Научная статья на тему 'Формирование социальных компетенций у подростков группы риска в условиях дополнительного образования'

Формирование социальных компетенций у подростков группы риска в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ "ГРУППЫ РИСКА" / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ожго Татьяна Анатольевна

Социальные компетенции рассматриваются как знания, умения, опыт, необходимые подростку для успешной адаптации и интеграции в систему общественных отношений и развития его личностных ресурсов. На современном этапе развитие системы образования характеризуется усилением роли дополнительного образования в профессиональном самоопределении и жизненном становлении детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ожго Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социальных компетенций у подростков группы риска в условиях дополнительного образования»

Дидактические игры содействуют учащимся в понимании, усвоении нового материала. Игры можно использовать как на начальном этапе, так и на этапе закрепления, повторения или же контроля. С помощью игр в процесс обучения включаются все учащиеся. С помощью игры сложный материал становится более доступным в понимании для учащихся, они без опаски «идут» ему на встречу.

Список литературы

1. Балабаева Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников [Текст] / Н.В. Балабаева // Вестник Шадринского государственного педагогического института, 2015. № 2 (26). 4 с.

2. Медведева М.В. Методика определения уровня познавательной активности обучающихся [Текст] // Среднее профессиональное образование, 2011. № 1. С. 40-42.

3. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. [Текст] / В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1980. 352 с.

4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. 160 с.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ожго Т.А.

Ожго Татьяна Анатольевна - магистрант, кафедра общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: социальные компетенции рассматриваются как знания, умения, опыт, необходимые подростку для успешной адаптации и интеграции в систему общественных отношений и развития его личностных ресурсов. На современном этапе развитие системы образования характеризуется усилением роли дополнительного образования в профессиональном самоопределении и жизненном становлении детей.

Ключевые слова: подростки «группы риска», социальная компетенция, дополнительное образование.

В современном мире, из года в год происходит обострение проблем социального положения несовершеннолетних. Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска».

Подростки «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Данные обстоятельства обуславливают необходимость оптимизации социально-педагогической деятельности с детьми группы риска [2].

Одним из существенных аспектов социально-педагогической работы с подростками группы риска является развитие их социальных компетенций.

Социальная компетенция - подразумевает способность к межличностным отношениям. Можно сказать конкретнее, она является базисной, интегральной характеристикой личности, которая отражает её достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающей полноценное овладение социальной реальностью и даёт возможность эффективно выстраивать своё поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с нормами и ценностями которые приняты на данный момент в социуме.

Объектом профессиональной деятельности социального педагога в формировании социальных компетенций у подростков группы риска являются подростки, подвергающиеся в процессе жизнедеятельности различным рискам:

1. Риску нарушения здоровья (подростки, часто болеющие, прежде всего по причине отсутствия здорового образа жизни, дети - инвалиды);

2. Социальному риску, приводящему к нарушению социального статуса ребенка, социальных связей, взаимодействия с окружающими людьми (подростки, испытывающего трудности в общении; дети-сироты; беспризорные и безнадзорные дети);

3. Риску отсутствия необходимого в соответствии с возрастом уровня образования [3].

Кроме того, отнесение подростков к «группе риска» возможно в связи с их возрастными

особенностями, нередко провоцирующими при определенных условиях появление у них отклоняющегося поведения. В результате этого, являясь определенной угрозой для общества, риску подвергаются как окружающие, так и сами подростки.

Особенности подростков «группы риска» (сниженная или нестабильная самооценка; неразвитость коммуникативных способностей и неумение устанавливать стабильные отношения с окружающими; неуверенность в себе; несформированность ценностных ориентаций; отсутствие или недостаточность позитивного социального опыта; конфликтность и т.д.) приводят к нарушению социализации и служат основанием для формирования у подростков «группы риска» социальной компетентности, представляющей собой интегративное качество личности, объединяющее соответствующие социальные знания, умения, навыки, мотивы их приобретения, качества личности, необходимые для самореализации в социуме.

Социальные компетенции подростков «группы риска» включают следующие компоненты:

1) когнитивный (знания своих прав и обязанностей, соответствующих возрасту социальных ролей, способов продуктивного взаимодействия и разрешения конфликтов, собственных личностных особенностей);

2) поведенческий (умения эффективного общения и конструктивного взаимодействия, навыки организации своего поведения и эмоциональной саморегуляции, учебные и трудовые умения и навыки, умения и навыки организации и проведения досуга в социально одобряемой форме);

3) мотивационно-ценностный (мотивация достижения успеха в учебной, трудовой, культурно-досуговой деятельности; мотив самоутверждения, способствующий овладению стратегиями преодоления трудностей; позитивное отношение к себе и окружающим, понимание ценности человека и человеческой жизни, ценностную устойчивость и гибкость; наличие позитивных жизненных планов и знание способов их реализации);

4) личностный (адекватная самооценка, ответственность, уверенность в себе, инициативу, креативность и толерантность) [1].

Дополнительное образование как детей, так и взрослых, направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование является сущностно мотивированным, поскольку позволяет обучающемуся приобрести и удовлетворить устойчивую потребность в познании, творческой активности, максимально реализовать свой потенциал.

Главной задачей учреждений дополнительного образования детей группы риска заключается в содействии профессиональному самоопределению подростков, которое в свою очередь возможна через организацию совместной практической деятельности, в результате которого у подростков развивается умения, навыки, способности, психологическая готовность к труду, ответственность и осознанное отношение к выбору профессии. Являясь благоприятной почвой для профессиональной ориентации, учреждение дополнительного образования содействует развитию личностных качеств обучающихся (гуманизм, ответственность, этика и т.д.), становлению его как субъекта собственной жизни, формированию профессиональных мотивов и ценностей.

В учреждениях дополнительного образования складывается совокупность возможностей для более полной самореализации и самоопределения личности на основе создания добровольных объединений детей и взрослых, выступающих как продуктивные общности, моделирующие различные социальные и профессиональные роли и отношения людей, положительно эмоционального фона сотрудничества детей и взрослых. Данный подход адекватен возможностям учреждений дополнительного образования, так как спектр выполняемых функций педагога здесь намного шире, чем в общеобразовательной школе, а спектр социальных ролей выполняемых учащимися более разнообразнее.

Эффективность формирования общественной компетентности подростков учреждениях дополнительного образования гарантируется реализацией взаимосвязанных стратегий: развивающей и формирующей.

Развивающая стратегия подразумевает создание критерий, стимулирующих формирование базисных элементов общественной компетентности, рвение ребенка к самореализации в социуме социально-позитивными способами, и реализуется чрез компанию образовательной среды учреждения. Формирующая стратегия содержится в поддержке детям в приобретении общественной умелости исполняется чрез реализацию особых программ по формированию базисных элементов общественной компетентности с учетом возрастных особенностей.

Результатом педагогического сопровождения является изучение детьми главным компетенциям, содержание которых гарантирует успешность общественного самоопределения: дееспособность к целеполаганию и принятию адекватных решений в согласовании с индивидуальными нуждами; рвение к самопознанию собственных личных особенностей; подготовленность к социально важной деятельности, преодолению проблем; знание налаживать общественные и деловые контакты; изучение правовой грамотностью в области регулирования социально-трудовых отношений меж людьми.

Творческое самоосуществление личности ребенка - актуализация на генном уровне запрограммированных задатков, а в том же духе осуществление сформированных в процессе общественной деятельности возможностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является вольная творческая активность. Детский досуг это типичная "зона невмешательства" которая нужна для самопроверки, оценке личного" Я ".

Досуг для подростков - это сфера, в которой, выступая в новейших ролях, отличных от семейных и школьных, они в особенности живо и насыщенно открывают свои натуральные потребности в воле и независимости, функциональной деятельности и самовыражении.

Досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Однако решение этих задач своеобразна, в органичном сочетании познавательной творческой деятельности с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это дает положительные психологические результаты и облегчает процесс социализации подрастающего поколения [4].

Список литературы

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2. С. 58-64.

2. ФельдштейнД.И. Трудный подросток. 2-е изд. - М.: Изд-во МЖИ, 2008. 208 с.

3. Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С. 41-47.

4. Самойленко Э.В. Педагогические возможности учреждений ДОД как микрофакторы социализации / Э.В. Самойленко // Дополнительное образование и воспитание. 2009. №2.

ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА В ШКОЛЕ

Собольников С.П.

Собольников Сергей Петрович — студент, кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация: актуальность исследования обусловлена растущим числом подростков школьного возраста, которые приобщаются к алкоголю, что впоследствии может привести к алкоголизму.

Данная статья носит теоретический характер: в ней описана статистика и теоретические вопросы, связанные с проблемой подросткового алкоголизма в школе.

Ключевые слова: подростковый алкоголизм, причины алкоголизма, статистика подросткового алкоголизма, зависимость, последствия алкоголизма, профилактика алкоголизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.