Научная статья на тему 'Реализация педагогических условий по развитию информационной компетенции подростков'

Реализация педагогических условий по развитию информационной компетенции подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / PEDAGOGICAL CONDITIONS / INFORMATION COMPETENCE / SOCIAL AND CULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафаралиев Бозор Сафаралиевич, Кольева Наталья Станиславовна

Раскрыт комплекс педагогических условий развития информационной компетенции подростков в социокультурном пространстве учреждения дополнительного образования, представлена их развернутая характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of teaching for developing information competence of teenagers

The article has disclosed a complex of pedagogical conditions of development of information competence of adolescents in social and cultural space of institutions of further education; it has presented their detailed characteristics.

Текст научной работы на тему «Реализация педагогических условий по развитию информационной компетенции подростков»

УДК 371:002

Б. С. Сафаралиев, Н. С. Кольева

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ

Раскрыт комплекс педагогических условий развития информационной компетенции подростков в социокультурном пространстве учреждения дополнительного образования, представлена их развернутая характеристика.

Ключевые слова: педагогические условия, информационная компетенция, социокультурное пространство

The article has disclosed a complex ofpedagogical conditions of development of information competence of adolescents in social and cultural space of institutions offurther education; it has presented their detailed characteristics. Keywords: pedagogical conditions, information competence, social and cultural space

Для успешного развития информационной компетенции подростков в социокультурном пространстве учреждения дополнительного образования необходимо создать наиболее благоприятные условия.

Понимая под условиями обстоятельства, от которых зависит результат процесса, его успешность, в ходе анализа психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований мы обратили внимание на то, что для повышения эффективности процесса развития информационной компетенции подростков в социокультурном пространстве учреждения дополнительного образования необходимо создание следующих педагогических условий.

Вовлечение подростков в виртуальное социокультурное воспитательное пространство учреждения дополнительного образования. Виртуальное дополнительное образование - это процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательно-воспитательного пространства, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты.

Современные ученые и практики определяют виртуальное социокультурное пространство следующим образом. Т. Л. Тропина трактует виртуальное пространство как информационное пространство, в котором находятся сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, представленные в математическом,

символьном или любом другом виде и находящиеся в процессе движения по локальным и глобальным компьютерным сетям, либо сведения, хранящиеся в памяти любого физического или виртуального устройства, а также другого носителя, специально предназначенного для их хранения, обработки и передачи [7].

Р. В. Шагиева определяет виртуальное пространство как «совокупное отображение объектов, явлений, процессов и связей физического мира в памяти компьютера, информационно-коммуникационных систем» [9].

Виртуальное социокультурное воспитательное пространство (по отношению к подросткам) может выступать и как информационно-коммуникативная среда, и как художественно-эстетическое пространство; в нем может быть создана игровая ситуация с включением фрагментов реальной жизни, представлены социальные формы развития и разнообразия воспитательных возможностей обеспечения саморазвития, самосовершенствования и самореализации подростков [3].

Таким образом, под виртуальным социокультурным воспитательным пространством понимается совокупность педагогических, дидактических, методических и технологических условий взаимодействия участников воспитательно-образовательного и досугового процесса.

В нашей работе виртуальное социокультурное воспитательное пространство включает следующие составляющие [2; 3; 9]:

153

1. Цель социально-культурного воспитательного пространства достигается посредством досугово-развивающей, художественно-творческой, исследовательской и других видов деятельности. Вовлечение подростков в эти виды деятельности представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов, средств, планирования, проведения, контроля, анализа, корректирования воспитательно-образовательного процесса, направленных на развитие информационной компетенции.

2. Специально организованное виртуальное социокультурное воспитательное пространство, предоставляющее возможность коллективного доступа к образовательным информационным ресурсам, электронным материалам, которые могут быть как в виде простейших учебников (электронных текстов), так и сложных интерактивных систем, компьютерных моделей, виртуальных учебных сред и т. д. Открытый и свободный доступ к информации предполагает создание единого виртуального социокультурного пространства, предоставляет равные возможности всем пользователям сети Интернет в получении доступа к информационным ресурсам, дает возможность каждому максимально развить свои личностно значимые качества и оперативно получить необходимую информацию.

3. Практическая составляющая, которая наиболее отражает специфику виртуальной воспитательно-образовательной и досуговой деятельности. Виртуальное социокультурное воспитательное пространство построено с помощью информационных технологий и включает в себя распределенные базы данных, виртуальные библиотеки, элективные курсы, адаптированный и расширенный аппарат дидактики, обеспечивающие личностное развитие подростков.

4. Технологическая составляющая основана на использовании преимущественно спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также глобальных и локальных сетей для обеспечения доступа учащихся к информационным образовательным ресурсам, представленным в виде цифровых библиотек, видеоматериалов и других средств обучения [см. напр.: 5;

8]. Л. Лессинг назвал программное обеспечение своего рода законом виртуального пространства, ведь именно оно позволяет совершать различные действия в Сети [4].

5. Субъекты обучающей среды, к которым относятся все участники виртуального социокультурного воспитательного пространства, прямо или косвенно вовлеченные в воспитательно-образовательную и досуговую деятельность.

6. Результативная составляющая - совокупность ожидаемых результатов и реально сформированной информационной компетенции, выраженной в общепризнанных терминах оценки качества образовательно-воспитательных достижений.

В связи с этим вовлечение учащихся в виртуальное социокультурное воспитательное пространство Виртуальной академии школьников (ВАШ, функционирует на базе СевероКазахстанского государственного университета им. М. Козыбаева) стало возможным благодаря взаимному проникновению образовательных и информационно-коммуникационных технологий, а именно путем интеграции возможностей и ресурсов. ВАШ - это прежде всего мобильная, креативная, быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет педагогические, дидактические, методические и технологические условия взаимодействия участников образовательного процесса, информационные ресурсы, базы данных и знаний, электронные материалы и библиотеки, современные программные средства, средства электронной коммуникации и осуществляет следующие виды деятельности:

- ориентацию на общие и дифференциальные социокультурные ценности, содействие подростку в самореализации, т. е. в саморазвитии и самосовершенствовании, организации опыта самоопределения;

- предоставление возможности дистанционно участвовать в конкурсах, олимпиадах, конференциях, семинарах;

- оказание помощи в выполнении творческих заданий по научной теме;

- предоставление возможности пользоваться информацией из базы данных вуза.

154

Виртуальное социокультурное воспитательное пространство является также инструментом интеллектуальной деятельности учащихся, средством самореализации, позволяет создать условия, при которых каждый ученик может реализовывать себя в образовательно-воспитательной и досуговой деятельности. Диалог в виртуальной социокультурной среде позволяет подросткам осознать свои возможно -сти, умения и навыки.

ВАШ позволяет создать ситуации, направляющие учащихся подросткового возраста к концентрации творческих усилий, креативности в деятельности, независимости в суждениях и ответственности за свои действия и поступки. Информационная деятельность требует не только умений и знаний в работе с информационными технологиями, но и проявления личностных качеств, которые обеспечивают способность и готовность к самообразованию и самореализации.

Воспитательно-образовательный и досу-говый процесс в ВАШ основывается на использовании современных информационно-коммуникационных технологий. Это значит, что получение электронного материала для изучения, заданий для выполнения, обсуждение вопросов и многое другое осуществляется удаленно. Полноценный виртуальный воспитательно-образовательный процесс учащихся осуществляется с помощью системы «Прометей». Данная система представляет собой программную оболочку, которая не только обеспечивает виртуальный воспитательно-образовательный процесс, но и позволяет управлять всей деятельностью виртуального учебного заведения.

Второе условие состоит в активизации самообразования и самореализации подростков в социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность предполагает активное участие подростков в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных ролей и функций, развитии исследуемой компетенции, необходимых для их успешной самореализации. Социально-культурная деятельность включает познание подростком социальной действительности, овладение навыками практической, ин-

дивидуальной и групповой работы. Как отмечает Л. В. Байбородова, в качестве источников социально-культурной деятельности выступают:

- передача культуры через семейный и другие социальные институты и прежде всего через систему образования, обучения и воспитания;

- взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

- первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

- процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль [1].

Смысл социально-культурной деятельности раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, самообразование и самореализация. Их единство обеспечивает развитие качеств личности подростков на протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей средой.

Воспитание в учреждениях дополнительного образования ставит своей целью формирование субъекта социализации: подростка, который способен самоопределяться в культуре, выполнять социальные роли, занимать самостоятельную и активную позицию в стремительно обновляющихся социальных условиях. Задачи воспитания сводятся к формированию у учащихся готовности к выполнению социальных ролей в различных видах социально-культурной деятельности; созданию условий для подготовки подростков к ценностному и профессиональному самоопределению.

Социально-культурная деятельность подростков - это деятельность, требующая создания условий для самообразования и самореализации личности, направленная на создание эффективного взаимодействия подростков в социокультурном пространстве учреждения дополнительного образования, совместную самореализацию.

Необходимыми условиями для организации подобной деятельности подростков в социокультурном пространстве учреждения дополнительного образования являются: наличие

155

мотивации и базовых учебных навыков самостоятельной работы; эффективная организация их деятельности педагогом; создание положительной эмоциональной среды в процессе взаимодействия учащихся и педагога; поэтапное формирование взаимосвязанных компонентов информационной компетенции; организация социально-культурной деятельности в процессе решения соответствующих задач.

Основными механизмами социально-культурной деятельности подростков являются сотрудничество, состязательность и соревновательность, педагогическая поддержка и методическое обеспечение данного процесса.

Для успешной реализации процесса формирования информационной компетенции подростков нами выделены разнообразные виды и формы социально-культурной деятельности подростков, среди которых, на наш взгляд, воспитательно-образовательная и досуговая деятельность является системообразующей.

Воспитательно-образовательная и досуго-вая деятельность - важное условие формирования духовно-нравственной, творческой, всесторонне развитой личности с активной жизненной позицией, способной к успешной социализации в информационном обществе [10].

Воспитательно-образовательная и досу-говая деятельность:

- обеспечивает условия для самообразования, самосовершенствования и самореализации;

- поддержку благоприятного нравственного и эмоционально-психологического климата в социокультурном пространстве учреждения дополнительного образования;

- проявление своих способностей;

- системообразующие связи с другими видами совместной деятельности подростков и взрослых;

- выражает коллективную потребность и является значимой для большинства подростков.

Более сложным типом самообразования и самореализации по развитию информационной компетенции подростков в виртуальном социокультурном воспитательном пространстве мы считаем использование телекоммуникационных проектов, которые требуют более

высокого уровня работы с информацией.

В современной педагогической науке проект рассматривается как совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приемами самостоятельного достижения поставленной задачи и одновременно развития определенных личностных качеств.

Телекоммуникационный проект - это гибкая модель организации виртуального социокультурного воспитательного пространства, ориентированная на саморазвитие и самореализацию подростков путем развития их интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов под контролем педагога. В процессе проектной деятельности у учащихся подросткового возраста развиваются следующие способности: коммуникативные, личностные, социальные, технологические, творческие и др. Для работы с проектным методом подходят практически все программные продукты, изучаемые в школьном курсе «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».

Учащиеся подросткового возраста получают возможность самореализации и через исследовательскую деятельность, совершенствуют знания об особенностях работы с различными источниками информации, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, получают умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

Третьим условием эффективного функционирования модели является - методическое обеспечение процесса развития информационной компетенции подростков в учреждении системы дополнительного образования.

Методическое обеспечение - это совокупность всех учебно-методических документов (программ, методик, дидактических материалов и т. д.), представляющих собой системное описание процесса развития информационной компетенции подростков в социокультурном пространстве учреждения

156

дополнительного образования. Методическое обеспечение является средством управления процессом развития информационной компе -тенции, моделью развития информационной компетенции, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.

В нашей работе под составом методического обеспечения процесса развития информационной компетенции подростков понимается комплекс форм, методов и средств для развития исследуемой компетенции, критерии сформи-рованности информационной компетенции, методики проектирования и реализации воспитательно-образовательной и досуговой деятельности в социокультурном пространстве учреждения дополнительного образования.

Процесс развития информационной компетенции подростков в учреждении системы дополнительного образования можно осуществить с помощью кейс-комплектов, дидактических игр, средств синхронной и асинхронной интернет-коммуникации (электронная почта, виртуальные социальные сети, Skype), а также технических средств обучения (компьютер с выходом в Интернет, платформы Web 1.0 и Web 2.0, на которых происходит работа над интернет-проектами).

Таким образом, сегодня уровень культуры как отдельного человека, так и общества в целом определяется объемом и глубиной знаний, которые приобретаются человеком во всех сферах культуры. Но получение знаний в культуре, искусстве, обыденной жизни и т. д. не является первоочередной задачей. Здесь знания всегда связаны с определенной системой ценностей, которую они обосновывают и защищают, кроме того, они носят образный характер. Только наука как специальная сфера духовного производства имеет своей целью получение объективных знаний об окружающем мире [6].

Разнообразная воспитательно-образовательная и досуговая деятельность, организуемая в социокультурном виртуальном пространстве учреждения дополнительного образования, - один из основных путей развития информационной компетенции, формирования у подростков способностей к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации. Богатый арсенал форм такой работы позволяет решить важную воспитательную задачу - помочь каждому подростку занять активную позицию, придать общественно полезную направленность его индивидуальным увлечениям, знаниям, умениям.

1. Байбородова, Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка: моногр. / Л. В. Байбородова, А. В. Золотарева, Л. Н. Серебренников. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. - 220 с.

2. Евсикова, Н. И. Влияние вариативной образовательной среды на эмоционально-личностное развитие учащегося в полном цикле школьного обучения: дис. ... канд. психол. наук / Н. И. Евсикова. - М., 2009. - 278 с.

3. Кольева, Н. С. Разработка теоретических основ для создания виртуальной лаборатории: моногр. / Н. С. Кольева, Е. В. Шевчук, М. С. Гонцова. - LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 77 с.

4. Лессинг, Л. Свободная культура / Л. Лессинг. - М.: Прагматика культуры, 2007. - 272 с.

5. Орехов, С. И. Виртуальная реальность: исследование онтологических и коммуникационных основ: дис. ... д-ра филос. наук / С. И. Орехов. - Омск, 2002. - 332 с.

6. Сафаралиев, Б. С. Основные этапы формирования социально-культурной проектной деятельности у студентов / Б. С. Сафаралиев // Социально-культурная деятельность как феномен педагогики: материалы междунар. науч.-теор. конф. - Челябинск, 2013. - С. 68-77.

7. Тропина, Т. Л. Киберпреступность и кибертерроризм: поговорим о понятийном аппарате / Т. Л. Тропина // Информационные технологии и безопасность: сб. науч. тр. междунар. конф. Вып. 3. - Киев: Национальная академия наук Украины, 2003. - C. 173-181.

8. Хомченко, Т. В. Роль дистанционного образования в формировании информационной компетентности / Т. В. Хом-ченко // Философия образования. - 2009. - № 2. - С. 70-77.

9. Шагиева, Р. В. Концепция правовой деятельности в современном обществе: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Р. В. Шагиева. - М., 2006.

10. Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук / Н. М. Яковлева. - Челябинск, 1992. - 403 с.

Сдано 2.09.2013

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.