Научная статья на тему 'Социальная адаптация подростков в учреждениях дополнительного образования детей'

Социальная адаптация подростков в учреждениях дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3347
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL COMPETENCE / AGE FEATURES OF ADOLESCENTS / INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Милькова Е. В., Варова Т. И.

В работе дан современный контекст социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей с учетом их возрастных особенностей, обоснован выбор диагностических материалов для изучения социальной адаптации подростков, предложены пути совершенствования социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF ADOLESCENTS AT INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN

The paper presents a contemporary context of social adaptation of adolescents at the established institutions of additional education for children according to their age specifics. It justifies the choice of diagnostic kits for the study of social adaptation of adolescents and the ways to improve the social adaptation of adolescents at institutions of additional education for children.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация подростков в учреждениях дополнительного образования детей»

многие продолжали носить значки организации по завершению исследования.

На формирующем этапе эксперимента реализовывался комплекс организационно-педагогических условии с целью эффективного формирования корпоративной культуры у будущих работников потребкооперации в системе НИР.

Результаты обобщающего этапа эксперимента были сведены в сводные матричные таблицы, обработаны методами

математической статистики и представлены в виде гистограмм. Высокая динамика показателей ЭГ по сравнению с КГ видна на гистограмме (рис. 5). Она возможна благодаря повышению уровня мотивации студентов к изучению корпоративной культуры организаций, появлению практики апробации студентами корпоративных ценностей в процессе взаимодействия с сотрудниками организаций системы потребкооперации.

_1

1 У / / /

f ,

4 II )

~7 1 г

У-Ґ

□ Низкий

□ Средний

□ Высокий

Рис. 5. Гистограмма различий уровня корпоративной культуры контрольной и экспериментальной групп на начало и окончание эксперимента, %

Как показало дополнительное исследование, позитивные результаты КГ связаны с повышением уровня корпоративной культуры студентов по когнитивному критерию. Студенты ЭГ на завершающем этапе эксперимента показали более высокие результаты в понимании сущности ценностей корпоративной культуры потребкооперации. В КГ есть положительная динамика, но она была обеспечена традиционным образовательным процессом.

Доля студентов с высоким уровнем корпоративной культуры по ценностно-мотивационному критерию в КГ выросла с 4 до 11 %, а в ЭГ - с 5 до 21 %. Доля студентов с высоким уровнем корпоративной культуры по поведенческому критерию уровня корпоративной культуры в КГ выросла с 0 до 4 %, а в ЭГ - с 0 до 14 %. Основными причинами невысокой дина-

Bibliography

мики уровня корпоративной культуры по поведенческому критерию, на наш взгляд, являются следующие: формирование устойчивого поведения происходит в основном на практике; в условиях вузовского этапа становления профессиональных качеств специалиста трудно в полном объеме обеспечить закрепление корпоративного поведения.

Полученные в ходе эксперимента результаты оказались положительными и подтвердили эффективность реализации организационно-педагогических условий, нацеленных на формирование корпоративной культуры будущих работников потребкооперации в системе научно-исследовательских работ студентов.

1. Lerner, I.J. Teaching the fundamentals of learning. - Moscow: Pedagogy, 1981.

2. Babansky, J.K. Problems of increasing the efficiency of educational research. - Moscow: Pedagogy, 1982.

3. Maksimov, V.G. Technology of vocational and creative individual teachers. - Cheboksary: Chuvash. state. Univ, 1996. Article Submitted 20.12.10

УДК 37.018.4

Е.В. Милькова, канд. пед. наук, доц. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: sgi@kemguki.ru;

Т.И. Варова, асп. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: varova13@rambler.ru

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В работе дан современный контекст социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей с учетом их возрастных особенностей, обоснован выбор диагностических материалов для изучения социальной адаптации подростков, предложены пути совершенствования социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

Ключевые слова: социальная адаптация, адаптированность, социальная компетентность, возрастные особенности подростков, учреждение дополнительного образования детей.

Сегодня актуален вопрос социальной адаптации подростков в контексте тех интенсивных трансформаций, которые переживает современное мировое, и особенно российское общество. Социальная адаптация подростков — сложное общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности и взаимодействия. И чтобы это

взаимодействие было успешным, подросток должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения, уметь приспосабливаться к условиям социальной среды. Возрастные особенности подростка, характеризующиеся кризисностью, часто усложняют его

адаптацию в различных социальных условиях. Система социальных институтов, среди которых учреждения дополнительного образования занимают особое положение, призвана стать активным помощником подростку в совершенствовании своей жизни.

В настоящее время учреждения дополнительного образования детей играют уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг и адаптироваться подросткам к жизни в обществе.

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации обосновывает значимость социальной адаптации в дополнительном образовании детей: «...совершенствование системы дополнительного образования детей, призванной обеспечить необходимые условия для создания среды, способствующей расширенному воспроизводству знаний, развитию мотивации учащихся к самообразованию, развитию их творческих способностей, включению в социально полезную деятельность, профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации и самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе, формированию толерантного сознания, организации содержательного досуга и занятости» [1, с. 3].

Для социальной адаптации подростков большое значение имеют особенности и факторы развития дополнительного образования детей в России, за счет которых происходит создание среды, удовлетворяющей потребности детей: современное дополнительное образование детей в качестве системы характеризуется созданием условий (педагогических) для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения по направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-

спортивное, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, культурологическое, научно-техническое, социальнопедагогическое, естественнонаучное, эколого-биологическое; система дополнительного образования детей характеризуется поисковой деятельностью учреждений дополнительного образования, в которых активно идут инновационные процессы, обновляющие их цели, содержание, формы и методы работы.

Факторами развития дополнительного образования детей на современном этапе являются: совершенствование содержания дополнительного образования; инновационная деятельность в системе дополнительного образования; комплексный подход к дополнительному образованию; программнометодическое обеспечение; интеграция базового и дополнительного образования; информационное обеспечение; научнопедагогическое творчество; повышение профессионального мастерства педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования; совершенствование управления дополнительным образованием [2]. Дополнительное образование детей способно наиболее адекватно реагировать на изменения экономической и социальной обстановки в стране, активно воздействовать на окружающий подростка социум, что находит отражение в содержании дополнительного образования детей [3].

Современное дополнительное образование детей в России представляет собой определенную систему, в которую входят следующие компоненты: ребенок как субъект образования, педагог дополнительного образования, дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности, учреждения дополнительного образования детей и общественные детские и молодежные объединения, занимающиеся реализацией дополнительных образовательных программ, семья, органы управления дополнительным образованием.

Егорова А.В., характеризуя инновационный опыт и массовую практику дополнительного образования в различных регионах страны, отмечает, что «дополнительное образование должно быть ориентировано на духовные ценности, граждан-

ское, социальное, нравственное становление личности, на помощь ребенку в самореализации, способствовать раскрытию его созидательных качеств и способностей» [2, с. 13]. Данное положение находит отражение в функциях, возложенных на дополнительное образование детей, среди которых социально-педагогическая обеспечивает более полное выполнение целей деятельности учреждения дополнительного образования детей, в том числе социального становления детей, социальной поддержки, оздоровления, социальной адаптации (А. К. Бруднов, А. В. Золотарева).

«Знаниевый подход» все еще остается доминирующим как в теоретических работах последних лет, так и в массовой практике, вступая в противоречие с сущностными характеристиками системы дополнительного образования детей, потребностями субъектов образовательного процесса. Сегодня развитие личности как цель образования, социальная компетентность подростка, формирование нравственных ценностей и социального опыта уходят из поля зрения педагога дополнительного образования. В работе И.А. Масловой социальная компетентность подростков характеризуется как интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением [4]. В связи с этим особое значение приобрела проблема социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

Социальная адаптация описывается в работах исследователей как аспект реализации функций учреждений дополнительного образования детей. Функции учреждений дополнительного образования освещаются в педагогической литературе в публикациях как теоретического, так и экспериментального характера И.Е. Иванцовой, О.Е. Лебедева, А.Б. Фомина. Аспекты реализации функций учреждений дополнительного образования детей представлены в трудах В. П. Лаврентьева, Т.П. Щербакой (развитие личности), А.В. Золотаревой, Л.А. Осьмук (социальное становление детей), В. В. Ма-кашина, Е. Б. Штейнберга (социализация детей). Исследования социальной адаптации подростков ограничиваются жизнедеятельностью конкретных детских творческих объединений, либо однопрофильностью учреждения дополнительного образования детей (С.А. Александров, Т.В. Усковой) [5]. Изучение и анализ летописи российских диссертационных исследований с 2001 по 2010 год выявили наличие двух диссертаций, посвященные социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей С. А. Александрова (2005 г.), Т.В. Усковой (2000 г.) [6]. Это указывает на необходимость теоретического обоснования и практической разработки данной проблемы.

Анализ научно-педагогической литературы по проблеме социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей, изучение ее реального состояния на основе обобщения опыта работы некоторых учреждений приводят к формулировке проблемы: почему слабо используется потенциал учреждений дополнительного образования детей для успешной социальной адаптации подростков.

В настоящее время социальная адаптация, в самом общем виде, раскрывает и уточняет идентичность личности, гармонизируя тем самым смыслы и стратегии её жизнедеятельности в динамичной, непрерывно изменяющейся социальной среде. Здесь выходит главная проблема социальной адаптации подростков - конкретизация объекта адаптации: адаптация к чему? Для ответа на данный вопрос необходимо представить теоретический анализ сущности социальной адаптации. При этом понятие «социальная адаптация», не следует отделять психологический аспект от социального, так как адаптация является комплексным феноменом - социальная среда, где вращается личность, подразделяется на предметную и личностную.

Наиболее часто в научной литературе под социальной адаптацией понимают: а) постоянный процесс активного при-

способления индивида к условиям социальной среды и б) результат этого процесса [7; 8].

Выделяют следующие основные типы процесса социальной адаптации:

- первый тип, характеризуется преобладанием активного воздействия на социальную среду,

- второй - определяется пассивным, комфортным принятием целей и ценностных ориентаций группы [9].

Здесь важно уточнить, что первый тип характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение и приспособление к себе, а второй - связан с активным изменением личностью себя, с коррекцией собственных социальных установок и привычных инструментальных, поведенческих стереотипов, тип активного самоизменения и активного самопри-способления к среде. Реан А.А. подчеркивает, что истинная адаптация всегда является активным процессом. Просто пассивного принятия ценностных ориентации среды без активного самоизменения, быть не может, если речь действительно идет о процессе адаптации. Конформное, пассивное принятие требований, норм, установок и ценностей социальной среды без включения активного самоизменения, самокоррекции и саморазвития - дезадаптация [9]. Социальная адаптация -непрерывное и активное приспособление личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами. Социальная адаптация носит быстрый характер, когда необходимо в относительно короткий промежуток времени активно устранить или усвоить создавшиеся социальные прецеденты. Адаптированность выступает как согласованность требований социальной среды и личностных тенденций [10].

В ходе рассмотрения социальной адаптации подростков необходимо остановиться на возрастных особенностях в связи с тем, что подростковый возраст - это самый трудный и сложный из возрастов, представляющий особый, кризисный период становления личности. Являясь определённым отрезком жизни между детством и зрелостью, переходный возраст обычно характеризуют как переломный. В подростковом возрасте возникают психологические трудности взросления, противоречивость и нестабильность представления о себе (Л.Ф. Обухова). Происходит изменения социальной ситуации развития: подросток находится в состоянии между взрослым и ребенком, в основе которого стоит отсутствие конструктивных моделей поведения и отношений, что проявляется в неэффективности включения в новые содержательные области, прежде всего во взрослую, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой (Л.И. Божович, Л.С. Выготский). Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки. Именно поэтому общение подростков со сверстниками необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как лич-ностно очень важное: об этом свидетельствуют их чуткое внимание к форме общения, его тональности и типу, доверительности, попытки осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми [11]. Это период начала подлинно взрослой жизни, сложной как внутренне, так и внешне, адаптации к жизни, включая принятие многих условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам в данный момент времени. Социальная ориентация приводит к формированию социальных установок, осознанию себя частью общности, выбору своего будущего социального положения и способов его достижения (Т.В. Драгунова, И.С. Кон, М.В. Попова, Д.Б. Эльконин). Подросток, не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировке, помощи в освоении новых норм и правил. Именно взрослый осознанно или нет, формирует личность, стратегию

самоутверждения и социальную адаптацию у подростков. Социальная адаптация выступает на первый план в условиях существенного изменения деятельности подростка, сопровождающегося трансформациями в его социальном окружении.

В отношении детства Г.М. Коджаспирова характеризует социальную адаптацию как процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения - родителей, педагогов, сверстников, а также других людей, всего социума [12]. В учреждениях дополнительного образования детей процесс социальной адаптации подростков определяется как спецификой данного образования по сравнению с общим образованием, так и спецификой возрастных особенностей и проявляется в двух видах: как процесс взаимодействия личности с социально средой и как процесс формирования новых качеств личности, в том числе ее ориентация на социально значимые ценности и роли.

Исходя из анализа представленного научного материала, появляется возможность ответить на поставленный выше вопрос. Социальная адаптация подростков в учреждениях дополнительного образования детей - это процесс активного приспособления подростка к значимой деятельности, формирования социальных ценностей, усвоение норм и правил среды, исполнения социальных ролей и самореализации в ходе освоения дополнительных образовательных программ и получения дополнительных образовательных услуг.

Овчарова Р. В. определяет три уровня социальной адаптации подростков: высокий, средний, низкий. Уровень социальной адаптации подростков определяют следующие критерии социальной адаптации подростков: осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни; баланс личностного (индивидуального) и группового (социального); самоконтроль поведения, противодействие негативным влияниям; адекватное отношение к педагогическим воздействиям; гармонизация взаимоотношений взрослых и сверстников; активное участие в жизни детского коллектива; удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями [13].

Показатели высокого уровня социальной адаптации: осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни; баланс индивидуального и социального; гармония отношений со взрослыми и сверстниками; адекватное отношение к педагогическим воздействиям; самоконтроль поведения; активное участие в жизни детского коллектива; удовлетворенность своим статусом и отношениями.

Показатели среднего уровня социальной адаптации: конформизм в отношении норм коллективной жизни; преобладание либо индивидуального, либо социального; неустойчивые отношения с окружающими; противоречивое отношение к педагогическим воздействиям; внешний локус контроля поведения; периодическое участие в жизни детского коллектива; неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями.

Показатели низкого уровня социальной адаптации: неприятие и невыполнение норм коллективной жизни; дисбаланс индивидуального и социального; конфликтные отношения с окружающими; неадекватное отношение к педагогическим воздействиям; неуправляемое поведение; пассивное участие в жизни детского коллектива; неудовлетворенность своим статусом и отношениями.

В ходе социальной адаптации подросток выступает как объект воздействия социальной среды, так и активным субъектом, осознающим влияние этой среды, для чего у подростка должна быть сформирована социальная компетентность, которая является базисом социального взаимодействия. Для социальной адаптации у подростков необходимо наличие определенных компетентностей: самостоятельность, уверенность в себе, отношение к своим обязанностям, организованность, интерес к социальной жизни, развитие общения [4]. Последняя компетентность в социальной адаптации подростков имеет значение не только в количественной, но и в качественной характеристике. Зачастую это имеет решающее зна-

чение, учитывая, что подросткам свойственны разные типы общения: зависимый, компетентный и агрессивный (Л. Ми-хельсон). В соответствии с этим при изучении социальной адаптации подростков необходимо учитывать уровень социальной адаптации соответствующий исследуемых подростков, а также сформированность социальной компетентности.

Резюмируя обзор теоретических и эмпирических работ в области социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей, можно сделать следующие выводы. В процессе социальной адаптации и его результате проявляются различные качества подростков, которые представляют собой комплекс, с одной стороны, обеспечивающие приемлемость самовосприятия подростка в учреждениях дополнительного образования, его внутреннюю комфортность (эмоциональное самочувствие, удовлетворенность собой), с другой стороны, качества, проявляющиеся в различных аспектах взаимодействия подростка с социальным и предметным окружением (коммуникативная компетентность, практический интеллект, направленность на творческое достижение конструктивных целей и т. д.) и активность личности. Поэтому в эмпирическом исследовании имеет смысл изучить уровень адаптации, принятие себя и других, интернальность, комфортность, организованность, самостоятельность, стремление к доминированию, развитость общения, интерес к социальной жизни. Вышеизложенное привело к необходимости выявить и определить проблемы социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

С целью изучения социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования Кемеровской об-

ласти было проведено эмпирическое исследование. В течение 2009-2010 учебного года в исследовании приняли участие 445 подростков, обучающихся в 12 учреждений дополнительного образования детей Кемеровской области.

В процессе подбора методик выявилась сложность, которая заключается в том, что методики изучения адаптации личности подразделяются на методики широкого спектра и специальные. К первым можно отнести полифакторные опросники, позволяющие проводить мгновенную диагностику одновременно группы психологических качеств. Узконаправленные тесты позволяют оценить только необходимые психологические характеристики и личностные качества. В настоящее время нет специальной методики, с помощью которой можно было бы комплексно изучить социальную адаптацию подростка. Комплексная диагностика социальной адаптации должна быть одновременно направлена на диагностику общего уровня социальной адаптации личности, на диагностику адаптиро-ванности как конкретного состояния личности, на диагностику адаптационного потенциала личности.

Для диагностики были подобраны методики, связанные с проблематикой социальной адаптации подростков, с помощью которых можно изучить её составляющие. В исследовании использовались следующие методики: «Шкала социальнопсихологической адаптации» (авторы К. Роджерс и Р. Даймонд), «Шкала социальной компетентности» (автор А.М. Прихожан), «Тест коммуникативных умений» (автор Л. Михельсон) [14].

Результаты методики "Шкала социальнопсихологической адаптации"

Iнизкии уроовень

I средний уровень ы высокий уровень

Рис. 1. Результаты методики "Шкала социально-психологической адаптации"

Методика «Шкала социально-психологической адаптации» была выбрана для использования в диагностике в связи с тем, что понятие «социально-психологическая адаптация» подразумевает приспособленность человека к гармоничной жизнедеятельности в обществе, которая объединяет необходимость соответствовать требованиям социума и собственные потребности, мотивы, интересы. Социально-психологическая адаптация характеризуется осознанием необходимости для личности постепенных изменений отношений с социальной

средой через овладение новыми способами поведения, а также становлением новых приспособительных механизмов, ориентированных на гармонизацию отношения личности со средой. Уровень социально-психологической адаптации тесно ввязан с психологическими характеристиками личности и особенностями ее поведения. Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведе-

ние. Адаптированность предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личную активность, гибкость, социальную компетентность. Критерии адаптиро-ванности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними. Методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интерналь-ность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию [15].

Методика «Шкала социальной компетентности» направлена на изучение уровня развития социальной компетентности подростков. По данной методике изучаются такие компетентности как самостоятельность, уверенность в себе, отношение к своим обязанностям, развитие общения, организованность, интерес к социальной жизни. Данные по отдельным субшкалам позволяют качественно проанализировать сферы «опережения» и «отставания» в социальной компетентности в соответствии с возрастными нормами.

Тест коммуникативных умений Л. Михельсона позволяет определить преобладающий тип поведения в общении подростков: зависимый, компетентный, агрессивный. Выбор данной методики для диагностики обусловлен происходящей переоценкой ценностей в сфере общения подростков, где удовлетворяются потребность в признании и стремление к самоут-

Методика "Шкала социальной компетентности" позволила выявить, что для значительного количества опрошенных подростков свойственно по сравнению со своими сверстниками отставание в развитии самостоятельности (у 41% подростков) и организованности (у 35% подростков), в отношениях к своим обязанностям (у 42% подростков). Это характеризуется не только изменением социальной ситуации, но и предъявлением новых требований к подростку и отсутствием единых со стороны взрослых, педагогов, родителей. Здесь проявляется дисгармония в значимых для подростков содержательных областях. Устойчивый интерес к социальной жизни и соответ-

верждению, существует возможность возникновения конфликтных ситуаций, что иногда может негативно повлиять на социальную адаптацию.

Результаты методики «Шкала социально-психологической адаптации» представлены в диаграмме (рис. 1).

С помощью методики «Шкала социальнопсихологической адаптации» было установлено, что у 20% опрошенных подростков выявлен уровень адаптации ниже среднего, у 70% - средний и у 10% выражен высокий. Полученные данные можно считать оптимальными, учитывая стремление подростков к «взрослости», но объективно еще не являющихся таковыми. Показатели «принятие других», «са-мопринятие», «интернальность, «эмоциональной комфортности» характеризуют адаптированность на личностном уровне. Показатели «стремление к доминированию» и «эскапизм» обращают на себя особо внимание в связи с тем, что для реализации потребности в активной социальной позиции подростку необходима деятельность, которая может придать ему значимость как члену общества. В этот период происходит выбор своего будущего социального положения и способов его достижения, реализация самостоятельности, которые, как правило, в активной форме. Поиск в решении проблем и стремление к доминированию - должны быть преобладающими на фоне зависимости (ведомости) и эскапизма (ухода от проблем).

Результаты следующей методики показаны в диаграмме (рис. 2).

ствующее возрастной норме развитие общения у большинства опрошенных подростков доказывают влияние ведущей деятельности. Представленные результаты информативны для педагогов и родителей, которые показывает, что деятельность с данными подростками необходимо осуществлять таким образом, чтобы развивать самостоятельность, организованность, конкретно выдвигать требования и правила поведения и формировать отношение подростков к их обязанностям в соответствии с возрастом.

Итоги «Теста коммуникативных умений» отражены в диаграмме (рис. 3)

Результаты методики "Шкала социальной компетентности"

У отставание в развитии В возрастной норматив Н опережение в развитии

Рис. 2. Результаты методики "Шкала социальной компетентности"

В Зависимый тип поведения в общении В Агрессивный тип поведения в общении В Компетентный тип поведения в общении

Преобладающие типы поведения в общении

Рис. 3. Анализ результатов «Тест коммуникативных умений»

Тест коммуникативных умений определил, что для 50% характерен компетентный тип общения, для 35% - зависимый, у 15% - выявлен агрессивный тип общения (рис. 3). Результаты теста показывают, что формирование типа поведения в общении подростков еще не завершено. Зависимый тип поведения в общении связан с ведомостью поведения в целом. Здесь важно отметить, что в поле зрения необходимо иметь в виду содержание общения подростков, которое сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения, значимости личности в подростковой среде. Соответственно педагогам и взрослым необходимо знать, что подростку требуется среда, которая будет создавать наиболее благоприятные, позитивные условия для общения подростка со взрослыми и сверстниками, в период активного освоения социальных норм и ролей, а также ценностей в процессе социальной адаптации.

Подобранные методики позволяют более целостно представить выявленные особенности социальной адаптации исследуемых подростков. По итогам исследования можно утверждать, что подросткам характерны ведомость (зависимость), эскапизм, низкий уровень в развитии самостоятельности, организованности и отношениях к своим обязанностям, при этом устойчивый интерес к социальной жизни и соответствующее возрастной норме развитие общения у преобладающего числа опрошенных. Но здесь важно отметить, что встречаются подростки в учреждениях дополнительного образования детей, которым свойственны агрессивность и зависимость в общении (в сумме 50%). С одной стороны, можно говорить, что это в силу переходного периода имеет место, с другой - это служит сигналом для педагогов и психологов в их профессиональной деятельности. Полученные результаты эмпирического исследования свидетельствуют, что у данных подростков происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности. Но это период формирования отношения к себе как к члену общества, к формированию социальных установок. Выявленные высокий и средний уровни эмоциональной комфортности, устойчивый интерес к социальной жизни и соответствующее возрастной норме развитие общения у большинства опрошенных подростков позволяют предположить, что в учреждениях дополнительного образования создаются условия для социальной адаптации подростков.

Результаты исследования показывают, что относительно социальной адаптации подростков у учреждений дополнительного образования есть ряд особенностей. Реализация социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей предполагает создание условий для деятельности подростка по освоению относительно стабильных условий среды, решению типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособле-

нию к условиям социальной среды. В учреждениях дополнительного образования подростки приобретают разнообразный социальный опыт практической, творческой, исследовательской, общественной, новаторской деятельности; опыт общения, побед, разочарований, удач и неудач. Проигрывая роли в различных ситуациях (актер, журналист, репортер, швея, манекенщица, оформитель, сказочник, танцор, ведущий и др.), подростки осваивают новую социальную среду, адаптируются к ней, приобретают разный жизненный опыт.

Система дополнительного образования открыта для сотрудничества детей со старшим поколением, включая специалистов, педагогов-профессионалов, являющихся наставниками, помощниками подростков в их социальном становлении. В процессе социальной адаптации в учреждениях дополнительного образования формируются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в обществе, благодаря которым подросток реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. Этому способствует творческая и эмоционально окрашенная деятельность подростков в учреждениях дополнительного образования.

Исследовательские подходы к проблеме социальной адаптации подростков весьма разнообразны, однако у всех опрошенных подростков наблюдается общий момент: социальная адаптация рассматривается как улучшение или оптимизация способности подростков в различных условиях социальной среды достигать значимых целей, порожденных потребностями и их осмыслением. Социальная адаптация подростков в учреждении дополнительного образования детей связана с процессом воспроизводства и реализации норм и ценностей, с познавательной и социально значимой деятельностью, с личностными и внешними факторами окружающей среды.

Полученные данные эмпирического исследования позволяют сориентироваться и определить пути совершенствования социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей. Для этого в Кемеровской области организуются исследования и разрабатываются программы социальной адаптации подростков на базах учреждений дополнительного образования детей по следующим темам: «Социально-педагогические условия развития лидерских качеств подростков в учреждении дополнительного образования детей», «Педагогические условия формирования социальной компетентности подростков к культурно-досуговом пространстве учреждений дополнительного образования детей», «Формирование социального опыта подростков в досуговом пространстве учреждений дополнительного образования детей» и другие.

Проблема социальной адаптации подростков требует изучения, поскольку новые условия меняющегося общества требуют постоянного обновления не только знаний, но и ценностных установок. Социальная адаптация личности является одной из важнейших характеристик, объясняющих поведение подростка в социальной среде. Следует отметить, что социальная адаптация для подростков - это не самоцель. Она является необходимым условием достижения целей подростков,

решения личных задач, то есть реализации его потенциала. является условием для дальнейшей социальной адаптации. Субъективизация формальных и неформальных отношений в учреждениях дополнительного образования детей, условия данных учреждений обладают колоссальными возможностями не только для развития и воспитания подростков, учитывая их индивидуальные особенности, но и для их социальной адаптации.

Bibliography

1. The concept of modernization of additional education for children of the Russian Federation until 2010 (6. 10.2004, № PC-2) // Vneshkolnik. -2004. - № 12.

2. Egorova, A.V. The development strategy of additional education: employment teen affair / A.V. Egorova // Social Sciences. - 2008. - № 4.

3. Boyarintseva, A.V. Additional education today // New value of education. The principle of subsidiarity. - 2006. - № 4 (28).

4. Maslova, I.A. Peculiarities of socialization of adolescents in the educational space agencies additional education / I.A. Maslova. Vestnik Pomeranian University. - 2006. - № 7.

5. Materials of interregional scientific-practical conference: "Problems of education and social adaptation of adolescents (28-29 November 2002, Kemerovo). - Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2003. - Part 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Russian State Library [electronic resource] / Single electronic catalog. - Mode of access: httr: // www.rsl.ru.

7. Korel, L.V. Sociology of adaptations: Issues of theory, methodology and techniques. - Novosibirsk: Nauka, 2005.

8. Romm, M.V. Adaptation of the individual in society: Theoretical and methodological aspects. - Novosibirsk: Science. Siberian Academy of

Sciences Publishing House, 2002.

9. Rean, A.A. Psychology personality adaptation / A.A. Rean, A.R. Kudashev, A.A. Baranov. - St.: Prime-EVROZNAK, 2008.

10. Rozum, S.I. Psychology of socialization and social adaptation of the person / S.I. Rozum. - St.: Rech, 2006.

11. Anufrieva, L. "What is he, a modern teenager?" // Social Pedagogy. - 2008. - № 2.

12. Kodzhaspirova, G.M. Teaching vocabulary: for the studio. Higher. and environments. Ped. Textbook. institutions / G.M. Kodzhaspirova, A.J. Kodzhaspirov. - Moscow: Publishing House Academia, 2005.

13. Ovcharova, R.V. Handbook of social educator. - M: TC "Sphere", 2007.

14. Fetiskin, N.P. Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuilov. - M., Univ Institute of Psychotherapy, 2004.

15. Nalchajyan, A.A. Coping: mechanisms and strategies. - M.: Penguin Books, 2010.

Article Submitted 24.12.10

УДК 37.01.001.8

М.А Андросов, асп. ГАГУ, Горно-Алтайск, E-mail: mihail_androsov@ngs.ru;

Т.А. Костюкова, д-р. пед. наук, проф. ТГУ, Томск, Е-mail: kostykova@inbox.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА НЕОБХОДИМОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО, ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Раскрываются основные аспекты этноэкологического воспитания, его цели, задачи, региональная специфика. Приводятся рекомендации по совершенствованию этноэкологического воспитания школьников в Республике Алтай.

Ключевые слова: этнос, экология, экологическое воспитание.

Для сохранения национального самосознания малочисленных коренных народов необходимо решение задач этнического, экологического воспитания, не только на федеральном, но и на региональном уровне. Такое воспитания станет приемлемым при возможности создания и реализации национальных систем этнопедагогики коренных народов Сибири, где большое внимание будет уделяться системному рассмотрению видов национально-хозяйственной деятельности, элементов праздничной и игровой культуры, обучению родному языку в детских садах, школах и вузах, организации культурно-досуговых мероприятий в открытой среде, погружению в мир природы, выходу на новые информационные технологии.

В связи с этим особое значение приобретает анализ огромного исторического, этнопедагогического, этнокультурного и этноэкологического потенциала различных народов, сформировавших конкретные виды взаимоотношений человека и окружающей среды, природы и общества.

В ходе проведения анализа основных научных подходов к проблеме этноэкологического образования и воспитания определено, что культура и содержание воспитания детей в народной среде является предметом интереса

Г.Н. Волкова, Л.С. Выготского, Т.И. Жуковской; Л.П. Ильченко, Л.А. Мамедовой, Л.Н. Павловой, К.Б. Семенова, И.А. Шорова и др. ученых, изучавших этнопедагогическое

наследие. Этот интерес, распространяющийся и на традиционную систему коренных народов Сибири, вызван в настоящее время не только академическими соображениями, но и кризисным состоянием территорий и проживающих там этносов.

Проведенный анализ показал, что сохранение традиционной воспитательной системы возможно на основе использования потенциала этнокультурных традиций коренного населения в условиях сосуществования и взаимосвязи разных культур и изменяющегося мира [1]. Примером этого может служить Республика Алтай, которая признана мировым сообществом экосистемным резерватом планетарного масштаба, всемирным банком биологического, ландшафтного и этнического разнообразия планеты. Кроме того, Республика Алтай является концентратом традиций природопользования коренных народов Сибири, позволивших сберечь это уникальное разнообразие [2]. Комплекс этноэкологических традиций являет собой образец гармоничного взаимодействия человека со средой обитания и может стать основой построения качественно нового подхода к природопользованию, образованию и воспитанию, в основе которых лежит народная система воспитания

[3].

В России народная система воспитания - это комплекс традиций, обычаев, обрядов, норм поведения, запретов, пере-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.