Научная статья на тему 'Анимационная деятельность в коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими нарушения интеллектуального развития'

Анимационная деятельность в коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими нарушения интеллектуального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / АРТ-ПЕДАГОГИКА / АРТ-ТЕРАПИЯ / АНИМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТЬ / КОРРЕКЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / CHILDREN WITH INTELLECTUAL DEVELOPMENT INFRINGEMENT / ART PEDAGOGICS / ART THERAPY / ANIMATION ACTIVITY / CORRECTION / DEVELOPMENT / TRAINING / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новоторцева Надежда Вячеславовна

В статье раскрываются возможности применения анимационной деятельности в коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими нарушения интеллектуального развития. Представлена авторская программа, прошедшая апробацию с 2006 по 2010 г., а также результаты обучения по программе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новоторцева Надежда Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Animation Activity in Correction-Developing Work with the Pupils with Intellectual Development Infringements

In the article possibilities of application of animation activity in correction-developing work with the pupils with intellectual de­velopment infringements are revealed. The author's programme which has passed approbation from 2006 up to 2010, and also results of training under the programme are presented.

Текст научной работы на тему «Анимационная деятельность в коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими нарушения интеллектуального развития»

Анимационная деятельность в коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими нарушения интеллектуального развития

Н. В. Новоторцева

В статье раскрываются возможности применения анимационной деятельности в коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими нарушения интеллектуального развития. Представлена авторская программа, прошедшая апробацию с 2006 по 2010 г., а также результаты обучения по программе.

Ключевые слова: дети с нарушением интеллектуального развития, арт-педагогика, арт-терапия, анимационная деятельность, коррекция, развитие, обучение, воспитание.

Animation Activity in Correction-Developing Work with the Pupils with Intellectual Development Infringements

N. V. Novotortseva

In the article possibilities of application of animation activity in correction-developing work with the pupils with intellectual development infringements are revealed. The author's programme which has passed approbation from 2006 up to 2010, and also results of training under the programme are presented.

Key words: children with intellectual development infringement, Art Pedagogics, Art Therapy, animation activity, correction, development, training, education.

Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития вследствие органического поражения головного мозга требует большого педагогического мастерства, особых методов, искусных технологий. На современном этапе развития образовательных систем наряду с традиционными методами активно используется широкий спектр нетрадиционных методов воспитания и развития детей, в частности, распространение получили разнообразные арт-педагогиче-ские и арт-терапевтические средства.

Арт-педагогика по отношению к специальному образованию - это синтез двух областей научного знания, искусства и педагогики, обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно направленного процесса художественного развития детей с ограниченными возможностями и формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую) [1, с. 24]. В лечебной и психокоррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии, применяются арт-терапевтические технологии, позволяющие осуществлять коррекцию отклонений с помощью стимулирования креативных проявлений ребенка с проблемами. В специальной методической литературе в качестве арт-педагогических средств традиционно рассматриваются такие виды деятельности, как музыкальная, изобразительная, декоративно-прикладная, театрализованная. Анимационная мультипликационная деятельность как арт-

педагогическое направление очень популярна и результативна в работе с детьми, все шире применяется в системе дополнительного образования, но, к сожалению, ценный опыт, в частности региональный, не имеет научного анализа и обобщения.

Сфера применения этих лечебно-педагогических технологий достаточно широка, может включать группы от дошкольного до зрелого возраста. Мультитерапия с детьми и анимационная деятельность могут использоваться в работе с различными целями в зависимости от категории обучающихся:

— старшие дошкольники с нормальным психофизическим развитием;

— школьники с нормой развития с целью освоения анимационных технологий, совершенствования творческих способностей;

— дети и взрослые, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, перенесшие тяжелые заболевания, с целью их социально-педагогической реабилитации;

— школьники с задержкой, нарушением интеллектуального развития и другими психофизическими отклонениями с целью коррекции и компенсации дефектов интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности ребенка.

Научное основание по данному направлению составляют исследования ИКП РАО в области научно-методического обеспечения образовательной интеграции детей с психофизическими нарушениями и отклонениями в массовое образование (Л. Б. Баряева, Н. М. Назарова, Н. Н. Малофеев, Т. В. Пелымская, Е. А. Стребе-

лева, С. Л. Хорош, Н. Д. Шматко, С. Г. Шевченко, Л. М. Шипицина и др.); исследования познавательной сферы и речи детей с задержкой и нарушением психического развития (Т. А. Власова, В. В. Воронкова, А. К. Аксенова, С. Д. Забрам-ная, Е. А. Екжанова, В. И. Лубовский, Е. А. Стре-белева, В. Г. Петрова, У. В. Ульенкова и др.). Мы опирались также на собственный опыт работы со школьниками с нарушением интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы 8-го вида.

Идея использования анимационной деятельности в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, принадлежит Эрлингу Эрикс-сону - аниматору и телепродюсеру на канале учебных программ радио и телевещания Швеции. В течение 20 лет он учит детей делать анимационные фильмы и является автором педагогической модели для создания самодеятельного кино в школе, которая сегодня распространилась по всему миру.

Возможность совместного с Э. Эриксоном обсуждения перспектив использования новой технологии в работе с умственно отсталыми школьниками, участие в мастер-классах, изучение книги Эрлинга позволили составить программу внеклассной работы, которая была апробирована в образовательном процессе МОУ СКШИ VIII вида № 82 г. Ярославля.

Программа включает описание целей и задач, структуры и содержания, принципов и методов взаимодействия педагогов со школьниками, имеющими нарушения интеллектуального развития, в процессе творческой по характеру анимационной деятельности. Она предназначена для педагогов системы специального образования, а также общеобразовательных школ, реализующих программы СКОШ 8-го вида.

Цель - реабилитация и социализация учащихся с нарушением интеллектуального развития средствами анимации, мультипликации в условиях специальной (коррекционной) и общеобразовательной школы.

Основные задачи программы:

— раскрыть потенциальные возможности анимации как синтетического вида деятельности в коррекционно-развивающей работе со школьниками;

— дать научно-методическое обоснование применения анимационной технологии в педпроцес-се образовательного учреждения с целью коррекции недостатков развития, формирования знаний и умений средствами коллективного творчества;

— разработать педагогическую стратегию применения анимационной технологии в обучении, воспитании и развитии;

— создать анимационные фильмы;

— способствовать развитию у школьников организационно-трудовых, учебно-познавательных, коммуникативных и общекультурных компетенций средствами анимационной деятельности.

В процессе занятий по программе учитывается возраст детей, отклонения в их психофизическом развитии, индивидуальные особенности личности, склонности к изобразительной и трудовой деятельности, коммуникативные возможности и способности. В ходе взаимодействия педагогов с учащимися рекомендуем взять на вооружение следующие принципы воспитания и обучения:

— принцип гуманистического и социально-личностного развития;

— воспитывающий характер обучения;

— сочетание коллективной формы работы с индивидуализацией обучения;

— принцип дифференцированного и индивидуального подхода в организации коллективного творчества;

— дозированность нагрузки и учет психофизического состояния детей;

— визуализация и наглядность в обучении;

— сознательность и активность деятельности;

— коррекционная направленность деятельности;

— практическая направленность программного материала;

— коммуникативно-деятельностный подход, компетентностный подход;

— принцип педагогического оптимизма.

Ожидаемый результат: положительная динамика в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, компенсация проблем воспитания в процессе работы с различными материалами, с формой, цветом, звуком; формирование компетенций личностного самосовершенствования, уверенности в себе за счет признания ценности продукта (фильма), созданного детьми.

Анимационная развивающая среда обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих удовлетворению ведущих потребностей возраста, саморазвитию и развитию творческих способностей детей, эмоционально-психологическому их благополучию, коррекции дефектов речи, психических процессов, совершенствованию механизмов адаптации к условиям социума, компенсаторных возможностей.

Кино, являясь синтетическим видом искусства, включающим изображение, движение, звук, музыку, речь, способствует развитию у детей эмоциональности, сопереживания, творческого воображения, коммуникации, основ нравственности, эстетических чувств. Анимационная деятельность является также эффективным средством развития эмпатии - необходимого условия совместной деятельности детей и взрослых. Развитие эмоционально-чувственного внутреннего мира - важное качество мультипликатора.

В соответствии с целями, с учетом прогнозирования результатов применения новой технологии в работе с умственно отсталыми школьниками была составлена программа киностудии «Оживляй-ка» и учебно-тематический план, включающий 5 модулей:

I модуль - пропедевтический, подготовительный.

II модуль - основной, обучающий.

III модуль - коммуникативный, работа над текстом сценария.

IV модуль - технологический, освоение техник анимационного кино.

V модуль - контрольно-оценочный, демонстрация фильма.

Важным моментом является создание материально-технических условий для проведения занятий, коррекционно-развивающей среды, благоприятной психологической атмосферы, ситуации успеха, обеспечение педагогической помощи и поддержки, активности во взаимодействии учащихся и педагогов.

Опыт показывает, что целесообразно проведение работы в группах по 4-6 человек, что делает возможным учет психофизических особенностей школьников, обеспечение индивидуального подхода.

Занятия рекомендуется проводить во внеучеб-ное время 2-3 раза в неделю по два часа. Одно занятие может длиться один час. Между занятиями в процессе творческой деятельности проводятся динамические паузы, физкультминутки, упражнения на релаксацию, пластические этюды. На занятиях используются различные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, художественно-речевая деятельность, игра и др.

При отборе и композиции методов обучения учитываются не только отдаленные цели, но и ближайшие, конкретные цели определенного занятия, например, активизация словаря по сюжету фильма, отработка воспроизведения интонационных структур, освоение техники «перекладки»

фигур на рабочем поле, изготовление деталей фигур и др.

Основными формами кружковой работы являются индивидуально-групповые, дифференцированно-групповые занятия. Дети объединяются в творческие группы в зависимости от поставленных задач, с учетом их желания, а также по указанию педагога.

Во взаимодействии педагога с учащимися на занятии могут быть выделены несколько структурных элементов:

1. Организационный.

2. Мотивационный, постановка цели.

3. Познавательный, объяснение нового материала.

4. Практическая работа.

5. Обсуждение результатов: рефлексивный.

6. Контроль и оценка коллективной деятельности.

Для успешной работы над созданием анимационного фильма нужна видеокамера или компьютер, имеющий необходимую для этого программу. Здесь очень важно, чтобы можно было делать снимок за снимком. В условиях школы лучше использовать видеокамеру. При помощи цифровой видеокамеры, имеющей режим покадровой съемки, можно сделать полноценный анимационный фильм высокого технического качества со звуком. Кроме самой камеры, необходим штатив, хорошее освещение и анимационный «ящик» - стол. В верхней части ящика - маленькая цифровая видеокамера, подключенная к школьному телевизору. Есть возможность одновременно заниматься анимацией и видеть результат на телеэкране. Примечательно, что анимационный «ящик» придумал и сконструировал шведский учитель рисования Леннарт Рунов. Этот просторный «ящик» (стол и сцена, на которой разворачивается увлекательное действие) имеет особую притягательную силу.

Первый этап создания фильма - разработка сценария - предполагает коллективную творческую работу учеников и педагогов. После этого выполняется раскадровка, которой в дальнейшем пользуются в течение всего процесса работы над фильмом.

В процессе раскадровки дети начинают рисовать мультфильм поэтапно. Продумывают, сколько и каких фонов для мультфильма нужно нарисовать, их порядок; сколько персонажей будет задействовано; как их расположить. Составляют первоначальный текст для героев мультфильма.

Анимационная деятельность в коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими нарушения интеллектуального развития

В процессе создания персонажей распределяются роли между детьми. Каждый ребенок старается придумать характер, манеру поведения, разговора, привычки своего персонажа, непроизвольно примеряя это на себя и давая оценку действиям персонажа.

Процесс анимации продолжается в течение всего фильма посредством передвижения деталей. Есть основные моменты, которые необходимо знать, работая с движением в анимационном фильме: приемы усиления эффекта движения, изображение скорости движения.

На этапе съемки у детей развивается одно из важнейших качеств - терпение. Съемки мультфильма - очень кропотливая работа. Чтобы персонаж сделал один шаг, требуется подготовить несколько кадров, перекладывая детали фигурки. Дети видят, что результат приходит не сразу, а достигается кропотливым совместным трудом.

Когда мультфильм снят, дети приступают к озвучиванию своих персонажей. Они стараются соответствовать персонажу на экране, меняя тональность, интонацию, эмоциональную окраску голоса. У них развиваются имитационные, артистические способности, постепенно они овладевают художественно-речевой деятельностью.

Демонстрация фильма - это заключительный и очень важный этап. Первый просмотр своего собственного мультика - всегда необычайно захватывающий момент для детей. Но особенно интересно понаблюдать за реакцией зрителей. Во время просмотра ребята видят результат своего труда, чувствуют гордость за проделанную работу, ощущают себя членами большой команды, успешно завершившей большое общее дело.

Педагогический эксперимент с целью коррекции недостатков развития у учащихся специальной (коррекционной) школы 8-го вида № 82 средствами анимационной деятельности начался в 2006 г. За этот период снято более 20 оригинальных фильмов на различные темы. Создана серия фильмов нравственного содержания: «Верные друзья», «Наше место»; серия учебных фильмов: «Профессии», «Берегись автомобиля»; фильмы, отражающие разнообразие школьной жизни, проблемы юношеского возраста и отношение школьников к ним: «Весенние фантазии», «Серая шейка». Самым интересным и сложным был фильм, посвященный 1000-летию родного города Ярославля. Результатом описанной работы является не количество и даже не качество продукции детского творчества, а значительные позитивные изменения в личности учащихся. Педагогический эксперимент продолжается, в следую-

щих публикациях будут представлены и проанализированы его результаты.

А. Н. Леонтьев отмечал, что общение с искусством позволяет ребенку реализовывать и развивать аспекты личности, которые не актуализируются в обычном общении. Творческие виды деятельности, особенно театрализованная, анимационная, являются неисчерпаемыми источниками развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщают детей к духовным ценностям, способствуют преодолению негрубых отклонений в интеллектуальной, коммуникативной сферах, поведении.

Библиографический список

1. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании [Текст] : учеб. пособие для студентов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Коми-сарова, Т. А. Добровольская. - М. : Академия, 2001. -248 с.

2. Кирсанова, Е. Коррекционно-разви-вающий потенциал уроков художественного труда в начальной школе [Текст] / Е. Кирсанова // Коррекци-онно-развивающее образование. - 2009. - № 2. - С. 25-32.

3. Кожохина, С. Н. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятель-ности. Часть 1 [Текст] / С. Н. Кожохина. - Ярославль : ГУ ЦДЮ, 2001. - 120 с.

4. Кожохина, С. Н. Путешествие в мир искусства : программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятель-ности. Часть 2 [Текст] / С. Н. Кожохина. - Ярославль : ГУ ЦДЮ, 2001. - 116 с.

5. Эрлинг Эриксон. Оживляй-ка поживей! [Текст] / Шведский канал Учебного Вещания АБ. - Кристианстад, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.