Научная статья на тему 'Социально-психологические мишени превенции химической аддикции несовершеннолетних'

Социально-психологические мишени превенции химической аддикции несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
740
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АЛКОГОЛИЗМ / НАРКОМАНИЯ / ПРЕВЕНЦИЯ ХИМИЧЕСКОЙ АДДИКЦИИ / ADDICTIVE BEHAVIOR / ALCOHOLISM / DRUG ADDICTION / PREVENTION OF CHEMICAL ADDICTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александрова Наталия Викторовна, Кмита Наталья Витальевна, Лафи Светлана Григорьевна

Статья посвящена выявлению социально-психологических мишеней превенции химической аддикции несовершеннолетних. В основу статьи положен многолетний опыт работы по изучению наркозависимости в молодежной среде, а также результаты социологического опроса 50 несовершеннолетних в возрасте от 13 до 18 лет. Выявлены наиболее неблагоприятные факторы психологического и социального развития, влияющие на формирование аддиктивного поведения несовершеннолетних. Решения вопроса можно достичь, используя только превентивные меры употребления алкогольсодержащих и токсических веществ. Данные, полученные авторами, обосновывают необходимость вовлечения специалистов разного профиля в превентивную работу по предотвращению развития химических аддикций у несовершеннолетних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Александрова Наталия Викторовна, Кмита Наталья Витальевна, Лафи Светлана Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological aims for prevention chemical addiction in juveniles

The article is devoted to the identification of the socio-psychological targets for the prevention of chemical addiction in juveniles. The article is based on many years of experience in the study of drug addiction in the youth environment, as well as the results of sociological survey of 50 juveniles at the age from 13 to 18 years. The most adverse factors of psychological and social development that influence the formation of the addictive behavior of juveniles have been detected. The solution of a problem can be found by using only the preventive measures of use of alcohol-containing and toxic substances. The data, obtained by the authors, justify the need for the involvement of specialists of different profile in the preventive work to prevent the development of the chemical addiction in juveniles.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические мишени превенции химической аддикции несовершеннолетних»

удк 159.9:31б.б н. В. АЛЕКСАНДРОВА

Н. В. КМИТА с. Г. ЛАФИ

Омский государственный технический университет

Комплексный центр социального обслуживания населения Калачинского района

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИШЕНИ ПРЕВЕНЦИИ ХИМИЧЕСКОЙ АДДИКЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья посвящена выявлению социально-психологических мишеней превенции химической аддикции несовершеннолетних. В основу статьи положен многолетний опыт работы по изучению наркозависимости в молодежной среде, а также результаты социологического опроса 50 несовершеннолетних в возрасте от 13 до 18 лет. Выявлены наиболее неблагоприятные факторы психологического и социального развития, влияющие на формирование аддиктивного поведения несовершеннолетних. Решения вопроса можно достичь, используя только превентивные меры употребления алкогольсодержащих и токсических веществ. Данные, полученные авторами, обосновывают необходимость вовлечения специалистов разного профиля в превентивную работу по предотвращению развития химических аддик-ций у несовершеннолетних

Ключевые слова: аддиктивное поведение, алкоголизм, наркомания, превенция химической аддикции.

Проблема химических аддикций несовершеннолетних высоко актуальна. В настоящее время понимание термина аддикция многозначно. Мы будем понимать под аддикцией (согласно определению ВОЗ) состояние периодической или хронической интоксикации, вызванной повторным употреблением естественного или синтетического вещества, к которому имеется непреодолимое (компульсивное) влечение, сопровождаемое тенденцией к увеличению доз, повышением толерантности и синдромом отмены, при которых всегда имеется психическая и физическая зависимость от эффекта вещества. Под превенцией мы понимаем комплекс мер, направленных на предупреждение химических аддикций.

Наркологическая ситуация и ситуация с употреблением алкоголя в последние годы в России значительно ухудшилась. Злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами стремительно молодеет: все большее число несовершеннолетних приобретают «опыт» потребления алкоголя, наркотических и психотропных препаратов.

По данным наркологического учета уровень заболеваемости наркоманиями среди подростков почти в 2,5 раза выше, чем среди всего населения. Злоупотребляют наркотиками подростки в 6,3 раза чаще, чем население всех возрастов. За последние 10 лет число случаев смерти от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей — в 42 раза.

Данные статистики неумолимо свидетельствуют о теснейшей связи роста наркомании в стране с ростом числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими серьезнейшими заболеваниями.

Проблема злоупотребления наркотиками является актуальной и в г. Омске.

В результате анализа материалов социологического обследования молодежных контингентов Советского административного округа г. Омска [1] с использованием метода анонимного анкетирования нами установлено, что наиболее широко употребление наркотических веществ распространено среди молодежи в возрасте 15—16 и 17—18 лет, преимущественно проживающей с родителями. Самым распространенным мотивационным фактором обращения молодежи к приему наркотических веществ с немедицинскими целями в Омске является любопытство: интенсивный показатель по округу — 338,6 на 10 тыс. населения. В большинстве случаев отмечается однократное самостоятельное употребление наркотика или в компании. По-видимому, физиологической зависимости от наркотических препаратов эта группа лиц не имеет.

Начиная с 1997 г. нами ведется практическая и научно-методическая работа по выявлению социально-психологических факторов, определяющих химическую аддикцию несовершеннолетних [1].

В частности, выявлено, что среди причин потребления наркотиков можно выделить основные и сопутствующие. К основным относятся: влияние знакомого наркомана, друзей, случайного знакомого, знакомых из школ (ПТУ) и вузов, родственников, других лиц с целью использования в своих корыстных целях и т.д. Среди сопутствующих заслуживают внимания: личные жизненные неурядицы, неумение провести свободное время и стремление не выделяться в компании. Как показывает наш опыт [1], для подростков, приобщающихся к потреблению наркотических веществ, характерен ряд психологических особенностей. Это удовлетворение лю-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

бопытства относительно действия наркотического вещества; испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой; выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим; познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта; достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»; достижение чувства полного расслабления.

Стремительное распространение наркотиков и наркомании среди молодежи также сопряжено с факторами, которые в сумме составляют благоприятный базис для развития подростковой наркомании. Это подростковый кризис, кризис общества, снижение жизненного уровня населения.

Социальный аспект проблемы заключается в том, чтобы понять специфику взаимоотношений между подростком, употребляющим наркотики, и разными уровнями его социального окружения.

С. Гурски [2] отмечал, что для подростка противоречия в жизни становятся непреодолимым личностным кризисом, порождающим отчаяние. Семья сегодня оказалась в глубоком кризисе: родители не имеют возможности показать позитивный пример своим детям. Традиционная культура стремительно деградирует. В поисках целостности подросток незаметно включается в делинквентную субкультуру с ее традициями, особым языком, системой ценностей, жизненных принципов, особых отношений. Делинквентная субкультура предстает сегодня как контркультура с гораздо большим потенциалом, нежели то, что мы пытаемся ей сегодня противопоставлять.

Актуальной в ракурсе изучения химических ад-дикций является также проблема злоупотребления алкоголем среди подростков. У подавляющего числа подростков нет признаков алкогольной болезни — отсутствует психическая и физическая зависимость. В последние годы это получило название «аддиктивного поведения». Преимущество данного термина в том, что он хорошо отражает присущую подростковому возрасту характерную черту, иногда называемую «первичным», «изначальным», «поисковым» подростковым полинаркотизмом. Начинающееся злоупотребление алкоголем тесно связано с социальной дезадаптацией подростков, нередко предшествует ей или усугубляет ее [3]. Аддиктив-ное поведение, т.е. злоупотребление без зависимости, обычно не требует лекарственного лечения, за исключением случаев тяжелой острой интоксикации. Учитывая комплексный, биопсихосоциодухов-ный характер проблемы химической аддикции у детей и подростков, рассматривать ее необходимо с позиций интегративного, междисциплинарного подхода.

С целью выявления социально-психологических мишеней превенции химической аддикции несовершеннолетних Н. В. Александровой и Н. В. Кмита [4] было предпринято исследование социальных аспектов алкогольной зависимости детей и подростков.

Исследование проводилось социологическим методом с помощью авторской анкеты среди 50 несовершеннолетних в возрасте от 13 до 18 лет, проживающих в Калачинском районе Омской области (табл. 1). Среди них 34 юноши (68 %) и 16 девушек (32 %) из трех учебных заведений: МКОУ «Гимназия № 1 г. Калачинска» (9 человек), МКОУ «Сорочин-ская СОШ» (19 человек), Калачинского агро-тех-нического техникума (22 человека). Из общего количества 30 респондентов — жители Калачинского

Таблица 1

Возрастная структура респондентов

возраст количество человек процент

17 лет 16 32 %

16 лет 11 22 %

18 лет 7 14 %

15 лет 6 12 %

13 лет 6 12 %

14 лет 4 8 %

района, 20 — жители г. Калачинска Омской области (табл. 1).

В результате анализа социологического опроса, выявлен целый ряд негативных тенденций. Больше половины опрошенных (54 %) отрицательно относятся к употреблению алкогольных напитков, в том числе и пива. Но, несмотря на это, 80 % респондентов все-таки пробовали пиво хотя бы раз, и только 20 % не пили пиво ни разу. Настораживает и тот факт, что среди респондентов есть и нормально относящиеся к употреблению алкогольных напитков (28 %), и совершенно равнодушные к этой социальной проблеме (18 %). 96 % опрошенных знают о вредном влиянии алкоголя, в том числе и пива, на растущий организм, причем узнали они об этом из разных источников, в первую очередь, от родителей и из профилактических бесед в школе. Самое большое количество респондентов (24 %) впервые попробовали пиво в возрасте 12—14 лет, 22 % опрошенных сделали это в возрасте 14—16 лет. Есть среди опрошенных даже такие, которые пили пиво еще до 10 лет. Основные причины первого употребления пива — любопытство (так ответили 52 % опрошенных), желание не отставать от сверстников в компании (14 %), стремление казаться взрослыми (4 %). 50 % респондентов впервые попробовали пиво в компании друзей, 5 % — с родителями дома, 5 % — дома в отсутствие других членов семьи. Из всех опрошенных 14 % употребляют пиво постоянно, то есть каждый седьмой уже имеет пагубное пристрастие к алкоголю. 36 % опрошенных указали, что родителям известно об употреблении ими пива, причем 62 % респондентов отмечают, что родители к этому относятся отрицательно. Среди друзей процент информированности о вредной привычке сверстников выше — 62 %, 52 % из них относятся к употреблению их друзьями пива вполне нормально. Сами друзья тоже употребляют пиво, так ответили 50 % опрошенных. Эти данные показывают, что достаточно большое количество несовершеннолетних не могут противостоять влиянию среды, не могут сформировать свою личностную позицию, что вредное воздействие пива недооценивается несовершеннолетними. Половина участвующих в опросе несовершеннолетних утверждает, что действительно можно стать алкоголиком, даже если из всех алкогольных напитков употреблять только пиво. 60 % всех опрошенных отметили, что смогли бы полностью отказаться от пива и других алкогольных напитков, если бы их смогли убедить во вреде употребления алкоголя.

Полученные результаты позволяют предположить, что при грамотно организованной системе профилактических мероприятий можно исправить ситуацию с ранней алкоголизацией несовершеннолетних.

Необходимо внедрять превентивные формы работы. Данные формы работы предпочтительны и с экономической точки зрения, т.к. требуют значительно меньших инвестиций, нежели собственно лечение страдающих химической зависимостью.

Работу с подростками, страдающими химической зависимостью, желательно осуществлять комплексно. Единую команду, по нашему мнению, должны образовать врач-психиатр, психолог, социальный работник. Каждый специалист реализует свое направление работы с клиентом. Клинико-динамические особенности заболевания, личность пациента, его индивидуальная семейно-бытовая и социальная ситуация в значительной мере определяют объем и характер превентивных мероприятий. Вклад каждого специалиста в объем выполняемой превентивной работы незаменим: врач осуществляет деятельность по раннему выявлению и лечению нервно-психических расстройств, снижающих защитные противо-аддиктивные барьеры психики, психолог реализует психодиагностический и психокоррекционный блок работы, специалист по социальной работе осуществляет в рамках своих должностных функциональных обязанностей профилактическую работу среди несовершеннолетних.

Деятельность специалиста медицинского профиля в превенции аддикции имеет свою специфику. Известно [5], что в ряде случаев предикторами аддикций в детском возрасте являются проявления нервно-психических расстройств. Эти симптомы: проблемы с поведением, вниманием, неврозоподобные проявления, зачастую являются невыраженными, воспринимаются как следствие педагогических ошибок или излишне психологизируются. Их лечение является компетенцией психиатра. А отношение к психиатрии в российском обществе стигматизированное, как показано в работе [6] и наших исследованиях (Н. В. Александрова с соавт. 2010, 2012 [7, 8]). Поэтому важным социальным направлением превенции аддикций является преодоление стигматизации психиатрии путем ее популяризации через СМИ, внедрения медицинских знаний в подготовку педагогов различного профиля. Нами накоплен и опубликован такой опыт [8, 9]. Иллюстрацией медийного осуществления превентивных мероприятий является участие автора в телепередаче на ГТРК «Омск» серии «Открытый педсовет» на тему «Наркотики и дети» [10].

Важным системообразующим компонентом является психокоррекционная и психопрофилактическая работа. В течение ряда лет на базе ЦСУМ Советского района г. Омска успешно проводились тренинги личностного роста для детей, страдающих химической аддикцией, которые зарекомендовали себя как один из высокоэффективных способов предупреждения аддиктивного поведения несовершеннолетних [1].

Итак, оценивая современное состояние проблемы химической аддикции несовершеннолетних, можно резюмировать следующее: химическая ад-дикция несовершеннолетних имеет свои особенности развития. Чем старше дети, подростки, тем большее их число приобщено к алкоголю и токсическим веществам, и тем труднее осуществлять превентивные мероприятия. Важную роль в распространении алкоголизации несовершеннолетних играют укоренившиеся в обществе алкогольные традиции. Приобщение детей и подростков к злоупотреблению токсическими веществами происходит в кругу ближайшего окружения: чаще всего это родители,

ближайшие родственники, сверстники. Нередко приобщение осуществляется происходит буквально с дошкольного возраста, что наносит не только ущерб детскому здоровью, но и создает реальную угрозу развития тяжелого заболевания — алкоголизма. Особенно чревато последствиями употребление спиртных напитков и токсических веществ в переходном возрасте у 10—16-летних, когда в развивающемся организме происходит дифференциация и совершенствование функций и систем, идет половое созревание. Употребление алкогольсодержащих и токсических веществ в этом возрасте способно задержать или вовсе остановить физическое и умственное развитие, формирование этических и нравственных категорий, высших форм мышления, эстетических понятий. Решить проблему формирования химической аддикции несовершеннолетних только с помощью юридических запретов невозможно. Все усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на воспитании устойчивости личности к употреблению алкоголя и наркотиков, на создании условий, в которых возможно удовлетворение актуальных потребностей несовершеннолетнего социально-приемлемыми способами.

Таким образом, при разработке мер профилактики алкогольной аддикции несовершеннолетних, необходимо учитывать социальные аспекты. Рациональная психологическая коррекция должна строиться на основании изучения мотивации ад-диктивного поведения и с учетом выявленных социально-психологических факторов, этому поведению способствующих. Без знания мотивации и сопутствующих факторов наиболее известный метод психопрофилактики — санитарное просвещение — может оказаться недейственным. Например, санитарное просвещение традиционно ставит своей целью раскрыть вред для здоровья, который причиняют алкоголь и другие токсические средства. Но при этом не учитывается свойственное некоторым современным подросткам падение субъективной цены собственного здоровья.

Опыт нашей работы отчетливо указывает на то, что от младшего к старшему подростковому возрасту значительно снижается процент подростков с отрицательным отношением к алкоголю и токсическим веществам. Попытка ввести в учебных заведениях специальные «антиалкогольные и анти-наркотические курсы», программы, неспособна существенным образом повлиять на эту тенденцию. Традиционные лекции, беседы, брошюры непривлекательны для подростков, а включение обязательных занятий в программу обучения способно провоцировать реакцию протеста и тем самым обесценивать преподносимые знания [2, 3]. Более действенна, на наш взгляд, яркая наглядная информация, передаваемая по телевидению, гармонично вплетенная в содержание передач, представляющих интерес для подростков, а также тренинги личностного развития, направленные на предотвращение химической аддикции. Кроме того, необходимо разрабатывать новые формы медико-психолого-социальной профилактики аддикций с учетом социально-психологических особенностей детей и подростков.

Библиографический список

1. Карпенко, Е. С. Актуальные проблемы психологической работы с наркозависимыми / Е. С. Карпенко, С. Г. Лафи. — Омск, 2009. — 138 с.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

2. Гурски, С. Внимание — наркомания / С. Гурски. — М. : Медицина, 1988. — 144 с.

3. Личко, А. Е. Подростковая наркология : рук. для врачей / А. Е. Личко, В. С. Битенский. — Л. : Медицина, 1991. — С. 22-26.

4. Александрова, Н. В. Социальные аспекты алкогольной аддикции детей и подростков / Н. В. Александрова, Н. В. Кмита, Т. И. Иванова // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика : сб. материалов VI заочн. Между-нар. науч.-практ. конф. — Омск, 2013. — С. 114-121.

5. Леус, С. Э. Психологические особенности старших подростков с аддиктивным поведением / С. Э. Леус, П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — 2007. — № 3. — С. 26 — 29

6. Липай, Т. П. Стигматизация как социальный феномен (методология исследования) / Т. П. Липай, А. К. Мамедов // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. — 2011. — № 1. — С. 7—10.

7. Интегративный подход к решению проблемы стигматизации в детской психиатрии / Н. В. Александрова [и др.] // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика : сб. материалов VI заочной Междунар. науч.-практ. конф. — Омск, 2012. — С. 169— 170.

8. Александрова, Н. В. Интегративный подход к охране детского психического здоровья / Н. В. Александрова, О. М. Барышева, О. Е. Крахмелева // Онтогенетические аспекты психического здоровья населения : тез. докл. науч.-практ. конф. — Томск : Иван Федоров, 2010. — С. 118—120.

9. Социально-психологическая профилактика девиантного поведения у школьников, изменивших привычную образовательную среду / Н. В. Александрова [и др.] // Интегративный подход в теории и практике социальной работы: проблемы и пути решения : материалы IV заоч. Междунар. науч.-практ. конф. — Омск, 2010. — С. 192— 198.

10. ГТРК «Омск» 12 канал : официальный сайт 12 канала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gtrk-omsk.ru/ programs/pedsovet/?arcЫve=1 (дата обращения: 16.04.2013).

АЛЕКСАНДРОВА Наталия Викторовна, кандидат медицинских наук, доцент (Россия), доцент кафедры психологии труда и организационной психологии Омского государственного технического университета (ОмГТУ).

КМИТА Наталья Витальевна, специалист по социальной работе организационно-методической службы бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Калачинского района».

ЛАФИ Светлана Григорьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии ОмГТУ.

Адрес для переписки: natalie_v_al@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 21.05.2013 г.

© Н. В. Александрова, Н. В. Кмита, С. Г. Лафи

УДК 37.013.42 А. С. КОНДИНА

Омский государственный педагогический университет

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ТРЕНИНГА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ С УЧАСТНИКАМИ КРАТКОСРОЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММ

В статье отражены основные идеи межкультурного общения, инкультурации и ин-культуральной поддержки, рассмотрен вопрос о необходимости формирования навыков межкультурного общения для успешной инкультурации участников КОМП и описаны примеры практических занятий тренинга межкультурной коммуникации, апробированного на базе ОмГПУ, г. Омск, Россия.

Ключевые слова: общение, инкультурация, инкультуральная поддержка.

Развитие международных связей открывает новые возможности для межкультурного общения. При организации учебного процесса необходимо создавать условия, в которых может осуществляться межкультурное общение на занятиях английского языка, которые определяют условия и цели общения, рассматривая его как одно из проявлений само-

организации субъектности участников КОМП. Опираясь на концепцию М. С. Кагана о разновидностях общения, можно обозначить следующие этапы становления субъектности участников внутри группы: первый этап — вступление, второй — игровое общение, третий — конфронтация, четвертый — личностное общение. Безусловно, общение является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.