Научная статья на тему 'Об итогах эксперимента по применению авторской педагогической технологии обучения основам анимационной композиции'

Об итогах эксперимента по применению авторской педагогической технологии обучения основам анимационной композиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / АНИМАЦИОННАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ЖИВОПИСЬ НА СТЕКЛЕ / АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО / РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВИДОВ ИСКУССТВ / CURRICULUM / ANIMATION COMPOSITION / PAINTING ON GLASS / ANIMATION ART / RESULTS OF EXPERIMENT / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / INTERACTION OF ART TYPES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаблин Михаил Сергеевич

Разработана и внедрена авторская педагогическая технология «Основы анимационной композиции» для стимуляции изобразительного творчества студентов педагогических специальностей, способствующая повышению эффективности обучения и активизации творческой деятельности учащихся в сфере дополнительного художественного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаблин Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT RESULTS OF EXPERIMENT ON APPLICATION OF AUTHOR'S PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF TRAINING THE BASICS OF ANIMATED COMPOSITION

The author's pedagogical technology "The basics of animated composition" for the stimulation of artistic creativity of students of pedagogical professions, improving the efficiency of studying and activation the creative activity of students in sphere of additional art education of children is developed and implemented.

Текст научной работы на тему «Об итогах эксперимента по применению авторской педагогической технологии обучения основам анимационной композиции»

УДК 74:75:371 3

Шаблин Михаил Сергеевич

аспирант кафедры живописи Кубанского государственного университета, преподаватель Детской школы искусств №1 г. Краснодара shablin@mult-prosvet.ru

ОБ ИТОГАХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ АВТОРСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ АНИМАЦИОННОЙ КОМПОЗИЦИИ

Shablin Mikhail Sergeevich

post-graduate student of the chair of painting, Kuban State University, lecturer of Arts School No. 1, Krasnodar shablin@mult-prosvet.ru

ABOUT RESULTS OF EXPERIMENT ON APPLICATION OF AUTHOR'S PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF TRAINING THE BASICS OF ANIMATED COMPOSITION

Аннотация:

Разработана и внедрена авторская педагогическая технология «Основы анимационной композиции» для стимуляции изобразительного творчества студентов педагогических специальностей, способствующая повышению эффективности обучения и активизации творческой деятельности учащихся в сфере дополнительного художественного образования детей.

Ключевые слова:

учебная программа, анимационная композиция, живопись на стекле, анимационное творчество, результаты эксперимента, педагогическая технология, дополнительное образование детей, взаимодействие видов искусств.

The summary:

The author's pedagogical technology “The basics of animated composition” for the stimulation of artistic creativity of students of pedagogical professions, improving the efficiency of studying and activation the creative activity of students in sphere of additional art education of children is developed and implemented.

Keywords:

curriculum, animation composition, painting on glass, animation art, results of experiment, pedagogical technology, additional education of children, interaction of art types.

Проблему нашего исследования обусловило противоречие между все возрастающим интересом студентов и учащихся системы дополнительного образования детей (ДОД) к изучению основ технологии и практики анимации и отсутствием эффективных педагогических методик.

Создание методической базы для развития и подготовки педагогов, способных с помощью медиаобразовательных технологий эффективно донести до студентов и школьников основы изобразительного искусства и анимации стало одной из наших основных задач.

Мы предположили, что повышение качества специально-профессиональной подготовки студентов бакалавров к работе в сфере дополнительного художественного образования напрямую зависит от специально разработанной педагогической технологии по анимационной подготовке.

Объектом исследования стал процесс специально-профессиональной подготовки студентов педвузов к работе в системе ДОД, а предметом исследования искомая педагогическая технология целенаправленного развития творческих способностей студентов в процессе обучения основам анимационной композиции и применения ее на занятиях с детьми в учреждении дополнительного образования.

В течение трех лет мы последовательно решали нижеследующие задачи.

1. Определение психолого-педагогических основ развития творческих и педагогических способностей студентов в процессе обучения учащихся системы ДОД основам анимации.

2. Разработка педагогической технологии организации занятий по основам анимационной композиции в условиях высшего педагогического образования.

3. Обоснование зависимости повышения качества обучения изобразительному искусству студентов педагогических специальностей в процессе создания анимационной композиции.

4. Экспериментальная проверка разработанных методов в учреждении высшего профессионально-педагогического образования в процессе экспериментального обучения студентов основам мультимедийных технологий.

5. Апробация разработанных методов в учреждениях ДОД на педпрактике и в процессе экспериментального обучения школьников основам мультипликации.

Исследовательская работа показала, что развитие творческих способностей студентов средствами мультимедийных технологий в процессе создания анимационной композиции зави- 176 -

сит от того, как будет организован художественно-педагогический процесс, через какое содержание и формы он будет влиять на формирование творческой личности. Методологической основой развития творческих способностей студентов является системный, личностноориентированный подход к обучению, воспитанию и развитию, который включает ниже следующие компоненты [1, т. 1, с. 34].

1. Система учебно-воспитательных задач предусматривает включение всех элементов содержания образования (знания, способы деятельности, творческий опыт) и осуществление комплексного планирования задач образования, воспитания и развития студентов с учетом специфики акта художественного творчества.

2. Методика обучения предполагает взаимодействия различных видов искусства, объединенных общей целью и результатом - созданием анимационной композиции [2, т. 1, с. 3].

3. Педагогическая технология строится на комплексном развитии творческой активности обучаемого через использование всех видов деятельности (учебной, художественной, технической, игровой, трудовой), когда коллективная, фронтальная ее форма постепенно становится индивидуальной [3, т. 1, с. 35].

4. Педагогические условия реализации учебно-творческих заданий предусматривают обеспечение дифференцированного подхода к обучаемым [4, т. 1, с. 67].

5. Содержание разработанных заданий, упражнений и практических работ, раскрывающих изобразительно-выразительные возможности искусства мультипликации и направленных на использование студентами различных материалов и технических приемов художественной выразительности, предполагает обязательное «оживление» работ, то есть съемку на фотокамеру, просмотр и обсуждение результатов.

6. Теоретическая подача материала предусматривает обязательную демонстрацию видеоряда (иллюстрации, репродукции, слайд - фильмы, мультипликационные фильмы), учебнодидактические игры, а практическая деятельность, помимо изобразительной, обязательно включает работу с аппаратурой (фото-видеокамера, проектор и т.д.).

7. Передача творческого опыта педагога ученику постоянно сопровождает практическую деятельность студентов на занятиях, это показ приемов работы разными инструментами, материалами, объяснение способов решение композиции, колорита, движения, умение анализировать свои работы, обращение к творческим работам самого педагога [5, т. 1, с. 114].

Из всего вышеизложенного следует, что комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития охватывает духовный мир начинающего аниматора, практическую активность, формируя эмоциональные и интеллектуальные стороны психики обучаемого [6, т. 1, с. 57]. Следовательно, комплексный подход в планировании целей обучения является необходимым условием для развития художественно-творческих способностей на занятиях по созданию анимационной композиции.

Эксперимент по апробации разработанной нами педагогической технологии проходил в течение трех лет (2008-2011 гг.), в котором приняло участие более 70 человек студентов КубГУ и более 100 человек учащихся разных классов ДШИ №1 города Краснодара и группы курсов мультипликации «МультМузей», проходящие в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко. Занятия проводились два раза в неделю по 2 часа в первый год эксперимента и два раза в неделю по 3 часа во второй и третий годы эксперимента.

Формирующий эксперимент проходил в три этапа.

Первый этап (2008-2009 гг.) был направлен на отработку практических навыков изобразительной деятельности, формирование моторики и необходимых приемов для создания мультимедийного продукта. Учитывая индивидуальные особенности обучаемых, были определены следующие задачи: углубление и развитие базовых знаний, умений и навыков в разных видах изобразительной деятельности; развитие всех внутренних психических процессов (мышление, воображение, память); развитие творческих способностей и сенсомоторных навыков; развитие индивидуальности. Для решения этих задач применялась система заданий и упражнений в различных видах творческой деятельности, в том числе зарубежных педагогов-исследователей [7, т. 1, с. 13].

На втором этапе (2009-2010) тренировались навыки служебного технологического характера, умение работать с материалами, вырабатывался творческий стиль деятельности. Реализовывалась педагогическая практика работы с учащимися художественных школ и курсов, у которых уже сформировался интерес к данному виду деятельности.

На третьем этапе (2010-2011) развивались творческие способности как целостное образование, формировались профессиональные компетенции, то есть способности реализации знаний и умений для эффективной деятельности в индивидуальной работе над анимационной композицией, так и в самостоятельных творческих работах в разных освоенных техниках.

По завершению эксперимента были проведены тесты на определение уровня сформи-рованности воображения и образного мышления студентов с помощью заданий «Составление изображений объектов», «Мозговой штурм», «140 символов», «Испорченный ксерокс» [8, т. 1, с. 70]. Данные были сведены в таблицы по нижеследующему принципу (таблица 1).

Таблица 1 - Уровень сформированности воображения и образного мышления студентов

Уровень развития образного мышления Контрольная группа Эксперимент. группа

Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся %

Высокий б 4,6 9 16,4

Средний 49 38,3 42 76,4

Выше среднего 32 23,1 27 24,8

Низкий 75 58,6 4 7,2

Сравнительный анализ результатов работ показал, что студенты, обучающиеся по экспериментальной программе, владеют достаточно высоким уровнем сформированности творческих способностей.

Формирующий этап эксперимента позволил раскрыть методические приемы развития творческой активности студентов в процессе работы над созданием анимационной композиции, выявить наиболее эффективные содержащие их методы и задания для развития практических знаний, умений и навыков с целью активизации интереса и творческого отношения молодых педагогов к изобразительной деятельности.

Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, не только подтвердили выдвинутую гипотезу, но и позволили сделать основные нижеследующие выводы.

1. Подтвердилось предположение о зависимости повышения качества специальнопрофессиональной подготовки студентов бакалавров от специально разработанной педагогической технологии по анимационной подготовке.

2. Разработана, проверена и экспериментально скорректирована программа обучения студентов на основе интеграции искусств.

3. Апробированы разные формы организации занятий в ДОД и осуществлен выбор наиболее оптимальных методов и приемов обучения, учитывающих различные этапы творческого процесса - от возникновения замысла до его реализации в раскадровках, эскизах, готовом продукте.

Исследованием доказана эффективность предложенной модели активизации художественно-творческого потенциала студентов в процессе деятельности по созданию анимационной композиции, а также раскрыты основы развития творческих способностей студентов в процессе создания анимационных фильмов.

Результаты исследования и предлагаемая педагогическая технология могут быть использованы для организации занятий будущими бакалаврами, педагогами высшего профессионально-педагогического образования и учителями школ ДОД.

Ссылки:

1. Баженова Л.М. Формирование основ экранной грамотности как средство художественного воспитания // Начальная школа. 1991. № 8.

2. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей: книга для учителя. М., 1990.

3. Баженова Л.М. Указ. соч.

4. Формирование познавательных интересов школьников / под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1981.

6. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

7. Волков A.A. Мультипликационный фильм. М., 1974.

8. Саймон Марк. Как создать собственный мультфильм. М., 2006.

References (transliterated):

1. Bazhenova L.M. Formirovanie osnov ekrannoy gramotnosti kak sredstvo hudozhestvennogo vospi-taniya // Nachal'naya shkola. 1991. No. 8.

2. Krasniy Y.E. Mul'tfil'm rukami detey: kniga dlya uchitelya. M., 1990.

3. Bazhenova L.M. Op. cit.

4. Formirovanie poznavatel'nyh interesov shkol'nikov / pod red. Shchukinoy G.I. L., 1968.

5. Vygotskiy L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. M., 1981.

6. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologiya / ed. by A.V. Petrovskiy. M., 1979.

7. Volkov A.A. Mul'tiplikatsionniy fil'm. M., 1974.

8. Saymon Mark. Kak sozdat' sobstvenniy mul'tfil'm. M., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.