Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала студентов педагогических вузов (колледжей) средствами анимации'

Развитие творческого потенциала студентов педагогических вузов (колледжей) средствами анимации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
835
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ищук В. В., Нагибина М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала студентов педагогических вузов (колледжей) средствами анимации»

учные математические общества. Одной из форм отчета о практической части работы студентов над проблемой являются заседания научного математического общества учащихся. Теоретические выводы, обобщения, результаты эксперимента каждого студента ложатся в основу кур-

совых, квалификационных и дипломных работ.

Из всего вышесказанного следует, что описанным образом организованная работа студенческих проблемных групп способствует интеграции начального, среднего и высшего образования.

в. В. ИЩУК, доцент Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского

М. И. НАГИБИНА, преподаватель Ярославского педагогического колледжа, руководитель детского анимационного центра

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ (КОЛЛЕДЖЕЙ) СРЕДСТВАМИ АНИМАЦИИ

Природа заложила в человеке огромное количество потенциальных сил и энергии, обнаружение и развитие которых является важной целью педагогики. Путь к этим запасам лежит через интенсивное насыщение всех сторон ума и души каждого человека.

Сегодняшняя педагогика полна увлекательными идеями о том, как ускорить интеллектуальное развитие ребенка, развить его способности в различных видах творчества. Эти, развивающего характера вопросы, так же, как и проблемы обучающего и воспитывающего плана, мы относим к главным направлениям современной педагогики. Они необходимы для понимания и решения конкретных педагогических задач.

В поиске нестандартных подходов к изучению творческих возможностей человека мы обратились к мультипликации, или, как ее сейчас называют, анимации. Термин „анимация1* означает оживление. В нашем случае — это оживление и одушевление изготовленных из различных материалов игрушек, моделей с использованием технологических операций и приемов.

Мультипликация как вид детского творчества в нашей стране и во многих других странах мира существует по крайней мере два десятка лет. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестивали мультипликационных фильмов вызывают большой интерес у детей и взрослых. Особенно это касается педагогов — людей, заинтересованных не только в конечном результате детского творчества — фильмах, но и в проявлении творческих способностей детей. Считаем, что вопрос решения педагогических задач средствами мультипликации очень актуален на сегодняшний день.

В 1979 г. в Париже был проведен международный симпозиум „Мультипликационное кино — педагогика будущего?44 С этого времени вопрос мультипликационной педагогики официально выносится для обсуждения на педагогических и профессиональных симпозиумах, является объектом пристального внимания специалистов разных стран. В учебный процесс многих педагогических учреждений анимация стала активно включаться как важное средство обучения, воспита-

© В. В. Ищук, М. И. Нагибина, 1997

ния и развития детей при помощи движений, слова, музыки, образов.

В чем же заключается педагогическая значимость мультипликации?

Мы видим ее прежде всего в универсальности языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей. Здесь можно выделить следующую связь, являющуюся необходимым условием успешного осуществления учебно-воспита-тельного процесса: ребенок — студент — педагог-профессионал. Все три субъекта данного педагогического процесса тесно взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, находятся в постоянном развитии.

Для изучения и внедрения в практику начального образования средств анимации в Ярославском педагогическом колледже разработана специализация „Художественный труд с основами анимации44, которая включает в себя несколько разделов:

— курс „Художественный труд44, построенный на основе программы „Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских44;

— авторский курс „Технология анимации (мультипликации)44, содержащий теорию освоения мультипликации и связанные с ней вопросы педагогики;

— практические упражнения по „оживлению44 изготовленных персонажей, покадровой съемке и созданию учебных фильмов.

За основу работы над созданием программы курса выбраны цели комплексного эстетического и профессионального развития студентов, которые предусматривают возможность приобретения будущими педагогами начального практического опыта в освоении различных видов деятельности. Мультипликация позволяет им проявить свои способности в литературе (написание сценария), рисовании и различных видах прикладного искусства (создание персонажей), музыке (звуковое сопровождение), речевой культуре (озвучивание ролей), технике (работа с различным оборудованием).

Кроме того, в колледже активно разрабатываются и внедряются новые прикладные педагогические технологии. В частности, разработан курс компьютерной анимации для детей и студентов.

В ходе внедрения идей анимации в

учебный процесс мы выявили, что средства мультипликации стимулируют творческую активность студентов, раскрепощают их мышление. Общение с помощью движения, слова, музыки и образов происходит у них, как и у детей, намного легче, чем традиционное, словесное. Это позволило нам сделать вывод, что обучение визуальному языку является насущной потребностью сегодняшней жизни и его необходимо внедрять в программу обучения будущих педагогов.

Особо значимой и ценной для педагогики является непосредственная связь анимации с трудовым обучением. Изготовление изделий (игрушек, декораций) сопровождается выбором необходимых для работы материалов и формированием у ребенка манипулятивно-моторных навыков пальцев рук. Следовательно, объединение курса трудового обучения и анимации дает хорошие результаты не только в развитии творческого потенциала обучаемых, но и в совершенствовании их будущих профессиональных качеств.

Как и в трудовом обучении, в мультипликации особое внимание уделяется отбору материала, необходимого для реализации конкретной идеи, так как он непосредственно влияет на язык мультфильма. Конечно, работа с такими материалами, как бумага, проволока, дерево, листья, цветы, камешки, требует много времени, однако это дает ребенку возможность почувствовать изучаемый материал на другом уровне — не только во время изготовления игрушки, но и в процессе движения материала, при проявлении его различных свойств. Это закономерно, ведь мультипликация основана на движении; знакомство с материалами, изучение их свойств должно быть тесно связано с технологией анимации. В то же время погружение в материал, обнаружение его „собственной44 жизни, многочисленных и многообразных связей с человеческим существованием составляют важнейшую сторону развития ребенка.

В анимации, как и на занятиях по трудовому обучению, одновременно осваивается множество материалов и предметов: в этом мы видим только принципиальную открытость мультипликации для других видов деятельности. Трудовое

обучение для анимации является именно той основой, которая позволяет использовать всевозможные материалы и инструменты для создания образов, передавая своеобразие их движения во время особых (специальных) технологических операций. Результатом такой деятельности могут быть учебные фильмы, в которых при помощи волшебства мультипликации объясняются сложные технологические процессы, последовательность выполнения отдельных операций. Однако самым впечатляющим результатом проявления творческой активности детей являются фильмы, снятые по собственным сценариям. Примером может служить „Сказка про волшебную иголочку*4, в которой придуманная история иллюстрируется вышивкой, то и дело появляющейся на экране, и др. Работа над фильмом развивает литературные способности детей, помогает им осваивать технику вышивания и другие технологические операции, воспитывает умение работать в творческих группах и в коллективе.

Как же строится данный учебный процесс?

Каждое занятие является продолжением, развитием основной темы урока трудового обучения. Например, в разделе „Работа с бумагой и картоном44 это — „Оживление аппликации44 или „Использование динамической игрушки для создания мультфильма44, в разделе „Работа с различными материалами44 — „Живая проволока44 и др. Весь полученный в процессе обучения материал используется для создания учебных фильмов.

Учебная программа курса рассчитана на три года. В первый год занятий идет ознакомление с основными приемами анимации, осуществляется съемка отдельных эпизодов. На втором году съемка сопровождается активной творческой деятельностью студентов — поиском образов и сюжетов, анимацией. Третий год предусматривает групповую работу над фильмом. Итогом творчества студентов является создание небольших законченных фильмов.

В процессе изучения курса данной специализации студенты проходят педагогическую практику по анимационной работе с детьми 4 — 8 лет в школе раннего развития „Перспектива44 при педагогическом факультете Я ГПУ им. К, Д. Ушинского. Совместная работа

по авторским экспериментальным программам студентов педколледжа и детей школы раннего развития дает нам право заявить о создании в Ярославле педагогического комплекса — анимационного центра „Перспектива44, в котором совмещаются педагогическая деятельность и творческое сотрудничество преподавателей, студентов и детей, объединенных идеей реализации своих творческих возможностей средствами мультипликации.

В настоящее время уже можно говорить об успехах в деятельности анимационного центра. Это участие детей в Международном фестивале непрофессионального кино (1995 г.), Первом международном фестивале анимационного фильма „Золотая рыбка44 (1996 г.) и фестивале детского кино в Санкт-Петербур-ге (1996 г.). Подготовлен цикл детских передач „Живая игрушка44 для городского телеканала, в котором студенты и дети проводят занятия по совместному изготовлению подвижных игрушек. Были сняты телевизионные программы для передачи „Детское телевидение44 (Центр-ТВ), „Мультитроллия44 (ОРТ). Все эти достижения являются результатом боль-ой педагогической работы преподавателей анимационного центра со студентами и детьми.

Занятия в центре проводятся по следующим предметам: компьютерная анимация, изодеятельность, трудовое обучение, музыка, технология анимации.

Преподавателями центра разработаны авторские программы, рассчитанные на трехлетний курс обучения. В настоящее время мы работаем над собственной методикой, поскольку по данному направлению педагогики нет специальной литературы, соответствующих разработок и пособий.

Как же проходят занятия в анимационном центре?

Учебный процесс в анимационной педагогике трудно разбить на полугодия, четверти, отдельные темы, так как занятия здесь проводятся иначе, нежели при традиционной форме их организации. Педагогам заранее известно, что итогом учебной работы будет создание мультипликационных фильмов. Однако тематика, замысел, способы осуществления и технология этого процесса ими еще не определены. Основой работы преподавателей мультстудии является прежде

1997. №4

всего педагогическая импровизация, а программа намечает лишь главные шаги, позволяющие работать в данной системе направленно и осмысленно.

Создавая мультфильм, дети должны постоянно совмещать в своем сознании все его компоненты: сценарий, изобразительное и цветовое решение, пластику, ритм, звуковое сопровождение и др. Такой характер творчества заставляет преподавателей на одном занятии сочетать различные виды деятельности, соответственно перестраивая и педагогические подходы, составлять гибкие и подвижные схемы занятий, быстро и незаметно переходить от теоретических занятий к практике, обращаться к творческой импровизации. Главным же средством, позволяющим сохранить в мультипликации единство всех видов деятельности, является содержательная сторона создаваемого фильма.

Рассматривая общие направления в преподавании синтетического комплексного искусства мультипликации, мы разработали отдельные методические приемы, новые формы занятий, а также выделили основные направления данной работы. На наш взгляд, они следующие:

— поиск замысла будущего фильма, который должен соответствовать возрасту ребенка;

— формирование творческих групп (группы единомышленников), работающих над одним замыслом, развитие умения работать в коллективе;

— написание сценария (рассказа, сказки, стихотворения), отражающего в полной мере уровень развития литературных способностей детей;

— разработка и изготовление персонажей, знакомство с технологическими операциями и способами обработки используемых материалов;

— освоение инновационных технологий в педагогике (компьютерная графика, приемы и виды кино и видеосъемки);

— техническая работа, связанная с изготовлением фильма (проявка пленки, монтаж);

— знакомство с основами актерского и пластического мастерства, мимикой, ритмикой, необходимыми для передачи движения;

— организационно-воспитательная

деятельность, имеющая важное значение для общего развития ребенка (общение с природой, посещение выставок, музеев, фестивалей);

— звуковое оформление фильма (развитие речи, музыкальных и других специальных способностей детей);

— совместный просмотр сюжета или фильма, его обсуждение и анализ, определение дальнейших перспектив работы.

Из перечисленного видно, что в анимационном центре осуществляется всестороннее развитие ребенка с использованием целого ряда художественно-эсте-

тических дисциплин (музыки, рисования, трудового обучения, литературы, риторики, ритмики, пластики, технологии съемки, компьютерной графики). Мультипликация объединяет все эти предметы не случайно, а исходя из собственной обобщающей природы, создавая единый педагогический воспитательный комплекс. Достоинство его заключается в том, что он формирует в детях разнообразные художественные и творческие качества, которые имеют важнейший профессиональ-но-личностный характер:

— разносторонность — приобретение начального опыта в различных видах деятельности;

— целостность — осознание взаимосвязей между ними;

— причастность — понимание ценности собственной личности в ансамбле других неповторимых личностей и др.

Мультипликация — искусство концентрированное. Попробуйте посмотреть несколько мультфильмов подряд — и вы почувствуете усталость, вам будет нелегко описать увиденное. Дети же легче взрослых воспринимают информацию в концентрированном виде. Они могут часами смотреть мультфильмы, с удовольствием делятся полученной информацией с друзьями. Значит, такую информацию они легко усваивают. Прежде всего это вызвано доступностью и неповторимостью жанра. Данные преимущества мультипликации можно использовать при изучении самых разных предметов по программе начальной школы.

Не стоит думать, что всесторонне развивать ребенка могут только занятия анимацией. Имеются и другие виды деятельности, способствующие формирова-

нию многогранной личности. Однако именно мультипликация позволяет максимально сблизить интересы взрослого и ребенка.

С мультипликацией в плане решения педагогических задач во многом сходен театр, который также представляет собой естественный педагогический комплекс. Однако мультипликация обладает целым рядом специфических признаков. Рассмотрим их.

1. „Молодость" искусства мультипликации. Это означает, что у данного жанра отсутствуют надежные классические образцы, на которые можно было бы опереться при работе с детьми. Как известно, в театре ребенок освобождается от литературного творчества — обычно для постановки педагог предлагает детям готовую пьесу. В мультипликации же имеется своя драматургическая специфика, которую сложно найти и подобрать в готовом виде. Над сценарием анимационного фильма, опираясь на помощь педагога, непосредственно работают дети. Так же обстоит дело и с остальными видами деятельности, используемыми при создании мультфильма, — педагог и дети являются соавторами увлекательных творческих проявлений.

2. Мультипликация не имеет своего предмета. Она с одинаковым интересом обращается к общечеловеческим проблемам, юмору, шуткам, рекламе, моделированию технологических процессов и учебно-познавательному кино. Т рудно найти вид человеческой деятельности, который мультипликация обошла бы своим вниманием. Интересы театра более традиционны, устойчивы и, естественно, ограничены.

3. Мультипликация обладает определенной „искусственностью44 в изображе-

нии действительности. Если на театральной сцене, при всей ее условности, живут и действуют реальные люди, перемещаются настоящие предметы, то в мультипликации такого рода реальность начисто отсутствует. Ее место занимает „новая44 реальность, границы которой совпадают с границами человеческого воображения.

Как правило, перед объективом мультипликационной камеры находятся статичные „рукотворные44 предметы (рисунки, аппликации, куклы и т. п.). Даже в тех случаях, когда аниматор снимает реальные объекты, они двигаются на экране не так, „как в жизни44, а как задумал автор (например, быстро встает солнце, на глазах распускается бутон и т. п.).

Перечисленные особенности мультипликации заставляют смотреть на нее не как на предмет преподавания, а прежде всего как на средство всестороннего развития детей. Ценность мультипликации заключается в ее открытости для любых видов деятельности, в способности вобрать в себя и сделать актуальным личный жизненный опыт автора. Работая над мультфильмом, ребенок оказывается в центре творчества, в котором активно функционируют всевозможные „предметы44, взаимоотношения, решаются развивающие и воспитательные задачи. Поэтому основная цель обучения мультипликации состоит, на наш взгляд, в следующем: воспитать у ребенка устойчивую потребность в творчестве, основываясь на его внутренних возможностях и резервах одновременно. Это и важная гуманистическая мысль, и идея мультипликационной педагогики: педагогики развития, обучения и воспитания.

І 997. N«4

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

А. И. АФОНИЧКИН, руководитель научно-методического блока информатизации образования и дистанционного обучения РУО

А. В. КУБЫШКИН, директор ЦНИТ Пермского государственного технического университета, кандидат технических наук

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Актуальность, цели и задачи дистанционного образования

в регионе

Понятийный аппарат в области информатизации не вполне сложился, что можно объяснить молодостью базовой науки — информатики, не имеющей четкого определения даже своего ключевого понятия — информации. Поэтому предлагаемые ниже определения могут вызвать у читателя возражения, однако, надеемся, помогут нам найти общий язык при обращении к данному материалу.

Информационная технология (ИТ) — технология, в которой используется информатика (наряду с другими науками).

Новые информационные технологии (НИТ) — технологии, в которых используются последние достижения информатики.

Новые информационные технологии в образовании (НИТО) — НИТ в системе образования (в обучении, воспитании, научных исследованиях и управлении образованием).

Информатизация — технология внедрения НИТ в какую-либо другую технологию.

Гуманистический характер образования означает приоритет общечеловеческих ценностей в отношениях участников

образовательных процессов, защищен ность их интересов, прав и свобод.

Интеграция образования — взаимодействие по вертикали и горизонтали между всеми его уровнями и формами.

Вклад образования в развитие города определяется его ведущей ролью в социализации и развитии способностей, навыков и умений общекультурного и профессионального характера у всех категорий населения на протяжении всей их жизни.

Единство культурного и образовательного пространства — соответствие региональных образовательных стандартов российским и мировым.

Рассматривая проблемы интеграции образования, которые в настоящее время становятся все более и более актуальными, необходимо исследовать их в русле следующих аспектов:

а) как обеспечение преемственности дошкольного, общего среднего, профессионального, высшего и послевузовского образования с подключением к этой системе домашнего, дистанционного, компенсирующего, дополнительного и специального образования;

б) как взаимодействие одноуровневых субъектов образования с целью обмена информацией и совместного использова-

© А. И. Афоничкин, А. В. Кубышкин, 1997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.