Эффективность формирования общественной компетентности подростков учреждениях дополнительного образования гарантируется реализацией взаимосвязанных стратегий: развивающей и формирующей.
Развивающая стратегия подразумевает создание критерий, стимулируюшдх формирование базисных элементов общественной компетентности, рвение ребенка к самореализации в социуме социально-позитивными способами, и реализуется чрез компанию образовательной среды учреждения. Формирующая стратегия содержится в поддержке детям в приобретении общественной умелости исполняется чрез реализацию особых программ по формированию базисных элементов общественной компетентности с учетом возрастных особенностей.
Результатом педагогического сопровождения является изучение детьми главным компетенциям, содержание которых гарантирует успешность общественного самоопределения: дееспособность к целеполаганию и принятию адекватных решений в согласовании с индивидуальными нуждами; рвение к самопознанию собственных личных особенностей; подготовленность к социально важной деятельности, преодолению проблем; знание налаживать общественные и деловые контакты; изучение правовой грамотностью в области регулирования социально-трудовых отношений меж людьми.
Творческое самоосуществление личности ребенка - актуализация на генном уровне запрограммированных задатков, а в том же духе осуществление сформированных в процессе общественной деятельности возможностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является вольная творческая активность. Детский досуг это типичная "зона невмешательства" которая нужна для самопроверки, оценке личного" Я ".
Досуг для подростков - это сфера, в которой, выступая в новейших ролях, отличных от семейных и школьных, они в особенности живо и насыщенно открывают свои натуральные потребности в воле и независимости, функциональной деятельности и самовыражении.
Досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Однако решение этих задач своеобразна, в органичном сочетании познавательной творческой деятельности с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это дает положительные психологические результаты и облегчает процесс социализации подрастающего поколения [4].
Список литературы
1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2. С. 58-64.
2. ФельдштейнД.И. Трудный подросток. 2-е изд. - М.: Изд-во МЖИ, 2008. 208 с.
3. Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С. 41-47.
4. Самойленко Э.В. Педагогические возможности учреждений ДОД как микрофакторы социализации / Э.В. Самойленко // Дополнительное образование и воспитание. 2009. №2.
ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА В ШКОЛЕ
Собольников С.П.
Собольников Сергей Петрович — студент, кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
Аннотация: актуальность исследования обусловлена растущим числом подростков школьного возраста, которые приобщаются к алкоголю, что впоследствии может привести к алкоголизму.
Данная статья носит теоретический характер: в ней описана статистика и теоретические вопросы, связанные с проблемой подросткового алкоголизма в школе.
Ключевые слова: подростковый алкоголизм, причины алкоголизма, статистика подросткового алкоголизма, зависимость, последствия алкоголизма, профилактика алкоголизма.
Алкоголизм является медленно прогрессирующим видом заболевания, которое характеризуется патологическим влечением к напиткам, содержащим спирт. Процессом развития абстинентного синдрома при отмене употребления алкоголя, а в отдельных случаях для него характерно стойкое соматоневрологическое расстройство и динамическое развитие психической деградации.
Проблема в сфере подросткового алкоголизма в настоящий момент носит угрожающий характер. У детей подросткового возраста, которые в первый раз попробовали спиртное, устойчивость к алкогольным напиткам крайне низкая (50-100 мл этилового спирта)1. При приеме спиртосодержащих жидкостей постоянно (2-3 раза за месяц) устойчивость к его непосредственному воздействию на организм человека, увеличивается. За последние два десятилетия в нашей стране достаточно четко прослеживается динамичный рост алкогольной зависимости именно в подростковой среде.
При помощи статистических методов удалось доказать, что постоянное употребление алкоголя в возрасте до двадцати лет в более чем 80% зарегистрированных случаев приводит к алкогольной зависимости. Растущий организм в несколько раз быстрее на физиологическом, а также психическом уровне привыкает к алкоголю. В связи с данными фактами молодые люди намного чаще спиваются. Большое количество тех, кто начинает выпивать в школе, уже к возрасту 25-ти лет страдает второй стадией алкогольной зависимости.2
С сожалением приходится констатировать, что в нашей стране распространено употребление алкогольных напитков именно в молодежной среде. Достаточно часто первая проба спиртосодержащей жидкости подростками происходит при участии родителей, чаще всего на семейных торжествах. Отмечены случаи, когда молодые люди начинаю выпивать, когда попадают в определенную компанию, где прием алкоголя является нормой. Подростки, в силу возраста, желают быть похожими на старших товарищей и зная о вреде алкоголя - пьют. Через непродолжительное время подобные напитки становятся неотделимой частью отдыха, а также, веселого настроения. После чего увеличиваются дозы употребляемого алкоголя, в связи с чем первоначальный объем потребляемого уже кажется малым. Именно подобным образом, алкоголь становится неотделимой частью жизни человека.
Алкоголизм в подростковой среде развивается в разы быстрее, чем тоже заболевание у взрослых.3 Зависимость протекает наиболее злокачественнее. Определенные концентрации алкоголя, содержащегося в крови у взрослых людей вызывают только небольшие нарушения, у молодежи они же могут явить своим следствием тяжелые отравления с сопутствующими неврологическими расстройствами.
При постоянном приеме спиртосодержащих жидкостей достаточно резко уменьшается работоспособность, сужается круг интересов, снижается общая школьная успеваемость. Все это происходит из-за того, что страдает память, трансформируется характер и общий склад личности. Уровень смертности от заболевания алкоголизмом в молодежной среде в разы выше, чем в иных возрастных группах.
У детей в подростковом возрасте любая спиртосодержащая жидкость, даже в небольшом количестве, наносит человеческому организму необратимый вред. На растущий молодой организм он воздействует достаточно сильно, затрагивая специфические личностные качества, присущие подростку, психическое, а также физическое здоровье, приводит к фактическим нарушениям репродуктивной функции. Алкоголь является одной из самых частых причин нежелательной беременности у молодых девушек-подростков, беспорядочных половых связей. Именно данная тенденция предопределяет высокий риск распространения различных инфекций, которые передаются половым путем, а также ВИЧ-инфекции.4 Имеется определенная корреляция между фактом употреблением спиртосодержащих напитков учащейся молодежью, а также динамичным снижением уровня успеваемости. Потребление алкоголя является одним из основных факторов, которые крайне негативно влияют на успеваемость. Употребление в различных количествах алкоголя представляет колоссальную
1 Попов А.И. Педагогическая профилактика как наиболее эффективная методика борьбы с алкоголизмом и наркоманией подростков // Вестн. Шадр. гос. пед. ин-та. - 2012. - № 3/4 (16). - С. 180-183.
2 Кульбах О.С. Алкоголизм подростков как социально-педагогическая и психологическая проблема / О.С. Кульбах, Е. Р. Зинкевич, Н. Ю. Заварзина // Биология в шк. - 2010. - N° 9. - С. 50-55.
3 Битенский, B.C. Фармако- и психореабилитация подростков с девиантной и аддиктивной деятельностью. // Неврологический вестник. 1994. Т. 26. - №3-4. - С. 31-34.
4 Рогозин М.Л. Проблемы профилактики алкоголизма в средней школе // Научный поиск : Материалы II Междунар. науч.-практ. конф.: сб. научных трудов / науч. ред. Ю.В. Мамченко. - М., 2014. - С. 88-90.
106
социальную опасность, а также опасность для непосредственного здоровья несовершеннолетних. 1
В связи с тем, что не только в нашей стране, но и во всем мире, общее количество подростков, злоупотребляющих алкоголем, увеличивается, врачи-наркологи достаточно активно начинают изучать возможные причины подобного явления. Разными методами они выясняют причины, по которым подростки начинают употреблять алкоголь. Наибольшее количество разнообразных исследований было проведено на территории Соединенных Штатов Америки. Именно в связи с данным фактом, наиболее достоверными следует считать доклады именно Американских наркологов. Необходимо отметить, что Америка по своей сути не относится к странам с большим количеством зависимых от алкоголя людей. Исходя из этого, абсолютно все проведенные исследования доказывают, что в разных штатах страны от 90% до 92% подростков, в возрастном диапазоне от 14 до 18 лет пробовали алкоголь.
Так, Швейцарский институт по борьбе с алкоголизмом произвел большое количество различных исследований почти во всех странах, которые находятся на территории Европы. Ученые пытаясь определить фундаментальные причины, по которым подростки начинают пить алкоголь. Результаты исследований были следующие:2
• 61% связывают употребление с удовольствие;
• 23% выпивают из-за того, что так принято в компании;
• 16% делают это для снятия напряжения.
Важно отметить, что из 23% подростков, которые приобщились к алкоголю в компании, 60,5% первый раз попробовали алкоголь непосредственно в семье. Их родители непосредственно способствуют тому, что подростки начинают выпивать. При подобном поведении взрослых у подростка развивается неверное мнение, что алкоголь помогает стать ему взрослым, лучшим, чем другие сверстники.
По имеющейся статистике, в середине прошлого века употребляли алкоголь только 39% подростков-девочек, к концу века - 67%. Сейчас общее количество зависимых девочек-подростков приближается к количеству юношей и составляет чуть более 90%. 3
Разнообразные проведенные исследования помогли выяснить, что подростки, употребляющие алкоголь, чаще всего испытывают следующие трудности:4
• Определенные проблемы в школе, которые выражаются в низкой посещаемости, а также в неудовлетворительных отметках;
• нарушение обычного роста, а также сексуального развития в пределах нормы;
• в наличии имеются социальные проблемы, к которым можно отнести драки, а также отсутствие интереса к подростковой общественной жизни;
• имеющиеся проблемы с законом, которые могут выражаться в виде арестов, причинения физического вреда другим людям.
• Разнообразные физические проблемы, неудовлетворительное самочувствие;
• Достаточно высокий уровень суицидальных наклонностей.
Даже нечастый прием спиртосодержащих напитков подростками равносилен злоупотреблению спиртным.
Стоит отметить, что при общей концентрации алкоголя в крови человека 0,5-0,6% у молодого человека возможно наступление смерти.5
Подростковый мозг достаточно уязвим, так как он находится в специфическом состоянии функциональных, а также структурных трансформаций. Содержащийся в алкоголе этанол может причинить подростковому мозгу колоссальные вред. Экспериментально удалось доказать, что даже достаточно редкое употребление спиртосодержащих напитков может в разы
1 Гасан-Заде, Н.Ю. Скорость формирования алкоголизма в зависимости от ряда психоконституциональных особенностей. //Вопросы наркологии. 1999. - №3. - С. 35-38.
2 Крылов А.В. Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму // Современные направления модернизации российского образования проблемы и перспективы: материалы II Всерос. студ. заочн. науч.-практ. конф. БФ ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» / отв. ред. Е.А. Кудрявцева. - Борисоглебск, 2016. - С. 183-186.
3 Альтшуллер, В.Б. Патологическое влечение к алкоголю: вопросы клиники и терапии. М., 1994. 216 с.
4 Ирматова М.Д. Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: сб. науч. ст. 4-й Междунар. науч-практ. конф.: в 2-х томах: Т.1. /отв. ред.: А.А.Горохов. Курск, 2014. С. 190-192.
5 Актуальные проблемы алкоситуации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика. Москва: СИНТЕГ, 2015. 191 с.
ухудшить имеющиеся способности головного мозга, необходимые для процесса обучения.1 Иначе говоря, при употреблении алкоголя подростковый мозг тупеет и на интеллектуальном уровне, и на моральном. Алкогольная зависимость развивается очень быстро. Несформированный организм молодых людей привыкает к потребляемым дозам спиртного. Большое количество подростков считают, что если несколько раз в неделю выпивать алкоголь, то ничего плохого не случится.2 Но, важно понимать, что риск имеется, даже если молодой человек выпивает три-четыре раза за один месяц. Подобная частота потребления спиртосодержащих напитков считается современными наркологами систематическим употреблением алкоголя.3
В заключение, считаю нужным подчеркнуть, что основными мерами предотвращения развития подросткового алкоголизма в школе должны являться профилактические беседы и мероприятия, которые помогут наглядно показать проблемы, вызываемые чрезмерным употреблением спиртного.
Список литературы
1. Актуальные проблемы алкоситуации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика. Москва: СИНТЕГ, 2015. 191 с.
2. Алексеев Б.Е. Системный подход к изучению алкоголизма и наркоманий. // Обозрение психиатрии и мед. психологи. 1992. N1. С.48-57.
3. Альтшуллер В.Б. Патологическое влечение к алкоголю: вопросы клиники и терапии. М., 1994. 216 с.
4. Битенский B.C. Фармако- и психореабилитация подростков с девиантной и аддиктивной деятельностью. // Неврологический вестник. 1994. Т. 26. - N3-4. - С. 31-34.
5. Булотайте Л.И. Психологическая склонность к алкоголизации у подростков из семей с алкоголизмом. // Психопатические расстройства у подростков: Респ. сб. науч. тр. ин-та им.
B.М.Бехтерева. Л., 1989. Т.116. С. 77-80.
6. Гасан-Заде Н.Ю. Скорость формирования алкоголизма в зависимости от ряда психоконституциональных особенностей. //Вопросы наркологии. 1999. - N3. С. 35-38.
7. Ирматова М.Д. Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: сб. науч. ст. 4-й Междунар. науч-практ. конф.: в 2-х томах: Т.1. /отв. ред.: А.А.Горохов. Курск, 2014. С. 190-192.
8. Крылов А.В. Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму // Современные направления модернизации российского образования проблемы и перспективы: материалы II Всерос. студ. заочн. науч.-практ. конф. БФ ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» / отв. ред. Е.А. Кудрявцева. Борисоглебск, 2016. С. 183-186.
9. Кульбах О.С. Алкоголизм подростков как социально-педагогическая и психологическая проблема / О.С. Кульбах, Е. Р. Зинкевич, Н. Ю. Заварзина // Биология в шк. 2010. -N 9.
C. 50-55.
10. Попов А.И. Педагогическая профилактика как наиболее эффективная методика борьбы с алкоголизмом и наркоманией подростков // Вестн. Шадр. гос. пед. ин-та. 2012. - N 3/4 (16). С. 180-183.
11. Рогозин М.Л. Проблемы профилактики алкоголизма в средней школе // Научный поиск: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф.: сб. научных трудов / науч. ред. Ю.В. Мамченко. М., 2014. С. 88-90.
12. Яковлев С.А. Алкоголь и ваша жизнь / С.А. Яковлев. М.: Диля, 2014. 224 с.
1 Алексеев, Б.Е. Системный подход к изучению алкоголизма и наркоманий. // Обозрение психиатрии и мед. психологи. 1992. №1. С.48-57.
2 Булотайте Л.И. Психологическая склонность к алкоголизации у подростков из семей с алкоголизмом. // Психопатические расстройства у подростков: Респ. сб. науч. тр. ин-та им. В.М.Бехтерева. Л., 1989. Т.116. С. 77-80.
3 Яковлев, С. А. Алкоголь и ваша жизнь / С.А. Яковлев. М.: Диля, 2014. - 224 с.
108