

3. Обучение учащихся пространственному мышлению, умению обобщать, стилизовать увиденное.

4. Создание условий для развития анимационного искусства среди учащихся школьного возраста.

5. Обучение основам технологической системы в создании АТ.

6. Воспитание потенциальных специалистов в области АТ.

Задача сделать урок интересным для эффективного усвоения детьми теоретических знаний, выработки необходимых изобразительных навыков и умений в пределах учебной темы, стоит перед всеми преподавателями изобразительного искусства. Без интереса никакие знания не будут прочными. Поэтому, чтобы правильно использовать современные технические и информационные средства, важно понять, что интересует учащихся, как пробудить их заинтересованность и не дать со временем угаснуть, как сделать обучение привлекательным.

Разрабатывая и внедряя нашу программу, мы ищем новые ответы на старые, «вечные» вопросы, на которые в других видах учебной деятельности уже были получены многие ответы. В самых разнообразных трактовках проблемы

в классической педагогике главную ее функцию все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование [2].

Среди классических методов решения этих задач, можно выделить педагогическую систему Г.И. Щукиной. Проблема познавательного интереса - центральное звено в ее системе, которое заключается во взаимосвязи различных видов деятельности в учебном процессе, а также с проблемой становления человека [7]. Как сегодня можно по-новому осмыслить эти идеи? Современные технологии позволяют включить школьника в разнообразные виды деятельности: игровую, исследовательскую, проектную, коммуникативную и др. Это создаёт огромные возможности в формировании положительной мотивации обучения и познавательного интереса. На основе этих технологий можно проектировать различные виды заданий (самостоятельных, творческих, проблемных, исследовательских), отражающих и уровень развития школьника, и его личностные интересы, особенности, и склонности к различным видам деятельности. Это также способствует становлению познавательного интереса как одного из самых бескорыстных и ценных мотивов учения [5].

Создавая педагогические условия стимуляции, важно учитывать три обстоятельства: 1) мотивация - не врожденное, а приобретенное качество; 2) то, чему учат, можно выучить, и 3) преподавание - это наше профессиональное занятие. Исходя из этого, педагог должен не только хорошо знать методы и приемы, которые способствуют росту мотивации учащихся, но и уметь эти методы эффективно применять на практике [7].

В начале нашего педагогического эксперимента, мы ожидали от детей в возрасте 13-17 лет, самых высоких результатов на занятиях анимационной композиции, но факты указывают на инертность учащихся этой возрастной группы по сравнению с младшими классами. Подростковый возраст, это, бесспорно, самое прекрасное, но и самое трудное время жизни. Во всех видах деятельности подростков наблюдается пониженная работоспособность, их эмоциональная возбудимость повышена, что связано с проблемами гормональной и физиологической перестройки организма, бурными психическими процессами,

происходящими в головном мозге. Попытки проявления строгости на занятиях со старшими группами дают лишь кратковременные результаты. Зачастую такие методы приводят лишь к протесту, проявляемому активно или пассивно [10]. Если активный протест, это непослушание, грубость, подчас даже жестокость по отношению к преподавателю, пытающемуся ограничить свободу, то пассивный сложнее: он проявляется отказом от всякой активной деятельности, снижением настроения. Чтобы этого не случилось, каждое занятие анимационной композиции мы сопровождаем интерактивными беседами и вовлечением учащихся в обсуждение темы, в том числе и в игровой форме. Продуктивную функцию выполняет проблемная ситуация, которую создает педагог, а учащиеся ищут выход из нее путем анализа, формулировки проблемы и представления ее в виде одной или нескольких проблемных задач. Затем решают сформулированные задачи и совместно с учителем проверяют решения [8].

Для скорого вовлечения учащихся старших групп в созидательный процесс, мы упрощаем работу над подготовительным этапом к основному процессу создания анимации, оставив эскизы и раскадровки на домашнюю работу. Иначе, сохраняя классический (студийный) технологический процесс, можно в корне уничтожить стремления подростков воплотить свой замысел, столкнувшись с первыми же трудностями.

Каждое занятие имеет смешанный характер, первая часть урока сопровождается лекцией-беседой, иллюстративным показом и просмотром отрывков анимационных работ выдающихся мастеров рисованного мира, с последующим обсуждением. Во второй части урока, учащиеся приступают к практической работе. Программа для младшей группы отличается лишь упрощенными требованиями к сюжету, и технике исполнения.

Создание мультфильма включает в себя много ручной работы, поэтому выполнение заданий по живописи и рисунку обязательны для развития навыков академического подхода к анимационным техникам. Основное необходимое оборудование для занятий мультипликацией - это цифровой фотоаппарат и штатив. Для ускорения процесса создания мультфильма, в старших группах можно включить в учебный процесс изучение компьютерного монтажа, иначе процесс оцифровки и сведения отснятого материала ложится на плечи преподавателя. Для этого необходимо

не более 4-х компьютеров средней производительности на одну группу (8-10 человек). А для более удобного рисования и фотографирования могут понадобиться специальный анимационный стол с нижней подсветкой и сканер.

Использование на наших занятиях редкой техники анимации «Живопись на стекле» повышает заинтересованность детей. Повышенный реализм картинки живописного мультфильма позволяет сравнить ее с ожившим живописным полотном. Существует множество вариантов использования преимуществ этой техники, все зависит только от фантазии маленького художника. Картинка может быть как сверх реалистичной, так и стилизованной, яркой «мультяшной» или же серьезной, сдержанной.

Лекция-беседа занимает 10-15 минут, на ней мы, используя различные пособия, сообщаем необходимые сведения из теории и практики изобразительной деятельности [2; 8] и основы мультипликации [3; 5; 11]. Затем учащиеся приступают к практической работе.

Анимация является совершенно особым видом искусства, способным интегрировать в себе многие виды творческой деятельности, поэтому начинающие мультипликаторы могут применить в мультфильме все свои таланты. Сюда относится литературно-сценарное мастерство, режиссура, живопись, композиция, музыка и многое другое [5].

Первыми практическими заданиями для учащихся каждого полугодия является простое применение основных принципов анимации Уолта Диснея. «Прыгающий колобок» - в первом полугодии, «летящая птица» - во втором, «шагающий человек» - в третьем, «скачущая лошадь» - в четвертом. Выполнение этих заданий занимает не более одного занятия, что позволяет учащимся быстро убедиться в своих анимационных способностях.

На самом первом занятии, по подготовленным нами примерам, каждый учащийся придумывает свой необычный образ колобка и делает простейшее движение - прыжок. После освоения основных принципов и получения наглядных результатов, ученики переходят к основному заданию - созданию короткометражного анимационного фильма.

В нашей технологии каждый учащийся является одновременно сценаристом, режиссером и художником своего фильма. Им предоставляется

полная свобода в выборе сюжета. Мы лишь предлагаем алгоритм, технологию стандартного построения композиции фильма, следуя которой учащиеся выстраивают свой рисованный мир.

Прежде всего, начинающим аниматорам необходимо определиться с целью будущего фильма, определить зрителя, на которого они рассчитывают, и какую идею они хотят до него донести. Сюжет играет основную роль в анимационном фильме. Для того чтобы учащимся было легче определиться с выбором сюжета, им были показаны анимационные фильмы самой различной тематики. Для поиска идей, ребятам предлагается техника «мозгового штурма», которая активно применяется крупными дизайнерскими компаниями для создания выдающихся произведений художественного творчества [3].

Для своего мультфильма некоторые ученики придумывают сюжеты поучительной сказки, другие рисуют спортивные соревнования. Особой популярностью пользуется тема музыкального клипа. Учащиеся в качестве домашнего задания подготавливают сценарий в письменном виде, а на уроке изображают его в виде раскадровки -схематичной последовательности рисунков, служащей вспомогательным средством при создании мультфильмов, клипов и рекламных роликов. Когда раскадровка готова и согласована с преподавателем, выбирается самый насыщенный и интересный с точки зрения композиции кадр будущего мультфильма. Он старательно отрисовывается каждым автором на листе формата А3 с той подробностью, которая необходима в готовом мультфильме.

Для исполнения своего мультфильма дети могут выбрать практически любые художественные материалы: гуашевые или акварельные краски, цветные карандаши, гелиевые ручки, пластилин, а также масляные краски. Предлагаемое разнообразие обусловлено не только мотивацией, но и творческой индивидуальностью ребенка. Каждый материал позволяет по-своему подчеркнуть выразительность и стилистику сюжета.

Когда эскиз согласован с преподавателем и рекомендуемые изменения внесены, ученики определяют, в какой анимационной технике будет выполняться их мультфильм. На наших уроках мы предлагаем использовать основные классические анимационные техники: перекладка -метод плоских марионеток; покадровая анимация - где каждое движение рисуется на новом

листе; живопись на стекле, которая выполняется масляными красками на световом столике с нижней или верхней подсветкой.

Детям младших групп мы рекомендуем выполнять свой фильм в технике перекладки. Работая этим способом уже на втором-третьем занятии можно увидеть результат. Старшие ученики могут попробовать свои силы в технике покадровой анимации. Это достаточно кропотливый процесс, он требует много терпения. Несмотря на это, некоторые достигают успехов и в этой сложной технике. В процессе работы каждый желающий опробовал свои силы в технике масляной живописи на стекле.

Очень сложно держать точный образ героя в памяти на протяжении длительного периода его перерисовки. Поэтому необходимо заранее разработать каждый персонаж, изобразив его: в фас, профиль и в движении. Когда точный образ персонажа определен маленьким художником, он приступает к разрезанию всех подвижных частей. Затем отрисовывается пустой фон, на котором будет подготовлена рабочая сцена для анимации. Каждая фаза движения фотографируется. Затем производится компьютерный монтаж для сведения последовательности фотографий.

На простой мультфильм продолжительностью около 3 минут необходимо более 1000 кадров. Но в технике перекладки это возможно в простых школьных условиях и каждый ученик

справляется с такой задачей. По итогам каждого года обучения нами создается DVD-сборник работ учащихся, которые участвуют в кинофестивалях различного уровня и получают не только призы и грамоты, но и стимул дальнейшего творческого развития.

Библиографический список

1. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. - М., 1979.

2. Денисенко В. И., Савкина Н. С. Изобразительное искусство и художественное творчество : словарь-справочник. - Краснодар, 2003.

3. Дисней Уолт. Тайны рисованного кино. - М., 1995.

4. Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей: книга для учителя. - М. : Просвещение, 1990.

5. Саймон М. Как создать собственный мультфильм. - М., 2006.

6. Хантер Медлин Преподавательское мастерство: как повысить эффективность обучения в начальной и средней школе, в колледжах и университетах / Калифорнийский университет. - Лос-Анджелес, 1999.

7. Формирование познавательных интересов школьников / под ред. Г. И. Щукиной. - Л., 1968.

8. Штаничева Н. С., Денисенко В. И. Живопись. -М., 2009.

9. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1971.

10. Википедия - свободная Интернет-энциклопедия. - иИЬ: http://www.wikipedia.org.

11. Сайт об анимации в России и не только. - иИЬ: http://www.animator.ru.

УДК 373.3.036.5 : 811.161.1'271

Разумова Марина Николаевна

Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева, г. Чебоксары [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье рассматривается проблема развития культуры речевого общения младших школьников. Определены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного развития культуры речевого общения младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности.

Ключевые слова: культура речевого общения, младшие школьники, педагогические условия, музыкально-театральная деятельность.

В настоящее время наблюдается снижение ния как средства межнационального общения,

общекультурного уровня владения русским язы- искажение литературных норм и культуры речи

ком, особенно среди представителей молодого в средствах массовой информации. Сказанное

поколения, сужение сферы его функционирова- определяет актуальность проблемы воссоздания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.