Дидактические игры содействуют учащимся в понимании, усвоении нового материала. Игры можно использовать как на начальном этапе, так и на этапе закрепления, повторения или же контроля. С помощью игр в процесс обучения включаются все учащиеся. С помощью игры сложный материал становится более доступным в понимании для учащихся, они без опаски «идут» ему на встречу.
Список литературы
1. Балабаева Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников [Текст] / Н.В. Балабаева // Вестник Шадринского государственного педагогического института, 2015. № 2 (26). 4 с.
2. Медведева М.В. Методика определения уровня познавательной активности обучающихся [Текст] // Среднее профессиональное образование, 2011. № 1. С. 40-42.
3. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. [Текст] / В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1980. 352 с.
4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ожго Т.А.
Ожго Татьяна Анатольевна - магистрант, кафедра общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: социальные компетенции рассматриваются как знания, умения, опыт, необходимые подростку для успешной адаптации и интеграции в систему общественных отношений и развития его личностных ресурсов. На современном этапе развитие системы образования характеризуется усилением роли дополнительного образования в профессиональном самоопределении и жизненном становлении детей.
Ключевые слова: подростки «группы риска», социальная компетенция, дополнительное образование.
В современном мире, из года в год происходит обострение проблем социального положения несовершеннолетних. Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска».
Подростки «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Данные обстоятельства обуславливают необходимость оптимизации социально-педагогической деятельности с детьми группы риска [2].
Одним из существенных аспектов социально-педагогической работы с подростками группы риска является развитие их социальных компетенций.
Социальная компетенция - подразумевает способность к межличностным отношениям. Можно сказать конкретнее, она является базисной, интегральной характеристикой личности, которая отражает её достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающей полноценное овладение социальной реальностью и даёт возможность эффективно выстраивать своё поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с нормами и ценностями которые приняты на данный момент в социуме.
Объектом профессиональной деятельности социального педагога в формировании социальных компетенций у подростков группы риска являются подростки, подвергающиеся в процессе жизнедеятельности различным рискам:
1. Риску нарушения здоровья (подростки, часто болеющие, прежде всего по причине отсутствия здорового образа жизни, дети - инвалиды);
2. Социальному риску, приводящему к нарушению социального статуса ребенка, социальных связей, взаимодействия с окружающими людьми (подростки, испытывающего трудности в общении; дети-сироты; беспризорные и безнадзорные дети);
3. Риску отсутствия необходимого в соответствии с возрастом уровня образования [3].
Кроме того, отнесение подростков к «группе риска» возможно в связи с их возрастными
особенностями, нередко провоцирующими при определенных условиях появление у них отклоняющегося поведения. В результате этого, являясь определенной угрозой для общества, риску подвергаются как окружающие, так и сами подростки.
Особенности подростков «группы риска» (сниженная или нестабильная самооценка; неразвитость коммуникативных способностей и неумение устанавливать стабильные отношения с окружающими; неуверенность в себе; несформированность ценностных ориентаций; отсутствие или недостаточность позитивного социального опыта; конфликтность и т.д.) приводят к нарушению социализации и служат основанием для формирования у подростков «группы риска» социальной компетентности, представляющей собой интегративное качество личности, объединяющее соответствующие социальные знания, умения, навыки, мотивы их приобретения, качества личности, необходимые для самореализации в социуме.
Социальные компетенции подростков «группы риска» включают следующие компоненты:
1) когнитивный (знания своих прав и обязанностей, соответствующих возрасту социальных ролей, способов продуктивного взаимодействия и разрешения конфликтов, собственных личностных особенностей);
2) поведенческий (умения эффективного общения и конструктивного взаимодействия, навыки организации своего поведения и эмоциональной саморегуляции, учебные и трудовые умения и навыки, умения и навыки организации и проведения досуга в социально одобряемой форме);
3) мотивационно-ценностный (мотивация достижения успеха в учебной, трудовой, культурно-досуговой деятельности; мотив самоутверждения, способствующий овладению стратегиями преодоления трудностей; позитивное отношение к себе и окружающим, понимание ценности человека и человеческой жизни, ценностную устойчивость и гибкость; наличие позитивных жизненных планов и знание способов их реализации);
4) личностный (адекватная самооценка, ответственность, уверенность в себе, инициативу, креативность и толерантность) [1].
Дополнительное образование как детей, так и взрослых, направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование является сущностно мотивированным, поскольку позволяет обучающемуся приобрести и удовлетворить устойчивую потребность в познании, творческой активности, максимально реализовать свой потенциал.
Главной задачей учреждений дополнительного образования детей группы риска заключается в содействии профессиональному самоопределению подростков, которое в свою очередь возможна через организацию совместной практической деятельности, в результате которого у подростков развивается умения, навыки, способности, психологическая готовность к труду, ответственность и осознанное отношение к выбору профессии. Являясь благоприятной почвой для профессиональной ориентации, учреждение дополнительного образования содействует развитию личностных качеств обучающихся (гуманизм, ответственность, этика и т.д.), становлению его как субъекта собственной жизни, формированию профессиональных мотивов и ценностей.
В учреждениях дополнительного образования складывается совокупность возможностей для более полной самореализации и самоопределения личности на основе создания добровольных объединений детей и взрослых, выступающих как продуктивные общности, моделирующие различные социальные и профессиональные роли и отношения людей, положительно эмоционального фона сотрудничества детей и взрослых. Данный подход адекватен возможностям учреждений дополнительного образования, так как спектр выполняемых функций педагога здесь намного шире, чем в общеобразовательной школе, а спектр социальных ролей выполняемых учащимися более разнообразнее.
Эффективность формирования общественной компетентности подростков учреждениях дополнительного образования гарантируется реализацией взаимосвязанных стратегий: развивающей и формирующей.
Развивающая стратегия подразумевает создание критерий, стимулирующих формирование базисных элементов общественной компетентности, рвение ребенка к самореализации в социуме социально-позитивными способами, и реализуется чрез компанию образовательной среды учреждения. Формирующая стратегия содержится в поддержке детям в приобретении общественной умелости исполняется чрез реализацию особых программ по формированию базисных элементов общественной компетентности с учетом возрастных особенностей.
Результатом педагогического сопровождения является изучение детьми главным компетенциям, содержание которых гарантирует успешность общественного самоопределения: дееспособность к целеполаганию и принятию адекватных решений в согласовании с индивидуальными нуждами; рвение к самопознанию собственных личных особенностей; подготовленность к социально важной деятельности, преодолению проблем; знание налаживать общественные и деловые контакты; изучение правовой грамотностью в области регулирования социально-трудовых отношений меж людьми.
Творческое самоосуществление личности ребенка - актуализация на генном уровне запрограммированных задатков, а в том же духе осуществление сформированных в процессе общественной деятельности возможностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является вольная творческая активность. Детский досуг это типичная "зона невмешательства" которая нужна для самопроверки, оценке личного" Я ".
Досуг для подростков - это сфера, в которой, выступая в новейших ролях, отличных от семейных и школьных, они в особенности живо и насыщенно открывают свои натуральные потребности в воле и независимости, функциональной деятельности и самовыражении.
Досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Однако решение этих задач своеобразна, в органичном сочетании познавательной творческой деятельности с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это дает положительные психологические результаты и облегчает процесс социализации подрастающего поколения [4].
Список литературы
1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2. С. 58-64.
2. ФельдштейнД.И. Трудный подросток. 2-е изд. - М.: Изд-во МЖИ, 2008. 208 с.
3. Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С. 41-47.
4. Самойленко Э.В. Педагогические возможности учреждений ДОД как микрофакторы социализации / Э.В. Самойленко // Дополнительное образование и воспитание. 2009. №2.
ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА В ШКОЛЕ
Собольников С.П.
Собольников Сергей Петрович — студент, кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
Аннотация: актуальность исследования обусловлена растущим числом подростков школьного возраста, которые приобщаются к алкоголю, что впоследствии может привести к алкоголизму.
Данная статья носит теоретический характер: в ней описана статистика и теоретические вопросы, связанные с проблемой подросткового алкоголизма в школе.
Ключевые слова: подростковый алкоголизм, причины алкоголизма, статистика подросткового алкоголизма, зависимость, последствия алкоголизма, профилактика алкоголизма.